Как проверить ni mh аккумулятор
Перейти к содержимому

Как проверить ni mh аккумулятор

  • автор:

NiMH аккумуляторы, их тренировка и восстановление

В Журнале «МИР ПК» №5 за 2006 год опубликована статья В.Логинова «Секреты омоложения батареи ноутбука». Здесь я хочу поделиться собственным опытом восстановления емкости NiMH элементов, для тех кому хочется повозиться и сэкономить.

Из опыта эксплуатации

NiMH элементы широко рекламируются, как элементы с высокой энергоемкостью, не боящиеся холода и не имеющие памяти. Купив цифровую фотокамеру Canon PowerShot A 610 , я естественно снабдил ее емкой памятью на 500 снимков высшего качества, а для увеличения продолжительности съемок купил 4 NiMH элемента емкостью 2500 ма * час фирмы Duracell .

Сравним характеристики выпускаемых промышленностью элементов:

5,25-6,85 (для батарей 6 В),

Из таблицы видим NiMH элементы обладают высокой энергетической емкостью, что делает их предпочтительными при выборе.

Для их зарядки было куплено интеллектуальное зарядное устройство DESAY Full-Power Harger обеспечивающее зарядку NiMH элементов с их тренировкой. Элементы оно заряжались качественно, но. Однако на шестой зарядке оно приказало долго жить. Выгорела электроника.

После замены зарядного устройства и нескольких циклов заряд-разряд, аккумуляторы стали садиться на втором — третьем десятке снимков.

Оказалось, что не смотря на заверения, NiMH элементы тоже обладают памятью.

А большинство современных портативных устройств их использующих, имеют встроенную защиту, отключающую питание при достижении некоторого минимального напряжения. Это не позволяет выполнить полную разрядку аккумулятора. Тут и начинает играть свою роль память элементов. Не полностью разряженные элементы получают неполный заряд и их емкость падает с каждой перезарядкой.

Качественные зарядные устройства позволяют выполнять зарядку без потери емкости. Но что-то я не смог найти в продаже такого для элементов емкостью 2500ма h . Остается периодически проводить их тренировку.

Тренировка NiMH элементов

Тренировка NiMH элементов заключается в нескольких (1-3) циклах разрядки — зарядки.

Разрядка выполняется до снижения напряжения на аккумуляторном элементе до 1В. Желательно разряжать элементы индивидуально. Причина в том, что способность принимать заряд может быть различна. И она усиливается при зарядке без тренировки. Поэтому происходит к преждевременное срабатывание защиты по напряжению вашего устройства (плеера, фотоаппарата, . ) и последующей зарядке неразряженного элемента. Результат этого нарастающая потеря емкости.

Разрядку необходимо выполнять в специальном устройстве (Рис.3), которое позволяет выполнять ее индивидуально для каждого элемента. Если нет контроля напряжения, то разрядка выполнялась до заметного снижения яркости лампочки.

А если Вы засечете время горения лампочки вы сможете определить емкость аккумулятора, она вычисляется по формуле:

Емкость = Ток разрядки х Время разрядки = I х t (А * час)

Аккумулятор емкостью 2500 ма час способен отдавать в нагрузку ток 0,75 А в течении 3,3 часа, если полученное в результате разрядки время меньше, соответственно и меньше остаточная емкость. И при уменьшении емкости Вам необходимой надо продолжить тренировку аккумулятора.

Сейчас для разрядки элементов аккумуляторов я применяю устройство изготовленное по схеме показанной на рис.3.

Оно изготовлено из старого зарядного устройства и выглядит так:

Только теперь лампочек 4 штуки, как в рис.3. О лампочках надо сказать отдельно. Если лампочка имеет ток разрядки равный номинальному для данного аккумулятора или несколько меньший ее можно использовать как нагрузку и индикатор, иначе лампочка только индикатор. Тогда резистор должен иметь такую величину, чтобы суммарное сопротивление El1-4 и параллельного ей резистора R1-4 было порядка 1,6 Ом. Замена лампочки на светодиод недопустима.

Пример лампочки которая может быть использована в качестве нагрузки — это криптоновая лампочка для карманного фонаря на 2,4 В.

Особый случай.

Внимание! Производители не гарантируют нормальную работу аккумуляторов при зарядных токах превышающих ток ускоренной зарядки I зар должен быть меньше емкости аккумулятора. Так для аккумуляторов емкостью 2500ма*час он должен быть ниже 2,5А.

Бывает, что NiMH элементы после разрядки имеют напряжение менее 1,1 В. В этом случае необходимо применить прием описанный в приведенной выше статье в журнале МИР ПК. Элемент или последовательная группа элементов подключается к источнику питания через автомобильную лампочку 21 Вт.

Еще раз обращаю Ваше внимание! У таких элементов обязательно надо проверить саморазряд! В большинстве случаев именно элементы с пониженным напряжением имеют повышенный саморазряд. Эти элементы проще выкинуть.

Зарядка предпочтительна индивидуальная для каждого элемента.

Для двух элементов напряжением 1,2 В зарядное напряжение не должно превышать 5-6В. При форсированной зарядке лампочка одновременно является индикатором. При снижении яркости лампочки можно проверить напряжение на NiMH элементе. Оно будет больше 1,1 В. Обычно, эта начальная, форсированная зарядка занимает от 1 до 10 минут.

Если NiMH элемент, при форсированной зарядке в течении нескольких минут не увеличивает напряжение, греется — это повод снять его с зарядки и отбраковать.

Рекомендую применять зарядные устройства только с возможностью тренировки (регенерации) элементов при перезарядке. Если нет таких, то через 5-6 рабочих циклов в аппаратуре, не дожидаясь полной потери емкости, производить их тренировку и отбраковывать элементы имеющие сильный саморазряд.

И они Вас не подведут.

В одном из форумов прокомментировали эту статью » написано тупо, но больше ничего нет «. Так Вот это не»тупо», а просто и доступно для выполнения на кухне каждому кто нуждается в помощи. Т.е. максимально просто. Продвинутые могут поставить контроллер, подключить компьютер, . , но это уже другая история.

Чтобы не казалось тупо

Существуют «умные» зарядники для NiMH элементов.

Такой зарядник работает с каждым аккумулятор отдельно.

  1. индивидуально работать с каждым аккумулятором в разных режимах,
  2. заряжать аккумуляторы в быстром и медленном режиме,
  3. индивидуальный ЖК дисплей для каздого аккумуляторного отсека,
  4. независимо заряжать каждый из аккумуляторов,
  5. заряжать от одного до четырех аккумуляторов разной емкости и типоразмера (АА или ААА),
  6. защищать аккумулятор от перегрева,
  7. защищать каждый аккумулятор от перезарядки,
  8. определение окончание зарядки по падению напряжения,
  9. определять неисправные аккумуляторы,
  10. предварительно разряжать аккумулятор до остаточного напряжения,
  11. восстанавливать старые аккумуляторы (тренировка заряд-разряд),
  12. проверять емкость аккумуляторов,
  13. отображать на ЖК дисплее: — ток заряда, напряжение, отражать текущую емкость.

Самое главное, ПОДЧЕРКИВАЮ , данного типа устройства позволяют работать индивидуально с каждым аккумулятором.

По отзывам пользователей такое зарядное устройство позволяет восстановить большинство запущенных аккумуляторов, а исправные эксплуатировать весь гарантированный срок эксплуатации.

К сожалению я таким зарядником не пользовался, поскольку в провинции его купить просто невозможно, но в форумах Вы можете найти много отзывов.

Главное не заряжайте на больших токах, не смотря на заявленный режим с токами 0,7 — 1А, это все же малогабаритное устройство и может рассеять мощность 2-5 Вт.

Заключение

Любое восстановление NiMh аккумуляторов строго индивидуальная (с каждым отдельным элементом) работа. С постоянным контролем и отбраковкой элементов не принимающих зарядку.

И лучше всего заниматься их восстановлением с помощью интеллектуальных зарядных устройств, которые позволяют индивидуально выполнять отбраковку и цикл заряд — разряд с каждым элементом. А поскольку таких устройств автоматически работающих с аккумуляторами любой емкости не существует, то они предназначены для элементов строго определенной емкости или должны иметь управляемые токи зарядки, разрядки!

И я бы не рекомендовал заниматься восстановлением Li-ion аккумуляторов.
В критических ситуациях они склонны к разрушению с выделением большого количества энергии и опасных химических компонентов!

Другие статьи на эту тему:

  1. NiMH аккумуляторы, как продлить их срок службы.
  2. Тестирование Ni-MH аккумуляторов АА форм-фактора.Автор данной статьи Propretor .
  3. Секреты «омоложения» батареи ноутбука, Вадим Логинов, Журнал «Мир ПК», #05, 2006 год.

Измерение ёмкости аккумулятора

Ёмкость — это заряд Q новой батарейки или полностью заряженного аккумулятора. Заряд (количество электричества) измеряется в Кулонах: 1 Кулон = 1 Ампер × 1 секунда . Обычно ёмкость измеряется в единицах ампер·час или ма·час . Типичная ёмкость аккумулятора типоразмера ААА 1000 ма·час, АА — 2000 ма·час. Аккумулятор ёмкостью 1000 ма·час может давать ток 1000ма в течение 1 часа или 100ма в течение 10 часов. Если учесть напряжение U , то можно оценить запасённую в аккумуляторе энергию E = Q × U

Для определения ёмкости аккумулятора его полностью заряжают, затем разряжают заданным током I , и измеряют время T , за которое он разрядился. Произведение тока I на время T и есть ёмкость аккумулятора Q = I × T . Так же измеряется ёмкость батарейки, но после полного разряда аккумулятор можно снова зарядить, а батарейку уже нельзя использовать. Смысл в том, что вы измерите ёмкость батареек данного типа . Кстати, ёмкость щелочных батареек примерно равна ёмкости современных NiMh аккумуляторов того же типоразмера — AA(2000 ма·час), AAA(1000 ма·час).

Схема для измерения ёмкости

Предлагаемая схема разряжает аккумулятор через резистор R до напряжения почти полного разряда NiCd или NiMh элемента — примерно 1 вольт. Ток разряда равен I = U / R . ( О выборе тока разряда ) Для измерения времени разряда T используются часы, работающие от напряжения 1.5-2.5V. Для защиты аккумулятора от полного разряда применено твёрдотельное реле PVN012 . Оно отключает аккумулятор при снижении напряжения U до минимально допустимого Ue = 1V .

Схема устройства для измерения ёмкости аккумулятора (батареи) с использованием часов

Схема измерителя ёмкости, и пример разводки платы

Как это работает

Аккумулятор надо полностью зарядить и подключить к устройству. Часы надо установить на 0 и нажать кнопку Start . В этот момент реле замыкает контакты 4-5 и 5-6. Начинается разряд аккумулятора через резистор R и подаётся напряжение на часы. Напряжение на аккумуляторе и резисторе постепенно снижается. Когда напряжение на резисторе R снизится до 1V реле размыкает контакты. Разряд прекращается и часы останавливаются.

По мере разряда аккумулятора управляющий ток через контакты реле 1-2 уменьшается примерно от 8 до 2mA. При управляющем токе 3mA сопротивление контактов 4-5 и 5-6 менее 0.04 Ом. Это достаточно мало, чтобы не учитывать при расчёте тока — если нужен ток разряда 1A, берите резистор R=1.2 Ом.

После прекращения разряда напряжение на аккумуляторе возрастает до 1.1-1.2V из-за внутреннего сопротивления элемента.

Потери на контактах

При повторении этой схемы примите меры для уменьшения сопротивления контактов аккумулятора и разъёмов. При токе 0.5-1A на контактах можно потерять 0.1V и более, что ухудшит точность измерения. Такие же потери вызывает стальная пружина, используемая в некоторых держателях аккумулятора. Пружину и другие стальные контакты надо шунтировать медным проводом. Я сделал один из вариантов измерителя ёмкости аккумуляторов АА и ААА в корпусе от простого зарядного устройства, у которого были хорошие медные контакты.

Дополнительные вопросы

Саморазряд

Обратите внимание, что ёмкость свежезаряженных аккумуляторов выше, так как со временем часть заряда теряется из-за саморазряда . Чтобы узнать величину саморазряда, нужно измерить емкость сразу после зарядки, и измерить ещё раз через неделю (месяц) после зарядки. Саморазряд NiMh аккумуляторов может достигать 10% в неделю и более.

С какой точностью измеряется ёмкость?

Точное количество электричества можно определить интегрированием по времени dQ = 1/R × U(t) × dt .

По экспериментальным графикам разряда видно, что по мере разряда напряжение уменьшается примерно от 1.4V до 1.0V. Ток разряда U/R тоже уменьшается. При использовании в качестве среднего напряжения номинальной величины 1.2V получается точность не хуже 10%. Это справедливо, если аккумулятор используется примерно при таком же токе разряда, как и при измерении ёмкости.

типичные кривые разряда аккумулятора

Пример графиков разряда

Если при измерении был ток 0.5A, а при использовании 5A, то аккумулятор разрядится в несколько раз быстрее, чем ожидается. При токе использования 0.05А ёмкость окажется больше, чем при измерении. При токе 0.005A ёмкость может оказаться меньше измеренной из-за саморазряда аккумулятора в течение большого времени эксплуатации. Значительное отличие тока измерения от тока эксплуатации вносит погрешность более 10%.

Использование в устройстве стальных контактов вместо медных может увеличить погрешность на 10% и более, особенно при большом токе разряда.

Некоторая погрешность величины напряжения отсечки 1.0V связана с зависимостью вольт-амперной характеристики твёрдотельного реле от температуры. В комнатных условиях это даёт погрешность в 1-2%.

Устройство для измерения ёмкости аккумуляторов состоит из схемы внутри часов и держателя батареи.

Каким должен быть ток разряда?

Надо выбирать такой ток, при котором обычно используется этот аккумулятор. Если ток разряда слишком большой, то из-за внутреннего сопротивления напряжение на аккумуляторе быстро снизится ниже 1 вольта, и измеренное значение ёмкости будет низким. Если выбрать слишком малый ток разряда, то измеренная ёмкость получится больше, чем аккумулятор реально выдаст при работе в вашем приборе.

Зачем два диода?

Диоды используются для защиты твёрдотельного реле при случайном обрыве резистора R . Если вы уверены, что обрыв невозможен, или вы измеряете ёмкость аккумуляторов с напряжением менее 1.4V ( один элемент AA или AAA ), то диоды можно убрать. При этом схема помещается внутри будильника, как у меня было сделано раньше. Резистор 5 Ом защищает реле при нажатии кнопки Start. Его тоже можно убрать, если включить кнопку параллельно контактам 4-5, как на упрощённой схеме.

Как измерить ёмкость литий-ионного аккумулятора?

примеры

Um Ue I R r
1.2 1.0 0.2 6.0 0
1.2 1.0 0.5 2.4 0
3.3 3.0 0.5 2.2 4.4
8.4 7.0 0.1 12 72

В этом случае к батарее подключается делитель напряжения по образцу, показанному на схеме. Используя делитель напряжения, можно измерить ёмкость батареи из нескольких аккумуляторов или ёмкость литий-ионного аккумулятора.

Требуемый ток разряда I при среднем напряжении Um обеспечивает сумма двух резисторов: R + r = Um / I .

Резистор R рассчитывается так, чтобы при конечном напряжении на батарее Ue , напряжение на резисторе R стало равно 1V: R = (Um / I) × (1V / Ue) .

Как проверить ёмкость аккумулятора по напряжению?

По напряжению ёмкость определить нельзя. Для каждого типа батарей и аккумуляторов есть типичные кривые разряда. По ним можно оценить отношение заряда к ёмкости ( процент заряда ). Я использую зарядное устройство Ansmann , которое для такой оценки измеряет напряжение при заданном токе разряда. Однако у NiMh аккумуляторов не только ёмкость, но и рабочее напряжение уменьшается с возрастом. В некоторых случаях Ansmann давал оценку 30% в то время, как измерение до полного разряда давало 80%.

Как измерить ёмкость аккумулятора без этой схемы?

Подключите к заряженному аккумулятору резистор R и вольтметр. Следите по часам. Через некоторое время T напряжение U снизится до минимально допустимого. В этот момент отключите резистор. Ёмкость равна Q = T × U / R

В чём отличие от схемы, которая была на сайте раньше?

0. Старая схема
1. Вместо 1.3-1.1V на часы подаётся 2.6-2.2V
2. Вместо выключателя для дополнительного элемента питания использован контакт реле, и теперь отключение обоих аккумуляторов происходит автоматически.
3. Добавлена защита реле от обрыва резистора R

Условная схема аккумулятора с внутренним источником тока и внутренним сопротивлением

Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора и как его измерить?

Этот раздел перенесён на отдельную страницу «Внутреннее сопротивление»

Автомобильный аккумулятор (АКБ)

Автомобиль не заводится, хотя зарядное устройство работает нормально, и показывает, что аккумулятор полностью заряжен. Дело не в ёмкости. После нескольких слишком глубоких разрядов внутреннее сопротивление увеличилось, и аккумулятор больше не может выдать ток, необходимый для работы стартёра. Придётся купить новый аккумулятор, и больше не допускать глубокого разряда.

Как измерить ёмкость АКБ

Для оценки ёмкости можно использовать лампу от фары в качестве нагрузочного сопротивления. Это должна быть лампа накаливания, например, галогеновая, но не светодиодная. Лампа 60вт потребляет ток 5А. Подключите параллельно аккумулятору вольтметр и лампу. Следите по часам. Когда напряжение снизится до 11в — разряд закончился — отключите лампу. Если это не сделать, то аккумулятор испортится. Если до окончания разряда прошло 10 часов, то ёмкость вашего аккумулятора 50 а·час. Если 5 часов, то 25 а·час. Этот тест не гарантирует, что машина заведётся, так как стартёру нужно не 5А, а 100-150А.

Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора

Лампу от фары можно использовать для оценки внутреннего сопротивления. При токе 100А на внутреннем сопротивлении не должно теряться более 1 вольта. Соответственно, при токе 5А не должно теряться более 0.05 вольта (1в * 5А / 100А). Подключите параллельно аккумулятору вольтметр и лампу. Запомните величину напряжения. Отключите лампу. Обратите внимание, насколько увеличилось напряжение. Если, допустим, напряжение возросло на 0.2 вольта, то аккумулятор испорчен, а если на 0.02 вольта, то он исправен. При токе 100А потеря напряжения будет всего 0.4в (0.02в * 100А / 5А).

Конденсатор вместо аккумулятора?

Ёмкость конденсатора определяется немного по другому: C = Q / U

Ёмкость зависит от геометрии конденсатора. Если увеличить расстояние L между пластинами конденсатора, то заряд Q и напряжённость электрического поля между пластинами E не изменятся, а разность потенциалов U = E × L увеличится. Поэтому ёмкость конденсатора C уменьшится.

Можно ли использовать конденсатор вместо аккумулятора или наоборот?

В некоторых случаях можно, и используют. Главное отличие конденсатора от аккумулятора при использовании в качестве источника тока в том, что по мере разряда напряжение на аккумуляторе долго остаётся стабильным, а на конденсаторе оно снижается пропорционально оставшемуся заряду.

конденсатор 3000 фарад

capacitor 3000F 2.7V

Какой конденсатор мог бы заменить обычный аккумулятор ААА (1000 ма·час)?

Q = 1000 ма·час = 3600 А·сек = 3600 Кулон
C = Q / U = 3600 К / 1.2 В = 3000 Фарад

Такие конденсаторы «Ионисторы» по принципу устройства приближаются к аккумуляторам, так как обкладками конденсатора служит химический двойной электрический слой на границе электрода с электролитом.

Почему портятся аккумуляторы

Этот раздел находится на странице «Пример разводки платы»

Как проверить ni mh аккумулятор

Olympus Camedia 1700

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

La Crosse Tech 2400

(реальный OEM производитель неизвестен)

Olympus Camedia 2100

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

Olympus Camedia 2100

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

(0.93в без нагрузки)

(0.99в без нагрузки)

Samsung Pleomax 2700

* Внутреннее сопротивление на постоянном токе полностью заряженного Ni-MH аккумулятора (Internal Resistance DC, fully charged) приблизительно в 2.5 раза больше внутреннего импеданса аккумулятора на частоте 1кГц (Internal Impedance at 1000Hz), который так любят указывать в документации производители, хотя последний параметр не так актуален, как первый. (Компании Energizer и Varta параметр Internal Resistance DC в документации обычно указывают, в отличии от других производителей).

В связи с тем, что аккумуляторы Sanyo Superlattice Alloy Technology HR-3U 2500 за 30 дней хранения потеряли весь запасенный заряд, было произведено дополнительное тестирование данных аккумуляторов с меньшим интервалом хранения.

Таблица 2. Характеристики аккумулятора Sanyo Superlattice Alloy Technology HR-3U 2500 после 5 суток хранения (аккумулятор тот же, что и в тестировании после 30 дней хранения):

Заявленная емкость, мАч

Реальная емкость после тренировки, мАч *

Остаточный заряд после 5 дней хранения при 23-25°С, мАч

(характеризует ток утечки и саморазряд аккумулятора)

Показания на 1-ом цикле режима REFRESH

Потерянный заряд после 5 дней хранения при 23-25°С, мАч

Относительная величина остаточного заряда после 5 дней хранения при 23-25°С, %

Емкость аккумулятора после 5 дней хранения в заряженном состоянии при температуре 23-25°С, мАч

(характеризует деградацию емкости аккумулятора)

Внутреннее сопротивление на постоянном токе полностью заряженного аккумулятора, мОм

(Internal Resistance DC, fully charged)

* Налицо сильная деградация емкости аккумулятора, которую не спасает даже повторно проведенная тренировка (емкость после вторичной тренировки упала с 2510мАч до 2340мАч).

Таблица 3. Характеристики аккумулятора Sanyo Superlattice Alloy Technology HR-3U 2500 после 10 суток хранения (аккумулятор тот же, что и в тестировании после 30 дней хранения):

Заявленная емкость, мАч

Реальная емкость после тренировки, мАч *

Остаточный заряд после 10 дней хранения при 23-25°С, мАч

(характеризует ток утечки и саморазряд аккумулятора)

Показания на 1-ом цикле режима REFRESH

Потерянный заряд после 10 дней хранения при 23-25°С, мАч

Относительная величина остаточного заряда после 10 дней хранения при 23-25°С, %

Емкость аккумулятора после 10 дней хранения в заряженном состоянии при температуре 23-25°С, мАч

(характеризует деградацию емкости аккумулятора)

Внутреннее сопротивление на постоянном токе полностью заряженного аккумулятора, мОм

(Internal Resistance DC, fully charged) ра, мОм

* Налицо сильная деградация емкости аккумулятора, которую не спасает даже повторно проведенная тренировка (емкость после вторичной тренировки упала с 2550мАч до 2430мАч).

Таблица 4. Характеристики аккумуляторов после 60 дней хранения (аккумуляторы из той же упаковки, но не те, что использовались в тестировании после 30 дней хранения):

Заявленная емкость, мАч

Реальная емкость после тренировки, мАч

Остаточный заряд после 60 дней хранения при 23-25°С, мАч

(характеризует ток утечки и саморазряд аккумулятора)

Показания на 1-ом цикле режима REFRESH

Потерянный заряд после 60 дней хранения при 23-25°С, мАч

Относительная величина остаточного заряда после 60 дней хранения при 23-25°С, %

Емкость аккумулятора после 60 дней хранения в заряженном состоянии при температуре 23-25°С, мАч

(характеризует деградацию емкости аккумулятора)

Внутреннее сопротивление на постоянном токе полностью заряженного аккумулятора, мОм

(Internal Resistance DC, fully charged)

Olympus Camedia 1700

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

Olympus Camedia 1700

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

La Crosse Tech 2400

(реальный OEM производитель неизвестен)

Olympus Camedia 2100

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

Olympus Camedia 2100

(HR на катоде, реальный OEM производитель — Sanyo)

Samsung Pleomax 2700

В моем случае наиболее важной характеристикой аккумулятора является низкий саморазряд. И, согласно этому критерию, не только относительная величина остаточного заряда максимальна у Ansmann maxE, не сложно видеть, что через срок, больший 2-х месяцев и абсолютная величина остаточного заряда у него будет выше, чем у лидеров тестирования — La Crosse Tech 2400 и Ansmann Digital Professional 2700. Соответствие же реальной емкости заявленной и практически отсутстующее уменьшение «раскаченой» емкости после длительного хранения ставит Ansmann maxE в один ряд с таким качественным аккумулятором, как La Crosse Tech 2400 (очень жаль, что производитель последнего остался неизвестным).

И так мы видим нового чемпиона — это Sanyo Eneloop HR-3UTG! Кроме высочайшей «сохранности» заряда, они обладают минимальным внутренним сопротивлением и минимальной деградацией емкости.

Приведенные графики наглядно показывают, что в большинстве своем, аккумуляторы меньшей емкости обладают значительно меньшим саморазрядом (как абсолютным, так и относительным), и после длительного хранения у аккумулятора с меньшей реальной емкостью, величина его остаточного заряда может быть выше. Таким образом подтверждается теоретическое высказывание: «Подбор металлгидридных материалов, улучшающих водородные связи и уменьшающих коррозию сплава, позволяет уменьшить скорость саморазряда, однако при этом снижается энергетическая плотность аккумулятора (емкость при заданном объеме)». И наоборот.

Аккумуляторы GP 270AAHC 2700, GP 250AAHC 2500 (не говоря уже про Sanyo HR-3U 2500) можно однозначно отнести к браку, поскольку после первого измерения через 30 суток, наклон кривой остаточного заряда не только не уменьшается, а увеличивается еще больше, что совершенно не свойственно Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторам, у которых основной саморазряд происходит в течении первых суток прошедших после заряда.

С целью проверки заявленного свойства аккумуляторов Ansmann maxE, что они продаются полностью заряженными, и, косвено, оценки саморазряда (поскольку с момента производства до моего тестового эксперимента прошло наверняка более 2-х месяцев), я достал из упаковок 8 новых аккумуляторов Ansmann maxE и разряжал их с помощью зарядного устройства — анализатора Maha MH-C9000 током 500мА и 1000мА. Разряд происходил до напряжения 1В, что с практической точки зрения незначительно занижает результаты анализа по сравнению с разрядом до 0.9В, особенно при высоких значениях разрядного тока (0.5С) и с учетом того, что при разряде до напряжения 1В Ni-MH аккумулятор и так уже отдал 99% своей энергии.

Таблица 5. Оценка «заряженности» аккумуляторов Ansmann maxE :

Заявленная емкость, мАч

Остаточный заряд у нового аккумулятора из упаковки при токе разряда 500мА, мАч

Остаточный заряд у нового аккумулятора из упаковки при токе разряда 1000мА, мАч

Как проверить ni mh аккумулятор

Товарищи, прошу совета

Есть аккумуляторы NiMH, впрочем есть и NiCd, хочу измерить (проверить) его емкость.
Есть мультиметр, но опасаюсь его не достаточно для задуманного.
Скоро будет и супер IMAX B6, но так же опасаюсь, что не для Li-Poly он уже не такой волшебный.

Интересуюсь может быть имеется бытовой способ проверки емкости NiMH/NiCd аккумуляторов? Или как это осуществляют специализированные зарядные устройства?

Буду рад любой подсказке

Нормально они с никелями работают, вот не надо!

Единственная оговорка — на малых токах могут слегка выпендриваться, так как минимальный зарядный ток 0,1А. Для некоторых бытовых никелей — это уже много.

ПРи разряде — вообще железно емкость считается. До 1В на банку порог ставится и ток, 0,5А — потом смотрите, сколько мА*ч вылилось.

В домашних сложно, с Имаксом всё просто и он волшебен для всех типов аккумуляторов =). Если время позволяет перечитайте всю ветку. Там есть ответы практически на все вопросы.
Берете аккум (один, если вы затеяли узнать емкость на каждом), разряжаете его до 0.9В затем заряжаете током 0,3С (где Ц=номинальной емкости аккума, к примеру для аков 2000мач 0.3С будет = 0.6А) я для этого в настройках зарядника задираю дельтапик, что бы не поймал, и ставлю ограничение по емкости + 10% то есть на мои 2700мач ограничение выставляю 3000мач и заливаю до упора. ЗАТЕМ снова разряжаем до 0.9В тем же 0.1С вот тут то и увидите реальную ёмкость.

Значит буду дрючить свои аккумуляторы АА по одному с помощью долгоожидаемой зарядки IMAX B6

А этот момент, когда зарядка разрядит мой подопытный аккумулятор АА до 0.9~1.0В, я не пропущу?
Скажем я смогу на ночь оставить процесс для зарядки и разрядки, а утром наблюдать желаемое число реальной емкости?

… разряжаете его до 0.9В затем заряжаете током 0,3С (где Ц=номинальной емкости аккума, к примеру для аков 2000мач 0.3С будет = 0.6А)…

Если кадмии — ОК, если никели — для многих никелей это много и они не набирают полный заряд. По личному опыту, для бытовых гидридов надо ставить строго 0,1Ц — т.е. для элементов с емкостью 2 А*ч зарядный ток 0,2А.
Без дельтапика не рискую — был опыт ушатывания бытовых гидридов, уж лучше малыми токами.

Зачем по одному?! Разьве только ради первичного эксперимента, если есть подозрение на разбег между банками…

У меня приспособлена кассетница на 6 АА, от нее распаяны разъема на 2, 4 и все 6 элементов. Пихаю в нее разом 2, 4 или соответственно 6 банок — втыкаю нужный разъем в зарядку и циклю элементы одним куском.

Если кадмии — ОК, если никели

всмысле металгидриды? Да ерунда, на MH заряд 0.3-0.5С разряд 0.1-0.3С. Это из рекомендованных, меньше лучше, больше хуже, но вопрос на сколько? вместо 1000 циклов отходят 800? да и фиксними если время не терпит… Сам ставил эксперименты, между 0.1С и 0.3С на заряде разницы по емкости не было.
А я напротив по дельтапику не рискую, к стати ловится он чаще в том самом диапазоне 0.3-0.5С на 0.1 не поймал… и однажды в кассете поймал по самому слабому акку при 70% заряда и выключился. Отлично, один полный, остальные нет. Кстати для этого я побаночно тоже выяснял, что бы отсеять дохлые. Времени было много да и не наигрался тогда Имаксом.
Я не претендую на истину. Ставьте эксперименты самостоятельно, опирайтесь на свой опыт.

А этот момент, когда зарядка разрядит мой подопытный аккумулятор АА до 0.9~1.0В, я не пропущу?

Тут смотря как крепко спите, я вот вчера не услышал, жена разбудила. Зато утром сегодня услышал из кухни через закрытую дверь. Кот всегда подпрыгивает, хватается за сердце и просит валерьянки… В общем громко весьма, но на ночь можно в настройках пищалку выключить, всё равно результат видно пока на стоп не нажать.

всмысле металгидриды? Да ерунда, на MH заряд 0.3-0.5С разряд 0.1-0.3С. Это из рекомендованных, меньше лучше, больше хуже, но вопрос на сколько? вместо 1000 ци… Ставьте эксперименты самостоятельно, опирайтесь на свой опыт.

Ну вот лично мой опыт говорит, что бытовые гидриды — очень не любят ток выше 0,1Ц. Силовые и близкие к ним, в частности борт из банок АА 1,3 А*ч, можно и 0,5Ц сунуть — схавает и не подавится. А бытовые с емкостями 2-2,2 А*ч (всякую хренотень с якобы 2,5А*ч и выше в формате АА не рассматриваем) — они не любят высокие токи… Циклов за 10 начинают емкость терять.

И допустимый/предельный разрядный ток таки всегда превышает зарядный.

PS: 1000 циклов — расхожее вранье производителя. И еще не стоит забывать, что при таком количестве циклов, даже если батарея их отходит, допускается уменьшение емкости элементов в 2 раза. По личным данным, больше чем на ~500 циклов рассчитывать не стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *