Nicam что это в телевизоре
Перейти к содержимому

Nicam что это в телевизоре

  • автор:

NICAM

NICAM (Near Instantaneous Companded Audio Multiplex) — цифровой стандарт передачи стереофонического звукового сопровождения в телевещании.

История

Разработка стандарта была начата в 1983 году инженерами BBC, совместно с рядом компаний Великобритании, по заказу отдела разработок BBC. Спустя три года, совместная техническая спецификация на стандарт NICAM, для использования совместно с телевизионным стандартом I, была одобрена правительством Великобритании. Стандарт также был успешно адаптирован для работы и с телевизионными системами B, G, H, а также D, K которые используются во многих странах Европы и всего мира.

Прежде, чем о системе NICAM всерьёз заговорили, как о вполне реальной системе передачи звукового сопровождения в телевизионном вещании с использованием цифрового кодирования, в рамках европейских стандартов была проведена серия испытаний системы в различных условиях, и окончательная оценка оказалась очень высокой.

Первый и самый важный вывод: несмотря на заметное понижение параметров дискретизации и уровневого кодирования, по сравнению со стандартом, принятым для студий звукозаписи, качество звука, в том числе стереофонического, воспроизводимого на приёмном конце, оказалось достаточно высоким, чтобы отнести систему к классу Hi-Fi.

Приятным дополнением к этому следует считать невероятно высокую устойчивость системы при слабых сигналах на входе телеприемника. Многократные проверки надежно показали, что по системе NICAM удается воспроизводить стереозвуковое сопровождение вполне приемлемого качества при входном сигнале настолько слабом, что изображение можно зафиксировать с большим трудом, а аналоговый звук практически не прослушивается.

Телевизионный приёмник автоматически определяет наличие стереофонического звукового сопровождения одного из этих стандартов, осуществляя переключение декодера.

Вещание

Одним из первых телевизионных каналов, начавших вещание в стандарте NICAM728 на территории СНГ, стал российский Первый канал (ОРТ), который в начале ноября 2003 года объявил о начале стереовещания с Останкинской телебашни. Вслед за ОРТ в стереоформате стал вещать телеканал «MTV Россия».

В Белоруссии вещание в стандарте NICAM осуществляет СП «Космос ТВ», на Украине — канал М1.

Техническая спецификация

  • Телевизионный стандарт SECAM[источник не указан 60 дней] D/K
  • Относительный уровень мощностиЧМ-сигнала моно — −11 дБ
  • Передаваемый спектрподнесущей моно — 6,5 ± 0,05 МГц
  • Стандарт вещания NICAM728
  • Относительный уровень мощности модулированного цифрового стереосигнала NICAM — −26 дБ (типовое значение).
  • Передаваемый спектр стереосигнала NICAM — 5,85 ± 0,25 МГц
  • Скорость передачи цифрового сигнала NICAM — 728 кбит/c
  • Вид модуляции — дифференциальная QPSK
  • Числоразрядов кодирования — 14
  • Частота дискретизации — 32 кГц
  • Передаваемая звуковая полоса стерео 20 Гц — 13,75 кГц

Аналоги

  • German A2
  • BTSC (МТС)

См. также

Ссылки

525 линий NTSC · NTSC-J · PAL-M
625 линий PAL · PAL-N/NC · PALplus · SECAM
Аудио BTSC (MTS) · NICAM-728 · Zweiton (A2/IGR) · EIAJ
Скрытые сигналы Captioning · Teletext · CGMS-A · GCR · PDC · VBI · VEIL · VITC · WSS · XDS
Defunct systems Pre-1940 · Baird-Nipkow · 405 lines · 441 lines · 819 lines · MAC · MUSE
Чересстрочная развёртка SDTV (480i · 576i) · HDTV (1080i)
Прогрессивная развёртка LDTV (240p · 288p · 1seg) · EDTV (480p · 576p) · HDTV (720p · 1080p)
MPEG-2 стандарты ATSC · DVB · ISDB · DMB-T/H
MPEG-4 AVC стандарты DVB-T · DVB-H · DVB · SBTVD · ISDB (1seg)
Audio AC3 (5.1) · MPEG Multichannel · PCM · LPCM · AAC
Скрытые сигналы Captioning · Teletext · NexTView · CPCM · Broadcast flag · AFD · EPG · ESG ·
  • Стандарты телевизионного вещания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Nicam что это в телевизоре

ЭФИРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ

В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА В МОСКВЕ ПРОИЗОШЛИ ДВА ВАЖНЫХ СОБЫТИЯ, НАДЕЛАВШИХ МНОГО ШУМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ И ВЫЗВАВШИХ МАССУ ВОПРОСОВ У ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ. 14 НОЯБРЯ ПЕРВЫЙ КАНАЛ ОРТ НАЧАЛ ПЕРЕДАВАТЬ ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РЕЖИМЕ СТЕРЕО, А В ДЕКАБРЕ СОСТОЯЛАСЬ КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ РФ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПЕРЕХОДУ РОССИЙСКОГО ТВ НА ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ.

О СТЕРЕОЗВУКЕ В ТЕЛЕВИДЕНИИ И ПЕРВОЙ ПОпытке внедрить в России цифровую систему NICAM-728 мы рассказывали давно, еще в декабре 98-го. Так что есть смысл еще раз вспомнить основные вехи этого непростого пути.

Как известно, первопроходцем стала Германия в 70-е годы прошлого века. Тогда о цифре еще и речи не было, и для передачи стереоинформации в аналоговой системе А2 использовалась дополнительная несущая 5,74 МГц, модулированная разностным сигналом L-R (на основной частоте 5,5 МГц передается суммарный сигнал L+R). Однако с появлением компакт-диска требования к звучанию аппаратуры вообще и телевизоров в частности существенно возросли. Аналоговый стандарт уже не годился, и к середине 80-х специалистами BBC была разработана цифровая система NICAM-728 (Near-Instantaneously Companded Audio Multiplex). В отличие от CD, данные в каждом канале здесь представлялись в 14-разрядной форме с частотой дискретизации 32 кГц. Тем не менее, это позволило получить достаточно высокие характеристики:

• полоса воспроизводимых звуковых частот 2 — 16 000 Гц;
• отношение сигнал/шум >80 дБ;
• гармонические искажения

Передача в NICAM-728 осуществляется с помощью второй поднесущей методом квадратурно-фазовой модуляции с цифровым потоком 728 кб/с (отсюда и название — NICAM-728). Возникает закономерный вопрос: почему система, разработанная после CD-Audio, имеет более скромные параметры? Отчасти это объясняется стремлением сделать полосу частот, необходимую для передачи данных, как можно уже, ведь ее приходится буквально втискивать в очень плотный спектр ТВ-сигнала. И если 600 — 700 кГц, требующиеся для NICAM, еще кое-как удается выкроить (правда, ценой частичного урезания яркостного видеосигнала), то передать без потерь 1,5 Мбит/с совершенно нереально. Отсюда и не впечатляющие, особенно в наши дни, параметры 14/32.

Модулятор NICAM Philips PM5687 аналогичен тому, что установлен на Останкинской телебашне. Справа — анализатор спектра для контроля сигнала.

Второй важной причиной, позволившей сэкономить на битрейте, стал доказанный в ходе субъективных экспертиз медицинский факт: во время просмотра видеопрограмм у зрителей значительно снижается чувствительность к различным видам искажений и помех. Объясняется это просто: человек воспринимает до 80 — 90% всей информации органами зрения, и когда он следит за динамичной картинкой на экране, то вычислительной мощности мозга просто не хватает для анализа звучания. Кстати, эти психоакустические особенности в дальнейшем были коварно использованы при разработке кодеров Dolby Digital и DTS с компрессией данных (в 10 и 3 раза соответственно), субъективно не ухудшающей восприятие. В силу этих причин создатели NICAM решили, что 14 бит/ 32 кГц будет вполне достаточно. Но это еще не все — при передаче в эфир сигнал ужимается до 11 разрядов, при этом на пиках громкости отбрасываются данные о составляющих малого уровня, а на тихих местах фонограммы не передаются старшие разряды, в которых в этом случае все равно были бы записаны одни нули. Правда, информация о весе старшего разряда присутствует в потоке данных, и на приемной стороне удается восстановить исходные значения сигнала. Но в любом случае, все эти технические хитрости сказываются на звучании, и ни о каком «качестве компакт-диска», как пишут в рекламе телевизоров со стереотрактом NICAM-728, речь, конечно, идти не может.

Есть и третья причина принятия стандарта 14 бит/32 кГц. Это большой научный и технологический задел в области. цифровой телефонии! Да-да, не удивляйтесь, именно так. На самом деле технология передачи данных, положенная в основу системы NICAM-728, изначально разрабатывалась еще в 70-е годы для более эффективного использования каналов связи. Для элементной базы тех лет даже 14/32 было очень круто, а для речевого спектра — более чем достаточно. По этой же причине не стали придумывать и коды для коррекции ошибок, они появились позже, при разработке стандарта CD-Audio.

По разным причинам цифровая телефония не пошла, хотя соответствующая аппаратура и, что самое обидное, микросхемы декодеров были разработаны и даже запущены в производство. Чтобы добро не пропадало, изрядно потратившиеся компании предложили свои наработки для цифрового стереовещания.

Главная стойка с источниками сигнала и кодером SECAM.

Благодаря сравнительно высокому (для ТВ) качеству передачи система NICAM-728 в 90-е годы получила весьма широкое распространение. Сегодня она внедрена в Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Финляндии, Польше, Венгрии, Испании, Швеции, Гонконге, Индии, Сингапуре, Китае и других странах. В прошлом году началось цифровое стереовещание NICAM в Украине, а 14 ноября 2003 года на Первом канале в Москве заработал первый в России телевизионный передатчик мощностью 40 кВт со стереомодулятором NICAM-728. Ожидается, что в ближайшее время на этот стандарт перейдут «Муз-ТВ», РТР и «Культура». Но почему NICAM пришел в Россию только сейчас, а не 10 годами раньше, когда была предпринята первая попытка его внедрения? Причин было несколько, и каждой из них вполне достаточно для того, чтобы проект не пошел.

Во-первых, наши телестудии не были приспособлены для работы со стереозвуком, а привлекать государственные (и тем более — частные) инвестиции в 90-е годы под столь сомнительное с коммерческой точки зрения дело никто не решился.

Во-вторых, отсутствовал массовый парк телевизоров с декодером NICAM-728, так как такие модели стоили значительно дороже. А наша покупательная способность в те времена оставляла желать лучшего, и основной спрос приходился на самые дешевые модели с монофоническим звуковым трактом. Наконец, сами вещатели в условиях бурного роста рекламного рынка чувствовали себя весьма уверенно, и у них не было особого желания что-либо менять.

Сегодня же — совсем другое дело. Телекомпании готовы на любые ухищрения, чтобы чем-то отличиться и повысить свой рейтинг. Стереозвук же способен привлечь новую аудиторию, и руководство ОРТ не преминуло этим воспользоваться. Нужно отметить, что в техническом отношении сделать это было совсем не сложно, так как старый 50-киловаттный передатчик Первого канала в Москве полностью выработал свой ресурс и нуждался в замене. При этом все остальное оборудование ОРТ уже подверглось основательной модернизации, причем звуковой тракт был уже цифровой и стереофонический. Так что решение приобрести новый передатчик со встроенным стереомодулятором выглядит вполне логичным.

КАК СЛЫШНО? ПРИЕМ.

Как видим, проблем с вещанием в NICAM нет, зато есть проблемы с приемом. Поскольку принятая в России система SECAM D/K не предусматривает звукового сопровождения в стерео, и тем более в цифре, возникло множество вопросов по поводу совместимости существующего парка телевизоров с новым стандартом. Поэтому руководство 1-го телеканала еще в 2002 г. обратилось в Московский научно-исследовательский телевизионный институт (ЗАО «МНИТИ»), НИИР и ВНИИТР с просьбой провести научно-техническую экспертизу этого проекта. Позднее министр связи РФ Леонид Рейман дал разрешение на начало стереовещания, если ОРТ и специалисты НИИ смогут скрестить NICAM-728 c SECAM D/K. В ноябре прошлого года началась серия уникальных экспериментов, которые должны были определить оптимальный уровень несущей частоты звука. Он должен быть достаточен для покрытия необходимой зоны уверенного приема (рекламодатели ОРТ требовали радиус не менее 40 км от Останкинской телебашни) и при этом не создавать помех для обычных, не оборудованных декодерами NICAM, телевизоров. Сначала уровень был слишком велик, и первые стереопередачи в Москве с 14 по 17 ноября сопровождались заметным низкочастотным фоном и перекрестными искажениями на изображении. Затем тракт перенастроили, и эти артефакты почти исчезли.

Для экспериментов в ЗАО «МНИТИ» был смонтирован испытательный стенд с модулятором NICAM Philips PM5687 (точно такой же установлен на Останкинской телебашне и формирует стереосигнал для передачи в эфир). Испытывались также наиболее распространенные модели отечественных и импортных телевизоров со встроенными декодерами — определялся порог их срабатывания. Одновременно сотрудники НИИР в специально оборудованном микроавтобусе колесили по Москве и Московской области, определяя границу уверенного приема 1-го телеканала.

Тесты показали очень высокую помехозащищенность декодеров NICAM-728 практически у всех телевизоров — они уверенно принимали сигнал без слышимых искажений на расстояниях до 90 км от Останкинской телебашни, в то время как картинка шла уже с сильными шумами. После испытаний более чем в 25 моделях телевизоров и видеомагнитофонов было решено уменьшить уровень несущей звука.

Высокочастотные канальные модули для передачи сигнала в эфир.

Так как же правильно принимать стереозвук? Пока это возможно только в Москве и при наличии телевизора или видеомагнитофона со встроенным декодером NICAM-728. При этом на экране высвечивается надпись «NICAM stereo» (как вариант — «Digital stereo») или появляется значок стереопередачи. Как правило, декодер автоматически опознает цифровую несущую сигнала, а если таковая отсутствует или прием идет с ошибками, то он переключается в обычный аналоговый режим моно. Может ли ваш телевизор или видеомагнитофон принимать стерео? Загляните в инструкцию, если там ничего не сказано, поищите в Интернете. Как правило, все телевизоры последних лет выпуска со стереофоническим НЧ-трактом и размером экрана более 25 дюймов, а также Hi-Fi-видеомагнитофоны дороже $300 должны иметь встроенный декодер NICAM-728. В связи с появлением новой элементной базы в последнее время ими начинают оснащать и бюджетные модели. Если же по всем признакам декодер в аппарате есть, а звуковое сопровождение, тем не менее, идет в моно, то, возможно, он был просто принудительно переведен в монорежим. Это легко лечится — нужно с пульта ДУ выйти в меню параметров звука и включить stereo.

Тема цифрового телевидения DVB в прошлом году была настолько важной, что ей посвятили аж три коллегии Министерства связи РФ. Правительство поставило перед нашими специалистами довольно серьезные задачи:

• разработать стандарты на систему цифрового телевидения, а также приемную и передающую аппаратуру;

• осуществить в 2003/2004 гг. переход в спутниковых распределительных сетях «Орбита», «Москва» и «Экран» с передачи аналоговых программ на цифровые в стандарте MPEG-2/DVB-S;

• разработать долгосрочную концепцию развития различных видов информационного сервиса в сетях цифрового радио и ТВ на 2004 — 2010 годы;

• и наконец, создать конкурентоспособные образцы отечественного приемного и передающего оборудования для DVB и элементной базы для них.

В ноябре 2003 г. была закончена разработка 23-х ГОСТов на параметры отечественной системы цифрового вещания, на тракты передачи, а также студийную, передающую и приемную аппаратуру. Их проекты направлены в Гостандарт РФ, и, если все пойдет по плану, они могут вступить в действие уже с 1 июля 2004 года. Таким образом, в России будет создана нормативно-техническая база для внедрения цифрового вещания.

В прошедшем году было сделано еще одно важное дело — перевод большей части ТВ-спутников на передачу цифрового пакета программ центральных каналов. Теперь многие региональные телецентры получают их сразу в цифре, и остается лишь донести их до населения. И это — мощнейший стимул перевода регионов на цифровое телевидение, минуя стадию многопрограммного аналогового вещания. Сами посудите: вместо 1 — 2 центральных программ теперь нужно передать до 6. А это значит — поставить дополнительно несколько новых аналоговых передатчиков, для чего нужны средства и свободные частоты в эфире. А найти их непросто, причем не только в России, но и во всем мире. Если же этот цифровой пакет распространять в первозданном формате DVB-T, то можно решить множество проблем. Во-первых, понадобится всего один цифровой передатчик и один частотный канал. Во-вторых, значительно упрощается и удешевляется оснащение региональных телецентров, так как цифровой сигнал уже не нужно переводить в аналог и кодировать в SECAM. Придется лишь преобразовать спутниковый формат DVB-S в наземный DVB-T, что совсем не сложно.

Скажем больше, подобное оборудование для региональных телецентров уже разработано в России под руководством ОАО «Телеком», и опытные образцы цифровых приемно-передающих телестанций стандартов DVB-S/DVB-T успешно прошли испытания и приняты комиссией Министерства связи РФ. При необходимости в следующем году может начаться их крупносерийное производство. И самое приятное, что вся сложная цифровая начинка и ПО для этой аппаратуры разработана и изготовлена российскими специалистами.

Таким образом, почти все готово для распространения ТВ-программ в цифровом виде по всей территории России. А на чем же мы их станем смотреть? В принципе, и этот вопрос у нас решен. Начнем с того, что сегодня более 50% телевизоров на нашем рынке — отечественного производства. Правда, его значительную часть по-прежнему составляет отверточная сборка, но будущее, безусловно, за компаниями, наладившими полный цикл. Сейчас это недавно объединившиеся «Рубин» и Rolsen, а также турецкий Vestel, построивший свой завод в Александрове (см. репортаж в прошлом номере). Они на деле показали, что могут выпускать в огромных количествах телевизоры, способные конкурировать с импортными в бюджетном сегменте. И если возникнет спрос на аналого-цифровые модели, то отечественные производители в короткий срок способны организовать их серийное производство.

Тем более что такой гибридный телевизор уже разработан ЗАО «МНИТИ» совместно с партнерами ЗАО «Завод им. Козицкого» (г. Санкт-Петербург) и ООО «Ратеос» (г. Зеленоград). Об опытных образцах мы рассказывали и раньше, но в конце 2003 г. впервые был разработан полный производственный цикл и изготовлена опытная партия из 10 аппаратов. Это «Радуга 54/72ТЦ8110Г» с аналоговым шасси и новейшей СБИС UOC Philips Semiconductors, на основе которой выпускаются практически все современные российские телевизоры. А это значит, что гибридная модель с возможностью приема DVB-T может в кратчайшие сроки быть запущена в серию на любом российском заводе.

Гибридный телевизор «Радуга 54/72ТЦ8110» с блоком DVB-T.

Если же вы предпочитаете импортный телевизор или плазменную панель, не расстраивайтесь — достаточно купить недорогую приставку, и можно «смотреть цифру». Такие сет-топ-боксы тоже подготовлены к выпуску отечественными производителями.

А теперь смотрите, как все удачно складывается. Региональные телецентры закупают российское оборудование DVB-S/DVB-T и начинают распространять центральные программы в цифровом формате. Соответственно, возникает спрос на цифровые приемники, и отечественные телевизионные заводы начинают их массовое производство. А мы, в свою очередь, получаем возможность смотреть программы местного телецентра (в аналоговом виде) и центральные каналы (в цифре DVB-T). И разница в цене в $70 — 100 между обычным и гибридным телевизором при этом не покажется чрезмерной.

Для того чтобы этот оптимистичный сценарий воплотился в жизнь, требуется всего ничего — официально узаконить принятие цифрового телевидения в России. И вот тут-то и начинаются загадки. Вроде бы все заинтересованные стороны — и Министерство связи РФ, и Минпечати, и промышленность в лице Российского Агентства по Системам Управления (РАСУ) — всячески поддерживают эту идею, а дело почему-то почти не двигается. Но есть надежда, что в ближайшее время все изменится — на упомянутой коллегии Министерства связи РФ этим организациям поручено не позднее февраля 2004 года подготовить проект Постановления Правительства РФ о внедрении в России системы цифрового телевидения и направить его на утверждение. Предполагается также создать специальный межотраслевой комитет по цифровому телевидению из ведущих специалистов, который будет решать все технические и организационные вопросы. Все это означает, что нынешний год может стать переломным в судьбе российского телевидения, по крайней мере, очень хочется на это надеяться.

О БЕСПЛАТНОМ СЫРЕ И ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

Наше повествование о цифровом телевидении будет не совсем полным, если мы хотя бы вкратце не расскажем, как обстоит дело в других странах. Географию пока ограничим Европой, поскольку вещание в Японии и Китае — отдельная тема.

Самыми продвинутыми в этом отношении, без сомнения, оказались немцы. Именно Берлин стал первым в мире мегаполисом с полностью цифровым телеэфиром. Внимательные читатели, наверное, помнят заметку о том, что с 4 апреля 2003 года все три берлинских телецентра вещают исключительно в DVB-T. Сейчас там на 7 частотных каналах работают 17 передатчиков мощностью от 10 кВт до 120 кВт. Зачем так много передатчиков? Чтобы добиться устойчивого приема на всей территории города, необходимо обеспечить его равномерное покрытие. И особенно это важно для тех, кто смотрит передачи в автомобиле (кстати, серийные автомобильные цифровые телевизоры DVB-T были показаны на «IFA-2003» JVC и Grundig). Поэтому немцы транслируют один и тот же сигнал с трех передатчиков, расположенных в разных районах. Уже в нынешнем году программы DVB-T будут смотреть жители 28 самых крупных городов, включая Мюнхен, Гамбург, Нюрнберг и Франкфурт. А если все пойдет по плану, то с аналоговым телевещанием в Германии планируют покончить уже к 2006 г.

Однако сроки перехода на цифровое ТВ сегодня определяются отнюдь не техническими проблемами. Главный вопрос: кто за него будет платить? Поначалу ответ казался очевидным — зрители, конечно. Поэтому первые цифровые программы были платными. Например, в Великобритании проект наземного вещания DVB-T за два года собрал аудиторию в 20% от всех телезрителей. Так же было и у нас с «НТВ+» и питерским провайдером «Телемедиум». Однако к концу прошлого года в Европе начались проблемы — большинство населения отказалось платить за просмотр эфирных телепрограмм. Как следствие — беспредел пиратов, подделывающих карточки доступа, причем не только в России, но и в более благополучных странах.

Столкнувшись с таким сопротивлением, вещатели вынуждены пересматривать концепцию развития цифрового ТВ. Многие из них теперь считают, что оно, как и аналоговое, должно стать бесплатным. Доходы же должны поступать от рекламы дополнительных информационных услуг. Уже сейчас некоторые телекомпании предлагают доступ к высокоскоростному Интернету и VOD («видео по заказу»), используя для передачи данных сети цифрового вещания DVB. О том, что это верный путь, свидетельствует пример Великобритании, где с начала прошлого года повсеместно можно принимать 30 бесплатных программ DVB-T, при этом стоимость необходимой для этого цифровой приставки составляет всего 90 фунтов. А в Германии за один только август 2003-го абонентами бесплатного DVB-T стали 100 тыс. семей, не пожалевших сотни евро за приемник STB/DVB.

Перенос тарификации с вещания на информационные услуги, безусловно, даст сильнейший стимул широкому внедрению интерактивных мультимедийных технологий типа Multimedia Home Platform. А это значит, что все те наработки в этой области, о которых мы периодически рассказываем в репортажах с мировых выставок, наконец-то окажутся востребованы рынком.

Какие выгоды это сулит, мы расскажем в следующий раз. А также о начавшихся недавно в Европе опытных передачах HDTV с использованием вместо MPEG-2 гораздо более эффективных алгоритмов компрессии — MPEG-4 и WM9 от Microsoft. Это позволяет передавать до 4 программ телевидения высокой четкости по существующим каналам телевещания. Кроме того, для трансляции HDTV через спутник европейцами была разработана новая версия системы DVB-S2, в которой вместо привычной QPSK используются т.н. турбокоды.

С другой стороны, появление на массовом рынке плазменных и ЖК-дисплеев высокого разрешения, а также рекордеров Blu-ray придаст дополнительное ускорение переходу на HDTV. Сегодня уже очевидно, что электронный домашний кинематограф и цифровое телевидение — будущее индустрии домашних AV-развлечений. Все ключевые технологии, необходимые для этого перехода, уже созданы. n

Надпись на экране телевизора nicam stereo что означает?

NICAM(Near Instantaneous Companded Audio Multiplex)- разновидность цифровой компрессии звука с потерями. Используется в качестве цифрового стандарта передачи стереофонического звукового сопровождения высокого качества в телевещании.

Ирина СМыслитель (5655) 7 лет назад

На экранах обоих телевизоров зависла эта надпись. Как это понять?

. . Просветленный (34554) это стереозвук

Остальные ответы

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Стереозвук в ТВ

Цифровая система передачи многоканального звукового сопровождения NICAM была разработана специалистами британской радиовещательной корпорации (BBC) в 1987 году, а публичная эксплуатация началась в 1988 году. Сегодня NICAM широко применяется в Европе: Великобритании, Бельгии, скандинавских странах, Испании и Франции. Официально сиcтемы NICAM D/K не существует, но фактически она есть. Сначала ее стали применять наши бывшие союзники из восточной Европы (Венгрия, Чехия, Польша). Затем — бывшие союзные республики СССР: страны Балтии и Украина. И наконец, осенью прошлого года передачу программ со стереосопровождением с использованием NICAM начал Первый канал российского телевидения, а вслед за ним и музыкальный канал MTV.

Спектр телевизионного сигнала стандарта D/K с передачей сигнала NICAM

Все больше производителей начинают поставлять в Россию телевизоры с возможностью приема стереосопровождения по системе NICAM. Сегодня, например, все новые телевизоры Samsung (от 14″ до самых больших) могут принимать стереозвук (на фото — модель CS-21M20)

Для приема стереосопровождения по системе NICAM можно использовать Hi-Fi-видеомагнитофон, предназначенный для европейского рынка (таких большинство в России) с обозначением A2/NICAM. Сегодня это может быть уже и комбинация DVD-VHS или даже DVD-рекордер. Причем телетюнеры с приемом NICAM есть в любых DVD-рекордерах независимо от используемого носителя. На фото показан комбинированный Hi-Fi-видеомагнитофон с DVD-проигрывателем JVC HR-XV2

NICAM — это сокращение от Near Instantaneously Companded Audio Multiplex. «Near Instantaneously Companded» означает, что прежде чем начнется процесс компандирования, должна появиться порция входных данных, соответствующих звуковому фрагменту длительностью 1 мс. Audio Multiplex свидетельствует, что возможности системы не ограничиваются передачей стереосопровождения. Теоретически NICAM допускает разные варианты передачи данных с автоматическим выбором режима по трехбитному коду, содержащемуся в служебной зоне потока данных. Система NICAM может быть использована для передачи одного стереоканала звука, двух полностью независимых моноканалов звука с разным содержанием, одного моноканала цифрового звука и канала передачи данных с потоком 352 кб/с или канала передачи данных с потоком 704 кб/с. Однако сегодня аппаратно реализованы только первые две возможности. Для передачи звука в системе NICAM используются две несущие частоты. Одна из них, основная fЗВ/МОНО, модулируется по частоте аналоговым монофоническим сигналом звукового сопровождения телевизионной программы. Вторая, дополнительная несущая fЗВ/СТЕРЕО, модулируется цифровым стереофоническим сигналом. Для передачи цифрового сигнала используется дифференциальная фазовая манипуляция второй несущей звука (DQPSK). Фазовая манипуляция была выбрана как наиболее экономичная: в ней частота несущей остается постоянной, а меняется только ее фаза в соответствии с битом данных.
И для первоначального британского варианта (стандарт I, полоса телевизионного канала 8 МГц, поднесущая звука 6 МГц), и для континентальной Европы (стандарт В, полоса телевизионного канала 7 МГц, поднесущая звука 5,5 МГц) частота дополнительной поднесущей для передачи цифрового звука выше основной — 6,552 и 5,85 МГц соответственно. При этом она находится в пределах полосы частот радиоканала, но не попадает в полосу частот сигнала изображения. Наши западные соседи и бывшие союзники из лагеря народной демократии, у которых, как у старшего брата, был принят стандарт D (полоса телевизионного канала 8 МГц, поднесущая звука 6,5 МГц), но которые были не прочь перейти на В, не мудрствуя лукаво создали гибрид, получивший название NICAM D/K. Так что применительно к отечественному вещанию значения несущих звука отстоят от несущей частоты изображения fИЗ на 5,85 МГц (fЗВ/СТЕРЕО) и на 6,5 МГц (fЗВ/МОНО) (см. рис.). То есть не меняя частоту поднесущей для монозвука, в сигнал была интегрирована еще поднесущая для цифрового звука, как в стандарте В. При этом она попала в полосу яркостного сигнала. Уровень мощности несущей fЗВ/МОНО в системе NICAM составляет –10–13 дБ от максимальной мощности несущей изображения, а уровень мощности несущей fЗВ/СТЕРЕО намного меньше: –20 дБ. И чтобы исключить возникающие перекрестные помехи как на изображении, так и в канале цифрового звука, потребовалось уменьшить полосу яркости с 6 до 5 МГц. Это делается на телецентре при сведении полного телевизионного сигнала, который затем подается на передатчик. То есть ценой за внедрение стереозвука стала потеря четкости видеоканала. Надо полагать, что это не слишком большая плата за новое качество вещания.
Для телезрителей, имеющих телевизор без NICAM-декодера, все осталось по-старому. Они могут принимать монофонический сигнал как и раньше. При передаче с использованием NICAM канал для монозвука остается тот же, что и в действующей аналоговой системе, чем обеспечивается совместимость с существующим парком телевизоров, а цифровой канал предназначен только для стерео или двуязычного вещания.
Часто производители утверждают, что NICAM обеспечивает качество звучания, сопоставимое с качеством звука на CD. Однако это далеко не так. В отличие от CD, здесь данные представляются в 14-разрядной форме с частотой дискретизации 32 кГц. Это обеспечивает отношение сигнал/шум не менее 80 дБ (против 96 дБ для CD) и коэффициент нелинейных искажений не более 0,05%. Из-за пониженной частоты дискретизации ограничена на 15 кГц полоса входного сигнала. Это сделано для предотвращения наложения спектров и связанных с этим явлением искажений.
Общая скорость передачи цифрового потока 728 кбит/с — отсюда и полное название NICAM 728. Однако при передаче цифровая информация не остается 14-разрядной. Для более эффективного использования канала она компандируется цифровым способом до 10-разрядной. При этом для сигналов с большим уровнем просто отбрасываются от одного до четырех младших битов, значением которых в данном случае можно пренебречь. А при удалении старших битов используется кодирование с масштабным множителем, позволяющее полностью восстановить в приемнике исходный цифровой 14-разрядный сигнал. Поэтому 728-битовый кадр, кроме основного 704-битового блока звуковых данных, содержит еще 24 служебных бита (синхронизации, управления и дополнительных данных). Сигналы управления, например, подсказывают телевизору о необходимости переключиться на аналоговый моноканал звука в случае низкого качества цифрового.
Покончив с техническими подробностями, посмотрим, что нужно иметь для приема передач с NICAM и как реально обстоит дело в России. Во-первых, нужно иметь аппарат, обеспечивающий декодирование NICAM. Самый простой вариант, но не самый дешевый — стереотелевизор со встроенным NICAM-декодером. Причем желательно, чтобы в инструкции еще было специально указано, что это нелегально существующий NICAM D/K. Причина в том, что на нашем рынке встречаются модели германских или других производителей, но предназначенные исключительно для этой страны, обеспечивающие декодирование NICAM B/G, но отказывающиеся делать его для NICAM D/K. Второй способ — использовать для приема телевизионной программы с NICAM обычный Hi-Fi-видеомагнитофон. Дело в том, что подавляющее число видеомагнитофонов, продающихся в России, — это универсальные аппараты, предназначенные для всей Европы, а потому имеющие встроенный декодер NICAM. Наличием встроенного декодера дело не ограничивается. Нужно иметь еще и правильный сигнал в антенне. Если используется индивидуальная антенна и дальность от Останкинской телебашни не более 25–30 км, то все будет хорошо. Особенности приема цифрового сигнала таковы, что при уменьшении уровня сигнала проявляются специфические помехи: пропадания, задержки, наличие эхо-сигнала и шумовые всплески. В таких условиях просмотр, и особенно музыкальных передач, будет дискомфортным. Для удаленного приема (более 30 км) потребуется использование антенного усилителя. В то же время для качественного приема аналогового звука дальность может быть вдвое большей.
Поскольку руководство Первого канала объявило трансляцию в течение года как пробную, то доступна она сначала была только москвичам и жителям Подмосковья. При этом не во всех районах телезрители могли принимать программы в новом формате, особенно при единой коллективной антенне. Причин тому может быть множество, начиная от состояния кабельной разводки и используемого оборудования (антенна должна быть без активных преобразователей и узкополосных усилителей) и кончая нюансами в работе и настройке аппаратуры конкретного провайдера кабельного телевидения. Точно так же для передачи стереозвука через системы ретрансляции потребуется их основательная модернизация. Теоретически после этого стереозвук будет доступен всем российским телезрителям.
К сожалениею, этим не ограничиваются препятствия на пути к стереозвуку. Реально в эфире практически нет передач со стереосопровождением. На Первом канале это одна-две музыкальные программы в неделю и столько же фильмов. Ну еще иногда эксклюзив вроде церемонии открытия Олимпиады в Афинах. При этом прием NICAM будет индицироваться практически всегда: вторая поднесущая все время модулируется одним сигналом в режиме «дуал-моно». Что касается музыкального канала MTV, у которого под логотипом появилась надпись «стерео», то там все современные зарубежные и отечественные видеоклипы передаются в стереоварианте. Сообщалось о планах перехода на стереосопровождение и других российских каналов (РТР, МузТВ и т.д.), но пока этого не случилось. Будем надеяться, что это временно и связано с периодом реорганизации структуры министерства, выдающего лицензии на вещание.
Первая статья об этой системе стереофонического сопровождения в нашем журнале семь лет тому назад называлась «NICAM, но не нам».
Теперь он уже — нам, но, как показала практика, увы, далеко не всем. И пока непонятно, будет ли стереофоническое сопровождение в наземном отечественном телевидении доступно всем до перехода на цифровое телевизионное вещание (DVB), протокол о намерении внедрения которого после 2010 года весной подписало наше правительство.

Российский опыт
Первая попытка внедрения стереозвука в отечественное телевидение была предпринята более сорока лет назад. Когда разрабатывалась наша система стереорадиовещания с полярной модуляцией для диапазона УКВ, то надтональная несущая была специально выбрана равной 31,25 кГц, то есть удвоенной частоте строчной развертки, принятой в отечественном ТВ. Это создавало предпосылки быстрого внедрения стереозвука и в телевидении. Однако дальше благих намерений дело не пошло.

Аналоговое стерео
Специальные телевизоры для России с декодерами NICAM появились только в последнее время. До этого мультисистемные ТВ и видеомагнитофоны поставлялись из Европы, где от них требовалась совместимость с германской аналоговой системой стереосопровождения, разработанной еще в 1975 году и известной под названием А2 или двухтональной (по-немецки — Zweiton). На таких аппаратах присутствует обозначение А2/NICAM, где А2 указывает именно на эту аналоговую систему. В системе А2 для передачи звука используются две поднесущие — 5,5 МГц (монозвук для стандарта B/G) и дополнительная 5,74 МГц. На частоте 5,5 МГц передается суммарный сигнал стереоканалов (это обеспечивает совместимость с существующим парком монотелевизоров), а на дополнительной — только правый канал.

История создания
Система NICAM — не первая разработка исследовательского центра BBC в области цифровой передачи звука. Первой была разработана в 1970 году система Sound in Syncs (SiS), которая использовалась для передачи цифрового звука из студии к ТВ-передатчику. Для того времени это был прорыв новых технологий, и в 1974 году SiS была удостоена национальной королевской премии за технологическое достижение. Позднее система была отмечена престижной в телевизионном мире премией «Эмми». Именно на основе SiS и была разработана система NICAM, предназначенная уже для передачи цифрового звука непосредственно телезрителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *