Почему мы не говорим водитель велосипеда
Перейти к содержимому

Почему мы не говорим водитель велосипеда

  • автор:

Как ездить, чтобы понимать других и&nbspпонимали тебя

Делимся советами о&nbspтом, как понимать участников движения и&nbspобъяснять им свои намерения. Расскажем, как общаться с&nbspводителями без слов, как действовать в&nbspопасных ситуациях и&nbspездить днём, ночью и&nbspв&nbspнепогоду.

Движение — это люди, а&nbspне&nbspвелосипеды и&nbspмашины. Оно безопасно, если все участники — в&nbspсогласии друг с&nbspдругом: чётко выражают намерения и&nbspзнают, чего ждать от&nbspостальных. Получается, задача велосипедиста — понимать водителей и&nbspпешеходов и&nbspдавать им ясные сигналы. Как это сделать, рассказываем ниже.

Будьте предсказуемы

Автомобилисты и&nbspвелосипедисты должны видеть друг друга и&nbspследовать ожидаемой логике движения: так дорога становится понятной, а&nbspзначит, безопасной. Самый предсказуемый вариант — ехать прямо. Если без предупреждения меняете направление движения — другие к&nbspэтому не&nbspготовы, а&nbspзначит, есть шанс, что не&nbspзаметят вас или неадекватно отреагируют, это же&nbspстресс.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, предупредите других:

Пример такого взаимодействия — когда водитель сзади притормаживает и&nbspделает приглашающий жест: пропускает вперёд.

В&nbspэтом видео велоактивитска Аня Кузьмина резюмирует наш комикс о&nbspпонятности на&nbspдороге: повторяет жесты поворота и&nbspостановки и&nbspрассказывает, как предупредить водителя о&nbspманёвре.

⚠️ ️В&nbspвидео закралась ошибка: чтобы показать остановку, нужно поднять, а&nbspне&nbspвыставить руку, как говорит Аня.

Перестраховывайтесь

Поскольку стопроцентное внимание и&nbspвзаимопонимание — это про идеальный мир, мы&nbspприготовили советы на&nbspслучай, если что-то&nbspпойдёт не&nbspтак. Вот какие могут быть ситуации и&nbspкак в&nbspних действовать:

Адаптируйтесь под условия

Днём не&nbspприжимайтесь к&nbspбордюру
Чтобы не&nbspугодить колесом в&nbspводосток рядом с&nbspбортиком, отъезжайте от&nbspбордюра на&nbspрасстояние от&nbsp«в&nbspполруля» до&nbspдвух вытянутых рук. Оптимальная мера — чтобы рядом могла проехать машина, а&nbspвам хватало места для манёвра.

В&nbspтемноте используйте фонари
Мигающий сигнал сзади хорош для привлечения внимания, но&nbspпо нему машинам сложно понять, далеко ли&nbspвы&nbspнаходитесь. Такой лучше включать в&nbspплотном потоке, а&nbspпостоянный свет — когда нет машин. Чтобы фонари не&nbspразряжались, попробуйте варианты с&nbspUSB-зарядкой и&nbspдинамовтулкой — она работает от&nbspдвижения и&nbspне&nbspдаст фарам погаснуть.

Ночью используйте светоотражатели
Светоотражатели на&nbspодежде и&nbspаксессуарах тоже помогают оставаться заметными ночью, а&nbspднём они не&nbspвидны — можно пришить на&nbspлюбую вещь и&nbspне&nbspпереживать за&nbspвнешний вид. Ещё варианты — купить куртку из&nbspсветоотражающей ткани, надеть на&nbspрюкзак или на&nbspногу отражающий свет браслет или прокачать велосипед: установить покрышки со&nbspсветоотражающим бортом — с&nbspтакими колёсами велосипед заметят за&nbspкилометр!

В&nbspбеспросветном мраке будьте суперзаметны
Без мощных фонарей и&nbspбольших светоотражателей не&nbspездите за&nbspгородом и&nbspна&nbspнеосвещённых улицах. Иначе автомобилисты не&nbspувидят вас заранее. А&nbspэтого не&nbspхотелось бы&nbspни&nbspнам, ни&nbspвам, ни&nbspим.

Зимой и&nbspосенью одевайтесь ярко
Так обратите на&nbspсебя внимание водителей — они не&nbspожидают увидеть велосипедиста в&nbspнепогоду.

Ездите чаще
Чем больше велосипедистов на&nbspдороге — тем безопаснее движение: автомобилисты привыкают, что у&nbspобочины есть жизнь, чаще смотрят в&nbspправое зеркало и&nbspвнимательнее выезжают с&nbspприлегающих дорог.

Является ли велосипедист водителем транспортного средства?

Велосипедистам, как и остальным участникам дорожного движения, важно соблюдать установленные для них правила. И хотя от них не требуют наличие водительского удостоверения и прохождение обучения в автошколе, знать и соблюдать ПДД все равно необходимо. Это требование касается и водителей, и пешеходов. Если же человек пренебрегает действующими правилами, он подвергает опасности себя и других людей, создает аварийные ситуации и нередко становится виновником ДТП.

Терминология

Велосипедом считается транспортное средство (за исключением инвалидных колясок), имеющее минимум 2 колеса и приводимое в движение с помощью мускульной силы ездока. Также к категории велосипедов относятся электрифицированные ТС на велосипедной базе, оснащенные электромотором мощностью до 250 Вт. Скорость велосипеда с электроприводом не должна превышать 25 км/ч, иначе он относится к классу мопедов. Водителем считается человек, управляющий любым ТС. Пешеходом считается человек, пребывающий вне ТС на дороге, пешеходной или велопешеходной дорожке. Также к этой категории относятся люди, которые передвигаются в инвалидной коляске, катят байк, везут тележку, санки, коляску, катаются на роликах, самокате и т.п. Механическим называют ТС, движущееся с применением мотора. Тип двигателя не важен. Исключение составляют ТС с предельной скоростью движения до 50 км/ч. Таким образом, велосипед, электровелосипед или мопед со скоростью до 50 км/ч – это ТС, а более мощный и быстрый транспорт – это механические ТС.

Велосипедист – водитель?

На распространенный вопрос – является ли велосипедист водителем транспортного средства – ответ положительный. Да, при езде он – водитель ТС и обязан соблюдать соответствующие ПДД. Но чтобы превратиться в пешехода, ему достаточно спешиться и катить ТС рядом с собой. Тогда для него будут действовать правила, актуальные для пешеходов. Поскольку велосипед – это ТС, то для велосипедиста актуальны все пункты и подпункты ПДД касательно ТС и водителей. В периоды, когда он катит свой транспорт, велосипедист временно перестает быть водителем и должен выполнять нормы для пешеходов. Отдельные правила для велосипедистов и мопедистов приведены в разделе 24 ПДД.

Об электровелосипедах

Как водитель электротранспорта, велосипедист должен следовать требованиям, касающимся ТС в целом, всех водителей и конкретного вида транспорта. Е-байки с мощностью мотора свыше 250 Вт, но не более 4 кВт, приравниваются к мопедам, а еще более мощные модели – к легким мотоциклам. Для управления таким транспортом необходимо иметь, как минимум, водительское удостоверение категории «М» или «А1». Без прав разрешается ездить только на электровелосипедах с маломощным мотором – до 250 Вт.

Основные правила для велосипедистов в 2022 году

  1. О возрасте. Ездить на велосипеде по дорогам общего пользования, улицам и городским проездам разрешено лицам от 14 лет, причем ТС обязательно должно соответствовать росту водителя. В 7–14-летнем возрасте допустимо ездить по пешеходным зонам, велопешеходным и велодорожкам. На электровелосипедах с мотором мощностью более 250 Вт можно ездить с 16 лет.
  2. О зонах передвижения. С 14 лет велолюбителю можно ездить:
  • по велополосе, велопешеходной или велодорожке;
  • когда их нет – справа по проезжей части;
  • когда и такой полосы нет – по обочине;
  • когда нет всех предыдущих вариантов – по тротуару или другим местам для движения пешеходов.
  1. О техническом состоянии ТС. Как и остальные ТС, велотранспорт должен быть исправным и заметным на дороге. Необходимо оснастить его звуковым сигналом, фарой с белым светом, задним фонарем с красным свечением, яркими светоотражателями по бокам.
  2. О проезде перекрестков. Здесь актуальны универсальные правила приоритета и сигналы транспортных светофоров. Если же велодорожка пересекается с дорогой, и это пересечение не регулируется, приоритет имеет транспорт на дороге.
  3. О пешеходных переходах. Здесь движение регулируют светофоры и регулировщики, а если их нет, то приоритет имеют пешеходы. Разворот на пешеходном переходе недопустим. Но можно спешиться и перейти по нему в статусе пешехода.
  4. Табу для велосипедистов.
  1. При езде нельзя убирать хотя бы 1 руку с руля.
  2. Недопустимо ехать по дороге, когда рядом есть велодорожка.
  3. Запрещены грузоперевозки, препятствующие управлению, или транспортировка чего-либо, выступающего за габариты ТС хотя бы на полметра.
  4. Нельзя перевозить пассажиров. Исключение – ребенок до 7 лет и только на специальном сиденье с подножками.
  5. При слабой видимости нельзя ездить без включенной фары.
  6. Также запрещена буксировка, движение по автомагистралям и пересечение дорог с несколькими полосами движения или трамвайными путями. Нужно спешиться и перейти на другую сторону по пешеходному переходу.
  1. Универсальные запреты. Как и всем водителям, велосипедистам запрещено управлять ТС в утомленном, нездоровом или нетрезвом состоянии или передавать управление таким лицам. Нельзя в процессе движения говорить по телефону, держа его в руке. При попадании в ДТП недопустимо покидать место происшествия и трогать велосипед до приезда сотрудников ГИБДД.

За пренебрежение ПДД велосипедисту полагается штраф от 800 до 1500 рублей, в зависимости от степени тяжести нарушения.

Выводы

На велосипедистов распространяется большая часть требований, изложенных в ПДД, плюс отдельные правила 24 раздела. Электровелосипеды с мощностью мотора в пределах 250 Вт приравниваются к обычным велосипедам, а более мощные (до 4000 Вт) считаются мопедами. В процессе езды велосипедист – водитель, а если он спешился и катит байк, то приравнивается к пешеходу.

В предыдущей статье мы рассказали о том, как сделать недорогой электровелосипед.

  • 10 октября 2022 г.
  • 5532 просмотра

Почему велосипедисты не любят светофоры

В елосипедисты не любят останавливаться на красный свет — это факт. Объяснение ему надо искать в законах физики.

В 1982 году в штате Айдахо велосипедистам разрешили проезжать без остановки знак «Стоп» — при условии, что они убедились в безопасности этого манёвра. С тех пор аналогичные послабления для людей на велосипедах были сделаны в некоторых других штатах Америки и странах Европы. В 2015 году велосипедисты Парижа получили право проезда перекрёстков на красный сигнал светофора, в сейчас поворот на красный для велосипедов тестируют в Копенгагене. Со стороны это выглядит как опасное безрассудство, но статистика, которой с 1982 накопилось изрядно, говорит о том, что право ездить на красный и игнорировать знаки «Стоп» не приводит к росту аварий, а иногда даже помогает избежать ДТП. К тому же такие послабления закрепляют уже сложившуюся практику — велосипедисты ездят на красный при первой же возможности, всегда и везде, независимо от общего уровня законопослушность в каждой конкретной стране. В 2001 году профессор Калифорнийского университета в Беркли Джоэл Фэйджанс и редактор транспортного журнала Access Мелани Карри провели исследование по итогам которого заключили, что велосипедистами движет не презрение к порядку, а законы физики. Мы перевели их рассказ об этом исследовани и дополнили его иллюстрациями.

image

Человеку, который едет на велосипеде на работу, надо о многом позаботиться. Придумать маршрут, избегая загруженных дорог и крутых подъемов. Выбрать удобную одежду с учётом погоды и расстояния, которое предстоит преодолеть. Но все эти хлопоты меркнут на фоне проблем безопасности, скорости и эффективности движения на велосипеде. Специалисты по транспортному проектированию знают, что развите велотранспорта может быть средством борьбы с заторами, но им также хорошо известно, как непросто бывает создать условия для совместного движения машин и велосипедов. Однако транспортники, большинство из которых сами передвигаются на автомобиле, редко смотрят на ситуацию глазами велосипедиста. А без этого сложно организовать движение так, чтобы число велосипедистов росло, а движение становилось более безопасным.

Давайте рассмотрим это на примере знака “Стоп”. Для человека за рулём он создаёт минимум неудобств — ему необходимо переставить ногу с педали газ на тормоз, возможно, переключить передачу, и, конечно же, сбавить скорость. Но даже эти мелочи могут заставить водителя выбрать дорогу, где знаки “Стоп” встречаются реже, а улица, где таких знаков много, останется в распоряжении велосипедистов. Соотвественно, такая улица станет безопасней для поездок на велосипеде. На маршрутах, рекомендуемых для велосипедистов, обычно также присутствуют средства замедления траффика, которые заставляют автомобилистов сбросить скорость. Но это ещё не значит, что улица, где на каждом шагу стреляются знаки “Стоп” удобна для велосипедистов. В то время, как для водителей этот знак предполагает всего лишь небольшую задержку в пути, велосипедисты сталкиваются с куда более серьёзной помехой.

image

Среднестатистический человек, который садится на велосипед с транспортными целями, редко вырабатывает больше 100 ватт — примерно столько требуется, чтобы зажечь настольную лампу для чтения. Вырабатывая эти 100 Вт, он будет ехать со средней скоростью около 20 км/ч. В случае острой необходимости опытный велосипедист, например, спортсмен-гонщик может вырабатывать больше энергии — до 500 Вт. Однако рядовой велосипедист вряд ли будет это делать, посколько в противном случае он сильно вспотеет, а далеко не все, кто ездят на работу на велосипеде, имеют в офисе душ.

Если знаки «Стоп» расположены через каждые 90 метров, велосипедист будет тратить на разгон с нуля 40% своей энергии.

Имея мощность всего лишь 100 Вт (для сравнения мощность двигателя в 150 лошадиных сил составляет 100 000 Вт), велосипедист должен разумно тратить энергию. Особых усилий требует разгон с нуля, тем более что большинство велосипедистов стараются быстро восстановить скорость, с которой они ехали до остановки. К примеру, на улице, где знаки “Стоп” встречаются через каждые 90 метров, человек весом 68 кг, вырабатывающий 100 Вт, будет тратить на разгон 40% своей мощности. Если человек на велосипеде, вынужденный делать остановку через каждые 90 метров, захочет поддерживать среднюю скорость на уровне 20 км/ч, ему придётся вырабатывать уже 500 Вт. Для большинства это непосильная задача.

Мы решили проверить наши расчёты на велодорожке вдоль Калифорния-стрит в Беркли. Длина этой улицы 3,6 км и она почти плоская. Здесь мало машин, что хорошо для велосипедистов. При этом из 31 имеющегося здесь перекрёстка 21 оборудован знаком “Стоп” или светофором, что предполагает полную остановку транспортных средств в среднем через каждые 160 метров. Параллельно Калифорния-стрит, в одном квартале к западу, проходит Сакраменто-стрит — четырёхполосная улица с достаточно активным автомобильным движением, особенно, в часы пик. Идущая по обеим сторонам параллельная парковка практически не оставляет места для велосипеда. Зато на участке, дублирующем велодорожку на Беркли-стрит, всего восемь светофоров и нет ни одного знака “Стоп”. В среднем, если ехать по улице велосипеде, только половина светофоров будет гореть красным, так что остановку придётся делать лишь каждые 850 метров.

Один из нас (Джоэл Фэйджанс) обнаружил, что если ехать на велосипеде по Сакраменто-стрит, прилагая равные усилия* на всём маршруте и не слишком себя утомляя, то можно поддерживать среднюю скорость 22,8 км/ч. Прилагая те же усилия на Калифорния-стрит, где приходится делать остановку на каждом знаке, он ехал со скоростью 17,5 км/ч. Получается, что на Сакраменто-стрит он двигался на 30% быстрее.

image

Доведя свои усилия почти до максимума, Джоэл смог ехать по Сакраменто-стрит со средней скоростью 30,5 км/ч, а на Калифорния-стрит — 22 км/ч. То есть, в этом случае поездка по Сакраменто-стрит оказалась уже на 39% быстрее. С точки зрения водителя, несколько км в час большой роли не играют, но представьте себе, что скорость машины падает с 60 до 45 км/ч. Многим велосипедистам поездка по Калифорния-стрит кажется слишком утомительной физически и психологически, поэтому они выбирают менее безопасную Сакраменто-стрит. Многие ездят по велодорожке на Калифорния-стрит, только когда трафик на Сакраменто становится совсем уж плотным.

image

Проблема сохранения энергии стоит ещё острее на перекрёстках, расположенных внизу или посередине подъема. Даже небольшой угол наклона, малозаметный для тех, кто ездит на машине или ходит пешком, сильно осложняет поездку на велосипеде. К примеру, подъем на 1 метр на стометровой дистанции приведёт к тому, что наш 68-килограммовый велосипедист, вырабатывающий 100 Вт энергии, потеряет половину своей мощности. Для того, чтобы с нуля набрать приличную скорость на подъеме, требуется приложить много дополнительных усилий.

Один из способов сберечь силы заключается в том, чтобы, не делая полную остановку, проехать перекрёсток на минимальной скорости. Велосипедист, проезжающий знак “Стоп” на скорости 8 км/ч, потратит на разгон до 16 км/ч на 25% меньше энергии, чем тот, кто полностью остановился. Проезжать перекрёсток без остановки рисковано, однако этот риск не настолько велик, как может показаться, потому что на большинстве перекрёстков велосипедисты имеют хороший угол обзора**, а если они к тому же двигаются с невысокой скоростью, то могут быстро затормозить в случае опасности.

Разумеется, внимательный велосипедист сбросит скорость до минимума, если поблизости есть автомобиль. Однако взаимоотношения велосипедистов и водителей на знаке “Стоп” часто очень запутаны. Водители (как и велосипедисты) ведут себя непредсказуемо. Сочтёт ли водитель, что поворачивающий велосипедист имеет те же права, что и проворачивающая машина? Остановится ли он, заметив велосипедиста, независимо от того, остановился велосипедист или нет? Какова вероятность, что водитель вообще не заметит велосипед? И с какой вероятностью он проедет перекрёсток, даже если заметил велосипедиста? Опытный велосипедист знают, что возможен любой вариант. И если он видит, что водитель его заметил его и готов уступить дорогу, постарается проехать перекрёсток как можно скорее, чтобы сохранить свои силы. В действительности для повышения пропускной способности улиц гораздо лучше, когда велосипедисты быстро уезжают с перекрёстка, и водителям не приходится долго ждать.

Знаки “Стоп” способствуют снижению числа и скорости машин, но заставляют велосипедистов тратить больше энергии.

Очевидно, что знаки “Стоп” представляют для велосипедистов определённую проблему. С одной стороны, они способствуют снижению числа и скорости машин. Но с другой, заставляют велосипедистов тратить больше энергии на поддержание скорости. Для человека, выбирающего между велосипедом и машиной, дополнительная физическая нагрузка может стать решающим аргументом в пользу моторизованного транспорта.
Водители машин нередко жалуются на велосипедистов и предпочитают, чтобы их вообще не было на дороге. Велосипедисты знают, что автомобили представляют для них главную угрозу. Транспортные инженеры должны найти такой вариант, при котором сосуществование машин и велосипедов будет безопасным. А для этого им надо для начала посмотреть на ситуацию глазами велосипедистов и не рассчитывать, что система, которая хороша для машин, будет точно так же хороша для движения на велосипеде.

Устранение многочисленных знаков “Стоп” вдоль велодорожек сделает поездки на велосипеде заметно более привлекательными как для уже имеющихся, так и для потенциальных пользователей. Другой вариант решение этой проблемы — разрешить велосипедистам проезжать знаки “Стоп” без полной остановки , как это уже принято в некоторых штатах.

Возможно, городским властям стоит закупать велосипеды и заставлять транспортных инженеров время от времени на них ездить. Это лучший способ понять, что чувствует человек, выезжающий в город на велосипеде.

*Оценить уровень нагрузки позволяет контроль за пульсом.

** Хороший угол обзора достигается за счёт того, что велосипедисты могут смотреть поверх стоящих рядом автомобилей и поверх их крыш. У автомобилистов такой возможности нет.

Вверху: велосипедист проезжает светофор на красный в Лондоне. Фото Ray Tang/Rex Shutterstock.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться в ВКонтакте (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Ещё

Почему мы не говорим водитель велосипеда

Если решили ездить по городу на велосипеде, не поленитесь изучить основные правила дорожного движения. Должен же хоть кто-то их знать!

Говорят, что велосипедисты правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому нужно поскорей их запретить. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникает подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок, которые как раз касаются велосипедов. Кто-то мог их пропустить, а кто-то, наверно, думает, что он и так всё знает лучше всех. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Мы выбрали самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, сопоставили их с действующими ПДД и добавили советы, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).

Что говорят
Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.
Как на самом деле

В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а вот о его одинаковости с автомобилями там нет ни слова. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Чувствуете разницу? Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только машин или только велосипедов.

Разговоры про одинаковость обычно ведут к тому, что велосипедисты тоже должны получать права и платить дорожный налог, а штрафовать их надо по всей строгости закона. Это, конечно же, полная ерунда. Часто в вашем городе машины давят людей насмерть? А велосипеды? То-то же! Машина — транспортное средство повышенной опасности. Велосипед — нет, потому что он легче и медленней. Влияние велосипедов на состояние дорожного полотна тоже минимально. При этом сам велосипедист более уязвим в сравнении с теми, кто путешествует внутри металлического кузова. Поэтому во многих странах велосипедистов рассматривают как промежуточное звено между пешеходами и машинами. Им дают законодательные послабления, например, разрешают ездить на красный, и сквозь пальцы смотрят на некоторые мелкие нарушения.

Что говорят

Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *