Как поставить тире в индизайне
Перейти к содержимому

Как поставить тире в индизайне

  • автор:

Вставка длинного и короткого тире

1qubSR7DJN.jpg

Вы, наверное, не раз обращали внимание, что нажатия клавиши (минус) явно недостаточно для ввода тире между словами или символами текстового фрагмента. Дело в том, что ширина введенного таким образом символа ничем не отличается от ширины символа переноса. Вполне естественно, что длина тире должна быть большей по сравнению с длиной символа переноса.

В программе InDesign предусмотрена возможность вставки между символами и словами документа тире двух типов — длинного (em dash) и короткого (en dash). Длина тире типа «em dash» равна ширине строчного символа «m» текущего шрифта заданного размера. Длина короткого тире (en dash) равна ширине строчного символа «n» текущего шрифта заданного размера.

Для того чтобы вставить в текст документа длинное или короткое тире, выберите в главном меню программы команду Type->Insert Special Character->Em Dash (Текст->Вставить специальный символ->Длинное тире). Для вставки короткого тире выберите в этом же подменю (Type->Insert Special Character) команду En Dash (Короткое тире). Результат вставки короткого тире показан на рис. 3.32.

P.S. Профессиональный ремонт ноутбуков asus выполнит сервисный центр LapTopMaster.

  1. Вставка «белого» пробела между словами
  2. Вставка символа автоматической нумерации страниц и белых пробелов
  3. Вставка символа разрыва колонки
  4. Практика. Вставка символа разрыва колонки
  5. Вставка нотации «Продолжение на стр. Х»
  6. Практика. Вставка нотации «Продолжение на стр. Х»

Дефис и тире

В одном издательстве на вопрос: «А почему, собственно, вы употребляете, например, в предложении “в статистике продаж чаще наблюдаются результаты в 2-3 миллиона долларов» дефис, тогда как в другом месте этой же статьи “Однажды на картину “Парусники в Коллюр” был даже установлен эстимейт в 3–4 миллиона долларов, но своего покупателя она не нашла” используете короткое тире? Где же логика?» — последовал ответ: «Если этот знак можно заменить на “или”, то следует употреблять дефис».
В качестве комментария к этому ответу и написана данная статья.

Итак, поговорим об этих самых «черточках».

Какие же они бывают?

В отличие от лингвистики, где их всего два вида — дефис и тире — в современной полиграфии их три: дефис, короткое тире и длинное тире 1 .

Первый тип — это всем известный дефис, который употребляется в основном в словах типа «как-нибудь» и им подобных, а также в качестве знака переноса. Как явствует из его назначения, этот знак пишется слитно с предыдущими и последующими знаками, за исключением таких случаев, как, например, «радио- и телеаппаратура», где он применяется совместно с пробелом справа (так называемый висячий дефис).

Дефис употребляется и при наборе телефонных номеров, где служит разделителем 2 для более удобного прочтения и запоминания. Этот знак также используется при написании имен сайтов и почтовых адресов в Интернете.

Второй тип — это длинное тире. Размерность его обычно равна кеглю шрифта, из-за чего его иногда называют кегельным тире (в Windows — alt + 0151, в PM и InDesign его можно набрать, используя Shift + Alt + -). Длинное тире представляет собой тот самый знак, который все мы так не любим именно за его «кегельность» — то вот, что пишет Гиленсон о правильном оформлении этого знака: «Тире в начале абзацного отступа должно быть отделено от последующего текста полукегельной (полукруглая шпация или пробел, равный половине кегля шрифта набора). Тире за запятой или точкой, а также между числами в значении «от—до» должно быть расположено без отбивки. Во всех остальных случаях тире отбивается двухпунктовыми шпациями».

Некоторые нюансы, или «Пляшущие черточки»

Первое. При проектировании шрифта каждый из вышеупомянутых знаков располагается по-разному. Обычно дефисы и длинное тире центрируют таким образом, чтобы они располагались посередине строчных знаков, а короткое тире — посередине цифр* или прописных знаков (рис. 1). Отсюда возникают небольшие проблемы, связанные, например, с тем, что если знак «дефис» (или «длинное тире») стоит в слове (фразе), набранном прописными буквами, то его необходимо поднимать вручную.

Второе. Если предыдущая проблема хорошо всем знакома и уже успела набить оскомину, то вторая встречается лишь в некоторых шрифтах. Она заключается в том, что дизайнеры шрифтов, руководствуясь одним только им ведомыми соображениями, нарушают приведенное выше правило и выравнивают тире почему-то посередине (и выше) прописных знаков (рис. 2).

Третье. Если бы первыми двумя нюансами все ограничилось, то большинство полиграфистов могли бы считать себя самыми счастливыми людьми на свете. Однако не все так просто. Дизайнерская мысль идет дальше и преподносит нам новые подарки. Не подумайте, что на рис. 3 а показано короткое тире. Вовсе нет. Именно таким в представлении доморощенного дизайнера должен быть дефис. На рис. 3 б продемонстрирована та же самая гарнитура, но созданная профессионалами. Как говорится, почувствуйте разницу!

Четвертое. Естественно, что дизайнеры — народ творческий и потому им некогда отслеживать такие мелочи, как разница в размерах тире в одной и той же созданной ими гарнитуре (рис. 4). А выкручиваться приходится верстальщику.

Понятно, что самое большое желание самодеятельных дизайнеров, берущихся за создание и разработку шрифтов — сделать так, чтобы никому (ни верстальщику, ни корректору, ни редактору) не было скучно, а основной их заботой стало бы отлавливание всех этих «блох», помещаемых творческими личностями в самых неожиданных местах. Поэтому мой вам совет: пользуйтесь только проверенными, отобранными гарнитурами.

Цитируемый абзац состоит из трех предложений. Первое предложение никаких возражений не вызывает. Можно только добавить, что необходимо обязательно ставить жесткую полукруглую шпацию, а не просто пробел, так как это выравнивает строки по вертикали.

Теперь о двух других предложениях.

Во втором предложении Гиленсон озвучивает один из подходов к употреблению знака тире с пробелами. Другой подход — даже после точки или запятой нужно ставить перед этим знаком пробел. Впрочем, этот вопрос до настоящего времени никак не урегулирован, то есть единое мнение отсутствует. Я думаю, что все-таки следует заключать тире в пробелы во всех случаях, кроме рассмотренного ниже. Это позволяет читателю делать хотя бы маленькую паузу в условиях современного, достаточно плотного набора.

А теперь про исключение из этого правила: знак тире следует ставить без отбивки между словами в значении «от—до». Например: поезд «Москва—Владивосток» (чтобы нельзя было прочесть как «Москва — это Владивосток»). Почему я ратую за употребление в подобных случаях именно тире, а не короткого тире? А вы попробуйте набрать без тире такое, например: «поезд Комсомольск-на-Амуре—Ростов-на-Дону». Для нормального чтения здесь необходимо только полноценное тире. А вот между числами в значении «от—до», думаю, допустимо использовать короткое тире без пробелов — как более компактную форму записи (например, 1941–1945), что очень актуально, с учетом повсеместного распространения узких колонок.

В третьем предложении Гиленсон говорит, что «…тире отбивается 2-п. шпациями». Дело в том, что Гиленсон писал свой справочник в эпоху повсеместного горячего набора; но сегодня вставка двухпунктовой шпации вызовет известные затруднения. А потому предлагаю читать третье предложение так: «Во всех остальных случаях тире отбивается обычным пробелом».

Третий тип — короткое тире. Как уже писалось выше, этот знак следует употреблять между числами в значении «от—до», ибо это более компактная форма записи. Нежелательно, но допустимо употреблять этот знак вместо полноценного длинного тире в газетах и журналах, если в них бездумно, то есть без учета специфики русской полиграфии (и в первую очередь — шрифтов), спроектирован макет издания.

1 В данной статье мы не рассматриваем еще один вид «черточек» — знак «минус».

2 Знак «дефис» применяется в качестве разделителя не только для цифр, но и для слов (пример: «Комсомольск-на-Амуре»), в отличие от некоторых западных издательств, где используют слэш (пример: «Frankfurt/M», то есть «Франкфурт-на-Майне).

Знаки «Преткновения». Проблемы типографики

Разворот книги Александры Корольковой «Живая типографика». Источник: http://alivetypography.ru/book/description/

Разворот книги Александры Корольковой «Живая типографика». Источник.

Как известно, в любом деле не следует пренебрегать мелочами, тем более в графическом дизайне. Знаки препинания к таким «мелочам» как раз и относятся. Основная проблема с ними состоит в том, что клавиатура компьютера повторяет клавиатуру пишущей машинки, а не клавиатуру наборной машины, на которой знаков было достаточно для полноценного типографического набора текстов. Отсутствие нужных знаков на клавиатуре компьютера, то есть доступности их в одно действие, порождает уродливые замены тире на дефис, кавычек на что попало. Как следствие — пренебрежение правилами типографики и нежелание освоить способы адекватного набора текста, которыми располагают программы верстки и текстовые редакторы, а соответственно языки HTML и CSS для web-страниц. И особенно обидно, когда такие недостатки встречаются у профессиональных дизайнеров. За правильность текста отвечают, конечно, корректоры, но не всякий текст до них доходит, поэтому слегка коснемся основных правил применения того или иного знака. Для системности рассмотрим практически все знаки, даже если они не встречают очевидных трудностей.

Знаки препинания — это графические элементы, которые играют важнейшую роль в определении отношений между словами, фразами, предложениями, в придании смыслового и эмоционального содержания, в указании типа высказывания и т. д. Короче, не передавая конкретную информацию, знаки препинания дирижируют ее восприятием.

Сначала о знаках препинания, которые есть на клавиатуре.

Точка (.) ставится в конце предложения. После неё следует только один пробел. Точка также используется при сокращениях. После сокращения текст продолжается со строчной буквы. За этим необходимо следить, так как в текстовых редакторах (например, в MS Word) существует свойство автоматически изменять регистр, то есть после точки следующий знак делать прописным.

Запятая (,) — более сложный знак. Обычно ставится перед союзами, открывающими подчиненное предложение («а», «но», «зато», «что», «как» и т. д.), между однородными членами предложения («красные, жёлтые, голубые цветы»), с причастными и деепричастными оборотами («В жизни, прошедшей в творчестве, много огорчений»), при обращении («Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!») и т. д. После запятой, как и после точки, вводится только один пробел.

Часто пользователи ошибаются не столько в том, где запятая необходима, а в том, где её не нужно ставить. Запятая не ставится: если члены предложения описывают разные свойства предмета («красивый старинный стальной кинжал»), если деепричастный оборот — устойчивое выражение («бежать сломя голову»).

Дефис (-) употребляется только в сложных словах («Санкт-Петербург», «тьма-тьмущая», «пол-апельсина», «онлайн-курс», «web-страница»), при написании частиц или приставок («кто-то», «как-нибудь»), а также в качестве знака переноса при разбиении между строками («же-лез-ная ло-ги-ка»). Дефис никогда не отбивается пробелами. Исключение составляет выражение типа «аудио- и видеоинформация».

При переносе ни в коем случае нельзя вводить дефис вручную, так как при изменении ситуации дефис останется в слове. Для решения проблемы предусмотрен так называемый дискреционный дефис.

Двоеточие (:) — знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения. В русском языке применяется перед перечислениями («Острогою бьется крупная рыба: щуки, сомы, судаки») и перед прямой речью («Он сказал: „Как хорошо знать правила правописания“»).

Точка с запятой (;) — знак препинания, как и двоеточие, служит для членения сложного предложения. Сейчас используется не так часто, поскольку предложения не имеют той сложности, которая имелась в произведениях русских классиков.

Вопросительный знак (?) — знак препинания, выражающий вопросительную интонацию. Ставится в конце предложения.

Восклицательный знак (!) — знак препинания, выражающий восклицание, повышенную интонацию. Ставится также в конце предложения.

Возможно сочетание вопросительного и восклицательного знаков: «– Что же делать?! – закричал он отчаянно». Сочетание знаков возможно только в такой последовательности.

Вопросительный и восклицательный знаки могут быть в сочетании с многоточием (. или . ). В данном случае вводится соответствующий знак и две обычные точки (в отличие от многоточия, для которого имеется специальный знак). Проблема сочетания этих знаков заключается в том, что получаются различные интервалы между точками, особенно это заметно в ситуации с вопросительным знаком. Для исправления следует обратиться к кернингу.

Скобки ([<>]) — парные знаки препинания, они бывают круглыми, квадратными и фигурными. Эти виды скобок представлены на клавиатуре. Используются для разных целей в разных типах текстов.

«Собака» (@) — знак, имеющий докомпьютерную историю, но сейчас используется только в адресах электронной почты.

Амперсанд (&) — знак, заменяющий союз «и», встречается в названиях компаний (John Wiley & Sons), а также в научной литературе и программировании.

Звёздочка (*) — знак, который ещё называется «астериск», часто используется как знак сноски в случае, если сносок на странице не более трёх-четырёх, в противном случае следует использовать цифры. Три звёздочки, расположенные на отдельной строке в ряд или треугольником, ставятся между блоками текста или в качестве заголовка в стихах.

Пробел ( ) — парадоксальный знак, который существует, но чаще всего невидим (для контроля за ним в редакторах предусмотрена специальная возможность отображения служебных символов). На клавиатуре клавиша пробела существует, более того, она самая большая по размеру. Щелчок на этой клавише создает пустое пространство между словами, между предложениями. Обычный пробел — это знак, включённый в шрифтовой файл, у него знакоместо 32, с этого знака начинаются изображения знаков в шрифтовом файле. Его ширину определяет шрифтовой дизайнер, разрабатывающий шрифт, с учетом рисунков знаков и назначения шрифта.

Однако следует помнить, что если в вёрстке установлена выключка по ширине (justification), то ширины обычных пробелов могут как уменьшаться, так и увеличиваться. Это необходимо для того, что обеспечить выравнивание границ текста. Иногда такие изменения достигают больших значений, и текст выглядит неравномерным, что является ошибкой вёрстки. Использование нескольких пробелов подряд независимо от цели считается грубой ошибкой. Браузеры по умолчанию игнорируют в HTML-документе совокупность нескольких пробелов, оставляя для отображения только один.

У обычного знака пробела есть множество дополнительных видов. Таким образом, пробел в целом является сочетанием как знака на клавиатуре, так множества вариантов вне клавиатуры.

В программе InDesign в специальном меню, посвященном пробелам, представлены такие варианты.

Сначала рассмотрим пробелы, которые различаются по ширине, что позволяет гибко варьировать размер пробела. Это тем более важно, что такие пробелы, как правило, не подвержены растяжению или сжатию. Однако все они не препятствуют разрыву строки при переносе.

Круглая шпация (Em space) — пробел, ширина которого равна значению кеглю. Такой пробел можно использовать для широких пробелов в отбивках. Он вводится также сочетанием клавиш Ctrl+Shift+m. Для HTML-страниц предусмотрены коды   или  

Полукруглая шпация (En space) — пробел, ширина которого равна половине кегля. Вводится также сочетанием клавиш Ctrl+Shift+n. Для HTML-страниц предусмотрены коды   или  

Волосяная шпация (Hair space) — самый тонкий пробел, соответствует 1/24 кегля.

Одна шестая шпация (Sixth space) — пробел, равный одной шестой части кегля.

Тонкая шпация (Thin space) — пробел, равный 1/8 кегля.

Четвертная шпация (Quarter space) – пробел, равный 1/4 кегля.

Третная шпация (Third space) — пробел, равный 1/3 кегля, очень близкий к обычному пробелу.

Пунктуационная шпация (Punctuation space) — пробел, равный ширине точки текущего кегля.

Цифровая шпация (Figure space) — пробел, равный ширине цифры.

В том же меню есть ещё два своеобразных, но очень полезных пробела.

Неразрывный пробел (Nonbreaking space) — пробел, который препятствует переносу следующего слова на другую строку. Очень полезен для ввода перед длинным тире (перенос тире на следующую строку считается грубой ошибкой), перед сокращениями единиц измерения, между инициалами и фамилией и т. д.

Неразрывный пробел фиксированной ширины (Nonbreaking space (fixed width) — пробел, который предназначен для той же цели, но обладает неизменной шириной. Полезен для отбивки маркеров в списках или после тире в прямой речи.

И наконец, Заполняющая шпация (Flush space) — пробел, наоборот, с изменяемой шириной для того, чтобы знак или число было вытеснено на самый правый край полосы набора. Используется в журнальной вёрстке для того, чтобы декоративный элемент в конце статьи, независимо от количества текста в строке всегда занимал крайнее правое положение. В книжном наборе используется для вёрстки оглавлений. Но тут необходимо одно условие: текст должен быть выключен на полный формат (Full Justify).

Теперь — важно! — поговорим о знаках препинания, которых нет на клавиатуре. Следует обратить внимание на то, что добавить требуемый знак можно различными способами. Какой способ выбрать зависит от ситуации и личных предпочтений.

В терминологии программы InDesign такие знаки считаются спецсимволами, поскольку они попадают в текст с помощью специальных манипуляций. Вот эти принципиальные варианты, а конкретика будет при описании символов.

1. Безусловно, основное меню: Текст / Вставить специальный символ.

2. Контекстное меню: установить курсор в нужное место, щелкнуть правой кнопкой мыши, в открывшемся меню выбрать пункт Вставить специальный символ.

3. Знак можно выбрать в палитре меню Глифы, выбрав соответствующую гарнитуру и просматривая отображения знаков.

4. Для многих символов существуют клавиатурные сокращения, когда одновременное нажатие двух-трех клавиш вставит в текст требуемый символ.

5. Существует ввод с помощью клавиши Alt. Так можно вводить практически все символы, поэтому сначала следует понять последовательность действий. Первое: щелкнуть на клавише NumLock на цифровой клавиатуре. Чаще всего щелчок подтверждается загоранием специальной лампочки. Второе: нажать клавишу Alt и удерживать. Третье: набрать соответствующий код на цифровой клавиатуре. Четвертое: отпустить клавишу Alt.

6. Для размещения спецсимвола на Web-странице предусмотрены варианты: например, для короткого тире возможен ввод цифрового кода (–) или мнемонического кода (–).
Итак, знаки, отсутствующие на клавиатуре, но без них текстовый набор не будет идеальным.

Длинное тире (—) – разделительный знак, который используется в русском языке вместо опущенного глагола («Знание — сила»), при прямой речи как внутри текста («Я решил, — сказал Петров, — искать клад один»), так и в форме отдельных строчек:

— Ты куда?
— Я решил искать клад один.

Клавиатурное сокращение для ввода длинного тире: Shift+Alt+- (дефис на обычной клавиатуре). Кстати, в редакторе MS Word — несколько иные клавиши: Ctrl+Alt+- (дефис на цифровой клавиатуре).

Для Alt-технологии используется код — 0151.

Кроме ввода собственно длинного тире важно понимать, как окружить его пробелами, которые всегда в русскоязычном тексте, в отличие от дефиса, обязательны. По правилам набора длинное тире отбивается от предыдущего неразрывным пробелом, так как перенос тире на другую строку не допускается, а от последующего — тонким пробелом (в InDesign – Thin space). В грамотной типографике замена тире дефисом с пробелами недопустима. Легко запомнить мнемоническое правило: длинное тире используется в пределах предложения, а дефис — в пределах слова.

На Web-страницах длинное тире вводится кроме прочего с помощью кода — или —

Короткое тире (–) применяется для обозначения диапазона между датами или числами. В этом случае оно не отбивается пробелами от предыдущего и последующего знаков. Иногда (в стихотворных текстах или в узкоколоночном наборе) может использоваться вместо длинного тире со всеми требованиями как у длинного тире.

Короткое тире в InDesign добавляется нажатием комбинации клавиш Alt+-. Для Alt-технологии используется код 0150. На Web-страницах короткое тире вводится кроме прочего с помощью кода – или –

Кавычки («„“») — знаки препинания, которые используются в русскоязычной вёрстке для выделения названий, прямой речи, цитат и т. д. Кавычки попали в раздел отсутствующих не случайно: на клавиатуре типографических кавычек действительно нет. Грубая ошибка – применение вместо кавычек знака дюйма («). Однако приходится признать, что этот знак на клавиатуре используется официально в качестве кавычек, например, в программировании и в стандарте HTML.

В настоящее время в качестве основных кавычек предпочтительны кавычки-«елочки». Для того чтобы они появились в тексте необходимо настроить программное приложение. Например, в InDesign следует установить флажок в пункте «Использовать типографические кавычки» в разделе «Параметры текста» пункта меню Редактирование/Установки. Можно вводить такие кавычки в любые тексты с помощью Alt-кодов: соответственно 0171 и 0187.

Если внутри текста, заключенного в указанные кавычки, встречаются новые цитаты или названия, то используются другие кавычки — „“, которые можно найти в палитре Glyphs (Глифы). Но гораздо проще их вводить с помощью клавиши Alt и соответствующих кодов. Для начальной кавычки это — 0132, а для заключительной — 0147. Кроме того, очень важно помнить, то знаки препинания, например точка или запятая, ставятся после кавычек.

Многоточие (…) — знак препинания, который типографически представлен в виде одного знака, а не сочетания трех отдельных точек. Многоточие используется для обозначения неоконченной фразы или пропуска в тексте. В этом случае между текстом и многоточием пробелы не ставятся, независимо от того, перед словом или после него вводится многоточие. Если пропуск в цитировании составляет как минимум целое предложение, то многоточие заключают в угловые скобки и с двух сторон отбивают пробелами.
Многоточие в InDesign считается спецсимволом, поэтому его можно выбрать в соответствующем меню. Кроме того, многоточие вводится с помощью Alt-технологии с кодом 0133. На web-странице знак вводится с помощью кодов … или …

Копирайт (©) — знак, который в соответствии с законом РФ «Об авторском праве…» помещается в выходных данных произведения и свидетельствует об авторских правах участников издания. Знак можно ввести в текст с помощью Alt-технологии с кодом 0169. На web-странице знак вводится с помощью кодов © или ©

Более подробно о знаках препинания можно узнать на сайте автора. Если есть вопросы или замечания, то можно написать по адресу pono@mail.ru.

Текст: © Сергей Пономаренко. 2022

Как не переносить тире на новую строку?

Может какое-то правило орфографии можно добавить? Я смотрел что можно сделать из доступного, но так ничего и не нашел.

  • Вопрос задан более трёх лет назад
  • 1211 просмотров

Комментировать

Решения вопроса 2

vinchence

Так. На всякий случай. В примерах не тире, сравните: -–—(дефис, короткое цифровое тире, тире)
1905–1907 годов (цифровое тире без пробелов) На винде удерживая ALT с цифровой клавиатуры набрать 0150
Конаково — также пристань. (тире, отбивается пробелами с двух сторон) ALT+0151
Дальше. есть пробел и есть неразрывный пробел. С клавиатуры в Iindesign Alt+Ctrl+x.
Вот перед тире должен стоять неразрывный пробел, вместо обычного.
По всему тексту можно прогнать поиск/замена (CTRL+F), я делаю примерно так:
5ffd9b79e186e205082831.png
Ну, там, понятно, что исходный знак может быть и дефисом, вместо тире, и тогда в поиске просто меняем на то, что ищем (вместо «^_» ставим «-«) Это если есть пробел.
С цифрами (там пробела-то нет) — создаем «пустой» Character Style, называем его, скажем, «nobreak» дальше — см. скриншот.
5ffd9d8106df4894280120.png
(ставим одну-единственную галочку, все остальные настройки не трогаем)
Применяем этот стиль к 1905–1907 или к 1905–1907 годов (смотря что вам склеить вместе надо)

Ответ написан более трёх лет назад

Нравится 1 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *