Как правильно заряжать рацию
Перейти к содержимому

Как правильно заряжать рацию

  • автор:

Как правильно заряжать рацию

Страница: 1 2 »» Поиск в теме
Страница: 1 2 »»
Создавать сообщения могут только зарегистрированные участники форума.

Как правильно заряжать рации?

 Радиоволна

Аккумулятор является важной частью любого портативного радио. Без него рация была бы просто мертвым куском железа. Сегодня больше всего распространены аккумуляторы на литиевой основе, которые имеют массу хороших характеристик, но они не бессмертны. Как правильно обращаться с аккумуляторами, чтобы они прослужили как можно дольше? В мануале обычно эту информацию не читаешь, поэтому уход за аккумулятором каждый трактует по-своему, или по тому, что где-то что-то слышал. В крайних случаях неправильное обращение может вывести из строя даже совершенно новую батарею.

Среди радиолюбителей сложилось мнение, что каждый новый аккумулятор необходимо трижды заряжать и разряжать. Так было во времена предыстории радио, когда в портативных радиоприемниках преобладали никель-кадмиевые и никель-металлогидридные аккумуляторы. В настоящее время их практически полностью заменили литиевые элементы, которым это не нужно.

Полная разрядка литиевых элементов в начале их жизни вредна. Это похоже на то, когда рождается ребенок, и вы встречаете его в мире повторяющимися голодовками. Некоторые пользователи даже оставляют батарею полностью разряженной, как только достают станцию ​​из коробки, так и когда она заряжена до 40-60% емкости, что полная ерунда.

Мы знаем даже крайний случай, когда владелец новой рации, стремясь получить максимальную емкость, честно разрядил лампочкой в ​​ноль только что распакованный аккумулятор. Впоследствии, за все время владения этим симпатичным девайсом, он боролся с половиной емкости аккумулятора в отличие от других владельцев, не уделявших такой «уход» аккумулятору.

Что точно надо сделать?

После того, как вы приобрели новый радиоприемник, лучше всего поставить его в зарядное устройство и полностью зарядить. Затем используйте его, пока индикатор батареи не упадет до одного-двух квадратов из трех, и снова зарядите его. Однако у каждого из производителей индикатор настроен на разное напряжение, поэтому примите этот совет скорее как руководство.

Напряжение

Лучшим индикатором состояния литиевой батареи является напряжение. Многие радиостанции, включая популярную Baofeng (активируется зажатием кнопки «0»), имеют встроенный вольтметр, который расскажет о состоянии батареи с максимальной точностью. Как только напряжение упадет ниже 7,2 В, рекомендуется поместить станцию ​​в зарядное устройство. Конечно, радио продолжало бы работать и при снижении напряжения до 6,5 В, но и тогда в аккумуляторе происходят малозаметные необратимые изменения. Поэтому приберегите этот вариант для исключительных ситуаций, но он не должен стать правилом.

Другая крайность, то есть длительная полная зарядка, также вредна для литиевых аккумуляторов. Если вы не пользуетесь станцией в течение длительного времени, рекомендуется снять аккумулятор и хранить его отдельно, когда он будет иметь примерно 60-80% емкости, что соответствует напряжению 7,6-7,8В.

Полностью заряженный аккумулятор должен иметь напряжение до 8,4В. Иногда у производителя это не совсем получается, когда зарядка заканчивается на 8В, а индикатор батареи в станции показывает только 3/4 емкости при полной зарядке. Это можно обойти, зарядив радиостанцию включенной, но это не очень элегантный способ. Baofeng UV-5R отключает зарядку при 8,1 В, а индикатор заряда батареи при этом соответствующе настроен и показывает 100% заряда. Хотя может показаться, что батарея постоянно недозаряжена, но, к удивлению, это ей не вредит, и даже двух-трехлетние UV-5R продолжают хорошо держать заряд. Обратной крайностью являются станции, где зарядное устройство заряжает аккумулятор до 8,5-8,6 В. Такое перезаряживание является недопустимым с точки зрения срока службы. К сожалению, зарядные устройства не оборудованы регулировкой, поэтому мы при их использовании зависим от милости производителей.

Производитель стремится максимально устранить недостатки пользователя при зарядке, по крайней мере, чтобы аккумулятор прослужил время законной гарантии. На данный момент она составляет у большинства 24 месяца, но не относится к постепенному снижению емкости, а именно к уменьшению времени работы. Можно сказать, что эти 24 месяца будут использоваться только в том случае, если аккумулятор внезапно перестанет работать. Резкий спад емкости (например, когда кажется, что устройство работает только часть того времени, что работает у других пользователей) можно рекламировать в течение 6 месяцев, а у некоторых производителей — в течение года.

Совет

Лучшее, что вы можете сделать для своей батареи, — не уделять ей слишком много внимания. Никогда не разряжайте аккумулятор до предела и перезаряжайте, когда это возможно. Об остальном позаботится электроника. Если радиоприемник выключается из-за низкого напряжения, постарайтесь не оставлять его в таком состоянии слишком долго. Аналогичным образом, если вы знаете, что не будете использовать радиостанцию ​​в течение длительного периода времени, не храните батарею полностью заряженной (и не оставляйте ее на станции)

Сохраняйте цикл повторного полного заряда и разряда для тех случаев, когда вам покажется, что радио работает гораздо меньше времени, что может произойти уже через несколько месяцев.

Если вы будете придерживаться этих проверенных временем советов, ваше радио будет служить вам в течение очень долгого времени. Радиостанции с литиевыми батареями десятилетней давности, которые работают до сих пор, не являются исключением.

Как продлить срок службы аккумулятора у портативной рации?

Аккумулятор является одной из важных деталей в радиостанции. Многие знают, что аккумулятор надо периодически заряжать, но не знают, как правильно это сделать.

После покупки АКБ необходимо зарядить, продолжительность первой зарядки составляет 24 часа.
А когда аккумулятор «садится» в процессе работы, потребитель подключает рацию к зарядному устройству и заряжает до готовности. Однако с каждым разом время работы рации с заряженным аккумулятором становится меньше, чем было раньше.

Из за чего это происходит?
Дело в так называемом «эффекте памяти», свойственном в большей степени никель-кадмиевым NiCd, в меньшей степени и никель-металл-гидридным NiMH аккумуляторам.
Причина этого явления заключается в том, что в процессе эксплуатации с каждым новым циклом заряда-разряда рабочее вещество внутри NiCd и NiMH аккумуляторов постепенно изменяет свою структуру, уменьшая площадь активной поверхности. Это приводит к уменьшению реальной емкости. Такой эффект развивается от того, что заряжаются не полностью разряженные аккумуляторы на основе никеля и сильнее всего проявляется в никель-кадмиевых аккумуляторах. Никель-металл-гидридные аккумуляторы подвержены эффекту памяти в меньшей степени.
В процессе эксплуатации рации, потребители обычно не дожидаются полной разрядки аккумулятора перед очередным зарядом. Это вполне естественно, когда отсутствует запасной аккумулятор. Но в результате такой практики через несколько месяцев (в зависимости от частоты заряда, глубины разряда, условий эксплуатации, качества аккумулятора и фирмы-изготовителя) реальная емкость аккумулятора заметно уменьшается. Также сокращается время заряда. Так начинается проявляться «эффект памяти».

Как с этим бороться?

Для предотвращения «эффекта памяти» необходимо применять тренировку аккумуляторов. Тренировка аккумулятора – это процесс периодического (3-4 раза) цикла зарядов и последующих разрядов. Процесс этот проще всего выполнять на настольных зарядных устройствах, имеющих функцию разряда. Выполнение тренировочных циклов непосредственно в радиостанции тоже возможно, но не так эффективно, поскольку рация, как правило, успевает отключиться раньше, чем аккумулятор полностью разрядится. Да и времени для этого требуется значительно больше.
Рекомендации о периодичности данного процесса:

  • для никель-кадмиевых аккумуляторов — один раз в месяц,
  • для никель-металл-гидридных — раз в три месяца.

Если делать это чаще, то полезный эффект увеличивается незначительно, а износ аккумулятора значительно возрастает.
Часто на «эффект памяти» списывают повреждения аккумулятора, вызванные неправильной эксплуатацией: использованием неисправного или «неродного» зарядного устройства, длительным пребыванием в зарядном устройстве, переохлаждением или перегревом аккумулятора, да и просто браком по вине изготовителя.

Литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (Li-Polimer) АКБ
В последние годы началось активное использование литий-ионных (Li-Ion) и литий-полимерных (Li-Polimer) аккумуляторов. Они практически не подвержены эффекту памяти. Более того, литиевые аккумуляторы предпочитают заряженное состояние незаряженному. Их можно ставить на заряд в любой момент и держать в зарядном устройстве сколько угодно. Зарядные устройства для них снабжены схемой автоматического отключения после окончания заряда, поскольку Li-ion и Li-Polimer аккумуляторы нельзя перезаряжать. Важно только, чтобы это устройство было предназначено для заряда литиевых аккумуляторов именно этого производителя. В противном случае аккумулятор может быть либо недозаряжен, либо испорчен. Другая важная особенность литиевых АКБ — это необходимость их хранения только в заряженном состоянии.
Но, несмотря на более высокую устойчивость аккумуляторов этого типа, все же при их эксплуатации наблюдается снижение емкости, что приводит к сокращению времени работы аккумулятора без подзарядки.
Поэтому рекомендуется в начале эксплуатации нового аккумулятора произвести цикл полный заряд/полный разряд аккумулятора несколько раз — в этом случае аккумулятор примет свою максимально возможную емкость.
В процессе эксплуатации аккумулятора следует стараться не подзаряжать аккумулятор при его частичном разряде (тем более с использованием автомобильных и простых зарядных устройств), и раз в три месяца проводить тренировку аккумулятора 2-3 циклами полного заряда/разряда.

Рекомендуем при покупке рации приобретать дополнительный аккумулятор, так как в случае полного разряда основного АКБ вы сможете использовать запасной аккумулятор, что позволит всегда держать радиостанцию работоспособной.

По поводу блока питания и зарядного устройства для рации Егерь-80

Вопрос: По поводу БП и зарядки в рации Егерь-80
1.) Как примерно устроена схема зарядки? Стоит обычный резистор или
понижающий DC-DC преобразователь?
2.) Какой диапазон напряжения заряда (на разъеме)? Если 13. 15 В, то
для зарядки в авто в самый раз. Какой получается ток заряда?
3.) Рассчитана ли рация на подключение внешнего источника питания (без
аккумуляторов) или же все идет через батарейный отсек?
Просто хотел бы узнать все это для будущей эксплуатации. А также
использовать рацию в машине и дома. И тут либо рация будет находиться
в постоянном режиме подзаряда, либо просто питаться от внешнего
источника питания. Но есть подозрение, что если использовать
импульсный источник, то это значительно ухудшит качество приема и
передачи, ибо шумы в питании могут внести помехи.
С наступающим Вас новым годом!

1) Схема зарядки в рации Егерь-80 — это ограничитель тока, обеспечивающий — при работе от внешнего нестабилизированного 12-В адаптера (мощностью 4-10 Вт) средний зарядный ток 200 мА (в начале заряда — больше, в конце — меньше; величина зарядного тока уменьшается по мере заряда аккумуляторов в связи с понижением «вилки» напряжений).

В конце заряда происходит дозаряд сравнительно малым током — современные NiMh аккумуляторы могут выдержать длительный перезаряд таким током без ухудшения параметров.

Полное время заряда аккумуляторов 1000 мАч составляет 7-8 часов.

2) Если заряжать от автомобиля (13,8 В прb включенном зажигании) — средний зарядный ток несколько меньше, на уровне 100 мА

3) Если в гнездо внешнего питания/заряда рации включён штекер:

отключается работа от установленных в батарейный отсек аккумуляторов

включается цепь заряда аккумуляторов, находящихся в батарейном отсеке рации Егерь-80

включатся работа от внешнего источника питания.

Если к рации подключён нестабилизированный 12-В адаптер, заряжать желательно в выключенном состоянии (питание рации выключено) — т.к. при больших перепадах напряжения в сети (что маловероятно) может что-нибудь в рации сгореть (в случае аварий в линии электропередач и сильного превышения напряжения).

На практике случаев выхода из строя за пару десятилетий выпуска раций с аналогичной схемой работы/заряда не зафиксировано.

Если в рации заряжаются аккумуляторы от внешнего нестабилизированного адаптера — то лучше рацию держать выключенной (т.к. в сети могут быть короткие резкие скачки напряжения, способные вывести рацию из строя).

Для работы рации от 220В нужен мощный стабилизированный блок питания с током не менее 1 А (лучше с запасом — 1,5 А) и напряжением 12-15 В (лучше 12 — т.к. 15 В предельное допустимое рабочее напряжение).

Если в батарейном отсеке нет аккумуляторов — можно работать от внешнего стабилизированного блока питания с напряжением 12-15 В м током не менее 1-1,5 А (чем больше, тем лучше — более безопасно использовать БП с запасом по мощности, чтобы не работать на предельных режимах. 1А блок питания может сильно греться — что небезопасно (пожарная безопасность). Лучше 1,5-2 А.

Если при работе от внешнего блока питания в батарейном отсеке рации будут установлены аккумуляторы — параллельно начнётся заряд аккумуляторов (но эффективно он будет происходить, если напряжение питания использованного для работы стабилизированного блока питания находится в диапазоне 13,8 В — 15 В). Больше 15 В — нельзя использовать для работы рации (предельно допустимое напряжение питания). Меньше 13,5-13,8 В — заряд будет происходить слишком малым током, что сильно увеличит время полного заряда аккумуляторов.

Следует учитывать, что работать от внешнего источника питания (стабилизированный блок питания, автоадаптер) следует на внешнюю (автомобильную, балконную, стационарную) антенну — т.к. иначе от штатной антенны будет большая наводка по сетевому кабелю, что приведёт к гулу (положительная обратная связь) при передаче + уменьшение дальности связи за счёт работы с компактной антенной в экранированных помещениях.

Да, по поводу импульсного блока питания — тут Вы правы, лучше воздержаться от их использования в радиосвязи из-за высокочастотных наводок от схем ШИМ (широтно-импульсной модуляции) и т.п. Лучше всего для работы использовать традиционные трансформаторные стабилизированные блоки питания.

С наступающим праздником, счастья и здоровья Вам и Вашим близким!

Популярные статьи

Антенны для раций

Антенны для раций

Самый простой и результативный способ существенно увеличить дальность радиосвязи — использовать антенны с наибольшим усилением или с более подходящей для Ваших нужд диаграммой направленности.Ниже прив

Читать далее.

КБ Беркут - производство и продажа раций

КБ Беркут — производство и продажа раций

Рации для работы и активного отдыхаСоздано в России — Конструкторское Бюро Беркут осуществляет полный цикл разработки и производства радиостанций Конструкторское Бюро Беркут разрабатывает, п

Читать далее.

Какие параметры радиостанции влияют на дальность и надёжность радиосвязи

Какие параметры радиостанции влияют на дальность и надёжность радиосвязи

Основные факторы, влияющие на дальность связи и удобство работы:А) Чувствительность приёмника. Численное значение чем меньше, тем лучше. У лучших моделей радиостанций — десятые доли микровольта (

Читать далее.

Рации для леса и пересечённой местности

Рации для леса и пересечённой местности

Опытные охотники, грибники, рыбаки, а также любители пешего и водного туризма в наше время редко обходятся без раций. Выбор портативных раций огромен – от дешёвых раций до профессиональных ударопрочны

Читать далее.

Рекомендуем

Комплект туриста Штурман-Р230М

Комплект туриста Штурман-Р230М

Комплект туриста Штурман-Р230М. Вариант комплектации AM/FM СиБи радиостанции с функцией FM репитера Штурман-Р230М с двумя антеннами (14-см и 33-см с противовесом) и аккумуляторами для работы в переносом варианте, автомобильной антенной на магнитном основании, автомобильным а..

Штурман-Р230М - комплект для базы

Штурман-Р230М — комплект для базы

Штурман-Р230М — комплект для базы. Вариант комплектации AM/FM СиБи рации с функцией FM репитера Штурман-Р230М с двумя антеннами (14-см и 33-см с противовесом) и аккумуляторами для работы в переносом варианте, стационарной (базовой) антенной (должна устанавляваться ..

Комплект автотуриста Штурман-230М

Комплект автотуриста Штурман-230М

Комплект автотуриста Штурман-230М. Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккумуляторами (8 шт. ААА NiMh), USB зарядным устройством, автомобильным адаптером (для работы и заряда аккумуляторов от бортовой с..

Штурман-230М - автокомплект

Штурман-230М — автокомплект

Штурман-230М — автокомплект. Вариант комплектации AM/FM радиостанции диапазона 27 МГц (cb) Штурман-230М с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), аккумуляторами для работы в переносом варианте, 1,5-метровой автомобильной антенной на магнитном основании, автомобильным адаптером..

Штурман-230М- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М — AM/FM Си-Би (27 МГц) портативная радиостанция в комплекте с аккумуляторами и зарядным устройством от USB. Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккумуляторами (8 шт. ААА), USB адаптером для..

Штурман-Р230М - AM/FM cb радиостанция с функцией FM репитера

Штурман-Р230М — AM/FM cb радиостанция с функцией FM репитера

Штурман-Р230М — AM/FM cb радиостанция с функцией FM репитера. Штурман-Р230М- компактная и мощная 230-канальная AM/FM рация диапазона 27 МГц (cb, Си-Би — гражданский диапазон частот), в режиме FM модуляции имеющая функцию эхо-репитера (в режиме репитера принимает, записывает ..

Комплект автотуриста Штурман-230М2

Комплект автотуриста Штурман-230М2

Комплект автотуриста Штурман-230М2 — AM/FM cb рация с 19-см и 40-см с противовесом антеннами, LiFePO4 аккумуляторами, USB зарядным устройством, адаптером для работы от прикуривателя, магнитным основанием Дельта-50.Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М2 с двумя антеннами (19-см и 40-см..

Штурман-230М2- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с LiFePO4 аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М2- AM/FM Си-Би (27 МГц) рация с LiFePO4 аккумуляторами, зарядным устройством от USB

Штурман-230М2 — AM/FM Си-Би (27 МГц) портативная радиостанция в комплекте с 19-см и 40-см антеннами, LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB. Вариант комплектации радиостанции Штурман-230М2 с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккум..

Егерь-230 - FM cb рация в комплекте с LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB

Егерь-230 — FM cb рация в комплекте с LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB

Егерь-230 — портативная FM Си-Би (27 МГц) радиостанция в комплекте с 19-см и 40-см антеннами, LiFePO4 аккумуляторами и зарядным устройством от USB. Вариант комплектации радиостанции Егерь-230 с двумя антеннами (19-см и 40-см с противовесом), съёмным металлическим прижимом, аккумуляторами (8 шт.

Добро пожаловать в интернет-магазин раций КБ Беркут, отечественного производителя средств радиосвязи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *