Почему на остановках стоят самокаты
Перейти к содержимому

Почему на остановках стоят самокаты

  • автор:

Петербуржцев возмутили электросамокаты на остановках

Самокаты и велосипеды на тротуарах Северной столицы давно и справедливо вызывают возмущение горожан. С участием пешеходов и «средств индивидуальной мобильности» — так в законе хотят обозначить весь строго индивидуальный транспорт, включая сегвеи и гироскутеры — уже произошло несколько трагических случаев. Однако наступление теплой погоды вскрыло еще одну проблему — стихийные парковки на тротуарах.

Понятно, что операторы кикшеринга стараются разместить самокаты поближе к местам скопления народа, в первую очередь у станций метро. Но такие стихийные парковки приходится обходить, создаются заторы, особенно у пешеходных переходов.

— Напротив станции метро «Улица Дыбенко» обычно припаркованы больше десятка электросамокатов, — возмущается жительница Веселого Поселка Ирина Андреева. — Но там же останавливаются нелегальные такси, которые набирают пассажиров в Кудрово и Новый Оккервиль. Вечером очередь иногда растягивается человек на пятьдесят, и самокаты очень мешают.

В социальных сетях петербуржцы рассказывают, что переставить даже одну мешающую «табуретку на колесах» очень сложно — устройство подает громкий и неприятный звуковой сигнал, это привлекает внимание и может спровоцировать конфликт. А заниматься освобождением или хотя бы упорядочиванием припаркованных чужих самокатов и вовсе никто не будет.

В Петербурге сейчас около десятков компаний, которые предоставляют услуги кикшеринга. Их представители сходятся на том, что неаккуратная парковка — вина прежде всего самих пользователей. Исправлять такие небрежности, предположительно, могут скауты — но их или нужно держать на каждой «точке», или оборудовать ее видеонаблюдением, или кто-то должен сообщить. К примеру, на сайте одного из крупных операторов, который работает не только в городе на Неве, есть объявление: «Если уже установленная нами парковка мешает — мы всё понимаем и готовы перенести ее к конкурентам» — и активная кнопка «Уберите парковку». И это только подтверждает, что проблема есть. Другая компания вообще отказалась от кикшеринга, у них — прокат и аренда самокатов.

— Наши самокаты стоят в гараже, люди берут их в одном месте и туда же возвращают, — рассказал владелец и основатель компании Samokat.Сity. — В этом есть определенные минусы, но очень много плюсов. Наши самокаты — всегда сухие и чистые, они регулярно проходят техосмотр, мы обязательно проводим инструктаж, и потому у наших клиентов на общем фоне меньше травм.

Проблема возникает еще и потому, уверены сами пользователи, что за нарушение нет наказания.

— Когда водителей стали штрафовать, если они не пропускают пешехода на переходе, все вдруг стали предельно вежливыми, — рассказал корреспонденту «РГ» пользователь прокатного электросамоката Виктор Родничев. — Но для самоката нет единых правил, даже в ПДД он сегодня приравнивается к пешеходу, хотя современные могут развивать скорость до 50 километров в час.

В структурах Смольного, кажется, тоже пока не совсем понимают, как можно регулировать эту проблему на уровне города. С 12 апреля полномочия по управлению парковками и центр транспортного планирования перешли из состава комитета по развитию транспортной инфраструктуры в комитет по транспорту Санкт-Петербурга. Там с новым хозяйством еще осваиваются. Вчера там проводилось совещание, посвященное в том числе и вопросу стихийных парковок, но на момент сдачи номера в печать чиновники не были готовы прокомментировать его итоги.

Почему электросамокаты не нужно запрещать в городах?

Париж стал первым городом в мире, где запретили кикшеринговые сервисы. Тем временем более 60% горожан считают, что Москве стоит пойти по пути столицы Франции. «Афиша Daily» разобралась, почему на это решились французы, хорошее ли это решение и возможно ли комфортное сосуществование самокатчиков и пешеходов.

Как в Париже запретили кикшеринг

История кикшеринга продлилась в столице Франции около пяти лет. Изначально горожане восприняли мобильный транспорт с энтузиазмом, но вскоре начались проблемы: захламление тротуаров и аварии. За 2022 год в Париже 3 человека погибли и 459 пострадали в ДТП, связанных с электросамокатами, притом что всего в местном парке их тогда было 15 тыс. Даже если сравнивать с российскими данными, это очень много: у нас по всей стране на 190 тыс. арендованных самокатов по статистике в ДТП с их участием пострадали 293 человека — вдвое меньше, чем в одном Париже.

Электросамокаты на улицах Парижа в 2019 году
© John van Hasselt — Corbis/Getty Images

Сначала власти столицы Франции ввели ограничение скорости для электросамокатов до 10 км/ч, штрафы за перевозку нескольких человек и вождение в наушниках. В городе построили парковки, вне которых арендованные электросамокаты оставлять было нельзя, но все эти меры не спасли ситуацию. В апреле мэр города Анн Идальго инициировала референдум, в нем приняли участие всего около 100 тыс. парижан при населении 1,38 млн. В результате 89% высказались против кикшеринга. Среди главных причин — постоянные превышения допустимой скорости, аренда самокатов детьми, скопление СИМ на тротуарах. В начале сентября в Париже запретили кикшеринговые сервисы. Мэрия не стала продлевать контракты с крупными частными операторами Dott, Lime и Tier. Часть парка кикшеринги отправили в парижские пригороды, города республики, Германию, Польшу и Великобританию. Тем временем личными электросамокатами, моноколесами и другими средствами индивидуальной мобильности пользоваться в Париже по-прежнему можно. Для прогулок по городу также доступны электровелосипеды в аренду.

Почему электросамокаты ненавидят в России

Кикшеринг в России появился в 2018 году. Тогда Сергей Собянин открыл в Москве городскую систему проката «Делисамокат». В Петербурге первый сервис аренды запустили через год, постепенно кикшеринг охватил другие города. Сегодня в стране работает около десятка операторов, среди самых крупных — Whoosh и Urent: в парке каждого около 10 тыс. самокатов. Средства индивидуальной мобильности быстро обрели популярность: только в столице в 2022 году горожане и туристы совершили 9 млн поездок на арендованном транспорте.

Ситуация с ДТП ясна не до конца: за 5 месяцев 2022 года произошло 117 аварий со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) К ним относят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса. , при этом МВД не считает отдельно инциденты, связанные именно с электросамокатами. По данным ведомства, 126 человек получили травмы, 2 погибли. В статистике не учтены происшествия в парках и скверах — это не зона ответственности ГИБДД.

В 2023 году количество ДТП выросло почти в 3 раза: за полгода в происшествиях с участием СИМ пострадали более 1000 человек, погибли 12. Лидером статистики стала Москва с 238 ДТП, после нее идет Пермский край — 68, Тюменская область — 66, Петербург — 64. При этом в 49,6% происшествий участвовали частные средства индивидуальной мобильности, в 45,3% — арендованные. Рост ДТП связан в первую очередь с безответственным поведением самих участников дорожного движения, считает координатор Российского совета по культуре поведения на дорогах Сергей Барышников. Однако количество аварий с арендованными самокатами в последнее время уменьшилось, говорит пресс-секретарь сервиса кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик. «В цифрах, которые озвучивает ГИБДД, есть несколько подсказок, за счет чего этот рост случился. Видно, что 70% ДТП связаны с СИМ, мощность двигателя которых больше 550 Вт. У электросамокатов в нашем сервисе, например, этот показатель менее 250 Вт», — заключает она в разговоре с изданием «Коммерсант».

Женщина с детьми на электросамокате в Санкт-Петербурге
© Александр Гальперин/РИА «Новости»

Пешеходы регулярно жалуются на самокаты, в числе главных претензий — хаотичная стоянка. В Петербурге за прошлый год комитет по транспорту получил более 1500 сообщений о неправильной парковке самокатов через чат-бот. В Москве только за последние две недели августа пользователи кикшеринга получили 8000 штрафов за неверное место завершения поездки.

Что предпринимают власти и бизнес в России

В марте 2023 года вступили в силу поправки в ПДД, в которых электросамокаты официально отнесли к средствам индивидуальной мобильности (СИМ) и установили для них правила. Например, теперь максимальная разрешенная скорость в городе, — 25 км/ч, на дворовых территориях — 20 км/ч, а в парках, скверах и местах большого скопления людей скорость прокатных электросамокатов автоматически снижается до 5–15 км/ч.

«В Москве комплексы фото- и видеофиксации уже умеют определять движение по встречной или, например, переезд пешеходного перехода [который самокатчик совершает] не спешившись. Штрафы пользователям пока не выставляют, так как нет технических средств, распознающих и привязывающих устройство к конкретному человеку», — подчеркнул директор Департамента транспорта Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров в разговоре с «Афиша Daily». В Петербурге тем временем начали устанавливать дорожные знаки, запрещающие движение электросамокатов. Первые появились на Адмиралтейской набережной.

С разбросанными самокатами власти тоже пытаются бороться. Например, московский Дептранс объявил, что неправильно припаркованные и брошенные арендные и личные самокаты, мешающие движению, будут эвакуировать на спецстоянку. Забрать их могут только владельцы или представители кикшеринговых сервисов. Правда, эксперты считают, что от такой меры могут пострадать операторы.

Кикшеринговые сервисы тоже работают над безопасностью на дорогах. К примеру, у Whoosh нет анонимных поездок. Если происходит ДТП, по запросу ГИБДД оператор может предоставить всю информацию для установления обстоятельств. Сегодня Whoosh тестирует технологию, определяющую поездки вдвоем и аренду несовершеннолетними пользователями. Нарушения правил компания планирует определять с помощью технологий и датчиков, установленных на каждом устройстве, рассказали «Афиша Daily» в пресс-службе Whoosh. В этом году эту технологию хотят внедрить массово. Кроме того, кикшеринг продолжает тестировать устройства с компьютерным зрением и дашбордом для определения препятствий, пешеходных переходов и подачи сигнала о них пользователю.

Опыт других стран

В пандемию в Европе электросамокаты стали популярны, чего не скажешь об азиатских странах, где введены жесткие ограничения. Например, в Японии электросамокат необходимо регистрировать в полиции, регулярно платить за него транспортный налог, оснастить номерным знаком, зеркалами заднего вида, стоп-сигналом и поворотниками. Нарушение этих норм карается штрафом до 50 тыс. иен (450 долларов, или около 43 тыс. рублей), а иногда — тюремным заключением до трех месяцев. В черте города можно кататься только у края проезжей части или по велодорожке. В Корее с мая этого года кататься на электросамокатах могут лишь пользователи старше 16 лет с водительскими правами.

Похожие жесткие ограничения введены и в Великобритании. Чтобы арендовать электросамокат в Лондоне, нужно быть старше 18 лет, иметь водительские права и просмотреть обучающий курс. Ехать можно со скоростью до 20 км/ч и только по велодорожкам. В городе разрешен кикшеринг, а частные электросамокаты изымают.

Среди положительных примеров можно выделить Берлин. «С конца XIX века там активно развивают общественный транспорт, поэтому в течение получаса можно добраться до почти любой точки в границах города. Плюс в последние годы жители стали активно пользоваться велотранспортом, и во время ковида власти начали активно строить инфраструктуру. В итоге уже сегодня тут есть комфортный баланс между пешеходами, автомобилистами, велосипедистами и самокатчиками, поэтому доля кикшеринга на общем фоне кажется небольшой за счет альтернатив. Кроме того, на городском уровне есть штрафы для СИМ, велополиция, система страхования и контроль над флотом, чтобы не было ситуаций вроде тех, когда 90% самокатов стоят в одной точке в центре и мешает горожанам», — отмечает урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.

Алексей Радченко

Средства индивидуальной мобильности, в том числе самокаты, развиваются в сотнях мест по всему миру — от Берлина до Юго-Восточной Азии. Рецепт комфортного внедрения электросамокатов в городскую среду довольно прост: точный расчет количества самокатов, доступных для проката, строгие правила парковки и размещения, развитие велоинфраструктуры и главное — открытое обсуждение роли и эффектов такого вида транспорта в конкретном городе.

Нужно ли запрещать электросамокаты в России?

62% москвичей и две трети петербуржцев выступают за запрет кикшеринговых сервисов аренды. Среди аргументов — нетрезвое вождение, хаотичная парковка. « Основная проблема, почему самокаты всем мешают, проста — для них действительной сейчас нет места в городе , — объясняет урбанист Алексей Радченко в разговоре с „Афишей Daily“. — Разница между скоростями самоката, пешехода и автомобиля слишком велика. Ехать по проезжей части опасно — за 100 км/ч [на автомобиле] по городу дают всего 250 рублей штрафа. Так что перебираться туда — самоубийство, но и на тротуаре места нет. Из‑за расширения дорог в последние десятилетия пешеходная инфраструктура стагнировала и отставала от изменений в городской мобильности. Всем тесно, скоростного режима под самокаты нет — отсюда и раздражение». При этом эксперт уверен, что тотальный запрет кикшеринговых сервисов заморозит развитие транспортного сектора. «Выход — выделенные под скорость в 20 км/ч полосы или снижение скорости на основной проезжей части до этих значений», — добавляет он.

Аркадий Гершман

Еще до Парижа были города, в которых запрещали самокаты. Например, в Копенгагене вводили запрет на начало и конец аренды в центре. В столице Франции с нулевых стали делать упор на велопрокат. Поэтому для Парижа отсутствие кикшеринговых сервисов не сыграет значительной роли. У нас ситуация кардинально иная. Электросамокаты, особенно в крупных городах, часто замещают собой общественный транспорт для поездок «от дома до станции метро» и «от двери до двери» по очень простой причине — другой удобной альтернативы нет . Если кикшеринг запретить, люди пересядут на автомобили: станет больше пробок, проблем с парковкой, все свободное пространство будет занято авто. То есть лучше от этого никому не станет.

Кирилл Жанайдаров

Директор департамента транспорта Фонда «Сколково»

В России самокат — не развлечение, а полноценный городской транспорт. По исследованию Whoosh, порядка 85% случаев использования СИМ в Москве — это транспортные целевые поездки из точки А в точку Б, продолжительность которых не превышает 20 минут. Сервисы кикшеринга у нас социально ориентированы: они организовали школы вождения и постоянно рассказывают о том, как пользоваться самокатами безопасно. Важно понимать: статистика по смертности в ДТП с велосипедами значительно выше, чем с электросамокатами, но о запрете велосипедов мы почему‑то не говорим .

Кикшеринг — это понятный игрок в городской среде. С операторами можно оперативно решить практически любую проблему, договориться о медленных зонах или передаче данных аналитики, чтобы использовать для развития инфраструктуры, как это сделали в Москве. Личный самокат — абсолютно противоположная история, нет практически никакого контроля и, главное, возможности его осуществлять без каких‑либо решений, позволяющих идентифицировать конкретное транспортное средство. Кроме того, у парижских сервисов отсутствовали скауты, то есть не было людей, которые занимались релокацией СИМ. Отсюда хаотичная парковка и недовольство горожан. У нас в столице у всех кикшеринговых компаний эти люди есть. Брошенные самокаты, особенно мешающие пешеходам, в Москве сегодня увозят. По данным ГКУ ЦОДД, за первые дни работы эвакуаторы убрали порядка 166 штук. Идеальных примеров работы кикшеринговых сервисов нет пока нигде в мире. Тем не менее там, где есть диалог с прокатными компаниями, четкие правила организации движения СИМ и инфраструктура, мы не наблюдаем таких проблем, как в Париже.

Как работает прокат городских самокатов: на примере сервиса «Юрент»

Если вы живёте в крупном городе, то наверняка видели людей на одинаковых электросамокатах — они лавируют среди толпы и неспешно (или наоборот) ездят по паркам. Наш автор впервые попробовал подобный сервис и готов рассказать, как это работает.

Развернуть

Прокат самокатов — как это устроено. Совсем кратко

Услуги проката электросамокатов (или кикшеринга) оказывают несколько компаний. Выбор зависит от доступности самокатов в том районе, где вы хотите ездить.

  • Подыскать самокат поблизости, взять его в прокат и оплатить поездку поможет мобильное приложение. Без него — никак.
  • Ездить можно не везде, а только в разрешённых зонах — они отмечены в приложении.
  • Начать и завершить поездку нужно на одной из стоянок. Их много, и ближайшая легко находится в приложении.
  • Когда вы арендуете электросамокат, вы заранее понимаете, на сколько примерно хватит его заряда. Просто не берите на два часа транспорт, которого хватит всего на 30 минут.
  • Поездку можно на время прервать, оставив самокат, а потом вернувшись к нему.
  • Стоимость поездки зависит от выбранного тарифа. Тарифы в разных городах могут отличаться. Если в общем, то, конечно, чем больше катаетесь, тем больше платите.

Прокат электросамоката — с чего начать

Мой выбор пал на сервис «Юрент» — у них 60 000 самокатов по всей России, но важно, конечно, не это, а то, что одна из парковок — прямо под окнами моей работы, а другая — у метро, куда я хотел добраться.

Итак, с чего начать? Прежде всего нам понадобится мобильное приложение. Его можно бесплатно скачать и на Android-гаджете, и на iPhone.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

Дальше — регистрация по номеру телефона и краткий ликбез по принципам работы сервиса. Там всё быстро, займёт пару минут.

И последний штрих — привязка банковской карты. И вот, наконец, открывается карта местности.

Карта в приложении

Карта разделена на серые и белые зоны. Тут всё достаточно просто: в серую зону нельзя заезжать. Кроме того, на карте можно увидеть оранжевые зоны — это места, где скорость самоката ограничена, к примеру, пешеходные улицы. Лучше следить за этим, потому что иначе вы нарушите ПДД.

На карте отмечены парковки — это места, где можно начать и нужно закончить свой путь. Видны свободные самокаты, на каждом зелёная полоска указывает уровень заряда.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

Если тапнуть по самокату, приложение покажет его номер, заряд батареи в процентах и на какое время его хватит. Кроме того, отображается оценка предельного расстояния для поездки.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

Есть ещё несколько кнопок — можно выбрать тариф и арендовать самокат сразу, а можно бесплатно забронировать. Бронирование поможет в тех случаях, когда вы боитесь, что самокат, к которому вы идёте, из-под носа уведёт кто-то другой.

Как выбрать конкретный самокат

Есть два способа. Первый: тапнуть по самокату на карте, а потом найти его на стоянке по номеру. Второй — подойти к самокату и отсканировать QR-код на руле.

Последнее мне показалась удобнее, особенно если на парковке сразу десяток самокатов. В любом случае перед подтверждением проката проверяйте остаток заряда батареи.

Осмотрите самокат на предмет заметных внешних повреждений. Если обнаружите что-то, лучше взять другой транспорт.

Самокат выбрали, тариф выбрали — можем ехать!

Начало поездки

Аренда началась. Нужно отстегнуть замок противоугонного троса. В моём случае замок был автоматический, электронный, но встречаются и кодовые — в таком случае код вы увидите в приложении.

Я выкатил самокат с парковки и поехал. Да, всё чрезвычайно просто. Даже для тех, кто никогда не катался ни на чём двухколёсном: пару раз отталкиваешься, как на обычном самокате, а потом легонько нажимаешь на кнопку газа. Только не давите слишком сильно: электросамокаты достаточно резвые. Во всяком случае, не экспериментируйте там, где людно.

Для остановки есть два тормоза, а для того, чтобы предупреждать пешеходов, — звонок. Велосипедистам вроде меня руление покажется несколько непривычным, но спустя две-три минуты это ощущение проходит.

Насколько быстры электросамокаты

Электросамокаты «Юрента» не разгоняются выше 20 км/ч. Вроде бы, не очень быстро, но, учитывая, что ездишь по тротуарам, это всё равно создаёт риски и для себя, и для пешеходов.

Такой транспорт не слишком шумный, а потому люди не будут знать, если вы к ним приближаетесь со спины. Я всё время притормаживал, нагоняя кого-то, особенно если в группе прохожих были дети. Не стоит полностью полагаться и на звонок: люди могут быть в наушниках и не слышать его.

В общем, если вы ездите там, где ходят, вам и отвечать за безопасность.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

Перерыв в поездке

В процессе поездки мне захотелось пить, и я решил заехать в магазин. Бросить самокат на улице просто так нельзя. Для этого в приложении нужно включить режим ожидания: тапаешь на кнопку «остановка», а самокат пристёгиваешь к чему-нибудь.

После того как все дела сделаны, через приложение запускаешь самокат вновь.

Не знаю, как с другими сервисами, а у «Юрента» на одном тарифе максимальное время остановки ограничено часом — потом аренда автоматически прекращается. Уточняйте этот момент. Хотя в любом случае вы вряд ли брали самокат для того, чтобы он стоял.

Окончание поездки

Для того чтобы завершить поездку, нужно приехать к одной из множества парковок. Их действительно очень много. Добрались? Нажимаем в приложении кнопку «Завершить аренду» и пристёгиваем самокат к стойке.

После этого приложение предложило сфотографировать самокат. Это страховка на случай неприятных ситуаций. Если другой клиент обнаружит поломку, фотография поможет доказать, что виновен не я.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

Материал по теме

Аренда самоката: сколько это стоит

У «Юрента» три тарифа: поминутный, фиксированный (он же «Пока не сядет») и дневной.

Если выбрать первый (так сделал я), платишь определённую сумму за старт, а потом поминутно.

В начале аренды «Юрент» зарезервировал на моей карте 500 рублей, но списалось только то, на что я наездил. За 25 минут я отдал 236 рублей.

«Юрент» работает более чем в 60 городах, и цены в них отличаются. Я катался в Москве, и для меня цена аренды составила 45 рублей за старт и 6 рублей за минуту. В подмосковных Люберцах, например, старт стоит на 15 рублей дешевле.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

Фиксированный тариф разрешает пользоваться самокатом сколько угодно до разрядки батареи. Сумма рассчитывается автоматически и зависит от нескольких факторов, но основное, само собой, — остаток заряда. Скажем, при остатке 70%, которого хватает часа на три, прокат обойдётся в 600—800 рублей.

Дневной тариф позволяет активировать сколько угодно поездок на разных самокатах в течение дня, и первые 40 минут каждой поездки будут бесплатными. Стоит такой тариф 490 рублей.

Кроме того, независимо от тарифа добавляется цена за страховку — 35 рублей.

Прокат самокатов на примере сервиса Юрент

У «Юрента» ещё есть платная подписка, которая выгодна, если кататься много: с ней ты не платишь за старт аренды, а только за минуты. Окупается за пять поездок.

Резюме

  • Арендовать самокат оказалось чрезвычайно просто.
  • Я ездил на таком транспорте впервые, но сложностей с управлением не испытал.
  • Поездки, на мой взгляд, недороги, во всяком случае, если сопоставить с удовольствием от них. Попробуйте!

Отличная идея на сезон: подписка МТС Premium теперь включает в себя подписку на сервис аренды самокатов «Юрент». Чтобы с ветерком. А ещё в МТС Premium — больше мобильного интернета для смартфона, кино и музыка онлайн, а также многое другое.

ПДД для самокатов в 2022 году

В актуальной редакции ПДД к пешеходам приравниваются «лица, использующие для самокаты и иные аналогичные средства». Это значит, что неправильно приравнивать самокаты к транспортным средствам, в том числе к велосипедам, а самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам, а выезд на велодорожку или край проезжей части допускается только в определённых случаях.

7 октября правительство России утвердило изменения в Правила дорожного движения. Электросамокаты получили статус cредств индивидуальной мобильности. Мы внесём изменения в эту статью после публикации обновлённой версии ПДД.

LETSKICK

Поправки в ПДД

Осенью 2019 года Министерство транспорта подготовило и опубликовало поправки в Правила дорожного движения, главным нововведением которых стал новый термин – СИМ (средства индивидуальной мобильности). В октябре 2021 года Минтранс совместно с МВД объявил о подготовке финальной версии проекта поправок.

В отдельном материале мы подробно разобрали первоначальный вариант документа, но до вступления новых поправок в силу необходимо придерживаться текущих правил.

Движение по тротуарам

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

LETSKICK

Движение по проезжей части

4.1 (продолжение). При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Кстати, на наших заездах вы можете бесплатно получить светоотражающие наклейки для самокатов, что позволит вам быть более заметными в вечернее время!

Наклейка

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переход проезжей части

LETSKICK

4.3. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Это интересный пункт правил, о котором многие не знают. Во время коллективных заездов мы переходим дорогу организованной группой, дождавшись всех участников заезда – это особенно актуально на нерегулируемых пешеходных переходах.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Здесь важно обратить внимание на то, что у пешехода тоже есть обязанности! Пешеход должен убедиться в безопасности своих действий, даже если переходит дорогу по «зебре». Игнорирование этого пункта правил чаще всего и становится причиной ДТП, в которых страдают самокатчики. Причём, чаще всего жертвами становятся дети, чьи родители не объяснили основы безопасного передвижения по городу.

LETSKICK

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Можно ли переезжать пешеходный переход на самокате?

Да, можно. Правила дорожного движения требуют спешиваться только владельцев велосипедов, а самокатчики могут проезжать по пешеходному переходу.

Однако, мы рекомендуем адекватно оценивать дорожную обстановку, особенно на нерегулируемых переходах, и в определённых случаях переходить дорогу, ведя самокат рядом с собой. Например, при большом скоплении людей или в сырую погоду, когда дорожная разметка может быть очень скользкой. И самое главное – на забудьте убедиться в безопасности вашего движения!

Родителей мы призываем приучать детей переходить дорогу исключительно пешком. Также не стоит везти ребёнка на самокате рядом с собой – даже трёхколёсные модели в такой ситуации менее устойчивы, самокат может упасть посреди перехода.

Официальный ответ 2012 года

В 2012 году, ещё до изменения ПДД, мы отправили запрос в ГИБДД Москвы и получили официальный ответ. Он интересен объяснением причин того, почему самокаты нельзя приравнивать к велосипеду.

«В настоящее время в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД РФ) отсутствует определение самоката как транспортного средства. Также отсутствуют и требования, предъявляемые к нему при движении и использовании. В тоже время, изучением данного вопроса установлено, что самокат не допустимо приравнивать к велосипеду. Метод приведения самоката в движение — отталкивание предусматривает постоянный, с небольшим промежутком времени, контакт лица, управляющего самокатом, и дорожного покрытия. Указанные обстоятельства, а также не соответствие большинства самокатов требованиям, предъявляемым, в том числе к велосипедам, дают основания отнести лицо, управляющее самокатом, к категории пешехода. Пешеходы, будучи участниками дорожного движения, должны руководствоваться требованиями, предъявляемыми к ним ПДД РФ, в том числе своими действиями не создавать опасности для движения других.»

Официальный ответ 2012 года

Помните о правилах, не выезжайте на проезжую часть. Не забывайте – самокат, средство передвижения, предназначенное для разных возрастов и ваш положительный пример может спасти кому-то жизнь.

Поддержите Let’s Kick!

Вы можете поддержать Let’s Kick через сервис Boosty, оформив один трёх вариантов ежемесячной подписки или сделав единовременное пожертвование.

Пожертвование также можно сделать с помощью сервиса YooMoney. Полученные средства мы используем для поддержания работы сайта и развития сообщества. В качестве благодарности мы подарим вам Самокарту, если у вас её ещё нет. Просто оставьте ваше e-mail в комментарии к переводу и получите карту на заезде Let’s Kick.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *