Почему вертолет стреляет в верх
Перейти к содержимому

Почему вертолет стреляет в верх

  • автор:

Ка-52 «Аллигатор» — как ВСУ уничтожило все мифы российских пропагандистов об этом вертолете

С 24 февраля Вооруженные Силы Украины уничтожили уже с десяток новейших Ка-52 армии РФ.

Вертолет Ка-52 / Минобороны Российской Федерации

Вертолет Ка-52 / Минобороны Российской Федерации

Российская пропаганда создала вокруг ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» один из величайших своих мифов. О нем рассказывали, как о самой новой и эффективной машине в арсенале армии РФ. Мол, именно в этой машине объединилась исключительная маневренность, высокоточное оружие и беспрецедентный для вертолета уровень бронирования.

Но, как это произошло с другой российской техникой, реальность оказалась далекой от пропагандистских историй про «аналоговнет».

ВСУ «приземлили» Ка-52

Характеристики Ка-52 на бумаге

Сначала следует развенчать миф о том, что Ка-52 это российская разработка. На самом деле это просто двухместная версия вертолета Ка-50 «Черная акула», который разрабатывался еще в 70-х годах, то есть полвека назад, а свой первый полет совершил в 1982 году.

Но в итоге, только в 2010-х годах, то есть через 30 лет, на волне бешеных нефтедолларов, в серию пошла двухместная версия, которую начертили в 80-х годах в качестве разведывательно-командной машины. Она, кстати, поднялась в небо еще в 90-е.

Вертолет Ка-52 / Холдинг

Вертолет Ка-52 / Холдинг «Вертолеты России»

  • Экипаж: 2 человека;
  • Максимальная скорость: 300 км/ч;
  • Дальность полета: 1100 км;
  • Боевая погрузка: 2800 кг.

Главными особенностями Ка-52 в РФ называли мощный прицельный комплекс и бортовой комплекс обороны, который способен обеспечить защиту от зенитных ракет всех видов.

В агитках российских пропагандистов боевое использование Ка-52 выглядело как безнаказанный расстрел в любое время суток противника высокоточными ракетами «Вихрь» с 6-10 км, а если даже враг коварно использует ПЗРК, то система безопасности сообщит пилотам и поставит помехи.

Вертолет Ка-52 / Холдинг

Вертолет Ка-52 / Холдинг «Вертолеты России»

Проверка Ка-52 реальным боем

Но одно дело писать об «аналоговнет», а совсем другое — реальное боевое использование. И бои в Украине очень быстро расставили все по своим местам.

В частности, оказалось, что в двухместном Ка-52, не то что «бронекапсулы», а брони нет от слова совсем. На практике его можно вывести из строя винтовочным калибром 7,62 мм. То есть пулеметным огнем, который прошивает вертолет во всех проекциях, включая моторный отсек и кабину.

В реальном бою использование ракет «Вихрь» встречается только на агитационных российских видео, снятых по принципу — куда ракета попала там и была цель.

В видео с реальным боевым применением Ка-52 чаще использует неуправляемые реактивные снаряды, которыми стреляет из кабрирования — задирая нос вертолета для увеличения дальности стрельбы.

Российские ударные вертолеты запускают ракеты вблизи Попасной Луганской области

Такой маневр позволяет лишь приблизительно прицеливаться в район цели, а нужен он лишь для того, чтобы не заходить в зону пуска ПЗРК. И этот факт дополнительного говорит о надежности бортового комплекса обороны Ка-52.

А окончательный гвоздь у него был забит противотанковым ракетным комплексом «Стугна-П». Именно из этого оружия от ДККБ «Луч» украинские десантники уничтожили находящийся в воздухе Ка-52.

Работа ПТРК «Стугна»

Для понимания уровня «унижения», ПТРК — это оружие которое предназначено для уничтожения бронетехники. Результативная стрельба из нее по вертолетам в воздухе технически, конечно, возможна, однако это исключительные случаи, которые в истории по всему миру было просто единичными и превращались в легенды.

Дело в том, что скорость полета противотанковой ракеты около 720 км/ч, а ракета из переносного зенитного ракетного комплекса типа Stinger почти в четыре раза быстрее — 2700 км/ч, более того, она более маневренная и имеет собственную систему наведения.

То есть уничтожение Ка-52 с ПТРК — это настоящая оплеуха украинских оружейников и бойцов всему рашистскому военно-промышленному комплексу.

Британская разведка рассказала, что ВСУ сбили четверть лучших вертолетов России Ка-52 «Аллигатор». Разбираемся, что происходит

Демонстрационный полет Ка-52 с отстрелом тепловых ловушек. Фото: wikipedia.org

Похоже, на фронте войны в Украине российские ВКС стали чаще использовать (и чаще терять) свои лучшие ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Британская разведка заявила, что с начала конфликта Россия потеряла уже четверть всего своего парка этих машин. Источники, связанные с ВСУ, в последние дни также все чаще рапортуют о сбитых «Аллигаторах». Разбираемся, действительно ли Ка-52 стали падать чаще, и если да, то в чем может быть причина.

Откуда мы знаем, что Ка-52 стали сбивать чаще?

Украинские военные в последние недели стали все чаще рапортовать о сбитых «Аллигаторах» — в частности, 24 октября было заявлено об уничтожении сразу трех машин. Разведка Великобритании 25 октября сообщила о том, что из 90 имеющихся для войны с Украиной Ка-52 уничтожена уже примерно четверть (то есть более 20 машин). Нидерландский Сайт Oryx, специализирующийся на подсчете потерь боевой техники по открытым источникам с фото- или видеоподтверждениями, дает практически такую же статистику — с 24 февраля авторам ресурса удалось подтвердить 23 уничтоженных «Аллигатора». Пять или шесть из этих вертолетов были уничтожены, начиная со второй половины сентября — это почти четверть потерь за всю войну. Реальные потери РФ могут быть больше — отнюдь не всегда сбитые летательные аппараты падают туда, где их легко заснять для подтверждения потери.

Что собой представляет Ка-52

Первый экземпляр Ка-52 на выставке в 2005 году. Фото: wikipedia.org

Несмотря на то что Ка-52 «Аллигатор» — самый современный вертолет российской армии и стоит на вооружении немногим более 10 лет (с 2011 года), это разработка еще времен Советского Союза. В семидесятых годах Совмин СССР озаботился тем, что у армии страны, по сути, нет полноценного ударного вертолета. Главной винтокрылой машиной советской империи был знаменитый Ми-24, сделанный по концепции «летающей БМП». Вертолет мог и уничтожать вражескую бронетехнику, и перевозить и десантировать пехоту. При этом делал и то, и другое недостаточно эффективно. В США же тем временем испытывали ставший впоследствии легендарным AH-64 «Апач» — возможно, он и сейчас остается лучшим ударным вертолетом в мире. А на тот момент у СССР и вовсе не было ничего похожего по возможностям. Поэтому в 1976 году был объявлен конкурс на создание специальной ударной машины, «убийцы танков». В нем приняли участие два главных вертолетных конструкторских бюро СССР: КБ имени Миля и ОКБ «Камов». Если первые уже создали немало моделей для Советской армии (Ми-24 и Ми-8 и сегодня стоят на вооружении, в том числе и в Беларуси), то бюро Камова специализировалось до этого только на морских вертолетах. Особенностью «камовской» машины стала так называемая соосная схема расположения несущих винтов. Вертолет не имеет рулевого винта в хвосте, зато над несущим винтом сверху вращается еще один такой же. Это позволяет подниматься выше и набирать высоту быстрее, уменьшает вибрацию корпуса (и пилотам становится легче целиться). Пилоты вертолетов соосной схемы могут чувствовать себя в несколько большей безопасности — у машины меньше уязвимых мест (при традиционной схеме противнику достаточно попасть ракетой в рулевой винт в хвосте, чтобы машина потеряла управление). Есть у такой схемы и недостатки, но они некритичны. Еще одной особенностью машины стало сокращение экипажа до одного человека. Обычно в вертолете сидят двое: один пилотирует, второй стреляет. Однако в КБ «Камов» решили, что современные приборы дают пилоту достаточно возможностей, чтобы он мог управлять и системами вооружения. Одноместную машину можно было сделать меньше, легче (что позволяло повесить больше брони) и готовить меньше специалистов для вертолетного парка. В 80-х вертолет Камова выиграл конкурс у машины Миля, и было решено, что будущей основной боевой машиной СССР будет именно «камовская» модель, которая получила название Ка-50 «Черная акула». Однако Союз распался раньше, чем поступил в войска новый вертолет. Только к 1995 году Ка-50 приняли на вооружение, да и то из-за тотального безденежья девяностых ее закупали малыми партиями. Вертолет успел поучаствовать во второй чеченской войне — и эксплуатация машины показала, что один член экипажа со всеми системами все-таки не справляется. На «Черную акулу» добавили еще одного человека, сохранив почти всю конструкцию машины прежней. Так и получился Ка-52 «Аллигатор». Этот бронированный вертолет предназначен для ударов по живой силе и бронетехнике. Он вооружен 30-миллиметровой автоматической пушкой, блоками неуправляемых авиационных ракет и может нести различное управляемое вооружение (например, противотанковые ракеты «Атака» и «Вихрь» с дальностью около 10 километров). Вертолет оснащен системами обзора, дневными и ночными прицелами, радиолокационной станцией. Чтобы повысить защищенность машины, используется не только броня, но и так называемый комплекс бортовой обороны «Витебск». Если на Ка-52 нацелилась ракета, «Витебск» оповещает о лазерном облучении (если боеприпас наводится по лазерному лучу), ставит помехи (мешая навестись ракетам с самонаведением по радару) или отстреливает тепловые ловушки (стараясь «обмануть» ракеты с тепловой головкой самонаведения). Уникальной особенностью Ка-52 является система эвакуации экипажа — если машина подбита, пилоты могут отстрелить винты своего вертолета заранее установленным зарядом взрывчатки, а потом катапультироваться вместе с креслами вверх. Такой ход дает значительно больше шансов выжить вертолетчикам, даже если машину подбили. Словом, Ка-52 оказался вполне удачной и современной машиной. Что не помешало КБ имени Миля, проигравшему конкурс, все же протащить на вооружение российской армии и свой вертолет Ми-28 «Ночной охотник». Теперь в ВС РФ два вертолета с почти одинаковыми функциями. Практического смысла в этом никакого — вероятно, дело в лоббизме. По данным авторитетного военного издания Military Balance, на 2022 год в российской армии было 133 Ка-52 «Аллигатор». Скорее всего, в Украине воюют далеко не все машины — к примеру, весной российские издания писали о столкновении двух вертолетов неназванных моделей под Саратовом, причем было указано, что пилоты катапультировались. Но поскольку единственный в мире геликоптер с катапультой — это Ка-52, то однозначно можно констатировать, что крушение вдали от фронта потерпел именно «Аллигатор» (еще возможность катапультирования была на Ка-50, однако серийно он не производится).

Как сбивают лучшие вертолеты России

Это делают из самого разного оружия, включая даже модели, которые предназначены абсолютно для другого. К примеру, известно как минимум о нескольких случаях уничтожения Ка-52 из украинского противотанкового ракетного комплекса «Стугна». Иногда по вертолетам стреляют даже из систем средней дальности «Бук-М1» (можно увидеть в ролике ниже), однако они явно нужнее украинцам, чтобы держать на расстоянии российские самолеты и сбивать крылатые ракеты. В основном Ка-52 несут потери от огня переносных зенитно-ракетных комплексов. Это наиболее массовые противовоздушные системы ВСУ, которые предназначены для стрельбы по низколетящим целям — а вертолеты летают как раз довольно низко. Для уничтожения российских «Аллигаторов» украинцы используют тактику, являющуюся частью так называемой сетецентрической войны. Она основана на широком применении беспилотников и быстрой передаче информации по интернету. Над линией фронта постоянно висят БПЛА — как только их оптика замечает летящие вертолеты (а в небе спрятаться негде), сведения о том, кто и где летает, поступают зенитчикам. Вооруженные этим знанием и ПЗРК, ближайшие силы ПВО находят вертолет и стараются его сбить. Выглядит это вот так (на кадрах ясно видно, что дроны оказались поблизости от Ка-52 не случайно, наблюдение велось системно, причем с разных беспилотников). С весны российские вертолеты, как мы неоднократно рассказывали, использовали так называемую стрельбу с кабрирования — запуск неуправляемых ракет по направлению вперед-вверх, задрав нос машины. Такое применение позволяет добиться большей дальности стрельбы — при околонулевой точности. Тактика имеет единственный плюс — она позволяет держаться вне зоны действия украинских ПЗРК и тем сохранять вертолеты и жизни пилотов. Однако пользы от такого «расстреливания неба» ракетами немного, попасть в цель можно разве что случайно. Вертолет действует как слабая РСЗО (из-за малого калибра ракет), однако полет Ка-52 обходится намного дороже, чем использование грузовика Урал-4320, на котором смонтированы РСЗО «Град». Кроме того, ресурс любого авиадвигателя конечен, и использовать машину для таких «салютов» чересчур расточительно. Тем не менее подобная практика продолжается, хотя возможности Ка-52 для нее явно избыточны. Однако стрелять с кабрирования хорошо только тогда, когда можно просто ударить по неведомым целям, не сильно заботясь о результате. Но в последние месяцы ВСУ наносили российской армии чувствительные поражения, и армейской авиации РФ волей-неволей приходится порой поддерживать свою пехоту атаками по конкретным наземным целям. При этом, в отличие от украинских военных, российские пилоты вертолетов не имеют оперативной связи с пехотой и целеуказания от них. Потому они вынуждены подолгу находиться над полем боя, давая операторам ПЗРК украинской армии возможность бить по себе. При нормальном целеуказании вертолетам не пришлось бы заходить в зону действия переносных зенитно-ракетных комплексов: основные российские управляемые ракеты «Атака» и «Вихрь» имеют дальность 8−10 километров (ПЗРК на такое расстояние не достают). Однако, похоже, что российские вертолетчики толком не знают куда бить. Так, в сентябре «Аллигаторы» нанесли в Запорожской области удар «Вихрями» по объекту, который сочли баржей с украинскими десантниками. Однако оказалось, что это всего-навсего опора старого моста времен Второй мировой.

Тут рашисти кажуть що знищили баржу з десантом. Але це опора для моста поблизу Кам’янка-Дніпровська. Тільки птахам зіпсували відпочинок. 47.516334, 34.381451 pic.twitter.com/wf6KRMP7OX — Промисловий Портал (@ua_industrial) September 14, 2022

Возможно, активизировавшееся участие российских вертолетов в боевых действиях связано с тем, что Россия теряет подавляющее превосходство в артиллерии — в первую очередь на Херсонском направлении, где войска РФ отрезаны от своих баз широким Днепром. Использование авиации как эрзац-артиллерии возможно, но это дорого и опасно. Сбить вертолет из ПЗРК намного проще и дешевле, чем подавить орудие управляемым снарядом из пушки или ракетой РСЗО HIMARS. О том, что россияне пытаются использовать авиацию как средство поддержки в условиях недостаточной плотности огня артиллерии, пишет украинский военный эксперт Александр Коваленко, указывает на это и британская разведка. В ведомстве считают, что России по-прежнему не удается поддерживать достаточное превосходство в воздухе, чтобы осуществлять эффективную авиационную поддержку вблизи линии фронта, а ее артиллерийские боеприпасы на исходе. При этом защитные системы «Аллигатора» — в первую очередь комплекс бортовой обороны «Витебск» — судя по всему, показывают себя хуже, чем ожидалось. Так, во время уничтожения очередного Ка-52 из ПТРК «Стугна» оборонный комплекс, похоже, не смог ни предупредить пилотов о лазерном облучении, ни обмануть ракету с помощью помех. И такое случается часто. Похоже, что российские вертолеты Ка-52, достаточно хорошие и современные в общем-то машины, не могут эффективно использоваться сами по себе — без хорошей разведки, оперативной связи с пехотой, которая давала бы целеуказание, без понимания, куда стрелять. Если в условиях замерших фронтов и отсутствия контратак ВСУ с их помощью можно было просто имитировать бурную деятельность, выпуская ракеты в небо, то сейчас, похоже, Ка-52 приходится оказывать реальную поддержку своей пехоте. В условиях отсутствия многих важных звеньев армейской системы высокие тактико-технические характеристики «Аллигаторов» просто не помогают. А потому насильственное «приземление» Ка-52, вероятно, продолжится.

Удар «навесом»: редкий прием работы Ка-52 и Ми-28Н попал на видео

В интернете опубликованы кадры ударов неуправляемыми снарядами, выполненных вертолетами Ка-52 и Ми-28Н способом кабрирования.

На записи видно, как две ударные машины летят низко над поверхностью, а в точке атаки резко задирают нос, набирают высоту и выполняют залп. После вертолеты разворачиваются и выходят из зоны действия. В этом и заключается способ кабрирования — термин в переводе с французского буквально означает «встать на дыбы».

Данный режим применения неуправляемых авиаракет (НАР) считается редким и отчасти вынужденным. Он позволяет «перебросить» снаряды через возвышенность, уничтожая расположенные за ней цели, и не заходить в зону поражения противовоздушных средств. При этом ракета летит «навесом», падая на цели сверху.

Эффективность кабрирования многими ставится под сомнение. Дело в том, что точность попадания при таком способе ниже, чем при пикировании — более частом методе применения вертолетами неуправляемых ракет.

Однако, по мнению других специалистов, именно в рассеивании залпа и состоит преимущество, так как значительно увеличивается площадь поражения.

В этом у кабрирования есть определенное сходство с принципом наземных реактивных артиллерийских систем. По примерным подсчетам, два вертолета с полным комплектом НАР могут устроить огненный шквал на территории размером с футбольное поле.

Отметим, использование приема кабрирования российской авиацией в ходе спецоперации защите ДНР и ЛНР перестает быть редким. Накануне в Сети было опубликовано видео с Ми-28Н, отработавшим по целям аналогичным образом.

Пуски ракет по ВСУ вставшим на дыбы вертолетом ВКС РФ сняли на видео

Опубликованы кадры боевой работы вертолета ВКС России на Донбассе в режиме кабрирования. Снят ролик издалека, но, судя по всему, на видео Ми-28Н «Ночной охотник».

Машина идет на малой высоте и в какой-то момент приподнимается, словно для резкого взлета, одновременно выпуская неуправляемые авиационные ракеты. Затем вертолет вновь опускается и уходит, отстреливая тепловые ловушки.

Этот прием называется кабрирование ( от французского cabrer — поднимать на дыбы). Применяется он как самолетами, так и вертолетами для того, чтобы уничтожить цель за холмом или какой-либо возвышенностью и при этом не попасть в зону поражения ПЗРК противника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *