Что означает контур на колонках активных
Перейти к содержимому

Что означает контур на колонках активных

  • автор:

Домашний кинотеатр 5.1: подбор колонок и правильное расположение

Давайте поговорим о размещении колонок в домашнем кинотеатре. И хотя кажется, что вроде бы, современный ресивер сам всё настроит «как надо», в соответствии с помещением, но он далеко не так всемогущ, как бы нам хотелось. Если колонки не те, которые нужны, или расположены не правильно, то ресивер это уже не исправит.

Рассмотрим простейшую конфигурацию домашнего кинотеатра: 5.1

Где 5 — это количество пассивных колонок, а 1 — это один активный сабвуфер.

Правильный выбор размеров акустических систем зависит от объёма комнаты. В комнате площадью до 14 кв. метров вполне успешно могут звучать (не перегружая собою пространство), как готовые наборы из компактных колонок: Комплекты акустики, так и самостоятельно подобранные комплекты.

Когда Вы собираете кинотеатр самостоятельно, всегда есть шанс, что хорошая фронтальная пара даже компактных полочных систем высокого уровня, или подходящие по дизайну плоские навесные колонки могут дать явный прирост качества. При этом, обратите внимание на то, что иногда получается дешевле купить готовый набор 5.1, и сразу (или позже) заменить в нем фронт, чем купить все колонки отдельно. Не надо стесняться спрашивать консультанта, какие интересные предложения в нашем магазине могли бы улучшить звучание Вашего комплекта.

Для комнат от 18 и до 25 кв. метров, в качестве фронтальной пары, могут быть выбраны, как маленькие напольные (до 90 см), так и средне-размерные полочные колонки. Если хотите сэкономить место — выбирайте акустику с передним фазоинвертором (её можно ставить достаточно близко к стенке). И всегда помните, что наличие в системе сабвуфера «обрежет» частоту, поступающую на фронтальную пару, до 80 Гц. Все частоты ниже этой отметки (прописаны в записи отдельным треком) отправляются только на саб. А значит — при составлении 5.1 — часть НЧ динамиков напольной колонки (передающих частоты ниже 80 Гц) может просто молчать. Приобретение больших напольных систем в кино оправдано только в системах 5.0 или в дизайнерском решении.

Тыловую пару желательно выбрать из навесных, или встраиваемых акустических систем. В тех случаях, когда нет возможности повесить на стену, или встроить акустику в стену/потолок — устанавливаем полочные колонки на высокие стойки.

Для комнат площадью больше 25 метров рекомендации с наборными колонками остаются прежними, но если звук покажется не впечатляющим, а бас не достаточным, мы бы рекомендовали приобрести второй сабвуфер(благо, что у всех современных ресиверов есть два выхода на активный саб).

Теперь о нюансах:

1. Твитер фронтальной пары должен быть не выше уровня ушей слушателя. Если этого сделать не получается, тогда советуем наклонить колонку так, чтобы мысленно проведённая прямая была направлена на место где будет находиться слушатель.

2. Идеальное место для центрального канала — непосредственно за изображением. К сожалению, это возможно только в самых дорогих кинотеатрах с проектором и акустически прозрачным экраном. Во всех иных случаях его придётся разместить «под» или «над» изображением (где именно решается по дизайну помещения).

3. Тыловые каналы желательно повесить на стену за зрителями на высоте не меньше 90 см от пола. Если диван стоит очень близко к задней стенке — лучше выбрать диполярную акустику (такие колонки звучат в противофазе пример: Klipsch RP-402S) или биполярную акустику (При биполярном излучении звук распространяется в две стороны, но в одной фазе)

4. При достаточном удалении (метр и более) можно использовать обычную корпусную монополярную акустику, или встраиваемую, в том числе и в потолок. (рисунок 3) (все три типа колонок излучают звук только в одном направлении).

5. Размещение места для сабвуфера не критично — возможна его установка практически в любой части комнаты, или даже, на стене (пример: Heco New Phalanx 203F)

Единственное примечание: лучше отказаться от вариантов расположения его внутри лёгкой мебели.

Более сложные конфигурации мы рассмотрим в следующей статье.

Подключение акустических систем

В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.

Рассматривая в этом свете акустические системы можно выделить три вида: активные, пассивные и трансляционные акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Итак, считаем, что вы выбрали акустическую систему и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.

Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной – наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.

Уровни. Хотя уровни линейного сигнала стандартизированы, несоответствия между устройствами все равно могут возникнуть. Потому что на самом деле в звуковой технике применяется не один стандарт, а несколько. Наиболее популярные линейные уровни для звуковой аппаратуры – это +4 дБ (1,23 В), -10 дБ (0,25 В) и -10 дБв (0,32 В). В результате несоответствия уровней выходного устройства (например, микшера) и входного устройства (например, активной АС) сигнал может искажаться или получать большой уровень шума. В связи с этим на устройствах мы можем часто увидеть переключатели номинального уровня выхода и входа. Если такого переключателя нет и нет регулятора выходного уровня, то придется применить дополнительное устройство согласования.

Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) – это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками. На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.

Балансное соединение

Hiz. Вход Hi-Z– это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.

Использование дополнительных коммутационных переходников должно выполняться с осторожностью. Нужно учитывать все вышеупомянутые характеристики, они должны совпадать: у входа и выхода должен совпадать номинальный уровень сигнала (+4 дБ, -10 дБ и др.), способ передачи (баланс/небаланс) и импеданс (входное и выходное сопротивление).

Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.

Самый популярный в акустических системах разъем – XLR.

XLR разъем

Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 – корпус и/или земля, 2 – сигнал плюс (+), 3 – сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.

Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.

TRS разъем

Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 – Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 – Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 – Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс. По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”) и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.

Разъем, который часто применяется и в профессиональной и в бытовой аппаратуре — разъем RCA.

RCA разъем

В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.

Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.

Сквозной выход на XLR разъеме

Этот выход может по-разному называться — Link Output, Mix Out, Thru Out, Line Out, но суть одна — отдать входной на АС сигнал для дальнейшей маршрутизации. В зависимости от модели АС выходной сигнал может быть абсолютно идентичен входному или претерпевать некоторые изменения. Например, на выход может отдаваться уже лимитированный сигнал или сигнал после обрезного ВЧ фильтра. Если в акустическую систему встроен микшер на несколько каналов, то на выход может отдаваться сигнал только с определенного входа или суммарный сигнал от всех входов. Такие вопросы можно уточнить, просмотрев инструкцию к АС. Данная концепция подключений позволяет создавать длинные линии из акустических систем, не подводя к каждой АС кабель от микшера.

Схема подключения АС цепочкой

Также сквозной выход используется при подключении сабвуферов и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера – Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.

Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной панели сабвуфера с разъемами.

Подключения сателлита через сабвуфер

Здесь соединения выполнены на балансных XLR разъемах. Два канала имеют названия A и B. Выходы (Output): FullRange – полный диапазон сигнала, HighPass – сигнал после ВЧ фильтра. С выхода HighPassсигнал от сабвуфера отдается на сателлиты, с Full Range — на другой сабвуфер (в случае, если у вас используется четыре сабвуфера и два сателлита).

Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита):

Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита)

Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита):

Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита)

Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы):

Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы)

Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС. Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.

Мощность.Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах. Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO– западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.

Наиболее простой для покупателя вариант в подборе АС и усилителя — это выбрать устройства одной фирмы, так как обычно крупные компании производят конкретные серии усилителей в связке с конкретными АС, многократно проверяя надежность таких комплектов и оптимизируя их работу. Подсказкой могут послужить брошюры выпускаемые производителями, в которых описаны оптимальные варианты сочетания серий усилителей с АС.

Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС – 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде. Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.

Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение – тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.

Фаза. При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 – 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.

Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.

XLR, TRS/TS, Euroblock – используются для подключения входного в усилитель сигнала.

Speakon, TS, винтовые зажимы – для подключения акустических систем к усилителю.

Разъем TS. Подключаются контакты так: к контакту Tip (наконечник) подключается сигнальный контакт (+), к контакту Sleeve (гильза) подключается (-).

Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные – они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.

Разъем Speakon

Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.

Винтовые зажимы

Маршрутизация.В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B – не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.

Схема подключения (режим Stereo):

Схема подключения АС (режим Stereo):

Схема подключения (режим Parallel):

Схема подключения АС (режим Parallel):

Схема подключения (режим Bridge):

Схема подключения АС (режим Bridge):

В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:

Схема разъема Speakon

Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):

Схема мостового подключения АС на разъеме Speakon

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для стереорежима

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного режима

Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.

Переключатель режимов работы усилителя

Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции – НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.

Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.

Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:

Подключения широкополосных АС к двухканальному усилителю в режиме стерео

Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:

Подключения широкополосных АС к двухканальному усилителю в режиме моно

Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.

Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг – это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг – это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.

Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:

Подключения широкополосных АС к двухканальному усилителю в режиме биампинг

Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.

Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление – подключение трансляционных акустических систем.

Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.

Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:

  • существуют линии трансляции с уровнем напряжения сигнала 240 В, 100 В, 70 В, 30 В и другие. Выводы АС должны соответствовать напряжению линии, то есть иметь соответствующее входное напряжение;
  • при подключении акустических систем к усилителю следует помнить о том, что их общая мощность не должна превышать мощность усилителя;
  • при доступных режимах на усилителях 100 В и 70 В, акустические системы можно переключить с линии 100 В на линию 70 В. При этом мощность этих АС упадет в два раза, в то же время их количество можно увеличить в два раза.
  • некоторые динамики имеют выводы не только на высокоомную нагрузку, но и на низкоомную. Обычно на корпусе подписано назначение контактов, важно при подключении не перепутать их.
  • выбор выводов трансформатора АС — чем меньше сопротивление АС вы выберите, тем большую мощность он выдаст.

Активные и пассивные акустические системы: в чем разница? Что лучше?

Активная полочная акустика

В самом простом случае традиционная Hi-Fi-система состоит из источника, интегрированного усилителя и пары пассивных колонок. Пока что все довольно понятно.

Но если рассмотреть путь прохождения сигнала, окажется, что в нем можно выделить еще большее число отдельных секций, из которых многие в этой простой системе перемешаны друг с другом.

Пассивные колонки

Пассивная схема прохождения сигнала

Здесь разделительному фильтру не требуется источник питания, и кроссовер считается пассивным

Во-первых, у нас имеется компонент-источник – устройство для воспроизведения музыки. Это может быть CD-проигрыватель, сетевой музыкальный плеер, виниловая вертушка и даже компьютер или телефон. Далее следует секция предварительного усилителя, которая позволяет переключаться между источниками и изменять громкость.

Если источником служит проигрыватель винила, то еще необходим фонокорректор, усиливающий поступающий с картриджа сигнал до линейного уровня и выравнивающий его АЧХ перед передачей на предусилитель (для простоты мы не стали включать фонокорректор в блок-схему).

Теперь нам нужны «мускулы», которые смогут взять у предусилителя сигнал линейного уровня и увеличить его до такой степени, чтобы хватило АС – иначе говоря, нам нужен усилитель мощности. Впрочем, и он еще не подключен напрямую к динамикам.

Выходной сигнал усилителя мощности подается на разделительный фильтр, или кроссовер, который в двухполосной акустической системе расщепляет сигнал на высокочастотную составляющую, передаваемую на твитер, и все остальное, отправляемое более габаритному СЧ/НЧ-динамику.

В трехполосной системе кроссовер разделяет звуковой поток на три составляющих – высоко-, средне- и низкочастотную. Такому фильтру не требуется для работы источник питания, поэтому кроссовер считается пассивным Примерно так выглядит путь прохождения сигнала в обычной Hi-Fi-системе.

Активные колонки

Активная схема прохождения сигнала

Более точный разделительный фильтр обеспечивает лучшее согласование звучания

В активной системе все обстоит точно так же до момента, когда сигнал покидает предусилитель. После этого он передается активному разделительному фильтру, который выполняет ту же работу, что и пассивный кроссовер, однако делает это с сигналом линейного уровня (около 2 В), а не на том, на котором приводятся в действие динамики АС (обычно 15–35 В).

Работа с сигналом низкого уровня позволяет оптимизировать комплектующие для повышения точности, а не мощности. В такой конструкции обычно применяются активные элементы, а в более сложных моделях – еще и некоторые разновидности схем обработки сигнала (цифровой либо аналоговой) для излучения динамиками звука максимального качества.

В результате такой фильтр потенциально обеспечивает более высокую точность операций, а также способствует созданию оптимального и согласованного звучания.

Затем сигнал линейного уровня каждого из частотных поддиапазонов отправляется отдельному усилителю мощности, питающему столько динамиков, сколько выделено на воспроизведение этой полосы.

Какой вариант лучше?

Активный кроссовер

Звук АС с активным кроссовером в меньшей степени подвержен искажениям

В теории активные колонки состоят из одних достоинств. Принцип конструкции кроссовера обеспечивает их разработчикам гораздо более полный контроль над сигналом, а также создает намного меньше возможностей для возникновения ошибок и искажений по сравнению с аналогичными пассивными фильтрами.

Поскольку усилители мощности встроены в АС, их можно оптимизировать для каждого отдельного динамика. А из-за того, что они обычно располагаются прямо в корпусе, можно уменьшить длину кабелей между усилителями и динамиками, что приводит к снижению уровней искажений и потерь в них. Иными словами, в результате можно добиться максимального контроля.

Однако, несмотря на столь серьезные преимущества активных АС, они не лишены недостатков. Далеко не каждый производитель акустики выпускает усилители, так что обычно их приобретают в готовом виде у OEM-поставщиков. Сам по себе этот принцип неплох, но практическая реализация не всегда оказывается удачной. В результате качество звучания готовой АС получается далеким от идеала.

Кроме того, активные колонки проигрывают пассивным в торговом зале магазина с точки зрения субъективно воспринимаемой ценности. Электронные компоненты спрятаны в корпусе, а разница в ценах по сравнению с аналогичными на вид пассивными конкурентами видна невооруженным глазом. Если разложить стоимость на встроенные компоненты, активные АС обычно оказываются более выгодными, поскольку включают несколько усилителей мощности – даже простой двухполосной паре АС необходимы четыре блока усиления, тогда как все четыре динамика пассивной системы способен прокачать один стереоусилитель.

Активные конструкции также ограничивают спектр возможных обновлений. Вместо того чтобы модернизировать усилители мощности, придется менять весь комплект. Любителям комбинировать варианты это резко сужает пространство для маневра: комплект усилителей мощности и динамиков либо подходит, либо нет.

Активные или со встроенным усилителем?

ATC SCM40 – одновременно и активные, и с усилителем

Все активные колонки оснащены усилителями, но не все АС со встроенным усилением следовало бы именовать активными.

Существует разновидность АС со встроенным усилителем, у которых путь прохождения сигнала в точности такой же, как у пассивных систем, с тем отличием, что усилитель (нередко оба – предварительный и усилитель мощности) спрятан в одном из корпусов. Такие колонки соединены кабелем, идущим от ведущей АС (оснащенной усилителем) к ведомой (пассивной).

Такая конфигурация применяется в большинстве недорогих активных колонок, в частности, мультимедийных. В плане удобства подобный подход отчасти похож на тот, что применяется в активных АС, но почти не имеет соответствующих технических преимуществ.

Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?»
https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», февраль 2020 г.

Эту статью прочитали 39 404 раза
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:

Выбор мониторных колонок и их правильное расположение в студии

2014-11-12 06-33-08 (26)

Если вы загляните внутрь нескольких мастеринг студий, вы убедитесь, что выбор колонок есть дело вкуса. В конце концов, важен только результат. Однако существуют некоторые правила, следуя которым можно выбрать правильные колонки и получать хороший результат.

Некоторые авторитетные мастеринг студии Германии предпочитают использовать мягкие колонки, наподобие Hi-Fi систем, чтобы подвести звучание под общий знаменатель и не раздражать клиента тем, что микс в мастеринг студии звучит несколько иначе, нежели у него дома. Я считаю, что это в корне не правильно. Если колонки звучат слишком добродушно и мягко, это исключит всякую возможность точных корректировок. Потому что ощутить незначительные изменения будет непросто.

Мастеринг монитор должен звучать очень точно и правдиво, он должен воспроизводить весь слышимый диапазон от 30 герц до 25 Кгерц в строго линейной манере.

Специализация, воспроизведение глубины и переходные характеристики также должны быть очень точными и как минимум, очень хорошими.

Мастеринг инженер должен работать со своего рода акустическим микроскопом. Нет такой характеристики «Звучит не плохо» для хороших мастеринг мониторов. Продвинутый инженер иногда покупает только одну пару колонок в качестве эталона и обходится без бытовой техники вроде бум бокса.

Однако не может быть речи о переходе на обывательскую акустическую систему с активным регулятором громкости ради такой эфемерной цели, как проверка звучания.

Мне бы хотелось привести цитату Германа Гира из SPL, которая в краткой форме выражает моё отношение к данной теме: «Чем ближе звукорежиссёр или мастеринг инженер подходит к подлинному звучанию материала при мониторинге, тем более объективно судит о проделанной работе».

Эта цитата обобщает всё. Так можно сказать о сигнальном тракте, мониторинге, а также акустике мастеринг студий. Чем ближе вы к истине, тем более точно и эффективно вы можете работать.

Типы колонок

Пассивные колонки

Пассивные колонки требуют внешнего усилителя мощности. С помощью пассивных кроссоверов весь спектр частот разделяется на несколько полос в зависимости от количества динамиков. Например, колонка с 3-мя динамиками имеет 3 полосы НЧ, СЧ и ВЧ. На первый взгляд такой тип колонок кажется лучшим соотношением цены и качества. Но после того как вы выберете подходящий усилитель и кабель это всё вместе, как правило, стоит дороже, чем активные мониторы.

Если у вас есть хорошие пассивные колонки, попробуйте различные усилители. Разница чудовищна. Если вы собираетесь использовать пассивные колонки, то обязательно учитывайте стоимость усилителя премиум класса и превосходного кабеля.

Комбинация хороших колонок и хорошего усилителя может принести замечательные результаты в плане звучания. Это из-за большего запаса в переходных процессах по сравнению с активными колонками.

Внешние усилители очень часто имеют большие размеры. А усилители активных колонок очень компактны, т.к. встраиваются в них.

Активные колонки

У каждого динамика активной колонки имеется свой собственный усилитель. Следовательно, частоты разделяются до того, как достигнут усилителя.

С технической точки зрения это значительно проще осуществить и намного дешевле, потому что нет необходимости в дорогих деталях, таких как катушки, конденсаторы и резисторы из которых состоит пассивной кроссовер.

В последнее десятилетие во всех студиях пассивные колонки заменены на активные. С помощью активных мониторов можно очень просто собрать Surround систему. Это очень практично. Из-за проблем с регулировкой баса сборка Surround системы с пассивными колонками является очень непростым занятием.

Этикетка «активные» означает индивидуальное усиление динамиков с помощью раздельных усилителей, независимо от того расположены они в корпусе или вне его.

Есть пассивные колонки бюджетного класса со встроенным усилителем. Не надо их путать с активными колонками.

Усилитель активного монитора

Мониторы ближнего поля

Поговорим обо всех плюсах и минусах использования мониторов ближнего поля для мастеринга.

Недостатки акустики помещения отчасти уходят на второй план, потому что количество прямого сигнала значительно больше, чем у мониторов среднего и дальнего поля. Расположение колонок на измерительной панели микшерной консоли или на большом столе имеет негативное влияние на звуковые характеристики.

В идеале, вы должны попытаться расположить колонки так, чтобы они стояли свободно. Это устранит появление эффекта гребенчатого фильтра из-за отражения от поверхности микшерной консоли или стола.

Мониторы ближнего поля не подходят для тех случаев, когда работа ведётся в присутствии клиента, т.к. зона наилучшего восприятия таких колонок обычно не превышает 50 см. в диаметре.

Кроме всего прочего очень сложно или даже невозможно услышать бас без дополнительного сабвуфера.

Мониторы среднего поля

Колонки среднего поля наиболее распространённый тип мониторов. Они не заменимы в тех случаях, когда работа ведётся в присутствии клиента. Зона наилучшего восприятия больших размеров даёт возможность предоставить клиенту хорошее место прослушивания.

Акустика комнаты здесь играет очень важную роль. Есть возможность использования 2-х или 3-х дополнительных сабвуферов. Точка прослушивания находится на расстоянии от 180 см. до 3 м.

Комнатные мониторы

Комнатные мониторы стоят очень дорого. Даже не думайте о них до тех пор, пока у вас не появится помещение с профессиональной акустикой. Я ещё не встречал удовлетворительного решения с использованием комнатных мониторов без обязательных вложений денег.

Шесть ключевых аспектов. Я обнаружил, что такое решение не подходит для мастеринга.

И, наконец, вряд ли найдётся большое количество слушателей с колонками, которые встроены в стену.

Калибровка сабвуфера

Сабвуферы должны быть очень тщательно калиброваны. С помощью бас свипов найдите оптимальную частоту кроссовера, которая обычно расположена в интервале от 60 до 80 герц.

Бас свипы это тона с частотами от 200 до 25 герц и одинаковым уровнем на всём своём диапазоне. Обращайте внимание на резонансы в районе частоты кроссовера. Теперь слушайте эти свипы только на сабвуфере, отключите колонки.

Расположение сабвуфера имеет большое влияние на стоячие волны и комнатные резонансы. В этом отношении крайне не желательно расположение сабвуфера в углу. Также не ставьте его рядом со стеной. Есть большая вероятность добиться однородного звучания, если он будет находиться в свободном положении.

В комнате с параллельными стенами воображаемое разделение пола на 16 квадратов поможет вам найти идеальное положение сабвуфера. Поделите длину и ширину комнаты на 4 и представьте линии на полу или даже сделайте временную разметку с помощью клейкой ленты. Теперь вы можете видеть на каких линиях сабвуфер, даже если он стоит свободно может стать причиной ненужных комнатных резонансов. Поэтому не ставьте его ни на одну из линий, тем более в местах пересечения.

Если вы найдёте такое положение, где в точке прослушивания бас свипы будут звучать одинаково на сабвуфере, то переходите к настройке фазового положения между ним и мониторами. Проиграйте бас тон, близкий к частоте кроссовера, включив колонки, и начинайте крутить фазу сабвуфера. Фазовое положение, в котором бас звучит громче всего в точке прослушивания – самое правильное. Теперь включите вашу любимую музыку, поставьте альбом, который прекрасно отмастерин. Настройте громкость на 85 дБ SPL и поднимите уровень сабвуфера до того значения, при котором вы почувствуете, что бас звучит как надо. Ваши мониторы в басовом диапазоне должны звучать сбалансировано на громкости 85 дБ SPL.

В главе о стратегии прослушивания вы узнаете об этих 85 децибелах во всех подробностях.

Если вас не удовлетворил результат, систематически делайте замеры с помощью измерительного микрофона и измерительного оборудования для того, чтобы найти идеальное положение вашего сабвуфера и настроить мониторы.

Как всегда есть несколько вариантов действий. В качестве примера я приведу самый простой вариант.

Во-первых. Временно расположите сабвуфер в позицию слушателя.

Во-вторых. Поставьте музыку с мощными басами и пройдитесь по комнате. Найдите место, где бас звучит лучше всего в той половине комнаты, где расположены колонки согласно правилам, которые будут раскрыты в следующей главе.

В третьих. Установите туда сабвуфер.

В четвёртых. Проверьте позицию фазы сабвуфера. Пошлите на мониторы и сабвуфер низкочастотный сигнал, равный частоте кроссовера, например 60, 80, или 100 герц и перемещайте ручку фазы сабвуфера вперёд и назад. Правильным будет то положение, при котором бас в точке прослушивания звучит наиболее громко.

В пятых. Проиграйте розовый шум на ваших мониторах и сабвуфере. В точку прослушивания установите измерительный микрофон, с верхушкой, смотрящей вверх, и пошлите сигнал на хороший спектральный анализатор.

Теперь вы вправе калибровать уровень и частоту кроссовера до тех пор, пока анализатор не начнёт показывать, по возможности, наиболее линейную частотную характеристику.

Расположение колонок

Стандарт

Эта иллюстрация показывает установку Surround системы для DVD аудио и SA CD, согласно стандарту ITU 775. Если вы устанавливаете стереосистему, то вы должны иметь ввиду, что расположение передних колонок должно оставаться таким же. Когда вы устанавливаете мониторы в студии на миллиметровке набросайте угол в 60 градусов, т.е. 30+30 градусов.

Вы можете определить оптимальное расстояние от точки прослушивания на основе расстояния между левой и правой колонками. Или наоборот, найти промежуток между колонками, основываясь на расстоянии между позицией слушателя и колонками.

Твиттер должен находиться на высоте 120 см. от пола, т.е. напротив ушей сидящего человека. Если мастеринг инженер высокий, то конечно нужно ставить колонки повыше.

Характерной чертой мастеринг студии является тот факт, что колонки обычно располагаются максимально свободно. Во многом заимствуется стиль современных гостиных комнат. Не потому что это выглядит модно или стильно, а из-за того, что у свободно стоящих колонок качество воспроизведения лучше. Большие столы и микшерные консоли приводят к появлению эффекта гребенчатого фильтра и значительно ухудшают звучание колонок из-за смешивания прямого звука с отражениями.

К примеру, в студии Боба Каца вы не найдёте обычного стола. Вместо этого, он поставил посреди комнаты напротив дивана небольшой столик на колёсиках, на котором располагается самое необходимое оборудование.

Я, в свою очередь, пошёл на такой компромисс: поставил стол шириной примерно 90 сантиметров. Это довольно небольшая отражающая поверхность. На этом столе помещаются самые неотъемлемые приборы и стоят плоские ЖК мониторы. Это позволяет мне проводить очень точную настройку параметров, сидя в зоне наилучшего восприятия.

Эффект гребенчатого фильтра появляется тогда, когда прямой, т.е. оригинальный сигнал смешивается со своими копиями, отражёнными от поверхности. Неудивительно, что этот акустический феномен появляется так часто. Кто ездил ночью на велосипеде, который оснащён генератором, проезжая мимо дворов, заборов, знает, о чём я говорю. Этот эффект меняется с каждым изменением отражения и в результате искажается звучание самого источника.

Если вы очень хотите познакомиться с эффектом гребенчатого фильтра, попросите вашего коллегу помахать под носом любым плоским предметом перед вами и сбоку от вас в то время, когда вы слушаете музыку. Эти движения станут причиной появления фазовых эффектов, которые очень заметно изменяют звучание. Они появляются из-за короткой задержки отражения звука от прямого. Эти две порции затем смешиваются в ухе и в зависимости от расстояния приводят к усилению одних частот и ослаблению других. Это можно очень наглядно представить с помощью розового шума, сгенерированного в Wave Lab.

Скопируйте дорожку и поиграйте с её задержкой относительно оригинала. Используйте возможность звукового монтажа в Wave Lab.

На спектральном анализаторе мы видим характерные для гребенчатого фильтра зазоры.

Стойки для колонок должны быть очень тяжёлыми, чтобы поглотить шумы, производимые конструкцией. Или устанавливайте колонки на шипы, чтобы механически изолировать от поверхности, способной к вибрациям. В идеале вам следует сделать и то и другое. В таком случае колонки защищены от резонанса, как самого корпуса, так и стоек, который появляется из-за колебаний. Большая колонка, установленная на очень лёгкую деревянную стойку, заставит её колебаться и производить очень неприятные басовые призвуки. Шипы имеют очень маленькую площадь поддерживающей поверхности. Такой поверхности будет очень сложно передать длинные волны, а значит низкие частоты.

Для того чтобы сделать стойки тяжелее вы можете заполнить их кварцевым песком. Большой массе потребуется больше энергии для того, чтобы начать колебаться. Кварцевый песок можно купить подешевле в магазинах «Сделай сам».

Направленность звучания колонок

Следует понимать, что колонки не должны стоять слишком близко к стене или к углам, т.к. бас распространяется кругами, а высокие очень направленно и линейно. В низкочастотном диапазоне появляется интерференция и гашение частот. Непрямой звук, отражённый от стены, в зависимости от её структуры и расстояния от неё может смешаться с прямым звуком со знаком «+» или «–», появляется эффект гребенчатого фильтра.

Бас, производимый сабвуфером, который расположен в углу, может восприниматься на 18 децибел больше свободного положения. Имейте ввиду, что звукопоглощающая пена не изменит этих характеристик, потому что она не поглощает низкие частоты.

Некоторые производители колонок дают строгие рекомендации по оптимальному расположению колонок.

Зона наилучшего восприятия

Зона наилучшего восприятия – это идеальное пространство для прослушивания. В этом месте существует виртуальный, или другими словами, фантомный центр. В этой точке прослушивания такие моно сигналы, как вокал или малый барабан слышны между колонками и находятся строго по центру. Направленность пищалок также играет роль в величине зоны наилучшего восприятия.

Для того, чтобы получить представление о её размерах, перемещайтесь перед колонками с лева на право и вперёд назад, обращайте внимание на пропорциональность высоких частот в музыке, которая сейчас играет. Как только вы услышите меньше высоких или почувствуете, что ведущий вокал больше не ведёт с фантомного центра – вы находитесь за пределами зоны наилучшего восприятия.

Работать ли в наушниках

Хорошие наушники, качественный предусилитель и соответствующие психо-акустические обработки будут очень полезным дополнением к хорошим мониторам. Но, ни в коем случае, не их заменой.

Наушники послужат хорошей альтернативой для последней проверки, помогут легко обнаружить артефакты.

Я рекомендую психо-акустическую обработку BAP-1000 от AKG. Сейчас этот прибор снят с производства, но всё еще продаётся по доступной цене. BAP-1000 вычисляет акустические характеристики 9 легендарных студий, после чего, определяет пространственное расположение сигнала.

Если вы сидите перед вашими мониторами и сигнал идёт только из левой колонки, прямой звук достигает только левого уха. Из-за размера и формы головы определённые частоты задерживаются и поэтому достигают правого уха несколько позже, кроме того, их уровень уже значительно ниже. Но в случае с наушниками сигнал может быть услышан в данном случае только в левом ухе.

Каждый знаком с неестественным чувством, будто музыка звучит внутри головы, когда вы слушаете её в наушниках. Психо-акустический предусилитель добавляет естественную пространственную информацию, которая теряется таким образом. Следовательно, с его помощью вы ожжете испытать естественное пространственное восприятие в наушниках. Как и в случае с мониторами, чем больше вы знаете свои наушники, тем лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *