Что такое хвз велосипед
Перейти к содержимому

Что такое хвз велосипед

  • автор:

ХВЗ велосипеды из Харькова

ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) — старейшее предприятие в СССР по производству велосипедов, которое было открыто в 1923 году. ХВЗ производил всем известные дорожные («Украина»), туристические (Турист, Спутник, Спорт), шоссейные (Старт-шоссе) и трековые (Спринт, Спорт) велосипеды. В настоящее время завод выпускает фиксы горные, подростковые, детские, а также многоскоростные байки и комплектующие к ним. Среди моделей горные велосипеды ХВЗ МТВ, «Эдельвейс», «Турист» и другие. В России эти велосипеды можно купить у частных лиц по цене от 10 до 35–40 тыс. руб. в зависимости от модели.

Фотографии: солдаты-велосипедисты Первой мировой войны

  • 5506
  • 0

Фотографии: солдаты-велосипедисты Первой мировой войны

В этом году отмечается 100 лет со дня начала Первой мировой войны. Мы нашли три интересные фотографии солдат-велосипедистов, принимавших участие в первом всемирном противостоянии.

Туристский велосипед Дениса Хмель

  • 4780
  • 2

Туристский велосипед Дениса Хмель

Рубрика «Байкчек» стала одной из самых читаемых в нашем журнале. Уникальные велосипеды, собранные, а иногда и сваренные вручную под индивидуальные параметры владельца, — это всегда красиво и интересно. В новом выпуске — Денис Хмель и велосипед, которому предстоит многое.

Что такое ХВЗ и как с этим бороться: ребилд В-153-424 «Спутник»

Если брать велосипеды, то мое мнение, что реставрация должна проводиться по максимуму с использованием оригинальных запчастей и с использованием оригинальных технологий. Сколько смотрю форумы, группы, блоги и тд. по Харьковским велосипедам — все неи**тьсяврот риставраторы, при этом кто-то подкрашивает раму краской из балончика, а кто-то покрасив «Рекорд» с впаянным рулевым стаканом от «Старт-Шоссе» (далее СШ) гордо называет проделанную работу громким словом Реставрация. Смешно просто, чем только люди не тешат свое самолюбие, дриставраторы хреновы.

Ну а «ребилд» от build — строить/собирать. В моем случае «переборка».

А теперь ближе в теме:

События, предшествующие покупке данного велосипеда, начались три с небольшим года назад — как-то раз друг позвал на рыбалку, ехать решили на одно озеро и ехать решили через лес. На велосипедах. Я резонно взял двуподвес — дорога подразбитая и не очень близкая и потому я вдвойне недоумевал почему друг решил ехать на старенькой «Десне». «Дурак, » — подумал я — «у него же есть «горный» велик». Оказалось, что дурак я — дорога проходила ведь через лес, причем через старую его часть — кустарники, куча поваленных деревьев и прочие прелести. Естественно почти вся дорога через лес прошла пешком и с великом наперевес — «Десна» легкая — несешь и не чувствуешь, а у двуподвеса моего вскрылся один тяжелый, во всех смыслах, минус — весит он 20 кг с небольшим. А тащить эту тушку было то еще удовольствие, а ведь еще удочки, наживка и куча всякой мелочи…

Та рыбалка и стала отправной точкой — я понял, что для таких вылазок двуподвес не годится совсем и надо что-то делать. Покупать новый велик было слишком просто и неинтересно. На тот момент был еще жив Stels, размером с ту же «Десну», да еще и пятискоростной, но на нем менять надо было всю навеску — игра не стоила свеч. Уже была мысль взять дедов ММВЗ «Аист», он же «взрослик» в простонародье, но его было просто жалко, он был односкоростным да и вес у него от двуподвеса не сильно отличался — шило на мыло. Были еще мысли, но сезон закончился и все благополучно забылось…

Зато весной 2015 года у меня было четкое осознание чего я хочу — «взрослик», но многоскоростной, естественно советский. Тогда я совсем не имел понятия какие модели выпускали в СССР — повторись такая ситуация сейчас я бы искал «Салют-5», но это сейчас, а тогда я не знал ничего.

Естественно в первую очередь начал мониторить авито — на всю область продавался один, удовлетворяющий критериям, велик, но в удручающем состоянии и дорого. Раза четыре я порывался его купить, но отталкивало, что чуть ли не все хромированные детали просились на замену. А тк. планировалось собрать велик на советских запчастях, да так, чтоб смотреть на него приятно было. Соответственно цена за исходник была неоправданно высокой. В довершении велик тот был сильно некомплектным. Обдумывая все это вспомнил, что у знакомого был трехскоростной «Аист» (хотя сейчас я прихожу к мнению, что это «Урал» или вообще «Сура»). Спросил его насчет этого велика — он начал отнекиваться, что его выкинули на мусорку (ну конечно — выкинуть полностью комплектный и рабочий велосипед. Алкаши и те их на металлолом сдают). Остался последний вариант — подключил к поискам одного из друзей. Надо отдать ему должное — уже через неделю появился результат — у одного парня в подвале стоит «какой-то старый велик с кривым рулем». Меня это заинтриговало, но выловить этого парня было проблемой — велик я увидел только через две недели. Первое впечатление — «какая-то пыльная старая хрень под кучей хлама и с кривыми колесами». Это было явно не то, что я себе представлял и сказал, что за 1000 заберу, но не более — колеса и с «восьмерками», и с «яйцами». Однако условие оказалось удовлетворительным и появилась новая проблема — велик отца его и неизвестно, что он скажет. Ожидаемо ответ был отрицательным.

Спустя две недели мне в вк пришло одно обалденно радостное сообщение — «Велик еще нужен?» К слову за прошедшее время больше никаких вариантов не появилось и я понял, что этот шанс нельзя опускать. В общем договорились на 1200р за сие чудо. А следующим утром (как сейчас помню — 27 июня) пошел я за великом этим. Спустились в подвал, достали велик и началось — оказалось, что камеры уже менянные (я надеялся на советские), но это было не столь важно. Важно, что они держали давление. В довершения попросил я тряпку протереть от слоя пыли покупку и тут я был очень приятно удивлен — можно сказать, что за редким исключением хром был живой.

Расплатившись решил сразу прокатиться на нем — б**ть, как же непривычно после двуподвеса с его широченным рулем было ехать на это чудо-агрегате с нереально узким рулем и ненастроенной навеской. + колеса у него были нереально узкими (опять же после двуподвеса), тем не менее ехал велосипед крайне достойно. Колеса, надо сказать, были нереально кривыми — при скорости около 30 км/ч в голове всплывали картины из родео. Связавшись с одним хорошим человеком узнал я, что купил я достаточно массовый ХВЗ «Спутник» 1980 года, модель вроде В-153-424. Кажется от него же я узнал, что это один из последних годов, когда завод еще делал нормальные рамы — далее «пластилиновые» были. В общем-то при всех косяках покупка была стоящей. Люди более-менее в теме сейчас читают и смеются — это же все очевидно. Так-то оно так, но тогда я этого ничего не знал, опять же если хоть одному новичку эта запись поможет, то написано это все не зря.

Но я отвлекся — в общем-то велик оказался живым. За остаток сезона и выставил шатуны и добавил шариков в переднее колесо. Кстати о колесах — я не знаю как это возможно, но после нескольких прогулок по Донскому они стали заметно ровнее. Такая вот отсылка к качеству дорог. В общем-то за прошедшие два года стало только хуже, но это лирика. Эксплуатируя «Спутника» «на убой» я отметил, что велик умирать не собирается и появилась мысль сделать из него… впрочем всему свое время. Итогом сезона стало то, что велик купленный за копейки и при минимальном обслуживании на свалку не просился. Эх… опять я вперед забежал. Недели через три после покупки, посетив барахолку, что на Урванке, в поисках «плюшек» на дедов «Аист», я случайно купил фару с креплением. Оказалось, что фара эта под «Спутник» сделана. Это было отправной точкой, после этого я подумал «А не довести-ли его до ума?», все же велик терпел все мытарства — соответственно запас прочности хороший.

Впоследствии, провернув, громко сказано, комбинацию получил я бесплатно от Жени ХВЗ В-542 «Спорт» 1978, кажется, года и еще пару великов.

Сняв со «Спорта» некоторые детальки отдал его другу — загорелся он таким велом и быстро им же перегорел, не будем о грустном. Хотя оказалось, что рама у него кривая, так что оно и к лучшему. В итоге этот «Спорт» сыграл свою роль и в судьбе «Спутника» и еще одного велика. А в августе произошла одна история, давшая стимул сделать велик пошустрее: во время одной из прогулок по Донскому я догнал деда на СШ, ну и обогнал его. Через пару км этот дед догнал меня и ушел в недосягаемый отрыв. Примечательно, что на раме этого СШ сидел еще мелкий пацан. Было вдвойне обидно. После этого я решил, что «Спутник» будет на СШ втулках и на 10 скоростей — это и комфорт и возможность наказать те же СШ)

Небольшое отступление — местный военком обладает даром предвидения и он лучше знал, где я проведу следующий год, потому на «Спутник» я лишь закупал потихоньку детали.

Помню на все той же барахолке я впервые увидел ХВЗ «Старт-Шоссе». Вид у него был удручающий — крашенная кисточкой гнилая рама, мертвая навеска… зато на нем стояли втулки с высоким фланцем, которые мне ну очень понравились. К слову за СШ тот просили 5000р, если его и купили, то люди явно нездоровые. А тем временем сезон подходил к концу и по бартеру на сборный кит драгового bnr32 мне с Томска матерый разборщик маркообразных Роман отправил мне некомплектный СШ. В общем оба остались довольны. Примечательно, что кит я отправил только после того, как получил СШ и отдельное спасибо Роме за оформление велика под видом небольшой коробки)

После был антракт на год, за время которого я умудрился найти и упустить СШ за копейки, ну и определился, что «Спутник» заслуживает ребилда. После прихода из мест не столь отдаленных (по иронии судьбы несколько раз возил военных зэков) все не решался заняться им, а потом подумал, что летом времени может не найтись и надо сделать его за зиму, тем более что вдруг будет открытие велосезона (его не было. Фэйл/). Боялся я, что родители буду против. Получилось все с точностью до наоборот, но у условием, что я его именно сделаю, а не брошу. Мало-ли.

Но это было потом, а в начале декабря совершенно случайно узнал я о существовании советских спидометров на велики и еще более неожиданным было то, что нашел я такой в продаже уже на следующее утро. Короче поехал я в Балашиху за сим девайсом, попутно купил советскую камеру. У спидометра было пару недочетов — треснутое стекло + ободок гнутый.

Стекло вырезал и прозрачного «елочного» шарика. Обод выровнял, внимание, с помощью палочек от мороженного… Смех смехом, а результат налицо. Заодно пробег скрутил до нуля. А вообще еще в сентябре 15 года пришла мне от Антона посылка с передней перекидкой и абсолютно новым счетчиком, пускай и на 24 дюйма.

В общем числа пятого января принес домой велик и разобрал его за остаток дня.

Самым сложным было снять эмблему и при этом не задеть заклепки снаружи. Почему так? Все просто — делать новые заклепки в планы не входило — эмблему было решено клеить либо на двусторонний скотч, либо, если прижмет, на клей (впоследствии именно в этой последовательности все и произошло). Сажать эмблему на болты или еще чего попахивало уже мазохизмом. Равно как и покраска ее вместе с рамой. А ведь некоторые после этого громко кличут велосипед риставрираванным! Блин, смешно просто. Вообще еще проблема была цепь снять — износа у нее было мизер и хваленый съемник банально согнулся. Одно хорошо — съемник выправил и со второго раза цепь расклепалась.

В тот же вечер нашел объявление о продаже деталья на ХВЗ и следующим утром съездил туда. Изначально хотел купить СШ втулки с низким фланцем, но оказалось, что в наличии есть втулки с высоким фланцем и естественно купил я их). Продавца звать Алексеем и известен он тем, что продает СШ рули по 900р и Спецзаказовскую (далее СЗ) систему «под квадрат» за 5000. Да, за пять тысяч рублей. И это при условии, что за эту сумму люди умудряются покупать СЗ велики со сток навеской… Хотя у него же можно за адекватную сумму найти интересное деталье. Впрочем снова я отвлекся.

Постепенно докупая необходимые запчасти и отмыв за неделю все нужные мне детали начал готовить раму с крыльями к покраске. Кстати о мойке — алюминий отлично очищается от всякой дряни железными мочалками для мойки посуды.

Хотя не думаю, что это малоизвестный способ. В общем настала пора снимать краску. Погуглил — ах*ел — люди, причем называющие себя «шарящими», неделю с металлическими щетками на дрели краску снимают. Решил попробовать смывкой, а она вонючая до ужаса, мне это уже стоило одной проблемы, но не об этом речь. Позвонил одному товарищу — согласился предоставить комнату в квартире под мои мытарства. С ним же потом потом и возили раму на квартиру, обратно, на покраску. Не факт, что он сюда зайдет, но все-равно ему человеческое спасибо.

Тем временем за 5 вечеров краска снята и надо бы красить уже. Созвонился со знакомым сервисменом — сказал спросит маляра. К слову в том сервисе же я практику проходил не столь давно. Маляр согласился покрасить раму, вилку, два крыла и корпус спидометра и всего за 1000р. Образцы цветов я ему оставил, но он сказал, что точно подобрать не получится. Причем он сам же сказал, что затрет это все дело еще раз и, естественно, покрасит с грунтом.

С грунтом бл*ть. Этот чудак на букву «м» решил обойтись без грунта вообще. Ну не делается так. Причем уверял меня потом, что красил с грунтом. Это что за покраска такая, что краска сбивается керхером с приличного расстояния?) В общем велик буду красить «порошком», но не буду забегать.

Тем временем все было покрашено и началась сборка. Часть хромированных болтов были со ржавчиной, потому встал вопрос о их хромировке. В Новомосковске за горстку кремежа один чудик запросил 5000р и это не опечатка, в Туле 2000р, но все равно ну ооочень много. В итоге в преобразователь на пару часов, потом шкуркой мелкой и под лак. В конце концов велик не выставочный. Сама ведь идея была простой — собрать советский многоскоростной велосипед на советских же компонентах. При этом, чтобы внешне он сходил за новый. В общем велик собрал за несколько дней — к шестому февраля сего года все было готово. Ну как все — оставались мелочи, но на то это и мелочи. Изначально «Спутник» был четырехскоростным, но тк. втулки я поставил от СШ, то сзади уже стоял пятерник (сейчас я понимаю, что пятерник этот как бы не от В-551), ну а спереди повесил вторую звезду. естественно поставил перекидку, что Антон прислал, и манетки от СШ с Томска. СШ тот оказался модели В-555 58 ростовки и с ровной рамой.

Жалею, что продал остатки его. Впрочем деталья я с него поснимал много и ушел он с плюсом. Получился «Спутник» на 10 скоростей. Впоследствии купил две новые СССР’ские передние фары, заказал заклепки под седло с Китая, пересобрал заднюю перекидку, по новой провел провод до передней фары, докупил насос. Список можно продолжать долго. Пожалуй стоит упомянуть только седло — покрышка была неплохой, а каркас со ржавчиной. В итоге все это дело в преобразователе привел в человеческий вид и покрыл лаком, пружины вывалял с смазке для цепи, заклепки поставил винтовые. Вообще при сборке велика я активно пользовался медной смазкой. Впоследствии, а именно при снятии пятерника со втулки, она себя здорово оправдала. Аппетит приходит во время еды — потому в апреле, числа так 17, купил я СШ интересной модели. Впрочем этот велосипед заслуживает отдельной записи.

И немного фотографий сборки:

Удалось даже поучаствовать в велопробеге перед 9 мая, вообще велик показал себя неплохо, да и стрелку на спидометре удалось пару раз положить 😀

А вообще было две проблемы — первая это тормоза. Это ужас. Удалось поменяться на крабы от позднего «Туриста» — совсем другое дело. А вторая проблема это колеса. Я их собирал в 4 креста и на родных ободах. Обода насколько это реально я выровнял, однако за 300 с небольшим км пробега она стали кривыми как раньше. Резину покупал Питерскую, «под оригинал». Хрень редкостная. Качал максимум 3 атм, думал камеры не выдержат. Камерам до лампочки, а на покрышках грыжи пошли… Причем на заднем колесе она прохудилась насквозь, притом сбоку! Пообщался с продавцами в Туле — сказали, что это норма: «Из целой партии не могли пару ровных выбрать, все кривые!» В общем по части колес решил довериться одному старому механику с велотрека в Туле. Собирает он на данный момент колеса на СЗ втулках, двойных ободах и качественной резине с камерами.

Если подвести промежуточный итог, то великом я доволен — комфортный, красивый, скоростной — туринг, одном словом. На данный момент решил, что «Спутник» будет перекрашиваться еще раз, заодно еще часть навески поставлю от СШ. Впрочем этому будет посвящена вторая часть.

P.s. Итого вышла десятикратная сумма. Сейчас с полученными знакомствами все это вышло бы заметно дешевле. А чтобы крылья не начали цвести — по закальцовке покрыл все слоем лака. Да, звучит странно, но работает, а это главное.

Велосипеды ХВЗ: испытанные временем и потребителями

velosipedinfo.ru

дорожный велосипед

История Харьковского завода по производству велосипедов, названного в честь Г.И.Петровского, насчитывает уже почти целое столетие. Впервые с конвейера сошли новенькие модели роверов еще в 1923 году. Годом позднее два авантюрных студента, Фрейдберг и Князев, задумали беспрецедентное испытание велосипедов. Затеяв объехать на еще не испытанных временем моделях велосипедов практически кругосветное путешествие, рисковали они сильно. Тем не менее, байки с успехом преодолели большую часть России и Поднебесной, европейских и латиноамериканских стран.

  • Содержание статьи:
  • «Украина»: дорожный байк с долгой историей
  • «Турист»: история и актуальное время
  • «Старт-шоссе»: для любителей и продвинутых
  • «Спорт»: для туризма и отдыха
  • «Рекорд»: трековая советская модель
  • «Спутник»: еще один друг туриста
  • Спецзаказ: велосипеды с индивидуальностью
  • Видео. Репортаж о Харьковском велосипедном заводе

Интересно, что харьковский велосипедный завод с тех пор лишь поднимает планку качества: 25% роверов, которые собирают в СНГ, выходят с конвейера именно этого старейшего предприятия. Первое государственное учреждение, ориентированное лишь на выпуск велосипедов начинало лишь с нескольких экспериментальных моделей, которых становилось больше с каждым годом. Кстати, на момент становления завода в цехах велосипеды производили преимущественно вручную.

1926 год был ознаменован выпуском первой модели, названной «Украина», которых за 2 года вышло более 11000 экземпляров. Наращивал объемы производства завод вплоть до второй мировой и перепрофилирования под военные нужды, а по ее завершении незамедлительно вернулся к обычной деятельности. Выпускались женские и детские роверы, ситибайки и спортивные модели. Недавно завод обновил линейку продукции байков, существенно расширив и адаптировав под нужды покупателей.

«Украина»: дорожный байк с долгой историей

Пожалуй, ни один велосипед не пользовался такой заслуженной популярностью, как «Украина». Символ дорожного ровера в СССР, он ценился за невысокую стоимость и неприхотливость. Ездить на таком байке можно было хоть по асфальту, хоть по грунтовке, поэтому его одинаково активно приобретали сельские и городские жители.

женская модель велосипеда хвз украинамужская модель велосипеда ХВЗ УкраинаРовер, история которого насчитывает почти век, сегодня представлен в разных модификациях. Классическая модель “Украины”, которая обойдется менее чем в 100 долларов, предлагается в женской, мужской и облегченной версии. Женский вариант проверенной годами модели собирают на раме из стали, верхняя перекладина которой занижена для комфортного использования ровера. Дамам предлагается выбрать из нескольких ярких цветов рамы: розовый или апельсиновый, красный или зеленый. Мужская версия «Украины» со стальной рамой представлена в цветах бирюза, голубой, красный и синий. Облегченная модель отличается от классических использованием 26” колес и заниженной верхней перекладиной рамы, что существенно облегчает ровер и делает универсальным для женщин и мужчин. Кроме того, этот ровер комплектуется щитком на ведущей звезде.

Все модели снабжены крыльями, которые надежно оберегают байкера от грязи и брызг, а также имеют багажник для перевоза грузов.

дорожный велосипед хвз украина lux

Харьковский велосипедный завод выпустил еще один вариант «Украины» с пометкой Lux: от традиционной версии любимого народом ровера его отличает присутствие ободов из алюминиевого сплава. Рамы же традиционно стальные, однако повышенной прочности: это достигается повышением диаметра и уменьшением толщины. Конструкторы также позаботились о повышении комфортности езды, установив качественный шатун, а также специальный кареточный узел. Помимо традиционного для модели багажника, она снабжена надежным передним тормозом, увеличенными щитками и подножкой. “Украина Lux” выпускается в двух вариантах: с заниженной и традиционной верхней перекладинами.

«Турист»: история и актуальное время

шосейный велосипед хвз турист

Этот ровер принадлежит к семейству туристических, различные его модификации могут быть дорожными и туристическими. Если сравнивать эту модель с “Украиной” в советские времена, то можно было заметить существенное облегчение массы. Из различий также выделялись узость шин по сравнению с дорожниками, а также присутствие механизма переключения передач, рассчитанного на 4 скорости. Кроме того, базовая модель обязательно комплектовалась ручными тормозами, задним и передним. Камерность шин снижала вероятность повредить запчасти на некачественном дорожном полотне или грунтовке.

Сегодня байк относится к многоскоростным, выполняется на раме из стали, которая имеет сварную конфигурацию. Традиционно эту деталь для ровера производят из небольших и тонких стальных трубок, которые одновременно дают конструкции прочность и облегчают ее. Тормоза, которыми комплектуется байк, относятся к типу V-brake. Современное производство модели предполагает использование запчастей от компании Ventura. Среди дополнительных плюсов байка называют наличие защитных крыльев, которые препятствуют попаданию брызг, а также мобильного багажника. Руль монтируется на вынос. Стоимость ровера составляет менее 100 долларов, однако по надежности этот байк дает фору многим конкурентам, даже более дорогим.

дорожный велосипед ХВЗ

Узнайте больше о истории создания и технических характеристиках велосипеда «Турист»

«Старт-шоссе»: для любителей и продвинутых

дорожный велосипед хвз старт-шоссе

Старт-шоссе относились к немногочисленной категории советских спортивных шоссейников. Интересно, что роверы пользовались интересом не только профи, но и обычных велосипедистов, которые нередко проводили апгрейд байка, подстраивая его под свои нужды. Особенно ценилась легкая рама в 2,2 кг — аналогичная на зарубежных моделях стоила в разы дороже. Изготавливали эту деталь из разных видов стали, обязательно легированной, которые гарантировали особую устойчивость и облегчали конструкцию.

Если выделить плюсы советского шоссейника, стоит указать на удобство посадки и наличие 2х передач в задней части и 5ти — в передней. Кроме того, наличие шин однотрубной конструкции дополнительно облегчает модель и делает ее более спортивной. Удобство обеспечивает каркасное седло, а надежность эксплуатации — клещевые тормоза. Дополнительное усиление педалей из металла позволяет экономить усилия байкера при езде.

«Спорт»: для туризма и отдыха

шосейный велосипед хвз спорт

Выпускаемая в 70х годах модель ровера оказалась исключительно популярной среди спортсменов-любителей. Оснащенный передней вилкой из стали, байк выглядел достаточно стильно и гарантировал ездоку надежность. Стоит упомянуть о спортивном руле с выносом, закрытой прочной раме и седле с жестким каркасом, чтобы получить впечатление о спортивном характере модели. От модификации зависело, какими колесами будет комплектоваться ровер: с дюралюминиевыми ободами или из стали, а также однотрубными или камерными шинами. Байк оснащался ручными тормозами клещевого типа и системой 8ми передач. Масса в 14,5 кг позволяла после разгона ровера поддерживать стабильную скорость без нарушения устойчивости.

«Рекорд»: трековая советская модель

шоссейный велосипед хвз рекорд

Этот ровер относился к категории трековых велосипедов: спортивная модель с особым характером претерпела несколько изменений в процессе эволюции, став одной из любимых советскими гонщиками на треке в одиночных и командных заездах.

Модель очень облегчена: масса ровера не превышала 8,6 кг для развития скорости на треке. Профессиональные спортсмены высоко оценивали жесткое седло: оно опиралось на верхнюю трубу, было сделано на основе стали и покрыто пластиком. Раму изготавливали из легированных сортов стали в виде труб с тоненькими стенками. Все было направлено на облегчение конструкции и сохранение производительности, поэтому колеса обязательно комплектовались облегченным вариантом ободов и производились на основе профильной трубы из дюралюминия и спецсплава. Спицы на колесах предполагались редуцированные, со снижением диаметра в средней части. Для руля выбирали особо прочный сплав алюминия, а располагали его глубоко, с удлинением выноса.

Благодаря использованию дюралюминия и других легких сплавов для передней звезды и шатунов конструкторам удавалось дополнительно снизить массу ровера.

«Спутник»: еще один друг туриста

шоссейный велосипед хвз спутник

Этот байк предназначался для велопрогулок по городу, экскурсий и выездов на природу. Выпускали этот ровер в 70х годах с использованием закрытого вида рамы. При массе в 14,2 кг байк отличался повышенной комфортностью: к примеру, седло было оснащено мягким покрытием, а сделано на полужесткой конструкции. Поворотный руль относился к спортивному виду, а ручные тормоза клещевого типа были спроектированы с учетом прижима на обод. Переднюю вилку изготавливали из тонких и ударопрочных стальных трубок, этот же материал использовали для ободов колес, сечение у которых было коробчатое.

Спецзаказ: велосипеды с индивидуальностью

Отдельно стоит упомянуть спецзаказы. Сюда входят трековый байк «Спринт», который изготавливали исключительно для самых выдающихся советских гонщиков, которые использовали ровер для командных заездов и индивидуальных. При этом работа была штучной, под особенности конкретного велоспортсмена. Для производства байка брались трубы исключительно импортные.

велосипед для велогонок с преследованием хвз метеорвелосипед для трековых гонок и тренировок хвз тахионРовер «Метеор» был предназначен для велогонок с преследованием. Небольшой вес модели позволял развивать на треке отличную скорость. Ровер «Тахион» на базе импортных деталей был представлен в нескольких модификациях: Аэро, Спринт, Темп. Выпускали байк в 80х годах, поэтому широко применяли актуальные материалы, например, титан для спиц и сплав алюминия для звезд и подседельного штыря. Раму обычно использовали итальянскую или японскую, седло заказывали в Италии, а цепь ставили французскую. Ровер предназначался для трековых гонок, а также тренировок велосипедистов. Использование иностранных запчастей позволяло сделать одновременно комфортные и мощные байки.

Сегодня завод, в сотрудничестве с компанией «Usi», выпускает горные, подростковые, шоссейные, городские модели байков по привлекательной цене. Покупатели по-прежнему ищут на велосипедах знакомый с детства логотип с ласточкой и лучами солнца, который и сегодня остается украинским знаком качества для велосипедов.

Белорусский складной велосипед Аист

  • Велосипед Аист выпускаемый в СССР и его фото,
  • Велосипед салют выпускаемый в СССР. www.velosipedinfo.ru/velosiped-salyut

Советские спортивно-шоссейные велосипеды ХВЗ — «Старт-шоссе», «Чемпион-шоссе»

Продолжаем обзор советских велосипедов спортивного типа производства Харьковского велосипедного завода. На очереди — всеми любимые «Старт-шоссе» (спортивно-шоссейные велосипеды ХВЗ), интерес к которым не угас даже спустя несколько десятилетий. Более того, на некоторые модели шоссеров ХВЗ спрос только вырос, что говорит об их винтажной ценности.

Конструктивная схема спортивно-шоссейного велосипеда изображена на рисунке.

где 1 — задний переключатель передач; 2 — втулка заднего колеса; 3 — заднее колесо; 4 — задний тормоз; 5 — седло; 6 — рама; 7 — насос; 8 — руль; 9 — передний тормоз; 10 — передняя втулка; 11 — переднее колесо; 12 — втулка переднего колеса; 13 — передний переключатель передач; 14 — педали; 15 — кареточный механизм; 16 — цепь.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-555 «Старт-шоссе», выпускаемый ХВЗ, служил для спортивных соревнований в гонках по шоссейным дорогам и для тренировок. Вот его внешний вид:

Особенности В-555 «Старт-шоссе»:

  • уменьшенная база;
  • рама улучшенной геометрии (наклон передней трубы – 73⁰, провис каретки 70-75 мм), изготовленная из высокопрочных, тонкостенных труб легированной стали;
  • рамы изготовляли трех размеров: 540, 560 и 580, по специальному заказу – до 600 мм;
  • передняя вилка имела рационально подобранный изгиб перьев, сделанных из конических труб с переменной толщиной стенки, утоненной к узкому концу;
  • рулевая труба из алюминиевого сплава сделана с уменьшенными радиусами перегибов и увеличенным прямым участком посредине, что давало возможность гонщику менять положение кистей рук на разных участках дороги;
  • длина выносов руля в пределах 75-130 мм обеспечивала удобную посадку велосипедиста.

У велосипеда В-555 колеса с однотрубными шинами. Прочные и легкие ободья колес изготовляли профильной вальцовкой из тонкостенных труб сечением 20х1 мм, из алюминиевого сплава, соединенных в кольцо встык с помощью трубчатой вставки, также алюминиевого сплава.

где а — из трубы 20х1 мм; 1 — втулочка; 2 — пистон; б — нового профиля, из трубы 20х0,75 или 20х0,5 мм; 1 — втулочка; 2 — шайба; в — из трубы 20х1,0 мм; 1 — прокладка прессованного картона; г — нового профиля, из трубы 20х1,0 мм.

Для придания большей жесткости стенки обода, у отверстий под спицы, скреплялись специальными втулочками 1 с пистонами 2. Масса такого обода в пределах 320-340 г. Позже ХВЗ начал делать спортивные ободья еще более легкими, сохраняя необходимые прочность и жесткость, из облегченных труб сечением 20х0,75 и 20х0,5 мм, соответственно с массой 260 и 180 г.

где 1 — протектор; 2 — каркас; 3 — камера; 4 — наружная лента; 5 — внутренняя лента .

где 1 — колпачек; 2 — гайка клапана; 3 — клапан; 4 — резиновый конус; 5 — чашечка; 6 — корпус.

Шины спортивных велосипедов, так называемые «однотрубки», состояли из протектора 1, каркаса 2, камеры 3, наружной 4 и внутренней 5 лент и вентиля. Каркас был выполнен из ткани, изготовленной из тонких шелковых или хлопчатобумажных нитей. Вентиль для спортивных шин имел: корпус 6, клапан 3, гайку клапана 2 и колпачок 1. Корпус вентиля делали уменьшенного диаметра. Клапан – это стержень с резьбой в верхней части, на которую навернута круглая гайка. В нижней части его насажен резиновый конус 4, сопрягающийся с конусной поверхностью корпуса. Чтобы клапан не проворачивался при откручивании или закручивании гайки, в его нижней части имелась пластинка, которая входила в прорези чашечки 5, запрессованной внутрь корпуса; на корпус был навернут предохранительный колпачок.

К другим особенностям спортивно-шоссейного велосипеда В-555 отнесем следующие:

  • велосипед оборудован втулкой заднего колеса с пятиступенчатой трещоткой, которая вместе с двумя ведущими звездочками, спаренными в блоке, давала возможность иметь 10 передач;
  • переключатели, передний и задний, улучшенной конструкции параллелограммного типа, с новыми манетками, обеспечивали четкое и плавное переключение передач на все ступени;
  • тормоза на оба колеса – ручные, клещевые с центральной тягой, усиленные, с улучшенным креплением колодкодержателей и стойкими тормозными колодками из специальной массы (с наполнителем);
  • втулки колес спортивно-шоссейных велосипедов делали более легкими с фланцами увеличенного диаметра или нормальными из алюминиевого сплава, раздвинутыми для придания большей жесткости колесу;
  • колеса с втулками крепили к вилке и раме специальными эксцентриковыми зажимами, которые давали возможность гонщику быстро снять колесо или установить его на велосипед, не пользуясь инструментом;
  • педали пластинчатые или челночные, металлические, с усиленным корпусом и туклипсами, имеющими пряжки новой конструкции, обеспечивающие надежное крепление ремешков;
  • седло – более жесткое с улучшенным каркасом и удобной по форме покрышкой;
  • звездочки, ведущие и ведомые, изготовляли с зубьями толщиной 2 мм вместо 3 мм, как на дорожных велосипедах. Это было необходимо для сокращения габаритов четырех- и пятиступенчатых трещоток, для которых применяли узкие велосипедные цепи, шириной 2,4 мм (между внутренними пластинками).

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-552И «Чемпион-шоссе» предназначался для соревнований в гонках на шоссе. Велосипед В-552И считался велосипедом высокого класса, индивидуального изготовления. Производил ХВЗ по заказам Федерации велосипедного спорта СССР для ведущих гонщиков, участвующих в международных и всесоюзных спортивных соревнованиях.

Особенности В-552И «Чемпион-шоссе»:

  • рама из тонкостенных труб легированной стали, улучшенной геометрии. Высота рамы 520 – 600 мм (через каждые 5 мм);
  • передняя вилка из труб легированной стали овального сечения;
  • колеса размером 27х1 1/8» (шины – 600х27 или 600х24 мм). Спицы – редуцированные (в средней части – утоненные), с резьбой 2,1х0,4 мм;
  • корпуса втулок с увеличенными фланцами цельноточенные из алюминиевого сплава марки В95;
  • количество передач – 10. Переключатели передач параллелограммного типа;
  • шатуны и ведущие звездочки делали из алюминиевого сплава В95. Крепление шатунов – на квадратных концах кареточного вала вместо крепления клинками;
  • седло на стальном каркасе с удобной по форме покрышкой из пластмассы;
  • педали стальные челночного типа с туклипсами;
  • велосипед окрашен лессирующими эмалями; концы перьев передней вилки, цепной вилки и стойки рамы – хромированные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *