Как измерить седалищные кости для велосипеда
Перейти к содержимому

Как измерить седалищные кости для велосипеда

  • автор:

С чего начать веложизнь?

Велосипедный спорт довольно распространён в наше время, и количество людей, увлеченных велосипедом, растёт с каждым днём. Но не многие знают, что для качественной, комфортной и результативной езды необходимо настраивать посадку, и не просто настраивать, а настраивать исходя из индивидуальных особенностей антропометрии, учитывая все нюансы и особенности организма. Настройка посадки состоит из многих этапов, один из которых — это правильный подбор седла.

Современный рынок велосипедных комплектующих предлагает огромное изобилие запчастей, в том числе и седел разных фирм, которые отличаются формами, размерами, материалами и конфигурацией.

С чего же начинается процедура подбора седла и для чего это надо?
Самый первый шаг — это определение ширины между седалищными буграми (округлые выступы в нижней части таза). Те самые косточки, которые ощущаются в тот момент, когда сидишь на жесткой поверхности.

Снимок экрана 2018 11 05 в 14.58.13

Компания Specialized специально для этих целей разработала интересный и, в тоже время, простой прибор Body Geometry Saddle Measuring Tool, который в простонародье получил название «попомер».

Снимок экрана 2018 11 05 в 14.58.56

Прибор представляет из себя небольшую платформу, на которой имеется поролоновая накладка и встроенная измерительная шкала. Работает по принципу: сел-встал, замерил-записал. Еще существует цифровой сканер, по отпечатку которого можно так же определить расстояние с точностью до миллиметра.

Снимок экрана 2018 11 05 в 15.01.01

Под каждую ширину седалищных костей рекомендуется определенный размер ширины седла. Компания Specialized выявила четыре оптимальных размера ширины седел — это 130, 143, 155 и 168 миллиметров. К примеру, спортсмену с расстоянием 110 миллиметров между седалищными костями, подойдет седло шириной 143 миллиметра. У большинства мужчин данное расстояние в среднем 110-120 миллиметров, следовательно, седло нужно рассматривать с характеристиками — 143/155 миллиметров, а у женщин, согласно статистике, среднестатистическая ширина между седалищными костями — 132 миллиметров, и седло необходимо 155/168 миллиметров.

На что же это влияет?
После выбора правильного седла, которое соответствует ширине седалищных костей сразу же повышается комфорт и эффективность педалирования, отсутствует перекос туловища, таза и поясничного отдела, а так же передача силы в педали. Это происходит за счёт того, что седалищные бугры четко упираются в сиденье и таз ровно и без перекосов зафиксирован на седле.

Цель добиться того, чтобы сидеть не на мягкой ткани (промежности), а на седалищных костях. Тем самым не передавливать нервные окончания и сосуды, не нарушать кровообращение, которое при не подходящей ширине седла, может в разы ухудшить кровоток к половым органам, что в итоге приведет к онемению.

Неправильный и более распространенный вариант: седалищные кости расположены достаточно широко и при этом используется узкое седло, то есть кости просто висят в воздухе, и большая часть веса приходится на мягкие ткани. Это категорически противопоказано! Кроме того, седалищные кости должны соприкасаться не с краями седла, а с опорными точками, чтобы давление распределялось правильно и равномерно.

Снимок экрана 2018 11 05 в 15.02.54

Следовательно, когда на седле есть две точки опоры на седалищные бугры, а не на мягкие ткани, то при педалировании ноги работают ровно, как поршни, с уверенной опорой в седло и мощным жимом на педали. Исходя из этого, можно сказать, что подбор правильного седла прямо пропорционален результату и комфорту езды на велосипеде для спортсмена.

При этом учитывайте, подбор седла — одна из частей полноценной настройки посадки на велосипеде.

Выбираем велоседло

Каждый велосипедист знает, что главное в нашем деле — правильно выбрать велосипедное седло.
Байкер контактирует со своим двухколесным агрегатом обычно в 5-ти точках: руки на руле, ноги на педалях, остальное — на седле. И это самое, что на седле, не должно испытывать дискомфорт, сколь долго не длилась бы поездка. Выбор велосипедного седла — дело важное, ответственное и где-то даже интимное. Как гласит старая байкерская мудрость: «Выбирай седло как спутника жизни, что бы потом не было мучительно больно. «.

Седло конкретно нужно, чтобы:
1. Сидеть. Для этого ширина седла должна соответствовать размеру 5-й точки велосипедиста. Другими словами, седалищные бугры тазовых костей должны опираться на верхний профиль седла в самом широком его месте. Если седло слишком узкое, то оно проваливается между буграми и давит на внутренние органы с неприятными последствиями. Просто измерить расстояние между седалищными буграми практически невозможно, т. к. их обычно окружает толстый слой мягких тканей. Общеизвестна методика доктора медицинских наук, профессора В.В. Белецкого. Необходимо наполнить открытую ёмкость (корыто, ящик) песком, поставить её на табуретку и сесть. После чего аккуратно измерить расстояние между двумя самыми глубокими впадинами, оставленными седалищными буграми. Зная этот размер, можно выбирать седло, причем точки опоры должны находится на краях, относительно ровной задней части седла, а не на скатах.
Профиль верхней поверхности седла должен быть доброжелателен к личности байкера. То есть, его форма должна соответствовать анатомии 5-й точки, чтобы не нарушать кровоток в мягких тканях. Для этого в продольном направлении седла причудливо изгибают. Например, «WTB», «BONTRAGER», «RITCHEY WING»,Selle Royal » делают выемки (под простату). Вырезы: SАN МАRCO «AERO». V-образный анатомический рельеф: VELO «V-CUT». Верх для хороших седел изготавливают из качественной мягкой кожи: Fizi:K «ATLAS» или прочных материалов типа кордуры, нередко с кевларовыми нитями. В сочетании с формованными синтетическими прокладками, эластомерами и гелиевыми вставками это позволяет поверхности адаптироваться под анатомию промежности. Кроме того, качественные материалы верха обеспечивают приемлемый микроклимат в жару, дождь и холод, в противоположность кожзаменителям и пластикам на дешевых седлах. Но тут может быть полезен чехол, одеваемый поверх седла.

2. С комфортом крутить педали. Тут важна ширина «носа» — передней сужающейся части седла. Если она слишком широка, то можно натереть внутреннюю поверхность бёдер так, что и шага потом не ступишь. Действительно, чемпион в часовой гонке делает 105-110 об/мин и проезжает около 50 км. Байкер или велотурист — 30-80 об/мин. За час они накручивают по 1500-4800 оборотов. За день может набраться до 30000 оборотов педалей. Тут никакие велотрусы не помогут. Следовательно, для длительных поездок разумно подбирать седло со сравнительно узким «носом». На прогулочные и туристические велосипеды нередко ставят широкие мягкие подпружиненные седла с коротким, иногда срезанным носом. Похожими седлами комплектуют и велотренажеры. На таком седле, как на табуретке, удобно долго сидеть, но они не позволяют ездить в спортивном стиле.

3. Перемещать центр тяжести вдоль седла для дополнительного контроля байка в сложных условиях. Преодолевая песчаные и грязевые участки, даже идущие с уклоном, вставать с седла не рекомендуется. Седло для этого должно быть достаточно длинным и не слишком широким. Например, у седла SAN MARCO «Ziff» нос и задняя части покрыты текстурированной кожей, позволяющей быстро «соскальзывать» на центральную зону, имеющую овальную форму, гладкое кожаное покрытие, хорошую амортизацию и не мешающей активно крутить педали по пересеченной местности. Нос становится жестким, когда на подъеме к педалям надо прилагать большее уcилие. Для дополнительного удобства у седел МТБ нос делают загнутым вниз. Особо тяжелым, экстремальным условиям соответствуют очень длинные седла: TIOGA «Multicontrol DH», SAN MARCO «Clivus» — для скоростного спуска, TIOGA «Multicontrol XC» — для кросскантри, AZONIC «Hot Seat», «Lounge Seat» — для слалома, фрирайда и скоростного спуска.

4. Амортизировать. Пытаясь смягчить удары, толчки, вибрацию производители оснащают седла разнообразными приспособлениями. Прогулочные седла имеют толстый слой мягкого амортизирующего материала. Раньше использовали войлок, конский волос и т. д., нынче — синтетику. Пружины отнюдь не редкость, например Selle Royal «CRUISER SEATS». Автору приходилось в давние времена пользоваться седлом, у которого кроме двух пружин сжатия было под кожаным верхом нечто вроде панцирной сетки из стальных элементов и мелких пружин, работавших на растяжение, но такие седла повышенного комфорта выпускаются и сейчас: VELO «WEB-SPRING». Вместо пружин иногда ставят вертикальные эластомерные демпферы: Selle Italia «ACTIVA 2 standard». Современные седла спортивного направления обычно имеют несколько степеней амортизации.
Первая — рамка. Ее делают из обычной стали, хромованадиевой стали, алюминия, магния, титана или карбона с металлическими (титан, алюминий) вставками. Длинная рамка пружинит и амортизирует.
Наилучшее соотношение между ценой, весом, надежностью, упругостью у хромованадиевой стали. Вторая ступень — эластомеры в местах крепления рамки к седлу: Selle Italia «NOVUS».
Третья — каркас седла. Делают из пластмасс, кожи, композита или, крайне редко, металла. Например, у Selle Italia «MAX FLITE» каркас изготовлен из тонкого, гибкого пластика, поэтому, похожие на крылья скаты в задней части корпуса работают как рессоры. У седла Selle Italia «ONDA» задние концы рамки передают усилия на ажурную пространственную конструкцию — система «Suspension Bridge». У RITCHEY «WING WCS» амортизирующая конструкция имеет вид двух крыльев с вертикальной проставкой и демпфирующий эластомером. В носовой области работает другой, интегрированный в корпус, эластомер большего размера. Аналогичная конструкция передней части и у SAN MARCO «ERA Pro», но сзади амортизируют два эластомера, и способствует этому в горизонтальной плоскости анатомический вырез.
Четвертая — подушка. От простого пенопропилена у дешевых изделий, до сложных композиций из формованных эластомерных слоев, гелиевых вставок, прокладок «Flex Control», которые, в сочетании с качественной обшивкой, облегчают жизнь и кошелек байкера. Многие седла среднего и высшего ценового диапазона выпускаются в двух версиях: более жесткая и более мягкая, с гелиевой вставкой. Пятая — чехол. Чехол нужен, дабы предохранять верх седла от грязи, осадков, быстрого износа, повреждений. Но выпускаются также чехлы со слоем геля, позволяющим смягчить жесткое седло и несколько уменьшить тряску: VELO «GEL-SEDLE COVER».

Женские седла
Учитывая, что таз у женщин шире, чем у мужчин, то седла для них делают более широкими и комфортными. Передняя часть седла обычно также шире и мягче, благодаря встроенным эластомерам. Пример: Selle Italia «BIO-LINE». Обычно, по умолчанию, байки, кроме женских моделей, комплектуются мужскими седлами. Поэтому при покупке велосипеда дамам имеет смысл сразу поменять седло на более подходящее.

Ширина седла велосипеда

Часто бывает, что велосипедисты не уделяют должного внимания и относятся несерьезно к подбору седла велосипеда по ширине. Между тем, подобранное неправильно по ширине седло может привести к серьезным проблемам — болям в области таза, потертостям и другим.

Для комфортной езды, ширина седла велосипеда имеет решающее значение. По правилам, ширина седла должна быть такая, чтобы она соответствовала расстоянию между седалищными костями таза. При слишком узком седле седалищные кости не будут находится на седле, и всю нагрузку на себя принимать мягкие ткани. При слишком широком седле, во время педалирования возникают потертости на внутренних поверхностях бедер, особенно при высокой температуре воздуха.

Ширина седла велосипеда

Подбирать седло по ширине очень просто — человек, сидя на седле должен опираться на него седалищными костями тазова. Основной проблемой является правильное определение расстояния между седалищными костями. Мягкий слой тканей, которые покрывают тазовые кости имеет определенную толщину и является очень подвижными — это не дает возможности правильно измерить линейкой это расстояние.

Доктор медицины В. Белецкий предлагает следующий метод измерения ширины седалищных костей. Необходимо насыпать в таз песок до самого верха, поставить таз на стул и сесть в песок, в нем остянется след. Затем измерить линейкой расстояние, оставленное седалищными костями — в данном случае это расстояние между двумя самыми глубокими вмятинами, которые оставили седалищными кости. После этого можно подбирать седло. Седло не должно быть узким и проваливаться между седалищными костями и не должно быть сильно широким. Седалищные кости должны находится у края задней ровной части седла, и не попадать непосредственно на край.

Следует отметить, женский таз шире, чем мужской в среднем примерно на 1-3 см, поэтому женщинам необходимо использовать более широкие седла.

Ширина седла велосипеда

Еще посмотреть на эту тему:

Проблемы с простатой на велосипеде. В последние несколько лет в обществе поднялась неоправданная истерия на тему импотенции и проблемы с простатой у мужчин, которые связывают с регулярной ездой на велосипеде. Сторонниками этого мнения выдвигается аргумент, что при нагрузке…

Раздельное седло велосипеда. Одним из способов решить проблему действия седла велосипеда на мужские половые органы является раздельное седло. К этой конструкции не раз возвращались на протяжении многих десятилетий. Раздельное седло велосипеда изготовлено из двух круглых подушечек…

Седла для женщин. Строение таза у каждой женщины разное. Есть много женщин с узким тазом. Чтобы определить точки седалищных костей на которые идёт основная нагрузка при контакте с седлом, необходимо присесть, например на бордюр…

Пружины на седло велосипеда. При езде на велосипеде очень много неудобств связанно с действием седла на тело велосипедиста от ударов колес по неровностям дороги. Такие неудобства можно в значительной мере уменьшить, если использовать какую-нибудь подвеску…

Сезонный перерыв в езде на велосипеде. Велосипедист, который потерял форму после длительного перерыва в езде, продолжавшегося несколько месяцев или даже больше может иметь проблемы с болью в мышцах ног и болью от седла велосипеда. Вначале первых поездок…

Выбор седла. Анатомия. Формы и другие различия.

Какое седло самое лучшее? То, о котором вы не думаете ни во время езды, ни после!

выбор велоседла

Как выбрать? Размер, форма, наполнитель, вырез? Чем они отличаются?

Первое, с чего начинается выбор любого седла – это его ширина.
Для кого-то это будет открытием, но седло в первую очередь должно подходить по ширине!

Тот же Specialized выпускает некоторые седла в четырех размерах! 130, 143, 155 и 168 миллиметров.

Чтобы понять это, нужно немного вспомнить анатомию.

Сидим мы на седалищных буграх. Это округлые выступы в нижней части таза.

Строение таза вело седло

Не забываем и о различиях между мужчинами и женщинами. В среднем (по статистике PeopleSize 1998, http://www.openerg.com/), у женщин седалищные бугры расположены шире на 12 миллиметров.

Ширина седла велосипед

Также различие в половых органах и связанных с ними особенностей.

Выбор велоседла женское

Многие привыкли сидеть на мягких тканях, при этом косточки могут находиться чуть ли не в воздухе.

ширина седла вело

В такой ситуации сидеть вроде бы мягко, но уже через 30 минут постоянного давления на промежность, там все может онеметь.

Поэтому крайне важно, чтобы большая часть давления приходилась именно на косточки, ведь они для этого и предназначены. Сидя на той же табуретке, мы сидим именно на костях.

Бывает такое, что человек пересаживается с узкого на более подходящее широкое седло, садится на свои кости, вместо мягкой ткани, в последствии чего начинают болеть эти самые косточки! Это означает, что то давление, которое раньше на себя принимали мягкие ткани, половые органы, теперь приходится на косточки! Бинго! Этого мы и добиваемся. Косточки привыкнут к нагрузке за 2-3 поездки.

Узнать ширину ваших седалищных костей можно во время прохождения процедуры настройки Body Geometry Fit, либо просто воспользовавшись инструментом, который уже прозвали «попомером».

попомер

Ширина седла, в среднем, должна быть на 20 миллиметров шире седалищных бугров для правильной посадки. К примеру, если расстояние между буграми 110, то нужно 130 седло, если 125, то седло 145. Но надо ещё смотреть на второй шаг, но об этом чуть ниже по тексту.

Есть и другие методы, но они менее традиционны и репрезентативны…

Ширина седла измерить

Определение ширины седалищных бугров – первый шаг к правильному выбору седла! Запомните это! И расскажите другу 🙂

Посадка седло наклон

Второй шаг – учет посадки, а точнее угла наклона туловища, в которой вы сидите на велосипеде. В аэро-посадке ваш таз больше наклонен вперед, нежели в маунтинбайковской посадке, как следствие, вы сидите на более узкой части кости, называемой лонной дугой.

Именно по этой причине не всегда можно обойтись одним седлом для маунтинбайка и шоссейника или для шоссейника и вела для триатлона/разделки.

Таким образом, чем более «агрессивная» посадка, тем менее широкое седло необходимо.

В случае с комфортной посадкой мы сидим четко на седалищных буграх.

Во всех случаях наша задача — максимально снизить давление на мягкие ткани, распределить его именно на кости и стабилизировать таз, чтобы не было лишних «ерзаний».

Третий шаг – выбор формы седла.

Седло бывает округлой формы, при виде сзади, и бывает более плоское. Нам нужен компромисс, который лучше всего подойдет именно Вам.

Плоское или округлое седло

В большинстве случаев более плоское седло лучше походит. На нем Вы сидите более стабильно, сводятся к минимуму колебания таза из стороны в сторону.

Дополнительным плюсом будет уменьшение давления на промежность вследствие того, что седло находится дальше от лонной дуги, увеличивая объем «свободного» пространства.

Также при виде сверху седло бывает Т-образной формы, а бывает грушевидной.

форма седла вело

В целом велосипедистам, которые любят часто смещаться вперед-назад на седле больше подойдет грушевидная форма. Тем, кто стабильнее сидит на одном месте – Т-образная.

Также Т-образная форма иногда лучше подходит тем, у кого бедра большого объема, уменьшив трение о седло во время педалирования.

При виде сбоку различают плоские седла и с приподнятостью в задней части.

Форма седла

Седло с приподнятостью идеально подходит людям с лордозом поясничного отдела позвоночника. И тем, кто ищет более четкую и стабильную посадку, ведь на таком седле вы можете сдвинуться до упора назад и сидеть «как влитые».

Плоское седло позволяет больше перемещаться вдоль седла вперед и назад, кому-то оно подойдет больше.

Следующее – мягкость седла. Разные седла имеют разный слой демпфирующего материала, губки или её аналога.

Мягкое или твердое седло

Может показаться, что на более мягком седле комфортней сидеть, но возможно это только первые 5 минут. Ощущения могут быть обманчивы. Дело в том, что, опять же, как и в случае с формой, более мягкое седло уменьшит «свободное» пространство под лонной дугой.

Ещё одно отличие седел — наличие выреза (cutout). В большинстве случаев вырез может существенно снизить давление на мягкие ткани и увеличить комфорт.

Седла с вырезом

Иногда производители вместо технологически более сложного выреза в средней части седла вставляют более мягкий наполнитель, стремясь к тем же результатам, что и с вырезом.

И последнее, но тоже очень важное! Эта правильная установка угла наклона седла.

Седло должно быть установлено горизонтально на 0°, если это плоское седло. Правда допускается наклон носика седла вниз в некоторых случаях, но только на 1-2 градуса, не более, чтобы нагрузка на руки не возрастала чрезмерно.

уровень седла

Если седло имеет приподнятую заднюю часть, то мы её как бы не берем во внимание, а выставляем уровень по средней части седла.

уровень седла на велосипеде

Тема на самом деле вечная! Особенностей очень много. Каждый индивидуальный случай надо рассматривать отдельно. Ваши антропометрические особенности, стиль езды, посадка и цели. Во время настройки посадки я помогаю советом относительно типа седла, которое Вам может лучше подойти. Также есть возможность сразу опробовать несколько типов седел, при желании и в случае необходимости.

И ещё! Седло может выглядеть очень необычно или не стильно в классическом понимании этого слова. Но если оно вам подошло, то не слушайте ни кого, в том числе и себя. У попы нет глаз 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *