Как устроен ламповый микрофон
Перейти к содержимому

Как устроен ламповый микрофон

  • автор:

Как устроен конденсаторный микрофон

Микрофон любого типа – это преобразователь акустических колебаний в воздушной среде в электрические колебания.

В состав микрофона входят: чувствительный элемент, согласующий элемент, электрические соединители, усилители и блоки питания, если они являются неотъемлемыми частями микрофона и указаны в технической документации на микрофон.

микрофон конденсаторный

Принцип действия

Основу конденсаторного или емкостного микрофона составляет капсюль, который видно сквозь металлическую защитную сетку. Внутри капсюля содержится неподвижная пластина и подвижная мембрана, которые под действием электрического заряда образуют емкость. При вибрации мембраны от воздействия воздушных колебаний, изменяется расстояние с пластиной и, соответственно, емкость, что и приводит к появлению сигнала. Для усиления этого сигнала встраивается усилитель – транзисторный или ламповый.

Преимущества

Так как мембрану возможно сделать сверхтонкой, она будет иметь исключительно легкий вес, минимальную инертность и воспринимать любые частоты в очень широком по сравнению с другими микрофонами диапазоне.

Неоспоримыми преимуществами являются:

  • высокая частотная характеристика;
  • сверхбыстрая реакция на процессы и высокая чувствительность;
  • способность воспринимать звук с разных сторон;
  • качество и легкость.

Преимущественно межповерочный интервал для средств измерений данной группы составляет один год. Это обусловлено высокой чувствительностью к перепадам температур и влажности, а также механическими воздействиями в процессе эксплуатации. Поверка конденсаторного микрофона осуществляется на специализированном оборудовании.

Ввиду высококачественного захвата звука и исключительных характеристик, используются конденсаторные микрофоны используются в звукозаписывающих студиях с идеальной акустикой, на телевидении и в радиостудиях, где необходимы звукозаписи самого высокого качества и возможно применить весь потенциал возможностей.

В Тулу за своим микрофоном

В Тулу за своим микрофоном

В России лидером по производству микрофонной техники признан тульский завод «Октава». Этот отечественный бренд хорошо узнаваем и на самой родине микрофона – США являются главным потребителем микрофонов «Октава», с ними работают известные американские исполнители, звукорежиссеры Голливуда.

Недавно «Октава» представила свои лучшие разработки в Калифорнии – на одной из крупнейших мировых выставок музыкального оборудования The NAMM Show. О самых ярких микрофонных новинках из Тулы – в нашем материале.

Эволюция микрофона

Микрофон, который в 1877 году запатентовал Эмиль Берлинер, все же нельзя назвать самым первым. За первенство в этой сфере Берлинеру пришлось побороться с самим Александром Беллом, которого считают одним из основоположников телефонии.

Работая над телефонным аппаратом, Белл, естественно, задумывался о создании прибора, преобразующего акустические колебания в электрический сигнал. И вот в 1876 году на филадельфийской выставке, посвященной столетию американской революции, он представил свое новое изобретение – жидкостный (или конденсаторный) передатчик. Устройство представляло собой трубообразный сосуд, наполненный водным раствором кислоты. В него помещалась пергаментная диафрагма, которая под воздействием человеческого голоса начинала колебаться, и провод, погружаясь в раствор, влиял на сопротивление электрической сети.

На выставке в Филадельфии этот жидкостный передатчик увидел 25-летний изобретатель Эмиль Берлинер и решил, что может сделать что-то наподобие этого, и даже лучше. Ему действительно удалось очистить и усилить передаваемые звуки. Благодаря такой модернизации телефон стал способен передавать звуки на большие расстояния. Свой телефонный передатчик он назвал микрофоном.

Когда Белл узнал про микрофон, он начал судиться с Берлинером. Но в этом деле, как ни странно, суд встал на сторону молодого изобретателя. Тогда Белл решил действовать иначе – патент, выданный Берлинеру, был выкуплен за 50 тыс. долларов, а сам изобретатель был принят в Bell Telephone Company в качестве главного специалиста по телефонной технике.

Emile Berliner_1.jpg
Эмиль Берлинер со своим изобретением

С развитием науки микрофон продолжил свое совершенствование, в первую очередь отделился от телефона. Первым таким «независимым» устройством стал угольный микрофон Эдисона. О создании такого микрофона независимо заявлял и выдающийся русский изобретатель Павел Голубицкий в 1883 году.

В 1920-х годах уже японским ученым Ёгути был изобретен электретный микрофон, который по принципу действия и конструкции очень близок к современным конденсаторным. Спустя десятилетие появляются и первые динамические микрофоны. Именно динамические и конденсаторные – самые распространенные микрофоны в наши дни.

Найти «свой» микрофон

Принцип работы любого микрофона заключается в том, чтобы преобразовать акустические колебания в электрический сигнал. Только, в зависимости от типа микрофона, для этого используется явление электромагнитной индукции (динамические модели) или изменение емкости конденсаторов (конденсаторные микрофоны).

В динамическом микрофоне имеется магнит, который создает вокруг себя магнитное поле. В этом поле находится токопроводящая катушка, которая при попадании звуковых волн на мембрану начинает колебаться, за счет чего возникает электрический ток.

Конденсаторный микрофон устроен немного сложнее. Как видно из самого названия, в основе такого микрофона находится конденсатор. Одна из его обкладок (мембрана) выполнена из эластичного материала, которая от звука колеблется. Как следствие – меняется емкость конденсатора. Если конденсатор заряжен, то изменение его емкости приводит к изменению напряжения, которое и «считывает» микрофон.

Конденсаторные модели считаются лучшими: они предназначены для передачи высоких частот, отличаются передачей качественного звука. Но выбор той или иной модели микрофона во многом зависит от цели использования. Например, для живых выступлений чаще используют динамические микрофоны, а в звукозаписывающих студиях – конденсаторные. Это делается потому, что при живом исполнении необходимо яркое звучание, а при записи звук должен быть более четким, без посторонних шумов.

TomYork_ Radiohead.jpg
Солист группы Radiohead Том Йорк с микрофоном «Октава»

При выборе микрофона также учитываются личные предпочтения вокалиста, его техника исполнения, а также особенности голоса. Микрофон – вещь индивидуальная, и каждый певец в процессе работы находит свою марку и модель и редко изменяет этому выбору. К примеру, певица Адель отдает предпочтение динамическим микрофонам немецкого бренда Sennheiser, в то время как Мэрайя Кэри предпочитает конденсаторный Shure KSM9 американской корпорации Shure. Среди других ведущих мировых производителей микрофонной техники – Neumann, Beyerdynamic, AKG, Sony, DPA и многие другие. Российский лидер в этой области – «Октава». Тульскому заводу тоже есть чем гордиться. Именно в микрофон «Октавы» Юрий Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали!». Тульские микрофоны выбирали и выбирают многие известные отечественные исполнители, в частности, работать с ними предпочитал Владимир Высоцкий.

«Октава» пользуется популярностью и за рубежом, и даже такие мэтры, как U2, Sting, Iron Maiden и Radiohead, используют микрофонную технику из Тулы в своей работе. К примеру, студия Electrical Audio, основанная в 1997 году в Чикаго, где записывали альбомы Nirvana, Jimmy Page, PJ Harvey и Robert Plant, до сих пор пользуется микрофонами «Октава».

Кстати, «Октава» отмечает день рождения микрофона скидками – с 1 по 10 марта специальная цена на микрофоны во всех магазинах партнерской сети. Возможно, найти «свой» микрофон поможет и наша подборка самых популярных моделей.

МК-117: новый флагман

Конденсаторный МК-117 за очень короткое время стал флагманской моделью «Октавы». Официальная презентация этого микрофона состоялась в сентябре 2018 года на выставке NAMM Musikmesse Russia, а продажи стартовали в конце января 2019 года.

МК-117 – вокальный широкомембранный конденсаторный микрофон, предназначенный для профессиональных студийных записей. Эта модель входит в премиальный сегмент линейки профессиональных микрофонов «Октавы». Характеристики соответствующие – позолоченная мембрана, высокая чувствительность, низкий уровень собственных шумов.

МК-117 и МК 115.jpg

Направленность этой модели – кардиоидная. «Направленный» микрофон более чувствителен к звуку, приходящему с одной стороны. Кардиоидная характеристика является самой типичной для таких микрофонов. Она представляет своеобразную диаграмму в форме сердца: пик чувствительности достигается на направлении вдоль оси микрофона, а спад – в противоположном направлении.

Микрофон можно выбрать в черном или никелированном корпусе. Дизайн МК-117 продолжает «бутылочную» серию микрофонов «Октава», ставшую популярной благодаря легендарному ламповому МКЛ-5000.

МКЛ-5000: верный ретростилю

Конденсаторный ламповый микрофон МКЛ-5000 был разработан и внедрен в производство в 2003 году, но и сегодня является одной из флагманских моделей завода. Микрофонами такого класса часто оборудуют свои музыкальные студии звукозаписывающие компании.

МКЛ-5000_1.jpg

Одной из самых отличительных особенностей МКЛ-5000 является возможность переключения направленности микрофона. В корпус микрофона встроен переключатель, с помощью которого можно получить любую из трех характеристик: кардиоидная направленность; круг или всенаправленный режим; классическая «восьмерка». Благодаря возможности менять направленность микрофон МКЛ-5000 часто называют многофункциональным.

МКЛ-5000 относится к категории ламповых микрофонов. Такие винтажные микрофоны можно было встретить в студиях звукозаписи десятки лет назад. Ламповые микрофоны до сих пор выпускаются – их ценят за особенно качественную запись и теплый насыщенный звук, ну а также за стильный вид. Латунный корпус и ретродизайн наряду с современными характеристиками делают микрофон МКЛ-5000 одним из самых любимых среди профессионалов.

МК-319: бюджетный вариант для домашней студии

МК-319 – популярный бюджетный конденсаторный микрофон для профессиональных и домашних студий. Эта модель, наравне с крупнейшими международными брендами, входит в десятку самых популярных студийных микрофонов на площадке «Музторга» – крупнейшей сети музыкальных магазинов в России.

Мк-319.jpg

МК-319 в улучшенном варианте воплотил в себе внимание к деталям и традиционное конструктивное исполнение модели МК-219. Микрофон размещен в новом корпусе, который акустически предназначен для того, чтобы сократить звуковые преломления внутри решетки, делая звук более мягким и более прозрачным. Корпус стал более ударостойким. В конструкции использованы более удобные переключатели с новыми герконовыми прерывателями, рассчитанными на большее количество переключений.

Использование прежней конструкции капсюля и схемной платы в сочетании с позолоченным XLR-коннектором гарантирует максимальную надежность и естественное звучание этого микрофона.

МК-012: компактный и универсальный

Микрофон МК-012 отличается небольшими размерами и весит всего 115 граммов. Такие малые габариты делают его идеальным для использования в радиовещании, озвучивании кино, звукоусилении в театре и студиях звукозаписи. Опыт работы с микрофоном показывает, что он является одним из лучших для записи акустических музыкальных инструментов. МК-012 способен записывать громкие звуки даже на небольшом расстоянии и подходит не только для записи гитары, фортепиано, но и для подзвучивания ударных инструментов. Помимо высоких технических характеристик, МК-012 отличает и благородный внешний вид: в матовой черной отделке или никеле.

МК-012_2.jpg

Конденсаторный MK-012 считается одним из самых популярных микрофонов в линейке «Октавы», причем не только в России, но и за рубежом. Помимо возможности приобрести такой микрофон отдельно, в 2005 году специально для европейского рынка «Октава» сформировала специальный комплект МК-012-10 MSP8, состоящий из пары конденсаторных микрофонов MK-012 с шестью капсюлями, которая отлично подходит для записи и гитары, и вокала.

Универсальность, богатство и четкость звучания этого микрофона оценил, к примеру, фронтмен группы Radiohead Том Йорк. Он записывал вокал для альбома OK Computer с помощью МК-012. К слову, альбом попал на вершину британских чартов, что стало для группы новым достижением.

МД-305: дебют в Калифорнии

В рамках музыкальной выставки NAMM 2020, которая прошла в калифорнийском Анахайме в январе, «Октава» представила свою новинку – вокальный динамический микрофон МД-305. Кстати, второй год подряд тульский завод демонстрирует на этой крупнейшей выставке музыкальных инструментов свои новые разработки. В 2019 году в Калифорнии был представлен премиальный ламповый микрофон МКЛ-112.

Новейший МД-305 сконструирован так, чтобы без искажений передавать голос вокалиста даже при высоком уровне громкости. Микрофон предлагает диапазон частот от 50 до 16 000 Гц, чувствительность 1,8 мВ/Па, кардиоидную и гиперкардиоидную диаграммы направленности.

При этом вес микрофона составляет около 300 граммов, и это при стальном корпусе и латунной или алюминиевой защитной решетке. МД-305 уже прошел проверку на прочность, доказав, что соответствует заданным параметрам после воздействия тысячи ударов. Микрофон также устойчив к вибрации от рук исполнителя – капсюль закреплен на амортизаторе, который предотвращает передачу вибраций.

Мк-319.jpg

Как отмечает производитель, динамический МД-305 предназначен для передачи и записи речи, вокала и музыкальных инструментов в условиях живого выступления на площадках любого уровня, и не только в помещении. Рабочая температура позволяет пользоваться микрофоном и на открытых площадках даже при повышенной относительной влажности воздуха. Также МД-305 имеет встроенную ветрозащиту.

Микрофон относится к профессиональной линейке, но подойдет не только для крупной студии или концертной площадки. МД-305 может стать востребованным учебными заведениями, рассказывает директор по маркетингу завода «Октава» Любовь Стальнова. «Нам удалось создать модель, которая идеально подходит для вокала и речи и при этом сохраняет возможность подзвучивания большого разнообразия инструментов», – отметила она.

События, связанные с этим

Женщины-конструкторы: успешные в «неженском» деле

Василий Грязев: патриарх скорострельного оружия

Тёплый ламповый телефон

После просмотра первой “Матрицы” все загорелись мобильниками типа слайдер, а вот мне захотелось кошерный карболитовый дисковый телефон. Поглядев на ебее конские цены на подобные аппараты, плюс не менее конские цены на доставку в деревню Москва, то я глянул в сторону молотка, и, о чудо, моему взору предстал сей прекрасный аппарат, всего за 400 рублей (~10 €).

Но интересно же не только получить вещь, но почистить её, починить, настроить и за одно поглядеть, как же она устроена. Так вот и приступим к вскрытию сего ретропациента.

Первое знакомство

Начнём с внешнего вида. Сам телефон весьма тяжёлый, имеет стальное основание, трубка имеет красивую точёную форму

Вид сверху

Снятая трубка

Меня очень порадовали металлические язычки сброса, а точнее рычаг, как меня верно поправили.

Хромированные язычки сброса

Телефон марки VEF, о чём свидетельствует тиснение штамповка на корпусе и на трубке

Штамповка на аппарате

Штамповка на трубке

Что мы ходим вокруг да около, давайте же посмотрим, что у него внутри.

Потрошим трубку

Начнём мы с разборки трубки. Микрофон у телефона не работал. И как в последствии оказалось, там, во первых, стоял не родной микрофон, а во вторых продавец туда просто так вставил первый попавшийся провод на два проводника, хотя трубка подключается по четырёхпроводному шнурку. Поэтому микрофон, даже если он там был — работать не смог бы. Забегая вперёд скажу, что я заменил этот шнурок на кошерный витой провод от старой клавы.
В месте микрофона установлены ещё 4 клеммы, на который крепятся провода от основного аппарата, и достаточно сложное устройство для подключения микрофона. Он должен контачить с центральным контактом и двумя выступающими винтами. На фотографии микрофон не родной, и контачить не может и не должен

Разобранный микрофон

Крупнее

Если выкрутить два винта сверху, то можно снять эту пластмассовую “загогулину” и получить доступ к самим клеммам.

Снятая пластмассовая хренулька. Видно, что идёт всего два провода к ЧЕТЫРЁМ клеммам (работает только динамик).

Не меньший, а даже больший интерес представляет динамик. По сути это электромагнит, на который кладётся сверху стальная мембрана. Причём, контуры трубки тоже магнитные (т.е. мембрана намагничевается). Устройство просто вечное и сноса не имеет.

Разобранный динамик. Справа лежит мембрана.

Лезем в корпус

Переворачиваем телефон и нежно (я сказал НЕЖНО!) кладём его на бок.

Телефон лёг на бок

Все недра закрыты пластиной, которая имеет защёлки сбоку. Достаточно вставить отвёртку, слегка надавить и она откроется. По началу я думал, что корпус погнётся, или как-то отвёртка его попортит. Но нифига, всё было просто отлично!

Снимаем крышку, и на там у нас удобно нарисована схема соединения, год выпуска и марка телефона

Шильдик внутри крышки. Телефонный аппарат БАГТА-50, 1963 г.в.

Мне вот искренне интересно, что означает ЦБ СПЕЦ?

Откладываем крышку в сторону и видим следующую картину: львиную долю пространства занимает звонок, справа внизу расположился клемник, на входе два провода — слева трубка (до переделки), справа телефонная сеть.

Подвал

Особый жир, что подвал телефона сделан из стали! Что добавляет телефону колорита, весу и превращает его в опасное оружие :))). Единственное, что покрашен какой-то страной краской, которая растворяется в изопропиловом спирте (попутно с разбором я его протирал).

Выкручиваем единственные два винта, и снимаем подвал от карболитового корпуса. С другой стороны подвала стоит красная хрень (полагаю, что трансформатор), как мне сказали — разделительный конденсатор, и язычок разъеденителя. На проводах висит термоусадка. Судя по тому, что в 1963 году термоусадки не было, то телефон ремонтировался в наше время

Внутренняя сторона подвала

Другой ракурс

В пластмассовой части нашему взору предстаёт механизм нумеронабирателя. Я его пытался снять раз двадцать, но всё получалось не качественно, так что чем богаты

Нумеронабиратель.

К сожалению, диск набора номера на возврате заедает. Литры изопропила, а потом смазки, вылитые на подшипники и шестерни, чистка и без того чистых шестерней, ни к чему не привели :((((.

Нумеронабиратель можно тоже выкрутить и снять. И полностью разорбрать. Интересно, что цифры нанесены на алюминиевую пластину и совершенно с годами не вытерлись

Нумеронабиратель перед финальной чисткой

После тщательнейшей протирки изопропилом всех закоулков телефона я решился сменить провод трубки, на что-то более прикольное. Поскольку оригинального провода у меня нет, то я взял от клавиатуры. Вышло весьма аутентично. Я правда в два часа ночи затупил со схемой, но таки сделал всё

Окончательный вариант

Микрофон пока не работает, думаю сделать небольшую схему, чтобы забыть угольные микрофоны навсегда и поставить “вечный” динамический микрофон.

Для подключения его к нашей сети, пришлось сколхозить вот такую петрушку

Колхоз

В результате можно насладится приятным звонком и гудком в динамике. Специально для этого даже снял видео. К сожалению звук динамика не очень слышно, но поверьте — он есть. Проверка звона — всё работает, он звонит (или звонит).

Кстати, для справки, меня очень занимало всегда: зачем на нумеронабирателях ставятся буквы (кстати, как в наших, так и западных телефонах)? Оказывается, это типа возможность набирать номер не только циферно, но и буквенно (удобство запоминания). По моему очень неудобно. Я не вижу проблем запомнить десятизначное число.

Телефон достался просто в идеальном состоянии. Такое ощущение, что он использовался крайне редко. Внутри был достаточно чистым, у меня внутри мобилки грязнее. Я думал он будет заляпан в усмерть, оказалось нет. Хотя следы старого владельца таки имелись (я их старательно уничтожал изопропилом). Забавная ирония в том, что бывшего владельца скорее всего нет в живых, а телефон есть, работает и будет ещё работать!

За сиим кланяюсь.

З.Ы. Писал в гуглдоксе, по сему просьба заметки об ошибках, неточностях, замечания по статье, недочёты присылать личным сообщением — всё будет оперативно поправлено по мере возможностей.

Схемотехника студийных ламповых микрофонов

студийный ламповый микрофон конденсаторный капсюль автономный комб ремонт продажа схема

На создание данной статьи меня натолкнул опыт ремонтов зарубежных моделей студийных ламповых микрофонов и анализ принципиальных электрических схем.

Долгий период холодной войны, и ещё пару десятилетий после, схемы микрофонов были таинственны и недоступны, порой узнать, а что же там, внутри того или иного звукового девайса, можно было лишь разобрав сам прибор и вырисовав схему по внутреннему монтажу, чем я и занимался. Плюс, со временем, в руках оказывались «мануалы» и тех моделей, чьи корпуса никогда не попадались в руки, и теперь я делюсь с Вами своими наработками и мыслями по этому поводу.

Начнём по порядку, с самого простого, знакомого и известного – лампового микрофона ЛОМО 19А19. В конце 60-х годов у разработчиков конденсаторных микрофонов появились, наконец, радиолампы минитриоды в стеклянном баллоне, которые уже перестали быть стратегическим сырьём, и обладали по тем временам очень компактными размерами, это были триоды с гибкими выводами, радиолампы 6С6Б. После 6Ж1П и 6Ж2П, применявшихся в микрофонах 19А9, и других ранних моделях ЛОМО, это был настоящий прорыв, и кто-то очень умный дал команду разработать компактный ламповый студийный микрофон. Вряд ли мы сможем взять теперь интервью у главного дизайнера микрофона, да возможно его и не было, ибо основой для формы корпуса, судя по всему, послужили динамические микрофоны, которые в то время были намного компактнее студийных конденсаторных, и потому внутреннее пространство корпуса 19А19 действительно оказалось весьма и весьма ограниченным. Но, что удивительно, русские умельцы, специализирующиеся, как известно, на подковке блох, сумели-таки поместить в этот корпус не только огромный капсюль, но и лампу, и выходной трансформатор, и всю схему усиления, — она то нас и интересует.

ламповый эстрадный микрофон ЛОМО 19А19 схема

Схема лампового микрофона ЛОМО 19А19 (LOMO 19A 19)

Как, видите, максимально просто, как в учебниках, усилительный каскад на ламповом триоде, ничего лишнего, ни одной цепи обратной связи по усиливаемому сигналу. К слову сказать, усиления в этом каскаде почти нет, коэффициент передачи каскада по паспорту равен 1.1. На практике он может отличаться в большую сторону за счёт характеристик применяемых ламп и коэффициента трансформации выходного трансформатора (обычно в подобных схемах он от 4:1 до 12:1).

Ни Neumann, ни GefelL, ни Audiotechnica или AKG не применяли в микрофонах настолько элементарных схем, — им всегда хотелось что-то подправить, ввести какую-нибудь улучшающую звучание обратную связь, показать, насколько они образованы, в общем выпендриться. И только русский Ваня лукаво не мудрствовал, а рассчитал каскад по учебнику для ПТУ, и. разработал таким образом гениальную вещь. Но об этом далее.

Разницу в естественности звучания между 19А19 и другими дорогими ламповыми микрофонами впервые я заметил, когда мне в ремонт стали приносить такие модели как AKG C12, Audio-Technica AT 4060, и тд. Ремонты касались в основном систем питания и коммутации микрофонов, никаких дефектов, которые могли бы отразиться на звучании, ни в капсюле, ни в усилительной части не было. И вот что меня заинтересовало. У микрофонов был и плотный низ, и верхов тоже хватало, линейность АЧХ была налицо, но что-то было не так, была в них некоторая синтетичность. Особенно странно было это заметить в AKG C12 – одного из топовых ламповых микрофонов, сопровождающимся внушительным кейсом, имеющего приличный вес (в килограммах) и стоящего для России баснословных денег, особенно на момент моего с ним знакомства (2004г). AKG C12 был словно закрыт от внешнего мира, он был сам по себе, а звук сам по себе.
И я обратился к электрической схеме.

ламповый конденсаторный микрофон AKG C12 схема

Схема лампового микрофона AKG C12

Первое что меня удивило это обилие конденсаторов — врагов чистого звука. Правда, разобравшись подробнее, выяснилось, что почти все они относятся к фильтрующим цепочкам, но не стоит забывать, что со временем, при потере конденсаторами исходных параметров (а в современной элементной базе это, увы, не редкость), цепочки эти становятся частотнозависимы. Кроме того, во втором каскаде есть очевидная частотозависимая ООС R13 C11. Второе что меня удивило – это построение первого каскада усилителя: как и ЛОМО 19А19 он был собран по схеме анодного усилителя, а не катодного повторителя, который так пропагандируют некоторые электронщики, что окончательно избавило меня от комплексов за наш 19А19.
Не стоит также упускать из виду, что и в AKG C12 и в Audio-Technica AT 4060 стоят капсюли с центральным отводом, что накладывает свой отпечаток на характер звучания микрофона. Не могу Вам сказать, какой фактор в большей степени, скорее — их совокупность и определяет это несколько закрытое звучание данных моделей. Но точно могу сказать, что в AKG C12 (как и в других конденсаторных микрофонах) никогда не стоит пользоваться аттенюаторами (-6дБ, -10дБ и тд) и дополнительным усилением (+10дБ, как в AKG C12).
Аттенюаторы (загрубители чувствительности) подключают параллельно капсюлю дополнительную шунтирующую ёмкость (это тоже самое, если бы Вы в автомобиле для того, чтобы ехать на меньшей скорости, вместо того, чтобы переключить передачу, прицепили бы сзади дополнительную тележку — машина поедет медленнее, но какой ценой?). И кроме того, если пульт или компьютерная карта у Вас приличного качества с профессиональным микрофонным входом, не стоит пользоваться в AKG C12 дополнительным усилением +10дБ. Внутренности этого микрофона и так обвешаны достаточным количеством деталей и переключателей, по которым звуковой сигнал (в самом начале своего формирования в электрический сигнал) хаотично бегает во всевозможных направлениях, что не есть хорошо. Вспомните концепцию Hi End — всё предельно просто! Самый дорогой ламповый усилитель звука — это усилитель в классе А на одном триоде, без единой корректирующей цепи!

Однако в истории лампового микрофоностроения были и любопытные примеры относительно удачного применения ООС. Прежде всего это касается ЛОМО 19А9.

Конденсаторный ламповый микрофон 19А9

Схема лампового микрофона 19А9

Модель19А9 всегда стояла особняком прежде всего из-за своей неповторимой конструкции корпуса и непревзойдённого дизайна. Корпус 19А9 состоит из двух металлических полосочек и колечка, на которые крепятся разъём, лампа и капсюль, а далее на нижнюю часть микрофона надевается выдавленный из тонкого железа кожух, а на капсюль одеваются две крышки – спереди и сзади. И всё! Никакого литья (корпуса для 19А19 отливали из алюминия, и потом долго фрезеровали), из деталей внутри – лишь самая маленькая для 50-х годов ширпотребовская радиолампа 6Ж1П, два сопротивления и один конденсатор. Сигнал, анодное напряжение, напряжение накала, напряжение поляризации и общий провод – всё идёт через 4-х штырьковый разъём по 3 (!) проводам. Посчитали? Да, у меня тоже получается, что их должно быть около 7, ну минимум, 6, но их только 3, и всё это работает, и довольно неплохо!
Открываем справочник по радиолампам на странице 6Ж1П или 6Ж2П, читаем: высокочастотный пентод с короткой характеристикой, предназначен для широкополосного усиления напряжения высокой частоты, и приводятся схемы всяких преобразователей частоты для телевизоров. Какой напрашивается вывод? Правильно: не читайте перед обедом советских газет! Ну не было в те времена компактных низкочастотных триодов. Ни 6Н1П, ни 6Н2П, ни тем более радиолампы предыдущих поколений ни за что не поместились бы в корпус 19А9.
У пентодов, особенно у высокочастотных, большое усиление, в низкочастотных трактах они склонны к самовозбуждению, кроме того у пентодов высокое внутреннее сопротивление, они не могут работать корректно на низкоомную нагрузку, такую как звуковой трансформатор, а без него в ламповом микрофоне не обойтись.
Что делает в такой ситуации простой русский инженер?
Он говорит:
1. пентод включаем по триодной схеме, соединив вторую сетку с анодом, уменьшая таким образом коэффициент усиления, уровень шумов и гармоник, и внутреннее сопротивление лампы
2. переходная ёмкость между капсюлем и управляющей сеткой усилительной лампы нам не нужна — мы изолируем капсюль от корпуса (массы) и соединим его с положительным напряжением — таким образом будет осуществлена поляризация мембраны капсюля, заодно мы уменьшим схему на одно сопротивление, так как резистор смещения входной сетки в данном случае будет выполнять и функцию резистора, через которое подаётся поляризующее напряжение
3. звуковой трансформатор «вынесем за ворота» и разместим в блоке питания микрофона, а заодно, (чего уж мелочиться) вынесем из микрофона и анодное сопротивление с разделительным конденсатором – всё равно их место рядом с трансформатором
4. поскольку анодное сопротивление из микрофона мы удалили, поляризацию мембраны будем осуществлять прямо от анода лампы, — не тащить же из за этого ещё один провод по кабелю! Создаётся ООС (отрицательная обратная связь) между сеткой и анодом усилительной лампы. ну и прекрасно! – говорит русский инженер – всё равно у нас есть запас по усилению, ведь это же пентод, а с прямой частотонезависимой ООС звучать будет даже лучше
5. один из выводов накала лампы, как водится, соединяем с общим минусом (массой), и у нас остаются те самые три провода: накал, анодное напряжение (оно же поляризующее, оно же сигнал) и общий (он же экран).
Вот и вся наука.

Единственное замечание, которое хотелось бы сделать к этой схеме – это прохождение звукового сигнала по кабелю. Поскольку сигнал передаётся небалансным способом, он, казалось бы должен быть очень чувствительным к внешним электромагнитным помехам, тем более что уровень его не велик. Но в том-то и фишка, что, поскольку он снимается с анода, он имеет постоянный потенциал порядка 50. 60В, и большая часть внешних электромагнитных помех просто-напросто не может преодолеть электромагнитное поле самого провода. НО! Качество передаваемого по кабелю звукового электрического сигнала от микрофона к блоку питания сильно зависит от качества и длины этого провода. Чем он короче и чем толще изоляция между проводами внутри провода (чем меньшую ёмкость он имеет), тем будет лучше. В длинном тонком или старом проводе ВЧ составляющие будут затухать, и Вы можете так и не услышать всех прелестей модели ЛОМО 19А9.

Так уж получается, что в рамках этой статьи мы рассматриваем схемы микрофонов, не привязываясь линейно ко времени их появления, и движемся скорее назад, всё глубже, к корням производства микрофонов. А что же было до этого?
А до этого был, например, студийный микрофон Neumann U 47, не менее интересный по своим схемотехническим решениям.

Схема лампового микрофона Neumann U47

Схема лампового микрофона Neumann U47

В 40-х годах Георг Нойманн присмотрел лампу VF 14, выпускавшуюся Telefunken для радиоэлектронной промышленности. Главная её особенность была в том, что накал у лампы VF14 не сильноточный, и его можно запитать от высокого анодного напряжения, что Георг Нойманн и сделал. Это был пентод, который, конечно же включили по триодной схеме, благодаря чему микрофон U47 коммутировался всего лишь четырёхжильным проводом. Глубокая ООС по постоянному и переменному току на резисторе R3 придаёт усилителю линейность, стабильность и минимизирует искажения усиления. В остальном схема близка к ЛОМО 19А19, если не считать, что Neumann U 47 – двухмембранный микрофон и может менять характеристику направленности между кругом и кардиоидой. Кроме того, в Neumann U 47 предусмотрено переключение выходного сопротивления, что, видимо, было актуально для аппаратуры 40-вых годов.

Ну и напоследок приведу Вам схему микрофона Gefell RFT , судя по всему, это CM 7151.

устройство лампового микрофона звуковое оборудование

Схема лампового микрофона Gefell RFT

Схема почти классическая. Разделительный конденсатор в выходном контуре лампы и звукового трансформатора соединён не с общим минусом, а с общим плюсом (любят они это дело), плюс введена ООС по постоянному току в цепь смещения сетки.

Подведу итоги нашего обозрения.
В схемах студийных ламповых микрофонах трудно придумать что-либо новое, каждая из них по-своему хороша, и отвечает заданным характеристикам. Внимательным нужно быть к компонентам, из которых состоит электрическая схема микрофона, особенно к конденсаторам в старых моделях и ко всем без исключения деталям в новых моделях.
Большое количество радиодеталей и переключателей не всегда является плюсом для студийных микрофонов. Моё мнение, если Вы гонитесь за естественностью, стремитесь к простоте. На практике часто получается, что вроде бы, да, старый ламповый микрофон не блещет линейностью АЧХ, но зато и не искажает звук, и не приукрашивает его. Ламповые микрофоны (в особенности отечественные) оставляют главное – живизну материала, а дальше – делайте, что хотите. Хотите – добавляйте частоты, которых Вам не хватает, хотите – вырезайте лишнее, но делайте это уже ПОСЛЕ записи.
Основное в микрофоне – это всё-таки капсюль, в основном за него мы платим эти бешенные деньги, и то, насколько грамотно спроектировано акустическое окружение капсюля – это и есть ноу-хау всем известных брендов.

© Александр Филин
© Адада

Санкт-Петербург, 2009
При полном или частичном использовании
материалов ссылка на «Adada.Ru» обязательна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *