Чем смазать щетки электродвигателя
Перейти к содержимому

Чем смазать щетки электродвигателя

  • автор:

Устраняем скрип печки правильно!

Ещё раз убедился, что доверять полностью бортовикам с драйва нельзя, даже если большое число людей проделало одно и тоже.
Собственно проблема. Стал замечать небольшой скрип моторчика печки на 1 скорости. Проявлялся он при движении под наклоном — поперечном или продольном не важно. Нафиг нужна голова, начитавшись драйва пошел смазывать коллектор электродвигателя печки… Очень сомневался в целесообразности этой процедуры, но повелся на мнение «большинства».

В итоге, шум стал ещё сильнее… появился запах смазки в салоне авто…небольшой запах гари на высокой скорости.

Фото в бортжурнале Opel Insignia (1G)

Спустя сутки, изучив мат часть, пошел устранять последствия «ремонта».
Друзья, не лейте разную бяку (вд, графитка, литол и т.д.) на поверхность коллектора и щетки!

Во-первых, после нескольких десятков оборотов движка вся смазка уйдет «за шиворот» щеткам и в разделительные борозды между пластинами коллектора. Возможно подгорание смазки, появляются черные точки/пятна на поверхности коллектора. Всё это естественно ухудшает состояние электродвигателя и увеличивает его «музыкальность». В худших случаях возможно серьезное подгорание коллектора.

Во-вторых, графитовые щетки сами по себе являются антифрикционным материалом и обеспечивают нужную смазку.

Есть, конечно, специальные смазки для коллектора якоря электродвигателя, но это диковинный товар для обычного автолюбителя, они продаются маленьким объемом и по норм цене. Их применение достаточно узкое и вряд ли у вас есть такая спецсмазка.

Смазка тут нужна только для нижней втулки, и то совсем немного.

Фото в бортжурнале Opel Insignia (1G)

Если неприятный звук идет из узла «коллектор-щетки» единственный вариант решения — расточка коллектора ( ну или замена ).

У меня нет токарного оборудования, да и полностью достать якорь не получилось. Нарезал узкими полосками (чуть уже ширины коллектора) наждачку мелкой зернистости (1000-2000). И неспеша без фанатизма зачистил его по кругу, буквально верхний слой.
Делать это нужно, понимая, что если нарушить геометрию окружности, шума станет ещё больше и возможна неравномерная работа движка.

Фото в бортжурнале Opel Insignia (1G)

При установке готовился услышать стрекот моторчика. Но нет, движок буквально с первой секунды после запуска работал беззвучно на всех скоростях. Никаких приработок/притерок не потребовалось.
Так что, нефиг там мазать ничем, просто очистить пластины коллектора, почистить каналы и пройтись немного мелкой наждачкой.

Уход за электромоторами

За последнее время конструкция электромоторов с коллектором заметно изменилась. Появились сменные щетки, многие двигатели стали разборными. Любому мотору требуется уход, чтобы все время получать от него хорошую производительность. Естественно, речь идет не о дешевых одноразовых экземплярах вроде Speed 400, ценой в 6 долларов, а о более серьезных движках, которые применяются на соревнованиях.

Со временем характеристики любого двигателя ухудшаются. Это естественно, поскольку происходит его износ. Однако современные электромоторы могут стоить довольно больших денег. Например, цена хорошего двигателя для класса «modified» (автомодели) может составлять сотню долларов. Конечно, часто менять весь двигатель целиком — довольно накладно и не всегда оправдано, поэтому моделисты стараются продлить его ресурс.

Очистка

Чтобы сохранять характеристики мотора на высоком уровне, желательно очищать его после каждых гонок. Сначала очищаются щетки и коллектор. Это можно делать при помощи специальной щеточки из стеклоткани, которая хорошо удаляет всю грязь. Чтобы при очистке коллектора ротор было удобнее вращать, на него можно надеть любую шестеренку из тех, что есть под рукой.

После того, как щетки и коллектор очищены, при помощи спрея промывается весь мотор, чтобы удалить скопившуюся внутри пыль.

Когда мотор промыт, щетки ставятся на место, на втулки капается масло, и щетки прикатываются в течение 30 секунд от 4 банок (либо от 6 банок через регулятор хода, на 1/4 газа). Мотор при этом не нагружается.

Не забудьте после прикатки заново очистить щетки и коллектор.

Смазка щеток и коллектора

Да, это не ошибка. Есть специальные смазки для щеток и коллектора, которые позволяют заметно улучшить характеристики электродвигателя. В основе тех смазок лежит нечто вроде присадок к маслу для двигателей внутреннего сгорания. Так что не вздумайте капать на коллектор то масло, что идет на втулки мотора.

Смазки для щеток и коллекторов продаются в маленьких емкостях, как масло, и стоят около 5-10 долларов. На соревнованиях без подобных средств уже никак не обойтись.

Замечание. Особенностью применения таких смазок является то, что придется обязательно промывать двигатель после каждого заезда. Иначе в следующий раз его характеристики станут не лучше, а хуже. Все это довольно муторно, так что на обычных тренировках, возможно, будет проще оставить коллектор мотора в покое.

Замена щеток

При эксплуатации мотора щетки придется менять относительно часто. Существуют разные мнения, как долго можно эксплуатировать щетки. Если речь идет о спорте, то мало кто использует более половины длины щеток. Можно менять щетки и раньше, чем они наполовину сточатся, но это, как говорилось выше, уже дело личного опыта и убеждений.

Провода щеток обычно припаивают к контактам на задней крышке, чтобы уменьшить потери энергии. На относительно маломощных моторах, вроде 27-витковых «стоковых» двигателей, можно использовать механическое соединение при помощи прижимного винта.

После того, как вы заменили щетки, их необходимо прикатать. Это делается очень просто:

  1. Капните немного масла на переднюю и заднюю втулку (или подшипник).
  2. Запитайте мотор от 4 банок в течение 5 минут. Если у вас нет отдельной батареи из 4 элементов, то запитайте мотор от стандартной 6-баночной батареи через регулятор скорости, включив его на 1/4 газа. Мотор в это время ничем нагружать не надо.

Для нормальной прикатки коллектор должен быть новым или проточенным. Не забудьте после прикатки очистить щетки и коллектор, тогда они прослужат намного дольше.

Проточка коллектора

Самым тонким местом электромотора являются коллектор и щетки. Щетки постепенно изнашиваются и требуют замены. Ну а коллектор со временем покрывается нагаром. И если щетки заменить относительно несложно, то для обновления коллектора его потребуется проточить на специальном станочке.

Во-первых, перед выполнением данной операции нужно решить, насколько она действительно нужна. Если речь идет о соревнованиях, то проточку надо производить каждые 2-10 заездов, в зависимости от двигателя, щеток, и условий эксплуатации. Так, мощный «модифицированный» автомодельный двигатель с жесткими щетками потребует проточки через 2 заезда. А если у вас «стоковый» мотор, то 10 заездов он откатает без заметного ухудшения характеристик. Необходимость проточки определяется визуально, по появлению на коллекторе заметного нагара. Это сложно точно описать, но со временем вы научитесь разбираться самостоятельно.

Для проточки вам понадобится специальный станок, который можно купить в хобби-магазине. Конечно, можно проводить эту операцию и на обычном токарном станке, но многим будет все-таки удобно «обновить» свой движок не выходя из дома, прямо на рабочем столе. Станки для проточки коллекторов делают многие фирмы, и цена колеблется где-то от 150 до 250 долларов, в зависимости от производителя, комплекта поставки и других опций. Как правило, станки различаются механизмами подачи резца и самим резцом (который идет в комплекте). В первом случае, чем дороже станок, тем проще вы сможете регулировать подачу резца, ибо дешевые станки имеют в механизмах подачи резца некоторые люфты. Ну а резец может быть сделан либо из металлокерамики («carbid»), либо из более сложных алмазоподобных композитов («diamond»). Первый вид резцов имеет меньшую скорость резанья и быстрее стачивается, но стоит сравнительно небольших денег (10-20$). Резцы с алмазной режущей кромкой позволяют точить на очень высоких оборотах, имеют большой ресурс, но и стоят, соответственно, под 100$.

Разберите мотор: снимите щетки, открутите заднюю крышку и извлеките ротор и прочие внутренности. Убедитесь, что внутри не осталось никаких прокладок.

Установите ротор на станок для проточки, и не забудьте выровнять основание станка: включите станок и убедитесь, что ротор никуда не съезжает. Если это не так, то подложите под станок прокладки, которые обычно идут в комплекте. И не забудьте сначала капнуть масла в те места, где ротор вращается на станке.

Включите станок и закрасьте коллектор черным маркером. Это поможет легко определить, остались ли на коллекторе непроточенные участки.

Плавно подведите резец и снимите тонкий слой коллектора, каждый раз возврашая резец в исходное положение. Капните на коллектор немного масла, чтобы повысить качество проточки. За один проход следует снимать не более 0.05 мм слоя. Помните, что чем меньше вы снимаете за один проход, тем качественнее получается поверхность и тем дольше прослужит резец. Коллектор протачивают до тех пор, пока не исчезнут все следы от маркера. Во время последнего прохода резец стоит медленно провести в оба конца по несколько раз.

Снимите ротор со станка и не забудьте удалить мусор, который попал между частями коллектора.

На этом проточку можно считать законченой. И не забудьте, что после проточки коллектора желательно заменить щетки или «обновить» их поверхность на специальном станке.

Проверка коллектора

Часто бывает, что дешевые моторы имеют неидеальный коллектор. Коллектор также может быть неровным после неудачной проточки. Проверяется это просто. Мотор запитывют от 4 вольт, а на щетки слегка чем-нибудь надавливают. Если при этом чувствуется вибрация, а мотор увеличивает обороты, значит коллектор недостаточно ровный.

Можно попробовать проточить коллектор заново (если, конечно, кривизна вызвана не станком для проточки). Или же ситуацию можно компенсировать более жесткими прижимными пружинами.

Заключение

Здесь были перечислены практически все моменты, с которыми вам придется столкнуться при эксплуатации электромоторов, имеющих коллектор. Остались открытыми только вопросы, касающиеся подбора щеток и прижимных пружин. Но эта тема весьма обширная и заслуживает отдельной статьи.

Чем смазать щетки электродвигателя

Пользовательского поиска

К странице.

Senior Member

Уазовед

Регистрация: 21.04.2005

Адрес: Moscow

Сообщений: 3,245

Чем смазывать щетки генератора?

Вот я и разобрал свой генератор со встроенным регулятором. Все подтянул, хотел было закрыть, но обратил внимание на щетки. Они сделаны в отдельном кожухе, типа от влаги и пыли. Но если туда что попало, то навсегда. Или пока не разберешь.
И тут я подумал а может надо чемто помазать или побрызгать? Ну смазкой графитной или ведешкой?
Или наоборот вытереть и просушить?
Утром буду ставить обратно, надеюсь уже буду знать, что делать

Очень сильно пищат щетки на двигателе в пылесосе

и сам двигатель туго крутится — без щеток на много легче. подшипники кое-как смазал. а можно-ли чем-то смазать сами щетки? может еще попробовать укоротить пружину, чтобы с меньшей силой давило к ротору?

P.S. прошу отвечать только компетентных в этом вопросе людей.

Дополнен 11 лет назад
щетки не новые но и не стертые
Лучший ответ

Щетки не могут тормозить якорь из-за того что якобы сильно пружины прижимают к коллектору. А вот стершиеся по бокам щетки могут развернуться и тормозить якорь. Одно дело длина щетки другое дело сечение, щетки должны вставляться плотно т. е. не должны болтаться из стороны в сторону, только вперед и назад. Пружины не должны быть слабыми иначе искрить на коллекторе будет. Щетки смазывать нивкоем случае. Графит из которого состоят щетки и так считается в механике сухой смазкою — это я вам как механик говорю, а если смажите щетки маслом то они покроются слоем нагара. Если коллектор не блестит и покрылся нагаром от искр тогда стоит снять якорь и СЛЕГКА шлифануть мелкой наждачкою, лучше даже нулевкой. Да и вообще проблемы возможно у вас начинались из-за сгоревшего якоря.

Лідуся ШалайкоУченик (126) 9 лет назад
так как его сделать, что бы не искрил и не трищал?
Остальные ответы
У тя ещё «Буран»?

Они там точно остались? Может стерлись уже нафик! Пылесок какой (марка) ? Подбери на рынке щетки!
Смазывать ничем невздумай!

Возможно у вас щётки износились. И прижимаются не графитом, а проводом который в них впрессован.

укорачивать пружины не надо. Если щетки новые тогда будут шуметь пока не притрутся. Коллектор почисти. Смотри что бы щетки легко «катались» вверх вниз .

щётки обеспечивают контакт между якорем и проводами. .
смазав — ты этот контакт значительно ухудшишь. .
начнеёт подгарать масло и забиваться вместе с графитовой пылью в зазоры ламелей якоря. .

короче движок через 15 минут — ВОТКНЁТ..

В старых пылесосах частенько из строя выходит конденсатор. Он мог пробиться и замыкать цепь, но все таи иметь сопротивление.
Могли стереться щетки — тогда их менять.
Попробуйте прокрутить двигатель рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *