Какие способы усиливают индукцию между цветовыми пятнами
Перейти к содержимому

Какие способы усиливают индукцию между цветовыми пятнами

  • автор:

Цветовая индукция

Взаимовлияние цветов при иллюзорном изменении характеристик цвета в процессе их восприятия называют цветовой индукцией.

Известно, что глаз и мозг человека различают цвет только благодаря процессу сравнительного анализа и контрастного взаимодействия. Например, хроматичность цвета определяется при помощи его отношения к ахроматичному цвету. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической и называется Иттеном И. «цветовым воздействием». Совпадение физического цвета (пигмента) с цветовым воздействием (иллюзией от восприятия цвета) возможно в случае гармонических полутонов при искусственном нюансирование и выполнении иных преобразований для балансирования цвета краски относительно возникающих от него цветовых ощущений.

Когда цвет красочного слоя и впечатление от него не совпадают, цвет производит изменчивое, нереальное впечатление и поэтому часто это явление используется художниками-дизайнерами. Так, достигается превращение материального цвета в выразительную «виртуальную вибрацию» (1; 3).

Например, синий на черном фоне кажется светлее, а на белом – значительно темнее (1); для создания цветового ощущения – иллюзии одинакового синего как на черном, так и на белом, необходимо незначительно высветлить синий на белом фоне (2); однако, высветленный синий на черном начинает сильно светиться, а на белом опять становится сравнительно темнее (3). Данный пример является проявлением симультанного контраста.

Итак, цветовая индукция является визуальной реакцией (иллюзией) на взаимное влияние цветов.

Существует два типа индукции: «отрицательная» и «положительная», которые зависят от величины порогового взаимодействия характеристик цвета. При отрицательной индукции усиливаются характеристики цвета в противоположном направлении, а при положительной – сближение качеств цвета (вплоть до равенства с нивелированием границ между ними). Поэтому, преобладание того или иного типа индукции зависит от меры различий характеристик цвета. Например, если различие заметно, то глаз стремится его усилить (отрицательная индукция), а если различие малозаметно, то глаз его не замечает и уничтожает (положительная индукция). Нюанс является проявлением положительной индукции, т.к. устанавливает минимальную меру сближения противоположных признаков цвета, а контраст – результат работы отрицательной индукции, поскольку задает противопоставление цветовых качеств (яркости, насыщенности, цветового тона и др.).

Выделяются следующие закономерности отрицательной индукции:

цвет иллюзорно изменяется…

1) при воздействии фона на цветовое пятно:

  • прибавление к цвету пятна других цветов (на синем фоне серый желтеет, а на желтом – синеет) с/сер.= сер.+ж= ; ж/сер.=сер.+ф.;
  • вычитание из цвета пятна цвет фона (хроматическая зелень на синем становится желто-зеленой) з(с+ж)-с= жз; ф(с+к)- с= кф.

2) при изменении расстояния между цветами (чем ближе пятна, тем сильнее контраст, чем дальше друг от друга – тем мягче контраст и более выражение нюанс;

3) при воздействии светлотного (яркостного) контраста на хроматический контраст, и наоборот (контрасты всегда находятся во взаимосвязи):

  • четкий контур пятна увеличивает светлотный контраст и уменьшает – хроматический;
  • смягчение светлотного контраста усиливает хроматический;
  • усиление светлотного контраста всегда ослабляет хроматический.

4 ) при изменении насыщенности: чем насыщеннее пятно, тем сильнее его индуктивное воздействие.

5) при выборе формы пятна: со сложным контуром пятно индуктивно окрашивается меньше, чем пятно той же площади с простым контуром.

Н а основании выше перечисленных закономерностей отрицательной индукции выделяются способы ослабления и устранения индукции при нежелательном изменении цвета в проекте (картине): обведение пятна четким темным контуром (1); усложнение контура пятен (2); пространственное удаление пятен друг от друга (3); подмешивание ближайших цветов (цветовой взаимообмен); и др.

2.4. Цветовая индукция. Цветовые контрасты. Типы цветовых контрастов

Выразительность цветовых сочетаний – одно из первых явлений, которое оценивается зрителем при восприятии произведения искусства. Необходимо остановиться на этом важном для зрительного восприятия явлении. Речь идет о взаимовлиянии цветов друг на друга, то есть об изменении характеристики цвета под влиянием наблюдения другого цвета. Проще говоря, цветовая индукция – это взаимное влияние цветов.

Различают два принципиально разных вида индукции: отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое – еще светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Какая произойдет индукция – положительная или отрицательная – это зависит от меры различия характеристик цвета. Если различие заметно – глаз стремится еще увеличить его. Если же оно малозаметно – глаз уничтожает небольшую разницу. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности [25, с. 174-176].

Цветовая индукция – причина многих явлений, которые объединены общим термином контрасты. В научной терминологии под контрастом подразумевают вообще всякое различие, но при этом вводят понятие меры. Например, между цветом писчей бумаги и чертежной – малый контраст, а между цветом угля и мела – большой. Существует и средний контраст. Контраст и индукция не одно и то же, т.к. контраст – мера индукции.

Различают последовательную индукцию и одновременную.

Последовательную индукцию можно увидеть на простом опыте: если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах возникает красный квадрат. Эти опыты можно проводить со всеми цветами. Речь идет о взаимном влиянии цветов, то есть об изменении характеристики цвета под влиянием наблюдения другого цвета. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета, это – естественная потребность достичь равновесия. О последовательном контрасте следует помнить при работе над динамичной композицией, либо над композицией, занимающей большую площадь.

Одновременную индукцию можно наблюдать во всякой композиции, где соприкасаются различные цвета.

Цветовое видение, возникающее с помощью зрения в сознании человека, обладает своим смыслом и содержанием. Но глаза и мозг приходят к четкому различению цвета с помощью сравнений и контрастов. Известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же, светло-серый квадрат, на черном воспринимается светлым. Желтый квадрат на белом фоне кажется темнее, производя впечатления легкого тепла. На черном фоне он становится светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.

В бытовой речи под понятием контраст подразумевается большое различие между качествами двух явлений, например: горячий – холодный, высокий – низкий и т.п. Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений – одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Например, живопись строится на соотношении и, следовательно, сопоставлении теплых и холодных тонов, графика – на сопоставлении темных и светлых, а архитектура – легких и тяжелых элементов конструкции, т.е. несущих и несомых. Сопоставление звука, имеющего определенную высоту и длительность, с паузами составляет структуру музыки, а борьба добра со злом – основу драматургии. Наше восприятие действительности вообще строится на сопоставлениях приятного и неприятного, простого и сложного, возвышенного и земного. 1

Контрастодин из важнейших формообразующих элементов. В сочетании со светотенью и линейной перспективой он создает ощущение пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или искусствоведческий анализ изображения обходится без упоминания о контрастах. Но контраст, являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служит и средством гармонизации, потому что объединяет противоположности в единую систему, обозначая как бы ее крайние полюса.

Понятие контраста в изобразительном искусстве достаточно универсально, а потому наполняется конкретным содержанием в зависимости от контекста. 2 Например, применительно только лишь к цветовому контрасту возможны следующие его разновидности:

  • одновременный контраст;
  • последовательный контраст;
  • комплементарный контраст;
  • оттеночный контраст;
  • качественный контраст;
  • количественный контраст;
  • контраст по насыщенности;
  • пограничный контраст.
  1. Что представляет собой слагательный процесс смешение цвета? Приведете примеры
  2. В чем заключается вычитательный процесс смешения цвета? Приведите примеры
  3. Назовите основные типы контрастов и охарактеризуйте их
  4. Приведите примеры использования цветовых контрастов в дизайнерской практике
  5. Каким образом в цветовом круге располагаются родственные и родственно-контрастные цвета

Что такое Цветовая индукция?

Находясь в непосредственном соседстве, цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет выглядит различно в зависимости от того, какими цветами он окружен и, какие цвета воспринимались до него.

Изменение характеристик цвета под влиянием других цветов называется цветовой индукцией.

В зависимости от меры различия характеристик цвета, индукция может быть отрицательной либо положительной. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происхо­дит их «подравнивание», нивелирование. Если различие достаточно заметно, глаз стремится его увеличить, и воспринимаемые характеристики цветов изменяются в противоположном направлении; если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу и воспринимаемые характеристики цветов сближаются, нивелируются. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности. Мерой индукции является контраст.

Различают одновременную и последовательную индукцию.

Одновременная индукция – это изменение воспринимаемых характеристик цвета под воздействием соседних цветов, рассматриваемых одновременно.

Она наблюдается во всякой цветовой композиции и постоянно сопровождает процесс зрительного восприятия. Одновременная индукция может быть светлотной и хроматической.

Светлотная одновременная индукция – это изменение светлоты цвета под действием соседних цветов.

Если два одинаковых серых квадрата разместить, соответственно, один на черном, а другой на белом фоне, то ясно видно, что квадрат на черном фоне кажется светлее, чем квадрат на белом фоне. То же самое наблюдается с квадратами, окрашенными в хроматический цвет. Таким образом, можно определить общую закономерность одновременной светлотной индукции:

На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет.

Фон в данном случае является индуктирующим полем, а цветовое пятно – реагирующим полем. Одновременная светлотная индукция наблюдается не только в случаях размещения цветовых пятен в одной плоскости по принципу: «фигура – фон». При смежном размещении цветовых пятен наиболее активно индукционное действие наблюдается на границе их соприкосновения. Светлое пятно в этом месте кажется светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неровности, пространственной вибрации, возникает эффект объемности. Это явление получило название «краевой или граничный контраст».

Краевой контраст это – высветление более светлого пятна и затемнение более темного на границе соприкосновения двух цветовых пятен.

Если такой эффект нежелателен и не соответствует поставленной задаче, то нужно делать подравнивание светлот, чтобы погасить индукционное действие.

Степень светлотного индукционного влияния одного цвета на другой не всегда одинакова и зависит от следующих факторов:

От различия цветовых пятен по светлоте

При очень малых и очень больших различиях по светлоте между цветовыми пятнами светлотная индукция весьма незначительна или вообще не наблюдается.

От отношения площадей пятен

Чем больше площадь одного цветового пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. (Индуктирующим полем будет пятно, площадь которого больше; реагирующим – пятно меньшей площади).

От четкости контура цветовых пятен

Четкий контур усиливает действие светлотной индукции и увеличивает воспринимаемый светлотный контраст.

От расстояния между пятнами

Чем меньше расстояние между пятнами, тем больше индукционное действие.

Одновременная индукция

Одновременная индукция. Одновременная индукция – это изменение воспринимаемых характеристик цвета под воздействием соседних цветов, рассматриваемых одновременно. Она наблюдается во всякой цветовой композиции и постоянно сопровождает процесс зрительного восприятия. Одновременная индукция может быть светлотной и хроматической. Светлотная одновременная индукция – это изменение светлоты цвета под действием соседних цветов. Если два одинаковых серых квадрата разместить, соответственно, один на черном, а другой на белом фоне, то ясно видно, что квадрат на черном фоне кажется светлее, чем квадрат на белом фоне. То же самое наблюдается с квадратами, окрашенными в хроматический цвет. Таким образом, можно определить общую закономерность одновременной светлотной индукции: На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. Фон в данном случае является индуктирующим полем, а цветовое пятно – реагирующим полем. Одновременная светлотная индукция наблюдается не только в случаях размещения цветовых пятен в одной плоскости по принципу: «фигура – фон». При смежном размещении цветовых пятен наиболее активно индукционное действие наблюдается на границе их соприкосновения. Светлое пятно в этом месте кажется светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неровности, пространственной вибрации, возникает эффект объемности. Это явление получило название «краевой или граничный контраст». Краевой контраст это – высветление более светлого пятна и затемнение более темного на границе соприкосновения двух цветовых пятен. Если такой эффект нежелателен и не соответствует поставленной задаче, то нужно делать подравнивание светлот, чтобы погасить индукционное действие.

Рекомендуемые материалы

Искусство Донателло (1386 – 1466)
Культура и искусство
Культура и искусство
Скульптура, ее виды и особенности
Культура и искусство
Московский кремль и Красная площадь
Культура и искусство
Культура как предмет изучения
Культура и искусство
Культура и образование в эпоху Екатерины II
Культура и искусство

Степень светлотного индукционного влияния одного цвета на другой не всегда одинакова и зависит от следующих факторов: От различия цветовых пятен по светлоте При очень малых и очень больших различиях по светлоте между цветовыми пятнами светлотная индукция весьма незначительна или вообще не наблюдается. От отношения площадей пятен Чем больше площадь одного цветового пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. (Индуктирующим полем будет пятно, площадь которого больше; реагирующим – пятно меньшей площади). От четкости контура цветовых пятен Четкий контур усиливает действие светлотной индукции и увеличивает воспринимаемый светлотный контраст. От расстояния между пятнами Чем меньше расстояние между пятнами, тем больше индукционное действие. Хроматическая одновременная индукция Хроматическая одновременная индукция – это изменение цветового тона или насыщенности под действием соседних хроматических цветов. Наиболее явно она проявляется при сопоставлении хроматического и ахроматического цветов близких по светлоте. Такое сопоставление позволяет визуально определить: какой цветовой оттенок приобретает реагирующее поле под действием индуктирующего поля. Общая закономерность одновременной хроматической индукции: цвет, находясь на хроматическом фоне, изменяется в сторону цвета аддитивно дополнительного к цвету фона. (К нему как бы подмешивается дополнительный цвет). При сопоставлении взаимно дополнительных цветов новые оттенки не воспринимаются, а происходит взаимное повышение насыщенности и яркости цветов, пока они занимают достаточно большую площадь в поле зрения. (При рассмотрении их с большого расстояния вступает в силу закон оптического смешения цветов). Итак: Цвет, находясь на фоне аддитивно дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности. Если оранжевый квадрат разместить на фоне такого же цветового тона, но большей насыщенности, то насыщенность этого квадрата в результате индукционного действия фона снизится, значит: Цвет, находясь на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет в насыщенности. Изменение цветового тона вследствие действия одновременной хроматической индукции, зависит от следующих факторов: — от различия светлот индуктирующего и реагирующего полей. Действие одновременной хроматической индукции наиболее эффективно при приблизительном равенстве цветовых пятен по светлоте, причем реагирующее поле должно быть немного светлее индуктирующего (фона). Увеличение светлотного кон­траста сопровождается снижением действия хроматической индукции; — от насыщенности цветового пятна. Насыщенность пятна пропорциональна его индуктивному действию; — от «температуры» цветового тона индуктирующего поля. Все холодные цвета вызывают более сильное индукционное дейст­вие, чем теплые; — от отношения площадей пятен. Чем больше площадь одного пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. При разных площадях пятен индукционное дейст­вие тем сильнее, чем больше периметр, т.е. чем дли длиннее пограничная линия между индуктирующим полем (фоном) и реагирующим; — от четкости контура. Размытый контур снижает действие хрома­тической индукции; — от расстояния между пятнами. Чем меньше расстояние между пятнами, тем сильнее индукционное действие; — от расстояния до точки наблюдения. До определенного пре­дела величина контраста, вызванного индукционным действи­ем, увеличивается пропорционально расстоянию, после кото­рого начинают уже действовать законы оптического смешения; — от яркости освещения индуктирующих цветовых плоскостей. Сильное освещение уничтожает индукционное действие — слабое, наоборот, повышает; — от времени наблюдения. Лучше всего индукция воспринимает­ся: при быстром взгляде. Мерой индукционного действия данного цвета служит количество его, которое нужно подмешать к равнояркому серому, чтобы он казался серым. Такие измерения удобно производить на вертушке Максвелла. Составляется комбинация из двух дисков данного цвета и кольца между ними. Кольцо составляется из равнояркого серого и данного цвета. За­пустив вертушку, следует добиться такого положения, чтобы серое кольцо не приобретало оттенок контрастного цвета, а казалось серым. Степень раскрытия цветного диска в подмеси к серому будет служить мерой индукционного действия данного цвета. Отрицательная индукция может быть вызвана следующими причинами: 1) местной адаптацией — снижением чувствительности участка сетчат­ки к фиксируемому цвету, в результате чего цвет, который наблюдается вслед за первым, как бы теряет способность интенсивного возбуждения соответствующего центра. Это воспринимается глазом как сдвиг цветового тона в сторону цвета, контрастного к индуцирующему. Даже если на­блюдаются два цвета одновременно, глаз движется по полю зрения скачкообразно, т. е. фактически восприятие двух цветов происходит раздельно во времени; 2) автоиндукцией, т. е. способностью органа зрения в ответ на раздражение каким-либо цветом продуцировать противоположный цвет. Глаз как бы сам стремится замкнуть цветовой круг и уравновесить возбуж­дения трех цветоощущающих аппаратов. Изложенные объяснения цветовой индукции принадлежат Э. Герингу. Впервые гипотезу об автоиндукции высказал И. В. Гете в начале ХIХ в. Г. Гельмгольц предложил объяснение индукции психологическими при­чинами: склонностью преувеличивать разницу между предметами, плохой памятью на цвета и некоторыми другими. Пути устранения индукционного воздействия: Лекция «10. Термоэлектрические датчики» также может быть Вам полезна. 1. Добавить определенное количество цвета фона в цвет пятна; 2. Обвести пятно четким ахроматическим (белым или черным) контуром; 3. Обобщить силуэт пятна, сократив его периметр; 4. Увеличить площадь пятна. 5. Взаимно удалить пятна друг от друга в пространстве. Не всегда есть необходимость уничтожить одновременную индукцию. Куда важнее использовать это явление в композиционных целях, например, для придания большего звучания тому или иному пятну. Расположив красное пятно на зелено-голубом фоне равной светлоты и насыщенности, получил мерцающее цветосочетание, вызывающее рябь в глазах. Но если зелено-голубой фон пригасить (уменьшить насыщенность) и сделать темнее, то красный цвет на этом фоне будет звонким, чистым, сверкающим и радующим глаз. Однако, такой большой контраст быстро утомляет глаза и подобные цветосочетания желательно использовать как эмоциональные акценты, а не для длительного их наблюдения.

Поделитесь ссылкой:

Рекомендуемые лекции

  • Тема 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОРЕНИЯ
  • Тема 4. Продолговатый и задний мозг
  • 10 — Потенциал действия
  • 10. Термоэлектрические датчики
  • 11 — Программируемый периферийный интерфейс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *