Химический светофор как сделать
Перейти к содержимому

Химический светофор как сделать

  • автор:

Химический светофор как сделать

Большие наборы

Список необходимых веществ:

  • индигокармин
  • глюкоза
  • гидроксид натрия

Компоненты и последовательность действий

  • 50мл раствора индигокармина прозрачного голубого цвета в воде.
  • Раствор глюкозы 2гр на 15 мл воды. Раствор глюкозы выливаем в раствор индигокармина (раствор 1).
  • Раствор гидроксида натрия 1 гр на 25 мл воды (раствор 2).
  • Смешиваем растворы 1 и 2, наблюдаем за изменением цвета. Сначала смесь приобретает зеленую окраску, затем цвет плавно меняется от зеленого в красный и желтый.
  • Встряхивание обращает процесс окрашивания и раствор снова становистся зеленым. Наблюдать за сменой окраски после встряхивания можно десятки раз.

Восстановленная и окисленная формы индигокармина имеют разный цвет. Индигокармин восстанавливается глюкозой в щелочном растворе гидроксида натрия. В результате цвет раствора меняется с зеленого на красный. В процессе встряхивания в раствор поступает кислород воздуха, который окисляет восстановленную форму индигокармина и раствор приобретает зеленый цвет.
Данный эксперимент и другой красивый эксперимент под названием «Светофор голубой-бeсцветный» можно провести, купив готовый набор «Химический светофор», или приобретя химреативы. . Доставка по россии курьером до двери или в пункты самовывоза.

Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне

Ульянова, К. С. Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне / К. С. Ульянова, А. П. Ульянова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1468/ (дата обращения: 09.03.2024).

В химии все возможно.

Химия — это наука о веществах, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Химия — удивительная наука, полная разнообразных чудес. Чудеса — они и в самом деле бывают, хотя совершают их совершают люди, вооруженные знаниями.

В основу данной статьи легла научно-исследовательская работа, целью которой было доказать, что химию можно изучать не только в школе, но и в домашних условиях буквально на «кухне» и окунуться в загадочный мир. Познакомиться с характеристикой химических веществ, их свойствами, химическими процессами и совершить увлекательную экскурсию по химии.

Химические опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и позволяет развить самостоятельность и повышает интерес к предмету, т. к. при выполнении эксперимента имеется возможность творчески проявлять свои знания, а также убеждаемся в практическом применении химии.

Наука — это здорово! Химия — ещё и увлекательно! Оказывается, можно объяснить базовые знания по химии просто, доступно и увлекательно.

Эксперимент в домашних условиях способствует возникновению потребности узнать больше, чем дается на уроке, развивает самостоятельные приемы, применяемые в практике. Домашние опыты способствуют формированию химических понятий, устанавливают связи между свойствами веществ.

Домашние опыты должны представлять собой простые, наглядные, а главное — безопасные, эксперименты. И еще один аспект в постановке домашних экспериментов — это доступность оборудования и реактивов.

Химический эксперимент можно разделить на несколько этапов:

Первый — обоснование постановки опыта;

Второй — планирование и проведение опыта;

Третий — оценка полученных результатов.

Эксперимент должен проводиться, опираясь на ранее полученные знания. Теоретическая часть опыта способствует его восприятию, которое, в последствие, становится более осмысленным, целенаправленным и активным.

Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Химический эксперимент открывает большие возможности в решении проблемных ситуаций и для проверки правильности выдвинутых гипотез.

При наблюдении за выполняемыми экспериментами функционируют все анализаторы. С их помощью можно определять вкус, цвет, запах, плотность и иные свойства веществ, при сравнении которых можно научиться выделять существенные признаки, систематизировать их и познавать их природу.

Очень важно анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины, которые привели к получению данных результатов.

Предварительная подготовка теоретического материала к предстоящей работе повышает интерес к практической деятельности.

При выполнении домашних опытов развиваются и совершенствуются наблюдательность, способность осмысливать наблюдаемое и делать выводы.

Это могут быть домашние опыты такие как:

«Светофор», обесцвечивание раствора перманганата калия, «Светящийся помидор», «Зубная паста для слона».

Домашние опыты и наблюдения выполняются в домашних условиях строго соблюдая правила техники безопасности.

Основные правила техники безопасности:

− на рабочем столе во время работы не должно находиться посторонних предметов

− следует работать в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны

− перед и после выполнения работы необходимо вымыть руки

− принимать пищу во время проведения опытов строго запрещается

− все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу или под вытяжкой

− химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!)

− неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты;

− при попадании раствора любого реактива на кожу или в глаза немедленно промыть его большим количеством воды, после чего сразу же обратиться к врачу

Итак, перейдем к экспериментальной части.

Эксперимент «Светофор»

Цель: Доказать, что данный эксперимент можно легко сделать дома, используя вещества, которые мы используем в быту.

Ожидаемый результат: в результате данного эксперимента должно произойти изменение цвета раствора.

Ход работы:

Оборудование:

− стеклянный стакан125 мл

− мерный стаканчик 100 мл

− мерная ложечка 1,3–0,2 мл

− стеклянная палочка1 шт.

− перчатки 1 п.

Реактивы:

− перманганат калия (марганцовка)1,5 г

− гидроксид натрия (средство для прочистки труб «Крот»)15 г

Готовим раствор перманганата калия. Наливаем в стакан немного воды (около 150–200 мл) и растворяем в ней пару кристалликов марганцовки, чтобы получился яркий розовый цвет.

Теперь готовим раствор глюкозы. Наливаем 15 мл воды и добавляем в него 2 мерных ложечки сахара. Дожидаемся растворения сахара, помогая ей покачиванием стаканчика.

Делаем раствор гидроксида натрия. Это самый опасный этап нашего химического эксперимента, потому что гидроксид натрия — очень едкое вещество! Нужно быть очень внимательным, т. к. эта реакция идет с выделением тепла, раствор нагревается.! На 100 мл воды хватит четверти чайной ложки. Дожидаемся полного растворения. Теперь добавляем к получившемуся раствору раствор глюкозы. Приливаем этот щелочной раствор сахара к раствору марганцовки. И окраска начинает меняться. Сначала раствор становится синим (этот этап очень быстрый), потом — зеленым, потом постепенно идет переход в желтый цвет.

Вывод:

Данный эксперимент можно легко сделать дома, конечно, при этом нужно соблюдать правила техники безопасности. В результате эксперимента я увидела, что приготовленный раствор изменяет цвет.

Обесцвечивание раствора перманганата калия

Каждый может чистую прозрачную воду сделать цветной, добавив в нее какой-нибудь краситель. Я попробую наоборот сделать цветную воду сделать прозрачной.

Цель: Показать на эксперименте процесс абсорбции.

Ожидаемый результат:

В результате эксперимента, раствор перманганата калия, который имеет розовый цвет, должен обесцветится.

Оборудование:

− стеклянный стакан125 мл

− мерный стаканчик 100 мл

− мерная ложечка 1,3–0,2 мл

− стеклянная палочка1 шт.

− ступка с пестиком1 шт.

− перчатки 1 п.

Реактивы:

− перманганат калия (марганцовка)1,5 г

− активированный уголь15 г

Ход работы:

Сначала приготовим раствор перманганата калия. В воду добавляем кристаллики перманганат калия, чтобы получился раствор насыщенного розового цвета. Затем в стакан с раствором добавляем таблетку активированного угля. Происходит обесцвечивание окрашенного раствора.

Вывод: в результате данного эксперимента, произошло обесцвечивание раствора перманганата калия. Абсо́рбция (лат. absorptio от absorbere — поглощать). Этот эксперимент является самым простым и наглядным способом показать процесс абсорбции.

«Светящийся помидор»

Следующий увлекательный и эффектный эксперимент, который назвали «Светящийся помидор».

Цель: в доступной форме показать явление люминесценции.

Ожидаемый результат: в результате эксперимента, томат должен светиться.

Оборудование:

− шприц медицинской1 шт.

− ступка с пестиком1 шт.

− стеклянный стакан1 шт.

Реактивы:

− томат красного цвета1 шт.

− перекись водорода 30 % 3–4 мл

Ход работы:

Сначала я взяла коробок спичек и соскоблила со спичечной головки серу. К сере добавляем «Белизну» 2–3мл. Оставляем на 20 минут этот раствор в покое, до момента пока не образуется 2 слоя. Затем, набираем раствор в шприц и со всех сторон вводим готовый раствор в томат. Томат используется в данном эксперименте как необычная емкость для реагентов, для эффектности эксперимента.

Следующий этап эксперимента, аккуратно вводим в самый центр помидора перекись водорода 3–4мл.

Вывод: в результате эксперимента, томат светиться. Свечение — это явление люминесценции, вызванное химическим воздействием. От лат. lumen, свет. В быту человек использует явление люминесценции в люминесцентных лампах «дневного света» и электронно-лучевых трубках кинескопов. В природе можно наблюдать свечение у светлячков, глубоководных рыб, медуз. Светящиеся микроорганизмы — «ночесветки» днём окрашивают море в красный, жёлтый и коричневый цвета.

«Много пены»

Цель: через экспериментирование развивать познавательный интерес к химии. На примере данного эксперимента продемонстрировать реакцию разложения перекиси водорода.

Ожидаемый результат: в результате данного эксперимента, должна образоваться густая пена.

Оборудование:

− стеклянный стакан1 шт.

Реактивы:

− перекись водорода 30 %50 мл

− йодид калия25 г

− жидкое мыло25 мл

− пищевой краситель2 г

Ход работы:

В стакан наливаем 50 мл 30 %-ной перекиси водорода, добавляем несколько капель средства для мытья посуды и 2 г пищевого красителя. Перемешаем полученный раствор.

Теперь готовим раствор йодида калия. Наливаем 100мл воды и растворяем 50мл иодида калия. В стакан номер один добавляем 50 мл раствора йодида калия и наблюдаем «пенный вулкан». При выполнении эксперимента необходимо соблюдать правила техники безопасности!

Вывод: в результате данного эксперимента образовалась густая пена. Перекись водорода разлагается на воду и кислород. Йодид калия выступает в качестве катализатора и ускоряет эту реакцию. Выделяющийся кислород вспенивает средство для мытья посуды, образуя густую пену, а пищевой краситель придает ей цвет.

На основе исследований и проведенных опытов можно сделать следующие выводы:

Целью моего проекта было доказать, что химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, и показать, что «чудо» можно «сделать» своими руками и увидеть своими глазами.

Показательность, эффектность, зрелищность! Именно химический эксперимент — важнейший метод и средство обучения химии. В своей работе я делала упор, на то, что химический эксперимент, доступен и в домашних условиях. При выполнении домашних опытов можно обойтись без громоздкого и дорогого лабораторного оборудования, его можно заменить предметами домашнего обихода. Вместо дорогостоящих реактивов и красителей можно работать с набором веществ, которые мы используем на кухне или можно найти у себя в аптечке.

Химия наука удивительная. Проводя опыты с химическими веществами возникает интерес, связанный с тем, что произойдет с ними дальше. Химические вещества окружают человека повсюду. Это огромное поле для исследовательской деятельности.

Процитирую слова великого русского ученого М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. — Л.: Химия; Ленинградское отделение, 1987.
  3. Энциклопедия вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.
  4. Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010
  5. Бабич Л. В., Бализин С. А., Гликина Ф. Б. Практикум по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1978.
  6. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
  7. Энциклопедический словарь юного химика — М.: Педагогика, 1981
  8. Врублевский А. И. Основы химии. Школьный курс. — 2-е изд. — Мн.: Юнипресс, 2010г. —
  9. Интернет-сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. Интернет-сайт http://nazdor-e.ru/index.php/obraz-jizni/86-sostav-zubnoi-pasty#ixzz2BKhd6GPh

Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, перекись водорода, эксперимент, результат эксперимента, ход работы, ожидаемый результат, Химия, густая пена, обесцвечивание раствора перманганата калия, перманганат калия, правило техники безопасности, раствор перманганата калия, явление люминесценции, домашние, опыт, реактив.

Похожие статьи

Химическая радуга | Статья в журнале «Юный ученый»

В три химических стакана налили малиновый раствор перманганата калия. Прилили немного в первый цилиндр разбавленной соляной кислоты, во второй — воды, а в третий –раствор гидроксида натрия. Затем добавили во все стаканы сульфит натрия и хорошо перемешали.

Роль химического эксперимента в решении познавательных.

‒ метод обесцвечивания растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами)

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Эффективное использование отходов химических опытов на.

Это щелочной раствор перманганата калия, который может быть использован для изучения окислительно-восстановительных реакций на факультативных занятиях.

При его гидратации учащиеся ограничиваются, как правило, наблюдением образующихся кристаллов.

Метапредметный подход в обучении химии | Статья в журнале.

Перманганат калия. Пероксид водорода, иод. История открытия. Физические свойства. Применение растворов в быту, в медицине.

Результат работы — более 80 % учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы.

Цветовые эффекты в химических опытах с гидроксидом натрия

В данной работе рассмотрены химические опыты с гидроксидом натрия (каустическая сода).

Даны алгоритмы проведения подобных опытов и объяснены их результаты. Подобного рода «домашние опыты» могут стимулировать интерес детей к науке и овладению новыми знаниями.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях.

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

4. Жидкое стекло — густая прозрачная жидкость, являющаяся водным раствором

Исходный раствор разбавляется водой и далее используется на стадии абсорбции цианистого водорода.

Ламинария — идеальный природный лекарь | Статья в журнале.

Оборудование: сушеная ламинария, соляная кислота, фильтровальная бумага, раствор перманганата калия.

Произошло обесцвечивание раствора, что указывает на наличие витамина С в

Такие ответы были ожидаемы, так как это растение изучается в курсе биологии.

Преподавание курса химии и практические работы по решению.

Как выделить соль из раствора? Прежде чем выполнять опыт, учитель указывает, сколько нужно взять оксида магния (одну стеклянную

Каждая практическая работа по решению экспериментальных задач требует предварительной домашней подготовки учащихся, которая.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Химическая радуга | Статья в журнале «Юный ученый»

В три химических стакана налили малиновый раствор перманганата калия. Прилили немного в первый цилиндр разбавленной соляной кислоты, во второй — воды, а в третий –раствор гидроксида натрия. Затем добавили во все стаканы сульфит натрия и хорошо перемешали.

Роль химического эксперимента в решении познавательных.

‒ метод обесцвечивания растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами)

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Эффективное использование отходов химических опытов на.

Это щелочной раствор перманганата калия, который может быть использован для изучения окислительно-восстановительных реакций на факультативных занятиях.

При его гидратации учащиеся ограничиваются, как правило, наблюдением образующихся кристаллов.

Метапредметный подход в обучении химии | Статья в журнале.

Перманганат калия. Пероксид водорода, иод. История открытия. Физические свойства. Применение растворов в быту, в медицине.

Результат работы — более 80 % учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы.

Цветовые эффекты в химических опытах с гидроксидом натрия

В данной работе рассмотрены химические опыты с гидроксидом натрия (каустическая сода).

Даны алгоритмы проведения подобных опытов и объяснены их результаты. Подобного рода «домашние опыты» могут стимулировать интерес детей к науке и овладению новыми знаниями.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях.

4) Проводить простейшие химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

4. Жидкое стекло — густая прозрачная жидкость, являющаяся водным раствором

Исходный раствор разбавляется водой и далее используется на стадии абсорбции цианистого водорода.

Ламинария — идеальный природный лекарь | Статья в журнале.

Оборудование: сушеная ламинария, соляная кислота, фильтровальная бумага, раствор перманганата калия.

Произошло обесцвечивание раствора, что указывает на наличие витамина С в

Такие ответы были ожидаемы, так как это растение изучается в курсе биологии.

Преподавание курса химии и практические работы по решению.

Как выделить соль из раствора? Прежде чем выполнять опыт, учитель указывает, сколько нужно взять оксида магния (одну стеклянную

Каждая практическая работа по решению экспериментальных задач требует предварительной домашней подготовки учащихся, которая.

Научное шоу или химические опыты в домашних условиях

Шишкина Ксения Николаевна

Данный проект не только существенно расширяет кругозор, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Знакомство с характеристикой веществ и химических процессов, которые можно наблюдать в обычной жизни, в домашних условиях позволяет окунуться в загадочный мир научных экспериментов и совершить увлекательную экскурсию по химии. Химия — удивительная наука, полная разнообразных чудес. Сделать скучные и непонятные химические формулы и уравнения очень интересными возможно, стоит лишь немного изменить точку своего зрения. Знания могут сделать все невозможное возможным и реальным. И многие чудеса можно легко объяснить, опираясь лишь на химические знания. Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.

Скачать:

Вложение Размер
Файлproekt_nauchnoe_shou2.docx 74.05 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Кемеровского муниципального района

XII районная научно-практическая конференция «Мир открытий»

МБОУ «Старочервовская ООШ»

или химические опыты в домашних условиях

Секция «Химия и химические науки»

Равиль Раисович Хайдаров, 8 класс

Догадина Елена Викторовна

Ксения Николаевна Шишкина

Введение

Химия — удивительная наука, полная разнообразных чудес. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии. Нужно узнать химию, чтобы объяснить многие явления в нашей жизни. Ведь вещества, окружающие нас в быту, имеют интересную историю и необычные свойства. А ж елание познать неизвестное очень велико и есть у каждого человека.

Сделать скучные и непонятные химические формулы и уравнения очень интересными возможно, стоит лишь немного изменить точку своего зрения. Поэтому у нашего проекта есть еще одна особенность – это чудеса. Может, и действительно, чудо бывает только в сказках и в нашем воображении, может его и вовсе не бывает… Но знания могут сделать все невозможное возможным и реальным. И многие чудеса можно легко объяснить, опираясь лишь на химические знания.

Итак, мы готовы постичь тайну всех земных и неземных превращений, готовы окунуться с головой в бушующее море интересных фактов нашей повседневной жизни!

Данный проект не только существенно расширяет кругозор, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Знакомство с характеристикой веществ и химических процессов, которые можно наблюдать в обычной жизни, в домашних условиях позволяет окунуться в загадочный мир научных экспериментов и совершить увлекательную экскурсию по химии.

Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.

Объект исследования: химические домашние препараты.

Предмет исследования: химические опыты.

В интересной форме рассказать о тех химических веществах и процессах, с которыми мы сталкиваемся в нашем доме и доказать, что «чудеса» можно сделать своими руками.

  1. Проанализировать информацию о химических веществах в Интернете и научно-популярной литературе.
  2. Выбрать опыты приемлемые для проведения в домашних условиях.
  3. Провести опыты и осуществить «чудеса» своими руками.
  4. Объяснить происходящие процессы, обработать результаты и сделать выводы.

Теоретическая часть

История экспериментальной химии.

Традиции экспериментальной химии складывались веками. Еще тогда, когда химия не была точной наукой, в древние времена и в эпоху средневековья, ученые и ремесленники иногда случайно, а иногда и целенаправленно открывали способы получения и очистки многих веществ, находивших применение в хозяйственной деятельности: металлов, кислот, щелочей, красителей и т. д.

Так возникла алхимия, и одна из главных ее целей состояла в отыскании путей превращения неблагородных металлов в золото. Древние алхимики занимались изготовлением золотоподобных сплавов. В III—VI вв. в египетском городе Александрии процветало «священное тайное искусство», и жрецы при храмах придумывали способы изготовления искусственного золота.

Занятия алхимией соответствовали религиозному мировоззрению эпохи средневековья, включавшему в себя мистику, веру в чудеса, в злых и добрых духов, с помощью которых якобы можно осуществить превращение веществ. Увлечение алхимией стало ослабевать лишь к концу XVII в., когда начали развиваться естественные науки — физика, химия. От алхимического периода новая химия унаследовала ряд названий веществ, лабораторных операций, посуды, приборов.

Наукой, в современном смысле этого слова, химия начала становиться только в XIX в., когда был открыт закон кратных отношений и разрабатывалось атомно-молекулярное учение. С этого времени химический эксперимент стал включать в себя не только изучение превращений веществ и способов их выделения, но и измерения различных количественных характеристик. Современный химический эксперимент включает множество разнообразных измерений.

Изменились и оборудование для постановки опытов, и химическая посуда. В современной лаборатории не встретишь самодельных реторт — на смену им пришло стандартное стеклянное оборудование, производимое промышленностью и приспособленное специально для выполнения той или иной химической процедуры.

Методы изучения вещества сделались не только более универсальными, но и гораздо более разнообразными. Все большую роль в работе химика играют физические и физико-химические методы исследования, предназначенные для выделения и очистки соединений, а также для установления их состава и строения.

Стали стандартными и приемы работы, которые в наше время уже не приходится каждому химику изобретать заново. Описание наилучших из них, проверенных многолетним опытом, можно найти в учебниках и руководствах.

Методы и средства обучения химии

Химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают (многие из которых изготовлены из материалов, получаемых на химических заводах и фабриках), и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и, наконец, внутри самих людей.

Важнейший метод и средство обучения химии – это химический эксперимент. Подавляющее большинство сведений о веществах, их свойствах и химических превращениях получено с помощью химических и физико-химических экспериментов. Поэтому химический эксперимент следует считать основным методом, применяемым химиками.

Самое главное: работая в химической лаборатории, всегда необходимо помнить об осторожности, не торопиться, знать и соблюдать основные правила техники безопасности.

Техника безопасности в лаборатории

Техника безопасности в лаборатории — это комплекс обязательных правил, которые нужно выполнять при обращении с химическими веществами и при любых работах в химических лабораториях.

Множество веществ, применяемых в химической лаборатории, в большей или меньшей степени ядовиты, некоторые из них способны вызывать ожоги при попадании на кожу и в глаза.

Практически все органические и многие неорганические вещества огнеопасны. Есть химические вещества, которые приятно пахнут и не вызывают ожогов, но через некоторое время после вдыхания таких паров у человека появляется аллергия или заболевание внутренних органов.

Однако без химии обойтись нельзя: она составляет одну из основ современного производства. И с самым ядовитым веществом можно безопасно работать, если хорошо знать его свойства.

В химической лаборатории особенно осторожно следует работать с веществами, свойства которых незнакомы. Ничего нельзя пробовать на вкус, нюхать реагенты нужно с большой осторожностью. Начинать работу с маленькими порциями вещества. Прежде чем начать опыт, продумать до мелочей, что и как делать, какие могут быть опасности и как их избежать или нейтрализовать.

Нельзя курить в пожароопасных и взрывоопасных местах. Не следует пить из лабораторной посуды, приносить в лабораторию пищевые продукты. Нужно пользоваться специальными рукавицами, защитной маской или противогазом, когда это необходимо. Закончив опыты, тщательно вымыть руки.

При всех биологических исследованиях и экспериментах следует всегда соблюдать законы охраны окружающей среды и защиты биологических видов.

Ответственное обращение с биологическим материалом, а также с приборами и химическими реактивами предупреждает несчастные случаи:

  1. При работе с щелочами и кислотами следует надевать защитные очки.
  2. При попадании химикалий в глаза или на кожу нужно незамедлительно промыть их большим количеством воды. Если это были кислоты, используйте 1%-ный гидрокарбоната натрия (питьевая сода), а если щелочи — 1%-ный раствор уксусной кислоты.
  3. После оказания первой помощи следует обратиться к врачу.
  4. Кислоту при разбавлении всегда добавляют в воду малыми порциями.
  5. Никогда не храните химические реактивы в бутылках или банках, обычно используемых для пищевых продуктов или напитков; химическая посуда всегда должна быть снабжена нестирающейся надписью, соответствующей ее содержанию.
  6. При обращении с горючими жидкостями следите за тем, чтобы вблизи не было открытого огня. Под рукой всегда должны быть песок и вода.
  7. Опыты с ядовитыми газами или едкими парами проводите только под тягой или на открытом воздухе.
  8. При нагревании жидкостей в пробирках отверстие пробирки должно быть направлено от себя и от человека, работающего рядом с вами.
  9. Отходы или продукты химических реакций ни в коем случае нельзя сливать в одну посуду.
  10. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

Что нам понадобится для проведения опытов

При выполнении домашних опытов можно обойтись без громоздкого и дорогого лабораторного оборудования. Понадобятся лишь скромно оснащенное рабочее место и ограниченный набор химических реактивов.

Многое из специального дорогостоящего оборудование, можно, заменить предметами домашнего обихода.

Так же обстоит дело и с химическими реактивами. Вместо коллекционирования дорогостоящих экзотических реактивов и красителей и, разумеется, ядов начнем работать с небольшим, разумно подобранным набором наиболее употребительных реактивов, которые можно найти на собственной кухне или в аптеке. Всегда нужно иметь под рукой:

  1. Одни защитные очки (а если опыты проводят вместе с товарищами, то защитные очки для каждого). На приобретении очков ни в коем случае нельзя экономить. Темные очки для защиты от солнца не подойдут, потому что они не защищают глаз сбоку.
  2. Промывалка, всегда заполненная водой. С помощью промывалки можно, например, быстро удалить попавшие на кожу брызги кислоты.
  3. Небольшое количество перевязочных материалов
  4. Бутылки с 3%-ным уксусом и 3%-ным раствором питьевой соды (гидрокарбоната натрия). Если немного кислоты или щелочи прольется, то с помощью этих растворов их можно быстро нейтрализовать.
  5. Склянка с 5% -ным раствором сульфата меди. Эта соль служит быстродействующим рвотным средством при отравлении.
  6. Тряпки для вытирания стола, фильтровальная бумага.

Научное шоу

Людям, а особенно детям всегда было и будет интересно посмотреть, а также поучаствовать в научных экспериментах. Прозрачное превращается в цветное, твёрдое в жидкое, жидкое улетает белым туманом, оранжевый порошок превращается в действующий вулкан — настоящая магия на глазах восхищённых зрителей!

Научные шоу – это познавательное и развлекательное мероприятие для детей, с проведением химических опытов и экспериментов. В процессе шоу можно производить эффектные, но безопасные взрывы; создавать молнии и вихри; вместе со зрителями превращать жидкости в полимеры и светящиеся «тянучки», замораживать предметы и многое другое. Организация научных развлекательных шоу формирует в детях тягу к познанию и занятиям наукой.

Научные шоу можно проводить в стиле интерактивных уроков химии, веселых праздников, стилизованных вечеринок или познавательных экспериментов.

Такие шоу начали проводиться не так давно, их новизна и оригинальность обеспечат успех мероприятия. Шоу может состоять из разных опытов и экспериментов, быть стилизованным под персонажей популярных книг и фильмов. Каждое отдельно взятое представление может быть не похожим на предыдущие, для того, чтобы дети каждый раз могли открывать для себя что-то новое. После просмотра шоу дети будут в восторге, они будут рассказывать о празднике всем друзьям и одноклассникам. Научные шоу и эксперименты помогают развивать в детях стремления к познанию и обучению.

Мы решили провести научное химическое шоу в нашей школе в рамках проведения «Дней науки», чтобы участники смогли окунуться в загадочный мир научных экспериментов и совершить увлекательную экскурсию по химической лаборатории. Школьники с большим интересом наблюдали за опытами, чудесными превращениями и удивительными явлениями, а, в некоторых случаях, и сами в них участвовали.

II. Практическая часть

И вот, мы подошли к самой удивительной части нашего исследования — проведению химических опытов. Их особенность в том, что каждый из них можно повторить дома.

Так что мы постараемся в интересной форме рассказать о тех химических веществах и процессах, с которыми мы сталкиваемся чуть ли не каждый день и без которых уже и не представляем нашу жизнь.

Здесь собраны самые замечательные домашние опыты, целью которых будет доказать, что и чудеса можно «сделать» своими руками.

В химической лаборатории мы сталкиваемся с веществами, которые впоследствии смешиваем, нагреваем и окисляем… В общем, делаем так, чтобы произошла химическая реакция. А используем для этой цели жидкости, газы, порошки и прочие состояния различных веществ. Результат довольно предсказуем. Зная основные химические свойства веществ, можно предвидеть, что получится в результате реакции.

Но в живой природе вещества в чистом виде встречаются не часто, а химические процессы идут постоянно. Это создает некоторые трудности в прогнозировании результатов. Поэтому в нашем эксперименте мы сначала сделаем, а потом будем думать, отчего же так получилось.

Описание, результат и научное объяснение опытов

Опыт № 1. Магическое тушение свечей содержимым пустого стакана

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Цель: Поместив в стакан соду и уксус, полить полученным газом на зажженную свечу и погасить ее.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус 3 чайные ложки;
  • сода 2 чайные ложки;
  • стаканы;
  • свечи 3-4;
  • спички.

Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом. Зажгите несколько свечей. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя.

Результат и научное объяснение.

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 —COOH + Na+[HCO 3 ]− → CH 3 —COO− Na+ + H 2 O + CO 2

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Опыт № 2. Как надуть шарик содой и уксусом.

Что делать если нет насоса для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях?

Цель: наполнить воздушный шарик углекислым газом, который выделяется при добавлении соды в уксус (гашение соды).

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • бутылка;
  • воздушный шарик;
  • пищевая сода ;
  • уксус .

Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4 чайных ложек). Для удобства можно использовать воронку или обычную ложку. В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого бояться, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надует наш шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!

Результат и научное объяснение.

Опыт основан на взаимодействие кислоты (уксус) и соли (сода). Происходит реакция нейтрализации: т.е выделяется углекислый газ и вода.

Газ, выделяющийся в процессе реакции, постепенно заполняет все пространство и, не помещаясь в заданном объеме, начинает давить на стенки шарика. Резина растягивается, шарик надувается.

Опыт № 3. Резиновое яйцо.

Как всем известно, куриное яйцо имеет внешнюю тонкую оболочку (скорлупу), основным химическим компонентом которой является кальций. Проведём интересный химический опыт с яйцом в домашних условиях. Эксперимент нужно проводить заранее.

Цель: рассмотреть, как скорлупа полностью растворится, если поместить куриное яйцо в уксус и продержать там около 3-х дней.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стакан;
  • уксус;
  • сырое куриное яйцо.

Наливаем в стакан уксус пищевой.Помещаем сырое куриное яйцо в стакан с уксусом. Оставляем яйцо в стакане на 3 дня. После этого можно показывать «резиновое яйцо» зрителям.

Результат и научное объяснение.

Если поместить куриное яйцо в уксус и продержать там около 3-х дней, то скорлупа полностью растворится. Скорлупа растворяется из-за того, что состоит она из кальция, который вступает в реакцию с уксусом. Яйцо, при этом, сохранит свою форму, благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца. Если выключить свет и поднести к нему фонарик, то яйцо превращается в светящуюся капсулу.

Кальций, находящийся в скорлупе яйца, прореагировал с уксусной кислотой, образовав раствор ацетата кальция, а белок и желток денатурировали (изменили форму белковых молекул) под действием кислой среды (денатурация белка происходит при температуре, когда яйцо, например, варится).

C 3 COOH + CaCO 3 (CH 3 COO) 2 Ca + CO 2 + H 2 O

Опыт № 4. Обесцвечивание раствора марганцовки

Каждый может чистую прозрачную воду сделать цветной, добавив в нее какой-нибудь краски, а вот наоборот, сделать грязную воду прозрачной может не каждый.

Цель: Показать на опыте реакцию нейтрализации перманганата калия.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка (KMnO 4 )
  • активированный уголь
  • стакан с водой

Сделать раствор перманганата калия. Положить в стакан с раствором таблетку активированного угля. Визуально, как результат, мы видим обесцвечивание окрашенного раствора!

Результат и научное объяснение.

Этот опыт является самым простым и наглядным способом показать явление сорбции. Как известно, активированный уголь имеет очень шероховатую и разрыхленную поверхность. Суть опыта в том, что если погрузить (закинуть) уголь в раствор, окрашенный каким то красителем, или же марганцовкой, он поглощает растворенное вещество на свою поверхность. М ы совершили показательную реакцию нейтрализации соли марганцевой кислоты.

Опыт № 5. Зубная паста для слона

Вы когда-нибудь видели «пенный вулкан», много — много густой пены? Нет? Тогда этот эксперимент для вас!

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • 6% раствор перекиси водорода,
  • иодид калия,
  • жидкое мыло или средство для мытья посуды,
  • 5 капель любого пищевого красителя,
  • 2 ложки теплой воды,
  • литровая пластиковая бутылка, воронка, тарелка, поднос.

Внимание! 6% раствор перекиси водорода может отбелить кожу или даже вызвать ожог! Поэтому не пренебрегайте правилами техники безопасности и используйте перчатки. Зубная паста для слона оставляет пятна, поэтому будьте уверены, что испачканную поверхность можно будет отмыть. Не пробуйте на вкус получившуюся пену и тем более не глотайте.
Важно. Использовать менее, чем 6% раствор перекиси водорода не нужно. Ничего не получится. Чем выше концентрация, тем лучше. Но чем выше концентрация, тем опаснее становится раствор перекись водорода.

Возьмем поднос и стакан. . Нальем в стакан 50 мл 30%-ной перекиси водорода , добавим несколько капель средства для мытья посуды и 2 г пищевого красителя. Перемешаем полученный раствор. Прильем 50 мл концентрированного раствора йодида калия и наблюдаем «пенный вулкан».

Результат и научное объяснение.

Перекись водорода разлагается на воду и кислород . Иодид калия выступает в качестве катализатора и ускоряет эту реакцию. Выделяющийся кислород вспенивает средство для мытья посуды , образуя густую пену, а пищевой краситель придает ей цвет. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды

2H ₂ O ₂ –> 2H ₂ O + O ₂

Опыт № 6. Светящийся помидор.

Попробуйте сделать очень простой, но в тоже время очень эффектный химический опыт «светящийся помидор». Полученный в результате эксперимента светящийся томат категорически нельзя употреблять в пищу.

Цель: сделать светящийся помидор.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • помидор;
  • шприц с иголкой;
  • сера со спичек (1 коробок);
  • «Белизна» 2-3 мл;
  • 30% перекись водорода – 3-4 мл.

Перекись водорода свободно продается в аптеках, важно чтобы она была не менее 30%. Если не найдете такого, то можно использовать крепкий раствор таблеток гидроперита. «Белизну» можно заменить на Гипохлорит натрия. Когда все готово, в небольшую емкость засыпаем серу со спичек и добавляем «Белизну». Оставляем на 20 минут этот раствор в покое, до момента пока не образуется 2 слоя. Набираем раствор в шприц и со всех сторон обкалываем нашего пациента, он же помидор. После инъекции аккуратно вводим в самый центр помидора перекись водорода, выключаем свет и наслаждаемся результатом!

Результат и научное объяснение.

В данном случае мы имеем дело с разновидностью люминесценции получившим название — хемилюминесценция — свечение, использующее энергию химических реакций, другими словами, хемилюминесценция это люминесценция (свечение) тел, вызванная химическим воздействием. Происходит реакция окисления фосфора пероксидом водорода. А помидор получается просто необычной емкостью для реагентов 🙂 Согласитесь если бы реактивы смешивали просто в пробирке или стакане то все выглядело бы не столь эффектно.

Опыт № 7. Секретное послание

Невидимые чернила представляют собой раствор для письма на бумаге. Изначально надпись нельзя увидеть, но до тех пор пока к чернилам не будет применено какое-то химическое воздействие. Существует множество всевозможных рецептов невидимых чернил, однако большинство из них все-таки оставляют следы на бумаге, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Сегодня же мы с вами приготовим настоящие шпионские невидимые чернила, которые невозможно заметить до проявления.

Цель: написать секретное послание.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • лимон;
  • бумага;
  • аптечный йод;
  • ватная палочка;
  • стакан с водой;
  • кисточка.

Написать письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворить в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочить текст.

Результат и научное объяснение.

Получилось написать послание невидимыми чернилами, которые под воздействиями паров воды и йода становятся видимыми.

HOOC – CH 2 – C – CH 2 – COOH + 2I 2 HOOC – CH – C – CH – COOH + 2HI

Опыт №8. Светофор.

Еще один занимательный и очень красивый химический опыт под названием Светофор. Этот эксперимент можно смело отнести к лучшим химическим фокусам для детей.

Главным действующим веществом в химическом опыте Светофор является краситель индигокармин. Это его простое название, настоящее звучит так: динатриевая соль индиго-5,5′-дисульфокислоты. Индигокармин применяют как пищевые красители в производстве напитков и выпечки, которым нужно придать синий цвет, он даже зарегистрирован как пищевая добавка Е132 или индиготин. В химии используется как реагент. Его способность служить индикатором мы используем проводя опыт Светофор.

Для проведения эксперимента понадобятся: индигокармин, глюкоза, каустическая сода, горячая вода, 2 стеклянных сосуда,защитные перчатки

Постановка опыта, результат и научное объяснение. Обратите внимание, что для этого опыта мы обязательно должны использовать перчатки. Во-первых, можно испачкать руки индигокармином, а во-вторых, каустическая сода (гидроксид натрия) очень сильная щелочь способная нанести химический ожог .

Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор! Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород.

Опыт № 9. Фараонова змея из соды и сахара

Фараонова змея — это собирательное название химических реакций, результатом которых является многократное увеличение объема реактивов. Во время реакции результирующее вещество быстро увеличивается, при этом извиваясь как змея. А почему змея фараонова? Видимо тут существует отсылка на библейский сюжет, когда Моисей продемонстрировал фараону чудо, бросив свой посох на землю, превратившийся в змею. Безопасный опыт в домашних условиях нам помогут провести обычная сода и сахар !

Для проведения эксперимента понадобятся: просеянный песок, 95% спирт, сахарная пудра, пищевая сода.

Постановка опыта. Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в «кратер». Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит, смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!

Результат и научное объяснение . Во время горения спирта происходит реакция разложения соды и сахара. Сода разлагается на углекислый газ и водяной пар. Газы вспучивают массу, поэтому наша «змея» ползет и извивается. Тело змеи состоит из продуктов горения сахара.

2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + H 2 O + CO 2 , C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O

Диоксид углерода CO 2 , выделяющийся при разложении гидрокарбоната натрия и горении этилового спирта, а также водяные пары вспучивают горящую массу, заставляя ее ползти, как змея. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея». Она состоит из карбоната натрия Na 2 CO 3 , смешанного с мельчайшими частичками угля, образованного при горении сахара.

Заключение

Таким образом, мы совершили различные химические реакции. Наша практическая работа является неоспоримым доказательством того, что химия – это интереснейшая из наук, а эксперименты являются ее неотъемлемой частью, помогающей интереснее получить новые знания. В ходе работы все задачи выполнены полностью.

Выводы

Химия удивительна, в этом мы убедились точно. Нашей целью было доказать, что химию может понять каждый, кто хоть немного заинтересован ей. Показательность – один из главных методов пропаганды чего угодно. Именно на этом методе была основана наша работа.

Эксперименты. Они были самой важной частью и работы алхимиков, и ученых XIX века, и в наше время. И мы поступили также. На наших глазах происходили самые разные реакции: мы увидели, как жидкости меняют свой цвет, потушили свечу содержимым пустого стакана, куриное яйцо превратили в резиновое. Неужели это нельзя назвать чудом? Но эти чудеса мы легко объяснили, опираясь лишь на химические знания.

В заключение, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь наш мир состоит из них и все живое — уже великое чудо. В нашем проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершить наука, но жизнь непременно еще много раз будет сталкивать нас с такими поистине волшебными явлениями химии.

«Для меня химия — это волшебство, это приключение».

Список литературы

Химические опыты для детей. [Электронный ресурс]: Занимательная химия. — Режим доступа: http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty- Загл. с экрана.

Зав. каф. химии и геоэкологии С.В. Бортников. Научно-познавательные шоу для детей. [Электронный ресурс]: Бизнес портал. Фабрика манимейкеров. — Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/nauchno-poznavatelnyie_shou_dlya_detey/ — Загл. с экрана.

В. А. Крицман, В. В. Станцо Энциклопедический словарь юного химика. 2-е изд., испр. М.: Педагогика, 1990г.

История химии. [Электронный ресурс]: Википедия — свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ История_химии.

Химический опыт Светофор

химический опыт

Индигокармин — динатриевая соль индиго-5,5′-дисульфокислоты (химическая формула C16H8N2Na2O8S2). Индигокармин применяется для изготовления чернил, подкраски пищевых продуктов (пищевая добавка-краситель E132, известная также под названием индиготин), в химии как окислительно-восстановительный и кислотно-основный индикатор и реагент для фотометрического определения O2 и O3, а также в медицине при различных исследованиях. Химический опыт Светофор отлично наглядно иллюстрирует свойства индокармина.

Как было сказано выше, индигокармин является индикатором окислительно-восстановительных реакций, на этом свойстве красителя и базируется данный эксперимент. Для проведения опыта нам понадобятся:

  • глюкоза;
  • горячая вода;
  • гидроксид натрия;
  • индигокармин;
  • колба.

Растворяем примерно 2 гр. глюкозы в небольшом количестве горячей воды и приливаем к раствору глюкозы 10 мл раствора гидроксида натрия. В колбе растворяем индигокармин, получается раствор синего цвета. Затем вливаем щелочной раствор глюкозы в колбу с индигокармином и наблюдаем изменение цвета.
В начале, окрашенный индигокармином раствор (синий), при добавлении щёлочи окисляется кислородом воздуха до зелёного цвета — так окрашена его окисленная форма. При стоянии зелёного раствора глюкоза начинает восстанавливать индигокармин сначала до красного цвета, а потом и до жёлтого. Если раствор встряхнуть или перелить, то он перемешается с воздухом, и кислород его снова окислит до зелёного цвета.
химический опыт светофорхимический опыт светофор
химический опыт светофорхимический опыт светофор

Химический опыт Светофор (видео)

А вот как выглядит этот занимательный и очень интересный химический опыт на видео:

Рубрики

  • ОБЩАЯ ХИМИЯ
    • Основные понятия и законы химии
    • Строение атомов элементов
    • Периодический закон Д.И.Менделеева
    • Химическая связь и строение молекул
    • Основы термодинамики
    • Химическая кинетика и равновесие химической реакции
    • Растворы
    • Окислительно-восстановительные реакции
    • Электролиз
    • Коррозия металлов
    • Комплексные соединения
    • Дисперсные системы. Коллоидные растворы
    • I группа (щелочные металлы)
    • II группа (щелочноземельные металлы)
    • III группа (алюминий)
    • IV группа (углерод, кремний)
    • V группа (азот, фосфор)
    • VI группа (кислород, сера)
    • VII группа (галогены)
    • Краткая история органической химии
    • Теория строения А.М. Бутлерова
    • Классификация органических соединений
    • Изомерия и номенклатура органических соединений
    • Типы химических реакций
    • Алканы
    • Алкены, алкадиены
    • Алкины
    • Спирты
    • Простые эфиры
    • Альдегиды, кетоны
    • Карбоновые кислоты и сложные эфиры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *