Как правильно собирать поршень на камазе
Перейти к содержимому

Как правильно собирать поршень на камазе

  • автор:

Установка поршневой группы и компрессионных колец КАМАЗ 740.50

Всем здравствуйте. Постараюсь очень доступно объяснить как установить кольца на поршни и уложить поршневую группу.
Начнем с колец. Для удобства сначала устанавливаем маслосъемное кольцо, его достаточно легко установить руками.
Дальше устанавливаем темное кольцо, оно находится посередине, обращаем внимание на надпись TOP, соотвественно надписью вверх, дальше устанавливаем хромированное кольцо, у этого кольца присутствует характерная ступень, также обращаем внимание на надпись TOP. ( Обязательно используем съемник поршневых колец для установки )

Перейдем к установке самих поршней, располагаем кольца «мерседесом»( То есть замки колец выполняют рисунок мерседеса, ВАЖНО: замки не должны быть друг под другом ).
Устанавливаем вкладыши на шатун и бугель шатуна, смазываем смазкой для первого пуска ( смазка на фотографии ).
Понадобится оправка для колец, чтобы поршень спокойно вошел в цилиндр и при установке не поломать кольца
Поршень устанавливается так называемым домиком вниз ( Фото в комментарии )
После установки поршня в цилиндр, ( я устанавливаю сразу два, например 4 и 8, сразу приступаю к их обтяжке) приступаем к обтяжке крышки шатуна.

Затяжку производить в 2 приема:

— предварительно с начальным моментом 76,5-80,4 Нм (7,8-8,2 кгс-м);
— окончательно, контролируя 2 параметра, угол поворота гайки, равный 50°±5° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108-180 Нм (11-18,3 кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки является определяющим.
Допускается затяжка с крутящим моментом — 127,5-137,3 Нм (13-14 кгс-м).

Так же устанавливаем остальные поршни по порядку, и поршневая группа уложена !)

Замена цилиндро-поршневой группы КАМАЗ

Замена цилиндро-поршневой группы у автомобилей КамАЗ

Двигатель – это «сердце» КамАЗа. Его бесперебойная работа, долговечность и комфортность эксплуатации зависят, прежде всего, от качества и точности настройки агрегатов и узлов. Когда у двигателя «просыпается неземной аппетит» и он требует как можно больше масла или, к примеру, в его расширительном бачке мгновенно снижается уровень охлаждающей жидкости, это означает лишь одно – срочно необходим ремонт двигателя и замена поршневой группы.

Конечно, лучше всего отремонтировать двигатель на специализированном авторемонтном предприятии. Весь объем ремонтных работ, связанный с устранением неполадок двигателя, выполняется непосредственно на подъемнике или смотровой яме.

Начинают с поднятия кабины грузовика, сливания антифриза и масла с двигателя. Далее — пошагово: производится демонтаж головки блока цилиндров, аккуратно снимается поддон, раскручиваются шатуны, один за другим и, не перепутав нижние части, извлекаются вверх вместе с поршнями, затем из бобышек поршня осторожно вытягиваются стопорные кольца и выпрессовываются поршневые пальцы. После всех вышеперечисленных операций приступают к извлечению гильз. На этом этапе пригодится специальный съемник, который изготавливается любым токарем. Выпрессовать гильзы очень просто: плашку съемника нужно зафиксировать на нижнем торце гильзы и вытащить ее вверх.

Теперь поршни и гильзы вынимают из упаковки и обязательно промывают в дизельном топливе для устранения лишней смазки. Гильзы вместе с уплотнительными кольцами покрывают моторным маслом и запрессовывают. Затем берется поршень, в бобышку с одной стороны вставляется поршневой палец, с другой — стопорное кольцо. Тщательно запрессовывается поршневой палец до самого упора и вставляется другое стопорное кольцо. Дальше поршень с шатуном вставляется в цилиндр и осаживается до коленвала, прикрепляя на него нижнюю часть шатуна.

Последний этап заключается в следующем: когда полностью собран кривошипно-шатунный механизм, остается установить поддон картера, демонтировать головки блока цилиндров, присоединить топливопровод низкого и высокого давления. Крепим соединительные патрубки с помощью хомутов, тем самым восстанавливая работоспособность системы охлаждения, заливаем антифриз и масло. И, наконец, производим пуск двигателя.

Поршневая группа КамАЗ отремонтирована!

г. Могилев, ул. Ровчакова, 18

Тел/факс: +375 222 76 34 78

Velcom: +375 29 688 76 51

Velcom: +375 29 380 95 67

Сертифицированный ремонт двигателей КамАЗ

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

На поршень устанавливают два ком­прессионных кольца и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца предназначе­ны для предотвращения прорыва газов в картер при их сжатии и расширении

Кроме того, они служат для передачи теплоты от поршня к цилиндру.

Маслосъемное кольцо служит для удаления излишка масла с ра­бочей поверхности цилиндра и предотвра­щения попадания его в камеру сгорания.

Отворачиваем четыре болта крепления головок, (рис. 1) и снимаем головки блока цилиндров.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Головкой на 13 откручиваем гайки масляного поддона, снимаем поддон двигателя и прокладку поддона.

В случае «прикипания» картера, нужно постучать по нему через деревянную прокладку.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

С помощью ключей на 13 и 17 снимаем масляный насос.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Отвернуть гайки шатунных болтов и снять крышки шатуна (рис. 4).

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

Проталкиваем поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, и затем вынимаем его вместе с шатуном.

Вынимаем из шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.

Если метки не видны — пометить шатун и крышку номером цилиндра.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Таким же образом вынимаем остальные поршни с шатунами.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

С помощью плунжерного расширителя снимаем поршневые кольца.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Снимаем стопорные кольца с двух сторон поршня.

Нагреваем поршень в масляной ванне и вынимаем поршневой палец из шатуна, перед этим заметив положение шатуна относительно поршня.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

После разборки промыть все детали в бензине.

Очистить поршни от нагара.

Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Для уменьшения надпоршневого зазора при сборке двигателя подбором варианта исполнения поршня обеспечивают выступ­ление его над уплотнительным торцом гильзы на 0,5-0,7 мм.

Индекс варианта поршня (10, 20, 30, 40) нанесен на его днище, а также на нерабочем торце выступа гильз.

Диаметр поршневого кольца в свобод­ном состоянии больше, чем диаметр ци­линдра, поэтому при установке оно плотно прижимается к его стенкам.

В канавке поршня кольцо образует лабиринтное уп­лотнение с малым зазором.

Газы, попадая в этот лабиринт из надпоршневого про­странства, снижают свое давление и ско­рость и прижимают кольцо к стенке ци­линдра.

Разрез в кольце называют зам­ком.

В рабочем состоянии кольца всегда должен быть зазор в замке, чтобы оно при нагревании не заклинивалось.

Значение зазора при установке поршня в цилиндр находится в пределах 0,4-0,8 мм для ком­прессионных колец, 0,3-0,7 мм для мас­лосъемного.

Чтобы кольца свободно пружинили, их в канавках на поршне по высоте устанав­ливают также с небольшим зазором.

Торцовый зазор у верхнего компрессион­ного кольца несколько больше, чем у ниж­него.

Компрессионные кольца имеют трапе­циевидное сечение.

Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, имеет зеркальную поверхность, нижнего — молибденом, она матовая.

Во время движения поршня кольца при­жимаются то к верхним, то к нижним плос­костям канавок и создают этим необходи­мое уплотнение, препятствующее прорыву газов в картер через канавки.

При этом компрессионные кольца могут перекачи­вать в камеру сгорания масло, снимаемое ими со стенок цилиндра: когда поршень движется вниз, масло собирается в зазоре между кольцом и нижней плоскостью ка­навки, а когда перемещается вверх, масло выдавливается в зазор между кольцом и верхней плоскостью канавки.

Разрежение в цилиндре при такте впуска также способ­ствует этому.

С увеличением торцового за­зора в сопряжении кольцо — канавка поршня из-за насосного действия колец возрастает количество перекачиваемого масла в камеру сгорания, в результате рез­ко повышается его расход. Поэтому необходимо проверять торцовый зазор после установки колец на поршень.

Маслосъемное кольцо сборное; оно со­стоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей поверх­ностью и витого пружинного расширителя.

Хромирование колец повышает их износо­стойкость.

Нижняя канавка в поршне под маслосъемное кольцо имеет отверстия по всей окружности для отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.

Поршень с шатуном соединен пустоте­лым пальцем плавающего типа, осевое пе­ремещение которого в поршне ограничива­ется двумя пружинными стопорными коль­цами.

Шатуны стальные, двутаврового се­чения.

Нижняя головка шатуна разъемная.

Для точной посадки вкладышей нижнюю головку шатуна окончательно обрабатыва­ют в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов не взаимозаменяемы.

На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых но­меров.

Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем; в нижней головке шатуна — съем­ные взаимозаменяемые вкладыши.

Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы нижней головки шатунах

Специальное стопорение шатунных бол­тов и гаек от самоотворачивания не пре­дусмотрено.

Это объясняется тем, что ша­тунные болты автоматически предохраня­ются от самоотворачивания за счет трения в резьбе при условии строгого выполнения требований к затяжке гаек шатунных болтов.

Шатунные болты могут разорваться из-за недостаточной или чрезмерной затяжки.

Болты нужно затягивать до удлинения на 0,25 — 0,27мм.

Установка колец, поршней и гильз в дизель 740 Камаз

Установка гильз цилиндров в блок

Перед установкой гильз в блок на фаски наносится смазка ЦИАТИМ.

Гильзы цилиндров вставляются усилием руки осторожно, не допуская срезания выступающих из канавок уплотнительных колец.

Поршень с пальцем и шатуном собирается после нагрева поршня до температуры 80÷100˚ C.

Отверстия в шатуне под пальцем и сам палец предварительно смазываются дизельным маслом.

Палец устанавливается усилием большого пальца руки. Не допускается запрессовка пальца с помощью инструмента.

Выточки на поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне должны располагаться в одну сторону (рис. 16).

Поршневые пальцы фиксируются стопорными кольцами.

Подбор поршня производится по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до упорного бурта гильзы таким образом, чтобы выход днища поршня над упорным буртом гильзы цилиндров находился в пределах 0,6÷0,7 мм, рисунок 17.

Метод измерений расстояния от образующей шатунной шейки коленвала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндров показан на рисунке 18.

Данные для подбора поршня по гильзе в таблице 1.

Индекс поршня Расстояние от образующей шатунной шейки до упорного бурта гильзы цилиндров, мм Расстояние от плоскости разъема до центра кольца, мм
10 260,12-260,24 75,67-75,71
20 260,24-260,35 75,78-75,82
30 260,35-260,46 75,89-75,93
40 260,46-260,57 76,00-76,04

После подбора поршней на заводе индексы вариантов поршня 10, 20, 30, 40 наносятся на днище поршня и на нерабочем выступе торца гильзы.

При сборке нужно подбирать поршни и цилиндры с одинаковым индексом.

При установке поршня в гильзу выточки под клапаны на поршне должны быть установлены ближе к оси коленчатого вала.

Суммарный зазор между торцами нижних головок шатунов и шейками коленвала (осевой люфт) должен быть не менее о,15 мм.

Поршневые кольца перед установкой на поршень должны иметь тепловые зазоры. Зазор поршневых колец замеряется в калибре диаметром 120+0,03 мм.

Установка поршней и колец дизеля 740 Камаз

Размеры зазоров указаны в таблице 2

Параметры Зазор после восстановления Допустимый зазор
Замок в компрессионных кольцах 0,4-0,6 0,8
Замок в маслосъемных поршневых кольцах 0,30-0,45 0,7
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца 0,12-017 0,22
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца 0,09-0,14 0,19
Торцовый зазор маслосъемного кольца 0,07-0,011 0,2
Зазор в сопряжении поршень-гильза (при замере на расстоянии 0,119-1,162 мм от днища поршня 0,12-0,16 0,22

Устанавливаем поршневые кольца с помощью плунжерного расширителя (если есть).

Маслосъемное кольцо вставляется в канавку поршня и кольцо надевается так, чтобы стык расширителя находился под углом 180˚ к замку кольца.

После этого устанавливаем компрессионные кольца.

Сначала вставляем кольцо, покрытое молибденом, после кольцо, покрытое хромом.

Замки смежных колец разводятся в разные стороны.

Замена деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма

При замене деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма обратить внимание на размерные группы деталей.

Поршни 4 ( см. рис. 5 ) по наружному диаметру юбки разбиваются на четыре размерные группы М, C1, С2, Б. Обозначение группы выбито на торце юбки поршня или на головке. По массе поршни разбиваются на три группы Н4, Н5 или Н6. Разница масс поршней в одной группе не более 10 г. По диаметру отверстия под поршневой палец поршни разбиваются на размерные группы А1 и А2. Буквы Н и А с индексом выбиты на торце юбки.

Перед сборкой скомплектовать поршни. Поршни в комплекте должны иметь: одинаковое обозначение весовой группы — Н4, или Н5, или Н6, а также, по возможности, одинаковое обозначение размерной группы по наружному диаметру юбки М, или С1, или С2, или Б и по диаметру отверстия под поршневой палец — А1 или А2.

Скомплектовать шатуны 5. Шатуны в комплекте должны иметь одинаковое обозначение весовой группы П1, или Р1, или С1 и т.д., нанесенное на нижней головке шатуна (разница масс шатунов не более 35 г), и размер отверстия в верхней головке шатуна, под взятые поршни.

К комплекту шатунов подобрать пальцы 10, имеющие одинаковые с шатунами цветные метки на торце — желтые или зеленые.

Метками осуществляется разбивка шатунов по диаметру отверстия под поршневой палец. Наносятся метки на стержень шатуна.

Комплект шатунов и пальцев с зелеными метками собрать с поршнями группы А1. Комплект шатунов и пальцев с желтыми метками собрать с поршнями группы А2. Перед установкой пальцев поршни нагреть до температуры 70-100°С и поверхности поршневых пальцев смазать моторным маслом.

В канавках поршней 4 установить кольца 7, 8 и 9, которые должны свободно перемещаться от собственной массы. Для маслосъемных колец 7 допускается легкое зависание в канавке поршня 4. Под верхнее маслосъемное кольцо 7 установить расширитель.

При установке компрессионных поршневых колец 8 и 9 метка ВЕРХ должна быть обращена к днищу поршня. Замки поршневых колец должны быть расположены один относительно другого под углом 120°.

Гильзы цилиндров, установленные в блок, должны иметь размерные группы, соответствующие размерным группам взятых поршней. Обозначение размерной группы выбито на торце гильзы. Торец гильзы цилиндров должен выступать над плоскостью блока на 0,07-0,33 мм.

Разность четырех диаметрально противоположных измерений не должна превышать 0,08 мм. Разница в выступаниях гильз, прижимаемых одной головкой цилиндров, не более 0,08 мм. Для обеспечения зазора между поршнем и гильзой 0,34-0,38 мм устанавливать поршни и гильзы одной и той же группы. Трущиеся поверхности поршня и гильзы протереть льняной салфеткой и смазать моторным маслом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *