Dab антенна что это такое
Перейти к содержимому

Dab антенна что это такое

  • автор:

Цифровое радиовещание

Цифровое широковещательное радио (англ. digital radio broadcasting) по сравнению с аналоговым ОВЧ радиовещание Broadcast FM радиовещанием, позволяет более эффективно использовать радиочастотный спектр, обеспечить более высокое качество звука, а также передавать другие данные с большим объемом, чем в ОВЧ радиовещание Broadcast FM.
В цифровом радио используется OFDM модуляционная схема, что позволяет существенно уплотнить спектр частот вещания, передавать в одном канале несколько радиостанций, при этом соседние радиостанции не влияют друг на друга.
Цифровое радио работает в диапазоне средних (СВ) и длинных (ДВ) волн и в УКВ диапазоне Band II: 86-108 МГц и Band III: 174-230 МГц.

— стандарт цифрового широковещательного радио.
В DAB используется модуляционная схема OFDM c QPSK ФМн-4 модуляцией на 1536 поднесущих. Ширина полосы сигнала 1536 кГц.
Радиостанции объединены в мультиплексы, по аналогии с Цифровое телевидение DTV телевизионным вещанием, в каждом из которых может быть до 20 радиостанций, которые работают на одинаковых или разных битрэйтах от 48 до 192 кбит/сек.
В первой версии DAB использовался аудиокодек MP2, во второй версии DAB+ используется более новый кодек с лучшей помехоустойчивостью и большей степенью сжатия — HE-AAC. В связи с этими изменениями приемники DAB не способны работать с каналами DAB+.
Сети вещания DAB+ для коммерческой эксплуатации развернуты во странах Европы (Германия, Австрия, Норвегия, Бельгия, Швейцария, Голландия, Великобритания), Южной Корее, Австралии и Гонконге. В тестовом режиме радиовещание в стандарте DAB+ разворачивалось в Украине и в Белоруссии (на базе «РТПС Колодищи»).
В России для использования радиостанциями DAB+ решением ГКРЧ от 16.04.2018 № 18-45-03 выделен частотный ресурс 175.872-228.128 МГц, однако коммерческое использование стандарта не начато.

Мультиплекс DAB/DAB+

Частота, МГц

Мультиплекс DAB/DAB+

Частота, МГц

DRM (англ. Digital Radio Mondiale) — стандарт цифрового радиовещания, разработанный для замены аналогового вещания с AM модуляцией в диапазонах СВ и ДВ. DRM позволяет вести вещание в ДВ и СВ диапазонах с качеством, сопоставимым с ОВЧ радиовещание Broadcast FM радиовещанием.
Стандарт DRM использует модуляционную схему OFDM. Полоса сигнала от 4.5, 5, 9, 10, 18, 20 кГц. Чаще используется полоса 10 кГц.
DRM+ это развитие стандарта DRM, разработанное для вещания в УКВ диапазоне вместо аналогового ОВЧ радиовещание Broadcast FM в частотном диапазоне 87.5-108 МГц.
DRM+ использует модуляционную схему OFDM с QPSK ФМн-4 или 16-QAM КАМ модуляцией на 106 поднесущих.
В DRM+, по сравнению с DRM, увеличена ширина канала до 50 кГц, что позволяет передать в одном мултиплексе до 3 радиостанций в одном канале.
В России для использования радиостанциями DRM+ решением ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-01 выделен частотный ресурс в диапазоне широковещательного радио 65.9-74 и 87.5-108 МГц, но в коммерческую эксплуатацию вещание DRM+ не запускалось.
В тестовом режиме радиовещание в стандарте DRM+ разворачивалось в Санкт-Петербурге на базе РТРС «Санкт-Петербургский РЦ». Сигнал формировался с модуляцией 16-QAM КАМ. В одном мультиплексе транслировались 3 радиостанции с битрэйтами 20, 33 и 43 кбит/сек.

HD Radio — стандарт цифрового радиовещания, распространенный в США. HD Radio эксплуатируется в диапазонах СВ 55-1705 кГц и УКВ 87.5-108 МГц.
HD Radio используется сигнал OFDM сигнал с QPSK ФМн-4 модуляцией на 524 поднесущих и позволяет разместить в одном канале с битрэйтом 96 или 124 кбит/сек. до 4 радиостанций.
Ширина полосы сигнала HD Radio составляет 85 кГц, в такой полосе он передается в СВ диапазоне. В УКВ диапазоне сигнал HD Radio, в отличие от DAB+, передается в виде гибридного сигнала, а именно в двух боковых полосах в непосредственной близости к сигналу ОВЧ радиовещание Broadcast FM радиовещания с суммарной полосой около 400кГц.
Такой тип передачи позволяет обеспечить поддержку одновременно аналогового и цифрового радиовещания.

HD%20Radio.png

CDR (англ. China Digital Radio) — китайский стандарт цифрового радиовещания для диапазона частот 87.5-108 МГц. Сигнал CDR практически полностью идентичен сигналу HD Radio. Также используется гибридный сигнал с сигналом ОВЧ радиовещание Broadcast FM радиовещания, модуляционная схема OFDM, но, в отличии от HD Radio, на 524 поднесущих могут использоваться модуляции QPSK ФМн-4, 8, 16, 32, 64-QAM КАМ. Соответственно, CDR обеспечивает битрэйт от 96кбит/сек. до 1.5 Мбит/сек.

T-DMB (англ. Terresterial-Digital Multimedia Broadcasting) — южнокорейский стандарт цифрового радиовещания. Стандарт не следует путать со схожим по названию китайским стандартом цифрового телевидения Цифровое телевидение DTV.
Частотный диапазон 174-216 МГц. T-DMB разработан на базе стандарта цифрового радио DAB и имеет аналогичную сигнально-кодовую конструкцию.

Цифровое радио DAB+ — как это работает и нужно ли оно вообще?

В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+. И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию.

Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.

Технология

Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан. В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC. Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек.

Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб.

С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.

Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.

С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника.

Более подробное описание в PDF можно найти здесь.

Конкурирующие стандарты

Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно.

Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно:

Источник

В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты.

Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).

Тестирование

Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу.

Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.

Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.

Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации:

Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab.

Для тестирования я загрузил 3 файла на cloud.mail.ru, каждый содержит минутную запись DAB-мультиплекса, размер файла около 500Мбайт (таков размер IQ-записей для SDR с шириной полосы 2.4МГц). Открыть файлы можно в Qt-dab, ссылка на скачивание которого приведена выше.

Файл-1: DAB-8A.sdr — cloud.mail.ru/public/97hr/2QjuURtDq. Мультиплекс 8А работает на частоте 195.136МГц и содержит 16 станций. Битрейт всех станций составляет 64Kbps.

Файл-2: DAB-11A.sdr — cloud.mail.ru/public/3VVR/2mvjUjKQD. Мультиплекс 11А на частоте 216.928МГц. Он содержит 6 станций, с битрейтом 48, 48, 48, 48, 64 и 48KBps соответственно.

Файл-3: DAB-11C.sdr — cloud.mail.ru/public/3pHT/2qM4dTK4s. Мультиплекс 11С на частоте 220.352МГц, содержит также 16 станций. Битрейты всех станций составляют соответственно: 80, 80, 80, 80, 56, 96, 80, 64, 56, 48, 64, 64, 64, 96, 80 и 64Kbps.

Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.

Выводы

Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM. Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет.

Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с. Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было. Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло». Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет хуже чем в FM.

Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат.

Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно.

Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.

  • Сетевые технологии
  • Беспроводные технологии
  • Гаджеты
  • Звук
  • Инженерные системы

Дигитальное радиовещание в Германии. Стандарт DAB+

Журнал «ПАРТНЕР»

Для кого-то из нас DAB – это пиво из Дортмунда (Dortmunder Actien-Brauerei), но сейчас речь идет о другом DAB, не менее важном и полезном, о новом радиостандарте DAB+.

Конечно, телевидение сильно потеснило радио, как и интернет потеснил телевидение, но сейчас сложился определенный баланс между этими медиа, каждое нашло свое место. Радио осталось источником информации и развлечения, подружилось с интернетом в том смысле, что многие радиоканалы доступны через интернет. Телевизор и компьютер полностью подчиняют человека: сидя перед экраном или монитором, трудно заниматься чем-то еще. А вот радио, воздействуя только на слух, вполне допускает активную деятельность параллельно с прослушкой программ. Даже за рулем можно слушать радио, оно не отвлекает.

Привычное радиовещание осуществляется в определенных частотных диапазонах, другими словами – на определенных волнах. Начиная с ламповых приемников и легендарной транзисторной «Спидолы» 60-х годов, мы пользуемся длинными волнами, средними, короткими и ультракороткими. На Западе длинные (ДВ) и средние волны (СВ) традиционно рассматриваются как один диапазон, досягаемость радиостанций составляет многие сотни километров. Но короткие волны (КВ) значительно интереснее, они распространяются дальше, плотность их источников значительно выше, одна радиостанция буквально налезает на другую. Именно в КВ-диапазоне прорывались к нам сквозь глушилки «вражеские» голоса. А УКВ – это передача сигнала в пределах прямой видимости, как и телевизионного (еще одно доказательство, что земля круглая J), причем сигнал от местных станций, как правило, хорошего качества.

Кстати, посмотрите внимательно на экран вашего смартфона или хенди, на них присутствует символ радио, оно работает только на наушники (Kopfhörer), которые являются при этом антенной. Прием ведется в УКВ (FM)-диапазоне.

Большинство домашних приемников и почти все автомобильные оснащены приемом только в СВ- (MW, или MF, или AM) и УКВ- (UKW, или FM) диапазонах, но не в КВ-диапазоне. Несколько десятилетий назад был высок спрос на коротковолновые приемники (Weltemfänger), лучшими были от Sony и Grundig, с появлением кабельных сетей, сателлитов и интернета они стали практически не востребованы.

И вот новость из Норвегии, она первой отказалась от ультракоротких волн (FM-диапазон), радиостанции этим диапазоном больше не пользуются. Осуществлен полный переход на радио DAB+ (Digital Audio Broadcasting). И вслед за Норвегией в сторону полной аудио-дигитализации двигаются все остальные развитые страны, включая даже Германию, которая, как известно, во внедрении современных технологий имеет довольно скромные успехи.

Недавно была проведена тестовая поездка по автобану от Гамбурга до Гейдельберга, всего 600 км, и оказалось, что качество цифрового радио далеко от совершенного. Его особенность заключается в том, что при качественном сигнале оно обеспечивает и качественный звук без шумов, но при низком качестве сигнала звук просто пропадает, в то время как при аналоговом УКВ-радио ухудшение сигнала приводит к ухудшению звука, но не его исчезновению. По этой причине на отдельных участках пути прием передач просто отсутствует.

DAB+ : качественный сигнал – качественное воспроизведение, слабый сигнал – никакого звука

УКВ (FM): качественный сигнал – качественное воспроизведение, слабый сигнал – неважный звук

К десятке наиболее востребованных относятся радиостанции Radio NRW, Antenne Bayer, SWR 3, WDR 2, Bayer 1,. 1Live, Bayer Funkpaket, Bayer 3, NDR 2 и WDR 4, они уже вещают в стандарте DAB+, число таких радиостанций всё увеличивается, и в один прекрасный (не для всех!) момент будет, как и в Норвегии, отменено аналоговое радиовещание.

Одна из причин такого резкого шага: аналоговое радио в самом распространенном УКВ-диапазоне дошло до границ своего развития, дальше – тупик. Тут уместно вспомнить ситуацию с телевидением, в том числе нововведенным DVB-T: вроде совсем недавно его ввели, а уже перешли на новый стандарт DVB-T2, о чем мы уже сообщали, и безжалостно ликвидируют по всей Германии аналоговое антенное телевидение, которое тоже в своем развитии исчерпало себя. Аналогичная ситуация и с мобильной связью: всё время вводятся новые стандарты, вчера это был 3G, сегодня 4G (он же LTE), на подходе LTE+, он же 4.5G, далее следует 5G. Та же картина и с кабельным телевидением: совсем недавно вся Германия перешла на дигитальный кабель. Веление времени. Так что, ничего удивительного, остается один выбор: или вовсе плюнуть на антенное радио, или перейти на дигитальное.

Если есть DAB+, то, значит, есть и просто DAB без плюса. Это предыдущий вариант дигитального (по-русски чаще принято говорить, цифрового) радиовещания. Стандарт DAB использует ультракоротковолновый диапазон, DAB позволяет транслировать на одной частоте сразу 10 станций в стереорежиме, а вот DAB+ – уже 18 станций.

Но есть и другие стандарты цифрового радио, например, Digital Radio Mondiale (DRM), причем в разных странах степень перехода от аналогового радиовещания к цифровому того или иного стандарта различна. В Европе предпочтение отдано DAB+, выпускаемые приемники рассчитаны на этот стандарт. А вот в России сделали ставку на стандарт DRM+, который будет сосуществовать с УКВ, на одной частоте возможно транслировать сразу три цифровые программы, вместо одной аналоговой, причем задействован не только УКВ-диапазон.

Кстати, не исключено внедрение стандарта DRM+ у нас в Германии, это рекомендуют специалисты из Института Фраунгофера. DAB+ больше подходит для общегерманских радиостанций, а DRM+ – для локальных, причем могут быть задействованы все диапазоны, а не только УКВ. Уже сейчас созданы гибридные радиоприемники, работающие как в аналоговом режиме (УКВ), так и в дигитальном (DAB и DRM).

И вообще дигитальное будущее, в которое все настойчиво призывают и промышленники, и политики, будет скорее всего многообразным. Технические решения конкурируют между собой. Например, Privatradioverband Vaunet (весьма авторитетное и влиятельное объединение частных владельцев радиовещания) считает, что дигитальное будущее радио отнюдь не исчерпывается стандартом DAB+. Сильную конкуренцию составляет интернет-радио (Webradio) и приложения на смартфонах.

Кстати, норвежцы подсчитали, что переход на новый стандарт, несмотря на затраты на новое передающее оборудование, себя оправдывает – поддержание прежнего УКВ-стандарта обходится не дешевле при его более низком качестве.

Разумеется, многие современные DAB+-приемники позволяют осуществлять прием и в УКВ-диапазоне, на переходный период это вполне рационально.

А возможен ли прием дигитального радио на смартфонах и планшетах, не через интернет, а напрямую, из воздуха, по радио-стандартам, например DAB или DRM? С этим пока проблемы, сейчас прием радиоканалов возможен только как аналоговый в УКВ-диапазоне. На немецком рынке просматривается пока единственный смартфон с встроенным DAB+-тюнером, это LG Stylus 2. Есть, впрочем, совсем неплохое решение – внешний DAB+-тюнер, подключаемый через microUSB-разъем. Он тоже является новинкой на немецком рынке, изготавливается в Китае фирмой «Full-Join», продается не на каждом углу, товар принципиально новый, но в интернете доступен по цене около 20 евро. Есть и еще один вариант, даже более дешевый – приложение welle.io 1.0, которое в сочетании с USB-приемником обеспечивает качественный прием на смартфон в стандарте DAB и DAB+. По мере внедрения дигитального радио число подобных предложений должно возрасти.

Дигитальное радио приобретает в Германии всё большую известность и популярность. По статистике, уже 17% домашних хозяйств имеют приемники DAB+ в том или ином исполнении (2% годового прироста), число слушателей DAB+ составляет около 13 миллионов. И приемники 40% поступающих на рынок автомобилей уже оснащены DAB+.

Каковы же современные дигитальные приемники? Они не менее разнообразны, чем их предшественники: от солидных настольных до компактных переносных. Соответственно и диапазон цен – от нескольких десятков евро до многих сотен. Наиболее дорогие обеспечивают великолепное стереозвучание, это их главное достоинство, они интересны меломанам, ценителям музыки. И, конечно, как любые современные приборы, они имеют множество накруток. Сюда относится и Bluetuth, и встроенный DVD-плеер, и USB-разъем, и возможность аудиозаписи с других источников, и гнездо для подключения смартфона, и цветной дисплей. Наличие модуля WiFi обеспечивает возможность интеграции с другими домашними приборами и заодно прием радиопередач из интернета

К качественным распространенным моделям относятся, например, Hama Internetradio Digitalradio DIR3100MS (140 евро), Blaupunkt IRD 30 (120 евро), Imperial Dabman 100 (80 евро), Panasonic RF-D10EG-W (60 евро), или сравнительно дорогие Roberts Stream 218 (210 евро),Teufel Radio 3sixty (280 евро), Sangean DDR-66 BT (500 евро), Palona Jojo (600 евро) .

— Каждый среднестатистический взрослый немец слушает радио 3 часа в день.

— С 2019 года каждый новый радиоприемник должен принимать дигитальное радио (DAB).

— Область приема дигитальных радиопрограмм в Германии непрерывно расширяется и приближается сегодня к 90%.

— Полный переход на дигитальный прием с отказом от аналогово в УКВ-диапазоне ожидается не ранее, чем через 10 лет.

В общем, пейте DAB и слушайте DAB, где еще такое возможно!

С. Мучник (Дортмунд)

Читайте также:

Что такое цифровое радио DAB

Digital Audio Broadcasting (DAB) — технология, позволяющая осуществлять вещание цифровых радиопрограмм. Технология DAB используется в 21 стране, главным образом в Европе. В России радио по данной технологии только планируется к использованию в 2019-2020 годы.

Цифровое аудио вещание отличается от аналогового FM-радио гарантированно чистым и бесперебойным звучанием. Также позволяет более эффективно использовать доступные частоты. Оцифровка позволяет снизить стоимость радиовещания, так как используется меньшее количество передатчиков.

Стандарты DAB и DAB +

Первые передатчики DAB использовали кодек MP2 (MPEG Audio Layer II), через некоторое время было решено перейти на кодек HE-AAC v2. Таким образом появился формат DAB +. Радио DAB несовместимо с более новым стандартом сжатия звука, а радио DAB + совместимы с обоими кодеками. Также в DAB + добавлена ​​реализация коррекционного кодирования Рида-Соломона, что устраняет ошибки в передаче. Некоторые радиостанции DAB могут быть адаптированы для приема DAB + путем обновления своего программного обеспечения и обозначены как обновляемые.

Кодек HE-AAC v2, используемый в DAB, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещания. Используя этот кодек, идеальное воспроизведение оригинала получается при 300 Кбит / с. Аналогом традиционного вещания в FM-диапазоне является скорость передачи в битах 160-192 кбит / с. Даже при скорости 128 Кбит / с звук близок к оригиналу. Вещатели различают скорость передачи битов в зависимости от профиля станции. Например, программы, предназначенные для слушателей с особыми запросами, имеют битрейт, установленный со скоростью 128 кбит / с, для популярных программ установлен 112 кбит / с, а, например, для информационного потока может использоваться 64 кбит / с. При чтении этих значений следует иметь в виду, что заявленные показатели не всегда могут соответствовать пропускной способности аудио. Например, если станция объявляет скорость передачи битов на максимальном уровне в DAB + (192 кбит / с), это означает, что скорость передачи аудио составляет не более 175 кбит / с, и она может быть еще ниже, если станция присоединяет так называемые сопутствующие данные.

Частоты DAB

В соответствии с Особым Соглашеним в Висбадене 1995 года, в Европе для цифрового радио были выделены частоты в диапазон 174-230 МГц. В ряде стран (включая Норвегию) цифровое радио также занимает частоты 230-240 МГц. Европейским вещателям также может быть предоставлено право использовать части L-диапазона (1452-1492 МГц), но это редко практикуется.

История развития цифрового радио

Профессиональные приемники DAB были выпущены уже в середине 90-х годов, в то время как потребительские модели появились на рынке летом 1998 года. Домашние радиостанции в обновленной версии (DAB +) были проданы в конце 2007 года. В 2016 году появился первый смартфон для поддержки DAB +: LG Stylus.

Технология Digital Audio Broadcasting не заменила аналоговые FM-трансляции. Хотя она доступна в районе, где проживает более полумиллиарда человек, количество приобретенных радиостанций DAB / DAB + оценивается более чем в 30 миллионов (данные 2014 года). Однако в Европе был достигнут значительный прогресс в строительстве инфраструктуры DAB +, поэтому в нескольких странах были разработаны планы отказа от аналогового радио. Норвегия должна отказаться от использования аналоговых FM-передатчиков в 2018 году, Швейцария может осуществить изъятия в 2020-2024 годах, а Швеция — в 2022 или 2024 годах. Деятельность автопроизводителей может помочь в популяризации цифрового наземного радиовещания — некоторые из них предлагают радиостанции DAB / DAB + в качестве стандартного оснащения либо опции. В отличие от оцифровки телевидения Европейский союз не требовал от стран-членов отключить аналоговый сигнал, но, возможно, в будущем будет принято решение ЕС относительно оцифровки радиоприемников — в 2015 году оно обратилось за поддержкой к комиссии Европейской организации WorldDMB, способствующей внедрению DAB / DAB +.

В дополнение к DAB + существуют и другие цифровые технологии, в которых заинтересованы вещатели, такие как радиопередачи, входящие в состав цифровых телевизионных пакетов (наземный DVB-T, спутниковый DVB-S и кабельный DVB-C). Интернет-радио также динамично развивается. В некоторых странах, кроме DAB +, частично соблюдающих стандарт DMB (который дополнительно позволяет излучать видеоматериалы), стандарты DAB + DVB-H, DVB-SH и DRM + также были полностью разработаны.

Критика системы

Хотя кодек HE-AAC v2, используемый в DAB +, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещательного материала, многие вещатели транслируют свои программы с более низким, чем рекомендуется, битрейтом. Например, немецкий Radio Horeb передает по 48 кбит / с, а некоторые музыкальные программы (в том числе BBC Asian Network) транслируются в Великобритании по 64 Кбит / с mp2, что соответствует примерно 50 кбит / с в стандарте mp3. Это число означает в семь раз меньшую скорость передачи данных, чем трансляция лучшего качества, доступная на веб-сайте отправителя, имеющее качество 360 кбит / с. Кроме того, в отличие от программ FM-станций, которые могут быть приняты с шумами и помехами при приеме сигнала, потеря цифрового радиосигнала вызовет полное прерывание приема. Большее распространение, чем в FM, также имеют сбои, связанные с движением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *