Как установить планетарную втулку на обычный велосипед
Перейти к содержимому

Как установить планетарную втулку на обычный велосипед

  • автор:

Установка планетарной втулки Shimano на велосипед

Стопорные гайки планетарной втулки

Для установки планетарной втулки на велосипед обязательно используйте стопорные шайбы, соответствующие пазу дропаута. Иначе из-за принципа работы планетарной передачи втулка просто не будет работать. С левой и правой сторон используются разные стопорные шайбы.

Дропауты Стопорная шайба
Метка/цвет Размер
Правая Левая
Стандартные 5R/Жёлтая 5L/Коричневая θ≤20°
7R/Чёрная 7L/Серая θ≤38°
Инвертированные 6R/Серебряная 6L/Белая θ=0°
Инвертированные (полная защита цепи) 5R/Жёлтая 5L/Коричневая θ=0°
Вертикальные 8R/Голубая 8L/Зелёная θ=60° — 90°

Стопорные шайбы для планетарной втулки Shimano Nexus 8 Дропауты для планетарной втулки

Выступающие части должны находится с наружной стороны дропаута. Установите стопорные шайбы так, чтобы их выступающие части надёжно зафиксировались в пазах дропаутов с обоих сторон втулки.

Ось планетарной втулки является компонентом планетарной передачи и поэтому ей требуется система защиты от вращения. Как и в большинстве других планетарных систем, для предотвращения вращения оси Shimano использует стопорные шайбы, устанавливаемые в щель дропаута.

Установка планетарной втулки

Так как переключающий модуль («муфтовый модуль» по терминологии Shimano) также крепится на ось, то из-за различия в углах дропаутов существуют разные типы стопорных шайб. Каждой раме соответствует свой тип стопорных шайб. В первых планетарных втулках Shimano стопорная шайба использовалась только с правой стороны. Современные планетарные втулки Shimano используют две стопорные шайбы, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Используется цветовая маркировка стопорных шайб (указана в таблице):

Установка планетарной втулки на обычную раму с вертикальными дропаутами.

Планетарные втулки Shimano Nexus изначально не предназначены для установки на велосипеды с вертикальными дропаутами. Стопорные шайбы, поставляющиеся со втулкой, имеют ориентацию, которая не позволяет установить их на обычную раму с вертикальными дропаутами. Ранее в своих инструкциях Shimano указывало, что их втулки не могут устанавливаться на такие рамы. Но со временем Shimano передумала и теперь производит дополнительный комплект стопорных шайб, устанавливаемых на рамы с вертикальными дропаутами. При установке планетарных втулок Shimano Nexus на рамы с вертикальными дропаутами дополнительно потребуются подпружиненный натяжитель цепи роликового типа с задним переключателем или каретка с эксцентриком, так как вертикальные дропауты не допускают перемещения оси вперед и назад, необходимого для регулировки провисания цепи.

Втулка Nexus с ножным тормозом будет работать на раме с вертикальными дропаутами, только имеющей каретку с эксцентриком, а не натяжитель цепи или задний переключатель. Это из-за того, что при обратном вращении педалей на нижнем пробеге цепь подвергается чрезмерному натяжению.

Как модернизировать велосипед с помощью планетарной втулки Shimano Nexus 8.

В некоторых случаях можно установить втулку Nexus на существующий велосипед. Сейчас очень часто устанавливают планетарные втулки на советские односкоростные велосипеды. Мне больше нравится 8-скоростная Shimano Nexus, а не 7-скоростная версия.

В некоторых случаях, возможно модифицировать существующий велосипед под использование втулки Nexus.

В идеальном случае для установки планетарной втулки Shimano Nexus ширина втулки по контргайкам должна составлять от 127 до 135 мм. На старых велосипедах ширина обычно меньше. В случае хромо-молибденовой или стальной рамы обычно можно растянуть задний треугольник до необходимой ширины. Любой хороший веломеханик может это сделать или вы можете сделать это самостоятельно.

Если вы откажетесь от роллерного тормоза, ты сможете уменьшить ширину по контргайкам до 126 мм. Это я сделал на своём велосипеде Nexus. Роллерный тормоз представляет собой отдельный модуль, не идущий в комплекте с планетарной втулкой. Роллерный тормоз устанавливается уже после сборки колеса.

Тема: Модернизация сингла — подбор и установка планетарной втулки МСК

defri

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Личное сообщение
  • Записи в дневнике
  • Просмотр статей

defri вне форума

Велоновичок Сообщений 5

Life

Велосипед: классическое переключение или планетарная втулка?

Выбирая велосипед с несколькими скоростями, покупатель часто сталкивается с многообразием непонятных ему терминов. В этой статье мы попробуем разобраться с вопросами переключения скоростей и «планетарной втулкой».

В настоящее время существует два вида переключения передач: классическая схема с переключателями и планетарная втулка.

ПЛАНЕТАРНАЯ ВТУЛКА

Планетарная втулка — закрытая система переключения скоростей для велосипеда, весь механизм находится внутри задней втулки. Конструкция надёжная и долговечная. В простых планетарных втулках 3 скорости, самые продвинутые модели имеют до 14 передач.

Наибольшую популярность планетарные втулки получили в первой половине 20 века, практически на каждом велосипеде стояла такая втулка (особенной популярности они пользовались в Великобритании, Голландии, Германии, Скандинавии). Однако, появившиеся позже переключатели скоростей и кассеты, вытеснили планетарные втулки, благодаря своей дешевизне и неприхотливости.

У велосипеда с планетарной втулкой отсутствует внешний переключатель — весь механизм переключения спрятан внутри задней втулки, а снаружи лишь одна звезда и цепь. Это самое главное преимущество планетарных втулок — нет лишних деталей, которые так легко повредить при падении. Вся система переключения находится внутри корпуса втулки, надёжно защищена от грязи и внешнего воздействия. Переключения можно производить как под нагрузкой, так и без, поскольку цепь всё время стоит на одних передачах, то нет вероятности её повреждения при переключении. В отличие от классической системы переключения, планетарная втулка совместима с задним ножным тормозом.

Особенность планетарных втулок – более высокая стоимость и более низкая ремонтопригодность, чем у классической системы переключения. Сложный механизм переключения внутри втулки стоит дороже классической системы переключения.

Планетарная втулка надёжна, при правильной эксплуатации ресурс – десятки тысяч километров. В приводе используются толстые цепи и звездочки, их ресурс во много раз превышает срок службы аналогичных компонентов велосипедов с классическим переключателем. Планетарная трансмиссия не требует обслуживания, единственная регулировка – подтяжка тросика в процессе эксплуатации. Однако если что-то сломается в планетарной втулке, то ремонт может обойтись дорого и делать его придется в специализированной мастерской.

Несмотря на большое количество скоростей в самых продвинутых моделях, не для всех видов катания будет достаточно скоростей планетарных втулок. Такая система переключения скоростей подойдет для неспешного, комфортного катания по городу, лесу и паркам. Но если мы говорим про езду в стиле кросс-кантри или более экстремальное катание на велосипеде, то количество скоростей и диапазона передач будет недостаточно.

Стоит отметить и намного больший вес планетарной втулки, если сравнивать с классической системой передач, развесовка велосипеда будет смещена в сторону заднего колеса.

Плюсы

+ большой ресурс при правильной эксплуатации

+ механизм переключения передач полностью закрыт в корпусе втулки, что позволяет защитить его от попадания грязи

+ совместим, как с ручными тормозами, так и с задним ножным тормозом

Минусы

— больший вес по сравнению с классической системой переключения

— сложный ремонт, под силу только квалифицированным специалистам по планетарным втулкам

Если Вам необходим велосипед для спокойного катания по городу и паркам, Вы не гонитесь за количеством передач и хотите иметь надёжный велосипед без лишних деталей и простой в эксплуатации, то планетарная втулка именно то, что Вам надо.

КЛАССИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Самый распространённый вариант — это классическая схема переключения с кассетой и переключателями. На задней втулке установлен набор звёздочек, называемых «кассетой», и внешний переключатель, крепящийся к раме через переходник именуемый «петух». В многоскоростных велосипедах (более 7 скоростей), есть также две или три звезды спереди и внешний передний переключатель.

Общее количество передач – это количество звёзд передней системы, умноженное на количество звёзд задней кассеты. Например: 3 передних и 9 задних передач в сумме дают 27 скоростей. Но на самом деле использовать все комбинации нельзя и даже противопоказанно, поскольку приведёт к преждевременному износу и поломке оборудования. Чтобы избежать перекосов цепи, исключив тем самым вероятность поломки, обычно рекомендуют использоваться такие сочетания как: 1х1,2,3, 2х2,3,4,5,6,7,8, 3х7,8,9.

Классическая схема с переключателями самая распространенная и доступная. Можно подобрать подходящую систему или отдельные запасные части. Главный плюс – ее легко ремонтировать при поломке или сделать апгрейд до более продвинутой. Но есть и несколько минусов: задний переключатель крепится с правой стороны рамы и его легко сломать, при неудачном падении велосипеда на правый бок. Также система требовательна к чистоте, поскольку все компоненты открыты, необходимо чистить компоненты и смазывать цепь, дабы исключить её преждевременный износ. Необходимо научиться правильно, переключать передачи – ни в коем случае нельзя переключаться под нагрузкой. Всегда необходимо переключать передачи заранее и в момент переключения необходимо давить на педали не сильно, чтобы избежать разрыва цепи. Данная система переключения не совместима с задним ножным тормозом.

Если соблюдать правила переключения, держать велосипед в чистоте и своевременно делать необходимое техническое обслуживание, то классическая система переключения будет вас радовать качественной и надёжной работой.

+ большое разнообразие деталей

+ отличная ремонтопригодность (в магазинах всегда большой выбор деталей и починить переключение не составит большого труда), ремонт смогут сделать в любом велосипедном сервисе

— возможно сломать при падении

— необходимость в чистке и уходе

— соблюдение правил переключения (использовать только определённые комбинации и переключение не под нагрузкой)

— несовместимость с задним ножным тормозом

Если Вы выбираете горный велосипед или Вам нужна отличная ремонтопригодность, то выбор один — классическая система переключения скоростей.

Как я ставил планетарку Shimano Nexus-7 на Каму.

На Каму нужны были скорости. Классическую систему переключения передач (что-нибудь типа ) я ставить категорически не хотел. Многое в ней не нравилось и в первую очередь то, что утрачивался задний тормоз «ногой назад».

Прослышал про планетарные втулки. Изучил вопрос (в первую очередь сайт Shimano и www.velobig.ru). Решил что это мое. Стал искать. Искал (обзванивал магазины Питера и ездил по ним ) долго.

Наконец нашел на форуме Веломаниии указание на магазин в Питере — Веломаркет.

Съездил, заказал Nexus-7 (восьмерки не было, а трешка — это не передачи, а раздаточная коробка) и стал ждать.

Позвонили быстрее чем обещали и я стал счастливым обладателем планетарной втулки.

Теперь ее надо ставить!

Колесо.

Осмотрел свое старое колесо. Понял, что ничего из него сделать не сумею (как оказалось это было верно только стеми знаниями и умениями что у меня были..)

Посчитал длину спиц под планетарку(калькулятор брал на realbiker и на velobig) . Оказалось, что Камовские спицы годятся, если спицевать в 4 креста.

Купил новое колесо 20″ и спицевой ключ. Разобрал спицовку в 3 креста, и заспицевал планетарку в 4 креста используя статью Шелдона Брауна. Ключ оказался ничего, но в дальнейшем хочу купить себе что-то типа.

На разборку, сборку, и затяжку с устранением биений ушло 3 вечера (первое колесо в жизни все-таки)

Разжатие перьев

Размер OLD у планетарки оказался больше чем был у старой односкоростной втулки типа «торпедо». Пришлось разжимать перья.

Разжимал руками и ногами. Положил велосипед на бок, встал на конец пера, другое осторожно потянул на себя.

(Теперь такие работы делаю при помощи приспособы : шпилька М8 с двумя гайками и шайбами — развожу до 150-170 мм, а дальше перья возвращаются на нужные 130мм. Так аккуратнее и точнее)

Главное в этой операции контролировать равномерность изгиба перьев, чтобы велосипед не приобрел «собаку» (колеса в разных плоскостях) Это делается при помощи нитки привязанной к одному перу и далее вокруг рулевой колонки ко второму. Меряем расстояние от нитки до подседельной трубы с двух сторон. Оно должно быть одинаковым.

Собственно установка

Особых проблем не было. Воткнул колесо, впрыснул шприцом воду под грипсу, снял ее и поставил переключатель, установил обратно подрезанную грипсу. Трос укорачивать к счастью не пришлось, просто закрепил его черными стяжками на раму. Отрегулировал переключение передач по инструкции с Велобига.

Испытания.

Сразу очень понравилось, правда пришлось привыкать к переключению и поддержанию нормального каденса дней 10.
Ошибся с размером звездочки (неправильно посчитал) пришлось менять на 20 зубов. Сейчас при 20″ колесах 48 передняя 20 задняя.
Вначале велосипед шел достаточно тяжело. Раскатался только когда проехал километров 800. Что удивительно нигде не встречал упоминания о таком факте! Кстати то же самое было и на Nexus-8. Может быть именно поэтому и ходят по интернету байки, что у планетарок такой низкий КПД.

Ну, что сказать еще? Получил что и хотел. Максимальная скорость выросла на 14 км ч(28=>42), крейсерская на 5 км ч(17-19=>22-24). Стало легче и в горку и против сильного ветра.

Втулка почти незаметна на велосипеде. Видел как люди с удивлением увидев на Каме переключатель передач на руле, долго осматривали велосипед, пытаясь понять где и что переключается и не муляж ли это.

Диапазона семи передач (244%) хватает только на город. За городом на грунтовых горках приходится уже тяжело (можно настроить перестановкой задней звездочки или на грунтовые горки или на скорость на асфальте).
Зимой переключалось нормально до минус 12-15 дольше четкость переключения уменьшается думаю из-за замерзания, засорения тросика переключения. Но в принципе особых проблем не было до -18 (ниже не ездил — очень холодно самому). Грязезащита прекрасная — всю зиму ничего не чистил и не мыл все работает.

На текущий момент (октябрь 2009) втулка за 2 лета и одну зиму прошла более 6000 км проблем никаких.
На 4000 км разобрал, промыл бензином, высушил и поменял смазку. Кстати старая была еще очень приличная и ее было достаточно много). Возился полдня с непривычки. (Очень долго собирал обратно.) Смазки фирменной не купил. Смазывал AddinolxxxEP2. Накат сильно улучшился. Проблема в том, что как то не уверен я в этой смазке — та что купил кажется не очень качественной. Попробую следующий раз импортный аналог ШРУС, но обязательно с EP.
Июнь 2011 Планетарная втулка прошла уже 10000 км. Проблем нет. Надо бы разобрать и смазать только все руки не доходят. Последний год она стояла на велосипеде Author.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *