Почему не работает реле
Перейти к содержимому

Почему не работает реле

  • автор:

Настройка и ремонт реле давления насосной станции

Автоматизация работы насосной станции осуществляется посредством механического реле давления. Оно управляет включением и выключением насоса, благодаря чему поддерживается стабильный напор в водопроводе.

Автоматизация работы насосной станции осуществляется посредством механического реле давления. Оно управляет включением и выключением насоса, благодаря чему поддерживается стабильный напор в водопроводе.

Предыдущая запись

Скважинный насос с обратным клапаном: монтаж и способы применения

Следующая запись

Гидроаккумулятор: общее строение и критерии выбора

Насосная станция в определенных ситуациях может давать нарушения и сбои в работе. В результате этого минимизируется напор воды или нарушается работа конструкции в указанном диапазоне необходимого давления. Причиной выхода прибора из строя обычно становится неисправное реле давления или неправильно выставленные настройки.

Диагностика неполадок реле

Процесс автоматизации станции происходит благодаря работе реле давления. Именно этот элемент осуществляет управление режимом включения и выключения электронасоса. С его помощью осуществляется стабильный уровень напора в водопроводных путях. На начальном этапе рекомендуется проверить показатели уровня давления, при которых происходит работа режимов станции. Все производители насосных станций придерживаются одинаковых стандартных установок:

  • 1,5 – 1,8 атм. необходимо для включения электронасоса;
  • 2,5 – 3 атм. обеспечивают режим отключения прибора.

Распространенное ошибочное действие – попытка регулирования сразу всех параметров давления. Специалисты настоятельно рекомендуют проверять показатели влияния сжатых воздушных масс в емкости гидроаккумулятора.

Перед началом работы необходимо обесточить насосную электростанцию, открыть крышку из пластика, расположенную на торцевой стороне бака. Рекомендуется замерить давление при помощи манометра на автомобильном насосе. При полученных показателях менее полутора атмосфер, нужно последующее повышение режима давления при помощи насоса для автомобиля. В дальнейшем проверку рекомендуется осуществлять регулярно.

Для полноценного процесса функционирования мембраны аккумулятора и длительного периода его эксплуатации необходимо соблюдение постоянного режима равномерного давления воздушных масс в баке.

После успешного поднятия показателей давления, станция начнет функционировать в обычном режиме. Если этого не произошло, рекомендуется начать подробную регуляцию настроек и режимов реле.

Крайний показатель порога выключения насосного аппарата не должен превышать уровня давления заданных параметров. Иначе это будет обеспечивать непрерывную работу электронасоса и невозможность создания нужного давления.

Установка и регуляция настроек реле

Процесс коррекции настроек универсален для всех моделей бытовых насосных электростанций.

Осуществление корректировки происходит в рабочем состоянии оборудования. В начале необходимо подключить систему к сети и ожидать поднятия уровня давления в трубопроводных путях. При последующем отключении электрического прибора рекомендуется выполнить ряд манипуляций:

  • Открываем крышку реле и уменьшаем степень прижимания меньшей пружины путем ослабления гайки.
  • Поворачивая гайку большей пружины, осуществляем процесс настройки показателей уровня нижнего давления. Это позволит впоследствии осуществить включение насоса.
  • На следующем этапе специалисты рекомендуют открыть кран и слить жидкость. В процессе этого необходимо засечь показатель давления, при котором насос включился в работу. Если значение показателя оказалось неудовлетворительным, нужно повторить процедуру корректировки и настройки.
  • Устанавливаем нужные показатели режима выключения электронасоса. Для осуществления этого действия нужно произвести запуск системы и дождаться момента срабатывания реле. При получении неудовлетворительных результатов, осуществляют настройку посредством поворачивания гайки малой пружины до получения желаемого результата.

Если все вышеописанные манипуляции не помогли наладить работу реле — оно вышло из строя. В этом случае необходим профессиональный ремонт или полная замена элемента.

Реле бензонасоса: устройство и основные неисправности

Реле бензонасоса – далеко не тот компонент топливной системы, который часто выходит из строя. Нередко проблемы с данным реле обнаруживаются лишь в сервисном центре, хотя неисправности легко было бы выявить даже не выходя из салона автомобиля. Мы разберемся, как устроено данное реле, как устроена схема реле бензонасоса, а также как данное устройство работает и для чего оно вообще нужно.

Начиная издалека

Отнюдь не удивительным для современной автомобильной промышленности является использование ЭБУ – электронного блока управления . Этот блок устанавливается под торпедой в автомобильном салоне и выполняет множество функций. Основной функцией является контроль работы исполнительных устройств и установленных в автомобиле датчиков. ЭБУ также «следит» за работой реле насоса подачи топлива.

Сердцем электронного блока управления является микроконтроллер. Мы не будем разбираться в особенностях различных контроллеров, но лишь скажем, что чем более новым является автомобиль, тем, вероятнее всего, более сложный и совершенный микроконтроллер использует его ЭБУ. Впрочем, у разных микроконтроллеров есть общие элементы. К примеру, порты ввода/вывода. Как легко догадаться, они нужны для того, чтобы контроллер мог получать и отдавать сигналы. В даташитах данные порты имеют обозначения в виде букв А, В, С и так далее. Вся прелесть в том, что именно прошивка, она же программа, будет определять, какой из портов будет играть роль входящего, а какой – исходящего. Прошивка также определит параметры работы датчиков и исполнительных элементов авто.

Ключевые функции реле бензонасоса

Так для чего же нужно реле? Одной из основных его задач является создание чего-то наподобие буферного каскада между потребителем тока в бортовой электросети и электронным блоком управления. Дело в том, что топливные насоса оборудуются двигателями постоянного тока, причем весьма мощными. А к выходу ЭБУ нельзя подключать большую нагрузку. И именно реле позволяет создавать цепи управления , к которых будет действовать ток небольшой силы. Это однозначно применимо к автомобильным электроцепям, которые включают в себя слаботочные цепи управления и силовые провода, с которыми связаны насосы, оптика и т.п. Что до других задач реле бензонасоса, то их довольно много:

  • Обогрев лямбда-зонда. В одних системах обогрев включался вместе с включением бензонасоса, а на других для подобных задач устанавливался отдельный транзистор;
  • Управление топливным насосам. А точнее, ввод насоса в работу. Дабы при включении двигателя в топливной магистрали сразу же повысилось давление, реле включает насос подачи топлива всего на пару секунд. Далее за работой бензонасоса «следят» более мощные агрегаты;
  • Контроль работы пусковой форсунки. Это актуально для работы еще непрогретого двигателя. Когда двигатель «холодный» пусковая форсунка может работать 8-10 секунд, тем временем как на хорошо прогретом двигателе пусковая форсунка может проработать какие-то доли секунды;
  • На автомобилях с коробкой-автоматом: управление функцией Kick-Down .
Запчасти на Opel omega

OMEGA B sedan (25, 26, 27) (03.94 — 07.03)

Запчасти на Mitsubishi lancer

LANCER IX sedan (CSA) (06.03 — 06.08)

На некоторых автомобилях реле топливного насоса выполнять и еще несколько функций. К примеру, устройство может выполнять задачи ограничителя оборотов коленчатого вала. Если метонимия ДВС слишком высока, реле начинает работать на отключение электронасоса. Другая интересная функция: включение реле сразу при открытии водительской двери. Это позволяет заранее создать давление в системе подачи топлива, что способствует быстрому запуску силового агрегата.

Как видите, реле – это небольшой, но довольно важный компонент, повышающий стабильность работы нескольких автомобильных систем. Неисправности реле отрицательно сказываются на работе топливного насоса, вплоть до его выхода из строя и невозможности завести автомобиль. Впрочем, нельзя не отметить, что высокая живучесть данного элемента обусловлена хорошо проработанной схемотехникой – полный выход реле и заодно бензонасоса из строя наблюдается довольно редко.

Подробнее о неисправностях

Для начала разберемся с тем, как именно реле участвует в управлении имеющимся в авто бензонасосом. Схема имеет следующий вид:

  1. Попав в салон, водитель включает зажигание;
  2. Реле включает топливный насос примерно на 2-3 секунды, а в отдельных ситуациях и на больший промежуток времени. В топливной рампе создается оптимальное давление;
  3. Топливный насос отключается, о чем свидетельствует щелчок реле;
  4. Бензонасос может продолжить свою работу уже на запущенном моторе или же при вращении установленного в автомобиле стартера;
  5. Сразу после выключения зажигания и прекращении работы силового агрегата реле отключает насос через секунду или практически сразу.

Если реле топливного насоса перестало работать, то на сам насос питание может не подаваться. Зачастую наблюдается нечто подобное: после установки давления в топливной магистрали насос ощутимо шумит, что свидетельствует о том, что реле по-прежнему держит цепь замкнутой. Второе состояние реле часто называют залипанием. К слову, именно в этом случае можно наблюдать быстрый расход заряда аккумуляторной батареи , так как он тратится на вращения электромотора, встроенного в насос. Если в систему подачи топлива включен стартер, то за счет его работы топливный насос может повышать давление в системе даже в случае неисправности реле. О последнем можно будет судить по звуку: если после включения зажигания не слышно пары щелчков, реле однозначно нужно демонтировать и осмотреть.

Совершенно новое реле может быстро выйти из строя по ряду причин. Первая, но довольно редкая причина: фабричный брак. Касается в основном недорогих реле, произведенных в промышленных регионах Азии. Вторая причина: попадание влаги. Контакты даже недавно установленного реле при этом покроются окислом. Третья и довольна частая причина, по которой реле перестает работать: выход из строя конденсаторов. Также нельзя не отметить возможность поломки реле при нарушении целостности бортовой электроцепи или же при коротком замыкании.

Как проверить реле бензонасоса

Сразу отметим, что перебои в работе бензонасоса могут быть связаны не только с выходом реле из строя, но и с проблемами с предохранителем. Последний устанавливается в так называемом блоке предохранителей и маркируется обычно как “Fuel Pump” (топливный насос). Предохранитель с поврежденным контактом нужно заменить новым. Благо, предохранители не стоят больших денег и их можно найти практически во всех магазинах с автомобильными товарами. А вот если проблема может крыться в реле бензонасоса, то его нужно проверить. Вот что надо сделать:

  • Снять реле. Пользуясь мультиметром или тест-лампочкой лампочкой на 0,25 и меньше Ампер, проверить, есть ли напряжения на управляющих выводах на колодке реле. Контакт фиксируется параллельно на массу;
  • Если, к примеру, лампочка не загорелась, нужно проверить участку цепи от реле вплоть до электронного блока управления, а уже потом судить об исправности реле.

Как показывает практика, проверка контактов и контрольная установка рабочего устройства позволяет понять, находится ли имеющееся реле в рабочем состоянии. Но учтите также и то, что элемент может перестать работать из-за установленного иммобилайзера или же сигнализации. Данные системы работают на то, чтобы прекратить подачу питания на топливный насос в случае попытки угона авто. Аналогичным образом работает системы, призванные обезопасить автомобиль от возгорания в случае аварии. Правда, они могут сработать даже при наезде на глубокую яму.

Выбор нового реле топливного насоса

Подобрать нужное реле не так уж и сложно. Для поисков лучше всего пользоваться электронными каталогами или сервисами по поиску запчастей по их наименованию и параметрам автомобиля, или же по кодам. Впрочем, искать можно и по VIN-коду . Опционально, автолюбитель может перепаять реле. Часто помогает восстановление дорожки. Компоненты реле можно на радиорынках. Впрочем, многие эксперты не советуют так делать.

Так как реле топливного насоса устроено довольно просто и имеет большой эксплуатационный ресурс, автолюбитель может поискать оригинальное б/у реле на автомобильной разборке. Если есть желание приобрести новый аналог, то здесь стоит обращать внимание на продукцию под именами хорошо известный брендов: Parts Mall , Bosch , Valeo . Недорогие, но менее качественные аналоги предлагают и упаковщики. Наиболее крупными фирмами-упаковщиками являются Meyle и JP Group . Обращаем внимание автолюбителей на то, что дешевые реле бензиновых насосов можно заказать в интернет-магазинах, специализирующихся на товарах из Китая. Китайские реле крайне доступны в ценовом плане, но они не могут похвастать стабильным качеством. Лучшим выбором станет оригинальное реле или же устройство от упаковщиков и производителей, которые хорошо себя зарекомендовали. Использование реле с отечественной классики (если оно подходит по количеству контактов) нежелательно – оно может справляться со всеми ключевыми функциями, кроме выключения топливного насоса в аварийном режиме.

Вывод

Реле бензонасоса – это небольшой, но крайне важный компонент электрической системы автомобиля. Подобрать новое реле довольно легко. Установить в свой автомобиль вполне можно и б/у реле бензонасоса. Более того, устройство даже можно отремонтировать, особенно если у вас есть опыт пайки электрических схем. Впрочем, полный выход реле из строя на многих моделях авто игнорировать не получится.

Реле не подключается или работает с ошибками

Если в вашем роутере нет таких настроек, обратитесь в службу поддержки интернет-провайдера — вам подскажут, как настроить роутер или помогут заменить его на более современную модель.

Индикатор мигает, но реле не подключается

Сейчас одноканальное реле подключить к умному дому Sber нельзя. Мы работаем над решением.

  • Если вы подключаете устройство через приложение Салют для Android, проверьте версию приложения и при необходимости обновите его. Если обновить приложение через магазин Google Play не получается (версия приложения не меняется на последнюю после завершения обновления), удалите приложение и поставьте его заново. Обо всех доступных способах установки приложения читайте на сайте.
  • Убедитесь, что у вас нет долга перед интернет-провайдером за услуги связи. Проверьте баланс в личном кабинете, если он отрицательный — пополните лицевой счёт. Дождитесь, когда деньги будут зачислены и услуга доступа в интернет станет активной.
  • Проверьте, работает ли интернет: подключите компьютер или телефон к той же сети Wi-Fi, к которой подключаете реле, и попробуйте открыть сайт sberdevices.ru. При этом убедитесь, что на компьютере или телефоне выключены другие источники интернета, например мобильный интернет или проводное подключение к роутеру. Если компьютер или телефон к Wi-Fi подключить не получилось, обратитесь в службу поддержки интернет-провайдера.
  • Убедитесь, что выбрана верная сеть Wi-Fi и что вводимый пароль — правильный:
    • На устройстве, с помощью которого вы подключаете реле, вернитесь к списку доступных сетей Wi-Fi и убедитесь, что выбираете свою домашнюю сеть. Будьте внимательны: иногда сети соседей могут называться похоже, особенно, если они обслуживаются одним интернет-провайдером.
    • Уточните пароль от Wi-Fi. Обычно при подключении интернета сотрудник провайдера вписывает пароль в договор на оказание услуг связи, также пароль может быть напечатан на коробке от роутера или на наклейке на корпусе роутера. Если вы меняли пароль, обратитесь к тому, кто помогал вам со сменой пароля — он подскажет, что следует вводить.
    • Проверьте корректность вводимого пароля с помощью другого устройства, например, телефона. Для этого в настройках телефона откройте список сохранённых сетей Wi-Fi и удалите домашнюю сеть. Затем попробуйте подключить телефон к домашней сети заново, используя тот же пароль, который вводите для подключения реле.
    • При вводе пароля обращайте внимание на язык, регистр и спецсимволы: пароль может содержать строчные и прописные буквы, а также внешне схожие буквы и символы. Чтобы не ошибиться, в поле ввода пароля включите режим отображения вводимых символов.
    • на 5 секунд зажмите кнопку на корпусе реле с помощью скрепки из комплекта;
    • 5 раз выключите и включите присоединённый к реле выключатель;
    • 5 раз выключите и включите питание реле, подаваемое на разъём L.

    Не торопитесь, когда переключаете выключатель или питание, делайте паузы в 1–2 секунды.

    • Если ваш роутер поддерживает работу в двух диапазонах: 2,4 и 5 ГГц, на время подключения реле выключите поддержку 5 ГГц на роутере.
    • Выключите приоритизацию пакетов данных (Quality of service, QoS).
    • Выключите режим изоляции (Wi-Fi isolation). Так же он может называться гостевым режимом.
    • Переключите сеть Wi-Fi в режим работы 802.11b/g/n.
    • Измените ширину канала Wi-Fi на 20 МГц. Если не помогло, попробуйте 40 МГц.
    • Откройте порты 6666/UDP, 6668/TCP, 1883/TCP, 443/TCP, 80/TCP.
    • Разрешите широковещательную рассылку (Broadcast forwarding).
    • Включите службу подключения устройств (Universal plug and play, UPnP).

    После изменения настроек перезагрузите роутер и попробуйте настроить реле заново.

    В приложении Салют показывается неверный статус реле

    Иногда бывает, что в приложении Салют реле отображается не в том состоянии, в котором находится на самом деле — например, ваше реле выключено, а в приложении отображается включенным.

    Это происходит из-за рассинхронизации данных. Попробуйте обновить экран, на которым отображается неверный статус, — для этого проведите пальцем по экрану смартфона сверху вниз (жест pull to refresh). Скорее всего, статус сменится на актуальный.

    Реле не реагирует на команды

    • Убедитесь, что дома есть электричество и что в щитке не отключена линия питания реле.
    • Убедитесь, что на устройстве или в приложении, через которое вы отдаёте команду, вы авторизованы с тем же Сбер ID, с которым настраивали реле.
    • Выйдите из приложения Салют или приложения СберБанк Онлайн, выгрузите его из памяти телефона, а затем запустите заново. Если вы пользуетесь SberBox, SberPortal или другим устройством с ассистентом Салют, перезагрузите его. Если вы пользуетесь веб-приложением для iOS, обновите его страницу в браузере.
    • Проверьте, работает ли интернет: подключите компьютер или телефон к той же сети Wi-Fi, к которой подключено реле, и попробуйте открыть сайт sberdevices.ru. При этом убедитесь, что на компьютере или телефоне выключены другие источники интернета, например мобильный интернет или проводное подключение к роутеру.
    • Перезагрузите роутер.
    • Убедитесь, что на роутере выключен режим изоляции (Wi-Fi isolation). Ещё он может называться гостевым режимом. Для этого найдите на роутере наклейку с адресом административного интерфейса, логином и паролем. Введите адрес с наклейки в адресную строку браузера и войдите с помощью логина и пароля. Затем найдите и проверьте настройку.

    Вернуть заводские настройки

    Некоторые пользователи могут столкнуться с проблемами при подключении к одноканального реле к умному дому Sber. Это означает, что при сбросе настроек устройства снова подключить его может не получиться. Мы работаем над решением.

    Переведите реле в режим подключения одним из способов:

    • на 5 секунд зажмите кнопку на корпусе реле с помощью скрепки из комплекта;
    • 5 раз выключите и включите присоединённый к реле выключатель;
    • 5 раз выключите и включите питание реле, подаваемое на разъём L.

    Не торопитесь, когда переключаете выключатель или питание, делайте паузы в 1–2 секунды.

    После этого реле можно настроить заново.

    Другая проблема

    Если не работает приложение Салют, у вас проблема со Сбер ID или вы видите ошибку на экране, изучите советы в общем для всех девайсов разделе «Решение проблем».

    Если ничего не помогает или решения для вашей проблемы не нашлось, свяжитесь с нами — мы поможем. Во время звонка или в переписке будьте готовы сообщить нам идентификатор своего устройства. Вот как его можно узнать:

    • С помощью телефона
    • На устройстве с ассистентом

    В приложении Салют для Android

    1. Перейдите к управлению умным домом: откройте экран .
    2. Если у вас несколько домов, переключитесь на дом, в котором находится устройство. Затем листайте вниз — отобразятся ваши комнаты, а также группы и устройства в них.
    3. Нажмите на устройство и в правом верхнем углу открывшегося экрана выберите . Если девайс входит в какую-то группу, сперва откройте группу, затем выберите устройство и нажмите на открывшемся экране.
    4. Идентификатор устройства указан в строке Серийный номер.

    В приложении СберБанк Онлайн для Android или iOS

    1. Перейдите к управлению умным домом: нажмите на экране, затем выберите и скажите «Открой умный дом».
    2. Если у вас несколько домов, переключитесь на дом, в котором находится устройство. Затем листайте вниз — отобразятся ваши комнаты, а также группы и устройства в них.
    3. Нажмите на устройство и в правом верхнем углу открывшегося экрана выберите . Если девайс входит в какую-то группу, сперва откройте группу, затем выберите устройство и нажмите на открывшемся экране.
    4. Идентификатор устройства указан в строке Серийный номер.

    В веб-приложении для iOS

    1. На телефоне откройте веб-приложение для iOS. Нажмите Войти и авторизуйтесь с помощью своего Сбер ID.
    2. Перейдите к управлению умным домом: нажмите Мои устройства.
    3. Если у вас несколько домов, переключитесь на дом, в котором находится устройство. Затем листайте вниз — отобразятся ваши комнаты, а также группы и устройства в них.
    4. Нажмите на устройство и в правом верхнем углу открывшегося экрана выберите . Если девайс входит в какую-то группу, сперва откройте группу, затем выберите устройство и нажмите на открывшемся экране.
    5. Идентификатор устройства указан в строке Серийный номер.

    На устройстве с экраном: SberBox, телевизоре с Салют ТВ или другом

    1. Откройте умный дом. В зависимости от версии прошивки устройства для этого нужно либо перейти на экран Приложения и нажать на карточку Умный дом, либо в меню на домашнем экране выбрать .
    2. Если у вас несколько домов, переключитесь на дом, в котором находится устройство. Затем листайте вниз — отобразятся ваши комнаты, а также группы и устройства в них.
    3. Нажмите на устройство и в правом верхнем углу открывшегося экрана выберите . Если девайс входит в какую-то группу, сперва откройте группу, затем выберите устройство и нажмите на открывшемся экране.
    4. Листайте экран вниз — идентификатор устройства указан в строке Серийный номер.

    С помощью колонки или приставки без подключения к ТВ

    Чтобы узнать идентификатор, нужен девайс Sber, оснащённый экраном или присоединённый к нему: телевизор на платформе Салют ТВ, SberBox, SberPortal, SberBox Top, SberBox Time.

    Если у вас SberBoom, SberBoom Mini либо если вы пользуетесь SberBox Top или SberBox Time без подключения к телевизору, посмотрите идентификатор с помощью телефона.

    Самые распространенные неисправности в системе водоснабжения

    Частная автоматическая система водоснабжения состоит из множества элементов, каждый из которых влияет на ее работу. Сам насос, подающий воду, реле давления, которое включает и выключает насос для подачи воды, гидроаккумулятор, фильтры, реле холостого хода и тп. Любой из этих узлов может выйти из строя, и тогда система может вовсе не работать, подавать грязную воду, или работать рывками. Какие самые распространенные неисправности системы, а также как их обнаружить?

    Гидроаккумулятор можно назвать самым слабым звеном системы, потому что большинство неполадок связано именно с ним. А то же время справедливо мнение, что сам по себе бак не выйдет из строя – в нем нет никакой особой механики или автоматики. Итак, если стрелка манометра резко скакнула вверх или вниз, а реле давления часто щелкает, то проблема связана с гидроаккумулятором. Причин может быть несколько:

    • — вышел воздух между мембраной и баком;
    • — порвалась мембрана гидроаккумулятора;
    • — воздуха в гидроаккумуляторе слишком много и его давление превышает нижний порог реле;
    • — реле давления настроено неправильно.

    О том, как определить, какая именно поломка случилась, мы уже писали в статье про гидроаккумуляторы. Решить же их довольно просто – если воздух вышел, его нужно накачать автомобильным насосом, а золотник закрыть шапочкой для шин. Если давление в гидроаккумуляторе избыточное – спустить воздух, следя за манометром. Если мембрана порвалась – заменить ее. А также правильно настроить реле давления.

    На системе водоснабжения в обязательном порядке присутствует как минимум один фильтр механической очистки, который извлекает из воды твердые частицы. Он имеет вид колбы, внутри которой находится фильтр-картридж, менять который необходимо как минимум 1-2 раза в год. Если вода стала плохо бежать – возможно засорился фильтр. Проверьте его и смените картридж.

    Еще одна неисправность – течь в водопроводе. Чаще всего она возникает в местах соединения колб, которые изготавливают из пластика.

    Реле сухого хода призвано выключать насос, если в источнике (скважине, колодце и т.д.) закончилась вода. Принцип его
    работы прост – если вода закончилась, давление падает до нуля и реле выключает насос. Но также реле может сработать, если давление в системе упало ниже 0,5-1 атмосферы по какой-либо другой причине. Например, если в сети пропало напряжение, вы слили из системы всю воду, то реле может не позволить включить насос. Чтобы исправить эту неисправность, нужно зажать кнопку на реле и следить за манометром. Если давление в системе начнет подниматься и достигнет 0,5 атм – можно отпускать кнопку. Если вы держите кнопку более 3 секунд, а вода не появилась – значит, скважина или колодец пусты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *