Реперный диск что это
Перейти к содержимому

Реперный диск что это

  • автор:

Перевод системы управления двигателя на альтернативный ECU. Часть 3. Железные вопросы, конфигурация системы.

В предыдущих записях я определился:
1. С выбором альтернативного ECU.
2. С необходимой оснасткой.

Сразу хочу оговориться. Рассматриваемые в этой записи вопросы надлежало описать раньше, в силу того что они напрямую связанны с выбором самого блока управления. Ну уж думаю кому надо разберется, переделывать не буду.

Собственно проблема в том что конфигурации, конструкции и принципы действия различных систем современных автомобилей, настолько многочисленны и многогранны.
Что могут возникнуть проблемы в создании новой системы управления на основе выбранного ECU потому что этот самый блок просто не в состоянии управлять той или иной конструкцией. В силу отсутствия в нем программных алгоритмов по такой системе или же просто отсутствие в самом блоке необходимых электронных составляющих.

Железные вопросы, конфигурация системы. Опус №1 🙂 СИНХРОНИЗАЦИЯ

Вопросы которые необходимо задать себе самому и обязательно решить, ибо после покупки блока будет поздно. Вероятно нужно будет что то переделать и докупить под возможности нового ECU.

1. Синхронизация.

Любому ECU нужно знать в каком положении находится ДВС в данный момент времени, для того чтобы знать в какой момент подать например искру или открыть форсунку и т.д.
Для этого на коленвале двигателя установлен так называемый реперный диск и напротив этого диска датчик положения коленвала.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

вариантов расположения реперного диска великое множество

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

А вот так расположен реперный диск на моем моторе М16А.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

ХРЕН ДОБЕРЁШЬСИ :)))

Строго говоря нас интересует не то где он расположен на нашем двигателе, а то сколько на нем «зубчиков», пропилов и сколько «зубчиков» отсутствует и как они на диске расположены, то есть где расположены пробелы.

Опять же вариантов великое множество.
Существует система обозначения конфигурации реперных дисков.

То есть 60 «зубчиков» должно было быть, но два подряд «выбили», осталось 58.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Думаю смысл понятен.

Есть конфигурации дисков посложнее, не буду описывать все, скажу только что на моем двигателе М16А, синхронизация 36-6, но 6 не подряд, а так +16-2+1-2+13-2, с + зубья которые есть, с — которых нет. Не берусь за правильность обозначения такой синхронизации, на осциллограмме это выглядит вот так. Фото такого диска к сожалению нет.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Теперь смотрим, а понимает ли наш КОРВЕТ такую синхронизацию.

Поддерживается блоками КОРВЕТ М11. ХХ
60-2
36-2
36-1
24-2
48-2
30-2

В результате мне необходимо менять реперный диск коленвала. Но на первых порах я решил родной диск оставить на своем месте, а диск 60-2 временно поместить на передний шкив ремня привода насоса кондиционера. Со временем планирую при замене маховика нарезать репер на нем, на маховике.

Если реперный диск вашего двигателя недоступен для прямого осмотра разбирать мотор не надо, достаточно снять осциллограмму с датчика коленвала и посчитать импульсы. Например вот осциллограмма диска 60-2

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Теперь о датчиках.

Как вы наверное заметили в двух последних осциллограммах формы сигналов одного «зубчика» имеют разную форму. На первой они прямоугольные, на второй в форме синусоиды.

Это связанно с тем что используются два различных типа датчиков, нам необходимо определить какой датчик стоит у нас на двигателе.

Вариантов всего два:

1. Индуктивный датчик.

Индуктивный датчик имеет всего два контакта и не имеет питания поскольку сам является источником тока, основан на элементарных законах физики, помните из школы, в проводнике движущемся в магнитном поле возникает ЭДС. Только в нашем случае реперный диск создает в сердечнике датчика переменное магнитное поле, таким образом при приближении зуба репера к датчику мы видим нарастание напряжения на осциллограмме, при удалении спад.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Есть маленькая тонкость, не обманитесь, провод датчика имеет экранировку и может иметь три контакта, это если разъем находится не на датчике, а где то далее по проводке.

2. Датчик Холла.

Датчик Холла имеет три контакта и в отличии от индуктивного требует питания. То есть в обязательном порядке будет провод (-) масса и провод (+) 5В или (+) 12В. на третьем проводе вы увидите сигнал прямоугольной формы, с амплитудой равной напряжению питания.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Принцип действия основан на эффекте полупроводников открытом ученным с Фамилией, как вы догадались, Холл.
В общем то ни чего сложного, при прохождении через полупроводник магнитного потока проводник ток пропускает, нет магнитного потока, не пропускает.

В нашем случае, зуб репера находится напротив датчика, магнитный контур замкнут, ток на сигнальный провод идет, зуба напротив датчика нет, магнитный контур разомкнут, ток на сигнальный провод не идет. Все гениальное просто ;)))

Датчик Холла, может иметь питание как от бортовой системы +12В., так и от внутренней системы питания ECU +5В, не перепутайте.

И так, с самими датчиками разобрались, теперь смотрим, а с каким датчиком работает наш вновь выбранный ECU, в моем случае КОРВЕТ М11 ЕТ.

Изучаем документацию: «Назначение контактов контроллера М11». И находим там вот такие строки:

контакт 15 Спец. дискретный вход. Сигнал датчика положения коленвала А (+ДПКВ)
контакт 34 Спец. вход. Сигнал датчика положения коленвала В (-ДПКВ)

Это говорит нам о том что блок КОРВЕТ М11 ЕТ создан для работы с индуктивным датчиком, поскольку для датчика Холла, как мы знаем достаточно одного входа.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

А у меня на машинке стоит датчик Холла, как видно из схемы, с питанием от бортовой сети +12В.

ОДНАКО ПРОБЛЕМА
Варианты решения:
1.Установить индуктивный датчик.
2 .Внимательно изучаем форум тех.поддержки КОРВЕТов и находим вот такую схемку.

Фото в бортжурнале Suzuki Swift (2G)

Лично я использую первый вариант, поскольку все равно мне приходится выносить реперный диск, но кому то пригодится и второй.

Далее необходимо будет решить вопрос с ориентацией датчика относительно пропусков на диске, но это мы обговорим позже непосредственно при монтаже.

Ну с синхронизацией вроде все :)))

реперный диск — что это? Установлен на автомобильных двигателях

Показывает датчику коленвала, где ВМТ, и обычно 90 180 270 до него.
На распредвале прмерно так же.

Остальные ответы

это диск на маховике

Служит для определения датчиком, и передаче с его помощью блоку управления двигателем, информации о частоте вращения и положении коленчатого вала относительно верхней мертвой точке.

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Шкив коленвала и реперный диск для двигателя OHC

Всем привет.
Появились некоторые наработки по охцам, которые будут использоваться на последующих машинах.
Так как штатного реперного диска для двигателя нет, приходится срезать реперный диск с вазовского и приваривать.
Начнём со сварки.
Так как обе детали чугунные, сварка полуавтоматом или аргоном, с использованием обычной стальной проволоки (присадочного прутка), является мало надёжным способом. После сварки бывает слышны щелчки, т.е. растрескивание прихваток.
Как бы не было страшно, машин с таким вариантом ездит не один десяток на протяжении нескольких лет и пока небыло ни одного случая отвала репера от шкива.
Как вариант можно нагревать обе детали до высоких температур, варить на горячую и очень медленно остужать, либо в печи, либо заворачивать в теплоизолирующий материал. Процесс очень долгий и проблематичный в гаражных условиях.
А если шкив коленвала имеет резиновый демпфер, то вообще не возможный.
Но есть выход из этой ситуации.
Покупаются специальные электроды для сварки чугуна, состоящие на 90+% из никеля. Стоимость около 800р за 7 электродов диаметром 2.5мм

Никель является мягким металлом и во время остывания тянется он, а не трескается чугун.
Варить можно без предварительного нагрева и стежками, а не точками. Проковывать шов не нужно. Сплошным швом варить не рекомендую.
Я приварил уже 2 диска и не один из них ниразу не щелкнул.

Теперь о получившимся изделии.
Так или иначе сварка ведёт реперный диск и искривляет его, пусть незначительно и не заметно глазу, но деформации присутствуют.
Зажав и проточив реперный диск в токарном станке, было выявлено изначальное радиальное биение 0.5мм и восьмёрка примерно 0.8-1мм
Чем меньше линейный размер реперного диска, тем сильнее сказывается данная погрешность на работу двигателя.

Реперный диск

Всем доброго дня. Строится корч. Есть вот такой маховик с диском синхронизации. можно ли его использовать, или прямая дорога к токорям? Блок 11.38
32 таких больших зуба, и в двух местах, друг на против друга нет проточки. на второй картинке видно это место

Изображения:
WhatsApp Image 2017-01-31 at 14.20.00.jpg

Размер файла: 136.9 Кб Просмотров: 492

WhatsApp Image 2017-01-31 at 14.19.55 (1).jpg

Размер файла: 130.0 Кб Просмотров: 482

WhatsApp Image 2017-01-31 at 14.09.28.jpg

Размер файла: 109.6 Кб Просмотров: 470

WhatsApp Image 2017-01-31 at 14.19.55.jpg

Размер файла: 147.7 Кб Просмотров: 466

Rstgluk

natka Местный житель
инженер-механик

Регистрация: 21.01.2014 Сообщений: 41 Адрес: Тольятти
#2 natka, 31.01.2017 21:30
мне кажется зубья стартерные будут больший сигнал формировать

natka

Spy Светлая память
Регистрация: 23.01.2006 Сообщений: 8,699 Адрес: Саратов
#3 Spy, 31.01.2017 21:37
Вообще похоже на диск для работы с оптопарой.

Spy

Регистрация: 04.05.2008 Сообщений: 767 Адрес: Астрахань
#4 Romashka, 31.01.2017 23:36
Задайтесь вопросом что для корча лучше по сути :60-2 или 32-x

Romashka

natka Местный житель
инженер-механик

Регистрация: 21.01.2014 Сообщений: 41 Адрес: Тольятти
#5 natka, 01.02.2017 04:43
это смотря на каком диаметре диска и применяемом дпкв

natka

Rstgluk Местный житель
компьютеры

Регистрация: 31.07.2009 Сообщений: 51 Адрес: Ростов-на-Дону
#6 Rstgluk, 01.02.2017 08:08
я склоняюсь к нормальному 60-2

Rstgluk

Регистрация: 04.05.2008 Сообщений: 767 Адрес: Астрахань
#7 Romashka, 01.02.2017 08:17
Сообщение от natka: ^
это смотря на каком диаметре диска и применяемом дпкв
Нажмите, чтобы раскрыть.

Слесарные работы по интеграции 60-2 в подавляющем случаи это пустяки в сравнении с остальными трудностями и задачами. Точность значительно выше, нет вопросов ни с датчиками ни со стандартами . Аргументация остаться на родном ибо не надо ничего менять крайне сомнительна.

Romashka

Регистрация: 11.02.2014 Сообщений: 1,743 Адрес: Марс
#8 Петр 2015, 01.02.2017 16:06

Тут не про стартерные зубья идет речь, а о пластине с широкими зубьями. А так конечно интересно: решение данного вопроса.

Петр 2015

natka Местный житель
инженер-механик

Регистрация: 21.01.2014 Сообщений: 41 Адрес: Тольятти
#9 natka, 02.02.2017 07:42
Сообщение от Петр 2015: ^

Тут не про стартерные зубья идет речь, а о пластине с широкими зубьями. А так конечно интересно: решение данного вопроса.

Нажмите, чтобы раскрыть.
ты датчику ПКВ это попробуй обьяснить

natka

Rstgluk Местный житель
компьютеры

Регистрация: 31.07.2009 Сообщений: 51 Адрес: Ростов-на-Дону
#10 Rstgluk, 02.02.2017 11:17
всем спасибо за комментарии. будем делать стандартный 60-2.

Rstgluk

elpaso Посетитель
Регистрация: 21.11.2015 Сообщений: 2 Адрес: Красноярск
#11 elpaso, 06.08.2017 17:35

уважаемые знатоки, кто нибудь сталкивался с таким реперным диском ? это рено меган и подобные ему машины, я вижу что на картинке не 60-2 (57 нормальных зубов далее 58-59 одним и далее пропил на один зуб)но надежда что он будет работать почему то остается. снять мкпп снять маховик и пропилить до 60-2 я могу, но нет желания этого делать. в том числе и для возможности быстрого отката с абита на родной комп.

elpaso

брайтон828 Местный житель
автоэлектрик

Регистрация: 17.01.2014 Сообщений: 58 Адрес: Россия, Кемерово
#12 брайтон828, 06.08.2017 17:46
Раз надежда остается, то надо пробовать и делиться результатами.

брайтон828

Spy Светлая память
Регистрация: 23.01.2006 Сообщений: 8,699 Адрес: Саратов
#13 Spy, 08.08.2017 13:25
Так то 58 зубов и 2 выбитых. Как на жигулях.

Spy

Регистрация: 08.07.2009 Сообщений: 1,570 Адрес: Московская Область г.Пушкино
#14 rs-tuning, 09.08.2017 15:41
Сообщение от elpaso: ^

уважаемые знатоки, кто нибудь сталкивался с таким реперным диском ? это рено меган и подобные ему машины, я вижу что на картинке не 60-2 (57 нормальных зубов далее 58-59 одним и далее пропил на один зуб)но надежда что он будет работать почему то остается. снять мкпп снять маховик и пропилить до 60-2 я могу, но нет желания этого делать. в том числе и для возможности быстрого отката с абита на родной комп.

Нажмите, чтобы раскрыть.
С Абитом работать будет, но раз уж он снят, подпилите зуб до нормального размера.

rs-tuning

Регистрация: 08.07.2009 Сообщений: 1,570 Адрес: Московская Область г.Пушкино
#15 rs-tuning, 09.08.2017 15:51
Сообщение от Spy: ^
Так то 58 зубов и 2 выбитых. Как на жигулях.
Нажмите, чтобы раскрыть.

Синхронизация -2 зуба, выглядит вот так

Изображения:
renault_sync.png

Размер файла: 32.0 Кб Просмотров: 71

vaz_sync.png

Размер файла: 33.4 Кб Просмотров: 67

rs-tuning

elpaso Посетитель
Регистрация: 21.11.2015 Сообщений: 2 Адрес: Красноярск
#16 elpaso, 09.08.2017 17:08
Сообщение от rs-tuning: ^
С Абитом работать будет, но раз уж он снят, подпилите зуб до нормального размера.
Нажмите, чтобы раскрыть.

примного благодарен.
выяснилось что мкпп придется снимать изза сцепы, пропилю. на крайняк при откате в сток наварю как было.
понравился подход уродцев из рено. вроде 4 катушки стоит, я даже думал поставить 11,38 ради этого дела ан нет. катушки стоять последовательно. молодцы.

elpaso

Spy Светлая память
Регистрация: 23.01.2006 Сообщений: 8,699 Адрес: Саратов
#17 Spy, 10.08.2017 12:03
Сообщение от rs-tuning: ^
но раз уж он снят, подпилите зуб до нормального размера.
Нажмите, чтобы раскрыть.
Согласен, думал об этом, но почему-то не озвучил

Spy

Алябьев Посетитель
автослесарь

Регистрация: 29.11.2014 Сообщений: 6 Адрес: Вологда
#18 Алябьев, 09.12.2017 13:11

Здравствуйте, товарищи!
Кто знает, реперный диск маховика двигателя Рено К4М напрессован или он заодно с телом маховика?

Алябьев

Авторемонт

Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 20,584 Адрес: г.Таганрог
#19 Andr, 09.12.2017 13:14
Сообщение от Алябьев: ^

Здравствуйте, товарищи!
Кто знает, реперный диск маховика двигателя Рено К4М напрессован или он заодно с телом маховика?

Нажмите, чтобы раскрыть.
Всегда нарезался на махоивке.

Andr

Алябьев Посетитель
автослесарь

Регистрация: 29.11.2014 Сообщений: 6 Адрес: Вологда
#20 Алябьев, 09.12.2017 13:20

Andr, спасибо. А то были сомнения по поводу смещения этого диска.
И вот как раз назрел ещё вопрос. Возможно ли как то проверить положение спиленного зубца относительно датчика коленвала, когда поршень 1го цилиндра находится в ВМТ. Везде написано, что маховик ставится в одном положении, но теперь закрались сомнения, что на проблемном автомобиле установлен не тот маховик.

Последний раз редактировалось Алябьев; 09.12.2017 в 13:24 .

Алябьев

Авторемонт

Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 20,584 Адрес: г.Таганрог
#21 Andr, 09.12.2017 13:46
Сообщение от Алябьев: ^

Andr, спасибо. А то были сомнения по поводу смещения этого диска.
И вот как раз назрел ещё вопрос. Возможно ли как то проверить положение спиленного зубца относительно датчика коленвала, когда поршень 1го цилиндра находится в ВМТ. Везде написано, что маховик ставится в одном положении, но теперь закрались сомнения, что на проблемном автомобиле установлен не тот маховик.

Нажмите, чтобы раскрыть.

Для этого и используют осцилограф и датчик давления в цилиндре. Делов на 5 мин, зато все видно без разбора.

Andr

Алябьев Посетитель
автослесарь

Регистрация: 29.11.2014 Сообщений: 6 Адрес: Вологда
#22 Алябьев, 09.12.2017 17:34
Andr, датчик давления в цилиндре — это всмысле компрессию померять?
Последний раз редактировалось Алябьев; 09.12.2017 в 17:50 .

Алябьев

Электрик даф

Регистрация: 23.02.2015 Сообщений: 153 Адрес: Tаллин
#23 407m, 09.12.2017 19:13
Сообщение от Алябьев: ^
Andr, датчик давления в цилиндре — это всмысле компрессию померять?
Нажмите, чтобы раскрыть.

Это насколько понимаю осциллограф на два канала в один подключён датчик колена на другой датчик давления в цилиндре . ( что-то какой-то отвод от свечки с датчиком) ( покажите пожалуйста готовое как выглядит и где купить?) хорошее!!

А вообще белый маркер школьный транспортир замечательно отвечает на данный вопрос.

407m

Barmental Местный житель
Технически вменяемый

Регистрация: 25.12.2011 Сообщений: 133 Адрес: Москва
#24 Barmental, 09.12.2017 19:22

Если слово «осциллограф» мало о чем говорит, то можно взять
нормальный стробоскоп с «колесом и таблом», и смотреть одновременно
в «табло» и «поляну» в мониторе. Ну может еще придется разделить на 2,
то что стробоскоп показывает.

У_Ёё, это же еще метки надо найти\нарисовать\прочертить.
Лоханулся я, это. (Но компрессия все равно понадобится,
где то «ведро», не меньше).

Barmental

Авторемонт

Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 20,584 Адрес: г.Таганрог
#25 Andr, 10.12.2017 00:19
Сообщение от Алябьев: ^
Andr, датчик давления в цилиндре — это всмысле компрессию померять?
Нажмите, чтобы раскрыть.

Добавлено через 1 минуту

Сообщение от 407m: ^

Это насколько понимаю осциллограф на два канала в один подключён датчик колена на другой датчик давления в цилиндре . ( что-то какой-то отвод от свечки с датчиком) ( покажите пожалуйста готовое как выглядит и где купить?) хорошее!!

А вообще белый маркер школьный транспортир замечательно отвечает на данный вопрос.

Нажмите, чтобы раскрыть.

На самом деле 2 каналов очень мало. http://forum.chiptuner.ru/forumdisplay.php?f=292 тут можно почитать про разные осциллографы.

Последний раз редактировалось Andr; 10.12.2017 в 00:21 . Причина: Добавлено сообщение

Andr

Авторемонт

Регистрация: 23.07.2009 Сообщений: 980 Адрес: Таллинн,Эстония
#26 Torker, 10.12.2017 11:10
Сообщение от Andr: ^

Для этого и используют осцилограф и датчик давления в цилиндре. Делов на 5 мин, зато все видно без разбора.

Нажмите, чтобы раскрыть.
Что то меня берут большие сомнения, по поводу точности данного метода..

Torker

Авторемонт

Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 20,584 Адрес: г.Таганрог
#27 Andr, 10.12.2017 13:03
Сообщение от Torker: ^
Что то меня берут большие сомнения, по поводу точности данного метода..
Нажмите, чтобы раскрыть.

Метод достаточно точен. Просто сейчас для диагностики очень часто используется осциллограф, и не имея его тяжело выявлять многие дефекты современных авто. Почитайте тему про осциллографы, и все сомнения уйдут.

Последний раз редактировалось Andr; 10.12.2017 в 13:06 .

Andr

Электроника

Регистрация: 02.10.2009 Сообщений: 1,008 Адрес: Рига
#28 Vasily_, 10.12.2017 16:15
Сообщение от Torker: ^
Что то меня берут большие сомнения, по поводу точности данного метода..
Нажмите, чтобы раскрыть.

Vasily_

Алябьев Посетитель
автослесарь

Регистрация: 29.11.2014 Сообщений: 6 Адрес: Вологда
#29 Алябьев, 10.12.2017 20:46

Почитал про методы диагностики с помощью осциллографа, вообщем это надо ехать к хорошему диагносту.
Товарищи, кто может проверить на К4М следующее: открутить датчик КВ, выкрутить свечу 1го цилиндра, затем, вращая КВ и наблюдая за зубцами маховика в окно под датчик, дождаться отсутствующего зубца. Затем вращать колено и считать количество зубов от пропущенного до того момента, пока поршень не встанет в ВМТ.
Вообщем посчитал я на своем экземпляре данным методом, получилось 16. Интересно, сколько должно быть на самом деле.

Алябьев

Авторемонт

Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 20,584 Адрес: г.Таганрог
#30 Andr, 10.12.2017 23:29
Сообщение от Алябьев: ^

Почитал про методы диагностики с помощью осциллографа, вообщем это надо ехать к хорошему диагносту.
Товарищи, кто может проверить на К4М следующее: открутить датчик КВ, выкрутить свечу 1го цилиндра, затем, вращая КВ и наблюдая за зубцами маховика в окно под датчик, дождаться отсутствующего зубца. Затем вращать колено и считать количество зубов от пропущенного до того момента, пока поршень не встанет в ВМТ.
Вообщем посчитал я на своем экземпляре данным методом, получилось 16. Интересно, сколько должно быть на самом деле.

Нажмите, чтобы раскрыть.

Я же дал наводку. Ищите по модели двс осцилограммы на форумах. Разбирать, считать, это позапрошлый век

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *