Чем клеить катушку динамика
Перейти к содержимому

Чем клеить катушку динамика

  • автор:

Ремонт и перемотка звуковой катушки громкоговорителя

Рано или поздно, каждый аудиофил-самодельщик сталкивается с проблемой ремонта или переделки источника звука своих (или чужих) акустических систем. Причиной может стать как механическое повреждение диффузора динамика, гофра или центрального подвеса, так и (что бывает чаще) электрическое повреждение звуковой катушки громкоговорителя. Нельзя исключать и вероятность перемотки этой катушки для изменения ее сопротивления, что иногда бывает нужно для согласования параметров акустической системы с имеющимся усилителем НЧ.
В этой статье мы не будем касаться вопросов, связанных с ремонтом диффузора, его гофра и подвеса – на эту тему в интернете можно найти достаточно публикаций. А вот по ремонту и перемотке звуковой катушки громкоговорителя материалов практически нет. Тем не менее, данная статья может быть полезна всем, кто занимается ремонтом и переделкой громкоговорителей.

Перемотка звуковой катушки требует практически полной разборки громкоговорителя (исключая разборку магнитного узла динамика – этого делать не следует во избежание уменьшения магнитного потока в зазоре). Во всяком случае, без демонтажа диффузора не обойтись в любом случае. Эта работа требует большой аккуратности и терпения: большинство динамиков – «одноразовые», и не рассчитаны на подобные экзекуции. Лишь некоторые динамики, предназначенные для профессионального использования в установках озвучания киноконцертных залов, имеют разъемную конструкцию, позволяющую относительно просто демонтировать диффузор. Чаще же диффузор и центральный подвес просто приклеиваются к корзине громкоговорителя, и хорошо, если это делается при помощи клея, который можно растворить или размягчить каким-либо растворителем или способом (например – локальным нагревом клеевого шва термофеном).
Для разборки громкоговоритель извлекают из ящика акустической системы, и помещают на чистую, ровную поверхность, исключая наличие на ней не столько бытовой пыли (которая, разумеется, не полезна для здоровья динамика), сколько наличие мелких металлических предметов, крошек, и тем более – опилок. Попадание последних в магнитный зазор динамика может свести на нет все усилия аудиофила по реанимации «пациента».
Первым делом необходимо отпаять от колодки гибкие проводники, идущие к звуковой катушке. Следует иметь в виду, что проводники, которые используются для этой цели, чаще всего имеют структуру «мишуры» — в них тонкие медные жилки свиты с синтетическими или натуральными нитями для обеспечения максимальной гибкости и эластичности. Для сохранения этого качества тоководов необходимо при пайке исключить случайную пропитку мишуры расплавленной канифолью, и тем более – оловом. Это сделать довольно просто – перед пайкой проводник пережимается максимально близко к месту пайки пинцетом или маленькими круглогубцами, и только затем отпаивается (или припаивается). При этом не следует применять больших усилий, так как механическое повреждение (деформация, смятие) проводника тоже может отрицательно сказаться на его эластичности. Применять для пайки жидкие флюсы я не рекомендую – слишком велика вероятность того, что флюс содержит активные кислотные составляющие, которые через какое-то время могут химически разрушить если не медные жилки токовода, то уж нитевую составляющую наверняка.

Следующий этап – демонтаж пылезащитного колпачка диффузора. На его месте (или вместе с ним) может оказаться ВЧ-рупор широкополосника, который при необходимости так же демонтируется.
Перед отклеиванием колпачка его аккуратно по всему диаметру смачивают каким-либо растворителем, для размягчения клея. Какой именно растворитель следует использовать для этого, сказать не возможно – разновидность клеевых составов, применяемых при сборке динамиков очень велика, поэтому выбор конкретного типа растворителя приходится осуществлять в процессе работы. Учитывая, что раньше большинство производителей динамиков применяло клеи или на спиртовой основе, или нитроцеллюлозные, то начинать следует именно со спирта (не с водки – она плохой растворитель), ацетона, или растворителей типа 646, 648 (предпочтение следует отдавать именно растворителям – они менее летучи, чем ацетон). Иногда приходится использовать толуол или дихлорэтан, только нужно иметь в виду их токсичность и летучесть, следствием которой является существенно больший расход. Разумеется, используя любой растворитель, следует позаботиться о вытяжке, или хорошей вентиляции, и соблюдать все меры предосторожности, исключая попадание любого растворителя на слизистые оболочки носа, рта и особенно – глаз. Если же такое произошло, необходимо промыть глаза большим количеством холодной воды, и незамедлительно обратиться к врачу. Можно попробовать смешать разные типы растворителей, для получения универсального «размягчителя» клея.
Наносить растворитель следует непосредственно на место склейки, исключая его растекание по поверхности диффузора. Делать это следует при помощи маленького одноразового шприца с затупленной иглой.

Применять кисть не стоит – даже беличья или колонковая кисточка иногда «сбрасывает» волос, который может попасть в магнитный зазор, и приклеиться там. После небольшой выдержки (3-5 минут) нужно острым лезвием ножа, скальпеля или большой иглы подцепить в одном месте край колпачка, и попытаться отделить его от диффузора. Если в одном месте удается это сделать, то дальнейшее уже не представляет больших проблем. При необходимости можно повторить процедуру нанесения растворителя на клеевой шов.

Далее точно так же смачиваем растворителем внешнюю часть гофра (юбку), приклеенную к корзине динамика, и постепенно отделяем ее от металла. Для этого лучше использовать обычный кухонный нож с закругленным не острым лезвием. Чтобы исключить повторное приклеивание отделенной части диффузора к корзине, устанавливаем между металлом и юбкой гофра прокладки из плотной бумаги, или тонкого, устойчивого к применяемому растворителю пластика.

Остается отклеить от корзины юбку центрального подвеса. Работа очень не удобная, кропотливая, и не всегда результативно выполнимая. Нередки случаи, когда юбка приклеена «намертво», и не хочет отклеиваться даже после длительного размачивания растворителями. В этом случае можно попробовать отклеить центральную часть подвеса от каркаса звуковой катушки. Универсальных рекомендаций здесь, к сожалению, дать трудно… Были случаи, когда даже приходилось срезать центральный подвес. Делать это нужно только в крайнем случае, стараясь разрезать подвес максимально близко к линии клеевого шва – тогда при сборке удается склеить подвес, практически без потери его эластичности.
Если динамик разборный (наподобие старых кинаповских динамиков, например, 2А9), то процесс разборки сильно упрощается – у таких динамиков и юбка гофра, и центральный подвес фиксируются прижимными дугообразными пластинами на винтах.
Сразу же после снятия диффузора с корзины, имеет смысл заклеить щель кольцевого магнитного зазора скотчем, изолентой, или просто «примагнитить» к фланцу подходящую по размеру стальную пластинку, или крышечку. Эта простая предосторожность исключит попадание в щель магнитного зазора любой грязи или мусора.

Теперь можно перейти к осмотру звуковой катушки. Если динамик работал, но «скрипел», что иногда бывает при «развалившейся» катушке, то можно попытаться приклеить отклеившиеся витки катушки. Для этого их нужно аккуратно уложить на старое место, и просто промазать на два-три слоя клеем, с промежуточной просушкой. Бывает так, что один из выводов катушки просто отпаивается от токовода или промежуточной плоской шины в результате перегрева. В этом случае достаточно просто припаять его на место. Разумеется, не стоит для этого использовать низкотемпературные трубчатые припои, гораздо лучше применить классический ПОС.
Если же катушка не только развалилась, но и почернела от перегрева, а лаковая изоляция провода обуглилась, то катушку однозначно лучше перемотать. Для динамиков с известными параметрами катушки (диаметра провода, числа слоев, и количества витков в каждом слое) можно просто удалить остатки старой обмотки катушки. Если же число витков не известно, то следует аккуратно смотать каждый слой обмотки, считая витки. Затем следует выбрать кусок смотанного провода с неповрежденной изоляцией, и замерив диаметр провода микрометром, подобрать провод с максимально близким диаметром.
Если же этого сделать не удалось, то зная количество витков и сопротивление катушки постоянному току, можно высчитать требуемый диаметр провода. Вот формула для таких вычислений:

где: d – диаметр провода звуковой катушки (мм), ρ – удельное сопротивление меди (0,0175 Ом*мм²/м), n – общее число витков катушки, D – внешний диаметр каркаса катушки (мм), b — ориентировочный диаметр провода (мм), m – число слоев обмотки, k – суммарная длина выводов катушки от крайних витков обмотки, до места припайки к гибким тоководам, R – сопротивление катушки постоянному току (Ом), п — число пи. Величина b является ориентировочной, и необходима для более точного вычисления средней длины витка звуковой катушки. Можно указывать b с точностью +/-0,1 мм от реального диаметра, без существенного уменьшения точности вычислений. Приведенная формула имеет такой вид:

Эту же формулу можно использовать при пересчете сопротивления звуковой катушки на другое значение.

Для перемотки катушки динамика стоит изготовить специальную моталку со сменными разрезными оправками. Ее конструкция проста и понятна из приведенных фотографий.

Этой моталке уже больше 20 лет, и на ней перемотан не один десяток катушек. Это просто две пластины из текстолита (что были под рукой), соединенные четырьмя винтами М5. Вдоль плоскости соединения пластин просверлено отверстие диаметром несколько меньшим, чем диаметр оси моталке. Конструкция позволяет регулировать величину трения между остью моталки и ее корпусом, что довольно удобно при работе с проводами разного диаметра. Такое подтормаживание оси исключает самопроизвольное вращение оси, и предотвращает ослабление витков в неизбежных паузах в работе. В качестве пластин можно использовать и плотное дерево (бук, дуб, граб, береза), но мне кажется, что текстолит долговечнее.
Разрезные оправки точатся под каждый диаметр звуковой катушки (их у меня набралось уже пара десятков) с плюсовым допуском примерно 0,05-0,07 мм. Разрезная оправка нужна для того, чтобы туго намотанную катушку после завершения работы было бы легче снять с оправки, слегка сжав ее.

У приведенного на фото динамика пластиковый каркас катушки не был поврежден (что чаще всего случается с бумажными каркасами), и я не стал его отклеивать от диффузора. В том случае, если бумажный каркас поврежден, приходится делать новый. После нескольких экспериментов по выбору материала для каркаса, я остановился (еще в те давние времена) на бумажных перфокартах от древних вычислительных машин типа «Минск-32», и пр. Думаю, сейчас найти такие перфокарты будет проблематично, но при желании — можно.
Хорошей альтернативой бумаге для изготовления каркасов катушек может служить алюминиевая фольга толщиной 0,05-0,1 мм. У меня сохранились запасы фольги толщиной 0,06 мм, из которой раньше делали крышки на стеклянные кефирные и молочные бутылки. Эта фольга довольно мягкая, легко выглаживается после случайного замятия и главное — не пружинит, и не напрягает медную обмотку катушки. Вес каркаса из такой фольги практически не больше веса бумажного каркаса. Прекрасный материал!
Для катушек больших диаметров (мощные НЧ динамики) вполне подходит фольга от пивных банок. Правда, она довольно жесткая, поэтому перед намоткой полоску такой фольги нужной длины следует намотать на круглую оправку с диаметром раза в 2,5-3 меньше, чем диаметр катушки диффузора, и плотно обмотать по всей ширине, допустим, изолентой. После «освобождения» через несколько часов полоска фольги будет иметь как раз нужный вам диаметр. Достоинством металлического каркаса является его увеличенная теплопроводность, что существенно облегчает тепловой режим звуковой катушки.
Маленькая хитрость, облегчающим процесс намотки: обязательно установите ограничивающие бордюры высотой 2-3 мм с обеих сторон от будущей обмотки, это позволит мотать катушку «от стенки до стенки», не боясь расползания нижнего слоя витков при намотке верхнего (-них) слоя (-ев). Бордюры лучше всего сделать из разрезных пластиковых шайб требуемого диаметра. В крайнем случае (как у меня на фото у правой щеки оправки) можно просто намотать в нужном месте один виток электрического провода в пластиковой изоляции. Левый бордюр в данном случае я намотал каким-то самоклеющимся эластичным пластиком (автомобильный декоративный молдинг).
Перед намоткой поверхность металлического каркаса обязательно обезжиривается. Я использую изопропиловый спирт (у любом радиомагазине — 30 рублей за 0,25 литра). После этого поверхность каркаса между бордюрами промазывается не толстым слоем клея. Раньше использовал исключительно БФ-2. Сейчас такой клей достать у нас проблематично, поэтому покупаю в аптеках БФ-6, ближний родственник БФ-2 с незначительно худшими адгезивными и прочностными свойствами. Использовать новомодные сопливо-моментальные клеи типа «88», «Момент» или «Супер-моменты» (на цианокрилатной основе) не рекомендую по ряду их свойств, не облегчающих склейку и пропитку звуковых катушек. Только спиртовый клей, в крайнем случае — какой-либо клей на нитроцеллюлозной основе (можно подобрать что-нибудь из мебельных лаков).
На фотографии

виден вращающийся на тонкой стальной оси поролоновый валик, который непосредственно перед началом намотки обильно пропитывается клеем. Валик я делаю из кусочка поролона, одетого на обрезок стержня от авторучки. Провод перед укладкой на каркас касается пропитанного клеем поролона, и попадает на него (каркас) уже вымазанный клеем. Это несложное приспособление существенно улучшает проклейку катушки.
Провод при намотке тоже обезжиривается — на фото этого не видно (сфотографировано до начала работы, там и валик еще не пропитан клеем), но обычно я держу провод салфеткой, смоченной в том же изопропиловом спирте.
На очередном снимке

показана «свеженькая» трехслойная катушка, на намотку которой у меня ушло не более 5-7 минут. После того, как катушка будет намотана, и слегка подсушена горячим воздухом (проще всего использовать бытовой фен), имеет смысл дополнительно пропитать ее на 2-3 слоя тем же клеем, можно слегка разведенным обычным спиртом. Я это делаю при помощи поролонового тампона.

До окончательного высыхания (примерно в течение суток) катушка оставляется на разрезной оправке. Затем с катушки снимаются ограничительные бордюры, сама катушка снимается с разрезной оправки, и распаиваются выводы обмотки катушки. После этого крайние витки катушки и места пайки еще на 2-3 раза пропитываются клеем, обязательно с промежуточной сушкой в течение 1-2 часов, и катушка окончательно высушиваются. Для ускорения высыхания каждого слоя клея можно также использовать термофен.

Сборка динамика производится в обратном порядке. Сначала следует максимально точно установить диффузор на свое старое место. Хорошими «направляющими» при этом служат остатки старого клеевого шва – их следует совместить с «отпечатками» на смежной поверхности. В том случае, если при разборке динамика не удалось отклеить центральный подвес от корзины, и пришлось «выгрызать» катушку, то на тканевой основе центрального подвеса наверняка останутся жесткие остатки клеевого шва, которые могут повредить обмотку звуковой катушки при сборке. Для исключения этого следует вставлять катушку в центральный подвес по направляющим. Можно попробовать свернуть направляющее кольцо из тонкого пластика, и вставить его внутрь центрального подвеса, и даже в магнитный зазор, и уже потом вставлять на место звуковую катушку.

Если же конструкция динамика не позволяет этого сделать, то вместо сплошного кольца можно нарезать узкие полоски из того же пластика, вставить их вертикально в центральный подвес и магнитный зазор, и уже по ним вставлять катушку. После того, как звуковая катушка окажется на месте, пластиковое кольцо или направляющие полоски извлекаются. Эта простая мера предосторожности существенно облегчит сборку динамика, и сохранит обмотку звуковой катушки от механических повреждений острыми краями старого клеевого шва.
Затем звуковая катушка тщательно центруется в магнитном зазоре динамика. Для центровки катушки можно использовать любой листовой материал подходящей толщины и плотности. Много лет использовал фотопленку, нарезанную полосками. Сейчас проще найти плотную лавсановую пленку (астролон, калька), или что-нибудь типа того.

При установке диффузора в корзину нужно обеспечить как абсолютную аксиальность катушки относительно магнитного зазора, так и выдержать ее высоту относительно фланца. Только после этого можно приклеивать (или скручивать) центральный подвес и загофровую юбку диффузора.
Для приклеивания центрального подвеса и юбки гофра можно использовать резиноподобные клеи – 88, «Момент», и т.д. Я же обычно применяю импортные сапожные клеи, которыми со мной делится ближайший сапожник. Положительным свойством сапожных клеев является то, что они наносятся на склеиваемые поверхности и высушиваю заранее (примерно за полчаса-час до склейки), и к началу сборки уже не пристают к рукам, а в момент склеивания поверхности просто прогреваются термофеном, и сжимаются на несколько секунд. После этого полоски, центрующие звуковую катушку, извлекаются из магнитного зазора, точность установки диффузора проверяется путем аккуратного перемещения диффузора вверх-вниз. Это следует делать, не перекашивая диффузор, т.е. усилие, прилагаемое к диффузору должно быть симметрично относительно его оси.
В течение нескольких часов после склеивания (этого вполне хватает для проверки собранного динамика) такое соединение может быть довольно легко разобрано повторным нагревом, без размачивания клея, для устранения возможных неточности установки диффузора и центровки звуковой катушки.
В последнюю очередь приклеивается на место пылезащитный колпачок, а тоководы припаиваются к колодке на корзине динамика (разумеется, с соблюдением описанных выше предосторожностей). Собранный динамик проверяется сначала на малой, а затем на максимальной мощности, и при отсутствии посторонних призвуков, монтируется обратно в акустическую систему.

Клей для ремонта динамиков — ответы на вопросы

Если из динамика раздается хрип, это еще не повод отправлять его на свалку. Причиной неприятного звука, как правило, является грязь и металлические частицы, скопившиеся между сердечником и катушкой.

Чтобы устранить проблему, даже не нужно обращаться в мастерскую: в большинстве случаев достаточно разобрать динамик, прочистить его от инородных предметов и снова собрать, посадив все элементы на хороший клей. Самостоятельно можно и произвести замену подвеса сабвуфера, если на нем появился надрыв.

Устройство динамика колонок

В этой статье мы расскажем, каким клеем лучше клеить катушку динамика, какой клеящий состав идеально подойдет для приклеивания подвесов, диффузора, центрирующей шайбы, выводов.

Каким клеем клеить динамики — обзор вариантов

Для ремонта динамика используют различные по своему составу и характеристикам виды клея. Одни идеально подходят для приклеивания катушки и проводов к диффузору, другие используют для крепления подвеса и сборки динамика.

Как восстановить подвес динамика

Вот перечень клеевых составов, которые в своей работе используют профессиональные мастера:

Клей SL для сборки динамиков — универсальный однокомпонентный контактный клей на основе полихлоропрена. Разработан специально для сборки и ремонта электродинамических громкоговорителей.

Образует тонкий, высокопрочный, прозрачный клеевой шов. Клей схватывается в течение двух часов, пользоваться склеенным изделием можно через сутки (время полного высыхания).

Клеить диффузор динамика специалисты рекомендуют именно этим клеем. Продается Клей SL в пластиковых упаковках объемом 100 мл, стоит порядка 500-600 рублей.

Клей DKD — современный однокомпонентный клей низкой вязкости. Изготовлен на основе эпоксидной композиции, предназначен для склеивания витков обмоточного эмальпровода при ремонте звуковой катушки.

Клей полностью полимеризуется в течении 2-3 часов при нагревании строительным феном до температуры 120 градусов. «DKD» обладает отличной адгезией к стеклотекстолиту, каптону и другим материалам, из которых изготавливают катушки динамиков.

Читайте также: Чем хорош клей на основе Дихлорэтана

Продается Клей ДКД в пластиковых флаконах объемом 50 мл, стоит порядка 400-500 рублей.

Каким клеем вклеить подвес

Экспресс-клей Akfix 705 — универсальный двухкомпонентный набор для быстрой сборки динамиков. Состоит из быстрополимеризующегося цианоакрилатного клея повышенной вязкости (жидкий гель) и активатора в форме аэрозоля.

Отлично склеивает резину и большинство видов пластика, поэтому широко используется для ремонта динамиков. Обеспечивает безупречно высокую прочность склеивания за считанные минуты, не капает и не растекается.

Продается Akfix 705 в наборе: 200 мл активатора + 50 г клея, стоит порядка 350 рублей.

Клей Интербонд (Interbond) — вязкий клей на основе этил-2-цианоакрилата. Двухкомпонентный, продается в комплекте с аэрозольным активатором.

Идеально подходит для сборки динамиков, а именно выполнения таких задач, как: приклейка центрирующей шайбы к диффузородержателю, приклеивание гибких выводов, вклейка катушки.

Не рекомендуется использовать для работы с металлами. Продается Interbond в наборе: 100 мл активатора + 25 г клея, стоит порядка 200 рублей.

Как правильно клеить подвесы на динамиках — инструкция

Заменить подвес на динамике сабвуфера несложно.

Замена подвеса на динамике

Как починить старый подвес в динамиках

Все, что понадобится для выполнения работы, это:

  • новый подвес;
  • строительный фен;
  • острый нож;
  • тонкая плоская отвертка;
  • растворитель;
  • клей;
  • кисточка или ватная палочка для нанесения клея.

Порядок выполнения работ на примере использования однокомпонентного клея SL:

  1. Производим демонтаж поврежденного подвеса — отклеиваем его от корзины (корпуса), от диффузора, снимаем пылезащитный колпачок. Чтобы сделать это быстро и аккуратно, необходимо хорошенько прогреть клеевые швы строительным феном. Отслаивать старые элементы нужно аккуратно, чтобы не повредить диффузор. Для этих целей отлично подходит плоская отвертка.
  1. Тщательно очищаем корзину и диффузор от остатков старого клея, обезжириваем место склеивания растворителем.
  1. Производим центровку диффузора, чтобы он свободно двигался, не задевая катушку. К этому моменту нужно подойти ответственно, иначе придется заново все разбирать и клеить подвес динамика еще раз.
  1. Наносим при помощи кисточки или ватной палочки небольшой слой клеевого состава на диффузор и на подвес (клей предварительно нужно хорошенько размешать). Оптимальная толщина клея — 2-3 мм.
  1. Производим приклеивание: выдерживаем технологическую паузу, чтобы клей подсох до состояния остаточной липкости. Прикладываем подвес к диффузору и равномерно прижимаем склеиваемые поверхности. Время высыхания клея в соответствии с инструкцией — 10-20 минут. Однако полная прочность достигается только спустя сутки. После этого можно проводить тестирование динамика.

Ремонт катушки и диффузора динамика.

fon3

В популярной радиотехнической литературе неоднократно освещались различные методы ремонта динамической головки (динамика). К сожалению, все они имеют ряд существенных недостатков. Например, для извлечения диффузора предлагается растворителем размягчить клей, которым тот крепится к корпусу динамика. Но ведь растворитель выделяет токсичный запах и вряд ли приемлем в домашних условиях. К тому же для подобной операции требуется довольно продолжительное время.
Следующая загвоздка — невозможность точной центровки каркаса звуковой катушки относительно магнитного керна в условиях домашней мастерской. Это в конечном итоге отражается на качестве работы динамика — появляются хрипы и другие искажения звука (особенно при максимальной выходной мощности).

С учетом приведенных выше особенностей была разработана более простая, свободная от прежних недостатков технология, не требующая чрезмерной аккуратности и точности при ремонте динамика. Для ее осуществления нужны лишь плотная тонкая бумага (например, от упаковочного пакета для фотобумаги), клей ПВА, обмоточный провод марки ПЭВ-2 (диаметр подбирают в зависимости от типа динамика) да немного терпения.
Первым делом разбирают головку. Пусть это будет, скажем, 10ГД36. Вынимают проходные резиновые изоляторы из корпуса (для старых типов динамика) или отпаивают гибкие медные проводники от «клеммника». Затем ручкой или карандашом слегка проводят на диффузоре окружность на 15 мм выше заклепок, к которым припаяны выводы звуковой катушки — это линия разреза. На ней делают радиальную черту-метку (понадобится при сборке динамика), после чего бритвой или тонкими ножницами аккуратно разрезают диффузор по ранее проведенной окружности. Такой же разрез делают и на центрирующем гофре.
Из корпуса удаляют вырезанную часть диффузора, а из магнитного зазора — все остатки бумажного каркаса и проводов обмотки звуковой катушки. Чтобы в последний не попали мелкие частицы, на время ремонта его закрывают клейкой лентой или лейкопластырем.
Скальпелем или швейной иглой отрывают приклеенный к каркасу звуковой катушки обмоточный провод и убирают остатки пришедшей в негодность обмотки, отметив карандашом место положения катушки на каркасе. Тем, у кого каркас катушки остался невредимым, можно сказать, повезло. Остальным придется мастерить новый каркас. Вот вкратце несколько советов о том, как его сделать. Сперва нужно изготовить оправку. Диаметр ее должен быть на 0,2— 0,3 мм больше диаметра керна, находящегося в магнитной системе головки. Для этого можно воспользоваться корпусом электролитического конденсатора К50-6 (200 мкФ, 50 В), намотав на него полоску газетной бумаги. Затем из тонкого, но плотного листа бумаги вырезают развертку каркаса в виде прямоугольника и склеивают ее на оправке с нахлестом в 2—3 мм. Убрав остатки старого каркаса, приклеивают новый к вершине усеченного конуса диффузора.
Следующая операция — намотка звуковой катушки. Она осуществляется тоже нетрадиционным способом. Чтобы исключить деформацию каркаса, катушку надевают на оправку, за которую и удерживают всю конструкцию при намотке головки.
Для 10ГД36 потребуется примерно 5,3 м провода ПЭВ-2 диаметром 0,17 мм. Место, где будет укладываться обмотка, смазывают клеем ПВА. Взяв провод за середину, начинают намотку половины звуковой катушки — от края и до диффузора. Желательно это делать виток к витку (но можно и внавал). Закончив работу с половиной катушки и закрепив каплей клея отвод — пятисантиметровый конец провода, переходят ко второй половине катушки, наматывая ее поверх первой, но уже в другую сторону. Конечный вывод провода также закрепляют клеем.
После высыхания клея швейной иглой прокалывают пылезащитный колпачок, пропускают в него выводы катушки и припаивают их к заклепкам, расположенным на внутренней поверхности диффузора. Затем провода приклеивают тонким слоем ПВА. Что касается выводных проводов от старой катушки, то их можно и не удалять.
Прежде чем приступать к сборке динамика, нужно из той же тонкой, но плотной бумаги вырезать ленточные накладки. Как показала практика, не обязательно приклеивать их по всей линии разреза гофра. Достаточно шести штук 15-мм длины, расположенных равномерно по боковой поверхности. Центрирующий гофр восстанавливают с помощью шести бумажных прямоугольников размером 5×15 мм.
Непосредственно перед сборкой внутреннюю часть бумажного каркаса звуковой катушки смазывают ЦИАТИМ — 201 или какой-либо другой незасыхающей смазкой.
Аккуратно установив вырезанную часть на прежнее место и совместив метки на обеих частях диффузора, соединяют все это ленточными накладками и клеем ПВА. Чтобы избежать перекоса диффузора, сначала приклеивают диаметрально противоположные накладки, потом — остальные.
Заключительная операция — установка на прежнее место проходных изоляторов (или припаивание выводных проводников к «клеммнику»). Все здесь, что называется, проще простого.
По описанной выше технологии автор восстановил более десятка динамиков типов 4ГД8Е и 10ГД36. Все они исправно работают уже несколько лет, не вызывая ни малейших нареканий.

Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть6

Эта часть руководства посвящена окончательной сборке и юстировке (центровке) подвижной системы громкоговорителя.

Самые интересные ролики на Youtube

Навигация по FAQ-у.

  1. Read Me.
  2. Как устроена динамическая головка?
  3. Какие бывают неисправности динамиков?
  4. Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?
  5. Как заменить гибкие выводы?
  6. Как разобрать головку громкоговорителя?
  7. Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?
  8. Как изготовить шаблон-оправку для намотки катушки динамика?
  9. Как собрать простой станок для перемотки динамиков?
  10. Как вклеенную в диффузор гильзу установить на оправку?
  11. Как рассчитать и изготовить гильзу при ремонте динамика?
  12. Как рассчитать диаметр провода при перемотке динамика?
  13. Как намотать катушку динамика?
  14. Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?
  15. Как собрать и отцентровать динамик?
  16. Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
  17. Дополнительные материалы.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?

Лучше всего вклеивать гильзу в диффузор сразу после намотки катушки. Окончательную сушку катушки можно перенести и на потом.

Если выводы катушки должны быть проложены с внешней стороны диффузора, то их можно аккуратно уложить и подклеить к гильзе до вклейки последней в диффузор.

Однако, чтобы не портить внешний вид динамика, лучше не удалять выводы с внешней стороны диффузора, а новые выводы катушки подклеить с внутренней стороны диффузора. К тому же, при этом не потребуется удалять пылезащитный колпачок.

Разверните изображение на весь экран, чтобы увидеть полноразмерное видео.

Чтобы получить надёжное клеевое соединение, необходимо обеспечить минимальный зазор между отверстием в диффузоре и внешней поверхностью гильзы. Если зазор велик, то на гильзу следует наклеить дополнительную бумажную прокладку.

При вклейке гильзы в диффузор, клей наносится и на обе контактные поверхности.

По мере отверждения клея, склеиваемая пара приводится во вращение, и положение стыковочной поверхности подвеса контролируется по какому-нибудь стационарному ориентиру.

Если подвес слишком эластичен и его форма нарушена при демонтаже, то можно ориентироваться по линии стыка подвеса с диффузором.

Когда клей высохнет, можно снять гильзу с шаблона.

Прежде чем припаивать выводы катушки к гибким выводам, нужно убедиться в том, что выводы катушки будут подключены в правильной полярности. Полярность подключения должна соответствовать маркировки или цвету гнёзд.

Положительный вывод динамика обозначается либо произвольной меткой, либо знаком «+» (плюс), либо красным цветом гнезда.

Если Вы мотали катушку динамика так же, как и я, и северный полюс магнита вашего динамика находится внизу, то начало катушки, подключается к минусовой клемме, а конец у плюсовой.

Get the Flash Player to see this player.

Если начальных данных для определения полярности нет, то достаточно перед окончательной сборкой опустить подвижную систему в корзину, подключить к выводам катушки источник постоянного тока (0,5… 1 Вольт) и посмотреть в какую сторону сдвинется диффузор. Если к положительному выводу подключен плюс, то диффузор должен двигаться вверх.

Кликните по картинке, чтобы увидеть трёхсекундный ролик.

Затем выводы катушки укладываются без зазора на поверхность гильзы и диффузора и припаиваются к гибким выводам. После чего выводы, места паек и места крепления гибких выводов проклеиваются клеем.

Удалить лак с выводов катушки и одновременно залудить их можно при помощи вот такого нехитрого приспособления.

Чтобы его изготовить, нужно нагреть паяльником скрепку и вплавить её в таблетку Аспирина (салициловой кислоты).

После высыхания клея, крепящего выводы катушки, к диффузору приклеивается центрирующая шайба.

При приклеивании центрирующей шайбы, клеем покрываются обе контактные поверхности. На время отверждения клея, на центрирующую шайбу устанавливается груз.

Перед окончательно сборкой следует просушить катушку, как описано здесь.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

17 Декабрь, 2011 (17:20) в Ремонт техники

Муки творчества могут так замучить, что иногда требуются свежие идеи. Загляни по случайной ссылке, чтобы отвлечься. Если новости тут закончились, то можете перейти на другую страницу, нет ничего проще!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!

Комментарии (43)

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

admin Декабрь 16th, 2016 at 16:23

Vasia, в статье подробно описан процесс отверждения клея. Если лень всё читать, то вам прямо сюда>>>

Vasya Декабрь 16th, 2016 at 16:45

Ах да, в конце упомянута сушка, но это только катушка. Диффузор и шайбу вы тоже приклеиваете бф-ом, но их сушка не производится ?

admin Декабрь 16th, 2016 at 16:58

Vasya, на большинство вопросов, не освещённых в статье, ответы есть в комментариях и связанной ветке форума. Клеи тоже обсуждались неоднократно.

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Рубрики

Популярные статьи

Мощный паяльный фен своими руками Мощный паяльный фен своими руками Паяльник для пайки SMD компонентов из доступных деталей Паяльник для пайки SMD компонентов из доступных деталей Цифровой осциллограф из компьютера. Цифровой осциллограф из компьютера Импульсный блок питания из сгоревшей лампочки. Импульсный блок питания из сгоревшей лампочки Импульсный блок питания из сгоревшей лампочки. Как рассчитать и намотать импульсный трансформатор? Стабильный регулятор мощности. Стабильный регулятор мощности Как рассчитать и намотать силовой трансформатор? Как рассчитать и намотать силовой трансформатор? Простой микрофонный усилитель. Простой микрофонный усилитель ЛУТ минус утюг. ЛУТ минус утюг Как разобрать разъёмы БП? Как разобрать разъёмы БП? Сварочный аппарат своими руками Сварочный аппарат своими руками
Смотреть на Youtube Смотреть на Youtube Смотреть на Youtube Смотреть на Youtube Смотреть на Youtube Смотреть на Youtube

Свежие комментарии

  • admin к записи Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *