Как я велосипед выбирал
Перейти к содержимому

Как я велосипед выбирал

  • автор:

Как я выбирал велосипед

Крути педали

Выбор велосипеда — это весьма непростое занятие. Неподготовленная покупка велосипеда в ближайшем магазине имеет лишь одно преимущество — экономия времени. Быстрая покупка велосипеда — это на 90% выброшенные на ветер деньги и большой моральный (а в ряде случаев и серьёзный физический) ущерб от катания «не на том велосипеде».

В советское время выбор велосипедов был крайне скуден. «Школьник», «Орлёнок», «Кама», — вот, пожалуй, и всё, что было доступно пионеру, с завистью смотревшему на тех, кто ездил на «полугоночных» (туристических) велосипедах с системой переключения скоростей и двумя ручными тормозами. В юности мне посчастливилось попасть в велосипедную секцию, где наконец-то сбылась мечта погонять на шоссейном велосипеде. Это все знания, которыми я обладал к моменту покупки первого современного велосипеда. Мой брат был более осведомлён о том, что в настоящее время продаётся в магазинах и предложил приобрести недорогой горный велосипед Merida за 8 тыс. руб. (цены 2005-2006 годов). Без лишних слов мы отправились в известный ему магазин и без долгих раздумий выбрали горный велосипед с маркой Merida, исходя из имеющейся в руках суммы и ростовки рамы.

Первое впечатление от двухнедельного катания на данном велосипеде – всё просто отлично! По сравнению с неподъемными изделиями советского времени этот велосипед показался чудом техники. Его можно было поднять одним пальцем и комфортно гонять по лесу без боязни того, что слетит цепь и погнётся рама, как на “Школьнике”, или отвалится руль, как на «Арлёнке». Однако через 2-3 недели усиленного катания первоначальный восторг сменился разочарованием. 26-ти дюймовые колёса с широкой резиной, ведущая звезда на 42 зуба и посредственная аэродинамика не позволяли разогнаться так, как хотелось. А хотелось вспомнить время, когда по лесу мы гоняли на шоссейных велосипедах на передаче 51-15. Что касается хода по асфальту, то здесь всё было ещё хуже. Из-за амортизированной вилки и широких шин с протектором значительная часть энергии тратилась в пустую, а гуляющий по Москве ветер просто останавливал велосипед.

Через два месяца ежедневных катаний начали проявляться первые проблемы с пластмассовыми педалями. Платформа левой педали стерлась, а правая практически развалилась на части после пары касательных ударов о дерево. Одинарные обода дали восьмёрку после катания по корням деревьев, вскакивания на бордюры и небольших прыжков, а правый переключатель скоростей стал барахлить. В целях увеличения КПД при езде на велосипеде я часто пользовался задним переключателем скоростей. В результате несколько нитей троса оборвалось в переключателе, по причине чего стало невозможно переключаться на маленькие звёзды кассеты. Вдобавок ко всему лопнула ось заднего колеса, и на велосипеде ездить стало невозможно. Таким образом, через четыре месяца усиленного катания велосипед пришёл в состояние, когда его ремонт оказался дороже покупки нового. Вот тогда я и задумался над приобретением более подходящего для моего стиля катания велосипеда. Что же купить? Хотелось приобрести что-то типа дорожного велосипеда с большими колёсами и большой ведущей звездой.

После недолгих поисков был найден сайт velosport.ru, расположенный ближе всего к дому. Удалённость веломагазина от дома — это один из учитываемых мной критериев, так как я предпочитаю всегда ездить на велосипеде, а не возить его. В этом магазине я познакомился с гибридами — велосипедами с 28-ми дюймовыми колёсами и большой ведущей звездой в системе, что обещало хороший прирост по скорости. Продавец посоветовал купить велосипед с оборудованием Alivio за 12,5 тыс. руб. (по состоянию на 2006 год).

Первое впечатление от езды на гибриде было двойственное. С одной стороны ощущался прирост по скорости и КПД при езде по накатанной поверхности, а с другой стороны я никак не мог почувствовать велосипед и относился к нему с недоверием. Через сезон возникли проблемы с валом каретки. Он не выдержал больших нагрузок при подъёме в крутые горки. В веломастерской мне предложили заодно поменять резину на слики. Как бывший шоссейник-любитель я отдаю предпочтение ходу велосипеда по накатанной поверхности. Смена резины позволила существенно прибавить в этом плане, а небольшой ремонт и замена пластиковых педалей на нормальные MTB-педали с широкой платформой придали уверенности при езде на нём. Однако, для полного счастья мне не хватает одной маленькой, но крайне важной детали — ведущей звезды на 51. Гибрид обладает удовлетворительной аэродинамикой и на ровной поверхности против ветра вполне хватает передачи 48-11, но под горку можно было бы включить и что-нибудь интереснее, например 51-14. Покупать шоссейный велосипед для катания по Москве в условиях существующей дорожно-транспортной ситуации и отсутствия велодорожек не имеет никакого смысла, а вот циклокроссовый велосипед может быть весьма интересным вариантом в моём случае.

Как я велосипед горный себе подбирал

Итак, я расскажу о том, как я выбирал и покупал велосипед в магазине GlobalDrive — Shorner Explorer MTB 27,5. Статья посвящена поиску, выбору и тестам/осмотру техники.

В поисках нового велосипеда, я изучал множество вариантов на различных интернет-ресурсах. Я искал что-то надежное и с хорошей проходимостью для катания в горах. Конечно, я понимал, что мне нужен велосипед который не только будет чисто для гор, но и для пересечённой местности, а также на нем было бы комфортно ездить в городе или по окраинам города. Ранее я получал велосипеды в подарок или брал в аренду у знакомых мне людей. Профессионалом себя не считал, но тёртным любителем — был и являюсь до сих пор. Хотя, я не староник обмазыванием велосипеда маслом и воском после каждой поездки. Была цель — найти живучую и неприхотливую технику, с хорошим диаметром и шириной колёс, удобным сидением и крепкой, лёгкой рамой.

Именно в это время я наткнулся на Shorner Explorer MTB 27.5, предлагаемый в магазине Глобалдрайв. Наткнулся совершенно случайно, по таргетированной рекламе, так как сам магазин ранее даже не знал, что существует. Видимо в наше время поиск и реклама довольно сильно проникли в нашу жизнь, поскольку помню как с женой обсуждал велосипеды и рядом лежал телефон. Именно он стал первый показывать мне рекламу великов, чем сильно раздражал, так как варианты были действительно отличные, но стоили соответствующе. Будто история поиска “купить летнюю резину б/у акции” не навели алгоритмы на мысль, что я не принадлежу к олигархическому сословию населения.

Зацепила картинка в ВК, где он стоял боком. Чуть цветастый, но приятный дизайн, по фото видны нужные колёса. Это заставило меня нажать на рекламу и перенестись на сайт магазина. Цена сразу бросилась в глаза, 22 тысячи за все удовольствие. Конечно, всё равно деньги не малые, но в пределах нормы, особенно если откладывать частями с ЗП, что я и делал месяца четыре. Велосипеды прочие я тоже смотрел, сёрфирил интернет, но визуально и по цене не сильно цепляли. Прочитал его описание, характеристики и решил уже особо не тянуть. Часто первое ощущение довольно верное. Закинул в корзину и оставил свой номер телефона для “левых” звонков.

Перезвонил менеджер через минут 30 наверное, плюс минус. Представился, поставленным голосом актёра фильма помог составить заявку на заказ, уточнил по доставке будем делать сразу заказ или хочу посмотреть его в магазине вначале. Могут доставить, собрать для меня и дать поездить по залу. Такое отношение не кота в мешке немного подкупило, согласился на этот вариант. Договорились о дате доставки в магазин поближе. Интересовал их магазин в Ростове-на-Дону, сказали что есть один на улице Мадояна, д. 196. После я уточнил срок гарантии возврата, оплата по факту ли, все дела.

Настал день Х, когда позвонили через ватсап с незнакомого номера и сообщили, что велосипед приехал и меня ждут завтра или в другой удобный день. Договорились о встрече завтра, я подготовился ещё раз прочитав характеристики, посмотрел обзоры и поехал тестить. В магазине было 2 продавца, я подошёл к ним, рассказал о том, зачем я здесь и сообщил номер заказа, модель велосипеда. Попросили подождать пару минут, сейчас пригонять испытуемого.

Наконец менеджер вывез собранный новый велосипед, я сидел его осматривал, вплоть до звёздочек, а тем временем продавец проговаривал данные модели, как использовать лучше, хранить и ухаживать. Что не стоит излишне прыгать и т.д. Не замечал напора по типу “самый лучший велик, бери не пожалеешь”. Скорее услышал факты, подтверждённые моим опытом и обзорами моделей великов. Рама алюминиевая, амортизационная вилка на переднем колесе, сами каталки 27,5 дюймов. Покрышки универсальные стояли, 1,95 дюйма с типичным протектором для езды по нашим дорогам. По весу тоже ощущалось, что алюминий. Не кирпич, хотя и не пёрышко, но мне зашло. Только тормоза уж слишком перетянули, очень резкие, потом дома их ослаблял.

Наконец настал момент проверки, ездит нормально, всё устраивало, но очень хотелось проверить амортизацию. С склада принесли какой-то местный хлам, я по нему проехался. Ну прям чувствуется, что ещё бы сзади такую вилку поставить и не велосипед, а диван. В целом амортизационная вилка работала на славу, что и убедило меня к покупке.

Документы на технику проштамповали, про гарантию сказали и возврат (подтвердили слова оператора), предложили вел разобрать. А зачем, я на машине приехал) В две ходки дотащил велик и коробку с документами на него. Уже дома спокойно донастроил под себя велосипед и следующие несколько выходных с женой катались по округе. Родные покрышки хорошо и дорогу и бездорожье принимали, в то время как городской вел жены с 24 дюймовыми колёсами и более узкими покрышками немного вяз по весенним тропам. Зато в городе ей проще ездить, по асфальту, чем мне.

По итогу хочу отметить, что мне понравилось как магазин продаёт товары, в целом внешний вид магазина приемлемый, полы моют, товары стоят удобно и не мешают тестить велосипеды. Сотрудникам которые спокойно продают — отдельный респект. Сама техника хорошего качества, мне кажется с ней ещё долго вместе будем.

Фото прикладываю. Сам я не фотогеничный, а жена очень даже 🙂

Как я выбирал себе велосипед.

Предупреждаю сразу – сей опус не для велоспортсменов! Если вы гоняете бреветы по тыще километров, летите с горы по пересечённой местности на скорости 120 км/ч, месите гОвны на циклокроссе, или занимаетесь велотуризмом а-ля ”Брест-Сахалин за 2 недели”, то я безмерно преклоняюсь перед вашим мастерством и упорством, но не понимаю такого насилия над собой. Здесь речь пойдёт не о спорте, а скорее о фитнесе. Данный материал был размещён мною на одном стороннем ресурсе года два назад, но не встретил понимания из-за несколько иного профиля форума. Сейчас я его чуть освежил, уточнил некоторые детали, и кое-что добавил.
Итак – краткая предыстория вопроса. Велосипед в детстве наверное был у всех. По крайней мере, в моём детстве, когда не было не то что компьютеров, а и домашние телефоны были установлены далеко не у всех, а цветной ламповый телевизор считался неслыханной роскошью (а в телепрограмме на неделю – печаталась в газете — цветные телепередачи по двум-трём программам помечались буквами “ЦВ”) велосипеды были ПОЧТИ у всех пацанов. Сначала это был трёхколёсный велик, который легко переделывался в двухколёсный, с литой резиной вместо шин. Затем “Школьник”, “Орлёнок”… Эти велосипеды уже давали неслыханную свободу передвижения – можно было за 15 минут уехать от дома километров на пять куда-нибудь в лес (на трёхколёсном в силу возраста далеко не отпускали), и тайком от взрослых разжечь костёр, запечь картошку, и рассказывать друг другу нехорошие анекдоты, покуривая стыренные у отца сигареты. Когда я вырос из “Орлёнка”, то начал выбирать следующий велосипед. Я долго сравнивал существующие на то время “дорожные” модели (их было немного), одалживая велики у друзей на тест-драйв. Моим выбором стал “Минск”. С виду он почти не отличался от «Украины”, “Урала”, или “Суры” (отличия были в окраске, форме руля, багажника…) но управлялся он совершенно иначе! Много позже я узнал, что у ”Минска” был чуточку иной наклон рулевой колонки – может дело было в этом? (“Минск” производился на оборудовании, производящем велосипеды DKW, вывезенном из Чехословакии по окончании Войны). Была ещё всякая раскладная мелочь на 20-ти дюймовых колёсах, но у правильных пацанов эта техника считалась “девчачьей”, и ездить на таком было стыдно. Были тогда и велосипеды, которые все называли ”полуспортивными” – “Турист”, “Спутник”, которые в отличие от настоящих “спортивных” имели крылья. Но они были дОроги, и даже при наличии денег, достать их было непросто. Итак – выбор был сделан, и осталось лишь скопить необходимую сумму в 62 руб 50 коп (2,50 у меня было) и достать Минск. Да, его тоже приходилось ”доставать” – в свободной продаже они бывали редко.
Долго ли, коротко ли, но вот я узнал, что в соседних Химках в спортивном магазине появились «Мински». Как? Не помню. Интернета тогда не было, а по радио, и в газетах об этом точно не сообщалось. Я звоню другу, он сажает меня на багажник своего «Минска» (я так понял, что у него был B-143) и мы едем из Тушино в Химки. И вот оно, счастье!

Я тогда купил зелёный Минск с бежевыми крыльями. Были в магазине велики и с хромированными (может и не хромированными – блестящими) крыльями, но этот цвет почему-то тогда у нас не котировался. Мой новый Минск слегка отличался — у него были установлены два круглых катафота спереди и сзади (видимо это был уже новый 111-321), вместо одного овального сзади, как на велосипеде друга. И катафоты на спицах. Мы их сразу сняли и сложили в сумочку, едва выйдя из магазина, а назад я установил классический овальный, купленный тут же. Велосипед был перевернут и протянут по всем местам. И где мы потом только не катались. Все окрестные леса, все тропинки, поездки на рыбалку на озеро в Подрезково с самодельным радиоприёмником, и украденной у бабки пачкой «Беломора». Или, когда нас собиралось человек восемь-десять — играли в салочки на велосипедах на площадке, посреди которой ВСЕГДА находился открытый люк ливнёвки, а ближе к одному углу – открытый же люк Мосгорвязи. Так вот — «Минск» управлялся буквально силой мысли! За три года, или точнее, за три (или четыре?) сезона я наездил на нем 1700 км — заблаговременно купил в Кунцево велоспидометр с одометром за 10 рублей (приводился тросиком от передней втулки), и установил его, едва мы вывезли велик из магазина. А спустя три (или четыре) года я продал «Минск», и купил магнитофон… Тем временем на даче за сараем уже около года ржавел потрепанный «полуспортивный» велик, кажется ХВЗ. Помню, что он был тёмно-синего цвета, переклюки не работали, а клещевые тормоза брали еле-еле. Откуда он взялся? Я не знаю. Может папаня в карты выиграл, или купил за бутылку? Я вытащил его оттуда, накачал шины, отряхнул от паутины, и поехал. После первого падения я отвинтил туклипсы и забросил их в пруд — если нога выскакивала, то педаль проворачивалась, ловить правильное положение было некогда, и туклипса цеплялась за что-нибудь на земле. Попытка затормозить педалями, провернув их назад, привела ко второму падению. И к третьему. Ехать было неудобно — бараний руль широко не возьмёшь, а поездка с мороженым (по старой памяти) в одной руке привела к полету через руль, когда я спрыгивал с бордюра. Мороженое удалось спасти. Управлялся этот «полуспорт» никак. Вообще никак. Неудобный хват — руки находились слишком близко к штоку рулевой колонки. Его можно было разогнать, и катиться по ровной дороге, но ни о какой маневренности (а тем более игре в салочки, или поездке по лесным тропкам) речи уже не шло. И я закинул его обратно за сарай. Куда он потом делся — я не знаю.
А лет 10 назад я задумался о том, чтобы снова сесть на велосипед. Недостаток физической нагрузки и лишний вес подкинули мне такую гениальную идею. Бегать я ненавижу, плавать можно не всегда и не везде, стрелять не из чего, и я с трудом верю, что кто-то может встать на лыжи по своей воле, а не по приговору суда. А вот велосипед вполне позволяет с комфортом получать физическую нагрузку вместе с удовольствием. Но какой велосипед купить? На каждом шагу продавались всякие богомерзкие горные гибриды и прочие, «полу- или около- спорты». Все с узким бараньим рулём (или просто палкой), отсутствием крыльев, и посадкой «кверху жопой». Ни о каком комфорте здесь не было и речи, а я не собирался ставить рекорды на скорость или выносливость, я просто хотел покататься в парке в своё удовольствие. Зачем мне горный велосипед в парке? Постепенно определились мои требования к двухколесному коню — широкий (относительно) руль, прямая посадка, задний ножной тормоз (привычка), и обязательное наличие крыльев – мне не хотелось кататься с мокрой и грязной задницей после попадания в случайную лужу.
К слову – велосипеды в основном продаются без крыльев (а некоторые и без педалей), потому что их выбор предоставляется будущему владельцу. Но владельцы думают что так и надо – и не заморачиваются их установкой. Хотя педали почему-то ставят все.
Но тогда в продаже таких не было. Или я их не нашёл. Было что угодно, но не ”классические”. Их сейчас ещё называют ”голландскими”, или ситибайками. Тогда я выбрал Стелс Навигатор 380 на 28-х колёсах (и тогда же узнал о существовании планетарной трансмиссии, совместимой с ножным тормозом) как основу.

Алюминиевая рама, три передачи (вторая – прямая), ригид… Стоил он 12 тыс руб (2012 год), и оказался в общем-то немного не тем, что я хотел. С отвратным управлением я справился довольно быстро – купил более длинный шток рулевой колонки ZOOM с нулевым выносом. Родной вынос составлял около 7-8 см. “Нулевой” – около 2-х см. А заодно и руль – тоже ZOOM, более приятной формы – что-то среднее между ”усами” и Café Bar. Управление сразу преобразилось! Велосипед стал слушаться лёгкого движения руки, и от прогулок на нём уже появилось удовольствие. Но тут вмешалось наследие СССР – защёлкала каретка. Помня о том, сколько неприятностей она доставляла мне в юности, я поступил капитально – заменил убогий механизм каретки с сепараторными подшипниками на картридж Шимано под квадрат. К квадрату прикупил новые шатуны F. Gimondi со съёмной звездой 46Т. До кучи купил и новые педали Welgo – устанавливать старые пластиковые в такую систему мне показалось кощунством. На следующий год у меня насмерть заклинилась планетарная втулка Шимано-3, когда я катался в парке у метро Динамо. Попинав ногами шатуны, я вернул велосипеду некоторую подвижность, и с грехом пополам под жуткий скрежет доехал до дома. Вердикт – меняем! Но втулку не отвинтишь просто так, надо переспицовывать колесо. И не ставить же убогие обода с китайской резиной Kenda на новенькую 7-и скоростную японскую втулку? Думал поставить 8-и скоростную – тогда она была ненамного дороже семёрки, но посадочное место под неё составляло 132 мм. 7-ка – 127 мм, а установленная трёшка – 122 мм. И я побоялся сильно раздвигать перья алюминиевой рамы. Под планетарку были куплены обода ALEX RIMS, цепь синглспид Шимано, спицы DT Champion, камеры Continental, и шины Shwalbe Hurricane. Наверное вы уже поняли, что случилось дальше? Я увидел в магазине корейское седло VELO, очень похожее на знаменитый BROOKS. Не выдержал – купил. К седлу купил подседельный штырь ZOOM с амортизацией, и подножку так же ZOOM. Выкинул штатный звонок, и как все начинающие, установил китайский клизменный дудонатор. Но он оказался слишком асоциальным, и я заменил его на звонок Швинн. Приобрёл и немецкие пластиковые крылья SKS. Внешний вид значительно преобразился, и велосипед уже можно было назвать красивым. Поменял передний ноунеймовский тормоз V-brake на Шимано. Потом я понял, что багажник на велосипеде оказался довольно неудобным – что-либо возить на нём было проблематично, если не привязать груз верёвкой. Приходилось пользоваться рюкзаком, а он в этом случае существенно повышает центр тяжести. Приобрёл багажник IBERA с небольшим съёмным кофром. Знаете – зачем велосипеду багажник? Покажу на фото )).

Вроде ничего не забыл? А – была так же установлена светотехника. Задняя – CATEYE Reflex, передняя – UNION (винтаж, похожий на китайский WATERDROP). Вспомнил про каретку, и заменил подшипник рулевой колонки на Token, хотя старый был ещё живой. Но – на всякий случай! Что же осталось от оригинала? Алюминиевая рама, стальная вилка с бонками под вибрейки, и . И грипсы. Оригинальные стелсовские оказались на удивление удобными. Примерно через месяц после окончания сборки я узнал, что в природе существует и такой же готовый велосипед – финский Helkama v8-8v, стоимостью 45 тыс руб (цена 2014 года), но было уже поздно…

Управляемость мне понравилась, 7-скоростная втулка тоже. Правда поначалу я установил сзади звезду 19Т. Покатавшись месяц, заменил её на 23Т. На 19-й звезде ездил в основном на 3-4 передачах, запаса вниз не хватало, а до 7-й доходил всего пару раз рано утром на ровном отрезке улицы Свободы, когда не было собак, детей, алкашей с пивом, и молодых мамаш с колясками. Сейчас езжу в основном на 4-5. Въехать на небольшую горку можно легко – передачи переключаются мгновенно, и сразу после 7-й поворотом манетки можно включить первую минуя все промежуточные (Переключение передач на планетарке сродни автомобильному – в момент переключения вверх можно вращать педали не прилагая больших усилий, а при переключении вниз – остановить вращение – как бы ”выжать сцепление”). На горки посерьёзнее мне не стыдно взойти пешком – я не собираюсь кому-то демонстрировать свою спортивную подготовку. Ну а разогнавшись на ровном месте можно держать скорость и на седьмой передаче. Какая скорость? Не знаю. Велокомпьютера у меня нет. Неудобно кататься на мягком грунте (песок, опавшая хвоя) – относительно узкие шины с давлением в 6 атм мгновенно зарываются. По твёрдым лесным тропинкам ездить можно, трясёт не так уж и смертельно. А по асфальту – вообще красота! Я доволен. Обслуживание – минимальное. Два года занял апгрейд, восемь лет катаюсь без забот об обслуживании и регулировке сложной системы переключения. Проверил давление в шинах, люфт рулевой, сел и поехал.

Супруга, глядя на меня, тоже захотела велосипед. Я купил ей красивый (клон то ли Электры, то ли Швина) Стелс Навигатор 130 Lady на 26-х колёсах, и с 3-х скоростной планетаркой.

Он ей понравился во всём, кроме управляемости. Зная, где собака порылась, я заменил шток рулевой колонки на более длинный с нулевым выносом, и управляемость появилась!

Велосипед стал намного манёвренней. Заменил и руль – штатный так же пытались слизать с «Электры», но получилось не очень. Заменил бесплатные пластмассовые педальки на недорогие Welgo, сепараторный подшипник рулевой колонки а-ля СССР на Шимано STX, и установил багажник IBERA с термокофром в виде женской сумки. Супруга довольна велосипедом, и ей вполне хватает планетарной трёшки для неспешных прогулок. От себя могу добавить, что вид симпатичной женщины с ровной осанкой на красивом дамском велосипеде (и с сумкой на багажнике, которая не падает!) мне нравится куда больше, чем женщины, пригнувшейся к рулю, уткнувшейся взглядом в землю, и сидящей в неудобной позе. Что немаловажно – кататься можно в обычной одежде (я правда обычно надеваю шорты-бермуды), а не в специальной спортивной.
Кто-то может и подумать – “Ха! Семь передач – это же мало! Вот у меня их целых 24! Или 27! Три звезды спереди, и восемь (или девять) сзади!” Хочу огорчить – перемноженное количество передних и задних звёзд в системе велосипеда не равно количеству передач. Допустим – три спереди, девять сзади. С самой правой передней звезды не пустишь цепь на самую левую заднюю. Получившийся чейнлайн будет напоминать ползущую гадюку – перекос цепи просто огромный! А производители систем во избежание быстрого износа, или даже поломки, рекомендуют пользоваться передачами таким образом – левая передняя звезда допускает переключение на три левых задних. Средняя передняя – на три (иногда четыре) средних задних. Ну и правая передняя – на три правых задних. Таким образом вместо 27-и оказывается всего девять передач, некоторые из которых по передаточному числу если не дублируют друг друга, то очень похожи. В результате остаётся 7-8 эффективных передач, из которых используются в основном 5-6. Ну так и у меня их почти столько же.
В заключение хочу добавить, что ситибайки таки появились в продаже, хоть их ассортимент и небольшой. Вот только невзирая на кажущююся архаичность конструкции (обычно упоминают резьбовую рулевую колонку, и отсутствие дисковой гидравлики), стоят они почему-то дорого. 60-80 и более тыщ руб. Некоторые скромные классические модели Крем, Эксельсиор, Швинн, Электра, стоят крепко дороже ярких красивых горняков. Но если я когда-нибудь разбогатею (ха-ха!), то куплю себе классическую Skoda Voiturette – вдруг чехам удалось найти старые секретные чертежи DKW?

Все эти мои измышления никак не претендуют на истину в последней инстанции. Кто-то может считать совершенно иначе, а где-то я могу ошибаться. Я всего лишь хотел изложить то, чем я руководствовался при создании данного чудо-агрегата)
Фото с последней прогулки 30.07.22.

alexmak.net

Apple, технологии, информационная безопасность и все остальное

alexmak.net

Веломуки или как я выбирал себе новый велосипед

Posted on July 4, 2018 by alexmak

Как знают те, кому не повезло быть подписанным на меня в Твиттере, последние пару месяцев я занимался поиском подходящего мне велосипеда. Поэтому я задавал глупые вопросы, метался между опциями и вообще всячески забивал ленту твиттера информационным шумом не в тему. К счастью, все это закончилось на прошлой неделе, когда я наконец-то купил новый велосипед. И тут случилось неожиданное – разу несколько человек попросили рассказать о процессе, нюансах и моментах, которые я пытался учитывать, пока искал себе велосипед. Однако, дело в том, что я не специалист по велосипедам и поэтому-то я задавал вопросы, в надежде, что их услышат специалисты. (Кстати, отдельное большое спасибо всем, кто отвечал мне и помогал советами!)

Поэтому то, что я собираюсь рассказать, скорей всего, вызовет у велоэкспертов гомерический хохот или же нанесет им непоправимую травму. Так что если вы – велоэксперт с легкотравмируемой психикой, то лучше текст ниже не читать, поберегите нервы. Хочу также отметить заранее, что мое изложение носит весьма субъективный характер по выбору велосипеда именно для меня, и ваш случай может существенно отличаться от моего. Да, кстати, если планируете покупать велосипед в каком-нибудь супермаркете, где велосипеды стоят между детскими игрушками и приборами для гриля, то эта статья тоже не для вас.

Мое внезапное увлечение велосипедом началось в прошлом году, после операции по пересадке почки. Внезапно, немножко восстановившись после двух операций, я впервые за много лет почувствовал в себе какие-то силы, и решил, что надо их куда-нибудь применить. (Кстати, через неделю будет как раз 9 месяцев со дня операции по пересадке. Хочу сказать, что все хорошо, а больше мне нечего сказать, настолько все хорошо и стабильно). Велосипед, как я прочитал, хорошо укрепляет иммунную систему, которая у меня ослаблена лекарствами для снижения рисков по отторжению пересаженной почки. Кроме того, надо было разрабатывать сломанную в прошлом году ногу, и велосипед для этого тоже выглядел неплохим вариантом. Плюс велосипед даже в небольших количествах хорошо помогает закрывать колечки активности в Apple Watch. Поскольку до этого на велосипеде я не катался много лет, то я не очень понимал, что мне вообще может быть нужно и в каком направлении мне надо искать. Поэтому я, опять же, позадавав вопросы в Твиттере и почитав немного сайты с форумами, остановился на велосипеде категории “гибрид”. Это некая смесь дорожного и горного велосипедов, одновременно ничем не выдающаяся ни на асфальте, ни на бездорожье. В моем случае это была модель Specialized CrossTrail Sport.

На этом велосипеде я отъездил около 1000 километров, начав ездить в ноябре, затем взял паузу на зиму, и опять продолжив ездить где-то в апреле. Сначала это были небольшие заезды вокруг дома по 15 минут, которые постепенно увеличивались, вплоть до заезда пару недель назад на 53км. При этом в среднем мои обычные заезды, которые я стараюсь делать каждый день – это около 1-1,5 часа, на расстояния 20-25 км. CrossTrail — очень неплохой велосипед начального уровня, который позволил лучше понять мне, что же на самом деле мне хочется от велосипеда, и каких его ограничений мне хотелось бы избежать в будущем велосипеде. То, что мне нужен другой велосипед, я понял, упершись в ограничения текущей модели. Во-первых, я понимал, что могу ехать быстрее, но CrossTrail мне не позволял этого делать (нет, можно сильнее жать на педали, но есть и другие методы эффективнее расходовать энергию). Я хотел быстрее взбираться на холмы, но опять же, CrossTrail не позволял мне этого делать (за счет веса, передач, широких колес и тд). В общем, нужен был апгрейд.

Я точно знал несколько вещей:
– Я не хотел электрический велосипед, потому что мне велосипед в первую очередь нужен для физических нагрузок, и не в смысле подъема тяжестей (а электрические велосипеды весят огого!). Конечно, фитнес и на электробайке можно получить, но я луддит и предпочитаю механизмы электронике.
– Я не хотел себе горный велосипед (и все его подвиды). Уверен, что это по своему тоже много фана, но у меня в округе нет соответствующих треков, и к ним надо добираться на машине. А ездить я хочу если не каждый день, то все равно как можно чаще. Это означает “сел и поехал” в любой момент, когда погода позволяет. А, значит, по асфальту дорог, которые рядом с домом.
– Городской велосипед мне тоже был не нужен, потому что у меня тут не город, а деревня, и фермы вокруг.
Короче, мне явно нужно было что-то более дорожное, но я не знал, что именно.

Проблема с современными велосипедами в том, что там, как и в автомобилях, слишком много выбора. Это раньше все было просто: Школьник-Орленок-Салют и потом что-нибудь еще, примерно 1-2 модели. Сейчас, даже если ты понимаешь, что тебе нужен “дорожный” велосипед, там несколько подкатегорий, среди которых вначале довольно непросто разобраться. Как и разброс цен от нескольких сотен долларов до многих тысяч. Так и начались мои страдания. Отдельно отмечу, что я в основном фокусировался на велосипедах марки Specialized, по нескольким причинам:
– ближайший велосипедный магазин к дому специализируется на этой марке, а в случае с велосипедами а) покупать в онлайне не глядя не рекомендуется ни в коем случае, и б) нужно дружить с местным велосипедным магазином для сервиса, запчастей, ремонта и тд. Цены на велосипеды хороших брендов в онлайне и рознице не особо отличаются (в рознице часто еще можно выторговать скидку).
– Specialized CrossTrail, который был у меня, мне очень понравился
– За это время мы успели купить в этом магазине еще электрический велосипед жене (чтобы ей было комфортно ездить со мной, не надрываясь в попытках догнать). Тоже Specialized (Turbo Vado), классный велосипед, если не считать того, что эти бараны (в смысле разработчики) до сих пор не обновили свое мобильное приложение с поддержкой этой модели.
– В процессе выбора я протестировал несколько велосипедов других брендов (Trek, Giant, и др), но Specialized мне показался самым комфортным для меня. Однако, должен отметить, что при этом и по соотношению цена-функции — не самым оптимальным (короче, явно дороже остальных).

Сначала я нашел среднюю категорию дорожных велосипедов, которые показались мне подходящими. Это была некая категория endurance/sportive, которая предполагала относительно быстрые длительные заезды по дорогам (и небольшому количеству бездорожья). После изучения интернета я решил, что модель Specilized Roubaix за счет своей комфортной посадки и амортизирующих хитростей под рулем и седлом — это то, что мне надо. Это явно модель, в своей начальной конфигурации (1900 долл) предназначенная для комфортных длительных заездов по асфальту. Для чего предназначены модели, которые заканчиваются на цене в 11 тыс долларов, мне сложно себе представить. Был еще чуть более бездорожный вариант — модели Diverge, которые входят в категорию “гравийных” дорожных велосипедов, но я достаточно быстро решил для себя, что хочу все же больше уклон в дорогу, а не оффроад, так как 95% времени провожу именно на асфальте.

Вообще здесь надо сделать отдельное отступление о том, с чем вы наверняка столкнетесь, начав поиски велосипеда.
– Огромное количество модификаций одной и той же модели, но с разными комплектующими, где может отличаться практически все, от рамы до последнего винтика. Тормоза, передачи, седла, лента на руле, и многое другое (я просто не знаю терминологии на русском, поэтому могу местами начать вставлять термины на английском). Все это очень сильно влияет на стоимость велосипеда, и поэтому, например, модельный ряд Roubaix простирается от 1,9 до 11 тыс долл.
– Во время изучения форумов вы столкнетесь с тем, что писатели сообщений там говорят на каком-то своем языке, который только издалека напоминает английский (ну, или русский) и зачастую не очень понятен непосвященному. И обсуждая, например, передачи, они будут сыпать не только названиями и номерами моделей, но чаще даже индексами, и еще предстоит понять, чем, например, Tiagra 4700 отличается от Tiagra 4800, и почему её все время сравнивают с 105.
– Некоторые советчики могут не до конца понимать, что вам нужно, и в то время, когда вы ищете что-то простое и недорогое (условно говоря, BMW третьей серии в базе), вам будут советовать что-то, больше похожее на M5. Лучше не вестись на такие советы и хорошо их фильтровать.

Еще один важный момент с выбором хорошего велосипеда — его обязательно нужно пробовать. Штука с велосипедами такая, что разнообразие моделей существует не просто так. У них там два градуса разницы угол в раме — и все, совсем по другому сидишь, ощущения другие и вообще едет в другую сторону (я утрирую, но суть такая: геометрия рамы крайне важна, и от этого будет зависеть, как вы будете себя ощущать на велосипеде). Плюс, конечно же, разные размеры велосипедов, причем если на базовом уровне все просто с S/M/L/XL, то на продвинутых моделях размеры в сантиметрах по одному из параметров рамы, и 56 от 58 может отличаться именно по комфорту посадки. И в моем случае ситуация осложнялась тем, что Specialized прямо в середине года затевает смену модельного года, так что с конца июля в продажу уже поступают модели с индексом 2019 года. Это приводит к тому, что велосипедов 2018 года становится очень мало, и попробовать зачастую уже нечего. Но велосипед-то мне хотелось прямо сейчас, поскольку разгар сезона, так что приходилось выкручиваться, пробуя более дорогие комплектации, похожие модели, ездя в другие магазины и тд. В общем, самое сложное было найти велосипед в наличии, а уж с тестовыми заездами в американских магазинах нет проблем — оставляешь права и катайся хоть час.

Возвращаясь к модели, в итоге в одном из магазинов я одновременно смог попробовать endurance велосипеды Specialized Roubaix в самой простой комплектации (то, на что я и смотрел, так как это был предел моего бюджета) и Giant Defy Advanced 3. Roubaix почему-то не впечатлил — возможно, это были завышенные ожидания, возможно, я к тому времени уже немного перерос эту модель, но впечатления были из серии “да, очень неплохо, но нет такого прям, чтобы ух!”. Giant показался вообще жутко неудобным (но это не означает, что велосипед плохой, просто мне не подошел), и тут продавец предложила попробовать нечто из совсем другой оперы. Она принесла мне Specialized Allez Sprint Comp, и внезапно все радикально поменялось. Проехав около получаса на этом велосипеде, я практически влюбился. Легчайшая алюминиевая рама обеспечивала своей геометрией хоть и спортивную, но вполне комфортную посадку, а скоростные передачи позволяли набирать и поддерживать скорость так, как мне и хотелось (как оказалось). Короче, в этот момент я понял, что я хочу на самом деле не endurance, а именно performance велосипед, но при этом без излишне радикального фокуса на гонках и скоростях. Понимаю, что звучит довольно противоречиво, но огромное количество велосипедных ниш даже в рамках одной категории “дорожные велосипеды” позволяет реализовать и такое желание.

Правда, был один нюанс. Территория, где проходили тестовые заезды, была достаточно равнинной, и, приехав домой и почитав немного еще об Allez, я понял, что этот велосипед хорош как раз для скоростных заездов по в основном ровным дорогам. В моем же районе очень много холмов, причем зачастую достаточно затяжных и крутых, так как Пенсильвания штат в целом горный. Горная система Аппалачи пронизывает северо-восток США, и, хотя и не проходит прямо через мой регион, но отголоски её хорошо ощущаются на дорогах, когда надо крутить педали. Так вот, передачи у Allez не очень подходили к моему варианту, поэтому я стал смотреть на другие похожие велосипеды. И у Specialized такой вариант обнаружился — модель Tarmac, с очень похожей рамой, чуть менее заточенной на скорость посадкой, и чуть более сдержанными передачами, которые больше подходят для местности, где есть подъемы. К счастью, именно такая модель — Tarmac Elite — оказалась в подходящем размере в магазине рядом с домом, и после парочки тест-драйвов и последовавших непродолжительных торгов с владельцем магазина я у него эту модель и купил. Первые ощущения после настройки велосипеда и заезда в округе показали, что выбор оказался правильным.

Теперь об основных параметрах того, что мне показалось важным при выборе велосипеда с точки зрения технических возможностей.
1. Рама. Рамы бывают алюминиевые и карбоновые (есть и другие материалы, но, я так понимаю, это сейчас самые основные материалы, используемые при производстве дорожных велосипедов. По крайней мере, я выбирал между такими вариантами). Алюминиевые дешевле и вроде как более надежные с точки зрения устойчивости при ударах и падениях. Очень хороший алюминий по весу не сильно отличается от карбона. Карбон в целом считается более легким материалом, но у того же Specialized есть разные виды карбонов, и самый качественный (и наиболее легкий) используется в дорогих моделях. Если рама карбоновая, то и вилка, как я понимаю, обязательно будет карбоновой. А вот на алюминиевых моделях часто ставят карбоновую вилку как способ облегчения велосипеда и снижения вибраций на руле. Вообще консенсус, я так понял, такой, что карбон за счет своей большей гибкости менее зубодробительный, чем алюминий, и это сказывается на качестве и комфорте при езде. Более того, есть еще разные поколения рам — например, у топ-моделей Tarmac используется модель рамы SL6, а в моей модели — SL4. Я решил, что для моего уровня катания отличия между этими моделями несущественны.

2. Передачи. Тут есть сразу несколько важных вещей. У велосипедов, среди которых я выбирал, ключевыми словами были Tiagra, 105 и Ultegra — это разные уровни систем передач, которые состоят из звезд спереди (chainring) и сзади (casette), переключателей (перекидка)? (Derailleur) — тоже для передней и задней звезд, вал, на котором размещены педали (crankset), и сами рулевые переключатели передач. Тут очень много всяких нюансов, из которых я усвоил следующие пункты:
– Соотношение зубьев на передних и задних звездах отвечает за скорость перемещения и простоту подъема на холм. Больше спереди+меньше сзади=скорость, меньше спереди+больше сзади=легкость подъема на холм. Это очень упрощенно, потому что и скорость, и легкость подъема будут зависеть от конкретных показателей звезд на велосипеде, веса велосипеда, вашей физической формы, уровня подъема и тд. Могу сказать следующее: у меня на CrossTrail было 2 звезды спереди, 44/32 и 9 звезд сзади, 11/36, и как вы читали выше, это ограничивало меня в скорости, да и подъемы были так себе. У Allez спереди было 53/36, а сзади 11/28, и как я выяснил, это было неоптимально для подъемов. У Tarmac оказался вариант посередине, с 50/34 спереди и 11/28, и как показал мой первый опыт с ним, с холмами на нем вполне можно расправляться. И, конечно же, как вам неоднократно скажут на велофорумах, «все дело в ногах» и «крути сильнее». Ещё вас будут отправлять на всякие сайты с калькуляторами передаточных чисел, и если у вас будет желание, вы сможете в этом разобраться и наверняка принять наиболее оптимальное для вас решение.
– Системы переключения передач (перекидка, как я понимаю). Это устройства, которые обеспечивают перебрасывание цепи между звёздами. Там тоже тот еще зоопарк вариантов, но мне пришлось выбирать между Tiagra, 105 и Ultegra (и в процессе выяснять, что же из них лучше). В основном, как я понимаю, «лучшесть» выражается в скорости и эффективности перебрасывания цепи. Оказалось, что новая Tiagra – это почти как 105, и переплачивать чисто за такой же велосипед со 105 нет особого смысла (хотя некоторые писали, что нужно обязательно). Но проблема, как я понял, еще в том, что все со временем апгрейдят компоненты, но с Тиагры просто перейти на 105 нельзя по частям, и нужно менять сразу всю группу, а вот между 105 и Ultegra есть совместимость, и можно апгрейдить компоненты постепенно. В итоге в велосипеде, который я купил, сразу стоит Ultegra (только задняя кассета 105), но это для меня точно с большим запасом. Там сейчас новая тема – электрические переключатели передач, но это уже какой-то совсем другой уровень.

3. Тормоза. Ещё один важный компонент, на который я много заморачивался в процессе выбора. В Crosstrail сразу установлены дисковые тормоза, причём гидравлические, что меня сильно разбаловало, потому как тормозят они действительно очень хорошо, и я хотел такие же тормоза на дорожном велосипеде. В Roubaix тормоза дисковые с самой базовой конфигурации, но они механические, и в частности на самом Roubaix они меня не поразили совершенно. Возможно, это связано с тем, что там нужно еще диск и колодки прикатать, но у меня не было возможности этим заняться. Гидравлические в серии Roubaix начинаются с модели за 2800 долл, а в Tarmac – c 2700. Но тест-драйвы Allez и Tarmac показали, что для сухой погоды обычные тормоза, сжимающие обод диска, вполне меня устраивают, а в мокрую погоду, когда они вроде как немного хуже дисковых, я их пока не испытывал, но вроде не должно быть особых проблем. В любом случае, и у тех, и других вариантов есть свои плюсы и недостатки, о которых сломано не одно копьё на форумах велосипедистов.

А вообще надо понимать, что в велосипеде все, что крепится к раме, можно менять. И по каждому из этих компонентов можно найти тысячи страниц обсуждений в интернете, и у людей будут довольно таки активные позиции по этим нюансам. Резина на колёса, сами колеса («давай карбоновые!»), педали («обязательно должны быть контактные!»), седло, и тд. Так что велосипед купить – это только полдела, потом начинается тюнинг. А при покупке еще обязательно надо заказать fit – это отдельная процедура за пару сотен долларов, когда вас всего обмеривают и настраивают все, что настраивается в велосипеде, конкретно под вас (я этого пока не делал). И это я еще не затронул тему велоодежды, потому что это совсем отдельная штука, но тоже полезная. Как минимум, правильные велошорты – это на самом деле очень важно, потому что пятая точка – это одна из основных точек контакта тела с велосипедом, и место самого большого дискомфорта при езде, если есть какая-то несовместимость. Короче, сам велосипед – это только начало.

Сделал ли я правильный выбор? Мне однозначно нравится велосипед, который я купил. Мог бы быть выбор лучше? С этим разнообразием моделей — вполне может быть. Возможно через пару лет я, набравшись ещё знаний и опыта (и денег), сделаю более правильный выбор. Но это будет потом. А пока что я просто буду получать удовольствие от езды. Ну, поехали!
PS И шлем! Обязательно шлем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *