Как разобрать мотор печки
Перейти к содержимому

Как разобрать мотор печки

  • автор:

Ремонт электродвигателя отопителя — замена коллектора и щеткок

В общем оригинальный моторчик печки на моем авто после 27 лет эксплуатации и 442 тыс. км перестал крутится. Когда то очень давно, было дело, что он свистел в течение года или больше (ориентировочно 2010 — 2012 года свистел) — смазал циатимом и с тех пор он работал тихо многие года, пока заводской коллектор и щетки не стерлись.
Опыта такого ремонта не было, поэтому местами немало накосячил — но тем не менее расскажу как есть, тогда следующие не накосячат
Снятие моторчика не требует демонтажа печки, но нужны хорошие отвертки и съемник стопорных колец. 3 самореза и 1 стопорное кольцо — снимается и моторчик можно извлечь (это в версиях без климата).
Отмечу, что при обратной установке будьте внимательны с положением выступа, который должен четко попадать в паз корпуса печки, не применяйте силу.

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Кстати, номер моторчика 4A0 959 101A, как хороший недорогой аналог некоторые советуют Termal 402102M, по идее его и следовало бы купить сразу, но желание восстановить родной мотор — было сильнее

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Поначалу я не заметил, что ламелей коллектора в общем-то уже нет и думал, что обойдусь простой заменой щеток. Для их замены надо отогнуть 2 края вверху держателя и вытащить щетку и пружинку:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Размер щеток 8х8мм:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Под рукой были лишь щетки покрупнее — я их обточил до 8х8 на наждаке + напильником и поставил:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Ожидал, что все вновь закрутится — хрен там. Тогда я уже заметил, что коллектор не просто сточен, а стерт до пластика.
Поэтому разбираем. Я последовательность напутал — поэтому пишу сразу так, как на мой взгляд было бы лучше. Высверливаем 2 заклепки (при обр. сборке заменяем саморезами), чтоб убрать в сторону пластик с разъемом. Там, где на фото намазюкана смазка — там спрятано на валу стопорное кольцо, которое нужно снять, а пластик на заклепках будет мешать:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Нужно развальцевать загибы — чтоб составные части разъединились:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Затем соответственно убираем верхнюю крышку в сторону. Надо снять крыльчатку — я просто нагрел феном (до средне-горячего состояния, главное, чтоб не «поплыл» пластик, а был просто горячеватым) и установив выколотку в вал — сбил крыльчатку, которая лежала на коленках Тут важно делать это максимально легкими ударами. Я накосячил тут где-то, ибо вал сместился относительно ротора, что «аукнулось» мне в дальнейшем. Если у кого есть хорошие способы съема крыльчатки — пишите.

И вот состояние коллектора:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Состояние втулок почти идеальное несмотря на 27 лет, вовремя значит успел смазать, когда он свистел.

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток
Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток
Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Далее, уголки коллектора отогнул, провода снял с них, коллектор пассатижами стянул с вала (можно мини-съемником).
«Новый» коллектор для замены взял с бензонасоса JP Group 1115203400 , который накрылся менее чем за 10 тыс. км — зато от него остался почти идеальный коллектор. Но диаметр отверстия надо 8мм, а у него — меньше. Можно наверное и дрелью — но я отнес токарю, он развернул четко по центру, чтоб плотно было и биения не было (заодно и проточить можно, если надо). Обматывал лентой, чтоб витки не размотало на оборотах:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Намазал место надевания коллектора быстрой 5мин. эпоксидкой

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Загнул лепестки и пропаял заодно, для лучшего контакта (не обязательно). Зажал в дрель и немного придал лоска медным ламелям:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток
Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Все, собираем, завальцовываем крышку.
С обратной стороны будут кольца на втулке и стопор:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

И тут я понял, что какая-то хрень, не сходится, вал завысоко выходит. Вот тут «аукнулось» косячное сбивание крыльчатки. Пришлось на собранном вал забивать на место. При этом приклеенный коллектор — съехал. Очень плохо. Но в итоге капнул туда суперклея на вал и перевернул, чтоб он протек и заблокировал коллектор. Ну что же, опыт, надо быть внимательнее.
Далее.
Упираясь валом — набиваем крыльчатку (немного нагретую) на противоположную сторону.

Все, завальцовываем крышку, собираем пластик на 2 самореза вместо заклепок.

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Подключаю — и снова хрен там — не крутит. Я уже и щетки достал и шарошкой сделал им нужный полукруглый профиль — ничего. Потом все-таки понял в чем дело — щетки графитовые и их сопротивление 30-50 Ом оказывается, графитовые — это под электроинструмент, где 220 вольт и мало ампер, а тут-то все наоборот — 12 вольт и много ампер, которые через себя графитовые не пропустят по закону Ома Значит подходят только меднографитовые.

Приобрел как раз меднографитовые Krauf KSB0012, сопротивление ~0 Ом, размер точь-в-точь как надо — 8х8мм, длина что-то около 20мм (многовато, пружинку не всунуть). Цена около 1$, надо заказывать в магазинах авто з\ч типо экзист и т.п., будьте внимательны, т.к. в рознице некоторые лохотронщики их пытаются продавать чуть ли не за 5$, что для такой мелочи — многовато.

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Шарошкой-камешком в дрели придал ей профиль, чтоб быстрее притерлось, да и излишняя длина — убралась.

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Из-за частого отгибания-загибания в ходе экспериментов могут отвалиться уголки — решение простое — прилудить сверху П-обр. перемычку из толстого медного провода:

Ремонт моторчика печки, замена коллектора и щеток

Не забываем при сборке смазать втулки (я много лет назал мазал циатимом, теперь ХАДО ремонтной красной)

ВСЕ. Теперь, наконец-то все заработало. Дует, как надо, лучше, чем было, а притрется — будет еще лучше. Вибрации нет совсем. А по шуму — не заводя какое-то шуршание на 1 скорости слышно, но на заведенной уже не услышать этого. На 2-4 скоростях — все хорошо.

Рад, если по процессу посоветуют, как что лучше. Кто будет делать — не повторяйте моих ошибок — тогда отремонтируете быстро и дешево.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Ремонт моторчика отопителя (прощай заклинивание)

Все чаще и чаще стал моторчик отопителя (печки) заклинивать. Бить рукой по его корпусу надоело и решено было вскрыть его и посмотреть на состояние. Для тех у кого подобная проблема: вентилятор не крутится, через раз, либо слабо крутит надеюсь будет полезна статья.

Первым делом берем головку на 7 и удлинитель, либо сразу удлиненную головку на 7 и откручиваем 3 болта крепления вентилятора (он находится под бардачком). Снимаем клеммы с вентилятора и транзистора. Достаем вентилятор в сборе и несем на операционный стол))) Снимаем хомут крепления вентилятора и отгибаем пластиковый фиксатор. Прыскаем вдшкой на шток и тянем вентилятор вверх.

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

После снятие мы видим такую картину:

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Далее нужно снять пластиковый кожух вентилятора. Он вроде должен сниматься легко с помощью отвертки, но у меня не получалось, сидел прочно. Воспользовался гвоздями: отгибаем отверткой и гвоздиком фиксируем и так все 6 фиксаторов

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Далее потихоньку подковыриваем отверткой и вытаскиваем корпус вверх и достаем сам моторчик

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Далее нужно разобрать сам моторчик. Для этого нам нужно снять стопорные кольца с обоих сторон, затем резиновый пыльник и текстолитовое колечко (главное не потеряйте их).

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Затем откручиваем 2 болта крышки и вытягиваем якорь со щеточным узлом. Магниты там сильные, поэтому небольшое усилие приложить нужно. Вот так получается:

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Внешний осмотр показал что обмотка в хорошем состоянии, а вот щетки совсем стерлись

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Выпаиваем старые щетки и отправляемся по магазинам на поиске подходящих. При этом я уже понимаю, что размера такого вряд ли найду, придется вытачивать. Объездив весь город ничего найти нормального не мог, либо тоньше, либо 2 провода, ну или продавцы не хотели искать. В итоге в одном автомагазине мне предлагают на выбор Волговские щетки на стартер и Газелевские. Разница в них не большая, газелевские выше. По толщине как раз подходили и те и те, чуть толще правда, а длина в самый раз. Беру волговские щетки (комплект 4 шт), цена кстати всего 120 руб за комплект.

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Далее нужно из них выточить нужный нам размер. Замер штангенциркулем показал квадрат на 8 мм. Стачиваем верхушку чтобы ровная щетка была и затем точим снизу до 8 мм и немного бок счесываем тоже до 8 мм. Точил я верхушку напильником, а низ и бок крупной наждачкой, затем нулевкой полернул. Для плавности хода снимаем еще немного фаски с граней. Получаем такой результат:

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Повторяем работу для второй щетки. Припаиваем их обратно к щеточному узлу. Чистим якорь. Я чистил на станке с помощью наждачки (нулевка), чистим корпус моторчика, продуваем обмотку. Медный провод от щеток оказался чуть толще старого и поэтому щетка застревала. Решено было немного расточить прорезь напильником. Затем делаем небольшой внутренний конус на щетках (для правильного расположения на круглом якоре), если есть полукруглый напильник, то хорошо, если нет, то ставим щетки на место и между якорем и щетками просовываем наждачку нулевку и крутим ее в одну и другую сторону. Так выглядят щетки на своем месте:

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Осторожно с пружинками, когда будете доставать щетки, они так и наровят улететь. Когда будете ставить на место щеточный узел, то проще сперва якорь поставить в корпус, затем нажимаем на корпус, и якорь доступен для одевания щеточного узла. Оттягиваем щетки в стороны и одеваем на якорь. Отпускаем плавно корпус и, вуаля, все в корпусе. Главное не перепутайте стороной щеточный узел. Я по запарке сперва вверх ногами поставил, а потом думал почему не одевается крышка. Правильное расположение щеточного узла на фото

Фото в бортжурнале SsangYong Rexton (2G)

Собираем все в обратной последовательности, заодно моем сам вентилятор (лопости). Подключаем и тестируем. Какая красота моторчик сразу закрутился, даже показалось, что стал дуть сильней, чем раньше. Больше не нужно стучать. 4 дня уже прошло и все работает отлично. Правда времени много ушло на поиски щеток и разбор корпуса. А так считаю, что за 120 рублей отремонтировать моторчик это идеальное решение.

05: Полная разборка моторчика печки и его ремонт. Часть 1.

Сразу предупреждаю, что пост по разборке для таких же нубов как я сам, которые не имеют особых слесарных навыков и образования, и у которых (как у меня например) кривые руки))) Поэтому старался описать весь процесс максимально подробно. А то сейчас начнут писать, мол, пффф, там же все элементарно! и прочее…

Пост разделил на две части, так как получилось много фотографий и я не хотел упускать некоторые подробности. Сам был бы рад, когда разбирали, чтобы было какое-нибудь подробное пособие)
Разбирали вдвоем с напарником на работе) Его помощь была просто неоценима!

Как снимать крыльчатку я писал в прошлом посте: www.drive2.ru/l/8850811/

Откручиваем два винта на задней части моторчика.

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

При помощи отвертки поддеваем и снимаем боковую крышку:

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Вот что получилось в итоге:

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Небольшое отступление. Если честно мы понятия не имели как вынимается внутренняя часть мотрчика. Где-то на форуме было написано, что надо вытянуть внутреннюю часть на себя. Мы пытались вытянуть внутреннюю часть моторчика поддевая отверткой пластмассовый верх. Так делать нельзя! Из за этого мы сломали 2 из 3-х пластмассовых креплений (фото будут чуть ниже).

Надо делать по другому.

Суем в боковое отверстие отвертку или что-то подобное и потихоньку выдавливаем внутреннюю (металлическую) часть моторчика из основного корпуса:

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Попутно не забываем аккуратно вытаскивать клеммы, поддевая их отверткой:

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Фото ниже демонстрирует одно из сломанных креплений.

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Надо сказать, что одно из креплений сломать все таки придется, потому что по другому никак не снимешь пластмассовую крышку. Сами крепления из твердого пластика и внутрь их особо не вдавишь. Когда объясняешь — непонятно, но на месте все будет весьма очевидно)

Все таки с горем пополам снимаем пластмассовую крышку.

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Переворачиваем моторчик и аккуратно, поддевая отверткой, снимаем стопорное колечко. Под ним также имеется металлическая шайбочка. Не потеряйте.

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Теперь наглядно видно причину огромного люфта оси моторчика — сильно сточена бронзовая втулка:

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Думаем что делать.

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Варианты были следующие — или искать подобную втулку или вставить между втулкой и осью некую трубочку или шайбы, чтобы не было люфта. Естественно что, трубочка из пластмассы бы например не подошла, так как весьма быстро бы стерлась.

Вообще мы решили, что старая втулка стерлась из-за отсутствия смазки.

Напарник взялся поискать подобную втулку у себя в гараже. Что он и сделал. Попутно вытащив старую и вставив новую втулку. По его словам — это весьма просто — достаточно немного отогнуть усики, держащие втулку( на фото отметил):

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Ниже привожу фото новой втулки уже на месте. Разница налицо)) Люфт отсутствует.

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Важно! Не забыть смазать втулку и ось. Чтобы опять не стиралась на сухую.

Ниже фото разница между старой/новой втулкой:

Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)Фото в бортжурнале Toyota Caldina (190)

Теперь предстоит собрать все обратно! На это кстати ушло времени больше чем на разборку))

Как разобрать мотор печки

К странице.
форум VR-4 Клуб > ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ > Ремонт и Эксплуатация VR-4
Как разобрать вентилятор печки?
Поиск по форуму
Расширенный поиск

Продвинутый
Адрес: Юг Моск. обл.
Авто: Гаран вр4 тайпуС
Имя: Юрий
Сообщений: 1,164
Как разобрать вентилятор печки?

«Запел» вентилятор печки, как его разобрать непонятно, как будто бы крыльчатка впрессована в ось. Может разбирал кто?
вот здесь 86218

__________________
лучшая деятельность — смена видов отдыха
Продвинутый
Адрес: Мск
Авто: EVO VII GTA& Challenger
Имя: Луноликая Настасья)))
Сообщений: 1,150
Думаю это он тебе напоминает что у меня твой радиатор лежитсори за офф)))

__________________
Если вас загрызла совесть — выбейте ей зубы и пусть она вас нежно обсасывает!

Продвинутый
Адрес: Юг Моск. обл.
Авто: Гаран вр4 тайпуС
Имя: Юрий
Сообщений: 1,164
три дня назад узнал, клянусь
Пришли, пожалуйста, телефончик (у меня потёрся при апдейте телефона)
__________________
лучшая деятельность — смена видов отдыха
Продвинутый
Адрес: Бишкек
Авто: Galant vr-4 mt
Имя: セルゲイ·
Сообщений: 1,430

по всей видимости он не разборный, по крайней мере я не смог безопасно разобрать.

а радиатор давненько лежит сорри за офф ту)))

Самый хороший учитель в жизни — опыт.
Берёт, правда, дорого, но и объсняет доходчиво.

Группа вКонтакте
Отзывы: http://vr-4.ru/forum/showthread.php?t=11952

Продвинутый
Адрес: Мск
Авто: EVO VII GTA& Challenger
Имя: Луноликая Настасья)))
Сообщений: 1,150
8926 тритри семь читыри 1 один два

__________________
Если вас загрызла совесть — выбейте ей зубы и пусть она вас нежно обсасывает!

Продвинутый
Адрес: Юг Моск. обл.
Авто: Гаран вр4 тайпуС
Имя: Юрий
Сообщений: 1,164
7тыров стоит! ВэДишка его не успокаивает.
__________________
лучшая деятельность — смена видов отдыха
Администратор
Адрес: Нижний Новгород
Авто: LEGNUM VR-4 M/T TYPE-V)
Имя: Сергей
Сообщений: 17,707
разборки рулят. я как то снимал. пропеллер этот,но ничего путного в финале не вышло,всё равно пел

__________________
Oтзывы: http://vr-4.ru/forum/showthread.php?t=4857
Никогда не доводите покоряемый народ до той грани отчаянья, когда он поймет, что терять больше нечего, и ненависть возобладает над здравым смыслом…

Продвинутый
Адрес: Юг Моск. обл.
Авто: Гаран вр4 тайпуС
Имя: Юрий
Сообщений: 1,164
а тогда может кто знает они разные левый и правый? (номера разные)
__________________
лучшая деятельность — смена видов отдыха
Администратор
Адрес: Нижний Новгород
Авто: LEGNUM VR-4 M/T TYPE-V)
Имя: Сергей
Сообщений: 17,707

__________________
Oтзывы: http://vr-4.ru/forum/showthread.php?t=4857
Никогда не доводите покоряемый народ до той грани отчаянья, когда он поймет, что терять больше нечего, и ненависть возобладает над здравым смыслом…

Адрес: Томск
Авто: Galant VR4
Имя: Андрей
Сообщений: 198

Вентилятор разбирается. Сам прошлым летом снимал торпеду и для полного счастья раскидал до щеток мотор печки. Смазал, собрал, очень доволен.
Основная сложность скинуть сам пропелер(не забудь про штопорное)

главный модератор
Адрес: МО, г.Видное
Авто: ST-R 6А13ТТ А/Т
Имя: Александр
Сообщений: 2,205

Тогда вопрос в догонку про моторы вентиляторов на радиаторах. Они разбираются или нет? Я что-то не смог.

__________________
Jedem das Seine.
Только fair play, но только для «своих»!

Адрес: Щелково
Авто: 1,6 AT
Имя: Дима
Сообщений: 573
Сообщение от Yuri_vr4
а тогда может кто знает они разные левый и правый? (номера разные)

они то разные, вращение в разные стороны. но я на свою бывшую европу приколхозил пропеллер с праворульки, просто полярность поменял и все.

__________________
хорошо воспитанная совесть никогда не будет грызть своего хозяина.
Продвинутый
Адрес: Юг Моск. обл.
Авто: Гаран вр4 тайпуС
Имя: Юрий
Сообщений: 1,164
Сообщение от Pitbul

Вентилятор разбирается. Сам прошлым летом снимал торпеду и для полного счастья раскидал до щеток мотор печки. Смазал, собрал, очень доволен.
Основная сложность скинуть сам пропелер(не забудь про штопорное)

Как? пожалуйста поподробнее.
Там нет стопорных колец (во всяком случае на моём), только хамут пружинного типа, который легко снимается и ничего не держит. Крыльчатка держится на металлической оси. Как сдёрнуть крыльчатку с оси? Тупо давить? Боязно. хотя вышеназванный хамут намекает что так и надо. Или со стороны мотора что-то ковырять?

__________________
лучшая деятельность — смена видов отдыха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *