Что можно сделать с vhs плеером
Перейти к содержимому

Что можно сделать с vhs плеером

  • автор:

RE: VHS на DVD — три способа конвертировать / воспроизводить / записывать VHS на DVD

VHS, также называемый Video Home System, является стандартом для аналоговой видеозаписи на потребительском уровне на кассетных кассетах, был хобби людей в 1970-х годах. Однако с появлением формата DVD в 1997 году доля рынка VHS начала сокращаться, и к 2008 году DVD заменил VHS для удобства хранения на жестком диске, переносном диске или даже в облаке.

Поэтому некоторые из вас могут задать вопрос:

«Как конвертировать VHS в DVD?»

VHS to DVD

В этом уроке мы расскажем о трех способах перевода VHS на DVD с помощью конвертера, комбинированного проигрывателя и устройства записи DVD.

Прежде чем вы продолжите читать следующее, вы должны быть знакомы со словом, видеомагнитофоном, видеомагнитофоном или видеомагнитофоном, поскольку оно часто встречается в следующем описании. Видеомагнитофон является необходимым инструментом для записи видео и воспроизведения видео с кассеты VHS. Другими словами, для преобразования видео VHS в DVD вам необходимо использовать VCR, контейнер, для отображения видео с ленты VHS.

  • Способ первый: конвертировать VHS в DVD с DVD-рекордером
  • Способ второй: конвертировать VHS в DVD с помощью комбинированного плеера
  • Способ третий: перенести VHS на DVD с помощью Burnova
  • Часто задаваемые вопросы о преобразовании VHS в DVD

Способ первый: конвертировать VHS в DVD с DVD-рекордером

Что вам нужно: Видеомагнитофон, DVD-рекордер, кабель RCA и чистый диск DVD-R / W

Ориентировочная цена от Amazon:

Фото товара Инструменты Цена
DVD-рекордер Magnavox DVD-рекордер Magnavox $294.5
RCA кабель RCA кабель $ 5.99 + стоимость доставки

Этот способ переноса VHS на DVD легко объяснить. Просто подключите видеомагнитофон к DVD-рекордеру и воспроизводите видео VHS на видеомагнитофоне, а записывайте видео на DVD.

Проверьте следующие шаги для копирования видео VHS на DVD:

Шаг 1 Подключите видеомагнитофон к DVD-рекордеру

Используйте кабель RCA для подключения видеомагнитофона к DVD-рекордеру. Вам необходимо подключить соответствующие цветные выходы на видеомагнитофоне, а другой конец кабеля к входам DVD-рекордера соответственно. Обычно есть три цвета кабеля для передачи видео и полного аудио.

Шаг 2 Вставьте DVD диск и кассеты VHS

Вставьте ленты VHS в видеомагнитофон и воспроизведите его, чтобы проверить, чисты ли ваши видеофайлы с лент VHS. После этого вам нужно вставить чистый DVD-R / W диск в DVD-рекордер.

Шаг 3 Запись VHS на DVD

Когда все вышеперечисленное хорошо подготовлено, одновременно нажмите кнопку «Воспроизведение» на видеомагнитофоне и кнопку «Запись» на DVD-рекордере.

Если вы хотите записать часть видео с кассеты VHS, просто установите точку на видео и начните нажимать кнопку записи на DVD-рекордере.

Способ второй: конвертировать VHS в DVD с помощью комбинированного плеера

Что вам нужно: Видеомагнитофон, DVD-рекордер, кабель RCA и чистый диск DVD-R / W

Ориентировочная цена от Amazon:

Фото товара Инструменты Цена
Комбинированный проигрыватель Sony Scan Комбинированный проигрыватель Sony Scan $134.98

Таким образом, все, что вам нужно подготовить, это купить комбо-плеер. А затем пока воспроизводите видео VHS на устройстве и конвертируйте видео VHS в DVD.

Проверьте, как это работает:

Шаг 1 Поместите ленту VHS в деку видеомагнитофона

Вставьте видеокассету VHS в видеомагнитофон и воспроизведите видео, чтобы убедиться, что качество хорошее.

Шаг 2 Вставьте диск в комбинированный плеер

Подключите комбинированный проигрыватель VCR / DVD к телевизору и включите его. Вставьте диск DVD-R в лоток DVD и закройте лоток.

Шаг 3 Запись VHS на DVD

После выполнения всех настроек, вы просто выбираете способ копирования (VHS на DVD или DVD на VHS) и нажимаете назначенную кнопку Dub. Затем нажмите кнопку записи на стороне DVD и играйте на стороне видеомагнитофона, чтобы все заработало.

Способ третий: перенести VHS на DVD с помощью Burnova

Что вам нужно: Аналого-цифровой адаптер, компьютер с DVD-приводом, видеомагнитофон и чистый диск DVD-R

Ориентировочная цена от Amazon:

Фото товара Инструменты Цена
Аналого-цифровой адаптер Аналого-цифровой адаптер $36.99
Бурнова Бурнова $25.16

Бурнова конвертер VHS в DVD и программное обеспечение создателя, совместимое с компьютером Windows. Кроме того, вы также можете скачать другие DVD конвертирование или запись программного обеспечения, так что он поддерживает конвертировать видео VHS на DVD.

Это означает, что вам нужно будет перенести видео VHS с видеомагнитофона на компьютер с аналого-цифровым адаптером и записать видео VHS на DVD с помощью Burnova.

Посмотри, как это работает:

Шаг 1 Подключите видеомагнитофон к компьютеру.

Получить аналого-цифровой адаптер для соединения видеомагнитофона и компьютера вместе. Подключите красный и желтый конец к соответствующим выходам видеомагнитофона, а другой конец USB подключите к компьютеру.

Шаг 2 Вставьте диск DVD в ваш компьютер.

Вставьте пустой диск DVD-R / RW в дисковод вашего компьютера.

Шаг 3 Записать VHS видео на DVD

Получите ленту VHS в свой видеомагнитофон. Запустите Burnova на своем компьютере и нажмите «Добавить медиафайлы», чтобы импортировать видео VHS с видеомагнитофона в программное обеспечение вашего компьютера, Burnova. Затем вы можете редактировать видео VHS и редактировать меню DVD, чтобы начать создавать видео VHS на DVD. Для более подробной информации использовать Burnova для записать видео на DVDВы можете посетить учебник Бурнова.

К настоящему времени вот три способа конвертировать VHS в DVD с помощью машин или программного обеспечения. Вы можете выбрать лучший, которому вы можете следовать в зависимости от ваших собственных ситуаций.

Описанные выше способы, которые позволяют вам конвертировать или переносить VHS на DVD, основаны на услугах защиты от копирования DVD. Вы не можете делать коммерческие копии с VHS на DVD.

Видео Запишите видео на DVD с Burnova кнопка воспроизведения

Часто задаваемые вопросы о преобразовании VHS в DVD

1. В чем разница между VHS и DVD?

Система Video Home, которая обычно называется VHS, представляет собой метод хранения видеофайлов для воспроизведения. DVD (цифровые универсальные диски) также служат той же цели, но совершенно другим способом. На физическом уровне DVD намного меньше по сравнению с лентами VHS.

2. Могу ли я перенести VHS на DVD?

Да. Вы можете перенести видео VHS со своего видеомагнитофона на компьютер с аналого-цифровым адаптером и записать видео VHS на DVD с помощью конвертера VHS в DVD и программного обеспечения для создания, например Burnova. Кроме того, вы также можете загрузить другое программное обеспечение для конвертирования или записи DVD, которое поддерживает конвертацию видео VHS на DVD.

3. Как мне скопировать фильм VHS?

Поместите небольшой кусок ленты поверх пустого квадрата в передней части ленты VHS, если вы просто хотите записать его содержимое. Купите двухпалубный видеомагнитофон. Как правило, они содержат функции программирования, которые отключают защиту от копирования VHS.

Что вы думаете об этом посте.

Рейтинг: 4.8 / 5 (на основе голосов 171)

15 декабря 2020 г. 09:38 / Обновлено Дженни Райан в BD / DVD

VHS-тостер своими руками

Не выбрасывайте старую технику. При должной сноровке и рук, растущих из правильного места из нее можно сделать… Тостер!

В качестве основы для VHS-тостера был использован старый видеоплеер Daewoo ST862P и не менее старый тостер неизвестной модели. Плеер выпотрошили, с тостера сняли корпус. Затем из куска жести был изготовлен трафарет «VHS». Начинку тостера закрепили внутри корпуса видеоплеера и…

Полностью фотогид, а также видеоролик, рассказывающий о превращении плеера в машинку для жарки хлеба можно посмотреть здесь.

Голосование

Голосование

Добавить в закладки 5

Публикации

Лучшие за сутки Похожие

Истории

Ближайшие события

Дата 1 марта – 19 апреля

Как я использовал VHS-видеомагнитофон для звукозаписи, или Проигрывать надо красиво

Что мы знаем о VHS, кроме того, что сейчас это страшно смотреть на большом экране? В подбрюшье старых и никому не нужных видеомагнитофонов можно обнаружить толковый инструмент для аудиозаписи.

Cтрасть к «аналоговости» саунда начала приобретать все более беспокоящие формы. Я подумал, существует ли иной способ экспериментов с аналоговой звукотехникой, кроме как покупать бобины по сто долларов, горбатиться с тонармом или выжимать все соки из сопли шириной менее 4 мм на деке Накамичи?

Что-то все забыли, что история сохранила (и продает недорого) шикарное решение. Прочная хромовая лента, на которую можно закатать несколько часов музыки и не бегать переворачивать стороны. Впечатляющие характеристики стереотракта. Немыслимый по теперешним временам уровень насыщенности и слаженности работы механических узлов. Не хватает только одного — подобающего внешнего вида, стрелочек, лампочек. Попробуете угадать?

Когда VHS лучше чем DVD?

Я прекрасно помню шикарное впечатление от «Большого Лебовского» на лицензионной кассете VHS. Ее воспроизводил мой плеер Panasonic NV-HP10, на физиономии которого значилась метка Hi-Fi Stereo. С тех пор, кажется, я больше не слышал на цифровых изданиях «Лебовского» такого гладкого, раскатистого баса, который мог столь реалистично прорезаться звоном ключей Джеффа. И да, я так и не привык к широкоэкранной версии фильма, которая была сделана путем вырезания верхней и нижней частей open matte картинки, представленной на VHS.

Бывает и так, что широкоэкранный кадр получается менее информативным, чем VHS-версия.

Звук первых DVD меня совсем не порадовал и неудивительно. По сравнению с полным диапазоном (20 – 20 000 Гц) стереотракта видеомагнитофона, Dolby Digital предлагала по сути MP3 с битрейтом 192 кбит/с. Плюс нужно было дождаться приличного DVD-плеера, на котором можно слушать музыку. У меня это случилось лишь с топовым Philips DVD 963 SA c аудиочипом Analog Devices AD1955 и поддержкой SACD. При переходе на более современные видеоформаты в лице медиаплеера Dune, идея Blu-ray источника с нормальным аналоговым выхлопом была отложена надолго аж до анонса компонентов Oppo.

Кстати, именно SACD тогда мне напомнил давнее звучание VHS Hi-Fi Stereo. В отличие от них, компакт-диск не стелил столь мягко и был настырнее на высоких частотах. Про сравнение с DVD я уже говорил. Ну, а та самая компакт-кассета, с которой сегодня все носятся, и рядом не лежала в сравнении с VHS. Плюс еще этот шум в паузах, в котором тонули хвосты песен.

DVD/SACD-проигрыватель Philips DVD963SA.

Система Hi-Fi Stereo появилась уже в 80-х, много позже анонса собственно формата VHS. В отличие от стандартного монозвука, которому на ленте изначально была предназначена линейная дорожка со скоростью 2,3 см/с, Hi-Fi Stereo записывалось вместе с видеосигналом на поперечные дорожки — между частотами яркости и цветности. И скорость считывания данных блоком вращающихся головок была кардинально иной — целых 5 метров в секунду! И как же излагалась эта аудиоинформация? Да так же, как и видеокартинка, — частотно-модулированным сигналом. Слышали про FM-эфир и рации? Вот по тому же принципу.

Счет технических частот в такой системе уже идет не на кило- , а на мегагерцы. ЧМ (или FM – frequency modulation) относится к аналоговому кодированию, где аудиосигнал управляет несущей частотой. Можно сказать, что описание звуковой волны математической функцией уже «не вполне аналоговая» процедура. Ну да, FM-демодулятор — это не игла, которая бежит по борозде и колеблет электромагнитный контур. Но частотная модуляция в VHS Hi-Fi Stereo — и не «цифра», которая занимается декодированием, опираясь на двоичный код 0 или 1.

Разницу можно понять, если сравнить аналоговые и цифровые рации, или даже радио — обычное и спутниковое. Все они используют передачу на электромагнитных волнах, но принцип работы со звуком у них принципиально отличаются. В целом, аналоговая передача хуже защищена от помех и потери данных, но многие пользователи признаются, что по старой рации голоса звучат более привычно. Кстати, если пойти дальше, можно ведь и компакт-диск обозвать аналоговым устройством. Двоичный код в нем формируется не какими-то абстрактными «цифрами», а вполне себе уровнями аналогового напряжения. Короче, все эти рефлексии «цифра-аналог» могут довести до сумасшествия. Лучше поговорим о плохом и хорошем в VHS Hi-Fi Stereo.

Пленка, которой все равно

Хотя в видеокассетах и используется хромовая пленка, ее состав уже не влиял на «цыкание» или «бубнение» вашей фонограммы. Следует понимать, что VHS Hi-Fi Stereo не является записью на магнитофон в том виде, в котором мы привыкли — с плясками вокруг тока подмагничивания. Модулированному сигналу высокой частоты было решительно все равно где лежать — на BASF или SKC. Даже на безродной видеокассете за качество высоких частот можно быть спокойным. Если что-то и пострадает на плохоньком носителе, то только картинка, которая будет тусклой. Это объясняется тем, что уровень яркости видеосигнала задается самой верхней границей коридора модулирования. В рамках аудиоэксперимента проблемы эти никак нас не касаются. Все неприятности со звуком будут определяться не столько технологией, сколько конкретным экземпляром видеомагнитофона.

Большая насыщенность электроникой может приводить к коммутационным помехам — треску, фону 50 Гц, который, впрочем, легко поймать и на виниловом тракте. А еще помните, на видеофильме иногда проскакивало мягкое «тррр»? Это включался автотрекинг головки при потере синхронизации с данными на ленте.

Внимание: запись! Красные участки в аналоговой технике это не страшно.

Hi-Fi-видеомагнитофоны использовали так называемый АРУЗ (автоматическая регулировка уровня записи), которая сама решала, когда нужно ограничить всплеск громкости, а значит — мог снижаться динамический диапазон фонограммы. Поэтому для нас интерес представляют только модели с возможностью переключения на ручную настройку. Это значительно сужает выбор.

Как правило, речь идет о полупрофессиональных S-VHS видеомагнитофонах с возможностью кое-какого монтажа. Даже такие продвинутые экземпляры сегодня найти не очень сложно. Ценовой диапазон в районе ста баксов, а то и дешевле. За эти деньги вы еще и получаете усилитель на наушники (качественный, если повезет) и электронные часы. А уж цены на видеокассеты вообще копеечные — лишь бы забрали и освободили кладовку. Совсем не так, как с обычными аудиокассетами, за которые сегодня некоторые невменяемые граждане просят цену фирменного CD.

Пульт дистанционного управления GV-464 оснащен ЖК-дисплеем и имеет выдвигающуюся дополнительную панель с органами управления прочей техникой Grundig.

Эксперимент

Для эксперимента был изыскан магнитофон Grundig, 6-головочная модель GV-464. С продукцией Panasonic в этот раз решено было не связываться. Во-первых, частенько они не хотели записывать звук без видео (частота его развертки выполняла роль синхросигнала, по которому настраивалась работа всей лентотяги). В принципе, подачу видео для Panasonic было несложно устроить. Хотя бы и заводить «снежок» телеэфира с антенного разъема, которым был оснащен каждый видак. А еще в пользу Grundig свидетельствовал любимый серенький дизайн.

S-VHS магнитофон Grundig GV-464 имеет блок из 6 головок и поддерживает Hi-Fi Stereo.

Работать с GV-464, как и любым видеомагнитофоном классом выше среднего, было легко и приятно. Видимо, за стрелочными индикаторами кто-то ностальгировал уже тогда, так что у Grundig мы видим их стилизацию на FL-дисплее. Откидывающая крышка открывает вид на органы управления и гениальный элемент 80-х — круглый «шаттл», который продублирован также на двухуровневом системном пульте ДУ. Чуть вращаете «колесо» по часовой стрелке или против — кассета послушно перематывается вперед или назад. Сейчас, в эпоху тачскрина, этот элемент совсем исчез, а зря. Управлять через физический энкодер комфортнее в той же мере, сколь и печатать на клавиатуре вместо стеклянной панели айпада.

Подготовка к записи выглядит тривиальнейшим образом. Подключили тюльпаны на вход, нажали Hi-Fi на пульте и перевели регулировку уровня в мануальный режим. В инструкции указано, что максимальный уровень следует устанавливать на +1 дБ, т.е. на первом делении красной метки. Это вам не цифровой клиппинг — выше нуля децибел перелазить не страшно. А вот усилитель для наушников в этой модели, увы, оказался слабеньким, чисто для мониторинга. Запись пошла! Волнительный момент после стопа, когда шаттл запускает кассету на перемотку назад, чтобы узнать о результатах нашего эксперимента.

Ничего… Ничего не записалось? Ничего нового! Результат на слух звучит неотличимо от сигнала, который подавался на вход видеомагнитофона. Я намеренно огрублял эксперимент самыми бюджетными проводами и не заметил никакой деградации, которая бы бросилась в уши. Я подавал на запись GV-464 сигналы с компакт-диска, винилового проигрывателя и SACD. Затем слушал полученную фонограмму на VHS и передавал ее на цифровую фиксацию РСМ-рекордером Sony PCM-D100 в высоком разрешении. Это было сделано для того, чтобы иметь возможность изучить характер результатов в аудиоредакторе. Часть оцифрованных таким образом аудиопримеров можете оценить и вы, скачав их по приведенным ниже ссылкам.

Выводы

Несмотря на формальное соответствие спецификации (20 Гц – 20 кГц), полоса у VHS Hi-Fi вообще никак не ограничена сверху. Она спокойно запечатлела даже технологический нойз-шейпинг свыше 30 кГц у SACD. Разочарует это кого-то или нет, но при записи на VHS я не заметил какого-то дополнительного обогащения аналоговым жиром. Тембрально и в остальных смыслах все остается на своих местах. Возможно, так получилось потому, что все мои источники от винила до киноресивера приведены примерно к одному звуковому стандарту и не оппонируют друг другу. И данный Grundig GV-464 вписывается в него абсолютно органично.

Виниловая пластинка на VHS ( Judy Collins — Colors Of The Day, LP 1972). Образец можно скачать здесь.
Виниловая пластинка на VHS ( Thompson Twins ‎– Into The Gap, LP 1984). Образец можно скачать здесь.
Тихие уровни на VHS от -40 дБ до -70 дБ (Sheffield Labs ‎- A2TB Test Disc, CD 1994).

Разумеется, аудиотракт GV-464 несколько более шумный в сравнении с цифровым источником, и 50 Гц фон там можно найти. Но это только на графиках и ниже санитарно допустимых уровней. В реальной жизни больше шума в комнате доставит стрекот механики видеомагнитофона. В начале записи лучше пустить секунд 10 пустого места, пока блок головок настраивается под нужное натяжение пленки, а лишь потом подавать сигнал с музыкой. В противном случае первые аккорды могут быть испорчены помехами. Единственное узкое место FM-модуляции — она, похоже, не любит быстро чередующиеся высокочастотные ноты — трели. В музыке такое редко бывает, но один из технических тестовых сигналов вдруг «оброс» артефактами. А в остальных аспектах, даже в более экономном LP-режиме протяжки ленты, я не заметил ничего криминального для качества аудиозаписи. А это значит, что на одну видеокассету E-240 можно ухитриться загнать целую дискографию музыканта.

Так что для тех, кто боится компьютеров и не верит в оцифровки, архивация чужих SACD и винила на VHS — вполне себе рабочая идея. К тому же практически безвредная для кошелька.

Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», март 2017 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 29 461 раз
Статья входит в разделы: Полезные советы Интересное о звуке

Поделиться материалом:

Древности: второй подход к VHS, Hi-Fi Stereo и мыльное видео

2020 год. Качество видеоматериала последние лет пять настолько высокое, что кажется, будто круче уже и не надо. На подходе формат 8К, 32 миллиона пикселей в каждом кадре, уже можно купить подходящий монитор или ТВ, но маловато контента. Лет через пять я куплю новый смартфон, сделаю 8К-видео-селфи, и во всей красе рассмотрю пачку новых морщин, седые волосы и помятые текстуры лица.

По мере взросления ты нагоняешь прогресс, какое-то время движешься по рельсам жизни вровень с ним, а затем отстаешь: здоровье уже не то, эмоции потускнели, сила привычки берет свое. Все чаще в ответ на любую новинку, технического или культурного плана, ты ворчишь: напридумывали там, зачем, разбрасываются на фигню, а вот в наше время… Так вот, в наше время кино смотрели не на компьютере. Не было ютюба, ценность движущихся картинок была выше — это же еще надо добыть видеокассету.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

В начале был телевизор

Все началось с того, что в апреле 2020 года я купил ЭЛТ-телевизор. Ну как купил, забрал бесплатно у желающего освободить пространство владельца. Это был такой момент в моем ретрохобби, когда ты сначала что-то делаешь, а потом об этом жалеешь: 28-дюймовый широкоформатный Sony был совершенно неподъемным. Но раз так вышло, придется покупать и видеомагнитофон, и не только. Да, я уже имел представление о «качестве» VHS, и даже наглядно сравнил его с DVD и 4К в предыдущей статье по теме. Мне стало интересно, почему видеокассеты — такие?

Где-то в глубине специализированных знаний это сводится к параметрам, похожим на таковые у аудиокассеты: соотношение сигнала и шума, допустимый диапазон частот, разнообразные помехи в процессе магнитной записи. Корректно все это обосновать, а тем более измерить не на глаз, а по приборам — пока такое остается за пределами моих возможностей. Но можно провести эксперимент.

Фото выше сделано на современную цифровую фотокамеру и обрезано до соотношения сторон 4 к 3. Вертикальное разрешение я привел к стандарту 4К — 2160 пикселей. В начале двухтысячных я купил первую компьютерную видеокарту с ТВ-выходом и еще тогда удивлялся, насколько унылое получается изображение на телевизоре, по сравнению с монитором. Хотя вроде и там, и там на тот момент была похожая электронно-лучевая трубка.

Действительно мониторы тех лет получали изображение с компьютера в аналоговом виде, но тип подключения был компонентным: по отдельным проводам передавались красные, зеленые и синие компоненты видеосигнала, плюс синхронизация. Это обеспечивало высокое разрешение и достойное качество изображения. Даже сейчас ЖК-мониторы с подключением через VGA дают картинку немногим хуже DVI и HDMI. Бытовые телевизоры работали с композитным сигналом: он передается по одной паре проводов, и содержит две наложенных друг на друга составляющие: яркость и цвет. Формат видеосигнала соответствует стандарту аналогового телевещания, и давайте сегодня даже не будем вспоминать про то, что этих стандартов было много. Не стоит лезть в эту тему.

Остановимся на стандарте PAL: он обеспечивал передачу 625 строк изображения, из них 576 видимых. Возьмем наше эталонное фото, уменьшим до разрешения 768×576 и запишем на DVD с максимальным битрейтом. На фото выше — захват композитного видеосигнала с DVD-плеера. Это наш исходник для VHS. Я хотел показать, что прежде чем наслаждаться качеством видеомагнитофона, нужно понимать, что и на входе в него был вовсе не идеал по нынешним временам. Из теоретических 576 ТВ-линий реальное разрешение композитного сигнала составляет 400, после записи на VHS оно падает до 200-250.

Записываем картинку на VHS, воспроизводим и оцифровываем обратно с помощью DVD-рекордера (слева — композитный выход с DVD, справа — VHS). Параметры сигнала на магнитной ленте те же, что и для входящего видеосигнала: 625 строк, 50 полукадров в секунду. Уменьшается полоса пропускания, эквивалент «разрешения» для аналогового сигнала. В композитном исходнике полоса пропускания — 5 мегагерц, на VHS — 3 мегагерца. Количество строк не меняется, но, как видно на картинке выше, страдает четкость изображения, а больше всего — передача цвета. Добавим к этому традиционные последствия записи на магнитную ленту: больше шума, проникновение помех из соседнего кадра. Получим теплое ламповое изображение.

Финальное сравнение (исходник). Справа — настоящее время. Слева — то, как мы смотрели видео 30 лет назад. VHS никогда не был лучшим носителем композитного видео. Даже если забыть про профессиональную аппаратуру, существовали и потребительские форматы с куда более достойными характеристиками. Но VHS был дешев и удобен в использовании, а это очень часто оказывается важнее, чем «качество». Впрочем, выбирая видеомагнитофон к себе в коллекцию, я хотел подобраться поближе к тем временам, когда VHS стоил дороже автомобиля.

Когда видеомагнитофоны были большими

Если уж покупать видеомагнитофон в 2020 году, то надо брать лучший. Технологии домашнего видео на VHS развивались вплоть до появления DVD в 1996 году, но мне категорически не нравится внешний вид той «поздней» техники. Приведу фото аппарата из предыдущей статьи. Он вообще из начала нулевых, но тенденция понятная:

Скучно, просто, нет экрана. Окей, возьмем что-нибудь из второй половины девяностых:

Фото отсюда. Чуть получше, но все равно не то. Хочется праздника, а тут его нет, какие-то серые будни. Даже нельзя сказать, что VHS-устройства пережили упрощение — можно найти начиненный фичами аппарат эпохи заката. Возможно я просто не фанат дизайна девяностых. Нужно забираться дальше в прошлое, но возникает другой риск: чем старше аппарат, тем больше шансов, что он сломан. Тем меньше устройств в приличном состоянии. Тем больше некомплектного, протухшего за годы хранения в сарае хлама. Вероятность получить неработающий кирпич серьезно повышается.

А купил я в итоге магнитофон Sony SLV-815. Топовую модель 1991 года, аппарат с бомбическим дизайном, с деревянными панельками по бокам и по-максимуму начиненный фичами. Серьезный видеомагнитофон для монтажа видео, сделанный так, чтобы хорошо смотреться в стойке с Hi-Fi.

Видеомагнитофон продавался с пометкой «estate», как правило это означает, что первого владельца с нами больше нет, а за распродажу вещей отвечает наемный менеджер, который ничего проверять не будет. Отсюда два вывода: внешнее состояние скорее всего будет хорошее, а насчет работоспособности придется сыграть в ebay-лотерею.

Так и вышло. Обнадеживала наклейка сервисного центра Sony, намекающая на обслуживание или ремонт в апреле 2002 года. Внешне аппарат выглядит новым, экран — рабочий, только заметно потускнели сегменты, горящие постоянно (часы). К моему глубокому удовлетворению, видеомагнитофон заработал почти сразу, хоть и не с первой попытки, но со второй.

Только при воспроизведении хорошо слышен хруст шестерней — смазать бы. Магнитофоны этой эпохи страдают от перелома пластмассовых элементов механизма, высохших конденсаторов, упиленных голов (если использовался постоянно). И еще они попросту сложные, требующие при восстановлении определенного опыта и квалификации.

Чем этот магнитофон хорош? Какие вообще были важные критерии выбора VHS в те времена? Кое-что сейчас вообще не актуально, например гибкое программирование записи на год вперед. Базовое разделение видеотехники было такое: полноценный видеомагнитофон (оснащен собственным ТВ-приемником, может записывать телепрограммы в режиме реального времени и по расписанию), видеоплеер (только воспроизводит кассеты) и пишущий видеоплеер (может записывать, но не оснащен тюнером — им должен работать телевизор, нет программирования записи).

А что тут еще есть? Возможности редактирования. На панели есть энкодер с вращающейся центральной частью и поворотным кольцом — почти как в профессиональной технике. С его помощью можно с разной скоростью контролировать видеозапись, в режиме медленной перемотки или покадрово. Точно выставить ленту на нужное место и включить запись, с бесшовным переходом между фрагментами. Можно наложить на видео другую звуковую дорожку. Или даже подключить микрофон и добавить к записи похода в баню режиссерский комментарий.

Магнитофон оснащен интерфейсом LANC для взаимодействия с другими устройствами. Например, он может подавать команду на включение спутникового ресивера и переключать его на нужный канал. Либо можно купить специальный монтажный пульт, как на картинке выше, и одновременно рулить двумя видеомагнитофонами (или магнитофоном и камерой). Да, этот аппарат можно контролировать с помощью Arduino.

В общем, получается довольно функциональная, хоть и потребительская штука для небедного энтузиаста. Для монтажа видео с видеокамеры, креативной записи и редактирования с ТВ или другого источника. Добавлю к описанию фич еще пару интересных находок. Это система Video Programming System — более древняя реализация стандарта PDC. Как минимум на европейском телевидении передавались кодовые сигналы начала трансляции. Видеомагнитофон умел их принимать и подстраивать расписание так, чтобы не записывать кусок предыдущей передачи или следующей.

Еще один термин конца восьмидесятых — Simulcast. Это когда трансляция телепередачи по ТВ сопровождается синхронизированной передачей стереозвука по радио на FM-частотах. Для этого случая в SLV-815 предусмотрен специальный режим: видео пишем с эфира, а звук — с внешнего радиоприемника.

Экранное меню в 1991 году было еще в новинку. Рекламный слоган «Digital Picture» в SLV-815 относится к нему, цифровой обработки изображения тут нет. Но есть режим «картинка в картинке» (смотрим видеокассету, следим за ТВ, когда там начнется нужная передача). В экранное меню убрана настройка телеканалов и пара полезных функций: «перемотать кассету на начало и выбросить» (для сдачи в прокат), «перемотать на нулевую отметку счетчика» и так далее. Кроме того, как и требуется от функционального видеомагнитофона, этот Sony умеет предсказывать остаток ленты. Все это очень круто, но мыльноватый VHS ретроэкспириенс был бы не полон без еще одного неизбежного аксессуара.

Царь-пульт

Он огромный! Созданный для энтузиастов, пульт управления обеспечивает контроль над всеми функциями видеомагнитофона. А если вам этого кажется мало, достаточно поднять крышку. Кажется, тут есть кнопка для всего.

Значительная часть пульта отведена под программирование записи. Для этого же предусмотрен ЖК-дисплей: задавать интервалы начала и окончания записи можно прямо на пульте, а потом передавать на видеомагнитофон одним нажатием. Разобраться во всех этих фичах без инструкции невозможно, хотя мне много и не требовалось — установить на видеомагнитофоне правильное время.

Я конечно разобрался, как это делать, но не сильно помогло. Дата на пульте выставляется максимально кривым способом: «перемоткой» по дням начиная с января 1991 года. Причем календарь ограничен сверху 2006 годом — видимо разработчики посчитали, что через 15 лет никто этим аппаратом пользоваться уже не будет. Не угадали!

Пульт расчитан на работу в сложной дорогой домашней системе. С его помощью вы можете управлять тремя видеомагнитофонами одновременно, и включать-выключать телевизор. По факту он красив, но неудобен: чаще всего я пользуюсь пультом от телевизора. Он поменьше и позволяет управлять базовыми фичами магнитофона.

Hi-Fi Stereo и посрамление бобин

В предыдущем обзоре видеотехники режим Hi-Fi Stereo я лишь упомянул, а теперь решил изучить его внимательнее. Стандарт VHS предусматривал запись звука на отдельную монофоническую дорожку, с использованием стационарной головки. Соответственно, качество звука зависело от скорости протягивания ленты, а она в VHS мала — 2,339 сантиметра в секунду, в два раза меньше, чем у аудиокассеты. В 1984 году придумали другой способ: записывать звук с помощью двух дополнительных головок на вращающемся барабане, так же, как видео.

Это было непростой задачей, так как дорожки с видео расположены максимально плотно. Сделали так: звук пишется на ленту до видео. Видеосигнал частично стирает звуковые дорожки, но из-за различия в азимуте головок и мощности сигнала, звук можно прочитать и декодировать. А он именно что закодирован: с помощью частотной модуляции аналоговый сигнал «загнан» в область частот около одного мегагерца, для снижения помех от цветовой и яркостной составляющей видео. Распределение частот с использованием VHS Hi-Fi показано на графике выше.

Несмотря на все эти манипуляции, аудиосигнал в режиме Hi-Fi Stereo остается аналоговым. А вот его параметры серьезно повышаются. А раз так, хочется их как-то объективно измерить. Получилось это не сразу: видеомагнитофон не дружит с десктопом, принимая от него массу помех (и кажется, не любит наличия поблизости импульсных блоков питания). Пришлось измерить с помощью ноутбука, работающего от батареек.

Слева направо: VHS Hi-Fi, стандартная аудиодорожка, она же в режиме LP, и для сравнения — аудиокассета первого типа и современный цифровой аудиоплеер, служивший источником для всех тестов. Hi-Fi трек показывает результат как минимум не хуже очень хорошего катушечного магнитофона на 19-й или 38-й скорости. Теоретический динамический диапазон стандарта — 80дБ или лучше. На практике у меня получилось 77дБ, и учитывая возраст аппарата это достойно. На традиционной магнитной ленте такой результат возможен только с системой шумопонижения. Но главное — ровная амплитудно-частотная характеристика и низкий уровень искажений. Кстати, а ограничена ли у видеомагнитофона АЧХ? Что если подать на него тестовый сигнал в диапазоне до 48 килогерц?

Вообще не ограничена — в пределах обычных плюс-минус 3дБ верхняя граница АЧХ заканчивается почти ровно на 30 килогерцах. Можно записывать звук высокой четкости, если кому-то вдруг придет такое в голову. Получается, VHS Hi-Fi — лучший (и последний) носитель теплого лампового звука на магнитной ленте?

Нууу почти. Проблема в том, что запись аудио происходит кусками по 1/50 секунды. Малейший сбой синхронизации — и появляется ужасно надоедливый треск. На видео выше я привел пример таких характерных искажений. Их просто вызвать искусственно, достаточно «сбить» синхронизацию сигнала ручной регулировкой. Но иногда они появляются и сами по себе: дефекты ленты, изношенность механизма, бури на Марсе. Уж лучше кассета, но без этих артефактов.

В восьмидесятые и девяностые VHS Hi-Fi был привлекательной темой для меломанов и аудиофилов. Характеристики звука никак не меняются даже при переходе на более низкую скорость записи LP. Можно записать на трехчасовую кассету шесть часов музыки. Если даже удастся избежать помех, это не очень удобно. Формат получается строго стационарный. Навигация затруднена, хотя видеомагнитофон умеет ставить маркеры и перемещаться между ними. В общем, не совсем мой выбор.

Зато VHS Hi-Fi серьезно улучшает впечатление от просмотра фильмов на видеокассетах. Да, картинка слегка нечеткая, но звук в порядке, ничем не хуже цифрового саундтрека. На видео выше я записал сравнение VHS Hi-Fi со стандартной дорожкой в режимах SP и LP. В первом случае — достойный звук без претензий. Стандартное аудио — монофоническое (некоторые модели магнитофонов умели записывать туда стерео) и терпимое. Звук в режиме LP больше похож на звучание радиоточки. Записывать винтажные видеоклипы со стереозвуком — одно удовольствие. А еще можно записать кассету с двойной или даже тройной аудиодорожкой. Например, пишем оригинальный звук фильма без перевода на Hi-Fi. Потом отдельно — перевод на стандартный аудиотрек. В настройках Sony SLV-815 предусмотрена возможность произвольного переключения между аудиотреками, вывода одного из каналов стерео или микширования всего сразу.

Фирменное видео или чего не хватало в детстве

В VHS-реальности начала девяностых я находился на самом дне видеомагнитофонного экспириенса. Видеокассеты у меня были либо самописные (с помехами), либо прокатные (ужасного качества и непонятного происхождения), либо покупные (чуть лучше, но все равно пиратские). Я постарался это исправить, тем более сейчас это вообще не представляет проблем. VHS по-прежнему расценивается большинством людей, как старый ненужный хлам.

Релизов на видео было выпущено очень много, их можно найти бесплатно, с самовывозом, или дешево, или чуть подороже, но запечатанные. Я приобрел несколько кассет из Европы, с оригинальной звуковой дорожкой. Это поздние издания, обычно широкоформатные, в стандартном пластиковом кейсе, или даже коллекционные — в коробке и с красивой полиграфией.

Смотреть на видео театральную версию фильма — спорная идея. Вспомним про разрешение в 200-250 реальных ТВ-линий. Черные полосы широкого формата сожрут треть небольших возможностей формата, на выходе получится картинка, которую грубо можно сравнить с цифровым видео в разрешении 335×100. Поэтому обычный релиз на VHS обрезает изображение по краям, чтобы избавиться от черных полос. Теряется примерно половина театрального кадра. Иногда, правда, бывает наоборот.

Знаменитый кадр из «Дня независимости», известный как ТУЧА ФЗНАМЗОН, представлен во всей своей красе именно в телевизионной версии. В широком формате половина надписи на плохом русском обрезана.

Так как я по ошибке купил сразу два издания первых трех фильмов про Индиану Джонса, я могу сравнить широкоформатное издание и обычное. Они так и продавались: на выбор, смотреть замысел режиссера во всей полноте, но с черными полосами, или без полос, но как повезет. Здесь вы можете заметить, что изображение не занимает всю площадь кадра. Дело в том, что правильный, винтажный ЭЛТ-телевизор ее и не показывает (явление, известное, как overscan).

Мы уже давно привыкли, что современные ТВ и мониторы показывают изображение целиком, с идеальной геометрией. А тогда и картинка на ТВ проецировалась с запасом, и шум от переключения головок в нижней части кадра надо было убрать. Возвращаясь к «строкам» или «ТВ-линиям»: мало того, что разрешение у VHS низкое. Так вы еще часть полезного сигнала просто не увидите.

Хочется показать мой новый тридцатилетний видеомагнитофон в работе, но выкладывать фильмы на Ютюб — не очень хорошая идея, даже в научно-исследовательских целях. Одна из кассет в моей коллекции — из видеопроката. Они отличаются наличием трейлером «новых» фильмов в начале. Вот один из трейлеров и покажу. Здесь захват видео произведен другим рекордером, который учитывает феномен overscan и дополнительно обрезает края изображения. По традиции преобразовал исходную картинку в стандарте PAL в формат 4К.

И еще раз посмотрим на кадр из кино. Почти все фильмы сейчас доступны в разрешении FullHD или даже 4К. Еще один способ оценить прогресс за последние три-четыре десятка лет. Адекватен ли формат VHS в 2020 году? Он интересен только если вы, как и я, увлекаетесь ретротехникой. Я невероятно впечатлен и дизайном, и возможностями своего видеомагнитофона. Но и ограничения магнитной видеозаписи не самого высокого качества очевидны. Даже если смотреть приведенные выше примеры видео на телефоне.

Скажу так: VHS не надо смотреть на ЖК-дисплеях в принципе. Только ЭЛТ, только хардкор и соответствующее эпохе оборудование. Старый телевизор добавляет к искажениям видеомагнитофона свои, но делает картинку сочной, создает именно то настроение, с которым мы смотрели видео в восьмидесятых и девяностых. Для таких винтажных ощущений, собственно, я и добываю весь этот хлам.

Аутентичные фильмы той эпохи, желательно с характерным одноголосым переводом, воспринимаются на VHS прекрасно даже в 2020 году. Видеоклипы восьмидесятых часто записаны в «композитном» качестве изначально, и выглядят мыльными даже после переиздания на цифровых носителях в 4К, как видеоклип выше. Вот это правильный контент, для которого я приобрел правильный набор аппаратов. В отличие от аудиокассет, которые звучат нормально, винила, что переживает ренессанс, возраст аналогового видео сейчас очень заметен. Возврат к VHS — это сродни покупки «Спектрума» или раннего IBM PC, путешествие в прошлое, заплыв по волнам памяти. Изучение древних артефактов, и заодно попытка разобраться в самом себе. Или просто нелогичный способ достижения душевного комфорта путем построения у себя в кабинете капсулы времени.

  • vhs
  • vhs hi-fi
  • царь-пульт
  • мыльноватое видео
  • жужжание механизмов
  • умеренная рыдалка
  • Блог компании «Лаборатория Касперского»
  • Работа с видео
  • Старое железо
  • Видеотехника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *