Pcb что это в аккумуляторе
Перейти к содержимому

Pcb что это в аккумуляторе

  • автор:

Как работает плата защиты литиевой батареи?

Литиевые аккумуляторные батареи обладают большой энергоёмкостью и малыми размерами. Применяются во многих устройствах с автономным питанием, например, электроинструменте.

Особенностью данного типа аккумуляторов является их пожароопасность. Они способны воспламеняться и взрываться при нарушении условий их эксплуатации.

Чтобы обезопасить литиевые аккумуляторы и батареи, в них встраивают специальные электронные платы. Защитная плата для одного аккумулятора обычно называется PCM (Protection Circuit Module), – модуль защиты, защитная плата.

Защитная плата для литиевой батареи, которая состоит из нескольких аккумуляторов называется PCB (Protection Circuit Board) или BPU (Battery Protection Unit), – блок защиты батареи.

Плата защиты внутри литиевой батареи.

Иногда такие платы называют BMS (Battery Management System) – система управления аккумулятором. Но, самые простые платы, которые выполняют лишь защитные функции трудно назвать BMS, так как системы управления батареей, как правило, имеют схему балансировки (балансир).

Функции, которые выполняет схема защиты батареи:

  • Защита аккумулятора от чрезмерного заряда (перезаряда);
  • Защита от чрезмерного разряда (переразряда);
  • Защита от короткого замыкания (КЗ) в нагрузке;
  • Защита от перегрузки по току при заряде и разряде;
  • Защита от перегрева, контроль температуры.

Это основные функции защитной платы или модуля. Естественно, существуют и более сложные платы, имеющие дополнительный функционал, но мы рассмотрим самую простую, которая присутствует в любой литиевой АКБ для электроинструмента и других приборов.

Разбираться с работой какой-либо схемы проще и интересней на конкретном примере. В качестве образца для исследований возьмём плату защиты от аккумуляторной батареи для дрели-шуруповёрта «Варяг» Professional ДА-16/2П.

Плата защиты TL181203-V4S-WKS_V1.0 «Варяг» ДА-16/2П

Плата маркирована, как TL181203-V4S-WKS_V1.0. Она не имеет балансира, а выполняет лишь защитные функции.

Защитная плата на микросхеме CM1041-DS.

Электронная плата следит за состоянием четырёх литиевых аккумуляторов типоразмера 18650. Функции контроллера, который является “мозгом” всей схемы, выполняет микросхема CM1041-DS. Это, так называемая Battery protection IC.

Схема защитной платы от аккумуляторной батареи «Варяг» Professional ДА-16/2П. По клику откроется в полном разрешении.

Принципиальная схема защитной платы от аккумулятора «Варяг» Professional ДА-16/2П

Защитная плата аккумуляторной батареи выполнена по типовой схеме с разделением цепи заряда и разряда, представленной в даташите на микросхему CM1041.

Схема дополнена. На ней указаны номиналы SMD-резисторов, маркировка транзисторов и диодов, а также изображены те элементы, которые отсутствуют на схеме из даташита, но присутствуют на плате. О них я расскажу чуть позднее.

Заряд аккумулятора осуществляется через отдельный разъём (контакты Charge: CH+ и CH-), к которому подключается зарядное устройство. Подключение батареи к нагрузке осуществляется через клеммы Power: P+ и P-.

Микросхема CM1041-DS (U1) получает напряжение питания непосредственно от самой аккумуляторной батареи, которую защищает. Плюсовое напряжение подаётся на вывод 1 (VCC), а минусовое на вывод 7 (VSS).

Таким образом, плата защиты работает всегда, пока подключена к батарее, даже, когда она лежит полгода в кейсе вместе с инструментом или где-нибудь в дальнем углу вашего гаража.

У аккумуляторной батареи есть два основных режима работы:

  • Режим заряда (“Charge”), когда аккумуляторная батарея заряжается;
  • Режим разряда (“Discharge”), когда происходит разряд аккумулятора при использовании электроинструмента.

Потребление и отдача тока в этих двух режимах регулируется двумя MOSFET-транзисторами, которые выполняют роль ключа и находятся в открытом или закрытом состоянии. Работой MOSFET-транзисторов управляет контроллер защиты CM1041-DS.

Через MOSFET-транзистор Q2 (NCE3404Y) протекает ток заряда аккумуляторной батареи. Его я буду называть транзистором заряда. Он управляется микросхемой CM1041-DS по выводу 15 (CO).

Через MOSFET-транзистор Q3 (NCE3080K, FM3080K) протекает ток разряда. Назовём его транзистором разряда. Управляется микросхемой CM1041-DS по выводу 14 (DO).

Вот так выглядит транзистор заряда и разряда на печатной плате. Тот, что поменьше, это транзистор заряда.

MOSFET-транзисторы заряда и разряда на плате модуля защиты Li-ion.

Схема дополнена диодом Шоттки D3 (SS34), который является защитным. При неправильной подаче напряжения от зарядного устройства (блока питания), этот диод не пропустит ток, так как будет включен в обратном направлении.

Защитные диоды на плате PCB.

При штатном подключении диод D3 не оказывает какого-либо сопротивления, он включен в прямом направлении. Диод рассчитан на прямой ток (IF(AV)) в 3 ампера и имеет низкое падение напряжения на переходе в прямом включении (VF) в 500 mV.

Также на плате имеется диод D2 (RS1M), который обратновключен между плюсовой «+» (P+) и минусовой «-» клеммой (P-) АКБ.

Назначение данного диода мне не совсем понятно. Но, в случае, если будет подано напряжение неправильной полярности от зарядного устройства и диод Шоттки D3 (SS34) пробьёт, то ток потечёт через него и внутренний диод MOSFET-транзистора Q2.

Далее ток пойдёт через диод D2 (RS1M), так как в таком случае он будет включен в прямом направлении. При этом сработает защита от перегрузки по току или сгорит защитный предохранитель в зарядном устройстве. АКБ при этом будет защищена.

Диод D2 также защитит батарею, если реализован её заряд через клеммы подключения нагрузки (P+, P-), то есть по типовой схеме включения микросхемы с общими цепями заряда и разряда (приводится в даташите на CM1041-DS).

В таком случае, при неправильном подключении зарядного устройства, когда на клемму P+ подано отрицательное, а на P- положительное напряжение от зарядного устройства, диод D2 будет открыт и спровоцирует сгорание предохранителя или срабатывание защиты в зарядном устройстве.

Контроль температуры аккумуляторной батареи осуществляется следующим образом.

К выводу 11 (RTS) подключается NTC-резистор, – это терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом (ТКС). С его помощью контроллер блока защиты измеряет температуру аккумуляторов при заряде и разряде.

На печатной плате он выполнен в виде чип-терморезистора, что на мой взгляд не очень практичное решение.

Обычно температурный датчик устанавливается на один из аккумуляторов сборки, чтобы как можно точнее отслеживать температуру. Здесь же он запаян на печатную плату, причём даже не со стороны батарейного блока.

Терморезистор на плате защиты от АКБ.

Изучая даташит на CM1041 я наткнулся на интересную функцию.

Оказывается, если по какой-либо причине произойдёт отключение NTC-резистора от микросхемы, то она полностью отключает батарею, – закрывает транзистор заряда и разряда. Это приведёт к полной блокировке АКБ. То есть пока не будет восстановлено соединение терморезистора с микросхемой защиты, она не даст ни зарядить АКБ, ни разрядить её.

Наверняка, аналогичная функция есть и в других микросхемах защиты. Поэтому всегда проверяйте исправность терморезистора и надёжность его соединения с микросхемой-контроллером. Во многих батареях для электроинструмента терморезистор имеет форму капли с двумя длинными проводниками, которые запаиваются на плату защиты.

Алгоритм работы микросхемы CM1041-DS следующий.

Как уже говорилось, аккумуляторная батарея имеет два режима работы: заряда, когда батарея подключена к зарядному устройству и разряда, когда от батареи потребляется ток во время работы электроинструмента или иной нагрузки.

Стоит отметить, что выпускается несколько модификаций микросхемы CM1041. Связано это с тем, что существует несколько типов литий-ионных аккумуляторов. Например, литий-железо-фосфатные (LFP), литий-никель-кобальт-алюминий-оксидные (NCA), литий-никель-марганец-кобальт-оксидные (NMC). Их параметры отличаются, порой очень сильно.

Соответственно, под каждый тип идёт своя версия микросхемы.

Далее все числовые значения уровней срабатывания защит, я буду приводить для микросхемы CM1041-DS/DT (буква D — указывает на версию, S и T – тип корпуса). Она подходит для литий-ионных аккумуляторов с рабочим диапазоном напряжений 2,7. 4,2V, например, типа INR (литий-марганцевых).

Защита от глубокого разряда.

Глубокий разряд литиевого аккумулятора приводит к его деградации и последующему выходу из строя.

С помощью выводов VC1, VC2, VC3 и VC4 микросхема отслеживает напряжение на каждом из четырёх литиевых аккумуляторов составной батареи. Если напряжение хотя бы на любом из них упадёт до уровня 2,7V, то микросхема отключит транзистор разряда, чтобы защитить аккумуляторы от повреждения при чрезмерном разряде.

Пока напряжение на каждом аккумуляторе не вырастет хотя бы до уровня в 3V, которое считается минимальным рабочим напряжением аккумулятора, транзистор разряда будет закрыт. При этом АКБ будет отключена от нагрузки, в данном случае от дрели-шуруповёрта, и его мы использовать не сможем.

Защита от перезаряда.

Чрезмерный заряд литиевого аккумулятора приводит к его нагреву и тепловому выбросу, что повышает риск возгорания или взрыва.

При заряде аккумуляторной батареи микросхема отслеживает, не превышено ли напряжение на каждой из литиевых ячеек. Если оно достигнет напряжения в 4,25V, то контроллер отключает транзистор заряда и заряд аккумуляторной батареи прекращается.

Заряд батареи будет блокироваться до тех пор, пока напряжение на всех аккумуляторах не понизиться до уровня 4,15V.

Защита сбрасывается, если к литиевой батарее подключена нагрузка, – сработала цепь обнаружения нагрузки (VM, вывод 16) и напряжения на всех ячейках аккумуляторной батареи понизилось до уровня ниже 4,15V.

Защита от перегрузки по току и короткого замыкания.

Чрезмерный ток потребления от литиевого аккумулятора приводит к его нагреву. Это может привести к его повреждению, возгоранию или взрыву.

Поэтому, микросхема постоянно контролирует потребляемый от батареи ток. Реализовано три пороговых уровня, при которых микросхема отключает транзистор разряда.

Мониторинг ведётся по выводу VINI (13). С ростом потребляемого тока, напряжение на VINI растёт.

Для каждого уровня определена минимальная длительность события, – задержка срабатывания. Самая короткая задержка задана для уровня короткого замыкания (КЗ), всего лишь 100. 600 микросекунд (μs).

  • Если напряжение на выводе VINI будет выше, чем 0,085. 0,115V, а длительность составит не менее 0,5. 1,5 секунды, то сработает защита по первому уровню.
  • Для второго уровня задан порог в 0,16. 0,24V, а длительность – не менее 50. 200 миллисекунд (ms).
  • Когда же напряжение на VINI будет выше 0,4. 0,6V и длится не менее 100. 600 микросекунд, то контроллер расценивает это, как короткое замыкание в нагрузке и отключает транзистор разряда.

Как видим, на каждом пороговом уровне напряжение растёт, что соответствует высокому пусковому току включения или большому току потребления, а длительность задержки уменьшается. При КЗ задержка срабатывания защиты самая короткая, так как ток замыкания будет максимально возможный.

Для сброса защиты от перегрузки по току необходимо отключить аккумуляторную батарею от нагрузки или устранить КЗ. По выводу 16 (VM) микросхема определяет, отключена нагрузка или нет.

Защита от перегрузки по току заряда.

Чрезмерный ток заряда, как и высокий ток потребления приводит к нагреву и повреждению литиевого аккумулятора. Это может привести к его самовозгоранию или взрыву.

Поэтому, микросхема защиты контролирует ток заряда литиевой батареи. При его превышении она отключает транзистор заряда. Контроль ведётся по выводу VINI.

Благодаря цепи обнаружения зарядного устройства и нагрузки (вывод 16, VM) микросхема определяет снята ли нагрузка и подключено ли к батарее зарядное устройство. Защита сбрасывается, если зарядное устройство отключено.

Температурная защита.

Как уже говорилось, контроль температуры батареи осуществляется с помощью терморезистивного датчика (NTC-резистора).

Если температура снижается до уровня -10°C, то заряд аккумулятора прекращается. При низкой температуре литиевые аккумуляторы теряют свою ёмкость и быстро разряжаются. Зарядка также происходит медленнее, так как снижается способность аккумулятора накапливать заряд. Это может привести к порче аккумуляторной батареи.

При высокой температуре блокируется и заряд и разряд аккумулятора. Но, сначала блокируется заряд батареи. Если температура повысится ещё на 20°C, то сработает защита от разряда при высокой температуре. Литиевая батарея будет полностью заблокирована. Ни зарядить, ни разрядить её будет нельзя.

В даташите на микросхему CM1041-DS приводится таблица соответствия RT (R11) и требуемой температуры срабатывания при высокой температуре заряда и разряда.

Там, в качестве NTC-термистора (RNTC) используется терморезистор на 100 кОм (при 25°C) с коэффициентом температурной чувствительности B = 3950. Из этого следует предположить, что на рассматриваемой нами плате используется терморезистор с такими же или близкими параметрами, но в корпусе SMD.

Исходя из номинала резистора R11, которым задаётся уровень срабатывания защиты от заряда при высокой температуре, следует предположить, что он равен 52. 53°C, а защита от разряда при высокой температуре составляет 72. 73°C.

Чтобы защита отключилась, необходимо, чтобы батарея остыла на 10°C и в том, и другом случае.

Защита от отключения.

В случае, если на одном из выводов VC1, VC2, VC3 и VC4 пропадёт напряжение, то микросхема расценивает это, как отключение ячейки батареи или то, что она пришла в негодность. При этом транзистор заряда и разряда отключаются, полностью блокируя заряд и разряд батареи.

Состояние блокировки будет действовать до тех пор, пока штатное соединение ячеек аккумуляторной батареи не будет восстановлено.

Как видим, микросхема обладает достаточным набором функций контроля, позволяющими предотвратить нештатный режим работы аккумуляторной батареи.

Микросхемы, аналогичные описанной, легко встретить во всевозможных устройствах с автономным питанием. Если бегло изучить даташиты на них, то можно заметить, что все они устроены схожим образом, имеют одинаковые узлы и обладают близкими параметрами.

Пример тому, микросхема S-8254A. Разница может быть в типе проводимости применяемых MOSFET-транзисторов заряда/разряда (N-канальные или P-канальные), количестве ячеек литиевой батареи, которые способна обслуживать микросхема защиты (2S, 3S и т.д.).

Стоит отметить, что рассмотренная плата защиты для литий-ионной АКБ шуруповёрта «Варяг» Professional ДА-16/2П довольно примитивна. Функции защиты она выполняет, но в ней, как и во внешнем зарядном устройстве нет балансира.

Со временем, из-за разности в параметрах литий-ионных аккумуляторов, которые входят в состав батареи, они начнут разряжаться и заряжаться неравномерно, что приведёт к срабатыванию защиты, в то время, когда некоторые из литиевых ячеек будут заряжены не полностью. Выровнять напряжения будет нечем, так как в схеме отсутствует балансир.

АКБ перестанет забирать и отдавать полную ёмкость, а часть аккумуляторов начнёт деградировать. Поэтому, спустя некоторое время потребуется ремонт литиевой АКБ и замена аккумуляторов в ней.

Причиной неисправности может стать и сама плата PCB. Про ремонт только что изученной нами платы от АКБ шуруповёрта «Варяг» Professional ДА-16/2П я уже рассказывал.

Эксплуатировать электроинструмент с литий-ионными батареями на морозе также не рекомендуется. Так, например, после глубокого разряда литиевой батареи на холоде, она может перестать корректно заряжаться.

Даже штатное зарядное устройство может не справиться и придётся восстанавливать батарею. Реальный пример из практики ремонта я приводил в статье про восстановление аккумулятора DCB145 от шуруповёрта DeWalt.

Pcb что это в аккумуляторе

Итого: 0 грн Оформить заказ Продолжить покупки

https://www.electra.com.ua/components/com_jshopping/files/img_products грн /cart/delete.html /product/view.html Ваша корзина пуста. Показать/скрыть подробности Параметры ⇓ Товар добавлен в корзину Товаров ВАША КОРЗИНА ПУСТА Товаров в корзине на сумму Удалить

Товар удален из корзины

    • Viber: (063) 422-88-66
    • Прием заказов: (066) 422-88-66
    • Технические вопросы: (096) 422-88-66
    • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
    • Украина, г. Черкассы ул. Гоголя 137, оф. 11
    • Электровелосипед за 30 минут!
    • Мотор-колеса для электровелосипедов
    • Наборы для электровелосипедов
    • Комплектующие для электровелосипедов
    • Аккумуляторы для электровелосипедов

    Типоразмеры элементов питания

    Литий-ионные аккумуляторы 10440 по многим параметрам схожи с батарейками ААА, но вместо друг друга их практически никогда нельзя использовать, так как напряжение отличается в 2,5 раза. В одном случае напряжения будет недостаточно для запуска устройства и оно мгновенно разрядит батарейку, в другом случае аккумулятор может сжечь предохранитель или даже сам прибор. Ещё раз обратите внимание, что хотя по размерам АКБ 10440 ничуть не отличаются от аккумуляторов ААА, у последних напряжение 1,2 Вольта, что в три раза меньше, чем у Li-Ion аналога, поэтому они далеко не всегда взаимозаменяемы.

    Полных аналогов у аккумулятора 10440 не существует, но можно попытаться установить в прибор похожие по техническим характеристикам изделия. К таким элементам относится АКБ10450. Аккумуляторы 10450 немного длиннее АКБ 10440, но это отличие практически не будет заметно при установке в подпружиненный слот батареи. Напряжение элемента ниже на 0,1 Вольт, что также не отразится на эксплуатационных характеристиках батареи.

    С аналогичными характеристиками можно найти аккумулятор 10340. Основное отличие этого изделия заключается также в длине: АКБ 10340 почти на 10 мм короче АКБ 10440, поэтому надёжно установить изделие в прибор можно только заменив пружину в установочном слоте на более длинную.

    Литий ионный аккумулятор 10440 может использоваться в любых устройствах, для работы которых необходимо напряжение 3,7 Вольт. Наиболее часто такой элемент можно встретить в детских игрушках, системах сигнализации, фонариках, аудиоустройствах. Идеально подходит для использования в различных самодельных устройствах благодаря наличию платы защиты.

    Заряжать аккумуляторы этого типа можно с использованием дешёвых сетевых устройств, в которых отсутствуют элементы защиты. Температурный режим очень важен для безопасного и правильного восстановления аккумулятора. Рекомендуется проводить зарядку только при положительных значениях термометра, но не выше +25˚С. При подключении аккумулятора 10440 к зарядному устройству важно соблюдать полярность, иначе изделие может быть повреждено, несмотря на наличие внутренней защитной платы.

    14250 – 1/2 AA

    На рынке присутствуют и батарейки, и аккумуляторы типоразмера 14250. Заменять литиевые аккумуляторы 14250 на 3,6 Вольт можно идентичными по типоразмерам. Среди них самые распространенные аналоги 1/2AA и SL-350. Они имеют одинаковые размеры (длину, диаметр), вес, а также специальные выводы с двух сторон батарейки.

    Следует обратить внимание на то, что аккумуляторы различных фирм могут иметь разные характеристики, в частности, вольтаж и емкость. Для некоторых устройств даже незначительные изменения параметров может иметь принципиальное значение.

    Литиевая батарейка не предполагает перезарядки, хоть в сети и встречаются способы, но они могут привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до взрыва. Повторная зарядка доступна аккумулятору, и делать это рекомендуется при разряде на уровне до 70% от его объема. Примерная продолжительность всего цикла – четыре часа. Также в изделии предусмотрена защита, и перезаряд или резкое отключение зарядного устройства не скажутся на работоспособности.

    14335 – 2/3 AA

    Аккумуляторы и батарейки типоразмера 2/3АА имеют и другое название — 14335 батареи. Эти элементы питания имеют одинаковые характеристики,размеры, внешний вид и особенности. Основное их применение — слаботочные системы и продолжительное питание автономного оборудования. Специальные элементы питания 14335 активно используются в электронике и промышленных приборах.

    Данные батареи не перезарежаются, при этом химическим веществом зачастую является литий. Благодаря этому батарейки 2/3АА имеют низкий саморазряд и срок работы до 15 лет в приборах с низким энергопотреблением.

    Преимущества аккумуляторов и батареек 14335:

    • долговечность на протяжении многих лет;
    • наличие моделей с выводом контактов;
    • высокое напряжение – 2,5-3,6 В;
    • большой объём – до 2000 мАч;
    • низкий саморазряд и работа при экстремальных температурах.

    При выборе элементов питания стоит обратить внимание на физические размеры, которые строго не ограничиваются стандартом типоразмера и могут отличаться у разных производителей.

    14500 – 3,7В, размер «пальчиковые»

    Литий-ионные аккумуляторы 14500 по многим параметрам схожи с батарейками АА, но вместо друг друга их практически никогда нельзя использовать, так как напряжение отличается в 2,5 раза. В одном случае напряжения будет недостаточно для запуска устройства и оно мгновенно разрядит батарейку, в другом случае аккумулятор может сжечь предохранитель или даже сам прибор. Ещё раз обратите внимание, что хотя по размерам АКБ 14500 ничуть не отличаются от аккумуляторов АА, у последних напряжение 1,2 Вольта, что в три раза меньше, чем у Li-Ion аналога, поэтому они далеко не всегда взаимозаменяемы.

    В зависимости от того, есть ли встроенный чип защиты, размер литиевого аккумулятора 14500 может быть больше размера пальчиковой батарейки.

    16340 — аналог CR123

    Аккумулятор 16340 является заряжаемым аналогом элементов питания типоразмера R123, RCR123A, CR123.

    Размер данного элемента питания — 17*34,5 мм.

    Емкость в пределах 750-1200 мА/ч.

    Два аккумулятора 16340 размерами равны аккумулятору 18650. Поставив два аккумулятора 16340 в светодиодный фонарь, вместо одного аккумулятора 18650, получаем в 2 раза большее напряжение для питания нашего фонаря, увеличиваем его яркость. Важно следить, чтобы не возникло перегрева устройства.

    18650 — 2x CR123

    Элементы питания типоразмера 18650 подходят для многих видов устройств, требующих высокой ёмкости и энергоотдачи: электронных сигарет, фонарей, их ставят даже в ноутбуки и электромобили в специальной спайке и упаковывают в удобный для установки корпус. Один, два или три аккумулятора 18650 способны обеспечить максимальную производительность устройства. Выходное напряжение аккумулятора 18650 составляет 3,78 вольта.

    Плюсом элементов 18650 является большая энергоёмкость, низкий саморазряд, отсутствие «эффекта памяти», небольшие габариты и вес.

    К минусам можно отнести чувствительность к избыточному заряду и перегреву. Проблема частично решается установкой схемы защиты. Нужно хранить эти аккумуляторы при 40─50% заряда при температуре от 5 до 15 градусов Цельсия.

    Аккумуляторы бывают с защитой и без неё. Защита от переразряда, перезаряда, переполюсовки, у некоторых также защита от короткого замыкания и превышения максимального тока.

    Использовать аккумуляторы без защиты опасно. Перезаряжать АККУМУЛЯТОР недопустимо – он может взорваться из-за чрезмерного выделения кислорода и нарастания давления. До конца разряжать тоже опасно – есть возможность испортить, «обнулить», аккумулятор.

    В обозначении типоразмера аккумулятора первые две цифры означают диаметр батареи в миллиметрах – 18 мм, а три последних цифры 650 длину аккумулятора: 65,0 мм. В защищённых моделях аккумуляторов длина обычно больше из-за наличия защитной платы с минусовой стороны. Замеры показывают 66,5 мм, иногда больше. Из-за увеличения размеров производители стараются выпускать аккумуляторы с подпружиненным контактом, что гарантирует правильную установку батареи в её отсек.

    Защита не предотвратит перегрев аккумулятора и устройства, в котором он используется. Её роль — контроль напряжения. Многие используют аккумуляторы 18650 без защиты в фонарях. Относительно безопасно это можно делать, если у вас в фонаре один элемент. Когда устанавливается несколько аккумуляторов, они обязательно должны быть с защитой.

    Ещё раз отметим, что использование элементов питания без защиты опасно: они могут загореться, взорваться или выйти из строя.

    Если неизвестно, защищен аккумулятор или нет, нужно найти на нём надписи «Protected», «Protection Circuit», «With protective PCB». Если они есть, значит, производитель обезопасил устройство. В противном случае надписи нет или есть пометка Unprotected.

    18670, 18700 — с платами защиты

    21700 – 3,7В

    Размеры аккумулятора 21мм/70мм. Благодаря высокой устойчивости к большим нагрузкам их можно использовать в электрокарах, мощных осветительных приборах, мехмодах, квадрокоптерах. Собранные в боксах батареи могут также использоваться в качестве резервных источников питания для бытовых нужд.

    Полных аналогов у аккумулятора 21700 не существует. Если по тем или иным причинам приобретение и эксплуатации оригинального изделия в устройстве невозможно, то необходимо подобрать АКБ, которые незначительно отличаются по размеру. К такой категории «заменителей» относятся: 21865, 20700, 22700, 22650. Перечисленные модели незначительно отличаются от оригинала по емкости, но могут быть установлены в батарейный отсек приборов, работающих на АКБ 21700.

    26650 – 3,7В феррофосфатные аккумуляторы увеличенного размера

    Одинарно или в количестве нескольких штук АКБ 26650 могут использоваться в ноутбуках, светодиодных фонарях, детских игрушках, различных механических модах, в качестве накопителя энергии в различных электрических машинах.

    Несколько соединенных параллельно аккумуляторов могут использоваться также в переносных зарядных устройствах. Такие Power Bank могут заряжаться от зарядного устройства или порта usb, отдача электроэнергии также осуществляется через специальный переходник.

    26500 – С

    33600 – D

    32650 — имеют самый большой размер и вес около 150 грамм

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700

    Маркировка аккумуляторов формата 18650 разных производителей очень похожа. Например, Samsung выпускает аккумуляторы INR18650-25R, INR18650-30Q, INR18650-35E. Что же скрывается за этими буквами и цифрами?

    • Аккумуляторы Murata
    • Аккумуляторы Panasonic
    • Аккумуляторы Sanyo
    • Аккумуляторы Samsung
    • Аккумуляторы LG
    • Аккумуляторы Molicel

    Материал катода

    Первые две буквы обозначают элементы на основе каких химических элементов построен катод данного аккумулятора.

    ICR – аккумуляторы с катодом из кобальтата лития. Емкость ICR аккумуляторов небольшая – 2000-2500 мА*ч, допустимые токи разряда также небольшие – 1-2С. Преимуществом данных аккумуляторов является их невысокая цена. Аккумуляторы формата 18650 данного типа применяются, например, в батареях ноутбуков, где не требуются высокие токи нагрузки. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать ICR-аккумулятор нельзя, составляет 2,75 В. Срок службы – примерно 300 циклов заряда/разряда. ICR-аккумуляторы самый небезопасный тип аккумуляторов. Не рекомендуется использовать данный тип аккумуляторов без плат защиты (PCB) в устройствах, потребляющих относительно высокие токи (более 0,5C-1C).

    IMR – аккумуляторы с литий-марганцевым катодом. Являются высокотоковыми аккумуляторами, способны выдавать токи до 4C-10C. Аккумуляторы с литий-марганцевым катодом имеют более низкое внутренне сопротивление, чем ICR аккумуляторы. Обладают небольшой емкостью. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать IMR-аккумулятор нельзя, составляет 2,75 В. Стоимость данных аккумуляторов выше, чем у аккумуляторов ICR-типа. Данные аккумуляторы более безопасны в эксплуатации, чем ICR, т.к. способны выдерживать более высокие температуры без деградации. Кроме того, при работе на средних токах, аккумуляторы данного типа греются довольно слабо.

    INR – аккумуляторы с катодом из никелата лития. Одна из самых современных на сегодня технологий производства li-ion аккумуляторов формата . Конструкция катода обеспечивает высокий ток разряда в сочетании с довольно высокой емкостью аккумулятора. Являются также высокотоковыми аккумуляторами, способны выдавать токи до 4C-10C, как и аккумуляторы IMR-типа. Обладают емкостью выше, чем IMR-аккумуляторы. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать INR-аккумулятор нельзя, составляет 2,5 В (2,65 и 2,75 В – у отдельных моделей аккумуляторов). Стоимость данных аккумуляторов выше, чем у аккумуляторов IMR-типа. Аккумуляторы данного типа подходят для высокотоковых потребителей (шуруповерты, вейп-девайсы, электротранспорт). Срок службы – примерно 200-300 циклов заряда/разряда.

    NCR (NCA) – аккумуляторы с катодом из никелата лития и кобальта, в качестве изолятора используется оксид алюминия. Аккумуляторы NCR-типа входят в число лидеров по емкости (до 3600 мА*ч). Кроме большой емкости, у аккумуляторов NCR-типа самый долгий срок службы, они выдерживают более 500 циклов заряда/разряда. Допустимые токи разряда небольшие – 1-2С. Минимальное напряжение составляет 2,5 В. Аккумуляторы данного типа используются в электроавтомобилях Tesla и электровелосипедах. Если не требуются большие токи и необходима высокая емкость и долгий срок службы, то именно аккумуляторы NCR-типа будут оптимальным выбором.

    Обозначение размера аккумулятора

    Далее идет обозначение 18650 или 21700 (или другое). Это обозначение размеров аккумулятора в миллиметрах. Для 18650: 18 мм – диаметр, 65 мм – длина аккумулятора. Для 21700: 21 мм — диаметр, 70 мм — длина ячейки. Следует помнить, что у аккумуляторов с платой защиты (PCB) длина аккумулятора увеличивается на 1-2 мм.

    Аккумуляторы Murata

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Murata

    Первая строчка маркировки аккумуляторов Murata — это полное наименование модели. Например, US18650VTC6.
    Первый символ во второй строчке — это обозначение завода-производителя. G — это завод Murata в Сингапуре, K — завод в Японии.
    Каждый аккумулятор имеет квадратный код data-matrix. Он индивидуален для каждой ячейки. На нескольких аккумуляторах не может быть одинаковых кодов. Если коды data-matrix абсолютно одинаковые, то это подделка.

    Дата производства аккумуляторов Murata находится в последних пяти символах второй строчки маркировки. Первая символ обозначает ГОД, второй — МЕСЯЦ, третий-четвертый – ДЕНЬ МЕСЯЦА.
    До 2019 года эти аккумуляторы выпускались под брендом Sony, маркировка была аналогичная.

    Первый символ Второй символ Третий и четвертый символы
    ГОД МЕСЯЦ ДЕНЬ МЕСЯЦА
    Y — 2016 A — январь 01 — 1 число
    Z — 2017 B — февраль 02 — 2 число
    A — 2018 C — март 03 — 3 число
    B — 2019 D — апрель .
    C — 2020 E — май 11 — 11 число
    D — 2021 F — июнь 12 — 12 число
    E — 2022 G — июль .
    F — 2023 H — август 29 — 29 число
    I — сентябрь 30 — 30 число
    J — октябрь 31 — 31 число
    K — ноябрь
    L — декабрь

    Аккумулятор Murata VTC6 на фотографии выше выпущен 13 марта 2021 года. D — 2021 год, C — март месяц, 13 — число месяца.

    Чтобы расшифровать код data-matrix, нужно установить на смартфон программу, которая умеет распознавать этот код. И потом его просканировать с помощью камеры. Если код не распознается программой, то попробуйте повернуть аккумулятор на 90 или 180 градусов.
    В результате получим строчку с цифрами и буквами. В ней продублирована информация о дате производства ячейки. Шестой символ — это год, седьмой и восьмой — месяц, девятый и десятый — день месяца. Такая расшифровка справедлива для аккумуляторов, выпущенных на заводе в Сингапуре. Они имеют в начале второй строчки маркировки букву G.
    У аккумуляторов, выпущенных на японском заводе, в начале второй строчки маркировки будет буква K. Для них кодировка будет немного другая. В коде data-matrix информация о дате выпуска сдвинута на несколько символов вправо относительно маркировки сингапурского завода Murata.

    Сопоставление информации о дате выпуска из кода data-matrix с датой выпуска, которая нанесена на корпусе ячейки, очень надежный способ определения разного рода подделок и перепаковок.

    Аккумуляторы Murata код data-matrix

    Аккумуляторы Panasonic

    Наименование модели аккумулятора располагается в первой строчке маркировки. Например, NCR18650B или NCR18650BD. Далее идет блок с предупреждением об осторожности использования аккумулятора. Также сквозь термоусадку просвечивает квадратный код data-matrix. Он индивидуален для каждого аккумулятора. У нескольких аккумуляторов не может быть одинаковых кодов.

    Маркировка даты производства аккумуляторов Panasonic

    Маркировка с датой производства аккумуляторов располагается в нижней части ячейки около минусового контакта. На некоторых моделях она напечатана на термоусадке, на некоторых — на металлическом корпусе и просвечивает сквозь термоусадку.
    Первый символ обозначает ГОД, второй — МЕСЯЦ, третий-четвертый – ДЕНЬ МЕСЯЦА.

    Первый символ Второй символ Третий и четвертый символы
    ГОД МЕСЯЦ ДЕНЬ МЕСЯЦА
    6 — 2016 1 — январь 01 — 1 число
    7 — 2017 2 — февраль 02 — 2 число
    8 — 2018 3 — март 03 — 3 число
    9 — 2019 4 — апрель .
    0 — 2020 5 — май 11 — 11 число
    1 — 2021 6 — июнь 12 — 12 число
    2 — 2022 7 — июль .
    3 — 2023 8 — август 29 — 29 число
    9 — сентябрь 30 — 30 число
    X — октябрь 31 — 31 число
    Y — ноябрь
    Z — декабрь

    Аккумуляторы на фотографии выше выпущены:
    NCR18650BD (два левых) — 11 августа 2020 года. 0 — 2020 год, 8 — август месяц, 11 — число месяца.
    NCR18650B (правый) — 14 ноября 2020 года. 0 — 2020 год, Y — ноябрь месяц, 14 — число месяца.

    Аккумуляторы Sanyo

    На аккумуляторах Sanyo формата 18650 при первом взгляде кажется, что вообще нет никакой маркировки. Но она есть, просто она очень незаметная. Чтобы ее увидеть, можно посветить фонариком на ячейку под определенным углом.
    Формат расшифровки даты выпуска аккумулятора такой же, как и у аккумуляторов Panasonic. Первый символ обозначает ГОД, второй — МЕСЯЦ, третий-четвертый – ДЕНЬ МЕСЯЦА.

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Sanyo

    Аккумулятор Sanyo NCR18650GA на фотографии выше выпущен 28 мая 2021 года. 1 — 2021 год, 5 — май месяц, 15 — число месяца.
    На аккумуляторах формата 20700 и 21700 маркировка модели и даты выпуска чаще всего выполнена уже более привычным способом — она напечатана на термоусадке. Расшифровки даты изготовления аналогичная.

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Sanyo

    Аккумуляторы Samsung

    Li-ion аккумуляторы Samsung выпускаются на трех заводах. Один завод находится в Корее, второй в Китае и третий в Малайзии. Маркировка аккумуляторов, выпущенных на разных заводах, в целом похожа, но есть небольшие отличия. Поэтому с расшифровкой маркировки даты маркировки аккумуляторов 18650 и 21700 Samsung возникает наибольшая путаница.

    Аккумуляторы Samsung SDI (Корея)

    Если производитель ячейки Samsung SDI и последний (самый правый) символ в третьей строчке маркировки — это цифра, то это значит, что аккумулятор выпущен на заводе Samsung в Корее.

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Samsung SDI (Корея)

    Наименование модели аккумулятора расположено в первой строчке маркировки. Во второй строчке — наименование производителя (Samsung SDI или Samsung SDIEM).
    У аккумуляторов Samsung с обозначением SDI маркировка с датой производства находится в правой части третьей строчки надписи на термоусадке. Маркировка содержит четыре символа, первый символ неважен), второй символ обозначает ГОД, третий — МЕСЯЦ, четвертый – НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА.

    Второй символ Третий символ Четвертый символ
    ГОД МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ
    G — 2016 1 — январь 1 — 1 неделя
    H — 2017 2 — февраль 2 — 2 неделя
    I — 2018 3 — март 3 — 3 неделя
    J — 2019 4 — апрель 4 — 4 неделя
    K — 2020 5 — май 5 — 5 неделя
    L — 2021 6 — июнь
    M — 2022 7 — июль
    N — 2023 8 — август
    9 — сентябрь
    A — октябрь
    B — ноябрь
    C — декабрь

    Аккумулятор Samsung INR21700-50G на фотографии выше выпущен в 4-ой неделе декабря 2019 года. J — 2019 год, C — декабрь месяц, 4 — 4 неделя месяца.

    Аккумуляторы Samsung SDI (Китай)

    Если производитель ячейки Samsung SDI и последний (самый правый) символ в третьей строчке маркировки — буква «T», то это значит, что аккумулятор выпущен на заводе Samsung в Китае. «T» — это город Tianjin.

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Samsung SDI (Китай)

    В этом случае расшифровка даты будет осуществляться следующим образом:

    Первый символ Второй символ Третий символ
    ГОД МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ
    G — 2016 D — январь 1 — 1 неделя
    H — 2017 E — февраль 2 — 2 неделя
    I — 2018 F — март 3 — 3 неделя
    J — 2019 G — апрель 4 — 4 неделя
    K — 2020 H — май 5 — 5 неделя
    L — 2021 I — июнь
    M — 2022 J — июль
    N — 2023 K — август
    L — сентябрь
    M — октябрь
    N — ноябрь
    O — декабрь

    Аккумулятор Samsung INR21700-40T на фотографии выше выпущен в 4-ой неделе июня 2021 года. L — 2021 год, I — июнь месяц, 4 — 4 неделя месяца.

    Аккумуляторы Samsung SDIEM (Малайзия)

    Если наименование производителя Samsung SDIEM, то значит аккумулятор произведен на заводе Samsung в Малайзии. У таких аккумуляторов в конце первой строчки маркировки добавляется символ «M»

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Samsung SDIEM (Малайзия)

    Наименование модели аккумулятора расположено в первой строчке маркировки. Во второй строчке — наименование производителя (Samsung SDIEM). SDIEM — это подразделение Samsung в Малайзии.
    У аккумуляторов Samsung c обозначением SDIEM маркировка с датой производства находится в правой части третьей строчки надписи на термоусадке. Маркировка содержит четыре символа, первый символ неважен, второй символ обозначает ГОД, третий — МЕСЯЦ, четвертый – НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА. Структура обозначения даты такая же, как и у аккумуляторов Samsung SDI. Но расшифровка обозначения немного другая.

    Самый левый символ (цифра) в третьей строчке маркировки — это номер ревизии (версии ) данной модели аккумулятора.

    Второй символ Третий символ Четвертый символ
    ГОД МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ
    G — 2016 P — январь 1 — 1 неделя
    H — 2017 Q — февраль 2 — 2 неделя
    I — 2018 R — март 3 — 3 неделя
    J — 2019 S — апрель 4 — 4 неделя
    K — 2020 T — май 5 — 5 неделя
    L — 2021 U — июнь
    M — 2022 V — июль
    N — 2023 W — август
    X — сентябрь
    Y — октябрь
    Z — ноябрь
    0 — декабрь

    Аккумулятор Samsung INR18650-25R на фотографии выше выпущен в 1-ой неделе февраля 2018 года. I — 2018 год, Q — февраль месяц, 1 — 1 неделя месяца.

    Маркировка даты выпуска аккумуляторов Samsung под термоусадкой

    У всех аккумуляторов Samsung также есть маркировка, которая нанесена на металлический корпус ячейки. Обычно она хорошо просвечивает сквозь термоусадку.

    Маркировка даты выпуска аккумуляторов 18650 и 21700 Samsung под термоусадкой

    Нас интересуют две самые верхние строчки около плюсового контакта.
    Первые два символа во второй строчке маркировки — это год и месяц, соответственно. Месяц и год выпуска ячейки должны совпадать с маркировкой даты на термоусадке. В редких случаях бывает разница в один месяц. Почему так иногда происходит, мы пока не знаем.

    Первый символ Второй символ
    ГОД МЕСЯЦ
    G — 2016 1 — январь
    H — 2017 2 — февраль
    I — 2018 3 — март
    J — 2019 4 — апрель
    K — 2020 5 — май
    L — 2021 6 — июнь
    M — 2022 7 — июль
    N — 2023 8 — август
    9 — сентябрь
    A — октябрь
    B — ноябрь
    C — декабрь

    Аккумуляторы LG

    В 1 квартале 2019 года LG CHEM анонсировала изменение маркировки своих li-ion аккумуляторов. Наименование модели приведено к стандартному виду (INR18650*** и т.д.), также добавился блок с предупреждением об опасности неправильного использования li-ion аккумуляторов.

    Маркировка аккумуляторов LG 18650 и 21700

    Первая строчка маркировки — это полное наименование модели. Например, INR18650M29 или INR18650MJ1.
    Маркировка даты производства на li-ion аккумуляторах LG находится в начале второй строчки маркировки. Второй символ обозначает ГОД. Обратите внимание, что с 2021 года обозначение года началось с начала алфавита, т.е. с буквы «A». Следующие три символа обозначают ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР ДНЯ в году (001 – 1 января, 365 – 31 декабря). Следующие три символа частично дублируют дату производства, а именно, месяц и день месяца, но уже в более привычном формате. Шестой символ — это месяц, седьмой и восьмой — день месяца.

    Второй символ Третий, четвертый и пятый символы Шестой символ Седьмой и восьмой символы
    ГОД ДЕНЬ ГОДА МЕСЯЦ ДЕНЬ МЕСЯЦА
    S — 2019 001 — 1 января A — январь 01 — 1 число
    T — 2020 002 — 2 января B — февраль 02 — 2 число
    A — 2021 . C — март 03 — 3 число
    B — 2022 032 — 1 февраля D — апрель .
    C — 2023 060 — 1 марта E — май 28 — 28 число
    091 — 1 апреля F — июнь 29 — 29 число
    121 — 1 мая G — июль 30 — 30 число
    152 — 1 июня H — август 31 — 31 число
    182 — 1 июля I — сентябрь
    213 — 1 августа J — октябрь
    244 — 1 сентября K — ноябрь
    274 — 1 октября L — декабря
    305 — 1 ноября
    335 — 1 декабря
    365 — 31 декабря

    Аккумулятор LG INR18650M29 на фотографии выше выпущен 11 мая 2021 года. A — 2021 год, 131 — 11 мая, E — май месяц, 11 — 11 число.
    Если просканировать код data-matrix специальной программой, то получим строку с набором символов. Здесь тоже продублирована информация о дате выпуска аккумулятора. Шестой символ — это год, седьмой — месяц, восьмой и девятый — день месяца.

    Расшифровка кода data-matrix аккумуляторов LG 18650 и 21700

    Аккумуляторы Molicel

    Первая строчка маркировки — это название модели. В нашем случае — INR18650-P28A. Во второй строчке — наименование производителя, служебная информация и дата выпуска аккумулятора. К аждый аккумулятор Molicel имеет квадратный код data-matrix. Он индивидуален для каждого аккумулятора. У нескольких аккумуляторов не может быть одинаковых кодов.

    Маркировка аккумуляторов 18650 и 21700 Molicel и дата выпуска

    Маркировка с датой находится в конце второй строчки маркировки.

    Первый символ обозначает ГОД, второй — МЕСЯЦ, третий-четвертый – ДЕНЬ МЕСЯЦА.

    Первый символ Второй символ Третий и четвертый символы
    ГОД МЕСЯЦ ДЕНЬ МЕСЯЦА
    G — 2016 1 — январь 01 — 1 число
    H — 2017 2 — февраль 02 — 2 число
    I — 2018 3 — март 03 — 3 число
    J — 2019 4 — апрель .
    K — 2020 5 — май 11 — 11 число
    L — 2021 6 — июнь 12 — 12 число
    M — 2022 7 — июль .
    N — 2023 8 — август 29 — 29 число
    9 — сентябрь 30 — 30 число
    A — октябрь 31 — 31 число
    B — ноябрь
    C — декабрь

    Аккумулятор на фотографии выше выпущен — 15 февраля 2022 года. M — 2022 год, 2 — февраль месяц, 15 — число месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *