Эндуро велосипед что это
Перейти к содержимому

Эндуро велосипед что это

  • автор:

Стили катания на велосипеде.

Шоссейный велоспорт — гонки на шоссейных велосипедах по дорогам с твёрдым покрытием.

Шоссейный велоспорт

Шоссейные велосипеды — это очень лёгкие, преимущественно карбоновые, ригиды. Спереди чаще всего две звезды, сзади 10-12. Узкие рули и очень узкие колёса на сликах с минимальным количеством спиц. Скорости могут доходить до 90 км/ч и выше.

Трековый велоспорт ( track cycling ).

Велосипедные гонки по закольцованному велодрому или велотреку. Скорость может достигать 70 км/ч. Существует два основных вида трековых гонок:

  1. Темповые. Большой километраж (от 12 до 120 кругов), от спортсменов в первую очередь требуется выносливость.
  2. Спринтерские. Короткие гонки (от 8 до 10 кругов). Здесь ключевую роль играет сила.

Каждая из этих категорий имеет несколько подвидов.

Трековый велоспорт

Трековый велосипед на первый взгляд похож шоссейный, но имеет одну фиксированную передачу (fixed gear или фикс), более короткую алюминиевую или карбоновую раму, вместо камер используются трубные покрышки («трубки»). Тормоза отсутствуют, поэтому остановиться можно только постепенно замедляя ход или блокируя заднее колесо (скид). В колёсах вместо спиц могут использоваться цельные карбоновые диски. Практика показала, что несмотря на более высокий вес, такие колёса имеют лучшую аэродинамику, что даёт прирост скорости на высоких скоростях (50 км/ч и выше).

Кросс-кантри ( cross-country или XC ).

Кросс-кантри – гонки по лесам, полям и другой не очень пересечённой местности. Не слишком крутые, но продолжительные подъёмы, относительно пологие спуски. От спортсмена в первую очередь требуется выносливость. Последнее время всё чаще встречаются элементы из таких экстремальных дисциплин, как даунхилл, фокросс и нортшор. Благодаря своему низкому травматизму, кросс-кантри является самой популярной дисциплиной маунтинбайка.

Классический велосипед для кросс-кантри – это чаще всего облегчённый хардтейл с алюминиевой или карбоновой рамой, трансмиссией с двумя или тремя звёздами спереди, восемью-десятью сзади, колёсами 26-29 дюймов, длинным выносом, высоким узким седлом, контактными педалями, вилкой с ходом около 100 мм, углом рулевой колонки 71-72 градуса и колёсами с диаметром осей 9-15 мм.

Классическое кросс-кантри

В последние годы кросс-кантрийные велосипеды ощутимо изменили геометрию, обзавелись задним амортизатором и стали ближе к эндуро велосипедам — ход подвески 100-120 мм, широкий руль (720 мм и шире), регулируемый подседельный штырь, трансмиссии 1х11/1х12, угол рулевой 68-69 градусов, колёса с диаметром осей 12-20 мм, регулируемый подседельный штырь. Это связано с усложнением трасс, особенно спусков.

Современный велосипед для кросс-кантри

Переключение передач на велосипеде

Дёрт-джампинг ( dirt-jumping, dirt ).

Дёрт-джампинг или просто дёрт – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет собой вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учатся на трамплинах, где между вылетом и приземлением расположен «стол» — горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.

Используются односкоростные хардтейлы из стальных сплавов с добавлением хромо-молибдена ( Cro-Mo или «хромоль») или алюминиевых сплавов, как правило, на 26-ти дюймовых колёсах, с ходом вилки около 100 мм. Часто снимают оба тормоза для выполнения трюков с кручением руля ( barspin ) или всего велосипеда ( tailwhip ). Дёрт часто катают на bmx .

Фрирайд ( freeride ).

Фрирайд – это свободный стиль катания на горных велосипедах. Он бывает разным:

  1. Классический фрирайд – прохождение трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски;
  2. Норт-шор (north shore) – классический фрирайд с ездой по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Зародился этот стиль в Канаде;
  3. Дроппинг (dropping) – прыжки с обрывов и карьеров;
  4. Слоупстайл (slopestyle) – катание по специальным трассам с обязательным исполнением трюков.

Фрирайд

Велосипед для фрирайда – как правило, прочный двухподвес с алюминиевой или хромолевой рамой, средними ходами подвески (160-180 мм), широким рулём, коротким выносом, широкими зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норт-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Иногда на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.

Урбан фрирайд ( urban freeride ).

Тот же самый фрирайд, только в городе. Преобладают большие дропы на двухпролётных и трёхпролётных лестницах, а так же дропы на плоскость. Хотя встречается и более техничное катание.

Фрирайд

Велосипеды такие же, как во фрирайде, но иногда встречаются более длинноходные, крепкие и тяжёлые байки, рассчитанные на 2-3-метровые дропы на плоскость. Некоторые предпочитают 24-дюймовые колёса на сликах. В странах СНГ это получило название «стритец».

Стритец

Даунхилл ( downhill ).

Даунхилл – соревнования по скоростному спуску, ландшафт может быть как естественный, так и искусственный. Корни деревьев, камни, дропы, средние и большие трамплины. Перепад высот на даунхильной трассе может достигать пятисот метров, а иногда и больше.

Даунхилл

В 1970-80 годах на соревнованиях по даунхиллу использовали хардтейлы, в том числе ригиды, но в 1990 году появился первый двухподвес и всё резко изменилось. Современный велосипед для даунхилла на первый взгляд похож на велосипед для фрирайда, он так же имеет прочную алюминиевую или хромо-молибденовую раму (хотя на больших соревнованиях встречаются и карбоновые), мощные дисковые тормоза, обязательно гидравлические, успокоитель цепи, широкий руль (750-820 мм), короткий вынос, широкие зубастые покрышки, длинноходный задний амортизатор, двухкоронную вилку ходом около 200 мм, но главное отличие от фрирайдного байка — это геометрия рамы: низкий центр тяжести и меньший угол наклона рулевой колонки помогают не клюнуть носом на спуске. Вес большинства современных даунхильных байков колеблется у отметки 16-17 килограмм, некоторые олдскульные монстры могут весить и под тридцать, а на чемпионатах мира и Европы в основном летают на карбоновых пятнадцати килограммовых «ракетах».

Урбан даунхилл ( urban downhill ).

Те же самые даунхильные гонки, только в городе.

Даунхилл

Велосипеды абсолютно такие же, как в классическом даунхилле.

Эндуро ( enduro ), трейл ( trail ) и олл-маунтин ( all-mountain ).

Эндуро, трейл и олл-маунтин — схожие стили катания, нечто среднее между кросс-кантри и даунхиллом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие и средние прыжки. Несмотря на большую схожесть, трейл, олл-маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро — это всегда соревнования, этот термин пришёл из мотоспорта, он подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, но время замеряется только на спусках и эти спуски вполне себе даунхильные, а подъёмы могут занимать всего 10-15% от общей дистанции. Олл-маунтин — то же эндуро, только без секундомера. А трейл — то же олл-маунтин, но более лёгкое.

Эндуро, олл-маунтин, трейл

Велосипеды для Эндуро и Олл-маунтина очень похожи, почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы с ходами подвески 150-170 мм, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что так же полезно на подъёмах. Иногда используются хардтейлы. В целом довольно универсальные байки для гор и холмов. Разумеется, на эндуро соревнованиях уделяется больше внимания облегчению и шанс увидеть на них много карбона гораздо выше, нежели на любительских покатушках. Велосипеды для трейла чуть более лёгкие и короткоходные (130-150 мм).

Даун-кантри ( down-country ).

Даун-кантри ( down-country ) — подвид горного велосипеда. Можно сказать, что это трейловый велосипед тяготеющий больше к кросс-кантри, чем к даунхиллу. Отлично подходят для активного любительского катания, но не для профессиональных соревнований.

Down-country велосипед Transition Spur 2021

Даун-кантри велосипед это кросс-кантрийная двухподвесная карбоновая рама с ходом заднего амортизатора 110-120 мм и гибкими перьями. Однокоронная вилка с ходом около 120 мм. Широкий руль (от 720 мм), короткий вынос длиной около 40 мм. Гидравлические тормоза — четырёхпоршневой спереди, двухпоршневой сзади. Роторы 180/160 мм (перед/зад). Трансмиссия 1х11/1×12 передач с передней звездой 32-34 зуба. Лёгкие, карбоновые колёса диаметром 29 дюймов, обода шириной около 30 мм. Не очень зубастые покрышки, что-то вроде Schwalbe Nobby Nic шириной около 2,4 дюйма. Вес около 11 кг.

Быстрый велосипед

Стрит ( street ).

Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде лавок, бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков, в том числе со скольжением на передней звезде или рокринге.

Стрит

Велосипеды для стрита похожи на дёртовые. Главное отличие — более короткая рама из стальных Cro-Mo сплавов, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе стоя. Это называется surf, если используется задний тормоз или manual, если тормоз не используется. Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банихоп, но требующие от райдера более высокого навыка гасить удар при приземлении. Диаметр колёс – 26 или 24 дюйма. Так же используются bmx .

Флэтленд ( flatland ).

Стиль катания на bmx с исполнением трюков исключительно на плоскости.

Стрит

Флэтлендовые bmx отличаются от стритовых и дёртовых более короткой геометрией, обязательным наличием пег на осях колёс, более лёгкой и менее прочной рамой. На таких велосипедах не рекомендуется делать банихопы и другие трюки, связанные с прыжками.

Триал ( trial ).

Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах, в том числе переднем. В отличие от стрита, тут чаще используется не банихоп, а пробивка ( pedal kick ) – техника, позволяющая сделать прыжок с места, стоя на заднем колесе.

Триал

Велосипед для триала лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 (мод) или 26 (сток) дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные и резкие тормоза «стоп краны», и всего одну скорость с низким передаточным числом. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу, вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать как на заднем, так и не переднем колесах. Некоторые умудряются успешно обходиться без тормозов.

Циклокросс или велокросс ( cyclo-cross ).

Циклокросс – это короткие кольцевые гонки по умеренному бездорожью с преодолением препятствий естественного и искусственного происхождения – брёвна, грязь, рвы, бордюры и т.п. Лучшее время года для соревнований по циклокроссу – осень и зима.

Циклокросс (cyclo-cross)

Велосипед для циклокросса очень похож на шоссейный, но имеет ряд отличий – чуть более широкие покрышки, дисковые или кантилеверные тормоза и изменённую геометрию, адаптированную под низкие скорости и перенос велосипеда вручную через препятствия.

Бмх рэйсинг ( bmx racing ).

С этой дисциплины в 1969 году начался bmx . Дисциплина создавалась с целью подготовить детей к мотокроссу, но со временем, в этот спорт втянулись и более взрослые участники. На трассах для бмх рэйсинга встречается много трамплинов и поворотов с контруклонами, но для более скоростного прохождения на трамплинах часто не прыгают, а проезжают их на заднем (manual) или переднем (nose manual) колесе. Покрытие на первых трассах было грунтовым, но позже появились трассы с асфальтовым или синтетическим покрытием.

Бмх рэйсинг (bmx racing)

По сравнению с другими стилями катания на bmx , велосипеды для бмх рэйсинга имеют ощутимо более длинную геометрию и почти всегда оснащаются контактными педалями.

Памп-трек ( pump track ).

Памп-трек – это, в первую очередь, трасса на плоской поверхности, имеющая череду плавных спусков и подъёмов, на которых велосипедисты развивают скорость путём «прокачки» всех неровностей, манипулируя своим весом. Педали на памп-треке не крутят. Покрытие может быть грунтовым, асфальтовым или бетонным.

Используются различные bmx , а так же дёртовые и стритовые горные байки. Двухподвесы не используются, т.к. их эффективность на памп-треке крайне мала.

Фокросс ( four-cross или 4x ).

Фокросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.

Фокросс (four-cross)

Велосипед для фокросса – это чаще всего алюминиевый или карбоновый хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, колёсам 26 или 27,5 дюймов, покрышками 2,1-2,35 дюйма и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы.

Параллельный слалом ( dual slalom ).

Параллельный слалом, он же дуал слалом. Корни этой дисциплины растут из лыжного спорта. Суть в том, что на двух, построенных на небольшом склоне, параллельных и максимально похожих трассах, два гонщика ведут борьбу за первое место, преодолевая контруклоны и трамплины.

Параллельный слалом (dual slalom)

Велосипеды в параллельном слаломе такие же, как в фокроссе.

Верт ( vert ).

Исключительно bmx стиль катания в рампах или мини рампах с исполнением трюков в воздухе, на гранях и плоской части рампы.

Верт (vert)

Bmx для верта – это прочная и тяжёлая хромолевая рама, четыре пеги, один или два тормоза.

Блог компании Триал-Спорт — GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Противостояние между Даунхилом и Эндуро, возникшее в интернет-битвах и кажущееся надуманным и поэтому забавным, разгорелось и хорошенько подпалило наиболее выдающиеся места многим форумным участникам сражений. Скажите, сколько раз вы сталкивались с выражениями вроде «гей-лайт», «котики» или «отмытые ДХ-шники», щедро раздаваемыми из темных углов интернета комнатными ДХ-экспертами представителям, пожалуй, самого развивающегося вида велосипедного спорта, с известной долей наглости посмевших записать себя в гравити? Вдоволь начитавшись и переведя дух от приступов смеха, вызванного интернет-баталиями, журналисты enduro-mtb.com решили обратиться за пояснениями к Мартину Мэйесу, райдеру GT Factory Racing, гонщику, способному успешно выступать в обеих дисциплинах, и не где-нибудь, а на мировой арене.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Несмотря на многочисленные различия, присущие этим видам спорта, поток райдеров, перетекающих из даунхилла в эндуро и (для большинства эндурщиков ненадолго) обратно, взял своё начало не вчера. Он не слишком полноводен, но и неиссякаем, от главной доминанты Мировой Серии Ричи Рьюда (Richie Rude) до выстрелившего этом году в La Thuille и Valberg Сэма Хилла (Sam Hill). Несмотря на молодость, бельгийский пес Мэйес, на 100% выдрессированный для EWS, также знает о DH не понаслышке. Две победы на этапах Кубка Мира в Форт-Уильяме и серебро на Чемпионате в Андорре при одновременном полном превосходстве на EWS в «юниорах». Свой первый «элитный» год Мартин, выиграв в Finale Ligure, завершает Эндуро Серию четвертым местом и при этом лишь две ступеньки отделяют его от Топ20 Чемпионата Мира по DH, прошедшего в сентябре в Val di Sole. Что как не это даёт ему право рассказать об особенностях каждой из дисциплин и поведать, насколько противоречия между ними соответствуют действительности.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Прежде всего, эндуро, как и даунхилл – это сражения, где старт на несколько сотен метров находится выше финиша, а степень крутизны райдеров измеряется секундомером. Так же их объединяет обилие технических секций, часто требующих ювелирной точности управления байком и полного контроля над трассой. Но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия, главное из которых – формат гонки. В отличие от единственной трассы даунхилла, эндуро – это несколько спецучастков, перемещения между которыми зачастую происходят без какой-либо помощи. Даже один тренировочный день (а на самом деле их 2-3) дает возможность даунхильщикам хорошо запомнить и прикатать трассу, тогда как тренировки в эндуро носят почти символический характер, позволяя гонщикам лишь «почувствовать» характер каждого из спецучастков и наметить основные траектории не более, чем приблизительно.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Ещё одно из отличий – пеший просмотр гонщиками трассы даунхилла, во время которого ими осматривается каждый дюйм трассы, и намечаются самые лучшие и самые быстрые траектории.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

В эндуро, с его многочисленными спецучастками и перегонами между ними, времени, выделенного на тренировки, гонщикам просто не хватит. Не говоря уже о силах, которые необходимо сэкономить для соревнований.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Таким образом, выходя на старт гонки, даунхильщики на 100% знакомы с трассой и наизусть выучили свои линии.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

И после стартового сигнала их результат напрямую зависит от успешного применения знаний полученных во время тренировок.

«Возможность выучить трассу, знание всех траекторий являются, пожалуй, одним из главных отличий даунхилла от эндуро. И, тем не менее, я считаю даунхилл в большей, чем эндуро, степени опасным видом спорта. Здесь вы всегда едете на пределе и намного больше рискуете, даже во время тренировок. В эндуро все происходит спокойнее, не зная трассу полностью, вы часто просто «следуете» её курсом, не теряя контроля. Но не всё так просто, трасса эндуро суммарно длиннее даунхилла, и всего лишь за одну тренировку вам нужно не только много чего запомнить из её особенностей, но и подумать, например, о выборе покрышек, особенно с учетом погоды, часто меняющейся в горах. В эндуро нужно много о чем заботиться самому, но именно этим эта дисциплина мне и нравится»!

В отличие от современных райдеров, даунхильщики 10-летней давности не слишком баловали себя фитнесс подготовкой. Те же, кто до сих пор выступают и сейчас, радикально поменяли своё отношение к тренировкам. Сегодняшний даунхилл, как и эндуро, требует, чтобы райдеры находились на пике своей физической формы, однако подход к тренировочному процессу для этих дисциплин отличается разительно. Когда Мартин решил сконцентрироваться только на эндуро и посвятить себя EWS, изменился и метод его подготовки. Даунхилл в основном требует взрывной энергии и грубой силы, тогда как главное в эндуро с его длинными трассами – это выносливость и стойкость. Конечно, тренировочный план у каждого гонщика индивидуален, но в целом основное время эндурщики проводят в зале или в седле шоссейного велосипеда. Даунхильщики, находясь в зале, больше уделяют время пиковым нагрузкам, а садясь на байк — совершенствуют навыки его управления в самых немыслимых по сложности ситуациях.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Многие часы, проведенные в зале, должны, прежде всего, работать на развитие у гонщика ДХ силы, способной противостоять ударам, получаемым им на огромной скорости.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Не менее важны отточенные на навыки управления байком и концентрация на 100%.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Даунхилл – это всегда максимальная скорость. Любая ошибка приводит к потере времени и ухудшению результата. А может стать причиной досрочного окончания гоночного сезона.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Крепкому и сильному телу гонщика ДХ – крепкий и надежный байк.

«Если бы моя карьера была полностью посвящена даунхиллу, моя подготовка к гонкам была бы совершенно иной. Вероятно, я бы чаще посещал спортзал, но с уверенностью могу сказать, что я не проводил бы столько времени на кросс-кантрийном или шоссейном велосипеде, сколько делаю это сейчас. Работа над техникой катания – один из приоритетных вопросов в даунхилле, иными словами, качество важнее количества».

В последнее время многие райдеры отмечают, что трассы эндуро становятся короче и техничнее, приближаясь по сложности к даунхильным, но это не всегда так. Этапы EWS включают в себя как быстрые трех-пятиминутные ирландские спецучастки, так и длинные 15-минутные секции итальянского La Thuile. Кубок Мира по даунхиллу не знает такого колоссального разброса по длине трасс, но вместе с этим не уступает эндуро в разнообразии, особенно если сравнить относительно гладкие парковые трассы Leogang с «жестью», происходившей на этапе в Mont Sainte-Anne. Впрочем, Мировая Серия Эндуро не останавливается в своём развитии, а её организаторы не скупятся на эксперименты, каждый раз отодвигая границы «дозволенного» и внимательно наблюдая за отзывами гонщиков, чтобы понимать, куда двигать Серию дальше. Да, в целом, трассы эндуро усложняются и выдвигают новые требования к геометрии, ходам подвески и настройкам эндуро-байков. Это не может не играть на руку тру-даунхильщикам, которые могут оказаться быстрее эндурщиков, особенно в технических секциях или на крутых уклонах, изобилующих на недавних этапах Мировой Серии.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Один из примеров, демонстрирующих, что эндуро становится более жестким, техничным и бескомпромиссным.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

В то же время жизнь в командном лагере во время эндуро-выходных протекает медленнее и в более расслабленном режиме, чем во время гонок ДХ.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

По той же причине это время – одно из любимых и для механиков команд.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Но на спецучастках гонщики включают полный газ. Мартин Мэйес на одном из СУ в Ирландии.

«Даунхилл – это гонка без компромиссов, это в полной мере показывает трасса Форт-Уильяма – жестокая, грубая, не прощающая ошибок и требующая полной концентрации. По даунхильным меркам она сравнительно длинная, но имеет немало «взрывных» участков (особенно последние «прямики»). Трасса мне очень нравится, но я, тренировавшийся для длинных спецучастках и не «заточенный» на спринты, определенно не буду здесь самым быстрым».

В этом сезоне мы видели немало гонщиков ДХ, с различной степенью успешности решивших побаловаться этапами EWS. Прежде всего это — Сэм Хилл и его знаменитые педали-«топталки». Впрочем, победить в Valberg и дважды добраться до подиумов в La Thuille и Wicklow Сэму в какой-то мере помогли и сами трассы, удобные ему – грубые и в избытке предлагающие выбор траекторий. Неплохо в EWS показал себя и Сэм Бленкинсоп (Sam Blenkinsop) из команды Norco, отметившись в разное время несколькими победами на спецучастках и третьим местом на этапе в Аргентине. Трудно сказать, были ли погружены в борьбу или просто приехали покататься другие звезды даунхилла, участвовавшие в EWS 2016, но результатами они, как и предполагалось, не блистали.

Мы выяснили основные особенности, как делающие схожими эти дисциплины между собой, так и отличающие их друг от друга. Ещё один момент, разделяющий их и одновременно делающий их схожими, заключается в байках, их представляющих. Когда Мартин Мэйес – даунхльщик, он использует 210-миллиметровый GT Fury, а в гонках эндуро ему помогает Sanction с подвеской 160мм. Байки имеют несколько общих черт и внешне похожи друг на друга, тем не менее, они созданы совершенно для разных целей. Большой и мощный GT Fury, с бескомпромиссной геометрией, способной противостоять трассам любой сложности и экономить силы и время своего владельца на их преодоление. GT Sanction балансирует на границе двух миров – крутильного и спускового, а его орбита захватывает их оба, в равной степени позволяя не терять уверенности на сложной трассе и без проблем подняться к старту следующей.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

«Fury и Sanction имеют много общего. Прежде всего, потому что они оба созданы с одной и той же целью: ехать быстро и ещё быстрее. И оба они со своей задачей отлично справляются, что замечательно! Однако, когда я катаюсь на Sanction, на нем я чувствую себя комфортно, как дома, чего не могу сказать о Fury. Возможно, это связано с тем, что на большом байке в этом году я провел не более пяти уик-эндов, а на Sanction я катаюсь еженедельно в течение трех лет. Это может иметь большое значение, но их основное различие для меня именно в этом».

Ещё одно различие между даунхиллом и эндуро заключается в их освещении. С точки зрения медийности, даунхилл всё-таки был и пока остается королем гравити. Но дело тут не в красивых прыжках или скоростях, ошеломляющих зрителей, а в единственной 2-3 километровой трассе, оснащенной необходимой для съемок инфраструктурой и утыканной видеокамерами, снимающих заезды гонщиков и моментально транслирующих непрерывную картинку. Как на экран на финише, обращенный к трибунам болельщиков, так и по всему миру. А теперь попробуйте представить то же самое на пяти-семи спецучастках EWS, часто проложенных в глухом лесу и удаленных друг от друга, и вы поймете, что сделать это почти невозможно. Тем не менее, EWS продолжает набирать обороты, а организаторы Серии уже создали и привлекли к работе собственную команду операторов, без устали лазающих по холмам и снимающих в течение всего уик-энда, чтобы по его окончанию смонтировать и предоставить зрителям ролик с лучшими моментами, происходившими во время гонки. Причем передвигаются они, как и гонщики эндуро, на велосипедах, в тех же условиях, без какой-либо поддержки и с 20-килограммовыми, набитыми аппаратурой, рюкзаками за спиной.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

Об отличиях есть что рассказать и механикам команды GT Factory Racing — Марку Мориссену (Mark Maurissen) и Тому Дункану (Tom Duncan).

Формат эндуро, в котором гонщик на весь день остается один на один со своим байком, делает жизнь командных механиков намного легче, чем их выездные сессии с даунхильщиками. Это связано с тем, что почти вся техническая поддержка гонщикам может быть оказана лишь в тренировочный день, да и в сравнении в ДХ-байками, велосипеды эндурщиков во время гонок страдают и бьются намного реже и меньше.

Блог компании Триал-Спорт: GT: Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

«Дни, когда мы вместе с командой приезжаем на даунхилл, проходят для нас более напряженно, в существенно большем количестве работ, которые мы проводим для гонщиков и их байков. Замена покрышек и правка колес – наша ежедневная обязанность. В дни тренировок — мойка, детальный осмотр и настройка велосипеда для каждого гонщика. И мы делаем это практически после каждого заезда. Более того, когда райдерам нужно внести какие-либо изменения в настройки, например, подвески, мы, чтобы сэкономить их время, садимся на байки, берем с собой необходимый инструмент и отправляемся к ним сами. Каждый вечер мы полностью перебираем их велосипеды, чтобы снова всё проверить и подготовить к следующему дню» — говорит Марк Мориссен.

В завершении остается сказать, что какими бы разными не были даунхилл и эндуро, как бы высоко не возносили каждую из дисциплин её сторонники и какими бы эпитетами не награждали они своих «оппонентов», все различия исчезают, когда гонщик любой из этих дисциплин находится в стартовых воротах. Застегнутый шлем-фуллфейс, надетая на него маска и сам райдер, ожидающий сигнала к началу заезда, в котором ему предстоит сражение с трассой, секундомером и соперниками на скорости, которую он только сможет развить. Разные дисциплины, разные велосипеды и разные условия, но в этом они схожи. И это – главное, о чем вам следует знать.

Трейл и Эндуро хардтейлы

Велосипед Merida Big.Trail 200 (2022, GlossyBlack/MattCoolGrey)

Велосипеды этой категории не имеют границ в использовании. Современная геометрия и компоненты позволяют использовать их совершенно в любых условиях без серьёзных ограничений. Посадка будет удобной для ежедневных поездок по городу на работу, прогулке в городском парке, спортивному заезду по трассе кросс-кантри, подъёму на вершину любой горы, где есть дорога или тропа, а также спуска с этих горных вершин. Особенностями комплектации большинства этих велосипедов будет выбор современных трансмиссий с одной ведущей звездой переменной ширины и широким диапазоном в кассете, а так же увеличенный ход вилки от 120 до 160 мм. Всё это делает выбор велосипеда категорий Трейл и Эндуро самыми совершенными на сегодняшний день. Они одинаково хорошо справляются с любой поставленной перед ними задачей.

Хотите быть в курсе всех акций и скидок?
Подпишитесь на нашу рассылку
Подписаться

  • Оформить заказ
  • +7 (978) 818-56-02
  • +7 (978) 945-35-66
  • Пн-Сб с 10:00 до 18:00, Вс с 10:00 до 17:00
  • veliki@velomir.com
  • Заказать звонок

Информация

  • Публичная оферта
  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Связаться с нами
  • Карта сайта
  • Новости и Обзоры

Особенности велосипедов для эндуро

дисциплина

Маунтинбайк включает в себя очень много различных направлений. Существуют дисциплины, в которых больше внимания отводится на тренировку силы и выносливости (кросс-кантри), а в других – техники катания и исполнения всевозможных трюков (дёрт-джампинг, фрирайд, даунхилл). В нашей стране всё большую популярность набирает дисциплина МТБ эндуро, которая требует от райдера не только отличной выносливости, но и отточенной техники езды.

Само слово «эндуро» пришло к нам из испанского языка: слово endurance переводится как «выносливый». В эндуро присутствуют черты различных направлений маунтинбайка: трасса для этого вида катания сочетает в себе подъёмы (апхилл), для эффективного прохождения которых необходимы систематические тренировки силы и стойкости, а также и резкие спуски (даунхилл). Именно поэтому байк для этой дисциплины должен обладать как прочностными свойствами, так и лёгкостью, хорошей амортизацией и чёткой трансмиссией.

Как выбрать велосипед для эндуро?

Рама

Чтобы добиться максимальной лёгкости, многие производители выбирают карбон в качестве материала рамы, ведь такая рама очень легко идёт в подъём. Более бюджетный вариант – рама из алюминиевых сплавов. Это недорогой материал, хорошо поддающийся обработке и обладающий высокой степенью жёсткости, но, к сожалению, намного менее прочный, чем тот же карбон или хромомолибденовая сталь. Благодаря своим достоинствам, различные виды алюминиевого сплава широко распространены в велоиндустрии.

байк для эндуро

База (расстояние между двумя втулками колёс) велосипеда для эндуро должна быть довольно длинная. Это способствует большей стабильности и устойчивости байка на трассе. Следует выбирать велосипед, угол рулевой колонки которого не слишком крутой, чтобы не втыкаться в камни, корни и прочие препятствия. С другой стороны, он не должен быть совсем пологим, потому что это ухудшает манёвренность и накат.

баттинги

Лакмусовая бумажка качественной рамы – баттинг. Он обеспечивает облегчение рамы, не теряя при этом её прочности. Баттированные трубы рамы имеют различную толщину стенок в различных частях велосипеда. В местах, на которые приходится наибольшая нагрузка, увеличивают толщину стенок, улучшая при этом прочность рамы. И наоборот, утончают трубы в местах минимальных нагрузок, чтобы снизить вес. Баттинг бывает одинарный, двойной и тройной. Соответственно, труба имеет одну толщину по всей её длине, две разных толщины или три.

Амортизация

Эндуро – дисциплина, в которой требуется хорошая амортизация. Короткоходные вилки и задние амортизаторы (до 100 мм) брать нежелательно: они недостаточно хорошо справляются с неровностями трассы. Длинноходные (160 мм и больше) отлично гасят колебания, но вместе с этим сильно раскачиваются при педалировании, а это значит, что придётся приложить больше усилий для быстрой езды по ровной поверхности и в горку. Поэтому идеальными будут хода 110–150 мм и спереди (вилка), и сзади.

трасса эндуро

Трансмиссия

Чёткое переключение передач очень важно. Низкую передачу на подъёме нужно быстро сменить на среднюю после него и наоборот. Задний переключатель с длинной лапкой лучше работает, но он может задевать рельеф трассы, а потом и вовсе сломаться. Поэтому наиболее удачный вариант – переключатель со средней лапкой. Он работает с необходимой для эндуро чёткостью и не мешает при езде по сложному рельефу дороги.

Не менее важен сам уровень трансмиссии. Если это Shimano, то переключатель обязательно должен иметь технологию Shadow или Shadow +. Преимущество их перед обычными перекидками в том, что они имеют специальную муфту, которая обеспечивает лучшее натяжение цепи. Технология работает за счёт этой муфты, которая препятствует колебанию лапки переключателя вперёд (к переднему колесу), то есть цепь всегда хорошо натянута и не провисает при интенсивном педалировании. Таким образом, цепь не бьёт по рокрингу и нижнему перу рамы и намного реже слетает с передней звезды на камнях, кочках, корнях деревьев и на других агрессивных рельефах.

Каретка

Качественная каретка обеспечит вам комфортное катание, именно поэтому необходимо уделить ей особое внимание. Существуют каретки на насыпных подшипниках и на промышленных. Насыпь приходится постоянно обслуживать; в подшипник легко попадает грязь, пыль и влага. Каретки на промышленных подшипниках не требуют особого ухода и долго вам прослужат. Наиболее подходящая для эндуро – каретка на промподшипниках с выносными чашками. В такой детали большое расстояние между подшипниками, а это даёт каретке прочность и жёсткость.

Колёса

Для лучшей цепкости на эндуро-велосипеды ставят агрессивные покрышки, а опытные райдеры часто спереди устанавливают более цепкую шину, чем сзади. Этому явлению есть несколько объяснений:

  • Заднее колесо сильнее нагружено, чем переднее, и оно сильнее сопротивляется вашим усилиям. При установке менее агрессивного протектора на заднее колесо сопротивление качению уменьшается, и накат становится лучше.
  • Улучшается управляемость за счёт лучшего сцепления рулевого колеса с дорожным покрытием.
  • Основной тормоз на велосипеде – передний, поэтому и торможение улучшается при установке более цепких шин спереди.

Тормоза

Ни в коем случае не используйте механические дисковые или ободные тормоза для эндуро! Ваша безопасность превыше всего, поэтому необходимо использовать дисковые гидравлические тормоза. Мощные четырехпоршневые тормоза обычно используются в таких наиболее экстремальных дисциплинах, как фрирайд и даунхилл, а в эндуро они ни к чему. Лучшим выбором для нашего направления будет двухпоршневой гидравлический тормоз.

Уже было упомянуто, что основной тормоз – передний. Именно поэтому на переднее колесо можно поставить ротор большего размера, чем на заднее. В любом случае для эндуро он не должен быть меньше 180 мм. Маленькие роторы (140 мм, 160 мм) просто не справятся с нагрузкой, и тормоза не будут результативно работать. Чем больше диаметр ротора, тем большую нагрузку испытывает вилка при торможении, что может быть причиной её разрушения. Поэтому не стоит ставить ротор размером больше, чем требуется для вашего веса и стиля катания.

Руль

Широкий руль улучшает манёвренность. Чем больше рычаг, тем легче управление байком. Однако с таким рулём сложнее проезжать между деревьев, а также во время сильных ударов при езде по большим камням гораздо легче упасть, и руль приходится держать крепче. Поэтому с широким рулём необходимо тщательнее продумывать траекторию движения.

Как вы могли заметить, эндуро – это такая дисциплина, для которой необходим универсальный байк. Это велосипед, который может быстро заезжать на возвышенность и съезжать с неё, легко объезжать препятствия и гасить различного рода неровности трассы, цепляться за любое покрытие дороги и резко тормозить, чётко переключать скорости без слёта и обрыва цепи!

Одноклассники
Еще можно почитать на похожие темы:

руль, оснащённый различными аксессуарами

трюк в стиле фрирайд

 дисковые и ободные тормоза

Комментарии

vok 4 февраля, 2017 — 20:26

А я вот не согласен -Что НЕВКОЕМ СЛУЧАЕ неберите дисковую механику для эндуро — Сам Езжу на топовых(MX1у haes- у Хаеса ничего из механики лучше Небыло зделано -Сейчас не выпускают ) но И BB7 «на тот момент не уступала и неуступает Хаесу -хоть и надо сказать что лучшей в мире bb7 уже не считается — Ибо всеж Одно поршневая это механика -толи TRP сделала свою 2х поршневую механику — и наданный момент она считается лучшей по торможению (некоторые иностранцы ее сравнивают по усилию торможения близкую к Гидре типо Шиманы или или Трэктры)
но как минимум для Трэйла она не просто сгодится -Но еше и :
1) Топовая механика — НАДЕЖНЕЕ ЛЮБОЙ САМОЙ ТОПОВОЙ Гидры — ибо -НЕ ВСКЕПИТ Это рас и не завоздушится «не современем -что происходит с любой Гидрой » Не в Момент когда это не нужнона
2) Обслуживание Почти не нуждается — в отличии от Гидры (конечно если считать более частую Подстройку минусом -то тут безспорно -механика проиграет -но ты поставь себе «фул метал или 80% Металические колодки » и посмотри где Колодки чаше стираться будет «для справки 90-95% фум метал колодки не меньше чем в 4 раз дльше служать чем РЭЗИН/смола»
3) «возможно повторюсь » Механика будет служить Дольше чем Любая ! АБСОЛЮТНО ЛЮБАЯ Гидра «даже Гидро механика от TRP сдесь не сравнится с механикой — короч Ресурс выше »
к примеру у меня уже ~10 лет служат MX2″хоть их откровенно и не хватает для эндуро «-но темнеменее -Служат безотказно — и уже ~7 лет MX1 -которых с новыми колодками -«Хватает» впринципе для эндуро что неговоря уже о Трэйле
ИМХО

vok 4 февраля, 2017 — 20:43

* шиманы типо Самой распространенной — типо Аливио/деор
— ну знаете — с этими самыми «Самыми распространенными колодками -типо Стандарт №1» — отчасти Это И плюс для TRP ибо там именно такие колодки -и Разумеется Небольшой минус ибо для эндуро Ширина колодок желательна пошире

А ваше коенчно если сравнивать Типо туже гидру от Шаманьи «ХОНЭ ой шяс этот клас назхывается ZEE» 4х прошневая еше и гидра с колодками В раза полтора которые как минимум больше чем стандартные Шимановские — да еше если и С радиаторами -то Неодна механика С ними нисравниться Ничем Кроме как Ресурсом и долговечностью — это почти что факт

Гость 4 февраля, 2017 — 20:53

также про вилку отдельно ниче не сказанно было — А вот здесь просто «ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНА » а то и просто необходима Вилка под 15 ую ось — ибо эксцентрик — Всеж ККшная приблуда — А тут и прочность и более надежная фиксация — с зади ось Имхо не обязательна (ну только если это не Хард/Агревсвное эндуро)

— Но стоить всеж Различать Трэил и Эндуро — Большенство (80-90%) если и называют свои катки Эндурячими — а по сути это Агресивное Кантри — Тобиш Трэил
(трэил тоже как я шяс гляжу все больше в сторону Дерт Джампа уходит «америкосы его уводят » -но это по мне так Уже НЕ ТРОПА что в переводе означает ТРЭИЛ )
— трэил это Езда по тропам если уж так вдоваться в детали
— Эндуро же и АМ -ближе к фрирайду -да и что скажеш на все эти ФР некогда машины — а теперь они называются Э
ндуро — Мож только изза Трэнда -мол более модное в мире словечно — а вопрос интереснее заедит ли этот эндуро Вел в Горку со своим Ходом 160 без блокировок (ваше прикиньте нет Лока) и передачи тоже далеко не как на средних ККшных велах

Гость 27 мая, 2018 — 23:42

Этож кто Семенюка приписал к эндурщикам, просто лол, путать сс и эндуро

Никита 28 мая, 2018 — 21:12

Насчет тормозов не полностью согласен я шестой год катаюсь на specialized stumpjumper 27.5 с четырехпоршневых тормозах magura mt 7 и ничего проблем не было

Ашот 26 сентября, 2020 — 16:47

У меня тоже гидравлика magura hs 22 доволен им

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *