Как подобрать сабвуфер к ресиверу
Перейти к содержимому

Как подобрать сабвуфер к ресиверу

  • автор:

Как выбрать сабвуфер и правильно его подключить

Сегодня мало кому нужны домашний кинотеатр или аудиосистема без качественных низких частот. А самый удобный и компактный способ получить мощные и качественные басы — это сабвуфер. Правда, далеко не все штудируют нюансы использования акустических систем, и поэтому выбирают, подключают или используют сабвуферы неправильно. А мы сейчас расскажем, как надо.

Почему сабвуфер обязательно нужен?

Много лет назад самым популярным акустическим оформлением для колонок был обычный закрытый ящик, в который монтировались динамики. Это было просто и удобно, но возникла проблема размера. В таком формате способность колонок «бубнеть» прямо зависит от габаритов корпуса, чем больше — тем ниже. И это не всегда удобно. Чтобы отказаться от огромных колонок-гробов в пользу более компактных аналогов, производители стали применять фазоинверторное оформление. С ним за счет использования низкочастотного резонанса можно усиливать басы в сравнительно небольших корпусах. Так около четверти столетия назад сформировался классический стандарт — стереопара (т.н. 2.0), когда в комплект акустики входят две колонки с фазоинверторами. Этот стандарт по сей день популярен, но с начала-середины нулевых начинают набирать популярность другие 2.1(стерео+ сабвуфер), 5.1 (квадро+центр+сабвуфер), 7.1, 9.1 и т.п., где первая цифра — количество каналов, а вторая указывает на наличие сабвуфера (или нескольких).

Не только ради трюков с причёсками

Когда эксперты проводили исследование по психоакустике, оказалось, что на частотах ниже 150 Гц человеческое ухо практически не ощущает разделения каналов. А это значит, что разделять их стоит для средних и высоких частот, а для низких можно использовать один усилитель и одну отдельную низкочастотную колонку — сабвуфер.

Такая схема получалась дешевле, проще и удобнее, особенно в стеснённых условиях. В схеме с одним сабвуфером получилось ещё раз уменьшить габариты колонок, например, для удобного размещения на столе. Габаритный сабвуфер же при этом можно было размещать в любом удобном месте, потому что восприятие басов практически не зависит от места размещения их источника.

На какие характеристики смотреть

Кроме субъективных ощущений от звука сабвуфера нужно обращать внимание на некоторые характеристики. Главные критерии: Частотный диапазон. Частотный диапазон большинства сабвуферов от 30 Гц до 150 Гц, редкие устройства способны воспроизводить 20 Гц, звуки ниже — это уже инфразвук, который большинство людей на слух не воспринимают. Иногда условно выделяют три субдиапазона — глубокий (от 20 до 40 Гц), средний (от 40 до 80) и высокий (от 80 до 150 Гц). Что интересно, для более дорогих моделей характерен более узкий диапазон до 80-90 Гц, потому что более высокие звуки уже способны воспроизводить хорошие «колонки-кричалки» (сателлиты). В некоторых бюджетных случаях верхней границей частотного диапазона могут быть 160-180 Гц и выше (и ничего хорошего в этом нет, потому что на этих частотах сабвуфер уже будет выбиваться на фоне звука стереосистемы в целом).

Рекомендуемая мощность усилителя. Параметр указывается для пассивных сабвуферов. В активных вместо него используется просто мощность (RMS/DIN) или мощность НЧ усиления (RMS/sub RMS/low-out RMS). Частота разделения (или частота среза). Это частотный порог, выше которого кроссовер (устройство, которое распределяет частоты) начинает подавлять сигнал. Например, если частота среза равна 120 Гц, то сабвуфер будет воспроизводить звук ниже 120 Гц. Чувствительность. Чувствительность — эффективность превращения мощности в звук. Если чувствительность высокая, то даже не слишком мощный усилитель позволит получить большее звуковое давление (SPL) — т.е. громкость.

Сабвуфер Burmester S8

Габаритные размеры и масса. Габаритные размеры и масса. Справедливо считается, что чем тяжелее динамик, тем выше его мощность, потому что для мощных динамиков нужны тяжелые магниты. Еще одно неписаное правило гласит о том, что чем больше колонка, тем лучше звук — это в полной мере относится к сабвуферам, хотя фазоинверторы позволяют уменьшить габариты без ущерба для НЧ-диапазона. Габариты следует особенно внимательно учитывать в стесненных условиях современных квартир. Акустическое оформление Иногда имеет значение также акустическое оформление сабвуферов — именно от него будут зависеть габариты, громкость и некоторые особенности в звучании. Самый распространённый способ — фазоинверторные сабы. Они очень компактные и имеют самый высокий КПД, этот тип подходит почти всем.

Притязательные аудиофилы часто предпочитают «закрытый ящик» (как правило, очень велик, так как не имеет фазоинвертора), считается, что такие системы вносят меньше всего искажений. Характерный пример современного закрытого ящика — сабвуферы REL (компания специализируется исключительно на выпуске сабов). Кроме того, для взыскательных слушателей создают сабы с пассивными излучателями и акустическими лабиринтами, последние характерны для Yamaha — они меньше закрытого ящика, но жутко дорогие и сравнительно редкие. Фазоинверторные конструкции бывают и в линейках для особо критичных и предельно избирательных людей с «золотыми» ушами. В таких ФИ-сабвуферах используют специальные технологии, которые частично или полностью устраняют искажения и проблемы, вносимые трубами фазоинверторов — турбулентные потоки, паразитные призвуки. Характерные примеры такого решения — конический рассекатель в акустике Polk и технология HiVeII (High Velocity) в продукции Monitor Audio — специальная нарезка в трубе фазоинвертора, которая ускоряет прохождение воздуха и устраняет турбулентные потоки.

Усиление НЧ-колонки нужна, понятное дело, для НЧ-усиления. Сабвуферы могут быть активными, т.е иметь встроенный усилитель, а могут и не иметь его. Когда речь идет о ресиверах домашних кинотеатров, чаще всего используется отдельный усилитель или активный сабвуфер, для подключения которых предусмотрен отдельный НЧ-выход. Для флагманских усилителей, которые рассчитаны на многоканальные системы, например, специальных многоканальные устройства от Burmester или некоторые модели Marantz и McIntosh — вопрос отпадет сразу — в них уже есть выход для подключения пассивного сабвуфера.

Как выбрать сабвуфер? Руководство для новичка

Прогресс не стоит на месте. И все чаще в наших домах вместо телевизора, даже очень хорошего, появляются домашние кинотеатры, которые позволяют в приятной домашней обстановке смотреть передачи и фильмы самого высокого качества.

Мы знаем, что в комплект любого домашнего кинотеатра входит сабвуфер, который воспроизводит звуковые спецэффекты, такие, например, как раскаты грома во время грозы, взрывы — низкочастотные звуки. Конечно, для комфортного просмотра необходимо, чтобы подобные звуки передавались без искажения, максимально приближенными к реальному звучанию. Если в акустической системе вашего домашнего кинотеатра есть сабвуфер, значит, низкие частоты из спектра сигнала, поступающего на основные громкоговорители (фронт, тыл и центр в системе 5.1), будут удалены. Соответственно, громкоговорители не будут перегружены басами, и звучание всей системы будет намного чище.

Предположим, что все составляющие стандартного домашнего кинотеатра (телевизор, av-ресивер, акустика, проигрыватель и др. компоненты), необходимые для семейного просмотра фильмов вы уже приобрели. А тем, кто озадачен вопросом хорошего звучания домашнего кинотеатра, предлагаем определить для себя основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе сабвуфера.

Многие считают, что расположенная в отдельном корпусе любая система с низкочастотной головкой, которая вкупе с маленькими сателлитами и есть сабвуфер. Но это не так. Значение термина «сабвуфер» — «ниже НЧ-головки». То есть сабвуфер — это отдельная акустическая система для воспроизведения низших частот звукового диапазона, уменьшающее нижнюю граничную частоту до 20 Гц и ниже. Некоторые модели выдают еще более низкий бас.

Существуют активные и пассивные сабвуферы. К первому типу можно отнести модели, снабженные встроенным усилителем. Их преимущество — разгрузка основного усилителя домашнего кинотеатра. В этому случае, сабвуферу требуется ещё дополнительное подключение к сети питания. Ко второму типу относятся модели, которые нужно подключать к внешнему усилителю. Существует несколько вариантов подключения пассивного сабвуфера. При подаче усилителем сигнала на основные громкоговорители и на сабвуфер одновременно, широкополосный выходной сигнал передается на вход сабвуфера. При этом используется дополнительный разделительный фильтр (кроссовер), который разделяет высокие и низкие частоты и выдаёт отфильтрованные сигналы к месту назначения (низкочастотный — на саб, высоко- и среднечастотный на основные колонки).

Пассивные сабвуферы имеют ряд недостатков, вследствие чего стоимость их ниже, чем у активных. Серьезным недостатком считается, например, необходимость точной увязки сабвуфера с имеющейся в наличии акустической системой. Это очень сложный процесс. Можно подключить сабвуфер с помощью отдельного усилителя мощности и электронного разделительного фильтра. Такое подключение позволит снизить нелинейные искажения за счёт того, что сигнал разделяется по специальной схеме. И к тому же, основной усилитель освобождается от повышенной нагрузки.

В последнее время практически на всех активных сабвуферах предусмотрена возможность регулировать частоту разделения, поэтому при использовании такой модели процедура согласования основных компонентов системы становится намного проще. Как недостаток, можно отметить довольно высокую стоимость активных сабвуферов. Несмотря на это, при выборе советуем присмотреться именно к активным, имеющим внутренний усилитель.

А теперь поговорим немного об отрицательных моментах приобретения сабвуфера, которые могут в значительной степени затруднить интеграцию сабвуфера в акустическую систему.

Решение: необходимо найти такое место в помещении, где резонансы отсутствуют. Для больших комнат подойдёт сабвуфер с фазоинвертором, для маленьких — без него.

Плохое качество исполнения

Конечно, чем сабвуфер дешевле, тем его качество ниже. Но есть сабы с таким исполнением, которые звучат объективно хуже, чем модель в этой ценовой категории. Решение: проконсультируйтесь с продавцом или задайте вопрос на нашем форуме.

Плохая настройка сабвуфера

Есть множество вариантов подключения, поэтому старайтесь выбрать наиболее подходящий для вас вариант. Решение: настройку всей акустической системы должен осуществлять специалист.

Решение: проконсультируйтесь с продавцом. Он посоветует наилучший вариант. Если вы не специалист в этой области, лучше купить сразу весть домашний кинотеатр, который, зачастую, продавцы техники собирают заранее из наиболее совместимых компонентов.

Включить в систему сабвуфер несложно, гораздо сложнее ее потом настроить. Для получения наилучшего результата необходимо учитывать размеры помещения, в котором устанавливается система. Необходимо соблюдать пропорции, чтобы акустическая система и сабвуфер соответствовали друг другу. В том случае, если у усилителя нет дополнительных предварительных выходов с контролируемой громкостью, не стоит покупать сабвуфер, снабженный только входами линейного уровня.

Как правило, последние модели сабвуферов имеют несколько вариантов подсоединения: на линейном уровне (разъемы RCA и XLR). При наличии дополнительного акустического кабеля для подключения к простому стереоусилителю нужно использовать высокоамплитудные входы. Длинный и достаточно дорогой межблочный кабель потребуется для подключения к разъемам линейного выхода. Иногда требуется подключить два сабвуфера. И если при подключении одного саба используются два канала усилителя, то при подсоединении двух — каждый подключается к одному каналу (правда, в Hi-Fi-системах такое двойное подключение встречается нечасто). Выбирая место для размещения сабвуфера, учитывайте, что расположенный в углу помещения, он дет более гулкий звук, у стены — больше баса.

В том случае, если вы приобрели AV-ресивер со специальным выходом для сабвуфера, установите регулятор в положение LFE и настройте ресивер, предварительно определив для себя нижнюю частотную границу главных колонок (это можно сделать на сайте производителя модели или в приложенной инструкции). На сегодняшний день, большинство усилителей снабжено автоматической калибровкой. Такая система включает в себя два внешних микрофона, которые анализируют звуковую сцену и на основе полученных данных корректируют сигнал, подаваемый на колонки. Это очень удобная и эффективная система, которая может избавить покупателя от ненужных забот.

Если вам всё же не нравится звучание сабвуфера, постарайтесь настроить уровень среза кроссовера (грубо говоря, частоту, выше которой сабвуфер не будет звучать) на таком уровне, чтобы она пересекалась с минимальной частотой воспроизведения остальных колонок. В таком случае, возможно, сабвуфер не будет звучать «отдельно» от всей системы. Такую настройку вы можете провести, использую регуляторы, расположенные на задней стенке сабвуфера, и пользуясь инструкцией.

Существует три вида исполнения сабвуферов: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Естественно, у каждого типа есть и достоинства и недостатки. Не учитывать конструкцию корпуса при выборе сабвуфера нельзя, потому что она достаточно сильно влияет на его акустические свойства.

Сабвуфер закрытого типа отличаются наиболее простой конструкцией. Они не дают утечки звука со стороны излучающей поверхности, отличаются более ровной АЧХ и меньшей задержкой сигнала, имеют возможность воспроизводить глубокий и сочный бас. В то же время закрытые сабы предполагают значительный объем корпуса, за счет чего становятся довольно громоздкими и неудобными. Дело в том, что диффузор НЧ-головки в таких моделях сильнее загружен звуковым давлением, возникающим в корпусе, его подвижность и, соответственно, отдача уменьшаются. В корпусе небольших размеров получаются не очень глубокие басы. Для состоятельных любителей акустических систем можно порекомендовать закрытые сабвуферы, которые при сравнительно небольших размерах обладают мощностью 700 Вт и более.

В сабвуферах фазоинверторного типа динамик располагается в корпусе, с одной стороны которого, чаще с тыльной, находится отверстие. Такие модели способны выдавать басы намного ниже, чем закрытый саб, так как ход диффузора увеличивается. Фазоинверторы гораздо капризнее, их намного сложнее настроить, в противном случае акустическая система начинает гудеть. Фазоинверторные сабы больше подходят для крупных помещений, так как они обладают высокой громкостью.

Полосовой сабвуфер — это, собственно говоря, полосовой фильтр, модель, которая совмещает в себе свойства и закрытого и фазоинверторного сабов. За счет того, что одна часть корпуса — закрытый ящик, а другая — фазоинвертор, повышается звуковое давление. Но зато меньше становится диапазон частот.

Для домашних акустических систем специалисты советуют выбирать все же закрытые сабвуферы, как менее капризные, выдающие глубокий бас, либо фазоинверторные. Еще один параметр, на который необходимо обратить внимание при выборе сабвуфера — это мощность, которая должна соотноситься с мощностью фронтальных акустических систем. Мощность усилителя сабвуфера рекомендуется рассчитывать так, чтобы она в полтора раза превосходила мощность акустической системы. Такой баланс приводит к повышению качества звучания.

Обычный частотный диапазон саба — 30 — 180Гц. Существуют модели, в которых нижний предел воспроизведения — 25Гц. Они гораздо дороже и редко устанавливаются в домашних условиях, так как человеческое ухо улавливает нижнюю частоту в пределах 30 — 40Гц и такая детализация в домашней акустической системе не нужна.

Итак, сделаем вывод: наиболее подходящий для домашних акустических систем считается закрытый или или фазоинверторный сабвуфер мощностью 150Вт и диапазоном воспроизводимых частот 30 — 180Гц.

Если дальше говорить о разнообразии моделей сабвуферов, то заметим, что существует много разнообразных конструкций и технологий производства сабов. Например, материал, из которого изготавливаются сабы, может быть самым разным. Для производства корпусов используются дерево различных пород, диффузоров — кевлар, целлюлоза. Корпуса также могут быть самых различных геометрических форм. И так далее.

Немаловажным фактором являются и размеры сабвуфера. Длина хода диффузора, а, следовательно, и часть нелинейных искажений зависит от габаритов корпуса модели. Не существует компактных моделей с густым и сочным басом. Те же модели, которые по сравнению с другими имеют небольшие размеры, теряют в громкости и качестве звука. Самое главное, что от всех этих производственных моментов зависит качество звучания сабвуфера.

Так что на самом-то деле, выбор сабвуфера, обладающего необходимыми для вашей акустической системы характеристиками, стильным дизайном, приемлемыми габаритами — дело непростое. Определитесь со своими требованиями, подумайте над плюсами и минусами различных типов сабвуферов. Помните, что при одинаковых технических характеристиках модели, могут различаться, к примеру, габаритами, материалом, из которого сделан корпус и т. д.

Но просмотр хорошего фильма на домашнем кинотеатре, с реальным звучанием оправдывает все усилия по выбору и настройке компонентов системы.

Какой выбрать саб и как правильно его подключить к рессиверу Yamaha R-N602?

Имеется ресивер Yamaha R-N602, к которому подключены полочники по би-ампингу (или би-вайрингу, могу ошибаться, т.е. левая колонка подключена к левым выходам А и В, и правая аналогично). Задумался о покупке саба, т.к. в последнее время слушаю музыку тихо и очень не хватает ощущения басов.

Стал разбираться какой саб купить и больше запутался, чем нашел ответ. Схему задней панели с выходами ресивера приложу внизу поста.

Подскажите, пожалуйста, 2 момента:

1) Для сабвуфера на ресивере предназначен отдельный выход Subwoofer pre out, и это означает что надо купить пассивный сабвуфер или нет? И каким его кабелем подключить (по внешнему виду разъем похож на тюльпан)?

2) Полочники сейчас подключены по би-ампингу и в ресивере задействованы на них выходы A и B. После покупки сабвуфера, можно ли его подключить в выход В, а полочники оставить на выходе А?

И подскажите, пожалуйста, какой сабвуфер выбрать? Ну то есть не конкретную модель, а какие тех моменты в нем важны для моего ресивера (например сопротивление, или какие-то входы, разъемы и т.п.)

Выбор сабвуфера к ресиверу Pioneer,мощность,подключение

Ссылка на ресивер Ребят подскажите пожалуйста хочу взять саб для ресивера Pioneer VSX-528s какой мощности нужно брать,выходная мощность на колонки 130Вт на канал,а про саб ничего в документации не сказано,какой мощности выбрать?и стоит вопрос о подключении,там выход на саб 1 кабель всего нужен же я правильно понимаю?Всем спасибо за понимание

Ответы

Сабвуфер ваш будущий — активный, поэтому, в отличие от акустики, подключается в бытовую электросеть и сабвуферным кабелем к указанному вами разъему. Мощность его встроенного усилителя, равно как и размер динамической головки, конструктив и т.д. вы выбираете уже под помещение конкретно. Каков размер помещения?

А какая акустика?

В, практически аналогичном вопросе ниже, уже достаточно подробно объяснялся принцип выбора сабвуфера в систему ДК. Сабвуфер подбирается не к ресиверу, а к площади вашего кинозала, и чем больше размер нч драйвера и мощнее будет усилитель сабвуфера, тем более мощный бас можно получить в кинозале. Но, если стоит задача получения качественного баса в системе на музыке и при просмотре кино, то имеет смыл уделить особое внимание выбору хорошего саба в свою систему. Рекомендуется делать ставку на саб машины, разработкой и производством которых являютспе специализированные в сабо строении бренды, такие, ка Velodyne, JLAudio, SVS, Sunfire, REL , MJAcoustics. Эти производители съели не одну свору собак))) на этом деле и результат по басу в системе будет положительным при любом выборе саба от этих брендов.

все понял, спасибо

Для зала в 10м нужен не большой сабвуфер и только в закрытом оформлении, а иначе с разгулом баса в комнате не совладать. )))

Обратите свой взор на вторичный рынок, поищите английский сабвуфер REL Quake. Этот сабик, при своих весьма скромных размерах в Ваше помещение впишется идеально, при этом нижняя граница по басу у Квейк достигает 23Гц по уровню -6Дб, но самое важное, что качество баса, которое выдаёт этот малыш великолепно! Он не спасует ни в музыке, ни в системе ДК, наполнит вашу компакту глубоким, плотным, быстрым и фактурным басом, который идеально можно «сшить» практически с любой акустикой.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *