Как регулировать рулевую колонку на камазе 65115
Перейти к содержимому

Как регулировать рулевую колонку на камазе 65115

  • автор:

Регулировка рулевой колонки

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Никогда не регулируйте рулевую колонку во время езды. Регулировка рулевой колонки во время движения может привести к потере управления, результатом чего будет травма или летальный исход

1. Регулировка наклона колонки (если обеспечивается)

Рулевая колонка может регулироваться вверх или вниз и устанавливаться в десяти различных положениях.

Поднимите и удерживайте стопорный рычаг (1) в верхнем положении. Переместите колонку вверх или вниз в требуемое положение, а затем отпустите рычаг, чтобы зафиксировать колонку в этом положении.

2. Регулировка телескопической колонки (если обеспечивается)

Рулевая колонка может вдвигаться или выдвигаться в любых наклонных положениях.

Поднимите и удерживайте стопорный рычаг (1) в верхнем положении. Вытягивайте колонку или нажимайте на неё, чтобы она переместилась в требуемое положение, а затем отпустите рычаг, чтобы зафиксировать колонку в этом положении.

Регулирование положения рулевого колеса

Положение рулевого колеса регулируется по высоте и наклону.
Разблокировка и блокировка рулевой колонки осуществляется с помощью пневматического крана.

Внимание!
Не производить регулировку рулевого колеса во время движения, так как можно потерять контроль над управлением автомобиля.
Регулировку проводить только на стоящем автомобиле с включенным стояночным тормозом.

Рулевая колонка регулируется по углу наклона на 13°, а также по высоте на 110 мм.
Разблокировка рулевой колонки с помощью пневматического крана выполняется при повороте вправо рукоятки пневматического крана (см. рис. Рукоятка пневматического крана).
Блокировка рулевой колонки, после установки в нужном положении, осуществляется при возвращении рукоятки в исходное положение.

Рукоятка пневматического крана Камаз

Рукоятка пневматического крана

Основная спецтехника

  • Автотопливозаправщики
  • Вакуумные автоцистерны
  • Вахтовые автобусы
  • Универсальные моторные подогреватели
  • Цементировочные агрегаты
  • Передвижные мастерские
  • Паропромысловые установки
  • Фургонная спецтехника

Прицепная спецтехника

  • Полуприцепы-цистерны
  • Прицепы цистерны
  • Бортовые полуприцепы
  • Полуприцепы тяжеловозы
  • Опоровозы
  • Полуприцепы-контейнеровозы
  • Агрегаты перевозки штанг
  • Вакуумные полуприцепы-цистерны

Рулевое управление КамАЗ

На модернизированных автомобилях КАМАЗ устанавливается усиленное рулевое управление (ГУР 4310).

Рулевое управление КамАЗ (рис. 270) снабжено гидроусилителем 7, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом, клапаном 5 управления гидроусилителем и угловым редуктором 6.

Рулевое управление КамАЗ включает в себя, кроме упомянутых узлов:

  • колонку 2 рулевого управления с рулевым колесом 1;
  • карданный вал 3 рулевого управления;
  • насос 12 гидроусилителя рулевого управления в сборе с бачком 13 гидросистемы;
  • радиатор 4;
  • трубопроводы высокого 11 и низкого 10 давления;
  • тяги рулевого привода.

Рис. 270. Рулевое управление КамАЗ: 1 — колесо рулевое; 2 -колонка; 3 — вал карданный; 4 — радиатор; 5 — клапан управления гидроусилителем; 6 — редуктор угловой; 7 -гидроусилитель с рулевым механизмом; 8 — тяга продольная; 9 — сошка; 10 — трубопровод низкого давления; 11 — трубопровод высокого давления; 12 -насос гидроусилителя руля; 13 — бачок гидросистемы

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, передающиеся от неровностей дороги, а также повышает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

На модернизированных автомобилях КАМАЗ изменено крепление рулевой сошки см. рис. 271. Вместо стяжных болтов, гаек и шплинтов для крепления применяется гайка со стопорной шайбой.

  • Техническое обслуживание рулевого управления
  • Ремонт рулевого управления

Колонка рулевого управления (рис. 272) прикреплена в верхней части к кронштейну, установленному на внутренней панели кабины, в нижней — к фланцу на полу кабины. Колонка соединена с рулевым механизмом карданным валом.

Вал 1 колонки вращается в двух шарикоподшипниках 4. Осевой зазор в подшипниках регулируется гайкой 8. Смазка в подшипниках заменяется только при разборке колонки.

Рис. 272. Колонка рулевого управления: 1 — вал колонки; 2 — кольцо стопорное; 3 — кольцо разжимное; 4 — подшипник шариковый; 5 — труба колонки; 6 — обойма с уплотнением; 7 — шайба стопорная; 8 — гайка регулировки подшипников

Карданный вал рулевого управления (рис. 273) с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках 4, в которые при сборке закладывается смазка 158. В эксплуатации подшипники не нуждаются в пополнении смазки.

Угловой редуктор (рис. 274) с двумя коническими шестернями со спиральным зубом передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма. Ведущая шестерня углового редуктора выполнена заодно с валом 1 и установлена в корпусе 4 на шариковых подшипниках 5.

Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем (рис. 275) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры. Кронштейн закреплен на раме автомобиля.

Клапан управления гидроусилителем рулевого управления (рис. 276) крепится к корпусу углового редуктора с помощью болта и четырех шпилек (или пяти шпилек — одной длинной и четырех коротких).

Насос гидроусилителя рулевого управления с бачком для масла (рис. 278) установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя. Шестерня 1 зафиксирована на валу 5 насоса шпонкой 6 и закреплена гайкой 2 со шплинтом 3.

Трубопроводы системы гидроусилителя рулевого управления. Для трубопроводов в системе гидроусилителя применяют стальные цельнотянутые трубы и резиновые рукава оплеточной конструкции. Рукава высокого давления имеют две внутренние комбинированные оплетки, состоящие из хлопчатобумажных и лавсановых нитей. Концы рукава заделываются в специальные наконечники, обжимаемые при сборке.

Рукава низкого давления имеют одну внутреннюю нитяную (лавсановую) оплетку и крепятся на трубопроводах гидросистемы с помощью хомутиков.

Соединение труб между собой и. крепление их к насосу и клапану управления гидроусилителем осуществляется накидными гайками и штуцерами с наружной резьбой. Уплотнение трубопроводов обеспечивается тем, что концы труб, выполненные с двойной развальцовкой, прижимаются к коническим поверхностям соответствующих деталей. Момент затяжки гаек в соединениях трубопроводов должен быть в пределах 78,5. 98,1 Н м (8 . 10 кг·см).

Радиатор 4 (см. рис. 270) предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя рулевого управления и представляет собой алюминиевую оребренную трубу, установленную перед радиатором охлаждения двигателя. Масло от рулевого механизма к радиатору и от радиатора к насосу подводится по резиновым рукавам.

Привод рулевой включает продольную и поперечную рулевые тяги.

Техническая характеристика

объединен с гидравлическим усилителем. Рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки

Передаточное число рулевого механизма

Привод от вала рулевой колонки с рулевым колесом к рулевому механизму

через карданный вал и угловую передачу

Передаточное число угловой передачи

Насос гидроусилителя рулевого управления

пластинчатый, двойного действия, левого вращения

Привод насоса гидроусилителя рулевого управления

шестереночный, от коленчатого вала двигателя

Передаточное число привода насоса

Рулевое управление

Рулевое управление — с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм, для автомобиля модели 6540 — с дополнительным силовым гидроцилиндром; рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.

Расположение рулевого колеса — левое. Привод от рулевого колеса к рулевому механизму осуществляется посредством карданного вала со скользящим шлицевым соединением и угловой передачей с коническими зубчатыми шестернями.

Рулевая колонка — регулируемая или нерегулируемая, в зависимости от модели и комплектации автомобиля. Параметры регулировки приведены в Таблице Регулирование положения рулевой колонки.

На автомобилях (в зависимости от моделей комплектаций автомобилей) применяется рулевой м ханизм модели 4310, на автомобиле КАМАЗ-6540 модели 6540 с передаточным числом рулевых мех низмов 21,7. Возможно применение рулевого мех низма ф. «RBL» (Германия) с передаточным числе рулевого механизма от 17 в среднем положении соип до 20 в крайних положениях.

Радиатор гидроусилителя руля моделей 431 6540 — из оребренной алюминиевой трубки, расположен перед радиатором системы охлаждения двигател

Регулирование положения рулевой колонки

Диапазон регулирования по углу наклона

Механический — регулирование осуществляется поворотом маховика, расположенного на рулевой колонке, до упора по часовой стрелке. Фиксация рулевой колонки в нужном положении происходит при вращении маховика до упора против часовой стрелки.

С помощью пневматического крана — регулирование выполняется при повороте вправо рукоятки переключения пневмокрана, находящейся под панелью приборов. Фиксация рулевой колонки после установки в нужном положении осуществляется при возвращении рукоятки в исходное вертикальное положение.

Насос гидроусилителя руля — лопастной, в зависимости от комплектаций на автомобилях применяется насос гидроусилителя руля модели 4310, ф. «RBL» или ф. «ZF», на автомобиле КАМАЗ-6540 — модели 6540. Привод насосов — шестеренный, от коленчатого вала двигателя, насоса ф. «ZF» — от шестерни привода ТНВД.

Бачок насоса ф. «RBL» установлен на двигателе, на дополнительном кронштейне, снабжен бумажным фильтром и указателем уровня масла. Смену бумажного фильтра необходимо производить по мере загрязнения, не реже, чем через каждые 100 тыс. км пробега.

Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку) рулевого механизма модели 4310 или 6540 проводите при отсоединенной от сошки продольной тяге или при поднятом за управляемые мосты (оси) автомобиле, или при установленных на поворотные круги колесах этих мостов (осей). При этом двигатель должен работать на холостом ходу, а система рулевого управления должна быть заполнена маслом до верхней отметки в бачке насоса.

Для удаления воздуха из гидросистемы рулевого механизма:

— снимите крышку бачка насоса;

— снимите защитный колпачок с перепускного клапана (см. рис. Рулевое управление с гидроусилителем и Рулевое управление с гидроусили телем (для автомобиля с колесной сЬоомулой 8×4 )) и наденьте эластичный шланг. Открытый конец шланга поместите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, до половины заполненный маслом;

— отверните на 0,3-0,75 оборота перепускной клапан рулевого механизма;

— поверните рулевое колесо влево до упора, удерживая его в крайнем положении не более 3с во избежание вспенивания масла;

— доливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться и пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга в сосуде;

— заверните перепускной клапан;

— поверните рулевое колесо вправо до упора, удерживая его в крайнем положении не более 3 с, и снова верните его в левое положение, откройте перепускной клапан и проследите за выделением воздуха;

— повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока из шланга не пойдет чистое масло (без пузырьков воздуха). Постоянно следите за уровнем масла в бачке насоса, не допуская его понижения.

Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку) рулевого механизма ф. «RBL» проводите при поднятом за управляемые мосты (оси) автомобиле или при установленных на поворотные круги колесах этих мостов (осей) и работающем на холостом ходу двигателе. При этом система рулевого управления должна быть заполнена маслом до верхней отметки в бачке насоса.

Для удаления воздуха поверните рулевое колесо влево/вправо до упора и непродолжительного открытия клапана. Данный процесс продолжайте и доливайте масло до тех пор, пока уровень масла в зоне верхней отметки не перестанет снижаться, и в бачке не будут подниматься воздушные пузыри.

Если воздух из системы рулевого управления удалить не удается, проверьте герметичность соединений гидросистемы и мест стыков деталей, промойте фильтр насоса гидроусилителя.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля проверяйте при работающем на холостом ходу двигателе, передние колеса автомобиля при этом установите прямо.

Нормальный уровень масла должен находиться:

— для бачков насосов моделей 4310 и 6540 между метками на указателе (см. рис. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя ). вмонтированном в крышку заливной горловины бачка;

— для механизма ф. «RBL»- между метками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка (см. рис. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя cb. «RBL» ).

Проверка уровня масла в бачке производится указателем, вмонтированным в крышку бачка, на котором есть соответствующие метки MIN — МАХ.

Рулевое управление с гидроусилителем (для автомобиля с колесной формулой 8×4): 1 — крышка бачка насоса гидроусилителя; 2 — перепуск ной клапан (расположен за сошкой); 3 — сошка; 4 — про дольная тяга; 5 — тяга промежуточная

Рулевое управление с гидроусилителем: 1 — крышка бачка насоса гидроусилителя; 2 — перепускной клапан; 3 — сошка; 4 — продольная тяга

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя ф. «RBL»

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя ф. «RBL»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ВТОРОЙ ОСИ (Для автомобилей с колесной формулой 8×4)

При повышенном износе шин и уводе автомобиля проверьте правильность установки колес первой и второй оси. Для этого:

1 .Предварительно проверьте схождение колес первой и второй оси. При необходимости отрегулируйте.

2. Установите автомобиль на твердой и ровной горизонтальной поверхности. На автомобиле снимите с колес первой и второй оси защитные диски, подложите под колеса первой и второй оси поворотные круги.

3. Установите колеса первой оси в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

4. Приложите к колесам первой и второй оси сначала с одной стороны, а затем с другой стороны специальную линейку с двумя упорами по центру ступиц колес и замерьте расстояние А (см. рис. Схема ус тановки колес) . Разность размеров для одной оси слева и справа должна быть не более 2 мм.

Если разность размеров более 2 мм, необходимо, вращая рулевым колесом и повторяя замеры, добиться необходимой разности размеров.

5. Приложите к дискам колес первой и второй оси сначала с одной стороны, а затем с другой стороны специальную линейку с двумя упорами и замерьте расстоя ние Б (см. рис. Схема установки колес) . Разность размеров Б для барабанов второй оси с обеих сторон не должна быть более 2 мм.

Схема установки колес

Если разность размеров более 2 мм, то отрегулируйте установку колес следующим образом (см. рис. Схема установки колес) :

— расслабьте крепление наконечников промежуточной тяги 3 (см рис. Установка агрегатов рулевого управления) , отвернув болты и гайки;

— вращением промежуточной тяги регулируйте положение ступиц колес второй оси на прямолинейность до получения разности размеров Б не более 2 мм, не нарушая при этом положения первой оси. При необходимости повторите регулировку в несколько приемов;

— после регулировки закрепите наконечники промежуточной тяги, затянув гайку моментом затяжки Мзат.=7,8. 10 кгс м.

6. Вращая рулевое колесо, поверните ступицы колес в каждую сторону (влево и вправо) до упора регулировочного болта колес первой оси. Этот угол для левого колеса первой оси должен быть 45 ±1 °, и упор в поворотном кулаке на первой оси должен упираться в бобышку на корпусе оси. При этом угол поворота левого колеса второй оси зависит от колесной базы и должен составлять:

— если расстояние между первым мостом и последней осью 5200 мм — 33+2,5°;

— если расстояние между первым мостом и последней осью 5960 мм — 36±2,5°.

Упор на цапфах на второй оси должен упираться в бобышку на корпусе оси. При необходимости отрегулируйте упоры на кулаках обеих осей.

7. После выполнения всех работ проверьте крепление и шплинтовку всех соединений рулевого привода.

Установка агрегатов рулевого управления: 1 — рулевой механизм; 2 — сошка рулевого управления; 3 — тяга промежуточная; 4 — рычаг задней опоры; 5 — опора задняя; 6 — гидроцилиндр силовой; 7 — кронштейн силового гидроцилиндра; 8,9- тяга

Неустойчивое движение автомобиля (для поддержания заданного направления движения требуется постоянная работа рулевым колесом)

Чрезмерно увеличен свободный ход рулевого колеса

Выясните причину и устраните ее

Изношены детали винтовой пары рулевого механизма*

Замените комплект шариковинтовой пары

Ослабла затяжка упорных подшипников винта рулевого механизма *

Отрегулируйте затяжку подшипников

Гидроусилитель не обеспечивает достаточного усилия или работает неравномерно, с повышенным шумом

Понижен уровень масла в бачке насоса гидроусилителя

Восстановите уровень масла

Наличие воздуха в гидросистеме насоса гидроусилителя

Стук в рулевом механизме*

Чрезмерно увеличен зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма или не затянуты крепежные детали

Отрегулируйте зазоры, проверьте и затяните крепежные детали (в первую очередь сошки и вилок карданного вала колонки)

Вспенивание или выбрасывание масла через предохранительный клапан бачка насоса гидроусилителя

Засорен фильтр насоса гидроусилителя

Чрезмерное количество масла в бачке

Слейте излишки масла

Наличие воздуха в системе

Затяните соединения трубопроводов (особенно магистрали низкого давления) и места стыков деталей, прокачайте систему

* — для рулевого механизма моделей 4310 и 6540.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *