Петля эффектов в гитарном усилителе что это
Перейти к содержимому

Петля эффектов в гитарном усилителе что это

  • автор:

Форум гитаристов

У нас самая большая гитарная тусовка

В связи с текущими событиями на форуме вводятся новые правила. Ознакомление обязательно.

  • Форум гитаристов »
  • Оборудование »
  • equipment.beginner (Модератор: andrei_kob) »
  • Тема: петля эффектов

Страницы: [1] 2 3 4 [Дальше >>] Вниз

Автор Тема: петля эффектов (Прочитано 4352 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Страницы: [1] 2 3 4 [Дальше >>] Вверх

Ликбез на тему усилителей, предусилителей и гитарных эффектов. Часть 1 — путь сигнала.

Базовые представления о преампах, оконечниках, петле эффектов, «грелках» и различных гитарных эффектах. Эти вещи желательно знать каждому, кто использует гитарное оборудование.

P1000459

Очень часто, с определенной стабильностью, я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами от разных людей. Вопросы эти касаются, как правило, вещей элементарных, но звучат очень странно. Всему виной неправильно сложившееся представление о том, какой путь проходит сигнал от гитары до динамика.

Меня в корне не устраивает эта ситуация, и я решил написать большую и подробную статью, своеобразный FAQ, который, надеюсь, даст внятное представление о том, чего, куда, и в каком порядке тыкать в гитарной цепи. Знаю, что все это уже сто раз объясняли до меня, но ведь повторение — мать учения, да?

Я постараюсь разжевать это как можно более подробно, поэтому сведущим в этих делах людям, возможно, будет немного скучно… Впрочем, если это не поможет, и поток вопросов не прекратится, я просто буду давать ссылку на это чтиво, и жизнь моя станет проще.

Итак, давайте начнем.

Путь наш не устлан цветами, лишь каменья и лампы…

Первый раз взяв в руки подключенную электрогитару, ты бьешь по струнам и слышишь звуки из динамика, стоящего рядом. Если вы сейчас читаете гитарный сайт, значит вам эти звуки понравились. =) В тот момент всё кажется предельно простым — сигнал идет от струн, по проводам уходит в усилитель или комбик, ну и всё, на выходе заветное дж-дж. Отсюда растут ноги у многих неправильных решений — воткнуть гитару в музыкальный центр, например. Или, скажем, включить преамп в качестве эффекта перегруза или наоборот (что бывает, но реже) — воткнуть перегруз вместо преампа. Результат получается весьма далеким от того, что может показать то же самое оборудование, но при правильном подходе.

01

Давайте посмотрим чуть более детально весь путь, который проходит гитарный сигнал в самой простой цепи — гитара>комбоусилитель. Колебания струны снимаются датчиками (звукоснимателями), затем проходят через электронику инструмента (громкость, тон etc.), затем поступают в усилитель («верхушку» комбика, с крутилками). Первым делом гитарный сигнал попадает в секцию предусиления — (пред, преамп, предусилитель, preamp — все это одно и то же название), где вялый и хилый сигнал подвергается начальной обработке, усиливается его напряжение, а также сигнал выравнивается определенным образом, в зависимости от настроек и типа преампа, и в целом становится хорошим и правильным. Если у усилителя есть несколько каналов (чистый, кранч, перегруз и т.п.), то этот момент формируется именно в этой секции усиления.

Обработанный преампом сигнал идет дальше, попадая в оконечный усилитель (оконечник, он же мощник). Задача оконечника — усилить, собственно, весь предыдущий результат, и отправить его на финиш — в кабинет (ящик с динамиком). Динамик, кстати, должен быть именно гитарным, он по ряду моментов отличается от обычных (широкополосных).

03

Как видите, основных секций между гитарой и динамиком всего две: преамп > оконечник. В ламповых и транзисторных аппаратах эта цепь должна соблюдаться, и соблюдается. Причем форм-фактор этих устройств совершенно не важен — если у вас комбик, значит в нем есть и пред, и оконечник, и кабинет в одном флаконе. Поэтому он, собственно, и комбик. Очень часто можно встретить усилители отдельно, в формате «головы» — в них присутствует и преамп, и мощник, а вот кабинет нужно приобретать и подключать отдельно. Наконец, оконечники и преды существуют и сами по себе, причем в различных форм-факторах — рэковые, например (rackmount), а также напольные (как педали).

Педали-преампы? Перегруз что ли?

Вот оно! Вот эта причина, по которой я затеял написание всей этой телеги! Гитарные предусилители не являются педалями эффектов, а педали эффектов не являются предусилителями. Металзона не преамп. Tube Screamer не преамп. И так далее. В свою очередь, какой-нибудь Hughes&Kettner Tubeman или AMT Legend Amp — это не overdrive и не distortion. Хотя, справедливости ради, преды можно использовать в качестве перегруза, но основное их предназначение вовсе не в этом.

Вы можете собрать цепь усиления в любом формате. Можете воткнуть напольный преамп в напольный оконечник, а можете в рэковый. Можно собрать здоровый рэк из кучи элементов, в том числе взять обе секции усиления в таком формате. Наконец, вы можете использовать пред от одной «головы», а оконечник от другой, если они позволяют это сделать. Извращаться, пардон, можно как угодно, главное соблюдать последовательность «гитара > преамп > мощник». Причем последний пункт должен быть всегда последним, независимо от того, сколько чего у вас напихано в цепь.

А куда педали тогда втыкать?

Хороший вопрос. Кроме варианта «воткнуть гитару в педаль, а педаль в Input», у нас есть еще один. Представим, что у нас есть педаль реверба (эхо). Если мы ее поставим сразу после гитары, то слабый сигнал от инструмента получит эхо, а потом всё это полетит на усиление в преамп, сливаясь в кашу. Чтобы избежать такого, мы можем включить реверб «в разрыв» усилителя: не после гитары, а после преампа. Тогда сигнал усилится, как положено, затем получит эффект эха, и через оконечник уже улетит в кабинет, и в наши уши.

Промежуток между преампом и оконечником — так называемая «петля эффектов» (effect loop), позволяет включать в этот участок цепи дополнительные элементы. Традиционно туда отправляются эффекты модуляции, т.е. ревербы, хорусы, фейзеры, вайбы и подобное. Всё, что должно кидать обработку на уже усиленный сигнал. А еще туда можно включить отдельный преамп, и пустить сигнал гитары через него — в таком случае «родной» предусилитель останется не у дел, не будет участвовать в обработке звука. Хороший вариант для тех, кому нравится какой-то конкретный внешний преамп, правда?

04

На самом деле, петли бывают двух типов — параллельная и последовательная. Как можно догадаться, в параллельной сигнал разветвляется перед петлей, и смешивается в конце. С помощью такой петли можно настроить «прозрачность» эффектов, которые в ней находятся — сделать их очень явными, либо слегка подмешать в основной сигнал. Последовательная, в свою очередь, попроще — сигнал идет из преампа сразу в петлю, проходит, и идет в оконечник. Один путь, все просто.

05

*кстати, параллельную петлю можно увидеть и в других устройствах. Бывают и преампы с петлями, и процессоры, и другие всякие штуки. Бывают даже петли для организации кучи педалей в педалборде… Но это уже совсем другая история. Чуть позже я постараюсь написать, куда принято ставить определенные эффекты, но это, если честно, уже не так важно, как чертова привычка путать преды с перегрузами. Спасибо за внимание.

Петля эффектов. Что это? И с чем это едят?

Для начала давайте разберемся с терминами. Когда говорят про петлю эффектов, то могут иметь ввиду:

Ну, начнем, как водится с первого.

Петля эффектов в комбике

П режде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или оконечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель.

Дабы не загромождать рисунки, сразу оговоримся, что я не буду отображать сигнал поступающий на вход преампа. Нетрудно догадаться, что берется он там не магическим образом, а приходит от вашей гитары, и, возможно даже, через цепь эффектов, типа wah-wah или овердрайва, в общем, тех, которые нужно включать во вход преампа.

Комбик без разрыва (посыла и возврата)

Рис.1 Комбик без разрыва

Так вот, «разрыв» – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN (возврат), то у вас разрыв определенно есть.

Разрыв бывает последовательный и параллельный (в этом случае как раз обычно и говорят про «петлю эффектов»). Давайте разберемся, в чем между ними разница.

Комбик с последовательным разрывом (посылом и возвратом)

Рис.2 Комбик с последовательным разрывом

В такой разрыв как правило включается цепь модуляционных эффектов (дилей, реверб, фэйзер и т.п.). В логичности такого подхода можете убедиться своими ушами, для этого достаточно сначала нужно включить ту часть своей цепи эффектов, которая отвечает за модуляционные эффекты (пусть даже в ней всего лишь один дилей – это не важно) сначала во вход комбика, а потом проделать трюк, показанный на рис.2. Думаю, что разницу вы услышите невооруженным ухом.

Комбик с параллельным разрывом (посылом и возвратом)

Рис.3. Комбик с параллельным разрывом

В случае с параллельным разрывом исходный сигнал после преампа делится на два: один идет на вашу цепь эффектов, а второй исходный, или говорят «сухой» сигнал поступает на вход встроенного в комбик мини-микшера. На второй вход этого мини-микшера поступает сигнал после вашей цепи эффектов. Уровень микширования двух сигналов обычно регулируется. Для этого в комбике с параллельным разрывом предусмотрен регулятор с надписью MIX.

С помощью параллельного разрыва можно смешивать обработанный и сухой звук в нужной вам пропорции. Причем зачастую в максимальном положении ручки MIX параллельный разрыв превращается в последовательный (однако, не всегда, но это, скорее, исключения из общего правила).

Некоторые примочки, обычно это дилеи и фэйзеры, могут работать по такому же принципу, то есть смешивать обработанный и сухой сигнал у себя на выходе, поэтому при включении таких примочек в параллельный разрыв могут возникнуть проблемы с фазой сигнала на входе RETURN комбика. Проще говоря, звучать все это может не очень хорошо.

Предвидя такой поворот событий, некоторые производители примочек, у которых есть эта фича, снабжают свои эффекты функцией с говорящим названием — Kill Dry. При включении этой функции с выхода примочки идет только обработанный сигнал, что позволяет использовать эти эффекты с параллельной петлей.

В общем, прежде чем покупать комбик с параллельным разрывом, неплохо бы проверить, как себя с ним поведут ваши примочки, а то мало ли чего…

Иногда бывает так, что в комбике есть только один вход – RETURN, а вот выхода SEND нет. Это говорит нам о том, что производители предусмотрели для нас возможность подключения своего гитарного преампа (например, AMT SS-11, Tubeman или любого другого), но лишили нас возможности пользоваться преампом и разрывом самого комбика. Что ж, определенная логика в этом есть, тем более что это удешевляет конструкцию.

Это нас плавно подводит к тому, зачем же делают петлю эффектов в отдельном гитарном преампе.

Петля эффектов в преампе

Отдельный преамп

Рис.4. Отдельный преамп

Именно для того, чтобы могла получиться параллельная петля с регулятором MIX, в отдельные преампы встраивают выход SEND и вход RETURN. Рекомендации по включению примочек в такую цепь ровно те же, как и для комбика с параллельным разрывом (см. выше).

Если же вы в своем преампе не нашли выход SEND, вход RETURN и регулятор MIX, то мы вернемся к рис.2, за исключением того, что вместо преампа самого комбика будет использоваться внешний преамп. Ну, тут, в принципе, сказать больше нечего. Идем дальше.

Разрыв в гитарном процессоре

Если раньше мы говорили, что разрыв в комбике обычно нужен для подключения эффектов модуляции, то в гитарных процессорах все с точностью наоборот. Тут в разрыв обычно включают всякие дисторшены\овердрайвы и прочие искажалки гитарного звука, не исключая и преампы.

Вот, например, как можно использовать петлю эффектов в гитарном процессоре Boss GT-10.

Использование разрыва в гитарном процессоре

Рис.5. Использование разрыва в гитарном процессоре. Пример 1

Использование разрыва в гитарном процессоре

Рис.6. Использование разрыва в гитарном процессоре. Пример 2

Есть мнение (хотя эта тема для отдельного холивара аналог VS цифра), что цифровая эмуляция перегрузов звучит не очень хорошо: мылит, тонет в миксе и т.п. Собственно, чтобы этого избежать, в разрыв процессора можно включить внешнюю искажалку звука. То есть, тут, вроде как, мы убиваем двух зайцев: получаем аналоговый перегруз и процессорное удобство управления.

Петля эффектов для примочек. Луперы*

*Не путать с фразовыми сэмплерами/луперами а-ля Boss RC-20, Digitech JamMan и иже с ними. Эти педали предназначены для записи и цикличного воспроизведения отдельных фраз. Наши луперы совсем для другого.

Однако же есть и те ортодоксы, которые предпочитают пользоваться отдельными примочками и собирать из них свою собственную цепь. Им приходится труднее, так как количество различных манипуляций ногами, а зачастую и руками растет вместе с количеством примочек в цепи.

Много-много примочек

Рис.7. Много-много примочек

В конце-концов гитарист приходит к выводу, что у него скопилось слишком много примочек и управлять все этим хозяйством с каждой новой примочкой становится все сложнее и сложнее. Вот и приходится беднягам гитаристам танцевать джагу на эффектах практически на каждой репетиции.

Но и тут не все потеряно! Сократить количество переключений могут специальные девайсы: луперы (looper), от слова loop – петля, и лайн селекторы (line selector. Дословно – выбиратель линии), переключатели A/B, A/B/Y и т.д. и т.п. — названия могут быть разнообразны.

Суть, собственно, сводится к рассмотренному ранее принципу петель.

Looper

Рис.8. Looper

В простейшем случае (как на рис.8) устройство выполняет переключение сигнала с одной петли на другую, тем самый изменяя его путь от гитары до усилителя. Конечно, сейчас многие луперы снабжены различными бонусами в виде смешивания сигнала от обоих петель, возможностью байпаса, дополнительным выходом на тюнер и прочими функциями.

Есть луперы с тремя, четырьмя и более петлями, со сложной коммутацией петель, с программируемой коммутацией петель и тому подобное. Вот, например, такой сложный девайс делает Rocktorn.

Rocktorn PatchMate Loop 8 Floor

Рис.9. Rocktorn PatchMate Loop 8 Floor

А в скором времени выпуск подобного девайса планируется нашими сибирскими парнями из AMT.

AMT TS-8 MIDI

Рис.10. AMT TS-8 MIDI

Такие устройства позволяют запрограммировать путь сигнала через петли, и одним нажатием на кнопку менять количество и очередность включенных в данный момент петель.

В общем, если у вас большой педалборд, то лупер – это девайс из разряда «must have». Однако, будет ли это навороченный лупер с MIDI-управлением, типа Rocktorn PatchMate Loop 8 Floor или простой и, наверно, самый распространенный Line Selector Boss LS-2 – это уже решать вам, исходя из конкретных требований.

Думаю, что на этом закончу. Надеюсь, я достаточно подробно осветил все аспекты, касающиеся «разрывов» и «петель». В любом случае, дополнения, корректировки и вопросы приветствуются.

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

22.03.2017, Sergei (гость)
Цитата(Андрей @ 22.3.2017, 3:24)

День добрый! А как быть , если в преампе один посыл SEND и два возврата Return (Left /Right)? Что за зверь? Как распетлять сигнал например на два скримера? Придется использовать Spliter? (Если что, речь идет о преампе ENGL E620)

Многие эффекты (некоторые из хорусов, например, или любой процес�

22.03.2017, Андрей
День добрый! А как быть , если в преампе один посыл SEND и два возврата Return (Left /Right)? Что за зверь? Как распетлять сигнал например на два скримера? Придется использовать Spliter? (Если что, речь идет о преампе ENGL E620)

28.02.2016, usr
Rocktorn -> Rocktron
30.03.2014, Сергей (гость)
Цитата(кирилл @ 30.3.2014, 20:33)

скажите пажалуста а из сенда можно взять сигнал допустим для звуковой карты или линейного выхода или для колонок так что бы не использывать оконечный усилитель?

Для линейного входа (а не выхода) можно, работать будет, хотя это и не очень правильно. Для колонок — нет, разр�

30.03.2014, кирилл
скажите пажалуста а из сенда можно взять сигнал допустим для звуковой карты или линейного выхода или для колонок так что бы не использывать оконечный усилитель?

19.06.2013, иракли
Цитата(Матвей @ 28.2.2012, 17:45)
Цитата(прохожий @ 18.11.2011, 11:42)

/Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель./ Это откуда такая мысль, интересно?

Когда следует использовать петлю эффектов усилителя?

Блог - Pedalzoo.ru

В прошлом мы уже не раз говорили о том, какой порядок педалей в цепи следует использовать для получения максимально качественного звука. Но в некоторых ситуациях этого недостаточно — гитара остается «мыльной», не пробивается через микс или просто «чего-то не хватает». В этом случае на помощь приходит петля эффектов. Вот про нее мы сегодня поговорим подробнее.

Как использовать петлю эффектов? (опытные дяди, не смейтесь �� )

Если в усилителя предусмотрена петля, то вы найдете в нем два разъема с названиями Send и Return. Из канала Send сигнал должен идти в прмочку, которую вы хотите послать в петлю, и, соотвественно, из примочки сигнал должен идти в канал Return.

fxloop

Можно выделить две группы эффектов, с которыми есть смысл использовать петлю

Дилеи и ревербераторы: Это наиболее «банальное» применения для петли эффектов. Но оно действительно здорово работает. Правило здесь такое: если вы используете перегруженный канал усилителя, либо сильно его «раскачиваете», то ставьте всю пространственную обработку в петлю. Конечно, иногда можно поэкспериментировать и зарядить ревер с 20-секундным хвостом с кранч-канал, но звук, сами понимаете, будет грязный: то каждый повтор, каждое отражение будет жестко компрессироваться, искажаться и создавать ощущение каши. Компромиссный вариант (если, скажем, вы периодически используете чистый канал, либо любите сложные связки девайсов в том порядке, в каком они стоят в борде): использовать обработку с двумя выходами. Например, направлять левый аутпут Strymon Timeline напрямую в усилитель, а правый — в петлю эффектов.

Бустеры и эквалайзеры: Еще одна категория эффектов, которую есть смысл посылать в петлю эффектов (при этом почему-то многие полностью игнорируют эту возможность с данным типом девайсов). Бустеры, направленные петлю, будут в большей степени работать как КЛИНбустеры: то есть они будут увеличивать ощущаемую громкость, не создавая практически никакого перегруза. Любой бустер, воткнутый напрямую в предусилитель, будет его ощутимо грузить, несмотря на все заверения создателей о его «прозрачности». С эквалайзерами похожая история: будучи посланные в петлю, они будут работать с частотной характеристикой самого усилителя, нежели с текстурой перегруза. Например, если ваш эквалайзер стоит после включенного овердрайва, то он будет работать именно с перегруженной структурой. Хотя у этого есть и позитивная сторона: при желании можно эквализировать овердрайв так, чтобы он звучал как фузз — просто поднимите низы.

Ну и в завершение по традиции напоминаем, что в нашем деле нет 100% правил: есть рекомендации и опыт, которые стоит использовать, но которым не стоит слепо верить. Слушайте ушами и не бойтесь экспериментировать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *