Что такое квакушка для гитары
Перейти к содержимому

Что такое квакушка для гитары

  • автор:

«Квакушка» или «вау-вау»-гитарная педаль, покорившая мир

«Квакушка» или «вау-вау»-гитарная педаль, покорившая мир

18 августа 1969 года, около 10 часов утра, не нуждающийся в особом представлении гитарист-виртуоз Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) поднял вверх свой белый «стратокастер» и, окинув взглядом многотысячную толпу зрителей фестиваля Вудсток (Вудстокская ярмарка музыки и искусств, Woodstock Music & Art Fair), ударил по струнам, заиграв инструментальную версию гимна США «The Star-Spangled Banner».

В течение предыдущих трех дней ранее ничем не примечательную молочную ферму городка в сельской местности Бетел, Нью-Йорк, посетило, по разным оценкам, от 400 000 до 500 000 человек. Хендрикс, который был гвоздем концертной программы всего фестиваля, вышел на сцену последним номером, и около 30 000 людей стали свидетелями его по-настоящему звездного выступления.

За 3 минуты и 43 секунды Джими поверг всех зрителей в шок, объединив в одно музыкальное полотно сразу несколько композиций и сдобрив исполнение серией звуковых экспериментов, отразивших во многом настроение эпохи и чувство разочарования в среде американской молодежи. Их основой стала та самая «квакушка» — «вау-вау»-педаль, с которой у многих ассоциируется культовый саунд гитариста.

Созданная в середине 60-х годов, в самый разгар музыкальной революции, этот гитарный эффект стал, по словам одного из музыкальных критиков эпохи, «психоделией без психоделиков». Его имитация человеческого голоса позволила преодолеть барьер между музыкальной и вокальной коммуникацией. Со времен записи Эриком Клептоном (Eric Clapton) заглавной темы для культового фильма «Шафт» (Shaft), «вау-вау»-педаль так и осталась в истории музыки самым узнаваемым и влиятельным звуковым эффектом.

Как же произошло изобретение этой культовой технологии? И почему оно нашло такое широкое применение в массовой культуре? Ответом на эти вопросы станет долгий и полный неожиданных поворотов рассказ, который, что примечательно, начнется с легендарных ливерпульцев The Beatles.

Горе-усилитель Beatles

Горе-усилитель Beatles

«Битлы» играют через свой новый усилитель Vox AC-100, который получил название «Супер-Битл» (Super Beatle) (1964)

Как только легендарная четверка начала готовиться для своего первого тура по США в начале 1964 года, они вдруг поняли, что имеющимся у них технологиям не хватает нужной мощности. За предыдущие четыре года группа стала самой востребованной в Великобритании, и парни играли перед толпами в 10 000 человек, но нередко крики и пение зрителей заглушали музыку, звучащую из усилителей.

На тот момент англичане использовали 30-ваттный усилитель Vox AC-30, выпускавшийся английской компанией Jennings Musical Industries (JMI). Как только представители JMI узнали, что их оборудование уже не соответствует потребностям «ливерпульской четверки», компания разработала 100-ваттную версию своего усилителя, который получил название «Супер-Битл» (Super Beatle). Неделю спустя группа, вооружившись новым устройством, дала аншлаговое выступление в США на шоу Эда Салливана (Ed Sullivan), зрителями которого стали 73 миллиона человек (треть жителей страны).

На следующий день The Beatles стали известны по всей Америке. Вскоре JMI осенило, что США — это потенциальный новый рынок для их мощных усилителей, и они стали искать дистрибьютора, который помог бы им с осуществлением замысла. В августе 1964 года им удалось найти подходящую кандидатуру: небольшую фирму в Лос-Анджелесе, которая носила название Thomas Organ Company.

Поначалу JMI поставляла усилители из Великобритании, но такая бизнес-модель грозила обвалить рентабельность всего сотрудничества. Тогда предприимчивый директор Thomas Organ Company убедил представителей британской фирмы продать своей фирме права на производство и распространение усилителей на территории США.

Случайное изобретение

Случайное изобретение

В 1965 году, в небольшом подсобном помещении в Лос-Анджелесе, инженеры Thomas Organ Company начали производство усилителей Vox AC-100. Среди этих инженеров был и очень смышлёный 20-летний парень по имени Брэд Планкетт (Brad Plunkett).

Генеральным директором компании Планкетту была поручена сложная задача: он должен был разобрать гитарный усилитель Vox AC-100 и найти способ сделать его производство дешевле, сохранив при этом качество продуцируемого им звука.

«Первое, что я заметил, — вспоминает он в документальном фильме «Cry Baby», — это был маленький переключатель усилителя, маркированный символами MRB».

Этот переключатель, изобретенный британским инженером Диком Денни (Dick Denney) и установленный в Vox AC-100, усиливал диапазон средних частот. Усиливая эти частоты, он как бы сглаживал звуковые экстремумы (очень высокие и очень низкие тона) и делал звук более ровным и плоским. Планкетт понял, что он может заменить этот дорогой переключатель потенциометром (регулируемый делитель электрического напряжения, разновидность реостата) и достичь точно такого же эффекта.

«Выключатели были очень дорогие, стоили около $4 каждый,» — вспоминает Планкетт. — А потенциометр стоил всего-то около 30 центов».

Потенциометр

Провозившись несколько дней с запчастями, Планкетт с успехом разработал схему, которая могла с легкостью изменять частоту исполняемой ноты простым вращением ручки потенциометра. Но затем произошло нечто неожиданное:

«Я пошел к соседу и попросил его подключить свою гитару к этой кучке проводов, резисторов и конденсаторов, которые лежали на скамейке, — вспоминает Планкетт. — Он сыграл несколько аккордов, в то время как я поворачивал ручку потенциометра. Получилось что-то типа «вау-вау-вау». Мы посмотрели друг на друга и воскликнули: «Это, черт возьми, круто!».

Хотя полученный эффект был заводным и уникальным, была одна проблема: гитарист никоим образом не мог одновременно играть на гитаре и крутить ручку потенциометра. Окинув взглядом комнату, Планкетт заметил педаль от электроклавиш Vox Continental и его осенила идея: поместить потенциометр внутрь этой педали. После произведенных манипуляций Планкетт мог ногой инициировать колебания потенциометра, продолжая играть на гитаре:

Характер колебаний звуковых волн

Характер колебаний звуковых волн, генерируемых «вау»-педалью

Гитара подключалась к педали, педаль вела к усилителю, становясь хитрым посредником, позволяющим манипулировать звуком. Когда педаль прижималась к полу, сыгранные на гитаре ноты фильтровались по низкой частоте; когда она поднималась, ноты фильтровались по высокой частоте.

«Вскоре весь офис признал, что получилось довольно неплохо, — продолжает Планкетт. — Однако мы не осознавали и половину масштаба того события, которое случилось».

От Заппы до Хендрикса: как «вау»-педаль завоевала рок-н-ролл

В 1965 для гитаристов были доступны только 4 вида звуковых эффектов, которыми можно было манипулировать через педаль: дилей (delay), тремоло (tremolo), ревербации (reverb), фузз (fuzz), что по сути является дисторшном (от англ. distortion — искажение). Как отметил старший редактор журнала Guitar Player Magazine Арт Томпсон (Art Thompson), «гитара была очень популярным инструментом, но, к сожалению, группы, которые играли на них, было сложно отличить друг от друга». Музыканты экспериментировали и искали новые способы воздействия на звук.

Одним из таких музыкантов оказался Дэл Кешер (Del Casher). Он был студийным гитаристом для таких звезд, как Джин Отри (Gene Autry) и Элвис Пресли (Elvis Presley). Однажды он присоединился к группе Vox Ampliphonic Orchestra, которая была создана по инициативе компании Thomas Organ, чтобы продвинуть на рынок их новые усилители. Здесь он и наткнулся на ранний прототип Планкетта.

«Я спросил: «А что это за ручка?», и начал крутить ее в разные стороны, удивляясь тому, какие звуки начала издавать гитара, — вспоминает Кешер в интервью New York Times. — И тогда я воскликнул: «Это то, что нужно!».

Поначалу генеральный директор Thomas Organ, большой фанат биг-бэндов (больших джазовых оркестров), воспринял педаль как новую примочку для трубачей, которые уже много лет создавали подобный эффект с помощью резиновой заглушки. Но Кешер был настойчив в идее, что она должна продаваться только для гитаристов, и ему удалось убедить вышестоящее руководство позволить себе записать демо, используя «вау»-педаль.

«Они думали, что я спятил, но все же позволили мне это сделать» — шутит Дэл. — А я просто взял свою гитару, подключил ее к первому прототипу педали и поиграл немного для себя».

Хотя запись Дэла не снискала успеха, странный гитарный эффект привлек внимание известного мульти-инструменталиста и гениального композитора Френка Заппы (Frank Zappa). Эклектичный гитарист нанял музыкантов и отправился с ними в тур, попутно экспериментируя с педалью.

В феврале 1967 года компания Thomas Organ презентовала педаль широкой публике.
Поначалу аппарат называли «Clyde McCoy», в честь джазового трубача, который широко использовал резиновую заглушку, чтобы создать «вау»-эффект в 1920-е годы. Но вскоре, по предложению подкованных в маркетинге сотрудников, заметивших, что педаль звучит как детский плач, название поменяли на «Cry Baby». Из-за договорных обязательств с компанией Vox, на рынок поступило два продукта под именами «Cry Baby» и «Vox Wah-Wah».

Текст рекламных объявлений гласил, что с помощью «вау»-педали гитаристы смогут смело экспериментировать со звуком и выйти за пределы своих прежних возможностей. Можно сымитировать звучание индийской ситары, получить действительно фанковое звучание бас-гитары, играть очень грувовый блюз и многое другое.

вау»-педали

вау»-педали

Примеры рекламных объявлений «вау»-педали

«Вау» стал для меня новым голосом гитары, — признался Кешер в интервью. — Олдскульные музыканты и продюсеры не видели ничего интересного в этой технологии, а вот молодежь вышла с ней на сцену».

После выхода в продажу Френк Заппа тут же приобрел себе один экземпляр и, подобно Эрику Клептону и Джими Хендриксу, увековечил педаль в своих произведениях.

Затем последовала череда громких хитов, в которых так или иначе использовалась «вау»-педаль: в мае 1967 года группа Cream записывает «Tales of Brave Ulysses», за ним последовала «Up From the Sky» Джими Хендрикса, «Little Miss Lover» и «Burning of the Midnight Lamp».

«Я думаю, что мы будем использовать его еще на нескольких записях, — говорил Хендрикс в том году. — У нее очень заводной звук».

Хотя многие другие именитые групп постоянно использовали «вау»-эффект и экспериментировали с ним, Хендриксу первому удалось пересмотреть его звуковые возможности: откровением стала запись 1969 года «Voodoo Child (Slight Return)» (продолжение темы «Voodoo Chile», записанной в мае 1968 во время студийного джема со Стивом Винвудом на органе и Джеком Кэседи на басу):

В конце 60-х многие музыканты на территории США и Великобритании стали использовать «вау»-педаль в надежде повторить успех Хендрикса. За чуть менее, чем четыре года она превратилась из сомнительного устройства в определяющий звучание рок-музыки эффект.

quote

В конце 60-х многие музыканты стали использовать «вау»-педаль — эффект, определивший звучание рок-музыки

«1960-е годы были временем удивительных перемен в мире музыки, — поясняет журналист «Rolling Stone» Бен Фонг-Торрес (Ben Fong-Torres). — Когда вы слышите что-то другое — а мы живем в мире, где все говорят на разных языках, вы берете это на заметку».

Патент на «вау»-педаль

Патент на «вау»-педаль

Хотя «вау»-эффект и вызвал поистине культурную революцию и дал рок-музыке новый, пульсирующий голос, перед производителем Thomas Organ уже замаячили большие проблемы.

24 февраля 1967 года, немногим позже после выпуска изделия на рынок, Брэд Планкетт подал заявление на получение патента на это изобретение. К сожалению, процесс оформления патента занял целых три года.

В это время Warwick Electronics Inc., внушительного размера компания, поглотила Thomas Organ. Чтобы снизить издержки производства, они решили перенести производство «вау»-педали в Эко, компанию в Италии.

К марту 1967 года сведения о дизайне «вау»-педали, ввиду неудовлетворительной системы информационной безопасности Эко, распространились по территории всей Европы, что привело к появлению ряда предприятий, которые также наладили выпуск реплик оригинального «Cry Baby».

Даже после того, как Thomas Organ, купленный Warwick Electronics, получил патент на производство этой педали, работу фирм-клонов уже невозможно было остановить: «К тому времени, когда руководство компании осознало всю важность этой информации, уже все собирали эти педали, и потребовалось бы очень много средств и усилий, чтобы позакрывать все эти компании», — делится воспоминаниями один из очевидцев событий.

«Shaft» и возрождения фанка

Shaft

Постер к культовому фильму 70-х годов «Shaft».

В 1960-х годах «вау»-эффект нашел свое место в обжигающих гитарных соло, в 70-е этот эффект взяли на вооружение исполнители фанка, соула и ритм-энд-блюза, чьи композиции и составили саундтрек нашумевшего фильма «Шафт».

Фильм был снят в жанре «blaxploitation», то есть ориентирован преимущественно на чернокожих зрителей. Сюжет рассказывал историю чернокожего детектива, который своими силами боролся с итальянской мафией, чтобы спасти дочь.

Когда режиссеры кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer начали съемки в 1971 году, они понимали, что им нужна чертовски хорошая заглавная песня. Для сочинения главной темы был нанят Айзек Хейз (Isaac Hayes), который в то время как раз выдал целую вереницу превосходных хит-синглов.

Хейз собрал группу сессионных музыкантов, пригласив в нее и Чарльза Питтса (Charles Pitts), который на тот момент считался одним из лучших кудесников фанк-гитары. Вот что он вспоминает о процессе сочинения материала:

«Мы искали нечто, что соответствовало характеру фильма. Айзек сказал барабанщику взять ритм, а я в этот момент проверял свою гитару и педали. Я включил «вау»-педаль и сыграл какой-то рифф. Как только Айзек услышал это, он завопил: «Что ты делаешь? Продолжай играть этот рифф! Продолжай его играть!». Я не стал менять даже позу, просто продолжил играть».

Этот рифф (последовательность аккордов) впоследствии стала самой узнаваемой в истории музыки.

«Мне это показалось очень смешным и нелепым, — признается Питтс. — Даже спустя годы, когда я слышу эту песню, я искренне не понимаю, почему мне позволили играть это фуфло на протяжении всей песни».

Критики отреагировали по-разному. Выпущенный в виде сингла в 1971 году «Theme from Shaft» занял первое место в хит-параде Billboard Hot 100, второе место в BIllboard Soul Single Chart и 6-е в Billboard’s Easy Listening Chart.

В 1972 году песня выиграла премию Американской кино-академии в номинации «Лучшая оригинальная песня», сделав Хейса первым афроамериканцем, который когда-либо получал эту награду.

К концу десятилетия «вау»-педаль проникла во все популярные жанры: рок, ритм-н-блюз, соул, фанк, джаз, регги, телевизионные джингы и даже в порнофильмы.

Мелвин Рагин (Melvin Ragin), известный под ником «Вау-вау» Уотсон, прославился своими способностями играть ритм с помощью «вау»-педали. Он записал целую дюжину хитов, сольно и в составе коллективов: «What’s Going On» (Marvin Gaye, 1971), «Papa was a Rollin’ Stone» (The Temptations, 1972), «Come a Little Closer» (Etta James, 1974), «Car Wash» (Rose Royce, 1976), and «I Will Survive» (Gloria Gaynor, 1978).

Забвение и возрождение

Забвение и возрождение

С наступлением 80-х в музыку пришла эра панка и новой волны. Постепенно рок-музыка вышла из моды, а музыканты стали чаще использовать электронику, а не аналоговые инструменты.

Прогресс в компьютерной микросхемой интеграции привел к созданию сотен цифровых гитарных педалей, и «вау»-педаль — простая, бесхитростная, электромеханическая — стала использоваться все меньше и меньше.

В 1982 году Whirlpool, конгломерат, владевший правами компании Thomas Organ, решил ее распустить и прекратить выпуск «вау»-педали.

Но только один человек, по имени Джим Данлоп (Jim Dunlop), не мог допустить, чтобы это произошло.

Джим Данлоп

Джим Данлоп на церемонии шотландской музыкальной премии в 2011 году

Шотландский иммигрант Джим Данлоп основал завод по производству гитарных аксессуаров Dunlop Manufacturing в 1965, работая по совместительству инженером-химиком. После нескольких успешных редизайнов гитарных тюнеров, он сместил внимание на медиаторы и в мгновение ока занял всю нишу.

«Он был известен как коллекционер аксессуаров», — признается его дочь.

В 1982 году, в разгар ликвидации Thomas Organ, Джим связался с вице-президентом Whirlpool и выразил желание приобрести права на производство «вау»-педали. Вице-президент не был искушен в музыкальном бизнесе, поэтому с радостью согласился на подобную сделку.

В течение 9 месяцев Данлоп занимался повторным моделированием педали: схема была полностью перестроена, корпус стал более прочным.

После того, как Стивен Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) перезаписал выдающийся хит Хендрикса «Voodoo Child» в 1984, педаль повторно привлекла внимание музыкантов и вместе с такими группами, как Metallica, Guns&Roses и Toto проникла в мир металла.
Ренессанс «вау»-педали сохранился и в революционных 90-х: Nirvana, Alice in Chains и Pearl Jam использовали ее вовсю.

quote

Благодаря таким группам, как Nirvana, Alice in Chains и Pearl Jam старая аналоговая «квакушка» получила новую жизнь

Заключение

Сегодня, несмотря на то, что современная музыка все больше принимает цифровой формат, «вау»-педаль вызывает восхищение, как и прежде. К примеру, в 2008 году «вау»-педаль Джими Хендрикса ушла с аукциона за астрономические $15 500, а к ее покупателю тут же обратились популярные музыканты с просьбой одолжить ее на время.

Хотя сегодня компьютер может синтезировать практически любой звук, «вау»-педаль все же нашла свое место в истории и остается своего рода культом.

«Вау»-педаль — это динамика в чистом виде», — восторгается Бобби Седро (Bobby Cedro), инженер Dunlop Manufacturing. – Каждый раз вы создаете нечто уникальное, что повторить уже не получится. Поэтому «вау»-педаль остается и всегда будь вне времени».

Все об эффекте Wah-Wah

Педали Wah помогли сформировать звучание психоделик-рока, определили саундтрек полицейских шоу и стали основой фанка.

После роста популярности фанка и психоделик-рока данный эффект стремительно ворвался практически во все музыкальные жанры – от того же самого фанка и поп-рока до металла и панк-рока.

История появления Wah-Wah

Существуют различные версии изобретения эффекта Wah, но факт состоит в том, что инженер «Thomas Organ» Брэд Планкетт работал над схемой еще в 1966 году. В то время компания Thomas Organ распространяла продукцию Vox в США, и Планкетт адаптировал схему усиления средних частот из усилителя Vox Super Beatle, разработанного Диком Денни.

Он заменил трехходовой переключатель потенциометром, чтобы снизить производственные затраты, и использовал осциллятор Армстронга по совету коллеги Леса Кушнера. Сессионному гитаристу и эндорсеру «Vox» Делу Кашеру понравилось то, что он услышал при повороте ручки потенциометра частоты, и он решил, что усилитель может хорошо звучать с электрогитарами.

Кашер предложил использовать педаль громкости органа Vox вместо ручки управления, чтобы гитаристы могли использовать эффект во время игры. Около суток Планкетт и Кашер экспериментировали со звучанием, чтобы добиться необходимого результата.

Педаль Wah от Vox

По словам Кэшера, именно тогда, в процессе отстройки, генеральный директор «Vox/Thomas Organ» Джо Бенарон зашел послушать результаты. Опираясь на свой бизнес-опыт в производстве гитарных эффектов, Бенарон решил, что педаль Wah не подойдет для гитары. Однако он был убежден, что сможет продать миллионы педалей Wah прочим музыкантам. В частности, духовикам.

Впоследствии трубачу Клайду Маккою предложили 500 долларов за то, чтобы он одобрил педаль Wah, которой никогда не пользовался. Кстати, на самой первой педали Wah американского производства Vox было изображение Маккоя. Более поздние «фирменные» педали эффекта МакКоя имели только надпись, и обе эти модели фактически взорвали рынок эффектов для инструментов – хотя и не у трубачей.

Благодаря Хендриксу, Клэптону и другим, Wah быстро стала аксессуаром, без которой не мог обойтись ни один уважающий себя гитарист. Что касается ранних сторонников данного эффекта, послушайте «Wah Wah Blues» Эрла Хукера, благодаря которому Хендрикс начал примерять эффект в своём творчестве.

Vox V846 появился в 1967 году, за ним последовал первый Cry Baby в 1968 году, а вскоре эффекты от Thomas и Wah от Vox стали производиться компанией EME в Италии. Имена Брэда Планкетта и Леса Кушнера фигурируют в патентной заявке, поданной 24 февраля 1967 года, но патент был выдан только 22 сентября 1970 года. К тому времени копии уже производились практически во всём мире.

В 1969 году компания Jen Elettronica стала производить Cry Baby. Данные эффекты в настоящее время являются коллекционными и очень редкими.

Схема

Педаль Wah — это, прежде всего, полосовой фильтр, который подавляет высокие и низкие частоты и создает резонансный пик на частоте фильтра низких частот. В результате получается усиление, направленное на очень узкую полосу частот. Если вы хотите узнать, как звучит «истинный wah», послушайте некоторые из ранних записей Мика Ронсона с Дэвидом Боуи.

Педаль Wah изнутри

Перемещение педали изменяет резонансный пик вверх и вниз по частотному диапазону и заставляет вашу гитару звучать так, как и называется рассматриваемый нами эффект – Вах-Вах. Это не похоже на параметрический эквалайзер усиления с узкой настройкой эквалайзера, но большинство эквалайзеров той эпохи переключались между несколькими индукторами и конденсаторами для достижения различных частотных точек. Принцип работы схемы Wah заключается в том, что осуществляется перемещение точки низких частот с использованием катушки индуктивности и одного конденсатора.

Потенциометр, транзистор и конденсатор обманывают индуктор, заставляя его «думать», что он подключен к переменному конденсатору. Педаль регулирует величину тока, проходящего через конденсатор, в результате чего значение конденсатора кажется больше, чем на самом деле, поэтому положение пика резонанса определяется величиной тока, проходящего через конденсатор.

Типы индукторов

Использовались различные типы индукторов, и хотя ни один из них не был дорогим или редким изделием, некоторые приобрели легендарный статус.

Самый ранний индуктор, который использовался в моделях Clyde и самых ранних моделях V846, называется «ореол». Индуктор Halo в металлическом корпусе — он же «мусорное ведро» – использовался в самых ранних педалях Wah итальянского производства, но в Wah Jen использовались красные индукторы Fasel. Все три типа высоко ценятся, как и коричневый индуктор типа «стопка монет», покрытый эпоксидной смолой, но наименее популярным из винтажных типов является кубовидный TDK.

Индукторы в педалях Wah-Wah

Знаменитый красный индуктор Fasel в ранней модели Jen Cry Baby. Разноцветная коробка прямо перед индуктором – это конденсатор типа «тропическая рыбка».

Сейчас производятся копии многих винтажных индукторов, а модернизация индукторов Wah – это простой и популярный DIY (Do It Yourself или сделай это сам) для модернизации или изготовления педали. Вы можете приобрести красные и желтые Fasels от Dunlop, а Halo-типы от Small Bear Electronics, Arteffect, Mojo Tone и других. Banzai Music продает реплики Halo и Stack of dimes.

Существует множество мнений о том, как звучит каждый индуктор, и есть еще несколько компонентов, которые также влияют на тон педали Wah. Простое впаивание запасного индуктора не гарантирует достижения «того самого звука».

Важнейшие компоненты

Понимание работы компонентов и комплектующих – ключ к созданию необходимого звука. К примеру, потенциометры определённых параметров в корне изменяют звучание эффекта, как и транзисторы с меньшим коэффициентом усиления.

Патент на Wah-Wah

Резисторы в устройстве отвечают как за уровень сигнала, так и за частотную характеристику (АЧХ). Применение традиционных резисторов позволит достичь винтажного звука. Тем не менее, экспериментировать никто не запрещал, а потому звучание эффекта может быть совершенно неповторимым, если использовать иные компоненты.

Проблемы с ByPass и буфером сигнала

Винтажные Wah-педали никогда не обладали достойным байпасом, и нагрузка, которую они оказывают на гитару, высасывает из неё высокие частоты — даже когда они выключены. Wah, выпущенные с середины 90-х годов, оснащены входными буферами сигнала для устранения этой проблемы, а те, кто хочет получить винтажные характеристики, часто удаляют входной буфер.

Wah плюс фузз считается классической комбинацией, но несоответствие импеданса (сопротивление между двумя элементами) при использовании фуззов типа Fuzz Face и Tone Bender приводит к снижению уровня сигнала эффекта Wah и появлению квакающих колебаний, которые меняются вместе с переключением эффекта Wah.

Однако, ни одно из данных решений не является совершенным. Большая часть магии винтажных педалей фузза исходит от их динамики и их взаимодействия с потенциометром громкости на гитаре. Установка буферной педали между Wah и fuzz или установка буферного каскада внутри Wah может решить проблему зашкаливающих высоких частот, но в таком случае некоторые из лучших качеств fuzz будут потеряны.

Современные эффекты Wah

Сегодняшние технологии в педалях Wah опираются на то время, когда Хендрикс пригласил Роджера Майера в качестве своего личного сценического техника. Хотя большинство педалей Wah по-прежнему основаны на старой схеме Клайда, современные производители педалей понимают, как изменять звучание для создания специфических тонов и добавления изюминки в тон педали.

Современная

В наши дни нередко можно встретить потенциометры и переключатели частотного диапазона на боковой стороне корпуса, что позволяет получить басовитые или высокие тона эффекта Wah и подчеркнуть «вокальное» качество, снизив сопротивление. Некоторые модели педалей позволяют переключаться между индукторами.

Современные педали оснащены переключаемыми выходными буферами и светодиодными индикаторами, а истинный байпас является обычным явлением. Поскольку потенциометры и переключатели изнашиваются, некоторые производители вообще отказались от них.

Заберите персональный промокод на скидку в 10%! Получить промокод

Ваш персональный промокод — H&JGF-VSNL-SKBS-BSKB

Скидки не распространяются на акционные товары

Скидки на распространяются на гитары, товары из раздела «Усиление, эффекты», б/у товары

Что такое квакушка для гитары

Педаль wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Меняя положение педали, вы меняете частоту, «настройку» эквалайзера, получая «квакающий» звук. Как вариант – auto-wah, где смещение частотного спектра происходит (по определению) автоматически.

Wah используется, как правило, в трех ипостасях: ритмическое раскачивание – rhythmic sweep; медленное, искусное движение вокруг частотного центра; и «set-and-forget», когда педаль фиксируется в определенном положении. По умолчанию принято, что в цепи эффектов wah стоит в самом начале, перед перегрузом и эквалайзером, но кому-то нравится, чтобы раньше шел все-таки fuzz. Как говорится, на вкус и на цвет.

Тональные характеристики у разных типов «квакушек» существенно отличаются друг от друга. Традиционные модели – Vox и Crybaby и их производные много лет назад заложили стандарты, на которые равняются сегодняшние wah-строители. И неудивительно, что многое из представленного сегодня является лишь вариацией на тему эталонов жанра. Частотный диапазон определяется понятием «широта раскачивания». В отдельных случаях пользователь может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль должна звучать хорошо по всему диапазону. Педали, которые звучат чересчур звонко в нижнем положении, не должны внушать доверия. В большинстве wah при включении эффекта наблюдается небольшое увеличение гейна. Во многих традиционный «квак» комбинируется с эффектами вроде volume, distortion и modulation.

Работа педали является следующей по значению составляющей после звучания. Ход должен быть плавным и твердым, что позволит ноге равномерно изменять фильтр. На wah вы будете наступать чаще, чем на другие эффекты, поэтому конструкция и исполнение играют не последнюю роль. Более всего подвержен износу потенциометр, которым регулируется эффект, а также кнопка включения. Обычно механизм тщательно смазывают, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи. В некоторых моделях используется электрооптическая схема, которая упразднила механические соединения. Существуют также модели switchless. У них нет кнопки «on/off». Эффект включается, как только вы наступите на педаль.

Будучи завязанной на звучании гитары и усилителя, wah ведет себя несколько иначе при использовании разного оборудования. Если это возможно, перед покупкой попробуйте, как звучит «квакушка» с вашей гитарой и усилителем.

Vox V847 Wah Wah

Traditional. Данное определение как нельзя кстати подходит для Vox V847, которая не претерпела существенных инноваций с 60-х. Питается от обыкновенной 9-вольтовой батарейки. Чтобы ее сменить, необходимо открутить крепежные шурупы днища. Выносной блок питания не предусмотрен. Как считают инженеры Vox, дополнительный контур отрицательно влияет на звучание эффекта.

Vox V847 Wah Wah

Низкий шум. Прочная конструкция, плавный ход педали, тембр раскачивается быстро. В нескольких положениях нижней части среднего регистра были замечены «ступеньки». Переключатель «on/off» включается легко как при игре стоя, так и сидя. Vox лишен каких бы то ни было наворотов, обладая одним-единственным саундом, ставшим классическим во многих стилях. Прекрасный звук в сочетании с перегрузом, а также в нескольких фиксированных позициях.

BOSS AW-3 Dynamic Wah

Педаль AW 3 Dynamic Wah способна производить широкий спектр вариантов эффекта “вау”, от простого, автоматического до динамического, интерактивного, а также новый эффект под названием “Humanizer” (имитирует произносимые человеком гласные звуки).

BOSS AW-3 Dynamic Wah

Для управления эффектом в обычном режиме необходимо использовать внешнюю педаль экспрессии, для подключения которой предусмотрен разъем (джек). Эффект может использоваться как с гитарой, так и с бас-гитарой, причем для подключения бас-гитары предназначен дополнительный специальный инструментальный вход.

Morley Bad Horsie 2

С 70-х Morley является альтернативой «мэйнстримовым» Vox и Crybaby. Bad Horsie, разработанная при участии Стива Вая, – это чистой воды модерн. Судите сами: switchless и электрооптический дизайн. Питание – от батарейки (отсек открывается «легким движением руки») или адаптера.

Morley Bad Horsie 2

Автоматическое переключение режимов работает безукоризненно, ход педали безупречен, но о функции «set-and-forget» придется забыть: как только убираешь ногу, эффект выключается. Своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях. Особенно с дисторшном. Обладая природным звучанием, Bad Horsie может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона.

Dunlop CryBaby 95Q

Есть вещи, рецензировать которые очень сложно. В первую очередь это относится к классике. Вот, например, про какой-нибудь типичный Stratocaster можно сказать только то, что он звучит как Stratocaster. Вот точно также сложно говорить о педали wah-wah CryBaby, но я попробую. CryBaby была если не первой, то точно одной их первых «квакушек» (возможно, Vox отстрелялись раньше). Но если старшинство у нее не абсолютное, то по заслуженности она явно на первом месте. CryBaby связана с такими именами как Jimi Hendrix, Eric Clapton, Jimmy Page, Stevie Ray Vauaghn, Joe Satriani, Kirk Hammet, Slash и многие другие. Вообще, можно утверждать, что все известные любители кваков как минимум когда — то играли с этой педалью. Сегодня у Dunlop есть целый модельный ряд с этой торговой маркой, но сейчас мы говорим именно о модели, которую в разговоре часто называют Original CryBaby. Эта модель регулярно переиздается с минимальными модификациями и в ее полном названии появляются индексы с указанием года, но все равно это классическая CryBaby.

Dunlop CryBaby 95Q

Как у многих классических эффектов, интерфейс у CryBaby минималистский – вход и выход, гнездо для адаптера питания и собственно педаль. Возможна работа от батарейки. Для ее установки необходимо отвинтить всю «подошву», что, впрочем, достаточно легко сделать. Правда, съедается батарейка мигом. Включение-выключение эффекта осуществляется при помощи спрятанного выключателя, находящегося под верхним краем педали экспрессии. Педаль можно свободно «закрывать», не боясь выключить эффект, а переключатель срабатывает при резком, сильном нажатии на переднюю кромку. Такой подход имеет то преимущество, что не надо елозить ногой с педали на кнопку и обратно, то есть можно, держа ногу на педали, на лету включать и выключать квак. Недостатком такого решения является то, что, во-первых, войлочная шайбочка, находящаяся с нижней стороны педали над переключателем, со временем «стаптывается», и для того, чтобы включить-выключить квак, приходится топать по кромке педали со всей дури.

Второй недостаток – если вы хотите, чтобы педаль работала как фильтр в открытом или промежуточном положении, то после включения вам придется «отыграть» ее в нужную точку. А на это тратится то самое сэкономленное время, плюс перевод в нужное положение будет сопровождаться ненужным, в общем-то, «уау». О звуке придется сказать – типичный CryBaby. А если серьезно, то эта педаль популярна, на мой взгляд, благодаря тому, что весьма универсальна и приятна на слух. Она одинаково хорошо обработает фанковый ритм на чистом звуке и соло на запредельном перегрузе. Это компенсирует отсутствие каких-либо настроек. Диапазон у нее довольно умеренный, любителям странных звуков его будет явно мало, но это же позволяет держать эффект под контролем и использовать больше нюансов, а также варьировать динамику. В общем, эту педаль можно охарактеризовать как очень хороший заслуженный квак, с известным всем звуком. Рекомендовать его соответственно можно тем, кто этот звук желает получить. Эта педаль – настоящая живая классика, и с ней записано 95% всех классических рок-шедевров, где использовалась «квакушка». В настоящее время эта примочка по прежнему активно используется подавляющим числом гитаристов по всему миру. Звук этой педали настолько узнаваем, что кажется, будто она была всегда. Более того, очень многие люди считают, что слово «КрайБэйби» (CryBaby) – это название звукового эффекта, а не модели примочки. CryBaby – это своеобразная точка отсчета в оценке педалей wah-wah, каждая из которых будет сравниваться с CryBaby, как с некоторой постоянной субстанцией. Пожалуй, если попробовать выделить из всего множества когда-либо продаваемых педалей всех производителей, то наиболее известной и популярной будет несомненно CryBaby (речь идет не только о wah-wah, а обо всех примочках вообще). В принципе, это культовая педаль, ставшая таким же символом рок-музыки, как длинные волосы и косуха.

Апгрейд оригинальной педали CryBaby с дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости – гейн включенного эффекта. Питается от батарейки типа «Крона» или от адаптера.

Проверенный дизайн основательно переосмыслен. Хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза, плотное – на чистом звуке. Педаль заслуживает высших похвал за мягкий ход по всему частотному диапазону. Контур «Q», ручка которого, как и «volume», находится на левой боковинке в корне меняет сложившиеся представления об эффекте wah.

Другой интересный момент – переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии. Удобна функция «switchless», но об использовании фиксированных положений педали придется забыть. Эффект включается быстро, но обратное действие (выключение) происходит медленнее, чем у Morley. А в целом философия данной модели заключается в разумном балансе между традицией и универсальностью. Она одинаково хороша для соло и ритма.

Летом ассортимент «квакушек» в минских музыкальных магазинах был представлен практически полностью – все, кто хотел купить топовые модели от Morley или Dunlop могли и выбрать, и сравнить. Пока на витринах – предсезонное затишье, но хиты продаж уже двигаются в сторону белорусской столицы.

Как появилась «квакушка»

Эффект Wah-Wah, или квакушка, по сути является фильтром, пик которого движется вдоль частотного диапазона. За счет этого создается специфический звук, чем-то похожий на сурдину у трубы, а иногда на человеческий голос, как бы произносящий «вау-вау». Этот эффект можно использовать по-разному, но чаще всего он применяется гитаристами во время игры соло или в фанке.

Эффект был открыт случайно при создании усилителя VOX Super Beatle в 1966 году. Это была транзисторная версия AC50 с эффектами MRB (Mid Resonant Boost) и реверберацией, проектируемая для американского рынка. В процессе разработки инженеры обратили внимание, что с помощью педали громкости от клавиш VOX Continental можно управлять эффектом MRB — при нажатии на педаль получался характерный sweep. Эффект напоминал игру на трубе с сурдиной.

Так появился эффект Wah, а в 1967 году была выпущена первая педаль с изображением джазмена Clyde McCoy. Американский дистрибьютор VOX, компания Continental Organ Company, плотно работала с Big Band коллективами и предположила, что педаль будет лучше продаваться, если продвигать ее как аксессуар для духовых инструментов. Поэтому для рекламной кампании был выбран известный джазовый трубач Clyde McCoy.

картинка 2.jpg

Вскоре этот эффект открыли для себя и гитаристы, среди них Eric Clapton, Jimi Hendrix, Jimmy Page, George Harrison, Tommy James and the Shondells, Terry Kath, Martin Barre из Jethro Tull, Tony Iommi из Black Sabbath и многие другие. В итоге Wah стал синонимом тяжелого рока и психоделики.

В 1971 году история совершила полный оборот — джазовый трубач Miles Davis, вдохновившись игрой Jimi Hendrix, использовал квакушку при записи альбома Live Evil. В итоге педаль, созданная, чтобы сделать гитару похожей на трубу, была использована трубачом, желавшим сделать свой инструмент, звучащим как гитара.

Wah востребован среди музыкантов по сей день, а VOX предлагает целую линейку квакушек от винтажных до более современных. К ним относятся такие модели как V847 с высоким гейном и частотным диапазоном, смещенным в область низов и низкой середины, или например V846-HW, которая собирается вручную на топовых монтажных платах.

Музыканты по-прежнему вдохновляются этим эффектом и открывают новые способы его применения в таких жанрах как фанк, психоделический рок, метал и многих других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *