Как измерить частоту вращения
Перейти к содержимому

Как измерить частоту вращения

  • автор:

Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки.

Domik Electrica

двигатели разной мощности определение частоты

Что делать, если вы купили или достали каким-то образом эл.двигатель, на котором отсутствует бирка или шильдик с обозначением его мощности, частоты вращения и т.п.?

не видно данных на бирке двигателя как определить

Либо на старом движке эти данные стерлись и стали нечитабельны.

При этом паспорта или какой-то другой технической документации у вас под рукой нет. Можно ли в этом случае узнать параметры двигателя самостоятельно?

Конечно же да, причем несколькими способами. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Первоначально для точного определения мощности потребуется выяснить синхронную частоту вращения вала, а перед этим узнать, где у нас начало каждой обмотки, а где ее конец.

Обозначение — маркировка обмоток двигателя

новое обозначение начала и конца обмоток двигателя

По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:

старое и новое обозначение обмоток электродвигателя асинхронного

По старому госту обозначение было несколько иным:

старое обозначение обмоток на двигателе

Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.

начало и конец обмоток двигателя выведенные по разным сторонам брно

На некоторых движках для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий на одну или другую сторону. Как например на фото снизу.

Но не всегда можно доверять таким выводам. Поэтому проверить все вручную никогда не помешает.

Если никаких обозначений и букв на барно нет, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.

2 метода определения начала и конца обмоток двигателя (для раскрытия нажмите на плюсик)

mini

В помощники берете мультиметр и устанавливаете его в режим замера сопротивления.

Одним щупом дотрагиваетесь до любого из шести выводов, а другим поочередно прикасаетесь к остальным пяти проводам, тем самым, ища соответствующую пару.

При ее нахождении на табло мультиметра должна высветиться цифра, показывающее некое сопротивление в Омах.

как узнать начало и конец обмоток двигателя
как узнать начало и конец обмоток двигателя

В остальных случаях с другими проводами сопротивление будет равняться бесконечности (обрыв).

прозвонка обмоток на двигателе мультиметром
прозвонка обмоток на двигателе мультиметром

обозначение начала и конца обмоток на трехфазном асинхронном электродвигателе

Отмечаете данную обмотку бирками и переходите к оставшимся проводам. Таким нехитрым способом буквально за одну минуту можно «вызвонить» концы всех обмоток.

Однако это еще не все. Главная проблема заключается в том, что вы пока не знаете, какой из двух выводов является началом обмотки, а какой ее концом.

определение начала и конца обмоток методом трансформации

Для того, чтобы это выяснить, соединяете между собой по два вывода от разных обмоток. То есть, условное начало V1 первой обмотки, соединяем с условным концом второй обмотки — U2.

аккумуляторная отвертка Wiha SpeedE сравнение с другими моделями обзор преимуществ и недостатков

При этом у вас пока нет точной информации начало это или конец. Вы их сами так промаркировали для себя, чтобы сделать последующие замеры.

На другие концы этих двух обмоток (U1 и V2) подаете переменное напряжение 220В или меньше. Зависит это от того, на какое напряжение рассчитан ваш движок.

метод трансформации на двигателе для определения концов обмоток

Смысл всего этого действия – замерить какое напряжение появится на концах третьей обмотки W1-W2. Это так называемый метод трансформации.

Если между W1-W2 будет какое-то значение (10-15В или больше), значит первые две обмотки у вас включены согласовано, то есть правильно. Все подписанные концы V1-V2, U1-U2 вы угадали верно.

согласованное включение катушек обмотки
как определить начало и конец обмоток трехфазного асинхронного двигателя методом трансформации

Бирки на них менять не нужно.

Если же напряжение между W1-W2 будет очень маленьким или его вообще не будет, то получается, что первые две обмотки вы включили по встречной схеме (неправильно). Бирки на одной из обмоток придется поменять местами.

встречное включение катушек обмоток
определение начала и конца обмоток на трехфазном электродвигателе при помощи мультиметра

Разобравшись с двумя фазами переходим к третьей. Здесь процедура та же самая. Соединяете между собой условные начало и конец W1 и U2, а на U1 и W2 подаете 220V.

Замеры делаете между выводами V1 и V2. Если угадали, то двигатель может даже запуститься на двух фазах, ну или по крайней мере между V1 и V2 будет несколько вольт.

проверка обмоток двигателя
как узнать где у обмотки двигателя начало а где конец

неправильная маркировка и обозначение начала и конца обмоток двигателя

Если нет, то просто поменяйте местами бирки W1 и W2.

Второй метод определения начала и конца обмоток еще более простой.

Сперва находите три разные обмотки, как было указано выше. Соединяете их последовательно (условный конец первой с началом второй U2-V1, а конец второй с началом третье V2-W1).

проверка навала и концов соединения обмоток на электродвигателе

На два оставшихся вывода U1-W2 подаете напряжение 220В. После этого поочередно подносите лампочку к концам каждой из обмоток (U1-U2, V1-V2, W1-W2).

Если она горит везде с одинаковой яркостью, то вы угадали со всеми выводами.

как найти начало и конец обмоток на двигателе

Если яркость будет отличаться, это говорит о том, что данная обмотка перевернута по отношению к двум другим.

замер напряжения на концах обмоток двигателя для выяснения начала и конца

На ней бирки нужно поменять местами. Вообще-то по ТБ с лампочкой в качестве контрольки уже давно запрещено работать, поэтому вместо нее лучше используйте мультиметр с функцией замера напряжения.

Как узнать частоту вращения вала двигателя

китайский стрелочный мультиметр

Для определения частоты по первому способу вам потребуется обычный китайский стрелочный мультиметр (аналоговый, не электронный!).

Определять частоту нужно при положении переключателя мультиметра в режиме измерения тока (100мА). Далее подключаете измерительные щупы в соответствующие разъемы:

  • один в COM (общий)

Измерение частоты вращения

Какой бы станок Вы ни собирали, наверняка не раз, испытывая станок, думали: нужен тахометр. А ведь он все время был у вас под рукой, конечно, если у Вас есть такие простейшие составляющие как маленький моторчик и вольтметр. Познакомьтесь с предлагаемым прибором, и убедитесь, что буквально через пять минут в вашем распоряжении окажется компактный и точный самодельный тахометр.

Самодельный тахометр из моторчика и вольтметра

Итак, приступаем к сборке. Как уже упоминалось самодельный тахометр состоит из двух основных частей: моторчика работающего от постоянного тока и вольтметра. Если такого моторчика у Вас нет, его легко можно купить на блошином рынке по цене буханки хлеба или дешевле, по цене двух буханок можно купить новый в магазине электронных компонентов. Если нет вольтметра, он обойдется дороже моторчика, однако на том же блошином рынке его цена будет вполне приемлемой. Вольтметр подключается к контактам моторчика, и все, тахометр готов. Теперь нужно испытать готовый тахометр в работе. При вращении вала моторчика-генератора будет создаваться напряжение, пропорциональное частоте вращения. Следовательно, частоте вращения будут пропорциональны и показания вольтметра.

Проградуировать такой тахометр можно по-разному. Например, построить справочный график зависимости напряжения от частоты вращения якоря или сделать новую шкалу вольтметра, на которой вместо воль записывается число оборотов.

Зависимость напряжения на контактах моторчика от частоты вращения

Так как график отражает линейную зависимость, достаточно отметить две-три точки и провести через них прямую. Получение контрольных точек — это самый проблемный этап подготовки самодельного тахометра к работе. Если есть доступ к фирменным станкам, контрольные точки легко получить, зажав резиновую трубочку, надетую на вал моторчика, в патроне сверлильного или токарного станка и включая станок на различных передачах, фиксировать показания вольтметра (скорость вращения шпинделя на каждой передаче указана в паспорте станка). В противном случае для калибровки придется использовать либо дрель, либо двигатель при режиме работы для которого известна частота вращения. И даже если удалось измерить напряжение на контактах моторчика только для одной частоты вращения, вторая точка — это пересечение осей (x) и (y) (то есть числа оборотов и напряжения), правда точность измерений по зависимости основанной на двух точках будет низкой.

Для измерения частоты вращения, вал исследуемого двигателя соединяется с моторчиком небольшим отрезком резиновой трубки или с помощью различных переходников. Если вольтметр зашкаливает при измерении больших скоростей вращения, в схему вводится переключатель с дополнительными резисторами. Потребуется и перестроение графика для каждого положения переключателя.

Насадки для соединения моторчика с исследуемым объектом

Схема многодиапазонного тахометра

Возможности прибора можно значительно расширить. Если изготовить роликовый фрикционный переходник диаметром 31,8 мм, тахометр позволит измерять и линейную скорость, выраженную в метрах в минуту. Для этого количество оборотов в минуту, определенное по графику, делят на 10.

Точность измерения зависит практически только от тщательности построения графика и цены деления вольтметра. Подобный простейший и очень дешевый самодельный тахометр может найти широкое применение всюду, где нужно быстро определить частоту или скорость вращения валов, шкивов и других деталей.

Цифровой тахометр из смартфона своими руками

Если Вы являетесь обладателем iPhone, то очень советую установить лучшее приложение для измерения оборотов показанное ниже. И не останавливайтесь на стробоскопе из вспышки телефона, это всего лишь поможет понять как работает стробоскоп-тахометр. Сделав своими руками очень простые электронные схемы, Вы получите стробоскопический и лазерный тахометры не уступающие (а в некоторых ситуациях превосходящие) фирменным тахометрам. Схемы, фото и описание тахометров найдете в этом приложении. Видео с демонстрацией этого приложения смотрите ниже.

Самодельный стробоскопический тахометр из iPhone своими руками

Самодельный лазерный (оптический) тахометр из iPhone своими руками

Сравнительные измерения частоты вращения двигателя лазерным и стробоскопическим тахометрами

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Методы измерения частоты вращения вала

Основной параметр, определяющий тягу двигателя — это частота вращения. Прибор, измеряющий частоту вращения, называется тахометр. Область применения — замер частоты вращения ротора компрессора турбореактивного двигателя, вала поршневого двигателя, вала турбины газотурбинного двигателя и прочих валов.

Помимо этого, в качестве датчиков обратной связи, в системах слежения применяют тахогенераторы. В данном случае происходит замер частоты вращения исполнительных органов. Основная градуировочная погрешность авиационных тахометров, при нормальных условиях, не превышает ± 0,5% максимального значения шкал диаметром 80 мм. Для других шкал погрешность составляет ± 1%.

При работе тахометра уровень радиопомех должен быть минимальным, таким образом, достигается снижение магнитного влияния на показания других приборов. Частота вращения вала n выражается через угловую скорость ω = 2πn (радиан в секунду).

Частоту вращения вала измеряют различными методами, среди основных можно выделить электрические, механические и стробоскопические. К механическим методам следует отнести часовой, центробежный, вибрационный и фрикционный методы. Основной интерес для авиации представляют часовой и центробежный методы.

При центробежном методе используется зависимость центробежной силы от угловых скоростей вращения инерционных масс. При использовании данного метода, грузы крепятся на вращающейся оси при помощи шарниров. Под действием углового вращения грузы расходятся, перемещая вдоль оси муфту, которая сжимает пружину до тех пор, пока её усилие не уравновесит силу вращения. Это метод положен в основу, при изготовлении чувствительных элементов в авиационных системах автоматического регулирования частоты вращения газотурбинных двигателей.

Часовой метод нашел применение при измерении частоты вращения вала за интервал времени, который задан часовым механизмом.

Индукционный и магнитоиндукционный методы относятся к электрическим методам. При магнитоиндукционном методе — электропроводящее тело увлекается полем постоянного магнита, за счет индукционных токов наводимых в нём.

Индукционный метод использует тахогенераторы переменного и постоянного токов, при наведении ЭДС полем постоянного магнита. ЭДС зависит от частоты вращения обмотки или магнита.

Стробоскопический метод основан на периодическом краткосрочном освещении вращающегося вала с частотой, равной частоте вращения вала. Частота вспышек излучающей лампы определяется электронной схемой. Данный метод распространен в лабораторных условиях.

Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,

Использования мультиметра для измерения оборотов автомобильного двигателя

Использования мультиметра для измерения оборотов автомобильного двигателя

Двигатель и электросистема являются основой любого оборудования – от автомобилей до промышленных станков и бытовой техники. При наличии признаков неисправности двигателя необходимо провести диагностику с использованием современных измерительных приборов. Широкий ассортимент представлен в каталоге интернет-магазина Radio-Shop в Киеве, разнообразие ассортимента которого позволяет выгодно купить оборудование для выполнения любых необходимых измерений. Неизменным спросом пользуется у покупателей функциональный и практичный мультиметр, которым можно выполнить измерение оборотов двигателя.

Обороты двигателя: что это и для чего измерять

Параметр оборотов двигателя – важный показатель функционирования моторов, работающих на бензине или дизеле. Знать параметр автовладельцам необходимо для того, чтобы определить количество оборотов, необходимых для выхода на максимальный крутящий момент.

Максимальный крутящий момент достигается:

  • у мотора на бензине при 5-6 тыс. об./мин;
  • у двигателя на дизеле при 3-3,5 тыс. об./мин.

Достичь максимума крутящего момента можно за определенное время.

Когда выполняется измерение оборотов двигателя мультиметром

Мультиметр необходим для того, чтобы выполнить измерение оборотов мотора в случае выхода из строя специального индикатора – тахометра, размещенного на приборной панели автомобиля. Необходимость измерить обороты двигателя мультиметром может возникнуть также, если тахометр выдает неправильные данные, и в ряде других случаев (например, для проверки датчика коленчатого вала).

Тахометр представляет собой измерительный прибор, основным назначением которого является подсчет частоты вращения вращающихся деталей ТС (валов, дисков, роторов и т.д.). Установленные в легковых автомобилях тахометры показывают количество оборотов за 1 минуту. Водителям информация о количестве оборотов необходима для того, чтобы не превышать максимум оборотов двигателя и выбирать правильную передачу.

При правильном выборе передач движок будет работать правильно, благодаря чему ресурс двигателя существенно увеличится. Если тахометр функционирует некорректно, а возможность провести диагностику прибора отсутствует, для измерения оборотов движка можно воспользоваться другим измерительным устройством – мультиметром.

Причины использовать мультиметр

Мультиметр представляет собой многофункциональное измерительное устройство, которое в зависимости от способа подключения к цепи может выполнять функции вольтметра, амперметра, омметра. Выполненные микросхемой измерения выводятся в удобном для восприятия виде на ЖК-дисплей.

Помимо функций основных измерительных приборов, современные мультиметры способны выполнять следующие задачи:

  • измерять температуру объектов (выступают в роли термометра);
  • определять количество оборотов двигателя (заменяют тахометр).

Мультиметр от надежного бренда легко заменяет портативный осциллограф или электронный тахометр, что и обуславливает популярность многофункциональных приборов у автовладельцев.

Как мультиметром измерить обороты двигателя

Для определения количества оборотов движка электродвигателя можно воспользоваться несложным способом. Остаточное магнитное поле в роторе способно наводить в обмотке статора ЭДС при условии вращения ротора. До того как измерить обороты двигателя мультиметром, необходимо найти обмотку одной фазы и подключить мультиметр в режиме амперметра к кончикам обмотки. Затем вращать вал двигателя, одновременно отслеживая количество отклонений стрелки за один оборот.

Мультиметр – многофункциональный помощник водителя

Второй способ применим при наличии у автомобиля компьютера. Для проведения измерений необходимо:

  1. Установить переключатель на позицию RPMx10.
  2. Выбрать в двигателе количество цилиндров.
  3. Подключить в гнездо красный щуп при подключении черного щупа в СОМ.
  4. Подключить черный щуп к автозаземлению, а красный к системе зажигания.

Если двигатель в норме, то при запуске обороты будут находиться в диапазоне 50-270 об/мин. При диагностике авто, у системы зажигания которого отсутствует распределитель, красный щуп надо подключить к гнезду компьютера. При наличии распределителя требуется подключение красного щупа к катушке зажигания (отрицательный полюс).

Диагностика датчика коленвала с мультиметром

Измерение оборотов двигателя мультиметром также выполняется в процессе диагностики силового агрегата на предмет неисправности ДПКВ. В случае поломки датчика зажигание начинает срабатывать слишком рано или с опозданием, в результате чего начинаются сбои в режимах работы силового агрегата. Результатом неисправности датчика является перерасход топлива из-за недостаточного сгорания.

Как определить, что требуется измерение оборотов двигателя

Проверить двигатель на исправность датчика коленчатого вала, выполнив для этого измерение оборотов, необходимо при наличии следующих признаков:

  • двигатель снизил мощность, поскольку из-за несинхронности зажигания и форсунок топливо сгорает не полностью;
  • число оборотов силового агрегата постоянно меняется;
  • появились плавающие обороты, поскольку в цилиндрах на каждом цикле сгорают различные объемы топлива;
  • ощущается детонация двигателя (авто двигается рывками);
  • мотор не может завестись из-за асинхронности.

Для уточнения характера неисправности необходимо измерить обороты двигателя мультиметром или другим измерительным прибором (осциллограф, например). Опытные автовладельцы предпочитают иметь в ремнаборе качественный многофункциональный мультиметр для автомобиля, которым можно не только выполнить измерение оборотов, но и провести другие замеры.

Как измерить обороты двигателя мультиметром

Перед тем как мультиметром измерить обороты двигателя, необходимо проверить подачу питания на датчик синхронизации. Для проверки питания можно использовать мультиметр или токовые клещи.

Измерение оборотов двигателя мультиметром проводится при работающем на холостых оборотах движке и предусматривает выполнение следующих действий:

  • Обеспечить доступ к электровыводам, через которые осуществляется подключение питающих проводов.
  • Мультиметр перевести в режим измерения напряжения.
  • Если ДПКВ работает нормально, и проблема в светодиодном экране, то показатель напряжения должен равняться единице.
  • Если замер показал другую цифру, датчик необходимо заменить.

В случае намагничивания устройства его необходимо размагнитить с сетевым трансформатором.

Для проверки коленвала и оборотов двигателя можно также воспользоваться омметром или осциллографом, приобрести которые по доступным ценам предлагает интернет-магазин Radio-Shop. Проверка осциллографом требует опыта и знаний в области автоэлектроники и доступна в основном профессионалам автосервисов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *