Как правильно поставить синхронизатор делителя камаз
Перейти к содержимому

Как правильно поставить синхронизатор делителя камаз

  • автор:

КПП с делителем. Устройство и ремонт

делитель камаз

КПП с делителем на автомобиле Камаз применяется для повышения передач. В связи с тем, что делитель и КПП имеют общую систему смазки, то при ремонте КПП необходимо убедиться в исправности механизмов и деталей делителя, помимо того, что он сам выходит из строя,

Неисправности делителя

К основным неисправностям делителя относятся следующие: очень часто рассыпаются шариковые подшипники ведомого и ведущего валов. Роликовые подшипники шестерни повышенной передачи. Роликами разбивают поверхности вала и шестерни, оставляя на них характерные вмятины. Обламываются зубья шестерен, раскручиваются крепежные болты опорной шайбы ведомого вала.

При ремонте КПП обязательно необходимо разбирать и делитель. Потому что в делителе обязательно найдутся скрытые деффекты.

Разборка делителя

Разбираем делитель Кпп . В первую очередь снимаем вилку включения передач. Для этого снимаем воздушный переключатель, раскручиваем два болта крепления вилки, предварительно их расстопорив, и вынимаем валик. Снимаем синхронизатор. Затем вилку нажатия выжимного подшипника вместе с валом. Раскручиваем крышку заднего подшипника первичного вала. Затем первичный вал в сборе с подшипником, вырез ведущей шестерни необходимо совместить с зубьями промежуточного вала. Чтобы при снятии шестерни не цеплялись друг за друга. Снимаем крышку шарикового подшипника промежуточного вала.

При помощи отверстии с резьбой, которые предусмотрены в крышке для снятия. Расстопориваем два болта и раскручиваем их, снимая опорную шайбу подшипника ведомого вала, затем приступаем к снятию роликового подшипника ведомого вала, для этого демонтируем стакан, в котором находится подшипник, раскрутив крепёжные болты, используем при этом резьбовые отверстия, предусмотренные для демонтажа стакана. Подшипник выходит вместе со стаканом. После этого при помощи деревянного бруска выбиваем вал из шарикового подшипника и выбиваем подшипник из корпуса делителя.

Разбираем первичный вал. Для этого раскручиваем стяжную гайку, у неё левая резьба, это удобнее сделать, зажав шлицевую часть вала в тиски. Снимаем маслонагнетающую шайбу, снимаем подшипник с втулкой, ведущую шестерню и роликовые подшипник

Дефектовка делителя

Дефектуем детали делителя, при необходимости меняем их на новые.Запчасти старайтесь приобретать оригинальные от завода производителя, лучше в технических центрах по ремонту и обслуживанию автомобилей КАМАЗ. В обычных магазинах зачастую продают запчасти похожие как оригинальные.

Внешне это можно определить. В первую очередь деталь должна иметь очень качественную обработку, никаких погрешностей и шероховатостей быть не должно. Особое внимание обратите на маркировку деталей, цифры должны быть выбиты равномерно, и хорошо читаться. Если вы плохо различаете хотя бы одну цифру или даже её часть, эта деталь служить вам не будет. Грубо говоря, заводскую деталь приятно взять в руки.

Сборка делителя камаз

Сборку делителя начинаем с установки промежуточного вала. Помещаем его в блок делителя.

КПП Камаз с делителем

Вставляем шариковый подшипник в корпус делителя и затем вставляем промежуточный вал в подшипник при помощи крепёжных болтов и опорной шайбы, не забывая при этом про стопорную пластину. Закрываем крышку подшипника промежуточного вала. Устанавливаем роликовый подшипник в стакан и устанавливаем с другой стороны вала.

Собираем первичный вал.

Устанавливаем роликовые подшипники.

Ставим ведущую шестерню.

Устанавливаем шариковый подшипник с втулкой, предварительно установив шпонку, обращаем внимание на то, чтобы канавка стопорного кольца на подшипнике была обращена от картера.

КПП Камаз с делителем

Устанавливаем штифт и маслонагнетательную шайбу. Закручиваем и стопорим гайку

Установка делителя на кпп

Перед установкой первичного вала в картере необходимо поместить синхронизатор и вилку с ползунами. Ползуны необходимо вставить в обойму синхронизатора. Можно сразу установить и вал переключения передачи. При этом крепёжные болты вилки должны быть обращены к двигателю. Устанавливая первичный вал необходимо совместить вырез ведущей шестерни с ведомой шестерней промежуточного вала и синхронизатор направить по шлицам первичного вала. Можно также сначала установить первичный вал. А затем синхронизатор, но возникает проблема при установке вилки. А именно установка ползунов в пазы синхронизатора. Это делается, хотя приходиться применять изобретательность. Некоторые умудряются менять ползуны, когда они выходят из строя, на рабочей машине не снимая КПП Камаз с делителем. Это занятие для ловких ребят.

Установка синхронизатора делителя камаз

Особое внимание хочу обратить на правильность расположения синхронизатора. Здесь очень многие делают ошибку, и приходится снимать КПП заново.С одной стороны синхронизатора шлицевая часть выступает больше чем с другой.Так вот большая выступающая часть должна быть обращена к КПП. Не ошибитесь.

КПП Камаз с делителем

КПП Камаз с делителем

КПП Камаз с делителем

Устанавливаем крышку заднего подшипника первичного вала, заменив в ней сальники.

Крышка заднего подшипника первичного вала должно плотно прижимать подшипник первичного вала, для этого используем регулировочные прокладки, учитывая толщину прокладки самой крышки. Затем устанавливаем вилку сцепления, вал вилки сцепления, выжимной подшипник и воздушный переключатель делителя.

При стыковке КПП с делителем камаз. необходимо не забыть про шайбу между подшипниками промежуточных валов. А также о роликовом подшипнике, который вставляется во внутреннюю полость первичного вала делителя.

Коробка переключения передач КПП-152 с делителем на КамАЗ

10-ти ступенчатая коробка передач КАМАЗ модели 152 ставится на российских грузовиках с 1995 года. Состоит она из 2-х узлов: собственно 5-ти ступенчатой коробки и 2-х ступенчатого редуктора — делителя. Первая на понижение, вторая — высшая. Благодаря комбинации 5-тиступенчатой КП и двух вышеописанных механических передач на выходе получается 10 переднего и 2 заднего хода.

Коробкой передач КАМАЗ 152 -250 оснащают грузовики-тягачи, которые используют в роли «локомотива» для автопоездов.

Делитель передач (ДП) — еще один важный узел. Предназначение этой части КПП заключается в улучшении тяговых и экономических показателей грузовика за счет ощутимого снижения частоты смены передач вручную (при помощи рычага).

Коробка передач КАМАЗ – КПП 152 (2)Коробка передач КАМАЗ – КПП 152 (1)

Как устроена КПП

Коробка передач модели 152 КАМАЗ обладает 5 отличительными нюансами от 15-ой:

  1. В ДП произведено упрочнение шлицов, каретки и зубчатых колес первичного вала. Усилению была подвергнута муфта синхронизатора. Продольный размер зубцов шестерней стала больше.
  2. Шестеренки соединены с промежуточным валом бесшпоночным способом.
  3. Механическая связь между вторичным валом и деталью «каретка синхронизатора» 4-ой, 5-ой передач больше не предполагает необходимость замкового устройства.
  4. Во избежание неконтролируемого выключения 4-ой и 5-ой передач размеры зубцов шестерней и муфт стали больше.
  5. Диаметр венца зубчатого колеса 4-ой сделан больше.

Шестеренка в конструкции промежуточного вала и сам этот элемент 152-ой нельзя заменить на подобный от 15-ой модели. Особое внимание нужно обратить на маркировку запчастей для грузовика, номера которых идут от 152-го и больше.

Также практически полной идентичностью (за исключением ряда запчастей) обладают трансмиссии с серийными номерами 142 и 152-1700050. Отличия перечислены далее:

  • Разнится исполнение крышки заднего шарикоподшипника, также заметны отличия в реализации первичного вала;
  • Кольцо в системе подачи трансмиссионного масла (маслонагнетательное) на шлицах отсутствует. Вместо этого узла в 152-ой коробке установлена муфта синхронизатора.
  • В конструкции 142-ой серии присутствует передняя крышка ПржВ (промежуточного вала). В 152-ом варианте она заменена на распорную втулку, предназначенную для удержания осевого сдвига шарикоподшипника, расположенного спереди, в заданных границах. Распорная втулка также выполняет функцию маслоотражательной шайбы.
  • Контакт полостей для трансмиссионного масла делителя и КП реализован при помощи дырок, проделанных в стенке 1-го узла и в переднем торце КП.

Первичный вал (ПрвВ) нуждается в постоянной регулировке осевого хода. С этой целью в 152-ой имеются прокладки из прочной стали с толщинами 0.20 либо 0.30 мм.

Технические характеристики

1. Подшипники

Шарикоподшипники всегда установлены в опорах ПрвВ (первичного вала). В промежуточном (ПржВ) шарикоподшипник имеется в передней опоре, в задней — роликовый, без внутр. кольца. Ситуация с опорами ПрвВ несколько иная: роликоподшипник без колец установлен спереди, шариковый — в задней части. Вторичный вал (ВтчВ) также укомплектован 2-мя подшипниками: роликовый расположенном спереди и шариковый сзади. Передней опорой ПржВ является роликоподшипник, в задней части устанавливается 2-х нарядный роликоподшипник (сферический).

2. Шарикоподшипники шестерен

Используются 2-х рядные роликовые без колец, с наличием сепараторов. Отличие наблюдается только в подшипнике шестеренки 4-ой передачи: здесь сепаратор отсутствует.

3. Шестерни

Зубцы в шестернях косые. Шестеренки с прямыми зубцами вращаются в 1-ой передаче и ЗХ (задн. хода).

4. Синхронизаторы

В грузовом автотранспорте применяются синхронизаторы с кольцами конусной формы (материал изготовления: латунь).

5. Система смазывания

Для увеличения срока службы трущихся металлических элементов применяется комбинированная схема смазывания трансмиссионным маслом. Подшипники шестерен делителя и КП дополнительно орошаются смазкой с помощью специального маслонагнетающего приспособления.

6. Механизм OM (отбора мощности)

От КПП с 2-х сторон по ГОСТ номер 12323-66. С левого бока — от венца шестеренки ЗХ (задн. хода) ПржВ. С правой — от венца блока зубчатых колес ЗХ. Есть возможность монтажа КОМ на месте верхней крышки 152-ой.

7. Управление КП трансмиссий

Управляется устройство грузового автомобиля механическим способом посредством дистанционн. привода. Для управления делителем применяется преселекторный механизм и пневматика.

8. Передаточные числа

  • 1H (No трансмиссии) — 7,820 (передаточное число);
  • 1В — 4.030;
  • 2H — 2.500;
  • 2B — 1.530;
  • 3H — 1.000;
  • 3В — 7.380;
  • 4H — 1.530;
  • 4B — 1.250;
  • 5H — 1.000;
  • 5В — 7.815;
  • 3XH — 7.380;
  • 3ХВ — 6.002.

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 5320, 5511, 53212, 5410, 55102

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43114, 53205, 55111, 53215, 65115 (Евро-1, Евро-2)

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43253, 4308 (двигатели Cummins)

Кол-во передач: 10

Применяемость: Двигатели ЯМЗ 236, 238

Комплектность КПП

Комплект стандартного устройства включает: сцепление, вилку его отключения, ведущий и ПржВ, картер, опоры рычага ПП и штока, блок шестеренок (ЗХ) заднего хода, ПрвВ. Дополнительно укомплектована гайками, болтами, роликоподшипниками, шарикоподшипниками, кольцами, стальными пружинами и т.п.

Возможные неисправности

Наиболее вероятные поломки 152-ой. Как их ремонтировать?

1. Скрежет при переключении трансмиссий. Для запуска 1-ой трансмиссии и заднего хода приходиться прилагать значительные усилия.

  • Причина: сцепление частично «ведет» (наблюдается неполное отключение).
  • Решение: Добиться, чтобы муфта, включающая механическое сцепление, двигалась свободно.

2. Для переключения трансмиссий водителю необходимо использовать силу.

  • Источник поломки: на опорах тяг ДУ (Дистанцион. Управления) накопилось много грязевых частиц и загустевшего трансмиссионного масла.
  • Решение: нужно тщательно вымыть специальным очистителем и нанести новую смазку 158 (еще известной как «синяя»).

3. Трансмиссии в делителе запускаются с шумами и скрежетом.

  • Причина: давление в пневматической системе управления выше нормы.
  • Способ починки: правильно настроить работу редукционного клапана.

4. Порвалась мембрана редукционного клапана.

  • Причина: кольца (конусные) выработали свой ресурс.
  • Метод ремонта: заменить данный фрагмент и мембрану в клапане.

5. Сухари ВП (вилки переключения) в коробке делителя выработали свой ресурс.

  • Источник поломки: забились воздушные каналы для выброса отработанного воздуха, что привело в неисправное состояние сапун клапана включения.
  • Как устранить проблему: Клапан разобрать на элементы, тщательно их вымыть особым эффективным очистителем. Затем смазать очищенные поверхности, испытывающие трение, хорошо известной водителям «синей» смазкой.

6.Случайное переключение трансмиссий во время поездки на грузовой машине.

  • Причины: поломка фиксаторов КП, лапки вилок и сухари давно отработали срок службы. Разболтанные крепления рычагов, неисправность функционирования системы ДУ.
  • Как починить: затянуть крепления, выполнить замену отработавших свой ресурс компонентов.

7. Не включаются передачи.

  • Причина: смещение дистанционного привода управления в результате сильного износа запчастей.
  • Методы устранения: регулировка привода с заменой пришедших в негодность элементов. Необходимо затянуть крепления. Если разрушены шарикоподшипники шестерен ведомого вала, их нужно извлечь и сменить.

8. Не включаются трансмиссии в коробке ДП.

  • Чем вызвано: заеданием поршней распределителя воздуха.
  • Как устранить: устройство разобрать, все составляющие промыть специальным очистителем и покрыть смазывающим составом 158 (синего цвета).

2-я: пространственное смещение упора клапана включения.

Способ ремонта: вернуть упор в требуемое положение.

3-я: неисправности: сломался упор клапана

Устранение: поставить новый.

4-я: Забился мусор в пневматическую систему управления делителя.

Что делать: продуть и хорошенько вымыть воздухопроводы, клапаны и дроссель. Для очистки конструкции использовать специальный очиститель.

9. В процессе работы КПП издает сильный шум

  • 1-ая причина: Запчасти критично изношены либо сколоты зубцы шестерней. Разбиты подшипники.
  • Как отремонтировать: удалить сломанные детали с последующей заменой на новейшие комплектующие.

2-ая причина: повреждение шарикоподшипников.

Устранение поломки: замена подшипников.

3-я: утечка трансмиссионного масла из коробки переключения трансмиссий.

Ремонт: смена прокладок.

4-ая: сальники потеряли эластичность.

Как восстановить: никак. Потребуется приобрести новенькие сальники.

5-ая: давление в картере коробки ДП выше нормы.

Способ ремонта: прочистка сапуна.

6-ая: разгерметизация по уплотняющим поверхностям.

Как ликвидировать: затянуть потуже элементы крепления, выполнить замену прокладок.

10. Латунные кольца синхронизаторов сильно износились.

  • Причина: разрегулировка упора клапана включения.
  • Что делать: Выполнить смену старого синхронизатора на новый. Выполнить регулировку положения упора. Протестировать работу привода.

Разница между 152, 15 и 154 КПП КАМАЗ

Сперва стоит обратить внимание на опору блока, отвечающего за переключение трансмиссий. Этот элемент находится в самом верху механизма. Если грузовик оборудован последней версией МПДП-1771010А, то можно с уверенностью говорить о наличии моделей 152 либо 154. Если хорошо присмотреться, то можно легко заменить визуальные отличия приведенных выше устройств.

В 154.1700056 реализовано герметичное закрытие корпуса. В 154-ой партии с последними цифрами маркировки КДП (51) этого нет.

Сегодня многие грузовые машины оборудованы механизмами переключения (МПДП) устаревших моделей (15-ой серии), практически снятых с производства. Их различие заключается в трубках, подсоединенных к клапану и распределителю воздуха.

3 самых существенных различия между 152-ой серией и 15-ой перечислены далее:

  1. Размер зубцов больше. Прочность шлицов ПрвВ заметно увеличилась.
  2. В конструкции пневмосистемы управлением использованы более простые инженерные решения путем внедрения пластиковых воздуховодов, подключенных к крану управления. Убраны лишние 2 воздуховода и коробка для их фиксации.
  3. Увеличен диаметр венца шестеренки 4-ой трансмиссии для увеличения ее несущей характеристики.

В Интернете нередко можно наткнуться на утверждение, что в качестве составляющих для починки 15-ой коробки передач можно использовать аналоги от 152-ой. Обосновывается такой рецепт «ремонта» якобы незначительными отличиями, касающимися только глубины шлицов и размеров синхронизаторов. Авторы подобных советов забывают об одной крайне важной мелочи: у парных механизмов все детали должны быть идентичными. Поэтому настоятельно не рекомендуется заменять часть фрагментов конструкции для 15-ой аналогичными запчастями от 152-ой.

Цены

Стоимость коробки передач 152 производства «КАМАЗ» на момент написания статьи составляет от 75.000 рублей. Помните: качественное изделие от производителей можно приобрести только в официальных торговых точках либо у известных и давно зарекомендовавших себя продавцов.

Механизм КАМАЗ переключения делителя: воздух управляет коробкой

В коробках передач КАМАЗ 15-й модели (152 и 154) используется дополнительный одноступенчатый редуктор — делитель, который вдвое увеличивает общее количество передач. Управление делителем осуществляется пневматикой с помощью специального механизма — об этом механизме подробно рассказано в данной статье.

Особенности конструкции и работы коробок передач КАМАЗ

В грузовых автомобилях КАМАЗ в настоящее время устанавливается довольно большое число моделей коробок передач, которые при минимальных конструктивных отличиях обладают различными характеристиками:

  • Модельный ряд КПП 14 — модели 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КПП 15 — модели 152 и 154;
  • Модельный ряд КПП 16 — представлен одной моделью 161;
  • КПП производства ZF-КАМА — большое разнообразие МКПП моделей 6S, 9S и 16S, автоматизированные КП 12A и автоматические коробки 6H.

КПП 14 — это наиболее простые 5-ступенчатые трехходовые коробки передач с ручным управлением и синхронизаторами. Они устанавливаются главным образом на самосвалы и другие одиночные автомобили, эксплуатируемые без прицепов.

КПП 15 — это модернизированные КПП 14, к которым добавлен делитель. Благодаря использованию делителя количество передач удваивается (до 10 вперед и двух назад). Делитель – это одноступенчатый редуктор, построенный на одной паре обычных цилиндрических (обычно косозубых) шестерен, установленный между сцеплением и КП (фактически, он находится в колоколе сцепления, который выполнен заодно с корпусом КП). Делитель имеет пневмомеханическое управление, при необходимости включается прямая или понижающая передача, за счет чего и достигается удвоение общего числа скоростей КПП.

КПП 16 (модель 161) — это 8-ступенчатая коробка с ручным управлением, в котором вместо делителя используется планетарный демультипликатор. Фактически, это 4-х ступенчатая коробка ZF, в которой за счет планетарного редуктора удваивается общее число передач. Данная коробка производится на СП ZF-КАМА.

КПП ZF-КАМА — это широкий набор механических, автоматизированных и автоматических коробок передач, которые устанавливаются на все грузовые автомобили КАМАЗ и ряд автобусных шасси КАМАЗ, на которых строятся автобусы НефАЗ. На сегодняшний день производятся модельные ряды 6-ступенчатых МКПП и АКПП, 9-ти и 16-ступенчатые МКПП (с демультипликаторами), и 12-ступенчатые автоматизированные КП.

Очень широкое распространение имеют коробки модельного ряда 15 с делителем, который в общем случае имеет несложное устройство. Делитель собран на паре шестерен, установленных на валах. Шестерня первичного вала монтируется на подшипниках, шестерня вторичного вала жестко закреплена с помощью шпонки. При этом первичный вал делителя соосен первичному валу КП и они могут соединяться с помощью муфты синхронизатора. Промежуточные валы КП и делителя также находятся на одной оси и всегда жестко соединены друг с другом.

Включение прямой (или повышающей) и пониженной передач осуществляется с помощью муфты синхронизатора на первичном валу, она имеет два положения:

  • Переднее — в данном случае шестерня блокируется муфтой, вследствие чего крутящий момент от нее передается на шестерню промежуточного вала, а от него — непосредственно на вторичный вал КПП. Так включается пониженная передача;
  • Заднее — в этом случае муфта соединяет первичные валы делителя и КПП, одновременно освобождая шестерню делителя, в результате крутящий момент от сцепления по первичному валу редуктора делителя напрямую поступает на первичный вал КП без изменения.

Переключение скоростей в КПП и режимов делителя осуществляется различными органами управления, о которых нужно рассказать отдельно.

Схема управления КПП и делителем

Управление КП а/м КАМАЗ и расположенным в ней делителем — традиционное механическое. В КПП управление реализовано в виде механизма выбора передачи с тремя вилками, перемещающими синхронизаторы, привод механизма тоже механический, на основе традиционного рычага, выведенного в пол кабины. Механизм управления делителем (механизм переключения передач делителя, далее — МППД) включает в себя только одну вилку, она установлена на собственном валу, который выходит из корпуса коробки и с обратной стороны соединен с рычагом. Соединение вилки с муфтой — на сухарях, расположенных в канавке каретки синхронизатора.

Привод МППД — пневмомеханический, для переключения передач в нем используется сила сжатого воздуха, который отбирается из пневмосистемы грузовика. Система привода состоит из следующих компонентов:

  • Кран управления делителем. Золотникового типа, устанавливается на опоре рычага переключения передач КП (под полом кабины, доступ к нему — через специальный лючок). Имеет два фиксированных положения — понижающая и прямая передача. Золотник переводится в крайние положения с помощью рычажка (переключателя), установленного в верхней части рычага переключения передач КПП, и соединенного с золотником с помощью тросика;
  • Редукционный клапан. Обеспечивает отбор сжатого воздуха из пневмосистемы автомобиля и стравливание воздуха в случае чрезмерного роста давления. От клапана воздух подается на кран управления и клапан включения делителя — так образуется два контура пневматической системы управления делителем;
  • Клапан включения делителя. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в механизм переключения передач делителя в моменты выключения сцепления (тем самым, обеспечивая включение и отключение понижающей передачи одновременно с переключением скоростей основной КП);
  • МППД. Включает в себя установленный в цилиндре поршень, шток которого соединен с рычагом, насаженным на валик вилки механизма управления делителем. При подаче сжатого воздуха поршень смещается в одну или другую сторону, обеспечивая перевод вилки и переключение делителя. Механизм устанавливается непосредственно на коробку передач;
  • Воздухораспределитель. Обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндр механизма переключения делителя с одной или другой стороны поршня, чем достигается его перемещение и переключение передач делителя. Воздухораспределитель монтируется непосредственно на корпус механизма, на него подается сжатый воздух от крана управления и клапана включения делителя, также в нем предусмотрен клапан для стравливания сжатого воздуха из цилиндра.

Основной компонент привода переключения передач делителя — МППД, выполненный в виде отдельного агрегата.

Конструкция и работа МППД

Механизм состоит из литого корпуса, в котором можно выделить три основных части:

  • Коробка под рычаг валика вилки — в этой коробке располагается рычаг и соединенная с ним часть штока поршня;
  • Герметичный цилиндр, в котором располагается поршень;
  • Цилиндр малого диаметра, соединяющий большой цилиндр с коробкой — здесь располагается шток поршня.

В нижней части к корпусу МППД крепится узел управления — воздухораспределитель. Он представляет собой трубку, в которой устанавливается золотник, обеспечивающий подачу сжатого воздуха над или под поршень. С обоих сторон золотника имеются поршни, располагающиеся в герметичных цилиндрах — с их помощью выполняется перемещение золотника при переводе переключения делителя на рычаге в то или иное положение. Золотник и поршни входят в разные контуры пневмосистемы управления делителем, поэтому они герметичны по отношению друг к другу.

Работает механизм следующим образом. При переводе переключателя на рычаге в нижнее положение (понижающая передача делителя) сжатый воздух из крана управления разделяется на два контура и подается:

  • В правый управляющий цилиндр воздухораспределителя;
  • На вход клапана включения делителя.

Под действием силы сжатого воздуха золотник распределителя переводится сдвигается влево, открывая доступ сжатого воздуха к левой полости цилиндра МППД. Однако в этот момент клапан включения делителя закрыт, поэтому переключения не происходит. При выжиме педали сцепления этот клапан открывается, и воздух под давлением через золотник подается в цилиндр — под его действием поршень смещается вправо, а его шток тянет рычаг, вследствие чего происходит включение понижающей или повышающей передачи делителя. В случае перевода переключателя делителя на рычаге вверх все процессы происходят в обратном порядке.

Механизм, на который сразу устанавливается воздухораспределитель, на пяти болтах (и через прокладку) крепится на левой по ходу движения автомобиля стороне корпуса КПП.

Вопросы ТО и ремонта механизма переключения передач делителя

Рассматриваемый агрегат не нуждается в специальном обслуживании, необходимо лишь периодически проверять и устанавливать рекомендуемый ход переключателя передач и зазор в клапане включения делителя. Порядок проведения этих операций прописан в инструкции по эксплуатации и ремонту грузовика. При этом важно помнить, что любые регулировки должны проводиться при нормальном давлении воздуха в пневматической системе и при правильно отрегулированном сцеплении.

При износе деталей механизма и их поломке целесообразна полная замена механизма в сборе (либо отдельно механизма и воздухораспределителя). После такой замены следует провести указанные выше регулировки, и если все выполнено верно, то автомобиль сразу же будет готов к эксплуатации.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Коробка переключения передач КАМАЗ модели 154

Создавая коробку передач 154 КАМАЗ, конструкторы делали упор на тяговые характеристики. Трансмиссия изначально ориентирована не только на привычные самосвалы и бортовые грузовики, но и на полноприводные трёхосные тягачи-вездеходы. Механический 10-ступенчатый агрегат (5 передач плюс 2-ступенчатый делитель) надёжен и неприхотлив. Работает с однодисковым сцеплением, 2-дисковое установить не получится.

КПП КАМАЗ 154 – модификация предшествующей модели с номером 152. Состоит из деталей повышенной износостойкости. К таким элементам относятся валы, шестерни, синхронизаторы, муфта. Виброизолятор эффективно выполняет возложенную на него функцию. Благодаря наличию привода включения опоры рычага, нет задержек во время смены передач.

Коробка передач КамАЗ 154 (4)

Инженерам удалось снизить шум во время езды за счёт применения шлифованного зубчатого венца. Высокопрочная легированная сталь в его составе позволила значительно увеличить ресурс. Износостойкостью отличается реактивная тяга, ограждающая рабочие агрегаты от чрезмерных нагрузок и вибраций. Её втулки рассчитаны на долгий срок службы. Их выход из строя сопровождается появлением раскачки кузова при переключениях. Приступая к замене втулок, полезно проверить заодно и состояние сальника.

В механизме делителя имеется пара цилиндрических шестерней, два вала, синхронизаторы и механизм смены передач. С целью равномерного повышения мощности, передающейся с двигателя на трансмиссию, используется демультипликатор. Это компактное устройство снижает нагрузки, действующие на узлы КПП 154, что положительно сказывается на ресурсе.

Иногда пневмосистема, управляющая делителем засоряется и перестаёт нормально функционировать. Передачи начинают включаться с трудом или не включаются вовсе. В этом случае придётся промыть воздухопроводы и клапаны.

Основные нагрузки во время работы трансмиссии приходятся на валы и подшипники. В производстве этих деталей используются износостойкие материалы высокой твёрдости. Допуски размеров зажали ещё сильнее, повысив точность размеров и класс шероховатости поверхности. Подшипники на валах закрывает герметичная защита.

Техническая характеристика

Главный параметр для любых коробок переключения передач – соотношение передаточных чисел для каждой ступени. В случае с КПП КАМАЗ 154 этот параметр таков:

  • 1 (низ.)– 7,82;
  • 1 ( выс .) – 6,38;
  • 2 (низ.) – 4,03;
  • 2 ( выс .) – 3,29;
  • 3 (низ.) – 2,5;
  • 3 ( выс .) – 2,04;
  • 4 (низ.) – 1,53;
  • 4 ( выс .) – 1,25;
  • 5 (низ.) – 1;
  • 5 ( выс .) – 0,815;
  • реверс (низ.) – 7,38;
  • реверс ( выс .) – 6,02.

На валы трансмиссии насажены конические однорядные подшипники роликового типа. Исключение – передний, запрессованный на ведущий вал в корпусе делительного устройства – здесь применён шариковый элемент. Подшипники на которые установлены шестерни – сепараторные, роликовой конструкции, двухрядные без колец. На шестерёнчатом колесе 4-й передачи тоже роликоподшипник, но нет сепаратора.

Синхронизаторный узел инерционный, пальчиковый. На нём есть конусные кольца, выполненные из латуни. Шестерёнчатые передачи косозубые с постоянным зацеплением. Исключение – зубчатые колёса 1-й передачи и реверса.

Смазочная жидкость подаётся на детали комбинированным способом. Подшипники шестерней и делителя смазываются маслонагнетающим механизмом, на остальные детали смазка разбрызгивается. Съём мощности с основной части КПП КАМАЗ 154 происходит в соответствии с ГОСТом 123-23. Справа задействован зубчатый венец шестерён, находящихся в отдельном блоке реверсного хода. Слева – зубчатый венец на шестерёнчатом колесе промежуточного вала реверса.

Управление трансмиссией происходит вручную. На основной части привод дистанционного типа, на делителе – пневмомеханической преселекторной .

Составляющие механизма коробки передач

Коробка передач 154 КАМАЗ 10-ступенчатая. В основе лежат 5 ступеней, каждую разделяет надвое редуктор делителя, закреплённый на торце картера КПП.

Составные части трансмиссии:

  1. Картер – располагает синхронизаторами и шестерёнчатой передачей на трёх валах, опирающихся на роликоподшипники.
  2. Блок, отвечающий за реверс колёс.
  3. Верхняя часть трансмиссии вместе с приспособлением смены передач.
  4. Делитель.

Подшипники, поддерживающие валы защищены герметичными заглушками, оснащёнными кольцами-уплотнителями. На подшипнике ведущего вала заглушка крепится внутренним диаметром на внешней обойме, а по её внешнему диаметру центрируется расточка на поверхности корпуса делителя. На ведомом валу заглушка центрирует внешнюю часть подшипника и посадочное место на торце корпуса коробки. В крышке расположена манжета с левой насечкой на торце и пыльником.

Справа на корпусе картера прилив с расточкой. В него в натяг установлен торец оси с реверсными шестернями. Ось фиксируется стопорной шайбой и болтом. В последнем просверлено отверстие. В него установлен пластиковый штифт, герметизирующий резьбу и предотвращающий вытекание масла.

Шестерни сопрягаются попарно и подобраны в соответствии с необходимыми передаточными числами. Косые зубья обеспечивают максимальное пятно контакта при минимальном уровне шума.

В правой части картера есть горловина для заливания смазочной жидкости. В её крышке есть встроенный масляный щуп для контроля уровня смазки. Отверстие для слива находится внизу картера, его закрывает резьбовая пробка. На внутренней части пробки закреплён магнит для улавливания металлической пыли и стружки, возникающей в результате трения механизмов между собой.

Для установки дополнительных механизмов отбора мощности справа и слева на картере есть люки с герметичными заглушками и уплотнительными элементами. Следует помнить, что во время передвижения (т.е. когда нагружены основные узлы КПП) отбор мощности для сторонних агрегатов запрещён. Суммарно с люков можно снять до 60 л.с. (по 30 л.с. с каждого или по 22065 Вт).

На задней стенке картера ближе к правому верхнему углу есть специальный карман, в котором просверлен канал, проходящий через тело картера к защитной крышке ведомого вала. Вращением шестерён разбрызгивается смазка, часть попадает в карман и стекает по отверстию в полость крышки, где смазывает червячный парный механизм привода спидометра.

Первичный вал коробки передач

Ведущий вал КПП КАМАЗ 154 и шестерня на нём составляют единое целое. Сразу за шестернёй закреплен роликоподшипник, служащий в качестве опоры. Внешняя часть обоймы подшипника запрессована посадочное место, проточенное в корпусе. За роликоподшипником идёт кольцо-стопор и маслоотражатель. Конструкция зафиксирована с помощью кольцевой гайки, закерненной в двух точках.

Промежуточный вал

На задней половине вала выточены зубчатые венцы трёх шестерён (1-й передачи, 2-й и реверсной). На обратном конце насажены в натяг и зафиксированы при помощи шпонок шпонками последовательно три зубчатых передачи. Следом стоит распорная втулка, обеспечивающая необходимый преднатяг . Далее – ещё одна шестерня, приводящая в движение вал. Последними стоят фиксирующее колечко и роликоподшипник.

Ведомый вал

В одной оси с первичным установлен вторичный (ведомый) вал. Его передняя часть входит во внутреннее кольцо подшипника, вставленного внешней обоймой в посадочное место на первичном валу. Шестерёнчатая передача опирается на роликоподшипники. На зубчатом колесе 4-й скорости используется подшипник насыпного типа с отсутствующим сепаратором. Шестерёночный механизм 3-й и 4-й скоростей фиксируют от продольного смещения упоры из шайб со шлицами на внутреннем диаметре совмещёнными с пазами на валу. Шайбы стопорятся замковой шпонкой. В центре вал пустотелый, по продольному отверстию нагнетающим устройством подводится смазочная жидкость к подшипникам качения, впрессованным в шестерни. Пальчиковые синхронизаторы инерционного типа способствуют плавному переключению скоростей. Их два – первый отвечает за 4 и 5 передачи, второй – за 2 и 3.

В крышку КПП вмонтирован переключающий механизм. В его конструкцию входят:

  • три штока;
  • три вилки переключения;
  • три фиксатора;
  • две головки штоков;
  • предохранитель, ограждающей от несвоевременного «втыкания» водителем первой и задней передачи.

Штоки удерживает замок, состоящий из штифта и четырёх парных шариков. Шарики с втулками вставлены промеж штоков, а между ними находится штифт, проходящий через отверстие среднего штока. Благодаря точно подобранному размеру шариков, когда один из штоков смещается, шарики из него переходят в соседние лунки, фиксируя другие штоки.

С наружной стороны верхней крышки КПП смонтировано основание, на которое опирается рычаг переключения передач. В правой части основания вкручен винт для фиксации рычага в положении «нейтраль». Для рабочего положения винт выкручивается.

Делитель передач

Функцию делителя передач выполняет редуктор механического типа. Он состоит из двух валов (первичный и промежуточный) с цилиндрическими шестернями и синхронизаторами. Механизм переключения передач здесь управляется с помощью пневматики.

Перемещение первичного вала вдоль оси регулируют, разделяя внешнюю обойму подшипника и заднюю крышку тонкими металлическими прокладками. Их количество может быть разным. Шлицы на валу имеют эвольвентный профиль, а на конце две проточки разделяют их на три венца под установку пальчикового синхронизатора. На крайних венцах зубья тоньше, чем на среднем, за счёт этого передачи делителя не способны к самовыключению .

Ведущая шестерня установлена на два подшипника роликового типа. Смазочная жидкость подаётся маслонагнетающим кольцом через наклонные отверстия в внутрь полого вала. От туда проходит дальше в такие же полости внутри первичного и вторичного валов основной трансмиссии.

Опорой для промежуточного вала с приводной шестернёй в делителе служат двухрядные подшипники роликового типа. Снаружи в левой части картера располагается устройство для переключения передач в делителе.

Дистанционный привод управления коробкой передач

Переключение передач осуществляется вручную рычагом, расположенным в кабине рядом с водителем. Нижний конец рычага крепится на опоре, а та в свою очередь на передней части блока цилиндров мотора, дальше идут тяга и реактивная тяга.
Вилочный конец на тяге соединён с основанием рычага осью и втулкой-виброизолятором. Ось соединена шплинтом с пакетом элементов, которыми зафиксирована опора рычага – шпильками патрубка воздухопровода, металлической втулкой, виброизоляторами .

Опора рычага переключения передач

В конструкцию опоры входит кронштейн рычага, гофра, уплотняющая люк и служащая в качестве шумоизолятора . Короткий рычаг сферический с одной стороны. Эта сферой крепится на эластичной втулке, которая гасит вибрации, а сверху прижата пружиной.

Кран управления делителем

Редукционный клапан подаёт воздушную массу к крану, управляющему делителем. Дальше всё зависит от того как расположен золотник – воздушный поток перенаправляется в одну из полостей воздушного распределителя с поршнем. Создавшимся давлением золотник перемещается в первое или второе положение. Местоположение занимаемое золотником определяет в какую полость силового цилиндра попадёт воздух.

Чтобы выбрать одну из двух передач в делителе, необходимо переместить рычаг, переключающий кран в позицию «В» или «Н». При этом натягивается тросик и тащит за собой на нужное расстояние золотник.

Комплектность КПП 154

Коробка передач 154 КАМАЗ укомплектована рядом элементов. В конструкцию входят: сцепление; вилка выключения сцепления с отходящим от неё валом с рычагом; валы (первичным, вторичным, промежуточным); картер механизма сцепления; картер КПП; опора штока; рычаг переключения передач с опорой, сухарём и штоком; ось с блоком шестерён реверса; фланец к которому крепится кардан; делитель с первичным валом; роликовые и шариковые подшипники.

Есть и второстепенные элементы: прокладки-уплотнители и кольца, крышки, пружины, манжеты.

Техническое обслуживание коробки передач КамАЗ 154

Расстояние, на которое способен перемещаться первичный вал внутри делителя, определяется величиной зазора между задней крышкой и ограничителем. Представляем пошаговую инструкцию, регулировки зазора между ограничителем перемещения клапанного штока и торцевой поверхностью крышки:

  • Проинспектируйте правильно ли отрегулирован привода, выключающий сцепление, если необходимо – внесите корректировку.
  • Освободите от фиксирующих элементов и открутите гайки на упоре клапанного штока (гайки находятся на поршневом толкателе в пневмоусилителе ).
  • У пневматической тормозной системы имеется вспомогательный тормоз.
  • На его контуре привода есть контрольный вывод – сюда надо подключить манометр.
  • Доведите давление внутри контура до показателя 7-7,5 кгс/см2.
  • Плавно и до конца выжмите сцепление.
  • Сдвиньте упор к клапанному штоку до касания и переместите их так, чтобы торец клапанной крышки и ограничитель находились друг от друга на расстоянии от 0,2 до 0,3 мм. Зафиксируйте упор клапанного штока с помощью гаек и установите стопорные отгибные шайбы.
  • Если давление воздуха в контуре активации вспомогательных тормозов составляет 6-6,5 кгс/см2, то зазор должен быть 0,6 мм.
  • Зазор должен контролироваться сразу после нажатия на педаль сцепления.
  • Закрепите резиновые пыльники на клапанной крышке и штоке.

Проверка уровня смазочной жидкости в КПП 154 КАМАЗ:

  • Открутите пробку, закрывающую маслозаливную горловину. На её обратной стороне расположен щуп.
  • Протрите щуп чистой ветошью и вставьте обратно в горловину так, чтобы пробка упёрлась в резьбу (заворачивать не надо).
  • Выньте указатель. Проверьте, до какой риски доходит масляный след.

Замена масла происходит при прогретом до рабочей температуры агрегате. Сливных отверстий три – два в картере КПП и одно в корпусе делителя. Действуйте следующим образом:

  1. Открутите пробки сливных отверстий и дайте стечь отработанной жидкости.
  2. Очистите магнитные элементы на внутренней части каждой пробки от металлической стружки и загрязнений.
  3. Закрутите пробки на место.
  4. Залейте в картер коробки передач промывочное масло (понадобится около 12 литров).
  5. Установите рычаг переключения в положение «нейтраль» и мут 10-15 покрутите двигатель .
  6. Слейте промывочную жидкость.
  7. Залейте трансмиссионное масло ТСп-1.5К. Снова покрутите двигатель несколько минут, затем заглушите, подождите 2-3 минуты, чтобы дать жидкости стечь в картер и проверьте уровень . При необходимости – долейте.

Замена масла в коробке передач 154 КАМАЗ должна проводиться каждые 90 тыс. км или раз в три года.

Возможные неисправности

Все передачи включаются с затруднением, при включении первой или задней слышится скрежет.

→ Сцепление выключается не полностью – муфта сцепления требует регулировки.

Рычаг, переключающий передачи передвигается с чрезмерным усилием.

→ Тяги грязные, смазка загустела или отсутствует – очистите опоры от загрязнений, смажьте.

Первая и задняя передачи работают без нареканий, а при включении остальных чувствуется удар и слышен скрежет.

→ Износились конусные кольца в синхронизаторе – замените неисправные детали.

Сухари в приводе переключения делителя износились.

→ Каналы и сапун клапана загрязнены. Надо разобрать, промыть изнутри и добавить смазки на клапан.

→ Между сухарём вилки тяги и кареткой на синхронизаторе отсутствует зазор – отрегулируйте расстояние между элементами.

Передачи сами выключаются при езде.

→ Привод переключения изношен или не отрегулирован – замените вышедшие из строя элементы, отрегулируйте механизм.

→ Не работает замок шлицев на вторичном валу – замените вал вместе с синхронизатором.

На основной коробке невозможно включить передачи.

→ Привод включения износился или требуется регулировка – заменить необходимые компоненты, отрегулировать.

→ Рассыпались подшипники шестерён ведомого вала – установите новые детали.

КПП работает с повышенной шумностью.

→ Износились зубья шестерён или разрушились их подшипники – замена неисправных компонентов.

Невозможно включить передачи делителя.

→ Закисли поршни в воздухораспределителе – разберите, промойте, смажьте.

→ Не отрегулирован клапан, включающий делитель – нужна регулировка.

→ Сломан упор клапана – замените.

→ Грязь в пневмосистеме – промойте и продуйте сжатым воздухом отверстия дросселей, клапанную систему и воздушные каналы.

→ Порвался трос, крепящийся к крану управления – замените.

Подтекает смазочная жидкость из трансмиссии.

→ Чрезмерное давление внутри картера – промойте и продуйте сапун.

→ Износились манжеты – замените.

→ Прокладки не герметичны – установите новые.

Сцепление выключается не полностью.

→ В основной коробке износились латунные кольца на синхранизаторах – требуется замена.

В делителе вышли из строя латунные кольца на синхронизаторах.

→ Упор включающего делитель клапана не отрегулирован – предстоит регулировка положения упора и замена синхронизаторов.

→ Сцепление выключается не полностью – проинспектируйте состояние привода сцепления.

Снятие и установка

Демонтаж:

  1. Слейте масло из трансмиссии.
  2. Откиньте кабину, демонтируйте щиты, закрывающие доступ к КПП.
  3. Скиньте провода с АКБ. Отключите «массу».
  4. Отсоедините и выньте провод, идущий от плюсовой клеймы аккумулятора к реле стартера.
  5. Снимите шланг, протянутый между впуском и воздхоочистителем .
  6. Отсоедините штекеры приборной доски, датчика стоп-сигналов, провода задних фар, датчики давление внутри ресиверов.
  7. Демонтируйте кронштейны, которыми глушитель крепится на картере делителя.
  8. Демонтируйте пневматический усилитель гидравлического привода сцепления.
  9. Разъедините фланцы кардана и вторичного вала.
  10. Выньте болты и гроверы , ослабьте хомуты и снимите шланг с эжекторный трубы.
  11. Ослабьте болтовое соединение передних и задних опор двигателя (на задних болты выньте).
  12. Открутите балку поддерживающей опоры от рамы.
  13. Открутите поддерживающую опору КПП от поперечной балки.
  14. Вывесите мотор.
  15. Под вторую поперечину рамы положите толстые бруски из дерева и опустите на них двигатель.
  16. Открутите болт, стягивающий рычажный элемент фронтальной тяги управляющего привода и КПП.
  17. Отсоедините тягу от рычага. Стащите пыльник, выньте из наконечника шар вместе с пружиной.
  18. Выкрутите болты, которыми воздуховоды делителя крепятся к колодке с передней стороны.
  19. Демонтируйте стартер.
  20. Вывесите коробку передач с помощью подъёмника.
  21. Открутите картер сцепления и делителя.
  22. Отведите картер КПП назад так чтобы он ведущий вал вышел из своего кожуха полностью.
  23. Переместите коробку на тележку с помощью подъёмного механизма.

Монтаж:

Перед тем как приступить к стыковке трансмиссии с ДВС, заложите автомобильную смазку No 158 во внутреннюю часть подшипника на коленвале, в который монтируется ведущий вал.

  1. Закрепите муфту, выключающую сцепление, пружины и шланг, по которому масло поступает на нажимной подшипник.
  2. Поднимите коробку подъёмным механизмом и занесите её на автомобиль.
  3. Состыкуйте торцы картеров маховика ДВС и делителя, стяните болтами.
  4. Установите стартер.
  5. Присоедините к промежуточной колодке шланги управления.
  6. Вставьте шарик с пружинкой в сферическую часть рычага и присоедините к нему переднюю тягу.
  7. Скрепите болтом рычаг тяги.
  8. Проведите регулировку привода дистанционного управления механизмом коробки передач.
  9. Вывесите КПП, используя рым-болты.
  10. Скрепите болтами поддерживающую опору и поперечную балку.
  11. Уберите снизу, подложенные ранее деревянные бруски и опустите агрегат на опоры.
  12. Закрутите болтами балку, которая поддерживает опоры к раме.
  13. С помощью болтов и гаек стяните задние опоры.
  14. Вкрутите болты передних опор.
  15. Подключите воздушные шланги с тормозным краном прицепного устройства двухпроводного привода.
  16. Накиньте и стяните с помощью хомутов шланг эжекторной трубы.
  17. Совместите фланцы кардана, ведущего к среднему мосту с ведомым валом трансмиссии.
  18. Стяните детали гайками и болтами.
  19. Установите пневматический усилитель гидравлического привода сцепления.
  20. Прикрутите болтами к картеру КПП кронштейн, которым крепится глушитель.
  21. Подключите к своим разъёмам провода идущие на спидометр, тахометр, розетку прицепа, датчик стоп-сигнала, задние фары и датчики давления в ресиверах.
  22. Соедините шлангом соединительную трубу воздухоочистителя и впускную систему двигателя.
  23. Зафиксируйте шланг хомутами.
  24. Подключите плюсовой провод реле стартера к аккумулятору.
  25. Подключите провод «массы» к раме.
  26. Подключите провода к клеймам АКБ.
  27. Установите на пол щиты.
  28. Влейте смазочную жидкость в трансмиссию.
  29. Поставьте кабину прямо.
  30. Проконтролируйте и отрегулируйте величину свободного хода педали, выключающей сцепление.

Проверка КПП 154 после установки

Чтобы проверить коробку передач 154 на работоспособность после ремонта, понадобится специальный стенд. Стенд для испытаний КПП должен быть оснащён следующими устройствами:

  • механизм для обеспечения подачи на ведущий вал двух режимов скорости вращения – 1300 об/мин и 2600 об/мин;
  • муфтой сцепления, подключённой к первичному валу КПП, которая выключается при смене передач. На деталях, ведомых сцеплением инерционный момент должен быть не более 12.7 Нм/см или 1.3 КГС*м/см2;
  • устройство тормозящее вторичный вал с усилием 49.1 Нм (на 1 передаче и при реверсе) и 98-147 Нм (на 2-5 передачах);
  • инструмент, замеряющий момент, передающийся на ведомый вал;
  • пневматический переключатель делителя работающий с давлением внутри пневмосистемы 590-680 кПа;
  • устройства, определяющие уровень шума.

В процессе испытаний в качестве смазки используется нагретое до рабочей температуры (80-90 С) моторное масло.

Коробку передач 154 КАМАЗ испытывают двумя режимами – с нагрузкой и без.

В ненагруженном режиме диагностируется корректность переключения передач и функциональность делителя. После проверки, не дав смазочной жидкости остыть, слейте её.

Режим испытаний без нагрузки:

  • Рычаг переключения основной коробки установите в нейтраль, делитель включите в режим положение высшей передачи. Раскрутите ведущий вал до 1300 об/мин и дайте ему поработать в таком режиме 1,5-2 минуты.
  • Тоже самое , но вал следует раскрутить до 2600 об/мин.
  • Не меняйте число оборотов, оставьте основную коробку в режиме «нейтраль», а делитель переключайте поочерёдно в оба режима.
  • Частота вращения такая же – 2600 об/мин. Делитель установите в режим «высшая», основную трансмиссию переключайте, меняя последовательно передачи. Начните с заднего хода, после – первую и вверх до пятой. Затем по нисходящей – от пятой к первой и реверс.

Проверка КПП 154 КАМАЗ под нагрузкой:

  • Доведите частоту вращения ведущего вала до 2,6 тыс. об/мин.
  • Нагрузите вторичный вал моментом 49 Нм и последовательно включайте передачи и коробкой и делителем, начните с реверса, затем первую и по порядку до пятой, включая высшие и низшие.
  • Проделайте то же самое с нагрузкой 98,1-147 Нм.

Отличие КПП КАМАЗ 154 от 152

Трансмиссию КАМАЗ 154 и её предшественника роднит общий механизм, переключающий делитель, здесь он обновлённый. Первое что может броситься в глаза – верхняя опора устройства дистанционного переключения передач. Она отличается внешне.

Существует несколько вариаций коробки передач 154. Одна обычная (154-1700051), вторая – герметичная (154-1700056).Внешне эти модификации можно отличить по внешнему виду рычага сцепления. В первом случае он прямой, а на герметичном агрегате – изогнутый.

Коробка передач КамАЗ 154 (5)

Старые коробки 152 и 15 оснащены переключателем делителя прежнего образца, они выделяются трубчатыми соединениями отходящих от клапана делителя, переключающего механизма, воздухораспределяющего устройства. На версии 154 этого механизма нет.

Теперь поговорим об отличиях 15-й модели КПП от 152. На последней инженеры упростили систему, управляющую делителем. Но это внешние различия, самые важные изменения 152-й версии внутри:

  1. Усиленные шлицы на ведущем валу делителя, синхронизаторной муфте и каретке.
  2. Шестерни на промежуточном валу крепятся с большим натягом без шпонок.
  3. Исчез замок на шлицах в промежутке между ведомым валом КПП и синхронизаторной кареткой.
  4. Увеличен диаметр зубьев на муфтах, чтобы исключить самовыключение передач.
  5. Усилен роликоподшипник передней опоры ведомого вала.
  6. Расширенный венец шестерни четвёртой передачи.

Основное отличие 15-й и 152-й коробок передач в глубине шлицевых проточек и в синхронизаторах. Поэтому считается, что из более новой коробки можно просто перекинуть эти детали в устаревшую 15-ю. В принципе это возможно, но инженеры рассчитывают параметры всей конструкции полностью. Поэтому впихивать какую-то одну деталь бессмысленно. Менять запчасти стоит только комплексно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *