Педали топталки что это
Перейти к содержимому

Педали топталки что это

  • автор:

Как выбрать педали

Наверное, одним из узлов велосипеда, который подвергается самой большой нагрузке является педальный узел (каретка, система с шатунами и педали). Именно сюда направлены все мускульные усилия велосипедиста, наибольшее давления веса тела. Именно кручение педалей приводит в движение цепную тягу и заставляет колеса двигаться.

Все педали имеют сходное строение: это ось с резьбой, на которую крепится платформа и подшипники, которые и обеспечивают вращение. Ось металлическая, на более дорогих моделях хромомолибденовая или титановая. Резьба в паре педалей разная, правая и левая. Сделано это для того, чтобы при кручении вперед одна из педалей не раскрутилась и не отпала. Платформа может быть из разных видов пластика, алюминиевых сплавов, титана, карбона.

В стоке, на велосипедах стоят обычные классические педали,которые мы привыкли видеть на старых велосипедах. Это обычная платформа для упора ступни, в народе они же «топталки». Другой вариант, очень любим профессиональными велогонщиками из разных дисциплин — это контактные педали,которые имеют специальный замок для прочного соединения со специальной обувью.Это позволяет эффективнее использовать силу ног для кручения педалей. В обычных педалях усилие идет только одной ногой на одну педаль в процессе разгибания колена. В «контактах» благодаря тому, что обувь соединена с педалями, усилие передается также и при сгибании колена, нога, которая поднимается, «подтягивает» за собой педаль. Это значительно повышает КПД велосипедиста, уменьшается нагрузка на коленные суставы. В общем, контактные педали могут помочь увеличить свою скорость и позволят преодолеть большее расстояние, чем с простыми платформами.

Поэтому, выбирая педали, задумайтесь о Вашем стиле езды,типе велосипеда и, конечно, о бюджете.

Для большинства велосипедистов больше подойдут педали -«топталки». Они также могут быть разной формы и величины, с шипами и зубцами для лучшего сцепления, отличатся по качеству и ударопрочности. Для них не нужно использовать специальную обувь. Поэтому после езды на велосипеде Вам не нужно сразу переобуваться, если Вы хотите оставить байк и пройтись пешком.

«Контакты» лучше выбирать если Вы используете велосипед исключительно как спортивный атрибут. В обуви для контактных педалей не очень удобно ходить, а метал элементов крепежа к контактным педалям быстро испортится от асфальта. Также нужны навыки быстро снимать ногу с контакта, движением по горизонтали, иначе можно упасть с велосипедом. Поэтому»контакты», например, не используются для BMX и FreeRide. А в педалях для шоссе и кросскантри часто используются разные механизмы фиксации. Например, SHIMANO разработали систему SPD(ShimanoPedalingDynamics) — снимать с него ногу довольно просто и быстро, он легко настраивается и обслуживается. Такие педали можно использовать в любых стилях катания. Другой пример Look — контактные педали этого производителя используются только для шоссе/трек, поскольку очень хорошо фиксируются, но сравнительно тяжело отсоединить от них велотуфли, что не допустимо при езде с большим количеством препятствий, поэтому они используются только на ровном покрытии.

Сейчас на рынке также появились педали с замком и платформой. Интересные для не определившегося велосипедиста модели, которые имеют с одной стороны замок для велотуфлей, а с другой обычную платформу. Недостатком этих педалей является необходимость проверять какой стороной повернута педаль при начале движения.

Как и все узлы велосипеда,педали требуют периодического обслуживания. Периодически необходимо менять смазку в подшипниках, не доводить до хруста и скрипа. Обязательно нужно проверять затяжку резьбы оси в шатунах, так как это место испытывает большую нагрузку, при разбалтывании может повредится и резьба на педали и на самих шатунах, что приведет к неизбежной замене. Следует помнить, что обе педали закручиваются вперед ( при условии, что велосипед стоит колесами на земле), а выкручиваются назад (по отношению к велосипеду). Для этого подойдет простой рожковый ключ на 15.

Конечно, лучше всего понимать, какие педали Вам нужны, Вы сможете только после обкатки и практического сравнения нескольких типов.

Все о контактных педалях – плюсы и минусы

У многих велосипедистов первое знакомство с контактными педалями происходило примерно так: подъезжает какой-то знакомый велосипедист и все с интересом начинают разглядывать его байк.

И ненароком взгляд скользит вниз к шатунам и останавливается на непонятных приспособах, на месте которых должны быть педали! И тут начинается куча вопросов и масса недоумения. А владелец этой экзотики с понимающей улыбкой постепенно начинает выводить вас из тьмы неведения 🙂

виды педалей контактных

Небольшое лирическое отступление, а теперь о главном!

В этой небольшой статье я расскажу, что такое контактные педали, какие они бывают и что они дают велосипедисту. А также все плюсы и минусы их использования.

Что такое контактные педали?

педали контактные

Это конструкция, которая фиксирует ногу велосипедиста на педали, путем соединения шипа на подошве велообуви и контактного механизма самой педали. Таким образом, велосипедист и байк становятся единым целым.

Состоят контакты из двух частей — самой контактной педали и шипа, который прикручивается болтами к подошве специальной велообуви. Шипы, как правило, идут в комплекте с педалями. И если шип потерялся, износился или сломался, всегда можно приобрести замену!

Какие бывают контактные педали?

Рассмотрим виды контактных педалей:

  • Контактные педали облегченные без платформы. Такие педали чисто спортивные. Они имеют пару или две пары механизмов контактного сцепления (односторонние и двухсторонние). На таких невозможно ездить без специальной контактнообуви. Сделаны такие педали из алюминия или карбона.

педали контактные shimano

  • Контактные педали с платформой (двухсторонние). Платформа необходима для увеличения площади контакта с велообувью в экстремальных дисциплинах — даунхилл, трейл и др. Также, на таких педалях можно прокатиться в обычной обуви без шипов.

Контактные педали с платформой

  • Полуконтакты имеют с одной стороны механизм сцепления, а с другой – широкую платформу, как на обычных топталках. Они дают возможность с комфортом ездить как в обычной обуви, так и в контактной.

полуконтактные педали

Типы контактных педалей:

Существует много стандартов крепления шипа к педали, но я рассмотрю самые популярные.

Это самый распространенный тип контактов среди горных велосипедов и, пожалуй, самый доступный по цене. Притом, недорогие модели этих педалей имеют высокую надежность и верно прослужат пару десятков тысяч км, прито на одних и тех же шипах.

контактные педали для горного велосипеда

Из минусов — шипы могут забиваться грязью или снегом, из-за чего бывает трудно встегнуться. С этой бедой помогает мощный хлопок кроссовка о педаль и шип мгновенно очищается 🙂

Также, есть некая скованность спопы в дижении в горизонтальной плоскости. Но, со временем этот дискомфорт становится незаметным 🙂

Этот стандарт предназначен для шоссейных велосипедов. И в отличии от MTB педалей, все здесь направлено на максимальную фиксацию стопы.

Если в SPD педалях есть некий люфт, то в SPD-SL нога жестко зафиксирована, что очень эффективно для достижения максимальной скорости.

И в сочетании с очень жесткой спортивной велообувью дает ощущение единого целого с велосипедом 🙂

контактные педали для шоссейного велосипеда

Легкие контактные педали с потрясающим минималистичным дизайном. Из плюсов — легко и беззвучно встегиваются, даже при налипании грязи. Кроме этого, дают больше свободы стопе в горизонтальной плоскости.

Минусы — дороговизна, имеют низкий ресурс и противопоказаны людям с весом более 80 кг (летят пружины и подшипники).

самые легкие контактные педали

Предназначены для шоссейных велосипедов. Защёлкивание быстрое и уверенное, как и высвобождение. Педали Look Keo имеют большой диапазон регулировки усилия отстёгивания, который должен подойти как начинающим, так и профи. Шипы Кео не удобны при ходьбе. Жёсткий пластик довольно скользкий на асфальте.

контактные педали для шоссеров

Тип шипов, которые устанавливаются на велотуфли:

крепление шипов на велотуфли

С технической стороны разница лишь в креплениях. Крепления шипов на шоссейных контактах имеют три болта, расположенных относительно друг друга в виде вершин треугольника. В горных – два, на значительно меньшем расстоянии, сравнительно с контактами для шоссе.

И от этого различия в строении вытекает разность в ощущених. По отзывам райдеров, тестившие и те, и другие педали, шоссейные фиксируют ногу более жестко за счет большей площади крепления. Горные же – наоборот, дают возможность небольшого свободного хода. И хотя сила затяжки регулируема, МТВ-контакты позволяют ногам немного люфтить.


Какую выбрать велообувь?

Если приходится часто спешиваться и ходить, то лучше выбрать туристический вариант велообуви (более удобный для ходьбы). Подошва таких велотуфлей более мягкая и оснащена зубцами, между которыми легко прячется небольшой шип. Он может чувствоваться при ходьбе, но не доставляет сильного дискомфорта.

Если же вы мало спешиваетесь и любите постоянно вкручивать на велосипеде, то для большей эффективности лучше выбрать спортивные туфли. Они имеют жесткую, негнущуюся подошву и стягиваются липучками или специальной застежкой с регулятором. За счет того, что поверхность подошвы гладкая и шипам некуда спрятаться, то со стороны кажется, что велосипедисты ходят будь-то на пяточках. В такой обуви ходить можно, но недолго 😉

Обратите внимание! Есть модели велотуфлей, которые позволяют поставить как шоссейные, так и МТБ шипы. Об этом должно быть написано в описании!

Почему стоит катать в контактных педалях?

как выбрать контактные педали и велообувь

За счет того, что нога велосипедиста закреплена на педали, вращательные движения совершаются не только путем давления на педаль, но и при подъеме ноги вверх. В велосипедных кругах это называется “тянуть педали” или «круговое педалирование». Так, в работу вступает группа мышц, которая при езде на обычных педалях (топталках) мало задействована. Таким образом усилия можно прикладывать на протяжении всего круга вращения.

Возможность крутить по кругу одаряют только контакты! Плюсов здесь много:

  • Первый — преимущество на подъемах и на ровных участках, где нужно сильно вкручивать. Байкер на контактных педалях при разгоне выдает большую скорость без особых силовых затрат. А все потому, что задействовано большее количество мышц на ногах при круговом педалировании.
  • Второй — контакты нейтрализуют явление забалтывания и соскакивания ноги с педалей при езде по сложным траекториям.
  • Третий — для тех, кто катает в высоком каденсе и следит за нагрузкой на коленные суставы, контакты просто необходимая вещь! Коленные суставы при езде на контактных педалях страдают меньше, т.к. нагрузка распределяется равномерно сверху вних и снизу вверх.

Кто использует контактные педали?

Контактными педалями активно пользуются практически во всех велосипедных направлениях: шоссе, кросс-кантри, эндуро, фрирайд, даунхилл. Не используют контакты только – ВМХ, дерт и др. экстемальщики. Ну, это и понятно 🙂

Шоссейные гонщики просто не представляют себя без контактов, так как именно в их стиле катания максимально проявляются все достоинства контактов. Любители грунтовых дорог так же приветствуют единение с байком. Но не все любители экстрима предпочитают контактные педали. Например, некоторые ездоки ДХ выбирают обычные топталки, т.к. чувствуют себя более уверенно на трейле. Да и прыжки, типа бани-хопа, рекомендуют изначально учиться выполнять на платформенных педалях. Считаю, это мнение не должно служить опорной точкой для принятия определенного решения, ведь даунхилл – самый агрессивный тип катания, где внезапность маневров требует очень быстрой реакции байкера.

Чего бояться или мифы о контактах!

мифы о контактных педалях

Около темы контактов немало всевозможных страшных мифов, преувеличенного риска травмирования и т.п. Естественно, некоторые из них возникли не на пустом месте, но в общем, краски слишком сгущают.

Основная причина настороженности некоторых велосипедистов – это страх не успеть своевременно выстегнуть ноги и упасть. Да, определенный риск есть, поэтому все, кто переходит на контакты, тренируют навык встегивания-выстегивания на месте, пока он не будет усвоен рефлекторно. Помните, падение происходит не из-за контактных педалей, а из-за того, что не выработан рефлекторный поворот стопы в сторону от себя.

Также, очень часто, основная причина падений – психологическая. Неуверенность и страх мешает выполнить нужное движение в определенный момент.

Поэтому, больше уверенности в своих силах!

Еще одним из камней преткновения является тот факт, что контактные педали работают только в паре со специальной обувью, что вкупе выливается в кругленькую сумму. Однако, при правильном уходе они прослужат долго своему хозяину.

Также, существует некий дискомфорт в плане выбора одежды для поездки. Если это тренировка или просто покатушка — тогда все хорошо — одели спортивную форму, встегнулись и в путь. Но в случае, когда необходимо одеть повседневную одежду, контактная обувь может смотреться смешно и неуместно. Но, в таких случаях имеются специальные полуконтакты, где с одной стороны механизм сцепления, а с другой – широкая платформа, как на обычных топталках. Такие педали дают возможность с комфортом ездить как в обычной обуви, так и в контактной.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что контактные педали имеют как достоинства, так и исправимые недостатки. Точно определиться с тем, нужны они или нет, поможет только серьезный подход к рассмотрению потребностей и интересов. Новичкам или тем велосипедистам, которые выезжают пару раз в год покататься – контакты будут лишними. А если Вы за сезон имеете общий пробег 1-2 тыс. км и стремитесь к лучшему результату, то стоит поразмыслить над покупкой контактных педалей!

Катайтесь и не ломайтесь!

Типы велосипедных педалей. Какую выбрать на свой велосипед.

Что такое педаль велосипеда. Это составная часть трансмиссии, которая крепится к шатунам и передает вращательные усилия ног велосипедиста через трансмиссию и цепь на заднее колесо.

Существует великое множество различных моделей велопедалей, отличающихся друг от друга используемыми материалами, цветовой гаммой, дизайнерскими решениями и, самое главное, ценой. Причем не всегда дешевые модели — самые плохие. Часто простая и дешевая модель служит практически всю велосипедную жизнь, а сложные и дорогие конструкции меняются за несколько сезонов.

Каждый из существующих типов педалей подходит для определенных типов байков и стилей катания.

В чем особенности конструкции различных педалей, для каких велосипедов какие типы подходят мы и рассмотрим в этой ознакомительной статье.

Из чего состоит велопедаль

Устройство велосипедной педали

  • Ось с резьбой. Вкручивается в шатун и удерживает педаль в нем. Это единственная деталь велосипеда, имеющая симметричные резьбы. На каждой из них обязательно должна стоять метка: какая левая, а какая правая. Обычно это английские буквы L – Left (левая) и R –Right (правая) соответственно для левой и правой педали. Левая педаль всегда изготавливается с левой резьбой. Это значит, что она закручивается против часовой стрелки, а откручивается по часовой стрелке. На правой — обычная правая резьба. Закручивается по часовой, а откручивается – против часовой стрелки. Ось может быть как на всю длину педали, так и укороченная, меньше корпуса. Обычно такие оси используются для уменьшения веса всего изделия. Есть еще один важный нюанс, связанный со стандартами резьбы, использовавшейся на советских велосипедах, детских, американских и в современных моделях. Они не всегда взаимозаменяемы и более подробно этот вопрос рассмотрен в статье » Совместимость резьбы на педалях и шатунах велосипеда «.
  • Корпус. То на что опирается подошва. Это как раз и есть самая «дизайнерская» часть педали. Корпус может иметь различные формы, окраску, изготавливаться из всевозможных материалов и их комбинаций.
  • Подшипники. Обеспечивают вращение корпуса вокруг оси. На сегодняшний день серьезные производители устанавливают промышленные подшипники, обеспечивающую надежную и долгую службу.
  • Рамка. Используется в педалях сборных конструкций. В них на один корпус прикручиваются различные рамки (обычно алюминиевые). Рамки бывают разных цветов, форм и формой выступов, что дает возможность различных дизайнерских решений при минимизации производственных расходов.
  • Шипы. Необязательный элемент. Предназначены для удержания подошвы обуви на корпусе. Бывают интегрированные с корпусом и являющиеся его неотъемлемой частью или сменные. У сменных регулируемых шипов есть резьба и можно установить удобную байкеру высоту самого шипа.
  • Катафот (светоотражатели). Необязательный элемент. На некоторых моделях по бокам в корпусе педали встраивают катафоты. Вещь в общем полезная как дополнительное обозначение велосипедиста в темное время суток на дороге.
  • Крепежные винты. Необязательный элемент. Используется в сборных конструкциях педалей.

Материал, из которого изготавливают педали

  • Различные металлы. В основном это алюминиевые сплавы, для уменьшения веса, хотя встречаются и стальные.
  • Пластик.
  • Комбинированные.

Какие типы велопедалей существуют

  • Обычные, плоские или прогулочные.
  • Педали для горных велосипедов, топталки
  • Туклипсы.
  • Контактные.
  • Полуконтактные.
  • Шоссейные.
  • Складные.

Обычные прогулочные педали.

Прогулочные велосипедные педали

Это самый распространенный тип. Устанавливается на большинстве велосипедов продающихся в нижнем и среднем ценовом сегменте.

Их можно разделить на: пластиковые «ашан-педали» для «ашан-байков», которые прослужат максимум один сезон (практически одноразовые) и достаточно крепкие педали из алюминиевых сплавов или ударостойкого пластика, которые будут служить долго.

Ни в коем случае нельзя сказать, что это всё плохие модели.

Это модели для своего типа катания.

Плюсы прогулочных педалей

  1. Дешевизна. На многих велосипедах стоят всю их «велосипедную жизнь» и отлично служат своим хозяевам. Как минимум, 50-60% всех велосипедистов вообще «не парятся» по этому поводу и не собираются их менять.
  2. Что еще очень важно – на прогулочных педалях можно ездить в любой обуви: от сланцев – до валенок.
  3. Не требуют сложного техобслуживания.
  4. Если на их поверхности есть резиновое покрытие — оно дает хороший контакт с обувью и нога не слетает с педалей во время кручения.
  5. Отлично подходят новичкам, детям и подросткам. Хороший вариант для прогулочных и городских велосипедов.

Интересный нюанс. Из-за того, что у них нет шипов и сильно рельефной поверхности, многим женщинам и девушкам для обычной езды по городу нравятся именно такие модели. На них не рвутся чулки при случайном касании с ногой, комфортно подошве стопы в легкой женской обуви. Я, кстати, не имею в виду обувь на каблуках или кроссовки, а простые легкие летние женские прогулочные тапочки.

Педали этого типа практически всегда тяжелее остальных своих собратьев, но отнюдь не каждый велосипедист борется с каждым граммом веса своего байка.

Итак. Это нормальные педали для 60-70% обычных байкеров. Мы не берем в расчет спортсменов, МТБ-шников, фри-райдеров и т.п.

Педали для горных велосипедов, МТВ, «топталки»

По своей сути это также плоские педали, но более качественные, способные пройти десятки тысяч километров.

MTB-педали для горных велосипедов,

Почему их еще называют «топталки»? Потому что велосипедист при езде на них по-настоящему топчется. Буквально стоя «вкручивается в горку», давит что есть силы при разгоне. В общем, при катании, они испытывают более сильные нагрузки, чем предыдущий тип.

Эти модели также обеспечивают надежный контакт с обувью и поэтому имеют либо шипы, либо прочную ребристую рамку по периметру.

MTB-педали:

  • имеют правильную и широкую форму для удобного расположения на ней ноги;
  • обеспечивают хорошее сцепление с подошвой (шипы, ребристая рамка);
  • используют надежные промышленные подшипники;
  • изготовлены из ударопрочных материалов;
  • имеют хорошую сбалансированность веса и прочности.

Цена высококлассных горных педалей доходит до 200$, но в условиях нашей страны можно найти и дешевле, причем с действительно хорошим качеством.

Туклипсы

Это специальное приспособление, фиксирующее ступни велосипедиста на плоской педали. Туклипсы считаются переходным вариантом между плоскими и контактными моделями и бывают разных видов.

Туклипсы

Более подробно них можно почитать в отдельной статье на нашем сайте «Что такое туклипсы и для чего они нужны. Какие бывают и как их правильно выбрать».

Между велолюбителями постоянно идут споры: что лучше туклипсы или контакты?

На мой взгляд, спор этот не совсем корректен, и не имеет особого смысла. Каждый из этих типов предназначен для своих задач и каждый найдет своих поклонников.

Основные плюсы туклипсов по сравнению с контактами:

  1. Они значительно (в разы) дешевле.
  2. В них можно кататься в любом типе обуви. Есть свои нюансы, но для контактов нужно покупать специальную и достаточно дорогую обувь.
  3. Возможность попробовать почувствовать, что такое круговое педалирование и все его плюсы.
  4. Туклипсы, в отличие от контактов, не требуют вообще никакого обслуживания.

На мой взгляд, если финансовый вопрос Вас не смущает – берите себе нормальные контакты, снимайте старые педали, ставьте их и катайтесь. Если есть «денежные нюансы» — купите туклипсы, за 5 минут поставьте их на свои «топталки» и катайтесь, копите деньги на контакты и практикуйтесь. Единственное, перед покупкой посмотрите на свои педали – можно ли на них поставить приглянувшиеся туклипсы.

Контактные МТВ педали

Это уже профессиональные модели.

Контактные педали

Они нужны, прежде всего, для того, чтобы нога обеспечивала круговое педалирование и работала с большим КПД.

Состоят из двух частей: самой педали и шипа, крепящегося на подошву обуви. Байкер вставляет шип в специальный паз на педали, он защелкивается там, фиксируя ступню.

Обычно этот паз представляет собой подпружиненную рамку. Именно поэтому, для того, чтобы отстегнуться из контактов, нужно просто повернуть пятку в сторону от велосипеда. При падении это вообще рефлекторное движение ноги. Так же можно выстегнуть ногу и сильным движением вверх от педали. Это усилие настраивается жесткостью пружины в самой педали.

Как и в туклипсах, нога работает при движении вниз и при подъеме вверх, помогая тем самым второй ноге нажимать вниз. Однако, в отличие от туклипсов, контакты более надежно и жестко держат ступню. Нога легко выстёгивается поворотом ступни от велосипеда. Конечно, навыки выстегивания придется отработать, может быть даже и упасть пару раз, но полученный эффект в итоге превзойдет все ожидания.

Плюсы «контактов»

  • Обеспечение кругового педалирования, что на 30-40% увеличивает эффективность велосипедиста.
  • Уверенность в том, что нога не соскочит с педали, что особенно важно при сильных рывках и нагрузках при езде в горы или при резком маневрировании.
  • Уменьшение нагрузки на колени и распределение ее среди других составов ноги
  • Задействуются большее количество мышц, что ведет к меньшей усталости.
  • Байкер получает дополнительный контроль над велосипедом. Например, при необходимости перепрыгнуть небольшое препятствие можно подтянуть велосипед ногами к себе и удерживать его.

Основные минусы «контактов»

  1. Дороговизна.
  2. Необходимость покупки специальной обуви и первоначальной тщательной настройки педали и клемм на велообуви под конкретного байкера. В идеале клеммы должны располагаться прямо под подъёмом свода стопы. Однако Вам все-равно придется по экспериментировать с местом их размещения, чтобы найти оптимальную для себя позицию для вращения педалей. Боковая настройка клеммы позволяет настроить расположение стопы на педали. Некоторые байкеры ставят стопу параллельно движению велосипеда, а некоторые предпочитают располагать ее носками чуть-чуть внутрь или наружу.
  3. В отличие от плоских и MTB-педалей, если на Вашем велосипеде катается несколько членов семьи, то использование контактов станет проблематичным. Или покупайте обувь для всех членов семьи или кататься на нем сможете только Вы.

Контакты бывают

  • с платформой и контактами
  • с контактами, но без платформы
  • контакты со съемными платформами.

Полуконтактные педали

Еще их называют односторонние контакты с платформой.

Односторонние контакты или полуконтактные педали

В отличие от контактов они только с одной стороны имеют контактную площадку, а с другой стороны это обычная плоская велопедаль.

Удобны тем, что можно кататься в контактной и обычной обуви, просто перевернув её другой стороной.

Шоссейные педали

Это тоже контактные педали, но специально приспособленные для шоссейных велосипедистов. Применять их для обычного катания по городу не целесообразно.

Шоссейные педали

Так же как и для контактных, для этого типа требуется специальная обувь. Но, конструкция крепления шипов к шоссейной обуви не позволяет, в отличие от VND-контактов, просто ходить в ней по земле и асфальту.

У шоссейных, по сравнению с обычными контактами:

  • увеличена площадь соприкосновения с обувью,
  • более жесткое и четкое крепление ступни,
  • уменьшен вес самой педали за счет односторонней конструкции, т.е. встегнуться в эту педаль можно только с одной стороны, в отличие от МТВ-варианта.

Складные педали

В общем — это те же топталки, только снабженные надежным и крепким поворотным механизмом.

Основной их плюс – удобство при перевозке и хранении велосипеда. Байк занимает меньше места по ширине.

Pedali-Tipy-skladnye-min.jpg

Обслуживание педалей

Велосипедные мастера говорят о том, что в педалях нужно раз в году проверять состояние подшипников и менять смазку.

Не стану с ними спорить, но в советское время наши педали, как и цепи, служили все время жизни велосипеда и никто их без сильной надобности не разбирал и не чистил. Мыли от грязи при помывке всего велосипеда, это да.

Если у Вас стоят очень дешевые педали и при кручении появился хруст от попавшей пыли или грязи, то разбирать их, чистить и смазывать подшипники – дело муторное и неблагодарное. Лучше сразу их выкинуть и купить нормальные влаго- и пылезащищенные модели.

Как снять старые и поставить новые педали, описано в отдельной статье на нашем сайте.

Прежде всего, при обслуживании подшипников, нужно удалить грязь и старую смазку при помощи тряпочки, салфеток. Очистить чашки внутри корпуса, ось, шарики и уже потом наносить новую смазку. Смазывать их можно литолом или специальными смазками, которые покупаются в веломагазине.

Что касается контактных педалей, то их обслуживание более сложное и в рамках этой ознакомительной статьи рассматривать его не будем.

На эту тему их ремонта в интернете достаточно много различных материалов и видеороликов.

Дополнительно о педалях можно почитать следующие статьи:

  1. Как снять и поставить педали на велосипеде
  2. Что такое туклипсы и для чего они нужны. Какие бывают и как их правильно выбрать.
  3. Совместимость резьбы на педалях и шатунах велосипеда

Разновидности педалей: платформы (топталки) и контакты

Знакомство с велосипедом, так или иначе, открывает для райдера всё новые и новые горизонты. Говорить можно, как о географических “приобретениях”, так и о технических знаниях, с которыми райдеру приходится сталкиваться неминуемо. Сегодня мы говорим конкретно о педалях. Кажется, что здесь уж точно ничего нового не будет, так как элемент этот прост до безобразия и одинаков везде и во все времена… однако это совсем не так.
В действительности, педалей существует столько же, сколько разновидностей МТБ и шоссейных велосипедов. Ну, почти.

Педали платформы (топталки)

Самый распространенный вид педалей, как ни странно, это обычные педали.
Для начала давайте сосредоточимся на их строении. Топталка состоит из оси, тела педали и подшипников.
Оси выполняются из стали всегда и крепятся непосредственно к шатуну. В зависимости от направленности и ценника марка стали существенно преображается, что сказывается на жесткости конструкции и долговечности ее использования. Вся основная работа ложится именно на ось.
Тело педали может выполняться из пластика, разнообразных полимеров с включениями карбонового волокна, из алюминия, стали и прочих материалов. Если оси разных моделей будут друг на друга похожи, как две капли воды, то вот с телами все совсем иначе. В зависимости от дисциплинарного направления их конструкция существенно изменяется. Так для прогулочного ситибайка индустрия выпускает довольно объемные и широкие педали практически без шипов на поверхности. Здесь основная задача в предоставлении большой площади контакта для неискушенных пользователей, которые и в сапогах резиновых могут сесть за руль. Нагрузки на таких велосипедах особые не предполагаются.
Для МТБ велосипеда топталки будут внешне очень похожи. Однако здесь вы уже увидите много пустого пространства внутри, изощренные замысловатые формы и острые шипы. Впрочем, в качестве шипов могут выступать обычные винты длинной до 5-7 мм (общая длина имеется в виду, рабочая намного меньше), но поверьте, в подошву они просто-таки вгрызаются мертвой хваткой. Хорошие топталки с продуманными шипами по своему содержанию очень похожи на контактные педали, настолько хорошо они держат ногу на месте. Может, сравнение это слишком громкое, но такие вот впечатления оставляют хорошие инженерные решения. При этом тело может выполняться, как из пластика, так и из алюминия. Все зависит от ценника и фантазии дизайнера. Конечно, вес в этом случае играет не последнюю роль, как и способность педалей не накапливать во время движения на себе грязь.

Подшипники топталок могут быть самыми разными, как в виде обычных втулок, так и в виде промышленных подшипников или насыпных радиально-упорных. Последние любит компания Shimano и небезосновательно. Педали их конструкции отличаются своей легкостью вращения и возможностью обслуживания. Внутреннее устройство таких подшипников кажется слишком сложным, особенно их настройка во время обслуживания, но добиться там можно таких результатов и показателей вращения, которые не будут достижимы ни на каких других подшипниках. К тому же, радиально-упорная конструкция способна переваривать нагрузки с любым вектором силы, чего не скажешь, например, о втулках или промышленных подшипниках. Последним для правильной работы требуется строгое направление силы перпендикулярно оси вращения.
Втулки используются на самых бюджетных педалях и славятся своей недолговечностью, способностью к быстрому износу и загрязнению по поводу и без. Характеристики вращения у втулок просто никакие, для серьезных мероприятий они не подходят. Довольно часто они используются в комбинации с промами.
Промышленные подшипники любят все и считают их чем-то особенно качественным, хотя от реальности это очень далеко. Дело в том, что они плохо выдерживают боковые нагрузки, а их размеры эту проблему сильно усугубляют. Пока они новые, крутиться будут шикарно. Впрочем, надо отдать должное, служат педали на таких подшипниках довольно неплохо, если не перегружать их особенно активными вкручиваниями.

На фото: слева самые простые и дешевые топталки, посередине пластиковые топталки с цепкими шипами, справа платформы для ситибайка (без шипов, но с цепкой поверхностью)

Основное преимущество платформ заключается в универсальности. То есть, вчера вы ездили на МТБ, сегодня переставляете их на шоссейник и… они будут справляться точно так же. Конечно, эффективность их относительно контактных педалей весьма посредственна, хотя они предоставляют неоспоримое преимущество – ногу можно очень быстро выставить в сторону для удержания равновесия при вероятном падении. В зависимости от погоды вы можете без задних мыслей менять обувь, в которой будет очень комфортно ходить пешком.
Еще одно важное их преимущество – низкие цены, которые иногда и в голове не укладываются. В этом месте призываем вас не экономить и выбрать наиболее безопасный и качественный для себя вариант.
Основной недостаток платформ заключается в том, что их эффективность при активном вкручивании весьма ограничена, так как нога будет работать только на давление, говорить о работе при ходе шатуна вверх не приходится. Да, при желании можно и этому научиться, но мероприятие это весьма сомнительное. Также многие райдеры знакомы с проблемой соскакивания ноги с педали во время активного вкручивания. Когда педаль плоская и без каких-либо выразительных шипов, данная ситуация ничем не примечательна. Когда же конструкция включает в себя шипы, даже пластиковые, на голенях остаются довольно неприятные и глубокие раны. При выборе подобных моделей принимайте во внимание и этот факт.

Экзотические формы топталок на топталки и вовсе не похожи. Речь идет о решениях, позволяющих экономить вес. Некоторые производители в погоне за рекордными показателями вместо платформы оставляют ось с надетой на нее трубкой и… и всё. Удобство здесь отсутствует полностью, хоть и позиционируются такие байки, как повседневные при весе около 4-х кг. Напомню, что средний вес среднего велосипеда составляет около 12-13 кг.

В дополнение к вышеописанному стоит добавить, что обычные педали бывают складными для экономии места во время транспортировки или хранения, со сменными или встроенными шипами, со светоотражателями и без них.

Контактные педали

На другом полюсе велосипедного мира располагаются контактные педали. Рождение их произошло в 1984-м году силами компании Look. В данном случае речь идет о шоссейных контактах, которые призваны существенно повысить эффективность спортсмена при педалировании. Повышается она за счет надежной и жесткой фиксации ступни на педали с возможностью быстрого встегивания или выстегивания. Позднее, в 1990-м году компания Shimano представила свое видение контактных педалей для маунтинбайка – Shimano Pedaling Dynamics – SPD. Интерпретация шоссейных контактов была очень похожа на творение Look, но вот называлась она – SPD-SL. Отличий между шоссейными и МТБ контактами так же много, как между шоссейным и МТБ велосипедом.
Рассматривать строение подробно не станем, так как оно точно такое же, как и у топталок – тело педали, ось и подшипники.

На фото МТБ контактные педали: слева SPD контакты и совмещенные с платформой, справа педали Crank Brothers и совмещенные с платформой. Ниже показаны соответствующие шипы, посредине расположены шоссейные шипы для сравнения.

Контакты для горных байков чаще всего выполняются в двустороннем формате, чтобы у райдера всегда была возможность встегнуться легко и быстро. Идея очень удачна, если рассматривать МТБ в своей родной стихии, где грязь и камни не дают расслабиться ни на секунду. Суть катания на горном велике сводится к постоянной необходимости поддерживать себя в равновесии опираясь ногами на землю. Более унифицированные модели SPD педалей предусматривают возможность их использования, как в формате контактов, так и в формате обычных топталок. Другими словами, одна сторона с шипами под повседневную обувь, а вторая с клипсой под велообувь.

Отдельный вид контактов для МТБ был выпущен компанией CrankBrothers. Суть их работы точно такая же, но механизм зацепления немного изменен, отчего совместимости между двумя форматами нет никакой. К недостаткам Crank Brothers относят шипы, которые выполняются из мягкого металла, а он быстро изнашивается. Шипы Shimano выполняются из закаленной стали.

Контакты для шоссейных приключений бывают трёх типов – Look, SPD-SL (Shimano) и Speedplay.
Первые два стандарта очень похожи друг на друга внешне, но некоторые конструктивные особенности не позволяют им быть взаимозаменяемыми. Тем не менее, объединяет их огромный полимерный шип, который крепится к подошве шоссейных велотуфлей и сильно мешает ходить пешком. Сама педаль выполняется односторонней в силу своих особенностей. То есть, если на МТБ вы можете встегнуться любой стороной, то шоссейные контакты будут работать только с одной стороны. Конструкция такова для того, чтобы обеспечить, снова, максимум эффективности.
Особняком стоят педали Speedplay, это аккуратные кругляши, которые умеют работать с двух сторон, как SPD. Однако есть в модельном ряду экземпляр, призванный увеличить аэродинамический показатель, он встегивается только с одной стороны. Вторая образует с шипом и подошвой велообуви ровную поверхность, по которой воздух должен проходить без лишних завихрений.

На фото шоссейные контактные педали: слева SPD-SL (Shimano) педали и шипы, посередине Speedplay педали и шипы, справа Keo (Look) педали и шипы

Конструкция SPD велообуви предусматривает утопленный в подошву небольшой металлический шип, позволяющий осуществлять хоть и короткие, но всё же пешие прогулки. Примечательно, что формат SPD нередко применяется любителями даже на шоссейниках, ничего зазорного в этом нет.
В стоимость контактов всегда стоит вносить и стоимость обуви, что делает этот вид педалей самым дорогостоящим. Да, кстати, примите во внимание еще и фактор сезонности, должно быть несколько пар обуви для разных погод, такие вот дела.
В то же время, сравнивать их с платформами или туклипсами (о них чуть ниже), даже не приходится. Любой райдер, пусть и без спортивного бэкграунда, способен по достоинству оценить всю прелесть контактов.

Туклипсы

Самая вымирающая разновидность педалей, причем контактных, именуется туклипсами. Использовались активно они на заре становления велоспорта, а в наши дни применение находят достаточно редко. В основном их можно увидеть на старых шоссейниках или современных фиксах. Последние носят такое название потому, что у них всего одна передача и та глухая. То есть, вместе с педалями неминуемо крутится колесо, причем не имеет значения – вперед или назад.
Контактность туклипсы обеспечивают за счет пристегивания ноги к педали ремнями в специальной “клетке”. Выполняется она из металла и ограничивает движение ноги вверх, вниз и вперед. В зависимости от конструкции ремни выполняются из тканой материи или кожи.
Важное преимущество туклипс заключается в том, что они совместимы практически с любой обувью, хоть с лаковыми туфлями на каблуках. Другими словами, это очень удобный способ закрепления стопы на педали с точки зрения последующей ходьбы. Кроме того, туклипсы обходятся намного дешевле за счет отсутствия необходимости докупать специальную обувь, которая, кстати, не всегда подходит к верхней одежде.
К недостаткам туклипс следует отнести неудобное встегивание. Дело в том, что под собственным весом они постоянно оказываются “клеткой” внизу и при желании встегнуться необходимо проводить некоторые манипуляции. Хотя со временем это движение доходит до автоматизма. Обычные контакты лишены этого недостатка, так как всегда являются двусторонними, конечно, если речь не идет о комбинированных моделях. И, разумеется, туклипсы не способны обеспечить необходимый уровень фиксации ноги на педали.

На фото: слева туклипсы с кожаными ремнями, посередине стрепы, справа туклипсы с текстильным ремнем

Стрепы

Разновидностью туклипс, являются “стрепы” для фиксов. Важное преимущество стреп – дешевизна и совместимость с любыми топталками. Суть их работы точно такая же, как и примеров выше – зафиксировать ногу на педали. Однако стрепы лишены ограничителя движения ноги вперед и это приходится учитывать. Разумеется, с привычными контактами они сравниться никак не могут по своей эффективности. Среди преимуществ, кроме низкой стоимости и универсальности, следует отнести также и совместимость с любым типам обуви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *