Что такое подбор квартета в ламповом усилителе
Перейти к содержимому

Что такое подбор квартета в ламповом усилителе

  • автор:

Настоящий ламповый звук

Привет! Сегодня мы поговорим о важнейшей часть гитарного звука — о лампах в оконечном усилителе! Они очень сильно влияют на то, как звучит усилитель, а конкретно на такие параметры звучания, как тон, объёмность, мощность, качество перегруза. При выборе усилителя важно понимать чем отличаются те или иные лампы между собой им я надеюсь, что эта статья вам поможет лучше разобраться в этом вопросе. 4 основных типа ламп, которые используются в оконечнике гитарного усилителя, это 6L6, EL34, 6V6, и EL84. Есть также другие, например, KT66 или KT88, но если вы разберетесь в отличиях 4 основных типов, вам станет понятнее, чем отличаются другие лампы, не такие распространённые.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость — о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае — это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук — насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт — классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности — это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики — все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

6L6

Лампа 6L6 очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 — до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

EHX 6L6

На мой взгляд у 6L6 очень мощный, немного бубнящий низ — и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом «искристые». 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука — усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ. Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

EL34

Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.

Electro Harmonix EL34

Mullard EL34

EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

EL84

EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые 🙂

Electro Harmonix EL84

Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

Кстати, какие лампы используете вы?

Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM

  • vkontakte
  • facebook

Форум гитаристов

У нас самая большая гитарная тусовка

В связи с текущими событиями на форуме вводятся новые правила. Ознакомление обязательно.

  • Форум гитаристов »
  • Оборудование »
  • equipment.beginner (Модератор: andrei_kob) »
  • Тема: Прошу совета в подборе ламп для комбоусилителя.

Страницы: [1] 2 3 [Дальше >>] Вниз

Автор Тема: Прошу совета в подборе ламп для комбоусилителя. (Прочитано 5015 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Страницы: [1] 2 3 [Дальше >>] Вверх

Тема: Ламповый усилитель своими руками (с нуля + азы)

Vetusto вне форума

По умолчаниюЛамповый усилитель своими руками (с нуля + азы)

Читая много всякого про лампу пришел к выводу, что по сути, это самое простое устройство. Покупать ламповый усилитель нет никакого желания, а вот желание занять чем-нить руки — полно. Сразу скажу, образования электротехнического нет (совсем, половину терминов не понимаю, но способный, гуглю), в институте была электротехника, но я прошел мимо. Однако, как и у любого нормального мужика есть и паяльник и паяльная станция и все, чтобы паять. (ну, кривость рук тоже присутствует, но исправляется кропотливой работой в данном направлении). Кроме того, работаю на заводе, где есть и лазер, и покрасочный цех. Кроме того, сам по образованию конструктор. Т.е. что-то начертить — это запросто. Даже люблю я это дело.

Короче говоря, помогите собрать ламповый усь. Ругать, осуждать можно, но только схемы и решения.

Пока есть один вопрос, который надо на данном этапе решить:

Схема усилителя. Тут нужна Ваша помощь, схем полно в инете, но выбрать правильную. По схеме вот какие хотелки:

а) Лампа / лампы: почему-то смотрю в сторону лампы 300B. Не знаю почему, но вроде как выбор их огромен и народ, большей частью, от них в восторге.

б) Мощность. Вот тут хотелка у меня запредельная. Мощность мне нужна такая, чтобы раскачать НЧ динамики на моих Diatone DS-90C. Сколько это ватт должно быть в пересчете на класс А?

в) Одно или двухтактный — видимо, однотактный.

г) интегральный. Блин, вот если делать, то делать интегральный, на три входа. Геморроя больше, понимаю, но в голове у меня почему-то все просто: три входа, один переключатель, который перемыкает ту или иную цепь / вход.

д) бывают балансные ламповые усилители?

Обсуждать и ругать можно долго и упорно и это может каждый, вот помочь не каждый может.

———- Сообщение добавлено 14:08 ———- Предыдущее сообщение было 14:03 ———-

на данном этапе идеально было бы, если бы схема была из комплектующих, которые можно было бы купить в магазине. У нас, в Китае, на ибее, не важно где.

Проект долгоиграющий, и не на один месяц. Думаю, даже не на один год. Я никуда не тороплюсь. Если определиться со схемой и начать закупать все комплектующие, то за пару месяцев я их закуплю.

Что такое подбор квартета в ламповом усилителе

Есть ли смысл точного подбора ламп в пары?

Сергеев Сергей: разные случаи: 1. Двухтакник 2. однотакник с параллельными лампами.

Ответов — 69, стр: 1 2 3 4 All

АМЛ: Смысл есть. Во-первых — последняя капля мощности. Чем равномернее мощность между лампами респределяется, тем выше мощность можно от них суммарно получить. Во-вторфых — подмагничивание сердечника в двухтактнике при разных лампах, даже если в покое смещением выставлены хорошо, то при сигнале получатся динамические искажения. В третьих — чем менее линейные лампы, тем точнее они должны быть подобраны в однотактнике, для получения минимума искажений.

пятачок: Для однотактника,наверное,требуется очень тщательный подбор в пары,насколько я понимаю желательно по нескольким точкам.Или допустимо прямо в рабочей схеме,по рабочей точке подобрать пары?Как раз у меня проблема подбора в пары 4П1Л. Решил все же запараллелить их на выходе.

АМЛ: 4П1Л очень линейные, и их можно подобрать лучше, чем триоды в колбе 2А3. Я подбирал так: все 7 имевшихся у меня ламп воткнул поочерёдно в каскад, для которого они предназначены, подождал 5 минут для каждой лампочки, чтоб капитально прогрелась, и записал значения тока катода. Получилось в районе 10 процентов, хоть лампы и были очень разных годов. Подобрал из них 2 наиболее близких пары.

Yoika: АМЛ пишет: Подобрал из них 2 наиболее близких пары. Это хорошо, отобрали или купили парные лампы, а выходные трансформаторы с разбросом по сопротивлению первички. Что делать подстраивать режимы? А может быть подбирать лампы с учетом наиболее одинаковых режимов работы оконечного каскада, по величине катодного смещения?

АМЛ: А может быть заодно ещё и трансформаторы подобрать одинаковые?

U.L.F.: Yoika пишет: . а выходные трансформаторы с разбросом по сопротивлению первички. Что делать подстраивать режимы? Не надо использовать такие трансформаторы.

пятачок: АМЛ пишет: Получилось в районе 10 процентов, хоть лампы и были очень разных годов. Подобрал из них 2 наиболее близких пары. У меня имеются с десяток ламп 4П1Л одного года-65 и военной приемки.Надеюсь,здесь разброс поменьше будет

oleg_s: Одинаковость тока покоя не есть гарантия идентичности характеристик ламп

пятачок: Ну это понятно.В любом случае,даже при подборе в пары по нескольким рабочим точкам не есть гарантия 100% идентичности.Вопрос еще в том,сможем ли мы определить это на слух.Мы же с успехом применяем двуханодные 6С4С и ничего,все довольны .Конечно,не совсем деликатное сравнение,но все же.

Сергеев Сергей: пятачок Вот это и я хотел сказать. В однотакниках конечно стоит стремится к подбору в пары. А в двухтактниках? Ведь часто специально делают перекос для получения спектра однотактника.

illarionovsp: По принципу разумной достаточности. У меня из дюжины 6П3С (одной партии), 3 пары менее 5% разброс, две шт. в дело не годятся, 4 — условно досрочно. С ув., СП.

Yoika: U.L.F. пишет: Не надо использовать такие трансформаторы. Верю, что у Вас хорошие трансформаторы, а у меня(заказные) с разбросом по r1 — 10%. Думаю, что у Хаммондов не лучше. Считаю, критерием подбора ламп оконечного каскада, равенство r1*Ri/r1+Ri , по каналам.

illarionovsp: А r1*Ri/r1+Ri, это что за зверь? Может равенство r1+Ri первого канала и r1+Ri второго? По экв. схеме они в последе идут. С ув., СП.

Yoika: illarionovsp пишет: А r1*Ri/r1+Ri, это что за зверь? Может равенство r1+Ri первого канала и r1+Ri второго? По экв. схеме они в последе идут. С ув., СП. По постоянному току r1, Ri последовательно, а по переменному току — параллельно. Наверное, можно принять для простоты просто сумму r1+Ri. Все равно режимы каскада устанавливаем по постоянному току.

illarionovsp: Книга Цыкин Г.С. ТНЧ. С ув., СП.

Yoika: Приведу цитату Е. Васильченко «Расчет выходного трансформатора» altor1.narod.ru › Soft___Tools/SE_superfinish.pdf «Эквивалентное сопротивление анодной цепи (формируется из параллельно включенных по переменному току внутреннего сопротивления лампы и анодного сопротивления):»

Владимир Константино: Добрый день! В двухтактнике не столь критичен подбор, хотя тоже очень желателен, а вот в однотакте при параллельных лампах очень строгий подбор просто обязателен, и не по одной точке анодного тока, а хотя бы по двум точкам. Коэфф. нелинейных просто в геометрической прогрессии зависит от качества подбора ламп.

illarionovsp: Эквивалентное сопротивление Req есть Req=(Ri+r1) || (Rn+r2)*ktr2. Оно определяет нижнюю синус частоту среза трансформаторного каскада: Fn=Req/(6.3*L). С ув., СП.

АМЛ: Владимир Константино пишет: В двухтактнике не столь критичен подбор, хотя тоже очень желателен, а вот в однотакте при параллельных лампах очень строгий подбор просто обязателен, и не по одной точке анодного тока, а хотя бы по двум точкам. Коэфф. нелинейных просто в геометрической прогрессии зависит от качества подбора ламп. Совершенно верно! И чем дальше лампы по линейности от 4П1Л и ближе к 6П3С, тем важнее такой подбор. Лучше — само собой, по 3-м точкам, этого бывает вполне достаточно. Но для 4П1Л я — бы всё — же более, чем с одной точкой, не заморачивался. Проверено электроникой (Ц)

Владимир Константино: Добрый день! Хорошо знаком с параллельными 4П1Л Михалыч (Андрей) и мне кажется не совсем положительный опыт. Но ему не привыкать — он 6П36 отбирал , а это еще та «буренка».

пятачок: АМЛ пишет: Но для 4П1Л я — бы всё — же более, чем с одной точкой, не заморачивался. Проверено электроникой (Ц) Насчет 4П1Л вы правы.Проверил две пары сначала по одной рабочей точке,затем по другой точке и удивительно,разброс минимален,можно сказать даже,что его почти и нет.Действительно,очень линейные лампы и разброс минимален,по крайней мере из того десятка,что есть у меня.Вот закончу скоро сборку окончательно,будем сравнивать.

АМЛ: Владимир Константино пишет: с параллельными 4П1Л Михалыч (Андрей) и мне кажется не совсем положительный опыт. Но ему не привыкать — он 6П36 отбирал Вот всё и познаётся в сравнении. После подбора 6П3С подбор 4П1Л — просто сказка. Я тоже сперва наслушан был страшилками, но когда до дела дошло, то сперва очень удивился. Готовился было раскашеливаться на кучу ламп из одной партии, а этого вовсе не понадобилось.

ВладимирПор: лампы, неомненно, надо подбирать Аналогично, и транзисторы Было дело, один товарищ собрал усилитель по схеме электрофона Аккорд 00 стерео выходные грелись по-разному-от чуть теплых до горячих. Хорошо, что ему знакомые подвалили мешок транзисторов. Снял характеристики по точкам-от нуля до тока насыщения. Для каждого транзистора построил на клеточной бумаге характеристику. Получилось вполне удачно-совместил на свет харктеристики-получилась четверка с разницей в миллиметры. Если до того звук был-можно сказать=громкий, но на низких усилок давился, а на высоких резал уши.(Он просто СОБРАЛ его). После подбора вклчили-результат-ожидал, что будет лучше,но не настолько-же? Без амбиций-шипения в динамиках(от ламповой радиолы 000) не слышно вообще, выходные транзисторы-одинаково холодные. После фонограммы с проигрывателя на средней и полной громкости-равномерно теплые. Уши не давит и не режет. Перебрать пришлось свыше двадцати штук двухсотой серии. Предвыходные подбирал на обычном тестере по Бета-коэффициентам. Ну и остальные подобрал, включая предварительный усилитель-чтобы каналы были одинаковыми. Номиналы реисторов в схеме не менял. Единственное, что регулировал-на входе прдварит. усилителя резисторы со звездочкой- получился неплохой звук.

ВладимирПор: А кто имеет статистику Сколько нужно перебрать ламп-например 6П14П-чтобы подобрать четверку-квартет?

ВладимирПор: особенно важно иметь совпадение в начальном участке характеристики

Бокарёв Александр: Эта метода , совершенно несложная(подбор транзистора по коэфф-ту передачи на реальном токе) прилагалась к схеме одного мудрого автора, Крылова , в журнале Радио. Подбирались пары КТ903-ГТ806. Тестер плюс питание 4 вольта. ( Вообще-то эти крыловские схемы работали с пол-пинка и так, без подбора.) Но подбор пар резко увеличивал потенциал этих простейших но очень удачных схем. Это -простые для понимания знатока вещи. Но, чтобы понять это, иногда нужно прожить много лет . (Это-мой вариант.)

ВладимирПор: Сергей С. Сергей, здравствуйте. Я новичок на вашем сайте-в смысле только обьявился. Читаю давно. Как из Вашего опыта-насколько велика разница в характеристиках выходных трансформаторов от изготовителей, либо из вашей практики-при всем стремлении ксовершенству?

Бокарёв Александр: Владимир, судя по глобальности вопросов- вы в начале пути. Советую вам опробовать методику здешнего аксакала RED CAT, методика подбора ламп при нулевом смещении (сетка-в землю, катод-в землю в аноде-резюк, меряем анодное напряжение) Экранн.сетка-на анод, естессно. Данная метода хороша тем, что найдя пару ламп с одинаковым Uа , можно быть уверенным, что все прочие параметры совпадут. Я лично в этом убедился.

ВладимирПор: Понимпаю,что я не открыватель чего-то то нового. Схема была обычная-два тестера-один в цепи базы-другой в цепи коллектора плюс потенциометр в базовой цепи и добавочные омные на всякий случай. батарея 4,5 Вольта. Некоторые ловились на информации, что «благодаря наличию ООС в каскадах и общей ООС усилитель начинает работать сразу после сборки и налаживания не требует. Вопрос в том,как он работает(в смысле качество-а не громкость). Были и такие публикации-устанавливать режим микротоков в предварительных каскадах для уменьшения собственных шумов-это что-перевод в режим с отсечкой? О каком качестве можно говорить в таком случае. Все предв. каскады должны работать в А-режиме

Бокарёв Александр: Владимир, вы путаете Бисмарка с насморком. (поговорка нашего кап-три на военной кафедре) Микротоки и режим отсечки-это две большие (или 4 маленькие) разницы. И в микротоке можно работать в классеА. Но- за другую зарплату

ВладимирПор: А как насчет комплементарных? В одном из радиожурналов-РАДИОАМАТОР или РАДИОХОББИ читал статью одного нашего- он сейчас в Англии работает по прежнему профилю. Говорит-в смысле пишет-что на комплементарных невозможно собрать нормальный усилок. Хотя хозяева его напрягают как раз в этом направлении (хозяин-барин). Рынок диктует?

ВладимирПор: Возможно,что и в м-токовом режиме можно тработать в А Но если деталь сочинили для режима по рабочему напряжению и току-то что можно ждать от нее в других условиях? Типа-а она еще может работать и приполовине напряжения-даже лучше? Якобы электроны не так шумно стучат .

ВладимирПор: А вы хоть один усилок в магазине слышали-чтобы он не шипел? Конвейер-он и есть конвейер-хоть у нас-хоть у них. В смысле процентовка допуска по подбору деталей.

ВладимирПор: Это происходило в 1970-х Тогда мешок транзисторов-сами знаете

Бокарёв Александр: Сам знаю. Мешок был, но мыслей, что с ним делать-куда меньше.

ВладимирПор: Александр ссылка на аксакала-спасибо здесь его пока не нашел Что-то эта метода напоминает подбор транзисторов типа-замерьте тестером сопротивление переходов в прямом и обратном наравлении-и подберите пары(это без ехидства). Речь о точности а это похоже просто отбор сильно непохожих

ВладимирПор: Сергей С. Извините, что встрял с неламповой темой. Но, думаю, что это достаточно параллельно-даже очень близко. На старом сайте кто-то упоминал об этом усилителе Это называется камни? Или я ошибаюсь?

Бокарёв Александр: Владимир, отобранные на нулевом смещении лампы оказываются идентичными по усилению, режиму и спектру искажений. То есть, имеем настоящую пару, без дураков. И доложу вам, что выбрать из кучи такую пару- ой непросто. В итоге- куча совершенно разных ламп. И одна пара одинаковых. Насчёт микротокового режима- в нём работают только транзисторы с заведомо высоким усилением и малым шумом, тогда режим себя оправдает. А заводить мощные транзисторы в микротоки и что-то от них хотеть- это мимо смысла. Если по уму транзисторы отбирать, то для этого есть измерители транзисторов типа Л2-41 , там меряется коэф передачи на импульсных токах любой величины, что даёт истинную картину , в отличие от измерений комариным тестером. Есть и характериографы для этого, там ещё круче возможности.

Сергеев Сергей: ВладимирПор пишет: Извините, что встрял с неламповой темой. Да все нормально. Камнями называют транзисторные или микросхемные усилители.

DACKOMP: И процессоры комповые.

majordom22: Бокарёв Александр пишет: отобранные на нулевом смещении лампы оказываются идентичными по усилению, режиму и спектру искажений Это же почти диодное включение. Неужели оно может быть информативным? И, при номинальном токе, вольт на аноде очень мало будет. В сотые заглядывать, или как? Есть отобранные по нормальным методикам пары, можно будет сравнить.

Бокарёв Александр: Виталий, сами гляньте ваху скажем, 6с3п, при Uс=0, зачем строить теории .

majordom22: Бокарёв Александр пишет: 6с3п, при Uс=0Вот, смотрю. Всё интересное при смещении =0 заканчивается после 10 мА. Дальше-малоинформативная прямая. Подскажите, куда смотреть?

Бокарёв Александр: На лампе с нулевым(почти нулевым) смещением собран каскад для 1541. Результат самый лучший из всех вариантов. Ещё более продвинутый вариант-трансформаторный выход( не делался по причине ограничения бюджета)

ВладимирПор: Характериограф -штука наглядная, и хорошая в смысле экономии времени-но не в точности- построение характеристики по точкам выше на порядок- сам догадался- да и не очень давно где-читал.

ВладимирПор: Сергей спасибо за ответ а как насчет 2-х и 3-х полосных УНЧ ? -и скольки все-таки приходилось перебрать ламп для пары? понятно, что статистика не может быть точной в этом вопросе хотя-бы приблизительно

ALSS: ВладимирПор пишет: Были и такие публикации-устанавливать режим микротоков в предварительных каскадах для уменьшения собственных шумов-это что-перевод в режим с отсечкой? О каком качестве можно говорить в таком случае. Все предв. каскады должны работать в А-режиме Они и работают в классе А. А вот со звуком начинают твориться нехорошие вещи. В 70-х при повторении одного из записывающих трактов поуменьшали токи до отсутствия шумов, а звук никакой — про емкости последующих каскадов забыли, что перезаряжать их надо, а нечем — это из статей в журнале МЕЛОДИЯ (не чешский! советский фирменный), был такой в 80-х (по крайней мере у меня в памяти такая связка по источнику этой информации). А вот для определения на слух готовности головки самонаведения (с ИК-приемником) к работе как раз в микротоки и загоняли такую интересную микросборку 8УС721, чтобы ее транзисторы без работающего ИК-приемника не шумели. А вот методику REDCAT обязательно проверю на подобранных в пары 6С45П — очень интересно!

ВладимирПор: то, что я написал до того-до того После того, как он просто СОБРАЛ усилок-шумы были ощутибельные сразу после включения Ну он надеялся, что схема уже работоспособна,если ее запустили на конвейер. Я снимал харктеристики, и менял транзисторы с надеждой, что будет просто лучше, с ожиданием эффекта КАК ВСЕГДА (был опыт эксперимента-сжег все выходные-устанавливал ток покоя без снятия питания). Особенно после вклчения-хлопок в динамиках-и тишина. Чужое есть чужое. Померил питание-в норме. Средняя точка-ровно половина напряжения питания. Больше всего поразило отсутствие шипения. Поставили пластинку на проигрыватель с крамической головкой-пошла фонограмма. Добавили громкость на всю-громко-но чисто. Добавили низкие на всю-чисто. Добавили высокие-тоже до упора-чисто идут. На конвейере, конечно, с таким низким процентом отбора никто заниматься не будет- слишком дорого. Это только при индивидуальном отборе возможно. Мало кто знает-но существует понятие-индивидуальная доводка механизма-берется конвейерный образец-исходят из того, что он вполне работоспособен-уменьшают процент отклонений от расчетного теоретического-получается очень неплохо(это в смысле теория сильно близко с практикой). Ведь делают БРАБУС из МЕРСЕДЕСА, хотя и МЕРСЕДЕС-уже неплохо.

ВладимирПор: Относительно полосовых-многоканальных УНЧ: Выпуск В ПОМОЩЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ номер 60 автор Макаров-дает по максимуму- 3-канальный УНЧ на лампах 6П14П-выход. Если кого интересует-накопал информации по всем этим выпускам в тему УНЧ Сергей, еще раз извините за песочно-каменную тему

Yoika: В ТИАСУРЕ, в лаборатории кафедры КИПР, был прибор для измерения наглядных характеристик транзисторов (ПНХТ). На нем мы подбирали комплементарные пары транзисторов из Томского НИИПП, типа КТ315 и КТ361, попадали экземпляры с Uкэ-400В. Наверняка где то может еще сохранились ламповые характериографы. Вот что нашел: http://www.magictubes.ru/text/app_isp.htm

Danila220: Сергеев Сергей пишет: 2. однотакник с параллельными лампами. Вроде бы смысл подбирать параллельно работающие лампы в однотактнике есть. И работать подобранные лампы должны более линейно. Но на практике этого может и не быть. Вот, смотрите, есть двуханодная 6С4С и есть одноанодная 300B. Так вот подбрать 6С4С, так что бы половинки были одинаковыми нельзя — все внутри лампы. Но от многих радиолюбителей слышал, что 6С4С звучат даже приятнее трехсоток. Следует учитывать, что «классические» лампы как правибо и без подбора не очень сильно отличаются и могут быть поставлены в параллель, а вот современные 6С33С, 6П45С и т.п. могут отличатся значительно сильнее. К томуже 6С33С имеет в себе 2 катода, которые в свою очередь могут сильно различастя (а часто и действительно различаются) по эмиссии.

Бокарёв Александр: Все лампы имеют разброс, и чем строже подбор, тем меньше выход парных ламп. Отбирать попарно нужно для максимальной неискажённой мощности. Или для устранения перекоса по начальному току и нежелательного подмагничивания. Но подсознательно всегда ухожу от параллельного варианта в однотакте, предпочитаю ему другую более мощную одиночную лампу, если это можно.В тоже время знаю людей, у которых и по 3 в параллель лампы работают. И говорят, нормально работают.

Danila220: Как вам нравится 6С4С с ее запараллеленными половинками?

Бокарёв Александр: Прекрасная лампа с роскошным звуком, а кроме 6с4с-непревзойдённая 2А3, вам их послушать сперва бы, а уже потом- читать всякое. Вы будете смеяться, как в том одесском анекдоте, но у меня в усилителе прижилась по звуку именно 6с4с, и её двуханодность не лишает меня сна и не заставляет тревожно вздрагивать при прослушивании музыки.

пятачок: Многим звучание 6С4С нравится,мне тоже нравится,хотя и есть лампы интереснее в звуке.Заметил,что звучание разных годов выпуска у 6С4С все же отличается.Самыми вкусными оказалась пара ламп 60-го года.Имхо.Это из моей скромной практики.

Бокарёв Александр: Пятачок, всё верно, и у меня- именно тех самых лет лампочки, 57го года. Кстати, отбор ламп с максимальной линейностью можно делать прямо в рабочем каскаде, с автосмещением, подавая выходной сигнал на спектроанализатор.

пятачок: Александр,сначала я отбирал пару по точкам прямо в схеме,а затем по вашей методике,т.е. по спектролабу.Оказалось проще.

Михалыч: Александр, привет! Иногда имеет таки смысл кропотливая возня с подбором ламп в пары. Ты меня знаешь, я все через паяльник постигаю. Так вот, давно полюбил 4п1л за ее детальность и ясность звучания, только никак она мне не катила из-за высокого внутреннего, как ни крути — с одной меньше 3 ома выходного не получалось, а это (с моей акустикой) вялый бас и гудеж. В общем выход один — надо параллелить. Владимир Константинович спроектировал мне схему Лофтина и я кинулся в бой. Поначалу, из своих 10 шт. мне удалось подобрать 2 пары с разбросом в 3% и 7%. Результат не особо порадовал, звучало просто здорово, но режимы нормально не устаканивались, ток плавал, лампочки в парах разезжались в разные стороны. Я чуть было не бросил эту затею, но пообщался с Шалиным, и он меня убедил продолжить борьбу за правое дело — звук 4п1л. Далее мы с Владимиром объединили ресурсы — мой десяток и его 16 ламп, и с этим богачеством я на вечер засел за ИЛ-14. В результате подобрал 5 пар, 3 тройки и пятерку ламп с точностью +- 0.5 мА, далее подогнал в схеме напряжением накала (прямонакалы заметно меняют крутизну при изменении накала на 0.05В). В итоге получился просто чемпионский усилок со звуком, который и не снился 6с4с. И режимы устанавливаются минут за 10 и стоят как вкопанные часами. Владимир Константинович надысь приходил на прослушивание — сейчас тоже вынашивает мыслю изготовить подобный для себя любимого. Так что подбор смысл имеет.

Бокарёв Александр: Михалыч, привет сердечный! За всё время так и не удалось послушать хоть какой-нибудь унч на 4п1л. Поэтому не могу ни разделить восторгов, ни охладить их своим скепсисом. Просто не знаю этого звука. Схема Владимира Константиныча красивая и предельно простая. Но я для себя отмечаю сразу несколько моментов, которых сам избегаю. Поэтому заподозрю унч в чрезмерной детальности, коей боюсь с некоторых пор . Предпочитаю ей слитность и плавность. Возраст как бы обязывает.

Михалыч: Ну так милости просим к нам в Есенинские края — несколько увлекательных аудиовстреч обеспечено и культурную программу устроим. А схема, да, простоя но весьма норовистая, просто так не заводится, но результат того стоит. Я вот какую штуку заметил — кровью и потом выстраданный, налаженный и отстроенный усилитель на пути к совершенству проходит этап пугающей детальности, звонкости, басистости (поначалу эта стадия увлекает, но со временем начинает утомлять) и может считаться законченным когда приобретает мягкость и особую комфортность при прослушивании. Тогда и громкость уменьшаешь, и оторваться по 4 часа не возможно, и домашние по очереди начинают подтягиваться в комнату. И уже не надо точно между колонками садиться — хоть из соседней комныты слушай — кайф тот же. А вот слитностью и плавностью у меня особенно двухтактник отличился, правда до ума я его 3 года доводил.

illarionovsp: Михалыч пишет: пугающей детальности, звонкости, басистости Шутники говорят: «Ставь в катоды не шунтированные резисторы и всё пройдёт». Другие глаголят: «Спектр кни не правильный. Мало второй.». Много «басистости», выходник не правильный. Ra (приведёнка), как правило, маловата. Иногда лучше пожертвовать кпд в угоду индуктивности. В меру. Иначе звук «мыльным» будет. С ув., СП.

Михалыч: СП, советы правильные, штука в том, что резисторы в катодах давно не применяю (см. схему )и выходник один и тот же остается. В процессе доводки, как правило, модернизируются источники питания и может меняться рабочая точка ламп — это и приводит к описанным изменениям.

Владимир Константино: Добрый день! Поставил Михалыч джаз на виниле и вижу , что сцена на прямая а полукруглая и саксофонист стоит на кончике , а барабанщик не на сцене сидит , а на возвышении около метра, и трамбонистов не три, а четыре и тд. Все это всего из двух колонок.

пятачок: А в моей конструкции в SE на 4П1Л вышло наоборот,после некоторого времени прослушивания ламп в параллель я всеже вернулся к одиночному варианту.Выходной транс оставался тот же,возможно,приведенное нужно было менять.Мне выходной мощности хватает и одиночной лампы,поэтому не стал искать себе проблемы,а решил просто наслаждаться прелестью звучания 4П1Л.В одиночном включении звучание более утонченное,ВЧ и СЧ прозрачные,без излишних послеозвучиваний,бас собранный и отличается глубиной(это в сравнении с 6С4С). .Имхо.

Бокарёв Александр: У меня до сих пор не прошла тошнота от параллельного включения 211-х триодов, в порядке приказной доработки прекрасно звучащего однотактника на 211м триоде. Каких трудов вся эта безумная затея стоила- и чего в конце добились.-А ничего. Дутый мутный звук, ни воздуха ни ясности, хрень полная. На нч пустили,- но и там звук не отличился. Чтобы отсечь всякие умные комментарии по этому поводу-скажу: лампы подбирались из отобранной партии триодов, с помощью прибора, собранного Бабайцевым специально для 211го.. С тех пор все эти» параллельности»- на дух не выношу, уж простите мне мою слабость. Воспринимаю это, как езда вместо одного коня на двадцати кошках.

АМЛ: По поводу ухудшения звука у параллельных ламп — всё сильно зависит от густоты сеток. Чем гуще управляющие сетки, тем меньше получается нельнейность управления по сетке, то есть — кривизна проявлятся уже при больших запирающих напряжениях, чем у ламп с более редкими сетками. А значит, лампы в паре будут меньше «разъезжаться» при управлении, что меньше скажется на поввышении нелинейности. Поэтому, например, 4П1Л можно параллелить десятками. И их подбор гораздо легче, чем других ламп, благодаря воистину немецкой точности изготовления. Как наши сумели её сохранить — ума не приложу. Я сейчас решаю задачку вокруг усилителя на 845, и постоянно прихожу к мысли, что с удовольствием поменял — бы каждую 845-ю на десяток 4П1Л.

Бокарёв Александр: Очень точное и интересное наблюдение и мнение, никогда и нигде ничего подобного не слышал и не читал. Всё логично, ясно, объяснимо, добавить или поумничать-нечем. Спасибо вам, АМЛ.

пятачок: Да уж,технически все верно и обоснованно,возразить вроде и нечему.А вот ухи слышат и шепчут свое.Так что технические аспекты это одно,а вот прослушивание это другое.Не только именно на лампах уловил эту разницу.

АМЛ: Речь шла о разнице в с параллеливании более линейных и менее линейных ламп. Каждый промежуток между проволочками управляющей сетки можно рассматривать, как отдельный триод. В каждой лампе таких триодов — множество. Лампы с густыми сетками, типа 4П1Л содержат больше параллельных «ламп», чем лампы с более редкими, типа 6П3С. Специально кривые лампы, типа 6К4П, содержат «параллельные лампы» с большим разбросом, как-бы специально «плохо подобранные» из-за переменной густоты сетки. Если бы был выбор, то я бы предпочёл спараллеливанию удлиннение. До разумных пределов, пока механическая стабильность конструкции будет в пределах допустимой нормы. При удлиннении лампы получается большее количество «микроламп» с одинаковыми параметрами, чем в случае коротких ламп. И они получаются более линейными. Если же параллелить лампы, то при тщательном подборе линейность не изменится. При плохом подборе — ухудшится. Но если параллелить по разному кривые лампы, то результат будет более кривым, чем параллелить менее кривые лампы, о чём я и писал в моём предыдущем сообщении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *