Сколько масла заливать в привод реостатного контроллера
Перейти к содержимому

Сколько масла заливать в привод реостатного контроллера

  • автор:

Контроллер 1 кс-009

(рис. 92) —основной аппарат автоматического уп­равления пуском и электрическим торможением электропоезда ЭР2Р. Он вы­полняет следующие операции: переключает резисторы в цепи тяговых дви­гателей как при пуске, так и при реостатном торможении с самовозбуждением; включает параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей дополни­тельные резисторы с целью ослабления возбуждения, а затем выводит из шун-. тирующей цепи резисторы для дальнейшего ускорения электропоезда.

Реостатный контроллер представляет собой двухэтажную каркасную кон­струкцию, состоящую из двух продольных стальных уголков 4 и пяти попе­речных литых алюминиевых рам /, 2, 5, 16, 20, в которых вращаются два ку­лачковых вала квадратного сечения. Три нижние рамы скреплены двумя тек­столитовыми рейками //, а две верхние — стальной рейкой 17. Нижний глав­ный кулачковый вал 3 с позиционными кулачковыми шайбами силовых кон­такторов вращается в шариковых подшипниках, размещенных в двух крайних нижних рамах. Ввиду большой длины главного вала 3 на средней нижней раме закреплена поддерживающая подвеска с тремя подшипниками на иголь­чатых роликах. Верхний кулачковый вал 15 с изоляционными кулачковыми шайбами контакторов управления вращается в шариковых подшипниках, размещенных в двух верхних рамах, которые в свою очередь закреплены на средней и задней нижних рамах.

По обе стороны главного кулачкового вала на текстолитовых рейках уста­новлены 16 силовых кулачковых контакторов 12 типа КЗ-4Д и один контак­тор 13 типа КР-9А (с дугогасительной системой). На стальной рейке установ­лено 13 контакторов управления 19.

Контроллер 1 КС-009:

/, 2, 5, 16, 20 — поперечные рамы; 3 — главный кулачковый вал; 4 — стальной уголок; б — элект­ропневматический вентиль; 7— воздухопровод; 8 — привод; 9 — диск; 10 — герконовый переключа­тель вентилей; И — текстолитовая рейка; 12 — кулачковый силовой контактор; /3 — кулачковый силовой контактор с дугогашением; 14 — изоляционная перегородка; 15 — кулачковый вал кон­такторов управления; П — стальная рейка; 18 — скоба; 19 — кулачковый контактор управления; 21 — текстолитовые шестерни.

На средней и задней рамах контроллера над кулачковым валом прикреп­лена изоляционная перегородка 14, разделяющая противоположные ряды контакторов.

Для управления поворотом вала контроллера применен бесконтактный (герконовый) переключатель вентилей 10, состоящий из диска 9, установлен­ного на валу звезды привода 8, и устройства сгерконом, находящимся на крон­штейне в непосредственной близости от ротора. В диск через 60° друг от друга вмонтированы шесть постоянных магнитов. На фиксированных позициях конт­роллера магниты размещены напротив геркона. Под действием их магнитного поля контакты геркона замкнуты. При переходе контроллера с позиции на позицию геркон оказывается вне действия этого магнитного поля и его кон­такты разомкнуты.

Кулачковый вал имеет 20 фиксированных позиций и два механических фиксатора, работающих поочередно через одну позицию.

Вращение верхнему кулачковому валу управления передается от главного кулачкового вала посредством пары шестерен 21 с передаточным числом 1 • 1 а поэтому кулачковый вал управления повернется на такой же угол, как и главный. Эти шестерни установлены на кулачковые валы с задней стороны реостатного контроллера.

Сколько нужно заливать масла в бензин 2-тактного лодочного мотора

Сколько нужно заливать масла в бензин 2-тактного лодочного мотора

1. Пропорция бензино-масляной смеси при обкатке мотора

На 1 литр масла, необходимо 25 литров бензина (пропорция 1:25). Вот таблица для удобства расчета соотношения масла и бензина для разного объема.

Обкатка 1:25
на 1л масла — 25л бензина

Электропоезда постоянного тока | Силовые контакторы

Контактор 1КП.005. На электропоездах с электрическим торможением в последнее время в качестве линейных, линейно-тормозных, тормозных контакторов и контакторов ослабления возбуждения применяют электропневматический контактор 1КП.005. Он собирается на изоляционной стойке 24 (рис. 58), в верхней части которой закреплен кронштейн с неподвижным главным контактом ^5. На том же кронштейне устанавливают дугогасительную катушку с сердечником и дугогасительный контакт 6, изолированный от главного контакта.

I — резьбовая втулка для крепления контактора; 2 — полюс; 3 — верхний дугогасительный рог; 4 — перегородка камеры; 5 — упорная планка для камеры; 6 — дугогасительные контакты; 7 — пружина; 8 — нижний дугогасительный рог; 9 — пружинный замок камеры; 10 — изоляционный кронштейн;

II — вспомогательные контакты; 12 — направляющая изолятора подвижного контакта; 13 — кнопка вентиля; 14 — катушка вентиля; 15 — вентиль;

16 — крышка; 17 — цилиндр; 18 — стержень; 19 — изолятор; 20 — внешний вывод; 21 — ввод (соединение); 22 — подвижной контактный держатель; 23 — ось; 24 — изоляционная стойка; 25 — главные контакты; 26 — неподвижный контакт

Рис. 59. Текстолитовая панель с двумя герконами на блокировочном устройстве контактора 1КП.005

В цилиндре привода 17 имеются поршень, шток и отключающая пружина. Сжатый воздух в цилиндр поступает от электропневматического вентиля 15, расположенного в горизонтальном положении (традиционное расположение вентилей на старых контакторах — вертикальное). Верхняя часть штока соединена с изолятором 19, на котором укреплены главный и дугогасительный подвижные контакты, дугогасительный рог, держатель и притирающая пружина. (Подвижные контакты расположены на держателе.) Силовые провода подходят к контактору с задней стороны стойки 24: один провод — к кронштейну неподвижных контактов, другой — при помощи шунта 21 соединен с подвижными контактами.

Как известно, силовые контакторы, групповые переключатели и другие аппараты имеют низковольтные блокировочные контакты. На контакторах 1КП.005 применено герконное устройство. Геркон — это герметически запаянная стеклянная колба, в которой расположены контактные элементы (они могут замыкаться и размыкаться), К двум зажимам колбы подходят провода внешней цепи.

Текстолитовая панель (рис. 59) с двумя герконами (один запасной) зафиксирована иа стойке контактора 24. На изоляторе 19 укреплен постоянный магнит. Когда изолятор поднимается при включении контактора, магнит располагается напротив герконов. Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты мгновенно замыкаются, причем быстродействие устройства приближается к срабатыванию электронных приборов. При отключении контактора магнит перемещается вместе с изолятором вниз, и геркон размыкается.

Герконное устройство за несколько лет эксплуатации зарекомендовало себя очень хорошо.

Реле-повторители служат для размножения основного сигнала. Они применяются очень широко в электрических схемах новых электропоездов. Устройство включается или выключается в зависимости от замыкания или размыкания геркона. Повторитель представляет собой реле небольших размеров, размещенное под прозрачным кожухом, с несколькими парами контактов. На самом силовом контакторе, кроме геркона, блокировочных устройств нет.

Контактор работает следующим образом. После подачи напряжения на вентиль 15 в цилиндр 17 поступает сжатый воздух. Поршень, сжимая пружину внутри цилиндра, поднимается вместе со штоком и изолятором 19. Сначала замыкаются дугогасительные контакты 6, подключается дугогасительная катушка. При дальнейшем движении поршня замыкаются и притираются друг к другу главные контакты. За счет поворота держателя дугогасительных контактов вокруг оси они размыкаются и отключают дугогасительную катушку. Эту катушку можно держать под напряжением лишь кратковременно. Если из-за неисправности дугогасительные контакты не разомкнутся и через катушку длительно будет протекать ток, контактор сгорит.

Чтобы выключить контактор, обесточивают вентиль. Из цилиндра выходит воздух, пружина перемещает вниз подвижную систему. При этом прежде чем разомкнутся главные контакты, держатель подвижных контактов повернется и включит малые дугогасительные контакты 6, подключив дугогасительную катушку.

Затем в обесточенном состоянии отключаются главные контакты (в эксплуатации они совершенно чистые, в то время как малые дугогасительные контакты очень сильно закопчены). Отключение закончится, когда разомкнутся дугогасительные контакты.

Но полным отключением считают момент гашения дуги, так как пока она горит, через нее продолжает замыкаться силовая цепь. Возникающая между расходящимися контактами дуга переходит на дугогасительные рога под воздействием магнитного поля полюсов 2 дугогасительной катушки. Она выдувается в камеру, где удлиняется, охлаждается и гаснет. Таким образом, через дугогасительную катушку ток протекает только во время гашения дуги, пока кратковременно включены малые контакты. При включенном контакторе катушка обесточена.

Характерные неисправности контактора 1КП.005

При подаче напряжения на катушку

Обрыв провода катушки вентиля

вентиля контактор не включается.

При нажатии на кнопку вручную ко-

После нажатия на кнопку контакго-

Засорилась гильза или порвались ман-

р не включается

Не расходятся дугогасительные кон-

Износ главных контактов, износ оси

такты при полностью включенном

Следы сваривания контактов

Излом контактной пружины

Появились следы переброса на за-

Нарушена цепь дугогасительной катуш-

земленные части, срабатывает заши-

ки, отсырела дугогасительная камера

Порвана манжета, и контактор медлен-

Боковые прогары на дугогасительной

Нет контакта во вспомогательных

Износ контактов или неправильно от-

регулированы провалы контактов

Повышенная утечка воздуха в ци-

Недостаточное количество масла в ко-

Основные технические данные контактора 1 КН.005

Напряжение главной цепи. Б

Ток номинальный, А

Отключаемый ток, А

Предельный при наибольшем напряжении

Ток вспомогательных цепей, А

Раствор контактов, мм:

превышение раствора главных контактов

над раствором дугогасительных

дугогасительных прн полностью включенном контакторе

Длина лини касания при включенном контакторе, мм

Начальное нажатие главных контактов, кгс

Конечное нажатие главных контактов, кгс

Допускаемое боковое смещение дугогасительных контактов, не более, мм

Суммарный износ контактов по толщине мм, не более

Давление воздуха в приводе, кгс/см2

Наименьшее напряжение включения, В

Сопротивление катушки вентиля, Ом

Сопротивление катушки дугогасительной, Ом

Сопротивление изоляции, мОм, не менее при одетой кам ере между подвижным и неподвижным контактами

между рядом расположенными контакторами 1КП.005

Напряжение, возникающее между контактами при отключении, В, не более

Масса контактора, кг

Контактор 1КМ.016. Такие аппараты применяют на электропоездах для переключения в высоковольтных цепях вспомогательных машин и отопления. Контактор имеет электромагнитный привод, поскольку он должен работать при отсутствии сжатого воздуха. Так как в цепях вспомогательных машин токи относительно малы, создаваемое электромагнитным приводом давление главных контактов оказывается вполне достаточным.

Контактор собран на изоляционной панели из пластмассы АГ-4В. В верхней части (рис. 60) расположены главные контакты с выводами проводов, в нижней части — привод и низковольтное блокировочное устройство. Ранее на аналогичных контакторах для дугогашения применяли постоянные магниты. На контакторах 1КМ.016 вернулись к дуго гасительной катушке.

Система магнитного дутья располагается на двух изоляционных стойках 10. Между ними размещены катушка с сердечником и полюса 14. Контактор имеет дугогасительные рога и лабиринтно-щелевую камеру 13 из асбоцемента. Камера снабжена замком и чтобы ее снять, оттягивают ручку замка и поворачивают ее на 90°, тогда камера освобождается.

Неподвижный силовой контакт установлен на кронштейне, отлитом вместе с дугогасительным рогом. На якоре привода 2 закреплен пластмассовый изолятор. После подачи напряжения на катушку привода 19 якорь притягивается, главные контакты замыкаются. Одновременно ролик 4 перекатывается по изолятору 6, воздействуя на рычаг 3, переключает низковольтные блокировочные контакты 1.

Между выводами 8 и 17 силовой ток протекает через шунт 7, главные контакты, дугогасительную катушку. Для выключения контактора обесточивают катушку 19 электромагнита. Отключающая пружина 5 отрывает якорь 2 от сердечника. На якоре укреплена немагнитная прокладка, которая предотвращает прилипание якоря к обесточенной катушке. Дуга между главными контактами под действием поля дугогасительной катушки 16 выдувается вверх (в камеру), где охлаждается и гаснет.

1 — крепление вспомогательных цепей; 2 — якорь; 3 — рычаг; 4 — ролик;

.5. — отключающая пружина; 6 — изолятор; 7 — гибкое соединение;

8,17 — выводы; 9 — упор; І 0 — стойка магнитного дутья; 11, 12 — контакты;

13 — дугогасительная камера; 14 — полюс; 15 — дугогасительный рог;

16 — дугогасительная катушка; 18,20 — оси; 19 — включающая катушка;

21 — кронштейн; 22 — пластина; 23 —угольник

Перечень возможных неисправностей контактора 1КМ.016

При подаче питания на включающую катушку контактор не включается или работает нечетко, останавливаясь в промежуточном положении

Повышенная эрозия главных контактов

Заметны следы перебросов на заземленные части контактора Внутренняя поверхность камеры чистая

Появились следы переброса с оплавлением дугогасительной камеры

Обрыв обмотки включающей катушки

Изношены губки; сломана контактная пружина, изношены оси или их посадочные места

Обрыв провода или межвитковое замыкание дугогасительной катушки, ослаблены крепления выводов катушки

Отсырела дугогасительная камера, контакты касаются стенок камеры, смещение больше нормы

Основные технические данные контактора 1КМ.016

Напряжение главной цепи, В

Продолжительный ток, А

Раствор контактов, мм

всп ом огательн ых

Провал контактов, мм

Нажатие контактов, кгс

Допустимое боковое смещение главных контактов относи-

тельно стоек, мм, не более

Собственное время отключения контактора с, не более

Масса контактора, кг

Реостатный контроллер 1КС.009. Наряду с индивидуальными контакторами на электропоездах применяются групповые переключатели, которые, имея общий привод, могут одновременно переключать несколько контакторов. К таким аппаратам относится реостатный контроллер. Под контролем реле ускорения он выводит пускотормозные резисторы из цепи тяговых двигателей во время пуска и торможения. Кроме того, он ступенями уменьшает сопротивление шунтирующей цепи, подсоединяемой параллельно обмоткам возбуждения двигателей, и фиксирует скоростные характеристики при определенном ослаблении возбуждения.

Рис. 61. Силовой контроллер 1КС-009:

1,4 — зубчатая передачи; 2, 10, 16, 18,22 — рамы;3 — пневматический привод; 5

— гайка крепления шестерни; 6, 9 — кулачковые валы; 7 — перегородка;

8 — контактор; 11 — рейка; 12 — блокировочные контакторы; 13, 19 — зубчатая

передача вращения вала; 14 — кулачковый вал управления; 15 — кулачковые

шайбы; 17 — изоляционная рейка: 20 — контакторы КЭ-4Д (17 шт.); 21 — подвеска

для поддержания главного вала; 23 — кулачковые шайбы главного вала;

24 — угольник; 25 — храповик; 26 — механический фиксатор

Рис. 62. Пневматический привод силового контроллера 1КС-009:

1 — воздушный трубопровод; 2 — вентиль; 3 — цилиндр; 4 — поршень;

5 — рама; 6 — ролик; 7 — вал; 8 — трехконечная звезда; 9 — крышка

Каркас реостатного контроллера (рис. 61) состоит из двух продольных угольников 24 и соединяющих их поперечных рам 2, 10, 16, 18, 22, в которых установлены два кулачковых вала 6 и 14 с контактным шайбами. Нижний главный вал 6 управляет силовыми контакторными элементами. Он закреплен в шариковых подшипниках, которые имеются в рамах. Верхний малый вал для управления низковольтными блокировочными элементами также вращается в подшипниках, установленных в рамах 10 и 16. с двух сторон главного вала на текстолитовых рейках 17 установлены 17 силовых контакторных элементов КЭ4Д-2 и один контакторный элемент КР9А-1 с дугогасительной камерой.

Над верхним валом расположены 13 контакторных элементов КЭ-42 (блокировочных контактов). Главный вал во избежание проскакивания позиций останавливается двумя фиксаторами, работающими поочередно. Над главным валом и валом управления имеется заземленная шпилька, которая служит экраном для искр, которые могут появиться при переключениях контакторов и попасть на низковольтпые провода. В эксплуатации необходимо следить, чтобы шпилька была прочно закреплена. Оба вала вращаются одновременно, благодаря связывающим текстолитовым зубчатым шестерням 13. Валы реостатного контроллера имеют 20 позиций.

Пневматический привод контроллера, предложенный в довоенные годы профессором А.Н. Решетовым, прекрасно себя зарекомендовал. Одно время его пытались заменить электрическим приводом, установив на контроллер серводвигатель. Но из-за его ненадежности вернулись к старой, испытанной временем, конструкции Решетова.

Привод состоит из чугунного корпуса и рамы 5 (рис. 62), двух поршней 4, связанных общим штоком, на котором закреплены ролики 6, вращающиеся в игольчатых подшипниках. Асимметричная звезда 8 («мрская звезда») имеет специальный профиль. Она, как и малая зубчатая шестерня, насажена на вал 7. Каждая полость цилиндра через свой вентиль соединяется с воздушной магистралью управления, в которой давление сжатого воздуха достигает 5 кгм/см2. При подаче питания на один из вентилей (второй при этом обесточен) воздух поступает в одну из полостей цилиндра.

Так, при возбуждении правого вентиля воздух попадает в правую полость, воздействует на поршень и перемещает его вместе со штоком в крайнее левое положение. При этом левая полость сообщается через свой вентиль с атмосферой. При перемещении штока правый ролик падавливает на луч звезды и поворачивает ее (а вместе с ней и шестерню) на 60°.

В левом конечном положении правый ролик расположится во впадине звезды. Другой луч звезды, благодаря ее асимметрии, поднимется выше левого ролика.

Если теперь обесточить правый вентиль и подать питание на левый, то из правой полости цилиндра воздух выйдет в атмосферу, а поступивший в левую полость воздух переместит поршень до упора вправо. Он повернет звезду и шестерню, а значит, и кулачковый вал в том же направлении. Обратного вращения привод не имеет.

Таким образом, привод преобразует поступательное движение поршней в одностороннее круговое движение звезды. Каждому ходу поршней соответствует поворот звезды на 60°, а поскольку ее связывают с главным валом шестерни, передаточное отношение которых 1:3, вал каждый раз будет поворачиваться на 20°, что соответствует его переходу с позиции на позицию. Следовательно, если поочередно подавать питапие на один вентиль, одновременно обесточивая другой, валы контроллера будут переходить на следующую позицию.

Конструкция переключателей питания вентилей за многолетнюю эксплуатацию существенно изменилась. На поездах с электрическим торможением напряжение на вентили реостатного контроллера подает электронный блок реле ускорения БРУ. В зависимости от уменьшения тока в силовой цепи до определенного значения он запитывает очередной вентиль и переводит реостатный контроллер на следующую позицию. Надо сказать, что при управлении с помощью блока реостатный контроллер имеет более спокойный и четкий ход, исчезла его хроническая болезнь — проскок позиций, реже заедает контроллер между позициями и т.д.

Реверсивно-тормозной переключатель Ш004.У2. Реверсор изменяет направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, тормозной переключатель переводит силовую схему в режим тяги или в режим торможения. Если кулачковый вал реостатного контроллера имеет 20 положений (позиций), то реверсор и тормозной переключатель имеют всего два положения каждый. У реверсора это — «Вперед» и «Назад», у тормозного переключателя — «ход» или «Тормоз».

Нужно уметь быстро определять, в каком положении находится групповой переключатель. Если замкнуты силовые контакты В1 и В2 реверсора, значит, аппарат находится в положении «Вперед», если замкнуты Н1 и Н2 —в положении «Назад». По силовым контактам тормозного переключателя также легко определить его положение. В положении тяги включены все четные контакторы и ТП9, в положении тормоза — нечетные. Положение реостатного контроллера можно также быстро определить

по замыканию его блокировочных контактов. Если в верхнем ряду включены четыре крайние справа блокировки, то реостатный контроллер находится в позиции 1.

И реверсор, и тормозной переключатель объединены в один блок, называемый реверсивно-тормозным переключателем (рис. 63), причем каждый аппарат работает независимо от всего привода. В основании конструкции находятся два продольных уголка, соединенные поперечными рамами 5, 6, 8, 12. Средняя рама является общей для обоих аппаратов. На текстолитовых рейках закреплены силовые кулачковые контакторы 9 без дугогашения (десять контакторов тормозного переключателя и четыре — реверсора).

Контакторные элементы переключаются до сбора схемы, так как рассчитаны на бестоковое переключение. В средней поперечной раме запрессовано два шариковых подшипника, в крайних рамах — по одному (для вращения кулачковых валов). Кроме силовых контакторных элементов, на переключателях имеются и низковольтные элементы КЭ-42А, которые выполняют блокировочные переключения в цепях управления.

Электропневматический привод реверсора размещен на его передней раме. Он немного напоминает привод реостатного контроллера, у которого вместо звезды имеется поводок 5 с сухарем 4 (рис. 64). Он разворачивает кулачковый вал из одного положения в другое. Привод представляет собой двухполостный чугунный щетиндр-1, внутри которого имеются два поршня 3, соединенные общим штоком. На крышках цилиндра расположены два вентиля. После возбуждения одного из них воздух поступает в соответствующую полость цилиндра, перемещает поршень в противоположное крайнее состояние, заставляя кулачковый вал повернуться в требуемое положение. Аналогично работает и привод тормозного переключателя.

Чтобы во время работы реверсор случайно не развернулся в противоположное положение, соответствующий вентиль постоянно находится под напряжением. Однако надо оговориться: вентиль под напряжением находится только в рабочем режиме (в режиме тяги или торможения). Если контроллер машиниста переводят в нулевое положение, вентиль теряет питание и при повторном подключении на скорости (хотя и очень редко) были случаи, когда из-за неисправности схемы управления (например, коротком замыкании) запитывался другой вентиль. Реверсор переключался, что приводило к контртоку и тяжелым последствиям. Пока электропоезд движется в одном направлении, вентили реверсоров обесточивать нежелательно.

Рис. 63. Реверсивно-тормозной переключатель Ш-004У2: 1,4 — приводы; 2 — контакторы управления; 3 — угольник; 5, 6, 8, 12 — рамы; 7, 10 — кулачковые валы; 9 — силовые контакторы; 11 — кулачковые шайбы; 13 — воздухопровод

Рис. 64. Привод реверсивно-тормозного переключателя 1П-004У2: 1 — двухполостный цилиндр; 2 — кожаная манжета; 3 — поршень; 4 — сухарь; 5 — поводок; 6 — кулачковый вал; 7 — упор; 8 — крышка; 9 — электропневматический вентиль

Характерные неисправности реверсивно-тормозного переключателя

Причины, способ устранения

Аппарат не переключается

Обгорают контакты силовых контакторов

Катушка вентиля не получает питания — проверить схему

Отсутствует сжатый воздух или снизилось давление ниже 3,5 кгс/см2 — подать сжатый воздух

Механическое заедание привода или вала (отсутствует смазка) — залить смазку

Неисправна схема управления переключателем (контакторы рвут ток)

Мал раствор контактов — заменить контактор или пружину

Недостаточное контакгиое иажатие — заме- ■ нить контактор или пружину

Загрязнили клапаны и седло вентиля — заменить вентиль

Неисправен воздухопровод, уплотнения — исправить уплотнения или заменить

Неисправности реостатного контроллера аналогичны перечисленным. Их можно дополнить следующим пунктом:

Обгорают силовые контакты

Нарушен порядок замыкания и размыкания элементов — проверить его в соответствии с диаграммой

Многопозиционные пневматические при­воды.

Эти приводы применяют в главных контроллерах, с помощью которых осу­ществляют реостатный пуск и переключе­ние тяговых двигателей с одного сое­динения на другое. На электровозах ЧС4 Т , ЧС2, ЧС2 Т , ЧС4, ЧС6 применяют многопозиционные приводы с коленчаты­ми валами, а на отечественном моторва-гонном подвижном составе — приводы системы Л. Н. Решетова.

Приводы с коленчатыми валами имеют по четыре цилиндра, расположенных в картере 12 либо V-образно (рис. 175, а), либо звездообразно (рис. 175, б). Движение поршней 3,6, 9 и 10 цилиндров 2, 5, 8 и 11 передается шатунами ко­ленчатому валу 4, который через зубча­тую передачу вращает кулачковый вал главного контроллера. Управляют приво­дом двумя сдвоенными электромагнит­ными вентилями, в каждом из которых конструктивно объединены клапаны вклю­чающего ВВ и выключающего ВКВ вен­тилей с общим электромагнитом.

На нулевой позиции катушки вентилей / и 7 не возбуждены, сжатый воздух через выключающие клапаны поступает в цилиндры 2 и 8; цилиндры 5 и 11 сооб­щаются с атмосферой. Коленчатый вал 4 находится в положении /. При возбуж­дении катушки вентиля 7 цилиндр 8 со­общается с атмосферой, в цилиндр 5 поступает сжатый воздух. Коленчатый вал 4 поворачивается иа 90°, занимая положение //. Вал в этом положении

фиксируется противодавлением поршня цилиндра 5. При дополнительном воз­буждении катушки вентиля 1 цилиндр 2 сообщается с атмосферой, а в цилиндр // поступает сжатый воздух. Коленчатый вал 4 поворачивается снова на 90°, за­нимая положение ///, в котором и фик­сируется противодавлением поршня ци­линдра 11. Если разомкнуть цепь ка­тушки вентиля 7, цилиндр 5 сообщится с атмосферой, а в цилиндр 8 поступит сжатый воздух. Коленчатый вал 4 займет положение IV, в котором и будет фик­сирован противодавлением поршня цилиндра //. При дальнейшем управлении вентилями / и 7 положения коленчатого вала 4 повторяются, кулачковый вал пе­реходит с одной позиции на другую.

Привод с коленчатым валом сложен по конструкции и имеет большую массу и размеры. Однако коленчатый вал может вращаться в двух направлениях, т. е. возможно реверсирование, что является достоинством привода.

Значительно проще по конструкции привод одностороннего вращения систе­мы Л. Н. Решетова. Этот привод состоит из трехконечной звезды 2 (рис. 176, а), двух цилиндров с поршнями / и 5, соеди­ненными рейкой 4. Звезде 2 напрессо­вана на вал 3, который через зубчатую передачу соединен с кулачковым валом реостатного контроллера. На рейке 4 смонтированы ролики 7 и 8. Профиль выступов звезды 2 несимметричен отно­сительно впадин и сдвинут так, что когда один из роликов находится во впадине, другой оказывается не против вершины выступа, а несколько ниже. Управляют приводом с помошью вентилей 6 и 9 включающего действия.

При возбужденной катушке вентиля 9 сжатый воздух перемешает поршень 1 вместе с рейкой 4 в крайнее правое положение. Если прервать цепь катушки вентиля 9 и возбудить катушку вентиля

6 (рис. 176, б), сжатый воздух будет давить на поршень 5 и заставит его, а вместе с ним рейку и поршень 1 пере­мещаться в крайнее левое положение. При этом ролик 7 приблизится к лучу звезды 2 и далее, катясь по нему, заста­вит ее вращаться против часовой стрелки. Вместе со звездой будет вращаться шес­терня, а следовательно, и кулачковый вал реостатного контроллера. Звезда и кулачковый вал при дальнейшем питании катушки вентиля 6 (рис. 176, б и в) будут вращаться до тех пор, пока ролик

7 не упрется во впадину звезды 2, фик­сируя ее. Это соответствует полному хо­ду штока внутри цилиндра от правого крайнего положения к левому, причем ролик 8 (см. рис. 176, о) установится несколько выше вершины третьего высту­па звезды Если при этом кулачковый вал стремится повернуться дальше, т. е. проскочить соответствующую позицию, то нажатие ролика 7 на впадину звезды противодействует этому и вал остановит­ся только в определенном положении.

Последующее вращение кулачкового вала может быть достигнуто поступатель­но-возвратным перемещением рейки внутри цилиндра, что возможно лишь при прек­ращении питания катушки вентиля 6 и возбуждении катушки вентиля 9. Под воздействием ролика 8 звезда, а следова­тельно, и кулачковый вал будут вращать­ся в том же направлении до тех пор, пока ролик 8 не установится во впади­ну между двумя выступами звезды (рис. 176, г и д). При каждом продольном ходе рейки от одного положения к дру­гому поступательно-возвратное движение поршней преобразуется во вращательное движение звезды, причем каждому ходу поршней соответствует поворот звезды на ‘/б окружности (на 60°).

Кулачковый вал контроллера соединен со звездой зубчатой передачей, переда­точное отношение которой выбирается так, что при повороте звезды на 60° вал поворачивается на 20°; это соответ­ствует одной позиции кулачкового вала. Кулачковый вал на следующую позицию установится только при обратном про­дольном ходе рейки, для чего необходи­мо возбудить катушку вентиля 6 и ра­зомкнуть цепь катушки вентиля 9. По­очередное питание катушек достигается с помощью переключателя вентилей.

Приводы Л. Н Решетова имеют пе­реключатели вентилей рычажного (пер­вых выпусков), кулачкового и бескон­тактного типов. Переключатель кулачко­вого типа состоит из трех кулачковых шайб, насаженных на вал привода, и трех кулачковых контакторов. Шайбы пооче­редно нажимают на кулачковые контак­торы, замыкающие цепь питания катушек вентилей, подъемных, реле ускорения и реле времени.

В приводе Л. Н. Решетова система преобразования поступательного дви­жения поршней во вращательное движе­ние звезды сочетается в единое целое с системой фиксации позиций, причем возможность проскакивания позиций из-за неисправности привода исключается. Кроме того, в приводе для перехода иа каждую следующую позицию использует­ся полный рабочий ход, благодаря чему объем цилиндров может быть значитель­но меньше, чем в приводах с проме­жуточной фиксацией. Для снижения по­терь трения в самом приводе и повы­шения точности взаимного расположения отдельных деталей в нем широко при­менены подшипники качения. Звезда по­мещена в литой кожух, заполненный смазкой, что снижает потери на трение в самом приводе.

Особенностями этого привода явля­ются:

обязательное равенство углов между всеми позициями кулачкового вала, в том числе между последней и 1-й позициями; угол между ними должен быть 360°/п, где п — целое число; при сложных пе­реключениях для перехода с одной по­зиции иа другую может быть использо­ван двойной угол и соответственно два хода поршней;

при прекращении процесса пуска на любой рабочей позиции привод не может быть возвращен в нулевое положение иначе как путем вращения его вхолостую вперед до окончания полного оборота кулачкового вала на 360°. Это свойствен­но всем приводам, имеющим вращение в одном направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *