Пружинный ревербератор как устроен
Перейти к содержимому

Пружинный ревербератор как устроен

  • автор:

Форум гитаристов

У нас самая большая гитарная тусовка

В связи с текущими событиями на форуме вводятся новые правила. Ознакомление обязательно.

  • Форум гитаристов »
  • Оборудование »
  • equipment.craft (Модераторы: hell, Dying Fetus) »
  • Тема: Как устроен ревер?

Страницы: [1] 2 3 4 [Дальше >>] Вниз

Автор Тема: Как устроен ревер? (Прочитано 4907 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Страницы: [1] 2 3 4 [Дальше >>] Вверх

Пружинный ревербератор

Схема пружинного ревербератора

Кому хотелось когда либо сделать что то своими руками, для себя же — так это музыкантам. Их вечные поиски интересных схем различных перегрузов, усилителей, эквалайзеров и прочего занимают кучу времени, но результаты работы шикарны. В этой статье хочу обратить внимание на довольно известный прибор, который использовали в своей жизни, наверное, почти все гитаристы – ревербератор. Но хочу подчеркнуть то, что это не электронный вариант устройства, а самый натуральный, старинный и первый – пружинный. Его звук наполнен духом винтажных блюзовых импровизаций и полон классики электрогитарного звучания. Теперь к сути дела. Ревербератор добавляет в сигнал эффект эхо, но делает это не как похожий на него delay. Последний «копирует» сигнал и «вставляет» эти копии с задержкой после основного сигнала и после предыдущей такой «вставки». Что же делает ревербератор: он пропускает сигнал через себя и не оставляя признаков чистого сигнала (зависит от конструкции ревера), выдаёт только сигнал с определёнными гармониками. Что бы понять, что это такое и в чём разница, вспомните, когда вы стоите в большом пустом помещении (например склад) и что то говорите – имеете тот самый эффект реверберации. Итак, что бы мне перейти к принципиальной схеме, нужно сначала объяснить принцип работы сего устройства. Из названия не трудно понять, что основным компонентом будет пружина (о характеристиках разных пружин чуть позже). Пружина – упругое тело, которое может передавать механические колебания. Если мы будем воздействовать на пружину колебаниями с одного конца, то на другом конце будут те же колебания, но только слабее и немного изменённые в своей структуре. А теперь переносим этот принцип на практику. Подавая на один конец пружины колебания, к примеру, музыкальные, на другом конце будем иметь тоже самое, но с тем самым «эффектом большого пустого помещения». Теперь о тонкостях. Чем длиннее пружина, тем сильнее эффект. Чем пружина более жесткая, тем более чёткий, сильный сигнал на выходе. Также есть разница, какой внутренний диаметр у пружины, её толщина и расстояние между витками. Почему именно пружина? Ответ вполне логичен: для того, что бы получить гармоники колебания должны пройти через множество материала, грубо говоря. Это значит, что в принципе можно сделать ревербератор и с прямым куском проволоки, но эффект будет минимальным, а пружину используют потому, что в ней этой «проволоки» больше, и следовательно эффекта добиться легче. Это пока что всё что необходимо знать о пружине для того что бы сделать ревербератор. Теперь потрясу Ваше воображение (наконец то) схемой: Схема изначально рисовалась для моих друзей из Финляндии, Швеции и Германии, поэтому в основном на английском языке. Как можно видеть из неё, тут использованы такие компоненты:

  1. Источник сигнала (у меня это была гитара, потому что делал для гитары, но может быть что угодно)
  2. Усилитель (AMP)
  3. Динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины
  4. Динамик с прикреплённым к нему вторым концом пружины
  5. Клеммы входа, выхода, заземление

Итак, разбираем этот список в подробностях. Первым у нас идёт источник сигнала. Это может быть любое что то, что выдаёт звуковой сигнал. Не важно, гитара, микрофон, плеер или ещё что. Далее видим, что этот сигнал поступает на усилитель. Этот компонент для экономии времени можете купить в магазине, НО тут можно схитрить. Если пойдёте тем же путём что и я, то купите в любом магазине маленькие колонки типа этих:

Недорогие колонки

Их мощность 2 – 5 Ват, и этого вам хватит, но вся соль в том, что это уже готовый усилитель который нам абсолютно подходит и 2 динамика, необходимых нам для ревербератора! Короче говоря – почти весь набор компонентов сразу и за небольшие деньги. Но если у вас есть готовый свободный усилитель и 2 динамика – можете использовать их.

Итак, как можно было понять, сигнал поступает на усилитель, проходя через него становиться довольно мощным для того, что бы передать свои колебания пружине. Выход усилителя идёт на динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины. Таким образом, на пружину поступают механические колебания сигнала от динамика. Мы преобразуем, фактически, электронный сигнал в механический через динамик. Далее, сигнал проходит в механическом виде через плотное, колеблющееся тело – пружину. На втором конце её прикреплён второй динамик, который служит «приёмником» механических колебаний и преобразователем их обратно в электрический. И вот он момент истины – на выходе у нас уже не просто сигнал, а пропущенный через плотное тело, имитирующее прохождение звуковых волн через большое пространство. Теория ясна и теперь можно вдаваться в технические подробности. Сперва хочу показать то, как нам стоит собрать шасси для нашей конструкции. Не будем ходить далеко и придумывать нечто заумное. Для нашего проекта нам нужна прочная основа в виде перевёрнутой «П», смотрим:

Основа

Вы можете видеть, что для шасси использовано 3 основных компонента: несущая планка, уголок один и уголок второй. Всё это вместе скручивается винтами. Где взять эти вещи? В любом строительном супермаркете, магазине есть отдел с такими вещами. Они предназначены изначально для скручивания деревянных конструкций, есть очень разных размеров, форм. Сделаны из метала – и это хорошо. В этой области Вам предоставляется огромный выбор для полёта фантазии. На втором рисунке представлены такие детали.

Основа

Основа для нашего ревербератора готова. Теперь, на следующем этапе нашей работы, приступаем к монтированию пружины и динамиков. Пружину я использовал самодельную. Навивал её из медного провода толщиной 1мм на диаметр приблизительно 2 см. В длину пружина была около 25 см уже в натянутом, установленном состоянии. Крепится пружина своими концами к уголками. Она должна быть натянута очень хорошо и не провисать! Иначе, теряется упругость и эффекта может не быть вовсе. Пробуйте разные пружины, из разных металлов, что бы достичь максимальной упругости. Также хочу заметить то, что разные металлы звучат здесь по-разному. Медь имеет довольно мягкое звучание за счёт того, что она довольно мягкая. Недостатком её есть то, что в силу этой же мягкости, сила сигнала на выходе довольно маленькая, и может понадобиться еще один предварительный усилитель на выходе, что бы поднять амплитуду сигнала. Сталь, например, имеет абсолютно характерный металлический звон, призвук. Сигнал со стали довольно чёткий и мощный. Именно стальные пружины используются в заводских моделях пружинных ревербераторов.

Если Вы читали внимательно, то наверняка заметили, что в первый раз я сказал «динамики с прикреплёнными к ним концами пружины» а во второй раз «концы пружины крепим к уголкам» — замешательство, не так ли? Вовсе нет. Пролью немного света на эту дилемму. Смотрим на рисунок:

Конструкция

Тут видно, что на нашем шасси нужно закрепить оба динамика по разные стороны. Между уголков натянуть пружины, закрепив её концы как Вам будет удобно: либо скотчем, либо изолентой, либо же прикрутить (всё зависит от пружины). От динамиков идут провода к выходу усилителя и к выходу с нашего ревербератора (или через предварительный усилитель, если нужно). Имея такую конструкцию переходим дальше, и смотрим как же нам передать механические колебания динамика, пружине. Иными словами, как соединить динамики с пружиной:

Соединение динамика с пружиной

Динамик крепиться с пружиной через кусок проволоки или чего-либо другого, достаточно твёрдого. Одним концом эта «палочка» приклеивается к динамику в его середине, а другим к перпендикулярному месту на пружине. Клей «Момент» отлично всё держит и достаточно быстро сохнет. Заметьте, что динамик должен быть надёжно и неподвижно закреплён на шасси, иначе перпендикулярность нарушается и колебания приобретают другой вектор, что влечёт потерю силы сигнала на выходе. Всё должно быть ровно и перпендикулярно. Таким образом, динамик колеблясь, передаёт эту механическую энергию пружине, на другом конце которой установлен второй динамик-приёмник. Он крепиться к пружине таким же образом.

Существует много разных способов прикрепить пружину к динамику. Я предлагаю Вам этот, как самый практичный, лёгкий и надёжный. Ниже представлено несколько фотографий на разных этапах постройки.

Первый вариант

Это самая первая экспериментальная модель с креплением пружины прямо к излучателям. Она была не эффективной, пружина провисала и в месте крепления неплотно прилегала к диффузорам. Усилитель из настольных колонок «мыльниц», которые я советовал Вам использовать.

Окончательный вариант ревербератора

А вот вторая фотография – окончательный вариант моего пружинного ревербератора. Тут в шасси использованы уголки и прямые планки, которые я советовал Вам. В корпусе под шасси находиться усилитель, гнёзда входа-выхода, гнездо питания усилителя. Ручка которую вы видите на передней панели – регулятор на 100К. Он регулирует соотношение чистого звука и звука с эффектом на выходе. Иными словами % чистого звука и с эффектом. Как динамик-передатчик использован динамик из таких же колонок – мыльниц, 4 Вата и 8 Ом сопротивления. Как динамик-приёмник взят динамичек из трубки телефона. Его характеристик я к сожалению не помню. Ниже хочу представить видеозапись, сделанную мной для презентации работы готового устройства. В этом видео вы увидите окончательную модель пружинного ревербератора, изображенную на последней фотографии.

В самом конце обо мне: эту конструкцию я ни откуда не брал, придумывал сам. По началу искал готовые схемы, но таких в интернете 1 -2, поэтому и решил написать свою статью. Надеюсь она поможет тем, кто хочет себе пружинный ревербератор.

Kelewin (Андрей) Опубликована: 2011 г. 0 0

Вознаградить Я собрал 0 0

Простейший пружинный ревербератор

wink

Так вот, в комбике том встроен пружинный ревербератор. Та ещё конструкция! Преобразователи — ферромагнитные рамки, вращающиеся в поле постоянного магнита, длинные пружины, вобщем — ужОс.
А в памяти всплыла конструкция, которую делал ещё в прошлом веке. Идею почерпнул не помню откуда, а схемка собственной разработки.
Только вот жаль, что в глубине антресолей не нашёл сам девайс. А ведь где-то лежит и смеётся сволочь.

При всей её простоте схема вполне работоспособна.
Вот она:
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Всё понятно из рисунка. Можно ещё сигнал с движка переменника R18 подать на вход устройства, эффект будет ярче, но шумов и грязи будет больше.

DA1, DA2 — любые сдвоенные операционные усилители с соответствующими цепями коррекции. U пит. — 9-15 В. EP1, EP2 — головные телефоны типа «ТОН».

Пружина — поле для экспериментов!
От материала, диаметра и длины пружины напрямую зависит качество эффекта. В прототипе она выполнена из медной проволоки 0.6 mm. Проволока моталась на хвостовик сверла 12мм. Количество витков — 20-25. Чем длиннее — тем больше задержка.
После снятия с оправки — слегка растянута, чтобы витки не касались друг друга. Чем длиннее — тем больше задержка, чем тоньше — тем больше размах задержанного сигнала. Этот узел нужно подбирать в каждом конкретном случае, отслеживая результаты на слух.
Недостатки: несколько ненатуральный (но приятный на слух) характер звучания, с металическим призвуком.

Спасибо за внимание.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

�� Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Пружинный ревербератор

Реверберацией называется остаточное звучание (послезвучание), наблюдаемое в помещениях после прекращения действия источника звука. Послезвучание возникает в результате многократных отражений звуковых волн от стен, потолка и других поверхностей. Если же источник продолжает излучать колебания, то звуковое поле в помещении представляет собой совокупность прямого звука и многократных отражений. Реверберация субъективно оценивается как «гулкость» звучания.

Ревербератор представляет собой устройство, имитирующее реверберацию. С этой целью на воспроизводимый сигнал накладывается последовательность его запаздывающих повторений (эхо-сигналов) с постепенно убывающим во времени уровнем. Схема звукового тракта с ревербератором Р приведена на рис. 1.

Пружинный ревербератор

Основными характеристиками ревербератора являются следующие:

Импульсная реакция — зависимость напряжения на выходе ревербератора от времени при напряжении на входе в виде короткого импульса. Если интервалы времени между следующими друг за другом эхо-сигналами превышают 0,05 с, то на реальном сигнале они могут восприниматься слушателем раздельно (флаттер-эффект), что оценивается как дефект искусственной реверберации, т.к. в помещении эти интервалы существенно меньше и отдельные эхо-сигналы объединяются в слуховом восприятии. Звучание ревербератора весьма неприятно, если его импульсную реакцию составляют эхо-сигналы, следующие через равные интервалы времени, — явление, практически невозможное в помещении.

Время реверберации Тр — время, в течение которого напряжение на выходе ревербератора после выключения источника стационарного сигнала на его выходе уменьшается в 1000 раз (уровень спадает на 60 дБ) от первоначального значения. Напряжение должно убывать по экспоненциальному закону, так же как в идеальном случае убывает звуковая энергия в помещении после выключения источника стационарного звукового сигнала.

Эффект искусственной реверберации можно регулировать изменением времени реверберации, т. е. скорости убывания уровня эхо-сигналов, создаваемых ревербератором, или изменением соотношения уровней прямого и реверберационного сигналов. В устройстве по схеме рис. 1 соотношение уровней изменяется двумя переменными резисторами. Оба способа регулировки дают в некоторых пределах одинаковое изменение гулкости звучания. Это дает возможность в простых ревербераторах пользоваться регулировкой второго рода, что значительно упрощает их конструкцию.

Частотная характеристика коэффициента передачи ревербератора — зависимость напряжения на выходе ревербератора от частоты при постоянной амплитуде входного напряжения.

Пружинный ревербератор

Частотная характеристика коэффициента передачи помещения (рис. 2) существенно зависит от положений громкоговорителя и измерительного микрофона. На частотной характеристике большого помещения пики расположены нерегулярно; в среднем они распределены с интервалом 4/Тр [Гц] , а перепад между пиками и провалами достигает 25 дБ и более. Для того чтобы достаточно хорошо имитировать акустические условия большого помещения, плотности пиков частотных характеристик коэффициентов передачи ревербератора и помещения должны быть сравнимы.

Существует несколько систем ревербераторов. Далее описывается пружинный ревербератор, поскольку он имеет небольшие размеры, относительно дешев, не сложен конструктивно и поэтому доступен для изготовления в любительских условиях.

Принцип работы пружинного ревербератора

Основой пружинного ревербератора является линия задержки, состоящая из двух преобразователей (датчика и приемника механических колебаний) и натянутой между ними цилиндрической пружины (см. структурную схему пружинной линии на рис. 3).

Пружинный ревербератор

Входной сигнал, усиленный усилителем У1, преобразуется в колебательные движения крутильного типа подвижного элемента датчика Д, которые передаются пружине. Механическая волна распространяется по пружине и достигает приемника через время, определяемое скоростью распространения колебаний в пружине и ее длиной. Отразившись от приемного конца пружины, волна возвращается к датчику, затем снова к приемнику и т. д., постепенно затухая.

Первый эхо-сигнал в пружинной линии задерживается на время ∆t, а следующие за ним эхо-сигналы сдвинуты во времени один относительно другого на 2∆t; пики на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора располагаются с интервалом 1/2∆t, Гц (рис. 4).

Пружинный ревербераторПружинный ревербератор

Самодельный трехпружинный ревербератор

Технические данные ревербератора: плотность пиков на частотной характеристике ревербератора не менее 15 в полосе 100 Гц; средний интервал времени между соседними эхо-сигналами — не более 0,025 с; рабочий диапазон частот 150 — 3000 Гц; время искусственной реверберации 3 — 4 с на нижних частотах рабочего диапазона с постепенным понижением к верхним частотам до 1,5 — 2 с.

Время реверберации на частотах выше 3 кГц в помещении относительно мало и определяется потерями при распространении звуковой волны в воздухе. Поэтому создание искусственной реверберации на верхних звуковых частотах часто неприятно для слуха. Увеличение же времени реверберации на нижних частотах ухудшает четкость и разборчивость звучания. Время искусственной реверберации на верхних частотах в пружинном ревербераторе относительно мало и не превышает обычно 2 с; с понижением частоты оно постепенно увеличивается, достигая иногда 6 — 8 с. Поэтому в конструкции ревербератора следует предусмотреть демпфер, способствующий уменьшению реверберации на нижних частотах.

Выбор параметров ревербератора. Первые два пункта изложенных выше требований удовлетворяются в трехпружинном ревербераторе с временем задержки 0,029; 0,037 и 0,043 с. Плотность пиков на каждые 100 Гц частотного диапазона такого ревербератора — около 20; средний промежуток времени между соседними эхо-сигналами — около 0,025 с.

Расчет пружины. Пружина представляет собой механический фильтр нижних частот. При среднем диаметре витка D [мм] (рис. 5) из стальной проволоки диаметром d [мм] пружина пропускает колебания крутильного типа с частотами ниже частоты среза fс = 253 · 10³d/D².

Пружинный ревербератор

При использовании стальной проволоки диаметром d для получения требуемой частоты среза fс [Гц] диаметр навивки в миллиметрах должен быть равен

Частота среза пружинной линии задержки должна быть 3 — 4 кГц.

Пружины изготовляют из стальной «рояльной» возможно более упругой проволоки диаметром 0,2 — 0,4 мм путем навивки на токарном или моточном станке плотно, виток к витку. Длина проволоки, приготовленной для навивки, должна несколько превышать значение 3,14Dn (n — число витков пружине). Часть крайнего витка пружины загибается в виде крючка. Уменьшение диаметра проволоки затрудняет навивку, а увеличение ведет к росту размеров ревербератора.

Время задержки сигнала в пружине практически не зависит от частоты (за исключением частот, близких к fс, где оно возрастает) и определяется как ∆t = 0,32n/fс.

Число витков пружины зависит от требуемого времени задержки и находится по формуле n = 3,14∆tfс.

Выбор типа преобразователя. В качестве преобразователя может быть использован намагниченный ферритовый ротор, совершающий крутильные колебания под действием переменного поля, создаваемого катушкой с магнитным сердечником. Однако наиболее целесообразно выполнить преобразователь с подвижной катушкой 1 (рис. 6), расположенной в поле постоянного магнита 2. Катушку поддерживает проволока 3. Ток звуковой частоты, проходя по катушке, взаимодействует с полем магнита и вызывает крутильные колебания катушки, которые передаются пружине 4. Приемник аналогичной конструкции осуществляет обратное преобразование.

Пружинный ревербератор

На рис. 7 указаны размеры катушки, при которых обеспечивается диапазон частот 150 — 3000 Гц при использовании пружин из проволоки диаметром 0,2 мм.

Пружинный ревербератор

Катушку преобразователя наматывают с клеевой пропиткой на оправе из дюралюминия (рис. 8 ) так, чтобы проволока проходила сквозь катушку, как показано на рис. 7. Катушка содержит 30 витков ПЭВ-1 0,04. Когда клей высохнет, катушку аккуратно снимают, слегка сжав оправку. Выводы катушек должны иметь длину 50 мм.

Пружинный ревербератор

Один из концов проволоки, предназначенный для соединения с пружиной, загибается в виде крючка на расстоянии не далее 2 мм от катушки; другой конец, имеющий длину 30 мм, служит поддерживающей проволокой.

При навивке пружин из более толстой проволоки площадь поперечного сечения намотки катушки увеличивается приблизительно пропорционально кубу диаметра проволоки (при неизменной частоте среза).

Конструкция ревербератора (рис. 9). Три пружинные линии задержки конструктивно объединены общими для датчиков постоянными магнитами 2 с полюсными наконечниками 3 у датчика и 5 у приемника колебаний. Длина ревербератора и радиус навивки пружин определены диаметром проволоки 0,2 мм и частотой среза 4 кГц (при этом D = 3,54 мм). Каждая пружина 1 состоит их двух половин правой и левой навивки для предотвращения изменений ориентации катушек в магнитном поле при усталостном раскручивании пружин. Числа витков в пружинных линиях, обеспечивающие различные задержки ∆t, должны быть следующими:

∆t, s . . . . . . . . . . . 0,029 0,037 0,043

n . . . . . . . . . . . 2X182 2X230 2X270

Стальные проволоки 7 и 8 диаметром 0,1 мм, поддерживающие катушку датчика 4 и катушку приемника колебаний 6 в магнитных полях, проходят через отверстия в металлических столбиках 9, 10 и фиксируются винтами 12.

Пружинный ревербератор

Катушки датчика и приемника, имеющие сопротивление по 3 Ом, соединяются последовательно на расшивочных платах 11, укрепленных на столбиках. Провода, подводящие ток к катушкам, проходят рядом с соответствующей поддерживающей проволокой и приклеиваются к ней в двух-трех местах.

В качестве постоянных магнитов используются части кольцевого магнита из феррита бария от неисправного громкоговорителя.

Время искусственной реверберации на нижних частотах уменьшает демпфер в виде полосок губчатой резины 1 (рис. 10), приклеенных к пластинам 2 из органического стекла и размещенных у поддерживающих проволок.

Пружинный ревербератор

Усилители ревербератора (рис. 11). Усилитель датчика обеспечивает на катушках с общим сопротивлением 9 Ом напряжение 1 В, устанавливаемое потенциометром R1 при входном напряжении не менее 10 мВ. Чувствительность усилителя приемника составляет 0,1 мВ; номинальное выходное напряжение не менее 1 В при отношении сигнал/шум не менее 50 дБ.

Пружинный ревербератор

В усилителе предусмотрена возможность смешивания основного и реверберационного сигналов; сигнал с переменного резистора R14 на выходе усилителя датчика подается в усилитель приемника после регулятора уровня R26; таким образом, смешивание сигналов проводится манипулированием резисторами R14 и R26.

Данные трансформатора ТР1: магнитопровод Ш6X6,5 из пермаллоя, обмотка I — 1800 витков ПЭВ-0,1, обмотки IIa и IIb — по 400 витков ПЭВ-0,1. Сначала наматывают 900 витков обмотки I, затем 400 витков двойного провода обмоток IIa и IIb и, наконец, 900 витков обмотки I.

Сборка и налаживание пружинного ревербератора. Сборку ревербератора начинают с установки на плате магнитов преобразователей и металлических столбиков. Затем укрепляют поддерживающие проволоки с катушками датчика и приемника в нижних отверстиях металлических столбиков и растягивают между катушками обе половины наиболее длинной пружины (∆t = 0,043 с). Если имеются «слипшиеся» витки, то нужно попытаться растянуть в этом месте пружину или заменить ее новой. Места соединений проклеивают, а выводы катушек пропаивают.

После этого включают усилители и проверяют работу первой линии задержки при синусоидальном сигнале на катушках датчика напряжением не более 0,2 В. Искажения кривой на экране осциллографа (преимущественно в области нижних частот) могут быть вызваны наличием «слипшихся» витков, люфтов в местах механических соединений, механическим контактом катушек с полюсными наконечниками.

Чрезмерное ограничение частотной характеристики пружинной линии в области верхних частот может быть вызвано неправильным расчетом пружины (это приводит к понижению частоты среза), наличием «слипшихся» витков и увеличенными по сравнению с рекомендованными размерами катушек преобразователей.

Аналогичным способом собирают и налаживают две другие пружинные линии. Затем устанавливают пластины с наклеенными полосками пористой резины. Степень сжатия резины между пластинами определяет время искусственной реверберации на нижних частотах.

Измерения в пружинном ревербераторе. Проверка правильности расчета времени задержки пружин и времени реверберации требует специальной аппаратуры, недоступной радиолюбителю. Поэтому все необходимые данные предлагается получить косвенными способами, включая звуковой генератор на вход ревербератора и вольтметр на его выход. Измерения следует проводить для каждой пружинной линии задержки отдельно, отключив две другие.

Медленно изменяя частоту генератора, определяют интервал частот между соседними пиками ∆f; тогда задержка в пружине составит ∆t = 1/2∆f.

Определив соотношение пик/провал D на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора, нетрудно найти затухание g в данной области частот механической волны при однократном прохождении ее по пружине

и время искусственной реверберации в секундах T = ∆t/g, где g в децибелах.

Применение ревербератора. При работе источника звука в помещении направление прихода отраженных звуковых волн к слушателю, как правило, не совпадает с направлением прихода основного сигнала. Включение ревербератора в звуковой тракт согласно рис. 1 не является наилучшим, так как основной сигнал и эхо сигналы воспроизводятся одним громкоговорителем и по направлениям прихода к слушателю не разделены. Ощутимый эффект присутствия в большом зале дает разделение трактов основного и реверберационного сигналов в соответствии с рис. 12. Так как требования к частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора не являются жесткими, громкоговорители распределенной системы, воспроизводящие реверберационный сигнал, могут быть пониженного качества. При ограниченных возможностях распределения система может быть заменена одним громкоговорителем, расположенным за спиной слушателя и с вертикально ориентированной рабочей осью.

Пружинный ревербератор

Материал взят из книги:

«Справочник радиолюбителя-конструктора». (Массовая радио-библиотека. Выпуск 1043)
Москва. «Радио и связь», 1983.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *